Научная статья на тему '"черкесский вопрос" в деятельности кабардинских общественных организаций в конце XX в'

"черкесский вопрос" в деятельности кабардинских общественных организаций в конце XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС" / КАБАРДИНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНЕЦ XX В / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / "THE CIRCASSIAN QUESTION" / KABARDIAN PUBLIC ORGANIZATIONS / END OF THE 20TH CENTURY / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кушхабиев Анзор Викторович

Выявлено, что «черкесский вопрос» являлся одним из основных в деятельности наиболее влиятельных кабардинских общественных организаций в конце XX в. Кабардинские общественные организации получили поддержку от Верховного Совета Кабардино-Балкарии по решению «черкесского вопроса», но не смогли добиться решения данного вопроса на федеральном и международном уровнях. Деятельность кабардинских общественных организаций по решению «черкесского вопроса» в период демократических преобразований в стране свидетельствует о сохранении в исторической памяти адыгского народа самой масштабной трагедии в истории народа выселении его большей части в Османскую империю, об актуальности проблемы разделенного адыгского этноса, большая часть которого проживает за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Circassian question" in activity of the Kabardian public organizations at the end of the 20th century

The paper shows that "the Circassian question" was one of the main in activity of the most influential Kabardian public organizations at the end of the 20th century. The Kabardian public organizations got support from the Supreme Council of Kabardino-Balkaria according to the solution of "the Circassian question", but they could not achieve the solution of the matter at the federal and international levels. During democratic transformations in the country, the Kabardian public organizations’ activities related to the solution of "the Circassian question" indicate that historical memory of the Adyghe people keeps up the most large-scale tragedy in the history of the people eviction of its most part to the Ottoman Empire. In addition, the problem of the divided Adyghe ethnos, most of which lives abroad, is still relevant.

Текст научной работы на тему «"черкесский вопрос" в деятельности кабардинских общественных организаций в конце XX в»

УДК 94(470.64)»19» ББК 63.3(2Рос.Каб)6 К 96

А.В. Кушхабиев,

доктор исторических наук, заведующий Центром социально-политических исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, г. Нальчик, тел.: +79034928211, e-mail: anzor-vk@mail.ru

«ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В КОНЦЕ XX В.

(Рецензирована)

Аннотация. Выявлено, что «черкесский вопрос» являлся одним из основных в деятельности наиболее влиятельных кабардинских общественных организаций в конце XX в. Кабардинские общественные организации получили поддержку от Верховного Совета Кабардино-Балкарии по решению «черкесского вопроса», но не смогли добиться решения данного вопроса на федеральном и международном уровнях. Деятельность кабардинских общественных организаций по решению «черкесского вопроса» в период демократических преобразований в стране свидетельствует о сохранении в исторической памяти адыгского народа самой масштабной трагедии в истории народа - выселении его большей части в Османскую империю, об актуальности проблемы разделенного адыгского этноса, большая часть которого проживает за рубежом.

Ключевые слова: «черкесский вопрос», кабардинские общественные организации, конец XX в., историческая память.

A.V. Kushkhabiev,

Doctor of Historical Sciences, Head of the Center of Sociopolitical Researches of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik,ph.: +79034928211, e-mail: anzor-vk@mail.ru

"THE CIRCASSIAN QUESTION" IN ACTIVITY OF THE KABARDIAN PUBLIC ORGANIZATIONS AT THE END OF THE 20TH CENTURY

Abstract. The paper shows that "the Circassian question" was one of the main in activity of the most influential Kabardian public organizations at the end of the 20th century. The Kabardian public organizations got support from the Supreme Council of Kabardino-Balkaria according to the solution of "the Circassian question", but they could not achieve the solution of the matter at the federal and international levels. During democratic transformations in the country, the Kabardian public organizations' activities related to the solution of "the Circassian question" indicate that historical memory of the Adyghe people keeps up the most large-scale tragedy in the history of the people - eviction of its most part to the Ottoman Empire. In addition, the problem of the divided Adyghe ethnos, most of which lives abroad, is still relevant.

Keywords: "the Circassian question", Kabardian public organizations, end of the 20th century, historical memory.

В процессе проведения политики перестройки (1985-1991 гг.) в регионах России, в частности на Северном Кавказе, выявилось и обострилось

значительное число проблем: социально-экономических, межнациональных и др., которые оказывали и продолжают оказывать влияние на социально-политическую ситуацию в регионе. К числу таких относится и «черкесский вопрос», который включает в себя актуальные проблемы, поставленные рядом черкесских (адыгейских, кабардинских, черкесских) общественных организаций: проблему признания и осуждения руководством РФ и международными организациями факта геноцида черкесского (адыгского) народа, осуществленного царской Россией в конце ХУШ-Х1Х в.1, проблему предоставления зарубежным черкесам права на беспрепятственную репатриацию (получение гражданства РФ в упрощенном порядке) [1; 164].

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена также и появлением значительного количества научных и публицистических работ, в которых «черкесский вопрос» рассматривается с односторонних, критических позиций [2, 3, 4].

Актуальность исследования обусловлена также и тем, что, несмотря на публикацию ряда работ российских авторов по данной проблематике, ее многие аспекты остаются недостаточно изученными. В этой связи объективное исследование деятельности кабардинских общественных организаций по решению

1 По окончании Кавказской войны (1763-1864) в 1858-1865 гг. царскими властями было выселено в Османскую империю свыше 900 тыс. черкесов (адыгов). Выселения черкесов в меньших масштабах продолжались вплоть до начала XX в. Всего в Османскую империю было выселено около 1 млн черкесов, что составляло около 90% адыгского населения. Значительная часть черкесов погибла в процессе выселения — на черноморском побережье Черкесии, в пути следования и на территории Османской империи. (См.: Кушхабиев А.В. История зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик: КБНЦ РАН, 2018. С. 46-66).

«черкесского вопроса» в конце XX в. имеет важное фундаментальное и прикладное значение.

Цель статьи - анализ деятельности кабардинских общественных организаций по решению «черкесского вопроса» в конце XX в.

Данная статья подготовлена на основе анализа документов кабардинских общественных организаций, нормативных актов Верховного Совета Кабардино-Балкарии, материалов периодической печати рассматриваемого периода, а также личных наблюдений автора.

В период перестройки в Советском Союзе происходили масштабные реформы, направленные на демократизацию политической и социально-экономической системы, смену внешнеполитического курса. Наблюдались значительные изменения в общественном сознании, в системе ценностей народов страны. Во многих регионах СССР, в том числе и в Кабардино-Балкарии, были образованы культурные клубы, кружки, комитеты, общества и т. п., которые со временем преобразовались в общественные организации и движения. Их основными направлениями деятельности были содействие демократическим преобразованиям и решение проблем этнокультурного развития. Демократические преобразования в стране были неоднозначно восприняты разными слоями и возрастными группами населения Кабардино-Балкарии. В системе политических ценностей значительной части кабардинского населения республики, преимущественно молодежи и людей среднего возраста, особенно интеллигенции, доминировать стали идеи этнокультурного развития и демократических преобразований. Другая часть кабардинского населения (старшее поколение, сотрудники административных органов разных уровней, сотрудники правоохранительных органов) Кабардино-Балкарии сохраняла приверженность идеям социализма [5; 96].

Одной из первых общественных организаций, созданных в тот период в Северо-Кавказском регионе, был клуб любителей адыгской культуры «Ашамаз», учрежденный в г. Нальчике в 1985 г. Основной целью клуба являлась деятельность, направленная на возрождение и пропаганду адыгской культуры [6; 1-6]. Со временем клуб «Аша-маз» стал массовой организацией, а в мае 1990 г. был преобразован в общественную организацию «Ады-гэ Хасэ», которая среди своих основных задач поставила решение составляющих «черкесского вопроса». В ее уставе-Программе зафиксировано содействие: «...налаживанию экономических и культурных связей с соотечественниками за рубежом, более интенсивному межличностному общению с ними... , возвращению на родину мухаджи-ров, стремящихся к этому» [7; 4].

Содействие репатриации зарубежных черкесов, стремящихся к этому, зафиксировано также в уставах: кабардинской женской общественной организации «Сатаней», основанной в г. Нальчике в сентябре 1991 г. [8; 173], общественно-политического движения молодежи «Объединенная Черкесия», учрежденного в январе 1992 г. [9; 165], партии «Адыгская народная партия», основанной в г. Нальчике в декабре 1993 г. [10; 169], Ассоциации адыгской (черкесской) интеллигенции, учрежденной в г. Нальчике в ноябре 1997 г. [11; 172], и др.

Позиция партии «Адыгский национальный конгресс», учрежденной в г. Нальчике в сентябре 1991 г., по «черкесскому вопросу» заключалась в том, что необходимо возвести в ранг государственной политики возрождение культуры адыгов и возвращение на историческую родину соотечественников. В программе партии сказано, что: «...Для народа, оказавшегося на грани полного исчезновения, это не только единственный, но и последний шанс на выживание» [12; 165]. В программе

партии отмечается: «В ходе столетней русско-черкесской войны погибли миллионы человек, а сотни тысяч адыгов оказались изгнанниками в результате сговора царского и турецкого правительств... » [12; 165]. В программе партии также сказано, что органы советской власти в центре и на местах чинят соотечественникам препятствия, затрудняющие, а практически исключающие возможности их возвращения на историческую родину [12; 165].

Решение «черкесского вопроса» стало одной из главных задач созданной на Первом Всемирном (международном) черкесском конгрессе, проходившем 19-21 мая 1991 г. в г. Нальчике, единой координирующей организации - Международной черкесской ассоциации (МЧА). В первом уставе МЧА (20.05.1991) зафиксировано: «2. Среди основных задач Ассоциации - оказание помощи всем зарубежным черкесам, желающим вернуться на родину» [13; 7].

МЧА регулярно принимала обращения к органам государственной власти России, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и к международным организациям -Организации Объединенных Наций и Организации Непредставленных Наций и Народов - с просьбами о принятии постановлений, осуждающих геноцид черкесского народа, совершенный царизмом во второй половине XVIII - XIX в., и о предоставлении зарубежным черкесам права на получение гражданства РФ в упрощенном порядке, но ей не удалось добиться положительного решения этих проблем. Наиболее результативной стала деятельность МЧА и руководства Республики Адыгея по организации репатриации группы черкесов из Сербии (174 чел.) в Адыгею в 1998-1999 гг. [14; 81-95].

В рассматриваемый период кабардинские общественные организации на своих съездах, собраниях, заседаниях и митингах принимали обращения к Президенту РФ и

Верховному Совету РФ с просьбой о признании геноцида черкесского (адыгского) народа, совершенного царизмом в XIX в., и с просьбой о предоставлении зарубежным черкесам статуса народа-изгнанника и двойного гражданства - страны проживания и РФ. Ежегодно кабардинские общественные организации проводили в г. Нальчике и районных центрах Кабардино-Балкарии траурные мероприятия, посвященные дню окончания Кавказской войны - 21 мая. Для участия в данных мероприятиях в Кабардино-Балкарию съезжались представители зарубежных черкесских диаспор и представители общественных организаций других республик Северного Кавказа.

В обращении к руководству КБ АССР клуба «Ашамаз», принятом на расширенном заседании 6 июля 1989 г., содержится просьба - решить вопрос о возвращении на свою историческую родину соотечественников-адыгов, подавших документы в соответствующие учреждения СССР, прежде всего, 15 адыгских семей из Сирии. В обращении, в частности, сказано, что нет никаких правовых, политических или экономических оснований для отказа зарубежным соотечественникам в возвращении на Родину, так как ежегодно в Кабардино-Балкарию прибывают тысячи граждан из различных регионов страны. В обращении также отмечается: «Мы считаем, что на нашей многострадальной и святой для каждого адыга земле, на которой проживают десятки национальностей, должно быть место, прежде всего, самим адыгам» [15; 115].

В резолюции митинга, проведенного ОО «Адыгэ Хасэ» 20 мая 1990 г. в г. Нальчике, содержатся обращения к органам государственной власти РСФСР и СССР с просьбой о принятии мер по репатриации зарубежных черкесов. В резолюции сказано, что ОО «Адыгэ Хасэ» обращается к народным депутатам РСФСР от Адыгеи, Кабардино-Балкарии,

Карачаево-Черкесии с просьбой - обратиться с ходатайством в Верховный Совет о создании при Совете Министров РСФСР государственного комитета по делам зарубежных соотечественников. В данном обращении также содержится просьба к Совету Министров КБАССР - незамедлительно решать вопросы выделения земельных участков для строительства, а также оказывать помощь в получении жилья семьям репатриантов за счет имеющихся резервов в первоочередном порядке. В обращении содержится инициатива об учреждении фонда помощи репатриантам или зарубежным соотечественникам, желающим восстановить контакты с родственниками в Советском Союзе [16; 116].

Участники митинга также приняли «Обращение к Президенту СССР М.С. Горбачеву о возвращении на историческую родину соотечественников-адыгов», в котором содержится просьба: о предоставлении возможности зарубежным соотечественникам посещения исторической родины, для чего предложено организовать рейсы авиационного сообщения Амман-Нальчик, Амман-Майкоп; законодательным путем устранить препятствия для репатриации зарубежных черкесов; в целях развития сотрудничества в области культуры, литературы, науки и образования использовать в штатах советских посольств в Турции, Сирии, Иордании и других стран специалистов из числа советских адыгов [17; 119].

Первый съезд кабардинского народа, проходивший в г. Нальчике 10-12 января 1992 г., принял постановление «О репатриации зарубежных адыгов» (12.01.1992), в котором, в частности, сказано: «1. Обратиться к Верховному Совету КБССР и Президенту КБССР - разработать и принять к реализации государственную программу репатриации соотечественников в кратчайший срок.

2. Решить с МИД Российской Федерации открытие представительств

Кабардинской Республики в странах с массовым проживанием адыгской (черкесской) диаспоры» [18; 1].

Составляющие «черкесского вопроса» были включены и в программные документы самого авторитетного и массового общественного объединения «Конгресс кабардинского народа» (ККН), образованного на Первом съезде кабардинского народа (10 января 1992 г.) с целью воссоздания, укрепления и развития государственности кабардинского народа в пределах его исторической территории. В «Программе деятельности Конгресса кабардинского народа на перспективу» зафиксировано: «5.3. Разработать Закон о культурно-исторической и социально-экономической реабилитации кабардинского народа на основе постановления Верховного Совета КБР «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны» (второе полугодие 1993 г.)». В программе также поставлена задача об установлении перед зданием ККН «памятника героям национально-освободительной борьбы адыгского (черкесского) народа в период Русско-Кавказской войны» (1993 г.) [19; 1].

28 марта 1992 г. в Нальчике состоялся I Всеадыгский съезд, в работе которого принимали участие представители черкесских (адыгских) общественных организаций Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Участники съезда приняли постановление «О геноциде адыгского народа, совершенном в годы Русско-Кавказской войны», в котором сказано: «1. Признать актом геноцида и преступлением против человечества уничтожение в годы Русско-Кавказской войны и изгнание в Османскую империю адыгов (черкесов)» [20; 1]. В постановлении также сказано: о необходимости обратиться в ВС РФ с просьбой о признании геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны; обратиться к верховным советам и президентам Кабардино-Балкарии,

Адыгеи и Карачаево-Черкесии с просьбой - разработать программу о содействии репатриации зарубежных адыгов (черкесов), о предоставлении им двойного гражданства; добиваться от ВС РФ и международных организаций предоставления зарубежным адыгам (черкесам) статуса народа-изгнанника [20; 1].

В резолюции республиканского траурного митинга, посвященного 129-й годовщине со дня окончания Русско-Кавказской войны, который проходил 21 мая 1993 г. в г. Нальчике, содержится рекомендация Верховному Совету и Правительству КБР - принять более активные меры по реализации утвержденной Государственной программы реабилитации и репатриации зарубежных адыгов (черкесов) [21; 1].

В работе траурного собрания, проходившего в день 130-летия окончания Кавказской войны - 21 мая 1994 г. в г. Нальчике, принимали участие делегации от правительств, администраций и общественных организаций Абхазии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Краснодарского и Ставропольского краёв, зарубежных черкесских общин, Президент КБР Валерий Коков, Президент Абхазии Владислав Ардзинба, министр по делам национальностей РФ Николай Егоров, председатель Комитета по делам СНГ и соотечественников Государственной Думы РФ Константин Затулин. Участники собрания приняли «Обращение к Президенту РФ Б.Н. Ельцину», в котором содержится просьба: «... Оказать содействие в объективной политико-правовой оценке Русско-Кавказской войны Федеральным собранием РФ, предусмотрев в ней признание геноцида адыгского народа, предоставление зарубежным черкесам двойного гражданства и статуса народа-изгнанника через международные организации, а также принять федеральную программу государственной поддержки адыгов-репатриантов» [22; 1, 5].

В «Резолюции республиканского траурного митинга граждан Кабардино-Балкарской Республики», состоявшегося в тот же день в г. Нальчике, зафиксировано: «4.2. Поддержать разработанный ККН и Советом «Адыгэ Хасэ» проект Республиканской программы государственной и общественной поддержки адыгов-репатриантов, возвращающихся в КБР» [23; 1].

Верховный Совет Кабардино-Балкарии поддержал обращения кабардинских общественных организаций по «черкесскому вопросу». В связи с обращениями ОО «Адыгэ Хасэ», граждан республики, представителей зарубежной черкесской диаспоры и предложением областного комитета КПСС, Верховный Совет КБАССР принял первое со времени массового выселения адыгов Постановление «Об установлении Дня памяти адыгов - жертв Кавказской войны и насильственного выселения за рубеж» (30 августа 1990 г.). В постановлении сказано: «1. Установить 21 мая в Кабардино-Балкарской АССР Днем памяти адыгов - жертв Кавказской войны и насильственного выселения за рубеж.

2. Совету Министров Кабардино-Балкарской АССР разработать и осуществить необходимые мероприятия, связанные с установлением Дня памяти адыгов» [24; 3].

В 1992 г. Верховный Совет (Парламент) Кабардино-Балкарской Республики принял историческое постановление «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны» (07.02.1992 № 977-ХП-В). В связи с особой значимостью данного постановления следует привести его текст полностью: «1. Считать массовое истребление адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и их насильственное выселение с исторической родины в Османскую империю актом геноцида, тягчайшим преступлением против человечества.

2. Войти с предложением в Верховный Совет Российской Федерации

рассмотреть вопрос о признании геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны и предоставлении их зарубежным соотечественникам двойного гражданства.

3. Поручить Президиуму Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР и Совету Министров Кабардино-Балкарской ССР разработать программу мероприятий по реабилитации и репатриации зарубежных адыгов (черкесов).

4. Добиваться для зарубежных адыгов (черкесов) через Верховный Совет Российской Федерации и соответствующие международные организации статуса народа-изгнанника.

5. Объявить 21 мая, День памяти адыгов (черкесов) - жертв Русско-Кавказской войны, - нерабочим днем» [25; 1].

В 1994 г. было принято «Обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в связи с 130-летием со дня окончания Кавказской войны» (12.05.1994. №т21-П-П), в котором содержится призыв: «...Дать правовую и нравственную оценку последствиям Кавказской войны, признать геноцид черкесского (адыгского) народа, всемерно способствовать в получении им статуса народа-изгнанника, оказать содействие потомкам депортированных адыгов, желающим возвратиться на свою историческую родину» [26; 1].

Таким образом, составляющие «черкесского вопроса» (проблема признания и осуждения руководством РФ и международными организациями факта геноцида черкесского (адыгского) народа, осуществленного царской Россией в конце XVШ-XIX в., проблема предоставления зарубежным черкесам права на беспрепятственную репатриацию (получение гражданства РФ в упрощенном порядке) являлись основными в деятельности наиболее влиятельных кабардинских общественных организаций во

2-й половине 1980-х - 1990-е гг. Кабардинские общественные организации регулярно обращались к органам государственной власти РФ, КБР, РА и КЧР, а Международная черкесская ассоциация - и к международным организациям (ООН, ОННН), с просьбами о положительном решении «черкесского вопроса».

Верховный Совет Кабардино-Балкарии поддержал кабардинские общественные организации по решению данного вопроса. Были приняты постановления: «Об установлении Дня памяти адыгов - жертв Кавказской войны и насильственного выселения за рубеж» (30.08.1990); «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны» (07.02.1992) и «Обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Совету Федерации и

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» (12.05.1994). Но кабардинским общественным организациям и МЧА не удалось добиться решения «черкесского вопроса» на федеральном и международном уровнях.

То, что «черкесский вопрос» являлся одним из приоритетных в деятельности наиболее влиятельных и массовых кабардинских общественных организаций в период начала демократических преобразований в стране, свидетельствует об устойчивой сохранности в исторической памяти адыгского народа самой масштабной трагедии в истории народа - выселении его большей части в Османскую империю, об актуальности проблемы разделенного адыгского этноса, большая часть которого проживает за рубежом.

Примечания:

1. Кушхабиев А.В. «Черкесский вопрос»: итоги, современное состояние // Глобальные вызовы современности и проблемы устойчивого развития Юга России: материалы междунар. науч.-практ. конф., Нальчик, 14-16 октября 2015 г. Нальчик: КБНЦ РАН, 2015. С. 164-169.

2. Кушхабиев А.В. Проблема массового выселения черкесов (адыгов) в Османскую империю (1858-1865 гг.) в работах российских историков // Известия КБНЦ РАН. 2014. № 1 (57). С. 137-143.

3. Кушхабиев А.В. Проблема репатриации сирийских черкесов в работах российских исследователей // Известия КБНЦ РАН. 2015. № 6 (68). С. 139-145.

4. Кушхабиев А.В. «Черкесский вопрос» в работах российских авторов // Известия КБНЦ РАН. 2016. № 2 (70). С. 158-165.

5. Кушхабиев А.В. Политические ценности кабардинского населения Кабардино-Балкарии во второй половине 80-х - 90-е годы XX века // Известия КБНЦ РАН. 2017. № 3 (77). С. 94-100.

6. УЦДНИ АС КБР. Ф. 2599. Общественно-политическая организация «Адыгэ Хасэ». Оп. 1. Д. 4.

7. Устав-Программа общественной организации «Адыгэ Хасэ» // Хасэ. 1992. № 4, 15 февраля. С. 4.

8. Устав женской общественной организации «Сатаней» // Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии. Т. 2 / сост. и отв. ред. И.Л. Бабич. Москва: УОП ИЭИА РАН, 1994. С. 172-174.

9. Устав молодежного движения «Объединенная Черкесия» // Аккиева С.И., Думанов Х.М. Политика и право в сфере этногосударственных отношений Кабардино-Балкарии. Т. 2. Москва; Нальчик, 2001. С. 164-168.

10. Устав партии «Адыгская народная партия» // Там же. С. 168-171.

11. Устав Ассоциации адыгской (черкеской) интеллигенции // Там же. С. 171-174.

12. Программа партии «Адыгский национальный конгресс» // Этнополитиче-ская ситуация в Кабардино-Балкарии. Т. 2 ... С. 164-169.

13. Устав Всемирной черкесской Ассоциации // Версия. 1991. № 21, 22 мая. С. 7.

14. Кушхабиев А.В. Проблемы репатриации зарубежных черкесов: история, политика, социальная практика. Нальчик: КБНЦ РАН, 2013. 224 с.

15. Обращение к руководству КБАССР членов Адыгэ Хасэ о решении вопроса о возвращении на историческую родину соотечественников-адыгов // Этнополити-ческая ситуация в Кабардино-Балкарии. Т. 2 ... С. 114-115.

16. Резолюция «К 126-й годовщине окончания Кавказской войны» // Там же. С. 116.

17. Обращение к Президенту СССР М.С. Горбачеву о возвращении на историческую родину соотечественников-адыгов // Там же. С. 117-119.

18. Постановление Первого съезда кабардинского народа «О репатриации зарубежных черкесов» // Хасэ. 1992. № 3, 11 февраля. С. 1.

19. Программа деятельности Конгресса кабардинского народа на перспективу // Хасэ. 1992. № 20, 12 декабря. С. 1.

20. О геноциде адыгского народа, совершенном в годы Русско-Кавказской войны // Хасэ. 1992. № 11. 19 мая. С. 1.

21. Резолюция республиканского траурного митинга, посвященного Дню памяти адыгов - 129-й годовщине со дня окончания Русско-Кавказской войны // КБП. 1993. № 98, 25 мая. С. 1.

22. Обращение к Президенту РФ Борису Николаевичу Ельцину // Хасэ. 1994. № 8, 25 мая. С. 1, 5.

23. Резолюция республиканского траурного митинга граждан Кабардино-Балкарской Республики // Там же. С. 1.

24. Об установлении Дня памяти адыгов - жертв Кавказской войны и насильственного выселения за рубеж: постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР // КБП. 1990. № 171, 6 сентября. С. 3.

25. Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны: постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР от 07.02.1992 № 977-ХП-В // КБП. 1992. № 35, 20 февраля. С. 1.

26. Обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в связи с 130-летием со дня окончания Кавказской войны // КБП. 1994. № 87, 13 мая. С. 1.

References:

1. Kushkhabiev A.V. "The Circassian Problem": results, current state // Global challenges of the present and sustainable development problems of the South of Russia: proceedings of the Intern. scient. and prac. conf., Nalchik, October 14-16, 2015. Nalchik: KBNTS RAS, 2015. P. 164-169.

2. Kushkhabiev A.V. Problem of mass eviction of Circassians (Adyghes) to the Ottoman Empire (1858-1865) in the works of Russian historians // News of the KBNTs RAS. 2014. No. 1 (57). P. 137-143.

3. Kushkhabiev A.V. Problem of repatriation of Syrian Circassians in the works of Russian researchers // News of the KBNTs RAS. 2015. No. 6 (68). P. 139-145.

4. Kushkhabiev A.V. "Circassian Question" in the works of Russian authors // News of the KBNTs RAS. 2016. No. 2 (70). P. 158-165.

5. Kushkhabiev A.V. Political values of the Kabardian population of Kabardino-Balkaria in the second half of the 80s - the 90s of the XX century // News of the KBNTs RAS. 2017. No. 3 (77). P. 94-100.

6. UTsDNI AS KBR. F. 2599. Social and political organization "Adyghe Khase". Op. 1. D. 4.

7. Charter-Program of the "Adyghe Khase" public organization // Khase. 1992. No. 4, February 15. P. 4.

8. Charter of "Sataney" women's public organization // Ethnopolitical situation in Kabardino-Balkaria. Vol. 2 / comp. and executive. ed. by I.L. Babich. Moscow: UOP IEIA RAS, 1994. P. 172-174.

9. Charter of the "United Cherkessia" youth movement // Akkieva S.I., Dumanov Kh.M. Politics and law in the sphere of ethnic-state relations of Kabardino-Balkaria. Vol. 2. Moscow; Nalchik, 2001. P. 164-168.

10. Charter of "The Adyghe People's Party" // Ibid. P. 168-171.

11. Charter of the Association of the Adyghe (Circassian) Intellectuals // Ibid. P. 171-174.

12. Programme of the "Adyghe National Congress" party // Ethnopolitical situation in Kabardino-Balkaria. Vol. 2. P. 164-169.

13. Charter of the World Circassian Association // Version. 1991. No. 21, May 22.

P. 7.

14. Kushkhabiev A.V. Problems of repatriation of foreign Circassians: history, politics and social practice. Nalchik: KBNTs RAS, 2013. 224 pp.

15. Appeal of the Adyge Khase members to the authorities of the KBASSR on the solution of the problem of returning of Adyghe compatriots to their historical homeland // Ethnopolitical situation in Kabardino-Balkaria. Vol. 2. P. 114-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Resolution "On the 126th anniversary of the end of the Caucasian War" // Ibid. P. 116.

17. Appeal to the President of the USSR M.S. Gorbachev on the returning of Adyghe compatriots to their historic homeland // Ibid. P. 117-119.

18. Resolution of the First Congress of the Kabardian People "On the Repatriation of Foreign Circassians" // Khase. 1992. No. 3, February 11. P. 1.

19. Programme of activities of the Congress of the Kabardian people for the future // Khase. 1992. No. 20, December 12. P. 1.

20. On the genocide of the Adyghe people, committed during the years of the Russian-Caucasian war // Khase. 1992. No. 11. May 19. P. 1.

21. Resolution of the Republican mourning meeting dedicated to the Day of Memory of the Adyghes - the 129th anniversary of the end of the Russian-Caucasian war // KBP. 1993. No. 98, May 25. P. 1.

22. Appeal to the President of the Russian Federation Boris Nikolayevich Yeltsin // Khase. 1994. No. 8, May 25. P. 1, 5.

23. Resolution of the Republican mourning meeting of the citizens of the Kabardino-Balkaria Republic // Ibid. P. 1.

24. On the establishment of the Day of Remembrance of the Circassians - victims of the Caucasian War and forced eviction abroad: Decree of the Supreme Council of the Kabardino-Balkarian Autonomous Soviet Socialist Republic // KBP. 1990. No. 171, September 6. P. 3.

25. On the condemnation of the genocide of the Adyghes (Circassians) in the years of the Russian-Caucasian war: Decree of the Supreme Council of the Kabardino-Balkarian SSR dated by February 2, 1992 No. 977-XII-B // KBP. 1992. No. 35, February 20. P. 1.

26. Appeal of the Parliament of the Kabardino-Balkaria Republic to the Council of the Federation and the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation in connection with the 130th anniversary of the end of the Caucasian War // KBP. 1994. No. 87, May 13. P. 1.

НЕКОТОРЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

КБАССР - Кабардино-Балкарская автономная Советская социалистическая Республика

КБП - Кабардино-Балкарская правда (г. Нальчик)

ОО - общественная организация

ООН - Организации Объединенных Наций

ОННН - Организации Непредставленных Наций и Народов

УЦДНИ АС КБР - Управление Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.