Научная статья на тему 'Роль и место черкесского вопроса в политике сша, ЕС и Турции на Северном Кавказе'

Роль и место черкесского вопроса в политике сша, ЕС и Турции на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1319
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС / CIRCASSIAN ISSUE / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / США / USA / ЕС / EU / ТУРЦИЯ / TURKEY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белякова Нина Сергеевна

Черкесская диаспора является самой крупной северокавказской диаспорой, чьи представители проживают практически на всех континентах. В некоторых странах «черкесский вопрос» приобрел явно выраженный политический окрас в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты современной северокавказской политики США, ЕС и Турции, относящиеся к проблемам черкесского народа. В США и ЕС преобладает использование «черкесского вопроса» в качестве инструмента негативного давления на Россию. В связи с этим «черкесский вопрос», занимая не самое важное место в политике Америки и Европы, активируется лишь при возможности быть использованным против России. В Турции «черкесский вопрос» имеет весьма важное внутреннее значение, так как там проживает самая многочисленная черкесская диаспора. Турецкие власти уделяют внимание данной проблематике в связи с проблемой национальной идентичности турецкого общества. Также «черкесский вопрос» используется в качестве инструмента сближения с народами Северного Кавказа с целью распространения своего влияния и образования протурецки настроенных слоев населения. В турецкой политике «черкесский вопрос» играет роль моста между Турцией и Северным Кавказом, является примером позитивного сосуществования титульной нации и национального меньшинства в современном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Place of “Circassian Question” on US, EU and Turkey'' Politics in the North Caucasus

The Circassian diaspora is the biggest North Caucasian diaspora whose members live in almost every continent. In some countries, “Сircassian question” has acquired an evident political tint in relation to the Olympic Games in Sochi in 2014. This article discusses come elements of the North Caucasian policy of the USA, EU and Turkey relation to the problems of the Circassian people. In the US and the EU “Circassian question” is usually used as a tool of negative pressure on Russia. In this regard, “Circassian question” is not the most important place in the politics of America and Europe, and is is activated only when it has to be used against Russia. In Turkey, the “Circassian question” has very important inner meaning, since there resides the largest Circassian diaspora. The Turkish authorities pay attention to this issue in connection with the problem of national identity of Turkish society. Also, “Circassian question” is used as a tool for rapprochement with the peoples of the North Caucasus in order to spread its influence and education of pro-Turkish population. In the Turkish policy “Circassian question” plays the role of a bridge between Turkey and the North Caucasus, and is an example of positive coexistence of titular nation and a national minority in a modern state.

Текст научной работы на тему «Роль и место черкесского вопроса в политике сша, ЕС и Турции на Северном Кавказе»

РОЛЬ И МЕСТО ЧЕРКЕССКОГО ВОПРОСА В ПОЛИТИКЕ США, ЕС И ТУРЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Н.С. Белякова

Центр мировых культур Институт актуальных международных проблем Дипломатическая академия МИД России Б. Козловский пер. 4, Москва, Россия, 107078

Черкесская диаспора является самой крупной северокавказской диаспорой, чьи представители проживают практически на всех континентах. В некоторых странах «черкесский вопрос» приобрел явно выраженный политический окрас в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. В данной статье рассмотрены некоторые аспекты современной северокавказской политики США, ЕС и Турции, относящиеся к проблемам черкесского народа.

В США и ЕС преобладает использование «черкесского вопроса» в качестве инструмента негативного давления на Россию. В связи с этим «черкесский вопрос», занимая не самое важное место в политике Америки и Европы, активируется лишь при возможности быть использованным против России.

В Турции «черкесский вопрос» имеет весьма важное внутреннее значение, так как там проживает самая многочисленная черкесская диаспора. Турецкие власти уделяют внимание данной проблематике в связи с проблемой национальной идентичности турецкого общества. Также «черкесский вопрос» используется в качестве инструмента сближения с народами Северного Кавказа с целью распространения своего влияния и образования протурецки настроенных слоев населения. В турецкой политике «черкесский вопрос» играет роль моста между Турцией и Северным Кавказом, является примером позитивного сосуществования титульной нации и национального меньшинства в современном государстве.

Ключевые слова: черкесский вопрос, Северный Кавказ, США, ЕС, Турция.

Этнокультурные особенности и требования малых этносов легко делают их заложниками внешнеполитических устремлений различных государств. По этой причине «черкесский вопрос» занял прочное место в общекавказской повестке дня, при этом основная проблема — сохранение этноса — отошла на второй план, а на первый выставлена пропаганда антироссийских настроений через порождение, культивирование отрицательных чувств к исторически трудно решаемым проблемам, а следом — акцентирование в удобное время внимания общественности не на решении проблемы, а на негативной реакции на нее.

«Черкесский вопрос» возник в середине XIX в. в результате Кавказской войны, когда многотысячное коренное население покинуло район Северо-Западного Кавказа и переселилось в Османскую империю. Их потомки, продолжив переселение, распределились по разным странам: Турции, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, США, Сирии, Иордании и др. В итоге под общим названием «черкесская (адыгская) диаспора» сформировалась самая многочисленная группа среди всех народов Северного Кавказа, проживающих за рубежом. В нее вошли адыгейцы, черкесы, кабардинцы, шапсуги и убыхи. По разным подсчетам, на территории России проживает не более 1 млн человек черкесов (адыгов), а за рубежом — около 10 млн.

Образовавшийся после распада СССР «геополитический вакуум» стал причиной появления извне дезинтеграционных процессов, направленных на снижение влияния России в Кавказском регионе. Во второй половине 90-х гг. XX в. Северный Кавказ попал в сферу интересов многих государств, прежде всего США и ЕС. В борьбе за влияние в регионе ими стали практиковаться не только экономические, но и информационные инструменты, оказывающие влияние и создающие нужное для их интересов общественное мнение. Черкесский вопрос стал применяться в качестве геополитического инструмента влияния на Россию.

«Черкесский фактор» был выбран не случайно, так как он не имеет однозначного и быстрого решения. Основным требованием большинства проживающих за рубежом черкесов (адыгов) является признание геноцида и массового изгнания черкесского народа, упрощение процедуры возвращения на историческую родину, предоставление российского гражданства и возвращение черкесских земель. Реализация этих требований невыполнима, так как привилегии одному из кавказских этносов сразу же приведут к недовольству других национальных меньшинств, что может угрожать стабильности внутри России и на Кавказе.

Видимо, на это и сделали ставку западные страны, в которых «черкесский вопрос» стал агрессивно использоваться, особенно после объявления Сочи столицей зимней Олимпиады. Это вызвало рост антироссийских настроений этноса как в России, так и за рубежом. Похожая ситуация происходила в Китае, когда накануне Олимпиады 2008 г. из-за подавления восстаний в Тибете резко возросло обсуждение «тибетского вопроса». Поддержка со стороны США вызвала закономерное недовольство китайский властей, которые полагали, что американские спецслужбы помогали тибетским сепаратистам [1. С 3]. Хотя проблема определения статуса Тибета является внутренним делом КНР, она также агрессивно использовалась Западом как инструмент влияния на формирование негативного отношения к Китаю, что и привело к отказу ряда западных лидеров участвовать на официальном открытии Олимпийских игр.

США

В 90-е гг. XX в. США объявили Кавказский регион зоной жизненно важных интересов, что стало поводом для обширного влияния как на новые независимые государства (Азербайджан, Армению и Грузию), так и на кавказские республики, находящиеся в составе Российской Федерации.

Северный Кавказ является важным элементом системы национальной безопасности России. Он несет в себе стратегически важное значение южной границы и моста между Черным и Каспийскими морями. С этнической точки зрения Южный Кавказ невероятно многообразен, вследствие чего обладает повышенной культурной и религиозной конфликтностью.

США начали использовать черкесский вопрос в качестве инструмента деструктивной политики против России. Для формирования антироссийских настроений они дали толчок росту недовольства представителей черкесской диаспоры, проживающих за рубежом, предки которых покинули Россию в середине XIX в.

В начале 2014 г. американский конгрессмен от Нью-Джерси Б. Паскрелл выступил в Конгрессе США в поддержку черкесского народа. В его заявлении говорится об аннексии несуществующей Черкесии и невозможности проведения Олимпийских игр в Сочи в случае, если Россия не признает факт геноцида черкесского народа [9]. Бесспорно, данное заявление прозвучало с замыслом создания и распространения негативного мнения о России, а не целью реальной поддержки немногочисленных американских черкесов. По последним данным, в Америке проживает не более 10—15 тыс. потомков мухаджиров, а в штате Нью-Джерси сформировалась самая компактная община. При этом за пределами штата «черкесский вопрос» с этнической точки зрения в действительности неактуален.

«Черкесским вопросом» заинтересовались многие американские ученые. Был учрежден «Всемирный комитет солидарности с Республикой Адыгея» (2006), проведены конференции, круглые столы и семинары по истории и современной политике на Северном Кавказе (Гарвардский университет, Университет У. Патерсона, Национальный фонд поддержки демократии, фонд «Джеймстаун»). Проводя всевозможные научные и культурные мероприятия, а также поддерживая национальные диаспоры, США посредством «мягкой силы» пытаются создать негативный образ России, что даст им возможность в дальнейшем влиять на Северный Кавказ. При этом влияние будет прикрытым, не напрямую, а через национальные меньшинства, поддерживающие связи с родственниками в России.

В 2010 г. был отмечен рост числа сообществ, групп и публикаций («No Sochi 2014» [8], «May 21» [7]), посредством которых не только распространялись призывы бойкотировать Олимпийские игры в Сочи, но и проповедовались сепаратистские настроения, были организованы протесты и выступления перед посольствами и консульствами Российской Федерации.

Таким образом, «черкесский вопрос» из этнического превратился в этнополи-тический и даже в геополитический инструмент воздействия на Россию.

США распространяют антироссийские настроения и в других странах, стимулируют их к действиям. Ввиду выгодного географического соседства с северо-кавказскими республиками таким инструментом стала Грузия, настроенная на лидирующую роль в Кавказском регионе. После российско-грузинского кризиса 2008 г. проамериканское грузинское руководство попыталось организовать бойкот Олимпийских игр. Это был своего рода ответ на признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.

В 2011 г. парламентом Грузии была принята резолюция «О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей», открыт Центр черкесской культуры, который получил широкую государственную поддержку. Вероятно, грузинское руководство планировало разыграть антироссийский козырь — «угнетенный» кавказский народ, который необходимо поддержать в борьбе против России.

Очевидно, что своими действиями Грузия пыталась присовокупить к антироссийским настроениям разлад в абхазо-черкесских отношениях. С одной стороны, абхазы и черкесы входят в одну группу народностей Северного Кавказа, черкесы поддержали абхазов во время грузино-абхазской войны 1992—1993 гг. С другой — признание «геноцида черкесов» Грузией и признание независимо-

сти Абхазии Россией разводит абхазов и черкесов по разные стороны баррикад. Ясно, что это было сделано для подрыва доверия абхазов и ослабления их связи с Россией.

Отсутствие в дальнейшем каких-либо шагов в этом вопросе как со стороны грузинского руководства, так и со стороны его спонсоров свидетельствует о том, что «черкесский вопрос» был использован Тбилиси исключительно для политического противостояния Москве, с целью любыми средствами усилить дестабилиза-ционные процессы на Северной Кавказе.

В результате смены власти после парламентских выборов в Грузии в 2012 г. премьер-министр В. Иванишвили заявил об обязательном участии своей страны в Олимпиаде в Сочи. Таким образом подтвердилась политическая направленность активизации «черкесского вопроса» в преддверии Олимпиады.

Насаждая и муссируя «черкесский вопрос», в том числе в России, совместно с американским фондом «Джеймстаун» были организованы международный форум и конференции, посвященные «геноциду черкесов». Влияние на научные круги со стороны США возымело свои плоды: заместителем директора Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований по внешний связям С. Же-муховым высказано мнение, что принципиальным достижением конференций стало окончательное формирование подхода к рассмотрению событий середины XIX в. с точки зрения геноцида и угнетения черкесского народа, хотя такая точка зрения ранее не доминировала в научных дискуссиях [4. С. 71].

Американская позиция по «черкесскому вопросу» может быть косвенно направлена и против других стран. Весьма интересным в этом ключе является мнение американской журналистки, предположившей, что гуманитарная помощь беженцам из Сирии в виде предоставления права на проживание и образование в США может стать альтернативой военного вмешательства [10]. Таким образом, посредством «мягкой силы» США привлекают на свою сторону сирийское население. Принимая во внимание тот факт, что сирийские черкесы активно поддерживали Б. Асада, можно предположить, что, развивая негативное отношение к России, Америка старается повлиять и на черкесскую диаспору Сирии.

Представляется, что США могут использовать «черкесский вопрос» в качестве инструмента для дестабилизации ситуации на Кавказе. Однако он не занимает важное место в политике США, т.к. его активизировали для конкретного случая (Олимпиада в Сочи), а впоследствии интерес к этой проблеме заметно уменьшился.

Европейский Союз

«Черкесским вопросом» заинтересовались и в других странах, например, в Европе, где по примеру Соединенных Штатов сделал ставку на негативное освещение исторических событий на Кавказе. Впрочем, европейские политики на официальном уровне не высказывались касательно этой проблемы.

В 2006 г. Европарламент в рамках программы поддержки малочисленных народов предоставил черкесским организациям возможность проводить Дни черкес-

ской культуры, официальная цель которых — возможность ознакомить европейцев со своей историей, традициями и обычаями. Не останавливаясь на достигнутом, представители черкесских организаций продолжили обращение в Европарламент и Совет Европы для признания геноцида и выражения протеста против проведения Олимпиады в Сочи. Пока официальной поддержки со стороны европейских парламентариев они не получили. К тому же в 2014 г. Дни черкесской культуры в Европарламенте не проводились, скорее всего ввиду того, что в европейской внешней политике этот вопрос не занимает важное место.

В европейском научном сообществе был отмечен рост числа публикаций в средствах массовой информации — многие европейские газеты (немецкие, французские, британские) выпустили различные статьи по данной тематике, написанные, преимущественно, в негативном ключе по отношению к России [5].

Самая большая активность в Европе по «черкесскому вопросу» была отмечена в Германии, где проживает самая многочисленная черкесская (адыгская) диаспора — около 40 тыс. чел. [6] Потомки отуреченных черкесов, иммигрировавшие в Германию, в настоящее время занимают высокие посты, призывают к улучшению межнационального понимания в немецком и европейском обществе. Примером может служить депутат Д. Оздемир, ставший сначала депутатом Бундестага, а впоследствии депутатом Европарламента от партии «Зеленых».

Как и в США, «черкесский вопрос» был использован в Европе для формирования негативного отношения к России в преддверии Олимпиады в Сочи в 2014 г., а непосредственно после нее соответствующая активность снизилась. В связи с изменяющейся геополитической ситуацией и на фоне ухудшения отношений между Россией и Евросоюзом в 2014 г. «черкесский вопрос» реанимирован и вновь стал использоваться против России. Активисты черкесского движения из разных стран летом 2014 г. обратились к украинскому и польскому правительствам c просьбой признать геноцид черкесов. На конец года со стороны правительств данных государств официальной реакции не поступало.

В таких многонациональных странах, как США, где общество изначально было сформировано представителями различных национальностей, и Евросоюз, создание которого сопровождалось увеличенным миграционным потоком из третьих стран, национальные границы практически исчезли, этнические меньшинства испытывают меньше потребностей в борьбе за получение каких-либо привилегий, чего не скажешь о моноэтническом обществе, которое на протяжении XX в. пыталась построить Турецкая Республика.

Турция

После переселения в Османскую империю черкесы стали вторым по численности после курдов этническим меньшинством. В дальнейшем в Турции образовалась самая многочисленная, по сравнению с другими странами, черкесская диаспора. Многие черкесские генералы занимали высокие посты в турецкой армии, а их потомки и сегодня присутствуют в турецком политическом руководстве, военных и научных кругах.

Существующая в Турции проблема национальной идентичности во многом связана с тем, что после образования Республики в 1923 г. в документах, удостоверяющих личность, национальность не указывается. Это предопределило невозможность точного определения численности национальных диаспор.

По разным оценкам, на территории Турции проживает от 2 до 7 млн турецких черкесов. Первоначально они селились на Черноморском побережье, создавая северокавказские анклавы сельского типа. Но в дальнейшем, «в русле общетурецких процессов урбанизации и внутренней и внешней миграции произошли сдвиги в структуре расселения черкесского населения» [3. С. 141], что вело к размыванию границ между национальным меньшинством и большинством. Сейчас турецкие черкесы проживают практически на всей территории Турции. Более чем в 40 городах организованы ассоциации кавказской и черкесской культуры, объединяемые Федерацией Кавказских ассоциаций, которая является основной организацией турецких черкесов с 2003 г. [2]. Важной особенностью черкесской диаспоры в Турции является ее превращение «в виртуальное сообщество, поскольку в реальности ее члены представляют собой по преимуществу благонадежных турецких граждан, принявших Турцию как свой новый дом» [12. С. 79].

Сейчас турецкое общество переживает начальный этап становления полиэт-ничности, период признания существования национальных меньшинств с целью противодействия разделению страны. Турция уделяет достаточно много внимания национальному вопросу, надеясь предотвратить раскол на национальные автономии.

Одним из позитивных шагов для черкесской диаспоры можно считать открытие в 2014 г. в Университете Дюздже первого и пока единственного отделения черкесского языка и литературы [7]. В университете работают три преподавателя из Адыгейского государственного университета, а в дальнейшем турецкие студенты смогут проходить практику в Майкопе.

Как отмечает один из организаторов обучения, проф. Алтын, студенты, изучающие черкесский и русский язык на этом отделении, получат возможность реализовать себя различных сферах быстро развивающихся социокультурных и экономических российско-турецких отношениях [11].

Руководители турецкого государства неоднократно выступали в защиту прав черкесского народа, проживающего как в Турции, так и за рубежом. Очевидно, что данные высказывания направлены, в первую очередь, на улучшение отношения черкесов к турецкому руководству, на формирование позитивного отношения к Турции со стороны турецких черкесов.

В Турции постоянно проходят научные конференции и семинары, посвященные «черкесскому вопросу», в турецких университетах созданы научные центры, занимающиеся проблемами национальных меньшинств. Все это свидетельствует о том, что в Турции присутствует истинный интерес к «черкесскому вопросу», который занимает важное место в турецкой политике, и в первую очередь во внутренней, так как проблемы национальных меньшинств в настоящее время играют важную роль в турецком обществе.

В преддверии Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и в турецком обществе все чаще стали упоминать о «геноциде черкесов», однако после завершения Олимпиады вопрос не поднимается. Турция вынуждена учитывать настроения черкесской диаспоры, однако ее излишняя активизация может негативно сказаться на российско-турецких отношениях, на важном для Турции торговом и энергетическом сотрудничестве.

Признание «геноцида черкесов» как исторического факта может привести к тому, что Турция обязана будет признать факт «геноцида армян» в Османской империи. В связи с этим турецкое руководство официально заявляет о поддержке черкесского меньшинства, но при этом не принимает серьезных шагов.

После распада СССР Турция проводит активную политику по проникновению в близлежащие регионы. Она использует фактор черкесской диаспоры, проживающей на ее территории, для оказания влияния на мусульманское нетюркское население Северного Кавказа. Через него пытается продвигать турецкий язык и культуру, воздействовать посредством распространения турецкой политической модели, тем самым формировать позитивно настроенное к Турции население. В будущем это может принести как экономические, так и политические дивиденды.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бажанов Е.П. Двухполюсный мир — американская иллюзия // Независимая газета. 2009, б августа, С. 3.

[2] Федерация Кавказских ассоциаций. URL: http://kaffed.org/ru.

[3] Цибенко (Иванова) В.В. Унификация в ответ на ассимиляцию: конструирование общности Северокавказской диаспоры Турции // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2014. № 3 (79). С. 75—81.

[4] Чочиев Г.В. Северокавказская диаспора в Турции во 2-й половине XX в.: проблема сохранения этнонациональной идентичности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2014. № 3—1. С. 140—143.

[5] 5 reasons why Sochi's Olympics may be the most controversial Games yet. URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/jan/31/sochi-olympics-controversial-5-reasons, Im Blut der Tscherkessen // URL: http://www.zeit.de/sport/2014-01/sotschi-tscherkessen-olympia-kaukasus, Le premier génocide contemporain a-t-il eu lieu à Sotchi, avec le massacre des Circassiens le 21 mai 1864? // URL: http://www.slate.fr/sports/82559/tcherkesses-circassiens-sotchi.

[6] Circassia // URL: http://unpo.org/members/7869.

[7] Düzce Üniversitesi Fen ve Edebiyat Fakültesi Çerkez dili ve edebiyati bölümü // URL: http://kafkas.fef.duzce.edu.tr/Dokumanlar/ac97cb04-1128-49d1-b808-0f0294d513a5.pdf.

[7] May 21 // http://www.May21.org.

[8] No Sochi 2014. http://www.nosochi2014.com.

[9] Support for the Circassian people // URL: https://www.congress.gov/congressio_nal-record/ 2014/1/29/extensions-of-remarks-section/article/E139-4.

[10] Three big ways the U.S. could help Syrians without using the military // URL: http://www.washingtonpost.com/blogs/wonkblog/wp/2013/09/05/three-big-ways-the-u-s-could-help-syrians-without-using-the-military.

[11] Türkiye'nin tek Çerkez dili ve edebiyati bölümü yeni ögrencilerini bekliyor // URL: http://www.milliyet.com.tr/turkiye-nin-tek-cerkez-dili-ve-edebiyati-duzce-yerelhaber-290203.

[12] Zhemukhov S. Russia and Georgia: the Circassian question // Ponars Eurasia Policy Conference. Washington, 2010. P. 57—62.

THE ROLE AND POSITION OF "CIRCASSIAN QUESTION" IN USA, EU AND TURKEY'S POLICY IN THE NORTH CAUCASUS

N.S. Belyakova

Center of World Culture, Institute of Contemporary International Studies Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

B. Kozlovskyper., 4, Moscow, Russia, 107078

The Circassian diaspora is the biggest North Caucasian diaspora whose members live in almost every continent. In some countries, "Circassian question" has acquired an evident political tint in relation to the Olympic Games in Sochi in 2014. This article discusses come elements of the North Caucasian policy of the USA, EU and Turkey relation to the problems of the Circassian people.

In the US and the EU "Circassian question" is usually used as a tool of negative pressure on Russia. In this regard, "Circassian question" is not the most important place in the politics of America and Europe, and is is activated only when it has to be used against Russia.

In Turkey, the "Circassian question" has very important inner meaning, since there resides the largest Circassian diaspora. The Turkish authorities pay attention to this issue in connection with the problem of national identity of Turkish society. Also, "Circassian question" is used as a tool for rapprochement with the peoples of the North Caucasus in order to spread its influence and education of pro-Turkish population. In the Turkish policy "Circassian question" plays the role of a bridge between Turkey and the North Caucasus, and is an example of positive coexistence of titular nation and a national minority in a modern state.

Key words: Circassian issue, North Caucasus, USA, EU, Turkey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.