Научная статья на тему 'Участие интеллигенции Северного Кавказа в общественно-политических движениях в 80-90-е годы хх века (на примере республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики)'

Участие интеллигенции Северного Кавказа в общественно-политических движениях в 80-90-е годы хх века (на примере республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / РЕСПУБЛИКА / ВЛАСТЬ / ДВИЖЕНИЕ / POLITICS / INTELLIGENTSIA / SOCIETY / ORGANIZATION / ASSOCIATION / NATIONALITY / CULTURE / REPUBLIC / POWER / MOVEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шамеев Аслан Музачирович

Раскрывается проблема политического участия интеллигенции Республики Адыгея (РА) и КарачаевоЧеркесской республики (КЧР) в деятельности общественных организаций, объединений и национально-культурных движений в 80-90-е гг. ХХ в. Дается краткая характеристика истории их создания и деятельности с использованием сравнительного материала. Акцентированное внимание уделяется целям и задачам наиболее авторитетных в обществе «Адыгэ хасэ», «Конгресс карачаевского народа», «Абаза», «Бирлик». Прослеживается мысль о степени взаимодействия, взаимопонимания власти и общества, места и роли в этом процессе представителей интеллигенции, ее ошибках и недостатках, в частности в КЧР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шамеев Аслан Музачирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the North Caucasus intelligentsia in socio-political movements of the 1980-1990s (applied to the Republic of Adygea and Karachaevo-Circassian Republic)

The article reveals problems of political participation of the intelligentsia of the Republic of Adyqea and Karachaevo-Gircassian Republic in the activities of non governmental organizations, nationally cultural movements, and associations in the 1980s-90s. It provides a brief description of the history of their foundation and work by using an interesting comparative material. The focused attention is paid to the purposes and problems of the most authoritative movements, such as “Adyghe Khasa”, “Congress of the Karachay people”, “Abaza”, “Birlik”. The author traces the idea of the degree of interaction and understanding of the government and society, the place and role in the process of representatives and intelligentsia, as well as inteilligentsia's mistakes and shortcomings in Karachaevo-Circassian Republic, in particular.

Текст научной работы на тему «Участие интеллигенции Северного Кавказа в общественно-политических движениях в 80-90-е годы хх века (на примере республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 77-82.

УДК 323.329

ББК 63.3

А. М. Шамеев

УЧАСТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ В 80-90-е годы ХХ ВЕКА (на примере Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики)

Раскрывается проблема политического участия интеллигенции Республики Адыгея (РА) и Карачаево-Черкесской республики (КЧР) в деятельности общественных организаций, объединений и национально-культурных движений в 80-90-е гг. ХХ в. Дается краткая характеристика истории их создания и деятельности с использованием сравнительного материала. Акцентированное внимание уделяется целям и задачам наиболее авторитетных в обществе «Адыгэ хасэ», «Конгресс карачаевского народа», «Абаза», «Бирлик». Прослеживается мысль о степени взаимодействия, взаимопонимания власти и общества, места и роли в этом процессе представителей интеллигенции, ее ошибках и недостатках, в частности в КЧР.

Ключевые слова: политика; интеллигенция; общество; организация; объединение; национальность; культура; республика; власть; движение.

С распадом СССР в декабре 1991 г. стало возможным говорить об истории Российской Федерации как самостоятельного государства. В ее составе находилось 89 субъектов, включая 21 автономную республику. Последующий период в истории страны стал временем преобразований в различных сферах жизни, нарастания сложных социально-политических, экономических проблем. Надлежало исправить и решить многие ошибки, трудности и новые задачи в области национальных отношений, культурной, духовной жизни, религии.

Новизна темы данной научной публикации состоит в том, что, разобравшись и поняв степень политического участия интеллигенции (как правило, ядра главной действующей силы) в деятельности названных общественных организаций, объединений и движений, мы можем осмыслить и объяснить в какой то мере причины распада СССР, многие процессы и явления, происходившие практически во всех сферах жизнедеятельности человека в постсоветской, российской истории нашей страны. Тем более в рассматриваемый период на Северном Кавказе национальные «неформальные» общественные организации имели определенный политический вес, с которым местная власть была вынуждена считаться и договариваться.

Целью данной статьи является показать политическое участие интеллигенции РА, КЧР в деятельности общественных организаций, национально-культурных движений и объединений в 80-90-е гг. ХХ в. При этом указать и выделить особенности

и несхожие черты функционирования названных «неформальных» новых институтов гражданского общества двух национальных субъектов РФ.

Делая небольшой историографический обзор, необходимо отметить научные монографии, основой которых стали докторские диссертации: С. И. Аккиевой, Е. Х. Апажевой, З. Я. Емтыль, Б. Х. Мамсирова, Д. Х. Мекулова, В. И. Чупри-на1. Сюда необходимо добавить авторские коллективные публикации, документальные, справочные издания и энциклопедии2, в которых в той или иной степени касаются данной проблемы.

«Практически на всем советском пространстве наблюдались в рассматриваемый период "парад суверенитетов", "война законов", сепаратизм, рост национализма, вплоть до военных столкновений. К сожалению, эти годы были для страны временем идейно-ценностного хаоса»3.

Все эти проблемы не обошли стороной и Северный Кавказ. Здесь наряду с общероссийскими проблемами существовали чисто региональные: запутанность территориальных границ как следствие массовых депортаций, межэтнические и

1 Аккиева С. И. Развитие...; Апажева Е. Х. История становления...; Емтыль З. Я. Адыгская интеллигенция.; Меку-лов Д. Х. Проблемы власти и.; Мамсиров Х. Б. Модернизация культур.; Чуприна В. И. Интеллигенция и власть...

2 Афасижев Т. И., Полякова Т. М. Общественные объединения Адыгеи...; Боров А. Х., Думанов Х. М., Кажаров В. Х. Современная государственность.; Кажаров В. Х. Историография и историческое сознание.; Земля Адыгов...; История многовекового содружества.; Становление государственности Адыгеи...; Этнополитическая ситуация. и др.

3 Апажева Е. Х. История становления. С. 4.

внутри этнические противоречия, проблемы разделенных народов и так далее.

Оглядываясь назад, ни в коем случае нельзя односторонне, критически относиться к более чем 70-летней советской истории нашего государства. Сказанное в полной мере относится и к республикам, областям Северного Кавказа. Именно за годы существования СССР местные народы при всех серьезных недостатках, ошибках и упущениях коммунистического режима и советской системы добились больших успехов в своем государственном устройстве, политическом, социально-экономическом и культурном развитии.

Уже с начала 90-х гг. в республиках Северного Кавказа, в частности Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, имелись предпосылки, позволяющие им органично включиться в общероссийский модернизационный процесс. Однако реальный ход событий в стране вылился в глубокий кризис государственности и подрыв устоев общественного порядка.

На политическую активность местной интеллигенции, ее место, роль и значение в обществе, взаимоотношения с властью большое влияние оказали серьезные изменения в национально-государственном устройстве национальных автономий Северного Кавказа после возникновения нового Российского государства. Уже в первые 5-10 лет в составе новой России в названных республиках произошли следующие события1:

1. Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия обрели одинаковый статус российской государственности как полноправные субъекты РФ (в настоящее время Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика).

2. Состоялось провозглашение Деклараций о государственном суверенитете РА, КБР и КЧР.

3. Осуществился выход Адыгеи из состава Краснодарского края (1991), Карачаево-Черкесии из состава Ставропольского края (1992) и переход их в непосредственное подчинение РФ.

4. Проведены первые президентские выборы в Адыгее (декабрь 1991), Кабардино-Балкарии (январь 1992), в Карачаево-Черкесии вводится должность «Глава Республики - Председатель Правительства» (1994)2.

1 См.: Адыгея: от автономии к суверенитету... С. 2-8; Бед-жанов М. Б. Общественный кризис. С. 470; Республике Адыгее - 6 лет. С. 11; Земля адыгов... С. 395; История многовекового содружества. С. 640-650; Апажева Е. Х. История становления. С. 4.

2 Первые всеобщие выборы главы республики в Карачаево-Черкесии удалось провести только в 1999 г., да и то в обстановке межэтнического конфликта.

5. Состоялось подписание РА, КБР и КЧР Федеративного договора.

6. Проведены первые выборы в органы законодательной власти: в РА. Законодательное Собрание - «Хасэ» (1993), в КБР - Парламент (1993), в КЧР - Народное собрание (1994).

7. Были приняты новые государственные и национальные символы РА, КБР и КЧР (герб, флаг, гимн)3.

8. Вошли в действие Конституции: Республики Адыгея (1995), КБР (1997), КЧР (1996).

9. Произошло образование Межпарламентского Совета РА, КБР и КЧР.

Первые национальные движения и организации в автономных республиках Северного Кавказа (они возникли в основном во второй половине 80-х гг.) носили не национальный, а общедемократический характер. Декларируемыми целями этих групп была поддержка перестроечных процессов, а также участие в общественно-политической жизни региона4.

Так, в первой половине 90-х гг. в Адыгее было зарегистрировано органами юстиции около 20 национально-культурных и религиозных объединений, более двух десятков республиканских организаций российских партий и движений, местных организаций женщин, молодежи и ветеранов.

С годами канули в лету те из них, актуальность идей которых со временем померкла. Некоторые же из них постепенно влились в структуры более массовых организаций, партий и объединений на основе общности интересов.

Другими словами, наиболее жизнеспособными оказались общественные объединения, цели и задачи которых отвечали стойким социальным потребностям и интересам. Таковыми являлись общественные объединения «Адыгэ Хасэ», «Союз славян Адыгеи», организации казачества, Лига мира и так далее.

Народный форум «Адыгэ Хасэ», возникший в 1988 г., одним из первых в республике превратился в наиболее влиятельную общественно-политическую организацию, зарегистрированную лишь в декабре 1991 г.

Ее главной целью было «поддержать и возглавить массовое движение за самоопределение адыгейского народа через обретение политического, экономического суверенитета в составе России»5.

С самого начала в качестве важнейших задач выдвигались «возрождение и развитие истории, культуры, искусства, традиций и обычаев ады-

3 Высшая награда РА - медаль «Слава Адыгеи», КБР - орден «За заслуги перед Кабардино-Балкарией».

4 Апажева Е. Х. История становления. С. 12.

5 Акбашев Б. Х. Трудные дороги... С. 6.

гейского народа, всестороннее содействие демократическим процессам»1.

В уставных и программных положениях организации «Адыгэ Хасэ» констатируется, что «она основана на принципах возрождения, социально-экономического, политического и этнокультурного потенциала адыгов, всех лучших нравственно-этических норм универсального адыгского адата и института «адыгэ хабзэ»2.

В 1991-1993 гг. в Адыгее на основе общих потребностей, взаимообогащения национальных культур, пропаганды народных традиций, реализации культурных запросов образовались национально-общественные объединения армян «Дружба», греков «Арго», региональное общество российских немцев «Видергбург» («Возрождение»), татарское культурно-просветительное общество «Ду слык» («Дружба») и др. Кроме названных организаций и обществ в республике действовали и другие, в частности благотворительный фонд «Историческая родина», осуществляющий связи с адыгской диаспорой, «Ны-хасэ» - Совет матерей, Союз женщин Адыгеи, Союз молодежи Адыгеи и др. В 1995 г. возникло общественное движение «Единство», пытающееся объединить различные движения и организации, стать стабилизирующим фактором.

В конце 80-х - начале 90-х гг. часть населения Адыгеи (в основном адыгейцы) изначально поддержала идею повышения статуса республики и видела в процессе становления государственности возможность реализовать право адыгейского народа на самоопределение. В этом плане в полной мере заявила о себе и оказывала определенное давление на политическую власть в целях ускорить события, связанные с оформлением государственности Адыгеи, большая часть членов «Комитета - 40» и организации Адыгэ Хасэ (представители национальной интеллигенции).

В частности в докладе сопредседателя «Комитета - 40» на 1-м съезде адыгейского народа (май 1991 г.) говорится: «Обеспокоенные создавшимся положением члены общественных организаций «Адыгэ Хасэ», «Культурного центра», «Адыгская энциклопедия», «Дин хасэ», фонда «Историческая родина», представители технической и творческой интеллигенции, различных слоев адыгейского общества объединились в «Комитет - 40», провозгласив программной целью идеи паритетного оформления Парламента»3. В дальнейшем настойчивые действия «Комитета -

1 Акбашев Б. Х. Трудные дороги...

2 Хаджебиеков Р. Г. Республика Адыгея.

3 Становление государственности Адыгеи: очерки и доку-

менты этнополитической ситуации (1990-1995). Т. 1. С. 140.

40» вынудили президиум областного Совета народных депутатов и конституционную комиссию образовать рабочую группу для выработки механизма проведения выборов в Верховный Совет.

В конечном итоге «благодаря усилиям «Комитета - 40» было провозглашено паритетное образование Парламента Адыгеи, означавшее предоставление 50 мандатов из 100 мест депутатам коренной национальности, что в дальнейшем явилось фундаментом национального согласия в республике»4.

Говоря об итогах рассматриваемого времени, нельзя не выделить главного. Это стабильный мир и межнациональное согласие в Адыгее на основе совместной напряженной работы органов государственной власти, общественно-политических организаций, национально-культурных движений и объединений. Реализация данной проблемы при всех ее сложностях, различиях мнений, несовпадениях точек зрения - заслуга местной национальной интеллигенции.

Карачаево-Черкесия - одна из наиболее многонациональных республик СКФО, вобравшая в себя многоцветье языков, религий, обычаев, традиций, нравов, где проживает пять коренных народов (русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы). Каждый из них уникален, имеет свои неповторимые особенности материальной и духовной культуры.

В отличие от других республик Северного Кавказа реформирование Карачаево-Черкесии с самого начала шло более сложно, с политическими ошибками и даже не всегда в согласии с Законом. В те годы «ошибки проводимой в КЧР экономической, национальной и кадровой политики могли привести к серьезному обострению в республике (в какой-то мере это и произошло -А. Ш.), что противоречит коренным национальным интересам всех населяющих ее народов»5.

Процессы радикального реформирования общества в республиках Северного Кавказа вызвали к жизни общественно-политические движения и организации, партии и их объединения, национально-политические и национально-культурные группы и организации и в Карачаево-Черкесии. Они отражали весь спектр интересов, представленных в обществе. В такой ситуации возросла роль и значение интеллигенции, которая становится организатором, вдохновителем и лидером всех общественных объединений, движений и партий, хотя в них были представители и других социальных групп и слоев.

4 «Эхо». 1991. № 11. Октябрь.

5 Акбашев Б. Х. Трудные дороги правды. Черкесск. С. 4.

В Карачаево-Черкесии развитие национальных общественных объединений обусловливалось многонациональным составом населения, в котором «преобладали русские (42,4 %), карачаевцы (31,2 %), черкесы (9,8 %), абазины (6,6 %), ногайцы (3,1 %) и так далее»1.

Интересы соответствующих народов стали выражать общественные и национальные движения: абазинское «Абаза», черкесское «Адыгэ Хасэ», карачаевские «Конгресс карачаевского народа» и «Джама гэат», ногайское «Бирлик», славянские общины, казачьи организации и др.2. Но движения, в которых большую часть составляли представители своей национальной интеллигенции, к сожалению, разделились на «своих» и «чужих», не смогли или не захотели объединиться в одну силу. Понятно, что когда в республике один или два коренных народа, тогда легче найти общий язык, прийти к компромиссу, найти точки соприкосновения в решении тех или иных спорных вопросов (экономических, национальных, территориальных, кадровых, социальных, языковых и пр.).

В ходе национального возрождения, создания общественных организаций и движений в Карачаево-Черкесии проявился парадоксальный процесс: пошел «парад суверенитетов». За короткое время в республике были провозглашены 5 микрореспублик, как и в 1926 г. - по национальному признаку. Над небольшой территорией республики нависла реальная угроза ее расчленения со всеми вытекающими отсюда последствиями»3. И не случайно в республике прокатилась волна общественного движения в защиту единой Карачаево-Черкесии. Всенародный опрос населения (путем тайного голосования) спас целостность многонациональной республики. Самопровозглашение республик не было признано федеральными органами РФ, не получило соответствующего политико-правового статуса.

Хотя в период нарастающего кризиса во второй половине 80-х - начале 90-х гг., вызвавшего массовый протест населения против советской политической системы, партийных и государственных органов, местная интеллигенция КЧР делала попытки обратить на себя внимание властей, участвовать в процессах демократизации общественной жизни и в радикальной экономической реформе.

В конце 1987 г. в Карачаево-Черкесском обко-

1 Казаков Х. Х. Интериоризация. С. 219.

2 Беджанов М. Б. На путинационального возрождения. С. 226.

3 «День Республики». 2002. 10 янв.

ме КПСС состоялась встреча с представителями творческой интеллигенции по многим вопросам, тревожившим общество. Красной нитью через все выступления (17 чел.) проходит мысль о том, что «в последние годы упало влияние партийных, советских органов области к созданию благоприятных возможностей для роста талантов, острой необходимости создания инструмента перестройки всех направлений культуры и искусства»4. Многие вопросы в конечном итоге не находили своего решения. Основная причина - «остаточный принцип» финансирования социально-культурной сферы.

В те годы диалог представителей законодательной и исполнительной власти с народом, трудовыми коллективами предприятий промышленности, сельского хозяйства, учреждений, организаций, их выступления в средствах массовой информации (СМИ) приобретают постоянный характер. Областная газета «Ленинский путь» публиковала выступления представителей разных национальностей республики (чаще всего из интеллигенции), которые широко обсуждались и получили общественный резонанс. В дальнейшем общественно-политическая жизнь в КЧР и участие в ней представителей национальных элит и местной интеллигенции позволили сохранить мир и межнациональное согласие в республике.

В 90-е гг. российская интеллигенции в целом была разобщена, брошена государством на произвол судьбы, особенно в регионах, в том числе и на Северном Кавказе. Для исправления такой ситуации было создано общественное движение «Конгресс интеллигенции РФ» (Москва, 1997). Как утверждалось в газете «Советская Адыгея», его целью являлось «обратить внимание правительства на всю российскую интеллигенцию, чтобы она объединилась и смогла занять достойное место в новом строящемся российском обществе»5.

За эти годы многое сделано, многое предстоит сделать. Но и сегодня в целом по России и в частности в республиках Северного Кавказа (в том числе РА, КБР и КЧР) интеллигенция по настоящему не влияет на общественно-политическую, социальную, духовную, культурную жизнь, а власть далеко не всегда прислушивается к ее голосу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня главные задачи, стоящие перед интеллигенцией в условиях социальных трансформаций, заключаются в сохранении позитивных

4 Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Ф. 1 Оп. 76, Д. 306. Л. 84.

5 Советская Адыгея. 1997. 29 ноября.

элементов существующего в обществе мировоззрения и в преобразовании социального наследия в направлении реализации общественно значимых задач. Это возможно лишь при активном участии интеллигенции в тех процессах, которые происходят в современном обществе1.

Список литературы

1. Адыгея: от автономии к суверенитету (1922-1992). - Майкоп, 1992.

2. Адыгская (черкесская) энциклопедия. - М., 2006.

3. Акбашев, Б. Х. Трудные дороги правды / Б. Х. Акбашев. - Черкесск, 2001.

4. Апажева, Е. Х. История становления современной государственности. Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея / Е. Х. Апажева. - Пятигорск, 2010.

5. Аргументы и факты - Северный Кавказ. -2009. - № 27.

6. Афасижев, Т. И. Общественные объединения Адыгеи: становление, проблемы политического участия / Т. И. Афасижев, Т. М. Полякова. - Майкоп, 1996.

7. Беджанов, М. Б. На пути национального возрождения / М. Б. Беджанов. - Майкоп, 1992.

1 Республике Адыгее - 6 лет. Майкоп, 1997. - С.83.

Сведения

8. Беджанов, М. Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения / М. Б. Беджанов. - Майкоп, 1995.

9. День Республики. - 2002. - 10 января.

10.Земля адыгов. - Майкоп, 2004. - 1004 с.

11.История многовекового содружества: К 450-летию союза и единения народов Кабардино-Балкарии и России. - Нальчик, 2007.

12. Казаков, Х. Х. Интериоризация национально-культурных общественных объединений в региональную политическую систему Карачаево-Черкесии / Х. Х. Казаков // Этническая толерантность и межнациональный мир на Северном Кавказе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Армавир, 2012.

13.Республике Адыгее - 6 лет. - Майкоп, 1997.

14.Российская цивилизация. Энциклопедические и другие аспекты. - М., 2011.

15.Советская Адыгея. - 1997. - 29 ноября.

16.Становление государственности Адыгеи: очерки и документы этнополитической ситуации (1990-1995). - М., 1994. - Т. 1.

17.Хаджебиеков, Р. Г. Республика Адыгея: проблемы реформирования общества (80-90-е гг.) / Р. Г. Хаджебиеков. - Майкоп, 1997.

18.Эхо. - 1991. - № 11. - Октябрь.

об авторе

Шамеев Аслан Музачирович - кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологи, этнологии и истории народов Кабардино-Балкарской республики, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова (Нальчик). [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 77-82.

PARTICIPATION OF THE NORTH CAUCASUS INTELLIGENTSIA

IN SOCIO-POLITICAL MOVEMENTS OF THE 1980S - 1990S (applied to the republic of Adygea and Karachaevo-Circassian Republic)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. M. Shameev

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Culture Studies, Ethnology and History of Kabardino-Balkaria Peoples, Kh.M. Berbekov Kabardino-Balkaria State University.

[email protected]

The article reveals problems of political participation of the intelligentsia of the Republic of Adyqea and Karachaevo-Gircassian Republic in the activities of non - governmental organizations, nationally cultural movements, and associations in the 1980s-90s. It provides a brief description of the history of their foundation and work by using an interesting comparative material. The focused attention is paid to the purposes and problems of the most authoritative movements, such as "Adyghe Khasa", "Congress of the Karachay

82

A. M. №aMeee

people", "Abaza", "Birlik". The author traces the idea of the degree of interaction and understanding of the government and society, the place and role in the process of representatives and intelligentsia, as well as intelligentsia's mistakes and shortcomings in Karachaevo-Circassian Republic, in particular.

Keywords: politics, intelligentsia, society, organization, association, nationality, culture, republic, power, movement.

References

1. Adygeia: ot avtonomii k suverenitetu (1922-1992) [Adygea: from an autonomy to the sovereignty (1922-1992)]. Maikop, 1992. (In Russ.).

2. Adygskaia (cherkesskaia) entsiklopediia [Adyghean (Circassian) encyclopedia]. Moscow, 2006. (In Russ).

3. Akbashev B.Kh. Trudnye dorogipravdy [Difficult roads of the truth]. Cherkessk, 2001. (In Russ.).

4. Apazheva E.Kh. Istoriia stanovleniia sovremennoi gosudarstvennosti. Kabardino-Balkariia, Kara-chaevo-Cherkesiia, Respublika Adygeia [The history of the formation of the modern statehood. Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia, Republic of Adygea]. Piatigorsk, 2010. (In Russ.).

5. Argumenty i fakty - Severnyi Kavkaz [Arguments and facts - North Caucasus], 2009, no. 27. (In Russ.).

6. Afasizhev T.I., Poliakova T.M. Obshchestvennye ob"edineniia Adygei: stanovlenie, problemy politicheskogo uchastiia [Public Associations of Adygea: foundation, problems of political participation]. Maikop, 1996. (In Russ.).

7. Bedzhanov M.B. Na puti natsional'nogo vozrozhdeniia [On the path of national revival]. Maikop, 1992. (In Russ.).

8. Bedzhanov M.B. Obshchestvennyi krizis i problemy natsional'nogo vozrozhdeniia [Social crisis and the problems of national revival]. Maikop, 1995. (In Russ.).

9. Den'Respubliki [The day of Republic], 2002, 10 January. (In Russ.).

10.Zemlia adygov [The Adygs' land]. Maikop. 2004. 1004 p. (In Russ.).

11.Istoriia mnogovekovogo sodruzhestva: K 450-letiiu soiuza i edineniia narodov Kabardino-Balkarii i Rossii [The history of Centuries - old community: On the 450th anniversary of union and the unity of peoples of Kabardino-Balkaria and Russia]. Nalchik, 2007. (In Russ.).

12.Kazakov Kh.Kh. Interiorizatsiia natsional'no-kul'turnykh obshchestvennykh ob"edinenii v regional'nuiu politicheskuiu sistemu Karachaevo-Cherkesii [Internalization of national-cultural associations in the regional political system of Karachay-Cherkessia]. Etnicheskaia tolerantnost' i mezhnatsional'nyi mir na Severnom Kavkaze: materialy Vserossiiskoi NPK [Ethnic tolerance and interethnic peace in the North Caucasus: Proceedings of NPK]. Armavir, 2012. (In Russ.).

13.Respublike Adygee - 6 let [6th anniversary of the Republic of Adugea]. Maikop, 1997. (In Russ.).

14.Rossiiskaia tsivilizatsiia. Entsiklopedicheskie i drugie aspekty [Russian Civilization. Encyclopedic and other aspects]. Moscow, 2011. (In Russ.).

15.Sovetskaia Adygeia [Soviet Adygea], 1997, 29 November. (In Russ.).

16.Stanovlenie gosudarstvennosti Adygei: ocherki i dokumenty etnopoliticheskoi situatsii (1990-1995) [Statehood of Adygea: essays and documents of the ethno-political situation (1990-1995)], vol. 1. Moscow, 1994. (In Russ.).

17.Khadzhebiekov R.G. Respublika Adygeia: problemy reformirovaniia obshchestva (80-90-e gg.) [Republic of Adygea: problems of society reformation (1980s-1990s)]. Maikop, 1997. (In Russ.).

18.Ekho [Echo], 1991, no. 11. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.