Научная статья на тему 'Пути разрешения "черкесского вопроса" на юге России (на примере XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи)'

Пути разрешения "черкесского вопроса" на юге России (на примере XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
293
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ОЛИМПИАДА / РОССИЯ / СОЧИ / США / УКРАИНА / ЧЕРКЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бредихин А.В.

Вопросы межнациональных отношений на Юге России входят в число стратегических внешнеполитических интересов сопредельных стран. Возможность дестабилизации ситуации в столь сложном этнически гетерогенном регионе вызывает интерес к исторической памяти населяющих его народов у таких стран как Грузия, Украина, а также США. Проведение значимых международных мероприятий, таких как XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи выступают событием, катализирующим международный интерес к региону. Актуализация проблемы т.н. «черкесского геноцида» не стала исключением, однако Российская Федерация провела значительную информационную работу на международном уровне с целью купирования международного противодействия. Практикам решения вышеуказанной проблемы и посвящена статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути разрешения "черкесского вопроса" на юге России (на примере XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи)»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Бредихин А.В. кандидат исторических наук,

советник Директора Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук

bredikhin90@yandex. ru

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ «ЧЕРКЕССКОГО ВОПРОСА» НА ЮГЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ

XXII ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ)1

Аннотация: Вопросы межнациональных отношений на Юге России входят в число стратегических внешнеполитических интересов сопредельных стран. Возможность дестабилизации ситуации в столь сложном этнически гетерогенном регионе вызывает интерес к исторической памяти населяющих его народов у таких стран как Грузия, Украина, а также США. Проведение значимых международных мероприятий, таких как XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи выступают событием, катализирующим международный интерес к региону. Актуализация проблемы т.н. «черкесского геноцида» не стала исключением, однако Российская Федерация провела значительную информационную работу на международном уровне с целью купирования международного противодействия. Практикам решения вышеуказанной проблемы и посвящена статья.

Ключевые слова: Грузия, Олимпиада, Россия, Сочи, США, Украина, черкесы

Юг России и Северный Кавказ в частности представляет собой регион, наполненный вооруженными конфликтами в конце XX - начале XXI вв. Это и две войны в Чечне, включающие операции федеральных сил против боевиков в Дагестане и Ингушетии, это и осетино-ингушский конфликт, сюда же можно отнести и прилегающие к северокавказскому региону войны в Абхазии и Южной Осетии-Алании. В тоже время в преддверии проведения XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году возникла ситуация локальной «холодной войны», в рамках которой представители радикально настроенной части черкесских народов выступали против проведения международных соревнований.

Фактор дестабилизации и конфликтогенности в регионе значим за счет внешних акторов: США, Грузии, Украины, которые посредством финансовых, информационных и человеческих ресурсов стремились актуализировать события времен Кавказской войны 1817-64 гг. В тоже время Российская Федерация предприняла ряд мер, направленных на пресечение деструктивной деятельности иностранных акторов, посредством привлечения к Олимпийским играм представителей зарубежной черкесской диаспоры.

Вопросу влияния внешних факторов на т.н. «черкесский вопрос» в преддверии Олимпийских игр в Сочи уделено значимое место среди отечественных научных работ. О внешних аспектах «черкесского кризиса» пишет П.В. Гребенников2, на внешнюю политику стран Запада на Кавказе указывает Н.С. Белякова3, позицию курдов в признании т.н. «геноцида»

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-68-00001 «Влияние институциональной нестабильности сопредельных стран на деятельность экстремистских организаций Юга России»). ФГБУН Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук.

2 «Черкесский» вопрос и внешний вопрос.: Аналит. обзоры РИСИ./ под ред. П.В. Гребенникова. - М.: РИСИ, 2012. № 4(14). - 66 с.

3 Белякова Н. С. Роль и место черкесского вопроса в политике США, ЕС и Турции на Северном Кавказе// Вестник Российского университета дружбы народов. Международные отношения, 2015. № 1. С. 177-184.

раскрывает Н.З. Мосаки , о признании геноцида Грузией пишет К.И. Тасиц2. В тоже время позиция и контрдействия Российской Федерации в разрешении данной проблемы не выступали темой научных исследований.

Проблема т.н. «черкесского вопроса» включает в себя аспект признания Российской Федерацией «геноцида» черкесов после Кавказской войны, в результате которого большая часть черкесского населения покинула район Северо-Западного Кавказа, возвращение черкесам ранее населяемых ими земель, создание единого государственного образования на территории исторической Черкесии. Здесь актуализируются моменты исторической памяти, борьбы народов за самоопределение, а также возможность объединения субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея, районов Карачаево-Черкесской республики, Кабардино-Балкарской республики, Краснодарского края.

В «Декларации самоопределения и государственности автохтонного коренного черкесского народа: нации в изгнании» принятой 21 ноября 2011 г. границы исторической Черкесии определены следующим образом: «Территория Черкесии начинается от истоков реки Кубань и простирается до Чёрного моря. Границами наших исконных земель являются: на юго-западе — Абхазия и Черное море; на юге — Малая Абхазия и Осетия. Реки Терек и Сунжа служат границей между черкесами и кистинами. Черное море омывает западные границы Черкесии от устья реки Кубань до речки Агрипш». Реализация данного проекта будет способность не только пересмотру границ между субъектами Федерации, но и началу ряда межнациональных конфликтов в регионе, в том числе и вооруженного характера.

«Черкесский вопрос» выступил частью общей антироссийской информационной кампании среди стран Запада. Основным источником по актуализации проблемы стали США. Сенатор от Нью-Джерси Б. Паскрелл заявил о необходимости признания Черкессии «аннексированной» Россией и невозможности проведения Олимпиады в Сочи до тех пор, пока Москва не признает факт геноцида. Черкесская проблематика актуализировалась в американских научных кругах, был учрежден «Всемирный комитет солидарности с Республикой Адыгея», проведены научные конференции и круглые столы, появился ряд научных исследований.

По аналогии действовали и страны-союзники США. Подконтрольный Грузии Верховный совет Абхазии в качестве части политики по признанию грузинским правительством т.н. «черкесского геноцида» выступил против проведения игр «на месте гибели целых народов». В Тбилиси был создан Черкесский культурный центр, проведены дни черкесской культуры, в Анаклии открыт памятник жертвам черкесского геноцида, а 20 мая 2011 г. грузинский парламент проголосовал за разрешение т.н. «черкесского вопроса» и принятие резолюции «О признании геноцида черкесов, осуществленного Российской империей»3. С позицией демонстрации России как «страны-угнетателя» и требованием бойкота Олимпиады выступил ряд политиков из ЕС, Турции, а также стран-сателлитов США Украины и Грузии, для рассмотрения которых необходимо отдельное исследование. Однако, несмотря на активное международное давление, Российская Федерация смогла нормализовать отношения с черкесскими организациями как внутри страны, так и за ее пределами.

1 Мосаки Н.З. Позиция прокурдских организаций Турции в черкесском вопросе (по материалам курдоязычных СМИ)// Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2017. № 2. С. 96-103.

2 Тасиц К.И. Использование Грузией «черкесского вопроса» в информационной войне против России// Дневник АШПИ, 2012. № 28. С. 131-135.

3 Авидзба А. Ф. «Черкесский вопрос» как фактор антироссийской политики на Кавказе» // Северо-Западный Кавказ от прошлого к настоящему. Сборник мат.конф. - Ростов-н/Д.: ООО «Фонд науки и образования», 2014. С. 37.

Поиск политического диалога между российской и черкесской элитами по т.н. «черкесскому вопросу» нашел возможные варианты компромисса и взаимопонимания. В январе 2011 г. глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков заявил следующее: «...так называемый черкесский вопрос - это надуманная тема, с ней носятся три-четыре больных человека. Да, была Кавказская война, чего только не было, но мы это уже забыли давно, мы живем завтрашним днем. Выйдите на улицу, спросите людей, волнует их это или нет. Это волнует почему-то центральную прессу и некоторых "аналитиков"»1. Руководители национальных черкесских муниципалитетов поддержали его позицию.

Была проведена работа по включению представителей черкесской общественности в систему государственного управления Краснодарского края. В ноябре 2013 г. на должность заместителя руководителя Департамента внутренней политики Администрации Краснодарского края был назначен вице-президент Международной черкесской ассоциации Мугдин Мадинович Чермит, в функционал которого вошла работа по формированию позитивного восприятия черкесским международным сообществом Олимпиады в Сочи2. В 2016 г. он занял пост Первого заместителя Главы города Сочи.

В преддверии Зимних Олимпийских игр, в октябре 2013 г. Краснодарский край посетила внушительная делегация из 50 старейшин черкесских объединений Сирии, Иордании, Израиля, Палестины, ОАЭ, Германии и США. В ходе своего визита они не только высоко оценили олимпийские объекты в Сочи, но и посетили исторические места и центры адыгов в Успенском и Туапсинском районах, а также Армавире. Председатель «Адыгэ Хасэ» Сирии Исхак Акрам, оценив увиденное им в Сочи, сообщил: «Мы поддерживаем эту идею и ещё раз подчеркиваем, что адыги Сирии полностью разделяют уверенность в успехе и желают руководству Российской Федерации организовать Олимпийские игры на самом высоком уровне. Мы всячески будем способствовать тому, чтобы эта Олимпиада стала самой светлой и яркой».

Кроме того, черкесские старейшины встретились с вице-премьером российского Правительства Дмитрием Козаком, который пообещал, и собственно сдержал обещание включить черкесский компонент в олимпийскую тематику. Не обошли старейшины и вопроса поддержки черкесской диаспоры за рубежом. В частности, Дмитрий Козак анонсировал, что Кабардино-Балкарский государственный университет выступит тем центром, который займется подготовкой преподавателей черкесского языка. В настоящее время там идет подготовка специалистов по кабардино-черкесскому языку и литературе, фундаментальных трудов по грамматике кабардино-черкесского языка. А в рамках республиканского закона «Об образовании», университет ведет работу по подготовке специалистов в рамках осуществления образовательного процесса в местах компактного проживания соотечественников.

Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Н.А. Нефляшева подчеркивает, что Совет старейшин черкессого народа (Карачаево-Черкесская республика) поддержал проведение Олимпиады в Сочи, «призывая использовать черкесский компонент в оформлении, символике и культурной программе Игр». Как видим, пожелания старейшин были реализованы, а «Дом адыга» привлек внимание многих тысяч туристов.

Черкесские старейшины всесторонне понимают дестабилизационную угрозу, идущую на Кавказ из Украины. И вовсе не случайно, что после того, как в Верховной Раде Украины были

1 Цветков О. «Черкесский вопрос» в политических процессах// Россия и мусульманский мир, 2013. № 8(254). С. 39.

2 Колосов В.А. «Черкесский вопрос» и XXII Зимние Олимпийские игры в городе Сочи// Северо-Западный Кавказ от прошлого к настоящему. Сборник мат.конф. - Ростов-н/Д.: ООО «Фонд науки и образования», 2014. С. 46.

поддержаны петиции якобы идущие от адыгских активистов (среди которых лишь трое были гражданами России), следом появилось письмо-подделка якобы от адыгских старейшин с признанием тесных связей черкесов и украинцев и выражением протеста «попыткам российского вторжения на территорию Украины». Реагируя на эту провокацию официального Киева, Совет Адыгейского республиканского общественного движения «Старейшины адыги» выступил с опровержением: «Совет уважает мнение каждого в столь сложном вопросе, но их действия не должны подрывать доверие народов, авторитет адыгского народа, ставить под угрозу безопасность Российской Федерации и статус республики»1. Подобная позиция получила слова поддержки и благодарности от Президента Российской Федерации Владимира Путина: «я хочу обратиться к вашим старейшинам со словами благодарности за то, что они, понимая всё то, что происходит вокруг Олимпиады, не просто вели себя сдержанно, а давали очень правильные, мудрые сигналы в общество»2. 2 февраля 2014 г. на заседании исполкома общественное движение «Адыгэ-Хасэ - Черкесский парламент» приняло решение о поддержке проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.

Не остались в стороне старейшины и в вопросе переселения черкесов Сирии в Россию. Они не только содействовали петициями, но и помогали на местах обустройству беженцев, оформлению документов, поиску работы. При этом сами черкесы-репатрианты неоднократно заявляли о своем желании интегрироваться в российское общество. «Мы не хотим, чтобы нам все время помогали люди и власть в КЧР, мы не хотим быть обузой для общества! Мы хотим стать самостоятельными и чтобы мы могли сами зарабатывать и начали помогать обществу, чтобы мы, репатрианты, могли создавать рабочие места для других, потому что среди нас есть специалисты высокого класса, которые могут принести пользу в разных отраслях жизнедеятельности»3, - считает старейшина сирийских черкесов Куэбл Раджаб. Напомним, что в субъектах пребывания черкесов-репатриантов осуществляют свою работу специально созданные комиссии, в частности под председательством Премьер-министра Республики Адыгея М.К. Кумпилова работает комиссия по координации работы по поддержке соотечественников, прибывших в Республику Адыгея из Сирийской Арабской Республики.

Входящие в состав Международной Черкесской Ассоциации Черкесское благотворительное общество и Координационный Совет Сирии поддержали действия России и начало ею военной операции на Ближнем Востоке. На наш взгляд, поддержка международным черкесским сообществом проведения российскими военно-воздушными силами операции в Сирии, а также оказание российскими властями помощи в эвакуации черкесских соотечественников в республики Северного Кавказа, является значимым шагом в решении «черкесского вопроса». Антитеррористическая операция в Сирии позволяет показать позицию Москвы в отношении сирийских черкесов, тех, чьи предки покинули свои аулы после Кавказской войны.

После завершения XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи число публикаций в сети Интернет по вопросу признания т.н. «черкесского вопроса» пошло на убыль, что подтверждает необходимость его актуализации исключительно в целях снижения авторитета Российской Федерации на международной арене. В петиции, появившейся в преддверии выборов в

1 Совет старейшин адыгов осудил письмо лидеров «Адыгэ Хасэ» к Украине// Национальный акцент. URL: http://nazaccent.ru/content/11894-sovet-starejshin-adygov-osudil-pismo-liderov.html (дата обращения: 25.10.2018).

2 Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов// Аргументы и факты. URL: http://www.adigea.aif.ru/culture/details/1311177 (дата обращения: 25.10.2018).

3 Репатрианты из Сирии: действия России вызывают гордость у сирийских черкесов// Кавказ Сегодня. URL: http://www.kavtoday.ru/3532 (дата обращения: 25.10.2018).

Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2016 году, поднимался вопрос признания черкесов коренным народом с упором на их патриотическую позицию к Российской Федерации: «Большинство городов и рек черноморского побережья Краснодарского края имеют адыгские названия, испокон веков здесь жили адыги. До сих пор администрация Краснодарского края не признала мой народ коренным, хоть это многое значит для моего народа и истории наших предков. Нам не нужно ничего кроме признания этого факта, если это произойдёт, то мой народ сможет спокойно перевернуть этот лист истории и с благодарностью идти дальше вперед! Мой народ любит свою страну и отстаивает её честь как в спорте, так и на военном поприще, так пусть и наша великая страна пойдёт на встречу моему народу и признает этот факт, ведь справедливость должна восторжествовать!»1.

Значимыми остаются методы «народной дипломатии» в преодолении «черкесского вопроса» и сегодня. Автор статьи принимал участие в I Международном нахском научном конгрессе «Этногенез и этническая история народов Кавказа», проходившем в сентябре 2018 г. в г. Грозный. Участвовали в нем и представители черкесской диаспоры из Израиля, стремящиеся к развитию контактов с народами Северного Кавказа, нормализации отношений в сфере гуманитарного сотрудничества.

На основании изложенного переходим к выводам:

Во-первых, активизация вопроса международного признания т.н. «черкесского вопроса» выступает частью информационной войны против Российской Федерации и не отвечает текущим запросам черкесских народов нашей страны.

Во-вторых, руководство Российской Федерации провело значительную работу как с представителями черкесских организаций внутри страны, так и за ее пределами. Важным моментом выступает участие в диалоговом процесс представителей института черкесских старейшин.

В-третьих, военная операция Российской Федерации против представителей запрещенного «Исламского Государства» в Сирии способствовала повышению статуса нашей страны в среде черкесской общественности и активизации процесса репатриации черкесов Ближнего Востока в регион Северо-Западного Кавказа.

Литература:

1. Авидзба А.Ф. «Черкесский вопрос» как фактор антироссийской политики на Кавказе» // Северо-Западный Кавказ от прошлого к настоящему. Сборник мат.конф. - Ростов-н/Д.: ООО «Фонд науки и образования», 2014. С. 35-43.

2. Белякова Н.С. Роль и место черкесского вопроса в политике США, ЕС и Турции на Северном Кавказе// Вестник Российского университета дружбы народов. Международные отношения, 2015. № 1. С. 177-184.

3. Колосов В.А. «Черкесский вопрос» и XXII Зимние Олимпийские игры в городе Сочи// Северо-Западный Кавказ от прошлого к настоящему. Сборник мат.конф. - Ростов-н/Д.: ООО «Фонд науки и образования», 2014. С. 44-51.

4. Крылов А.Б. Особенности современного этапа развития Южного Кавказа// Архонт, 2017. № 3. С. 4-7

1 Поле рисков для Кавказа: черкесы вдохновились «якутским успехом»?// EAD. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/ll/15/pole-riskov-dlya-kavkaza-cherkesy-vdohnovüis-yakutskim-uspehom (дата

обращения: 25.10.2018).

5. Мосаки Н.З. Позиция прокурдских организаций Турции в черкесском вопросе (по материалам курдоязычных СМИ)// Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2017. M 2. С. 9б-103.

6. Селезнев И.А. Роль интеграционных структур в обеспечении безопасности стран Средней Азии// Архонт, 2017. M 1. С. 72-78

7. Тасиц К.И. Использование Грузией «черкесского вопроса» в информационной войне против России// Дневник АШПИ, 2012. M 28. С. 131-135.

8. Цветков О. «Черкесский вопрос» в политических процессах// Россия и мусульманский мир, 2013. M 8(254). С. 3б-45.

9. «Черкесский» вопрос и внешний вопрос.: Аналит. обзоры РИСИ./ под ред. П.В. Гребенникова. - М.: РИСИ, 2012. M 4(14). - бб с.

10. Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов// Аргументы и факты. URL: http://www.adigea.aif.ru/culture/details/1311177 (дата обращения: 25.10.2018).

11. Поле рисков для Кавказа: черкесы вдохновились «якутским успехом»?// EAD. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/11/15/pole-riskov-dlya-kavkaza-cherkesy-vdohnovilis-yakutskim-uspehom (дата обращения: 25.10.2018).

12. Совет старейшин адыгов осудил письмо лидеров «Адыгэ Хасэ» к Украине// Национальный акцент. URL: http://nazaccent.ru/content/11894-sovet-starejshin-adygov-osudil-pismo-liderov.html (дата обращения: 25.10.2018).

13. Репатрианты из Сирии: действия России вызывают гордость у сирийских черкесов// Кавказ Сегодня. URL: http://www.kavtoday.ru/3532 (дата обращения: 25.10.2018).

14. Черкесский вопрос и Олимпиада в Сочи// Карнеги. URL: http://carnegieendowment.org/2011/03/03/ru-event-3244 (дата обращения: 25.10.2018).

References:

1. Avidzba A.F. «CHerkesskij vopros» kak faktor antirossijskoj politiki na Kavkaze» // Severo-Zapadnyj Kavkaz ot proshlogo k nastoyashchemu. Sbornik mat.konf. - Rostov-n/D.: OOO «Fond nauki i obrazovaniya», 2014. S. 35-43. (In Russ.)

2. Belyakova N.S. Rol' i mesto cherkesskogo voprosa v politike SSHA, ES i Turcii na Severnom Kavkaze// Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2015. M 1. S. 177-184. (In Russ.)

3. Kolosov V.A. «CHerkesskij vopros» i XXII Zimnie Olimpijskie igry v gorode Sochi// Severo-Zapadnyj Kavkaz ot proshlogo k nastoyashchemu. Sbornik mat.konf. - Rostov-n/D.: OOO «Fond nauki i obrazovaniya», 2014. S. 44-51. (In Russ.)

4. Krylov A.B. Osobennosti sovremennogo ehtapa razvitiya YUzhnogo Kavkaza// Arhont, 2017. tt° 3. S. 4-7. (In Russ.)

5. Mosaki N.Z. Poziciya prokurdskih organizacij Turcii v cherkesskom voprose (po materialam kurdoyazychnyh SMI)// Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriya i sovremennost', 2017. M 2. S. 96-103. (In Russ.)

6. Seleznev I.A. Rol' integracionnyh struktur v obespechenii bezopasnosti stran Srednej Azii// Arhont, 2017. M 1. S. 72-78. (In Russ.)

7. Tasic K.I. Ispol'zovanie Gruziej «cherkesskogo voprosa» v informacionnoj vojne protiv Rossii// Dnevnik ASHPI, 2012. M 28. S. 131-135. (In Russ.)

8. Cvetkov O. «CHerkesskij vopros» v politicheskih processah// Rossiya i musul'manskij mir, 2013. M 8(254). S. 3б-45. (In Russ.)

9. «CHerkesskij» vopros i vneshnij vopros.: Analit. obzory RISI./ pod red. P.V. Grebennikova. -M.: RISI, 2012. № 4(14). - 66 s. (In Russ.)

10. Korennye narody Adygei: istoriya, kul'tura i byt drevnih shapsugov// Argumenty i fakty. URL: http://www.adigea.aif.ru/culture/details/1311177 (data obrashcheniya: 25.10.2018). (In Russ.)

11. Pole riskov dlya Kavkaza: cherkesy vdohnovilis' «yakutskim uspekhom»?// EAD. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/11/15/pole-riskov-dlya-kavkaza-cherkesy-vdohnovilis-yakutskim-uspehom (data obrashcheniya: 25.10.2018). (In Russ.)

12. Sovet starejshin adygov osudil pis'mo liderov «Adygeh Haseh» k Ukraine// Nacional'nyj akcent. URL: http://nazaccent.ru/content/11894-sovet-starejshin-adygov-osudil-pismo-liderov.html (data obrashcheniya: 25.10.2018). (In Russ.)

13. Repatrianty iz Sirii: dejstviya Rossii vyzyvayut gordost' u sirijskih cherkesov// Kavkaz Segodnya. URL: http://www.kavtoday.ru/3532 (data obrashcheniya: 25.10.2018). (In Russ.)

14. CHerkesskij vopros i Olimpiada v Sochi// Karnegi. URL: http://carnegieendowment.org/2011/03/03/ru-event-3244 (data obrashcheniya: 25.10.2018). (In Russ.)

SOLUTIONS TO THE "CIRCASSIAN QUESTION" IN THE SOUTH OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE XXII WINTER OLYMPIC GAMES IN SOCHI)

Bredikhin A.V.

candidate of history, Advisor to the Director of the center for security research Russian Academy of Sciences

bredikhin90@yandex.ru

Abstract: Issues of interethnic relations in the South of Russia are among the strategic foreign policy interests of neighboring countries. The possibility of destabilization of the situation in such a complex ethnically heterogeneous region is of interest to the historical memory of its peoples in countries such as Georgia, Ukraine and the United States. Holding significant international events such as the XXII winter Olympic games in Sochi are an event that catalyzes international interest in the region. Actualization of the so-called problem. the "Circassian genocide" was no exception, but the Russian Federation carried out significant information work at the international level in order to stop the international counteraction. The article is devoted to the practices of solving the above problem.

Key words: Georgia, Olympics, Russia, Sochi, USA, Ukraine, Circassians.

Для цитирования: Бредихин А.В. Пути разрешения «черкесского вопроса» на Юге России (на примере XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи)// Архонт, 2019. № 2 (11). С. 31-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.