УДК 008(470.6)
https ://doi.org/10.24158/fik.2017.7.5
Базиева Гульфия Джамаловна
кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора этнологии Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований
ПОЛИЭТНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИК) [1]
Аннотация:
Этнические культуры стремятся к максимальной актуализации наследия на фоне глубоких инновационных процессов, модернизации и глобализацион-ных вызовов. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема научно-объективного анализа этнокультурного пространства в контексте коммуникативных стратегий, направленных не на этноцентризм, а на поиск общих ценностных ориентиров, воспитание толерантности как важного условия стабильности общества. Объектом настоящего исследования выступают формы культурной деятельности, способствующие сохранению и развитию конструктивных взаимоотношений между представителями различных этносов и этнических групп, - деятельность национально-культурных объединений и регионального телевидения по пропаганде национальных и общечеловеческих ценностей в полиэтничных регионах Северного Кавказа: Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках. Цель работы - определить значение межкультурных коммуникаций в межнациональном полилоге, в котором принимают активное участие не только титульные этносы, но и представители национальных меньшинств. Новизна исследования обусловлена системным культурологическим подходом к изучению межкультурных коммуникаций как важного канала не только межличностных, но и межэтнических отношений.
Ключевые слова:
межкультурные коммуникации, межэтнический полилог, национально-культурные объединения, региональное телевидение, культурная политика, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика.
Baziyeva Gulfiya Dzhamalovna
PhD, Senior Research Associate, Ethnology Department, Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Researches
POLYETHNIC SPACE: SYSTEM OF MODERN INTERCULTURAL COMMUNICATIONS (BY CASE STUDY OF THE KABARDINO-BALKAR AND KARACHAY-CHERKESS REPUBLICS) [1]
Summary:
Ethnic cultures seek for the maximum heritage updating against the background of profound innovative processes, modernization and globalization challenges. In this regard, the problem of the scientific and objective analysis of ethnocultural space is increasingly relevant in the context of the communicative strategy aimed not at the ethnocentrism but at the search for common values, the cultivation of tolerance as the primary condition for the stability of society. The objects of this research are the forms of cultural activities that contribute to preservation and development of constructive relationship among representatives of various ethnic groups - activity of national and cultural associations and regional television to promote national and common human values in the polyethnic regions of the North Caucasus, namely: the Karachay-Cherkess and Kabardino-Balkar Republics. The research objective is to define the meaning of intercultural communication in an international polylogue which involved either the titular ethnic groups or the representatives of ethnic minorities. The scientific relevance of this study is due to the system cultural approach to studying intercultural communications as an important aspect of both interpersonal and interethnic relations.
Keywords:
intercultural communications, interethnic polylogue, national and cultural associations, regional TV, cultural policy, Karachay-Cherkess Republic, Kabardino-Balkar Republic.
Неоднородность современного культурного пространства требует системного описания, так как культурное многообразие представляет собой дискретную среду, состоящую из определенных культурных систем. В сравнительно-типологическом изучении моделей культурной идентичности важным методологическим ключом является разделение культур на восточные и западные. Особенно содержательными и вместе с тем противоречивыми оказываются отношения между Западом и Востоком в так называемых пограничных культурах, к которым относится целый ряд культур. Нас интересуют прежде всего этнокультурные процессы в двух республиках Северного Кавказа, оставшихся и после развала СССР двухсубъектными, - в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках, на территории которых проживают представители различных национальностей: русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, осетины и др.
Политические трансформации, произошедшие на постсоветском пространстве, стимулировали процессы, направленные на возникновение деструктивных межнациональных отношений. Основной фактор первичной самоидентификации - этничность, вступая в конфликт с другими видами идентичности (культурной, гражданской и др.), способствует разрушению стабильности в системе коммуникаций. В конце 1990-х гг. начинают разрабатываться новые стратегии национальной и культурной политики РФ, формируются долговременные программы по урегулированию и стабилизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Если в начале 1990-х гг. на территории Северного Кавказа открывались национальные объединения, деятельность которых носила в основном политический характер, а в центре внимания подобных организаций находились вопросы национального самоопределения (в результате данных процессов Чечено-Ингушская автономная республика распалась на два субъекта - Чеченскую и Ингушскую республики), то в дальнейшем в республиках РФ открываются частично или полностью деполитизированные национально-культурные объединения, союзы, организации, деятельность которых направлена в первую очередь на сохранение и пропаганду этнических ценностей, изучение родных языков, истории и этнографии народов, проживающих на территории многонациональных территорий.
Исследованием проблем межкультурных коммуникаций (МКК) на междисциплинарном уровне занимается ряд дисциплин, использующих особую методологию и инструментарий: социальная психология, лингвокультурология, этнология, культурология, социальная антропология и др. [2]. В качестве исследовательской единицы межкультурной коммуникации в лингвокультуро-логии широко используются концепции культурных стандартов, символов, лакуны и др. Термин «коммуникация» в социальной психологии используется для характеристики информационного поля в целом, в том числе структуры межличностных связей между людьми.
Культурологические исследования проблем МКК подразделяются на два основных подхода: инструментальный (или адаптивный) и понимающий (или развивающий). В рамках инструментального подхода МКК рассматриваются как практический (и в первую очередь межличностный) контакт, формирующий атмосферу доброжелательности и взаимопонимания между представителями различных культур (восточной и западной, христианской и мусульманской и т. д.). Понимающий подход исходит из необходимости сохранения этнического своеобразия при широком взаимодействии различных культур не только на межличностном, но и других (межгрупповом, межнациональном, цивилизационном) уровнях и в разных сферах (политической, экономической, конфессиональной и др.). В рамках данного подхода особое значение придается разработке и реализации социокультурных программ по целому ряду направлений МКК (воспитание толерантного мышления и поведения, изучение культуры и языка других народов, межэтническое и межкультурное общение, коммеморативная практика, направленная на сохранение важных событий этнической истории не только в памяти одного этноса, но и в исторической памяти региональной культуры в целом и т. д.).
Как отмечает Д.Н. Прасолов, «историческая память и разнообразные коммеморативные стратегии являются существенным фактором социально-политического и социокультурного развития современной Кабардино-Балкарии, обеспечивая различные уровни общественной солидарности и этнической мобилизации» [3]. В деятельности политизированных национальных движений Кабардино-Балкарской Республики (КБР) в 1990-е гг., кроме вопросов суверенитета, серьезное место занимали проблемы этнической истории, возрождения аутентичности культурных традиций, учреждения памятных дат, открытия памятников и музеев, посвященных важным историческим событиям и выдающимся личностям. В современный период в КБР зарегистрировано более двадцати общественных организаций и национально-культурных центров: общество русской истории и культуры «Вече», терско-малкинская казачья община, отделение Союза армян России «Ахпюр», польский, азербайджанский, корейский, татарский, эстонский, белорусский, осетинский, дагестанский, украинский, греческий и грузинский центры, работающие под эгидой Кабардино-Балкарского фонда культуры. В работе центров большое значение имеют культурно-образовательные программы по изучению культуры родных народов, тренинги по культуре межнационального общения. Общество русской истории и культуры «Вече» совместно с Кабардино-Балкарским фондом культуры один раз в три года (с 1993 г.) проводит научные конференции «Славянские чтения», в которых принимают участие гуманитарии широкого профиля, исследующие различные проблемы межкультурных коммуникаций.
В Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) этнополитические процессы, направленные на расшатывание межнациональных отношений, также не нашли широкой поддержки у многонационального населения, стремящегося не к конфронтации, а к мирному сосуществованию. В 2014 г. в республике был создан Союз черкесских (адыгских) общественных объединений, в который вошли Карачаево-Черкесское региональное общественное движение по сохранению самобытно-
сти черкесского народа «Хасэ» (Совет), региональная национально-культурная автономия адыгов КЧР, Карачаево-Черкесская региональная общественная организация по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа», общественная организация «Центр черкесской (адыгской) национальной культуры». Данный Союз был создан в целях координации деятельности черкесских общественных объединений и более широкого представления интересов черкесского народа в органах государственной власти.
Межнациональный совет общественных организаций Карачаево-Черкесской Республики, который объединил такие организации, как «Русь», Союз черкесских (адыгских) общественных объединений, «Къарачай Алан Халкъ», общественное движение «Абаза», региональную национально-культурную автономию осетин «Фарн», региональную национально-культурную автономию «Ногай Эл», общественную организацию греков «Кали Архи», также призван содействовать сохранению и развитию межнациональных и межконфессиональных отношений на территории КЧР, сохранению мира и согласия в регионе.
В 2016 г. в Карачаево-Черкесии на базе первого республиканского телеканала Карачаево-Черкесии «Архыз-24» был официально открыт первый в Северо-Кавказском федеральном округе информационно-просветительский центр Президентской библиотеки (в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Президентской библиотекой и Карачаево-Черкесской Республикой, подписанного 16 июня 2016 г.). Президентская библиотека, открытая в 2009 г. по решению главы государства В.В. Путина, располагается в центре Санкт-Петербурга и включает в себя электронные читальные и выставочные залы, конференц-зал, мультимедийный и телевизионный комплексы. Фонд библиотеки состоит из электронных копий редких материалов, посвященных истории России, юриспруденции, экономике, искусству, русскому языку. Электронные читальные залы Президентской библиотеки, многофункционального информационного, научно-образовательного и культурно-просветительского центра, успешно функционируют в РФ и за рубежом, так как сотрудничество с регионами и иностранными государствами является одной из главных задач. Информационно-просветительский центр Президентской библиотеки призван стать связующим звеном между прессой, обществом и властью, площадкой для презентаций и обсуждения масштабных социальных, исследовательских, культурных, научных проектов. Одна из его основных задач заключается в содействии укреплению единого информационного и культурного пространства, включении региональных проектов в федеральный информационный контекст.
В системе межкультурных коммуникаций особая роль принадлежит массовым коммуникациям: в современном мире кино и телевидение становятся той средой, тем культурным фоном, с которым человек вынужден постоянно взаимодействовать. Выполняя ряд важных культуроформи-рующих функций (информативную, культурно-просветительскую, познавательно-рекреативную, смыслообразующую и др.), кино и телевидение призваны способствовать не «омассовлению» аудитории, а ее «классификации» по интересам. В полиэтничных регионах большой популярностью пользуются передачи, посвященные изучению родных языков коренных народов, а также их истории и этнографии. В последнее время активизируется зрительский интерес к циклам передач о культуре народов, проживающих не только на Северном Кавказе, но и в других регионах. Так, в КБР телевизионный фестиваль «Мир, согласие, единство» позволил режиссерам из различных регионов продемонстрировать документальные фильмы об истории и этнографии народов, проживающих в РФ; в КЧР большую популярность приобрел цикл «Знание о России» и др.
Характерная черта радиотелевизионной журналистики в многонациональных республиках Российской Федерации заключается в том, что она возникла и функционирует в рамках общения не на одном, а на разных языках. Это позволяет, во-первых, беспредельно расширить само общение народов, во-вторых, охватить влиянием огромные, численно рассредоточенные национальные группы аудитории [4, с. 205].
Телевидение обладает специфическими особенностями аудиовизуального языка, неизбежно предполагает создание развернутой системы зрительных и звуковых кодов, сигналов, типов и архетипов, сливающихся в определенную картину мира, своего рода шифр, определяющий отношение к бытию и реакции на событие [5]. Современный аудиовизуальный язык (компьютерная графика, электронные игры, телевидение высокой точности) разрушает не только границы между реальностью и виртуальностью, но и географические границы. Полиэтничность, многообразие различных культур и верований должны служить не эскалации напряженности и конфликтности, а формированию мировоззрения на основе понимания окружающего пространства как целостности, основанной на дискретности личностей, наций, культур и традиций.
А.И. Тетуев отмечает: «Анализ национальных процессов в российском обществе позволяет сделать вывод, что с начала XXI в. отчетливо проявляется тенденция к социальной и политической стабилизации. Рост общей организованности и управляемости в обществе проявляется не только в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, но и в
действиях институтов гражданского общества, в акциях различных общественно-политических движений» [6, с. 88].
В Стратегии государственной культурной политики РФ культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации [7]. Целевые установки современной культурной политики РФ ориентированы на обеспечение развития культур народов России как единого многонационального комплекса, так как сохранение и приумножение национальной культуры должны способствовать не самоизоляции культуры, а, напротив, ее интеграции и полноценному функционированию в мировом культурном пространстве.
Для региональной истории культуры большое значение имеет определение как внутренних, так и внешних границ этнокультурного пространства, формирующего национальное самосознание, этническую идентичность и чувство гражданской солидарности. На территории этнокультурного пространства формируется «коммуникативное поле», основанное на полилоге представителей различных этнических культур, традиций, верований и т. д. Этнокультурное пространство КБР и КЧР в современных условиях строится не по принципу самоизоляции входящих в него культур, а на основе плюралистического полилога, развитию которого способствуют культурно-образовательные программы по пропаганде общечеловеческих ценностей. Важным фактором стабилизации межнациональных отношений в РФ стала политика активной поддержки региональных инициатив по сохранению этнокультурных традиций всех народов, проживающих в полиэтничных регионах. Многомерность современного информационного поля обусловливает его особую сложность, неоднозначность, а иногда и противоречивость многих тенденций в его развитии, затрудняющих видение общей перспективы. В итоге большое значение приобретает теоретическое осмысление этнокультурных процессов, так как диалектический процесс культурного развития предполагает постоянную расшифровку предшествующего опыта, его интерпретацию и обогащение.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Этнокультурные и этнополитические процессы на Северном Кавказе в период системной трансформации российского общества: особенности и основные тенденции» № 16-01-00126.
2. Leach E.R. Culture and Communication: The Logic by Which Symbols Are Connected. An Introduction to the Use of Structuralist Analysis in Social Anthropology. Cambridge (UK), 2003 ; Lewis R.D. When Cultures Collide. Leading Across Cultures. 3rd ed. Boston ; L., 2006.
3. Прасолов Д.Н. Коммеморативные практики в современной Кабардино-Балкарии [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2017. № 2 (112). С. 67-82. URL: http://www.nlobooks.ru/node/8680 (дата обращения: 28.06.2017).
4. Бжеников М.М. Радио и телевидение КБР: история и социология. Нальчик, 2012.
5. Утилова Н.И. Природа аудиовизуального творчества. Язык и образная система телевидения : дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2000.
6. Тетуев А.И. Национальная политика России в период системной трансформации российского общества (1990-е гг. -начало XXI в.) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2016. № 1 (30). С. 84-89.
7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февр. 2016 г. № 326-р. URL: http://government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJno-BuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 08.07.2017).