Научная статья на тему 'Интеграционные траектории включения учащейся молодежи в социокультурный кластер'

Интеграционные траектории включения учащейся молодежи в социокультурный кластер Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Ключевые слова
ОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР / SOCIO-CULTURAL CLUSTER / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ЮНЕСКО-ЮНЕВОК / UNESCO-UNEVOC / ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАВОВАЯ ПАЛАТА / CHILDREN''S PUBLIC LEGAL CHAMBER / БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / BASHKIR INSTITUTE OF SOCIAL TECHNOLOGIES / АГЕНТСТВО ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / AGENCY FOR CONCILIATION TECHNOLOGIES / ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / LEADERSHIP DEVELOPMENT SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / VOLUNTEERING / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIAL ENGINEERING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нигматуллина Танзиля

Статья анализирует разноплановую работу Башкирского института социальных технологий Ресурсного научно-образовательного центра ЮНЕСКО Республики Башкортостан и Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в РФ, в том числе в рамках социокультурного кластера, участниками которого являются: вуз школы и колледжи республики Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, общественные организации (Федерация профсоюзов Республики Башкортостан, историко-национальные центры Республики Башкортостан) -Министерство образования Республики Башкортостан администрация Городского округа город Уфа предприятия города. Координирует эту работу вуз; здесь создается необходимая методическая база, разрабатываются технологии и под непосредственным руководством профессорско-преподавательского состава с участием всех заинтересованных сторон кластера в образовательных учреждениях города и республики в целом осуществляется их апробация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нигматуллина Танзиля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration trajectories engaging the youth in the social and cultural cluster

The article analyzes diverse activities conducted by the Bashkir Institute of Social Technologies -the UNESCO Resource Center for Science and Education of the Republic of Bashkortostan and the UNESCO-UNEVOC Center in the Russian Federation. Such activities have reached out to the socio-cultural cluster that includes higher educational institutions schools and colleges of the Republic the Committee of the Republic of Bashkortostan for UNESCO, public organizations (Federation of Trade Unions of the Republic of Bashkortostan, historical and national centers of the Republic of Bashkortostan) the Ministry of Education of the Republic of Bashkortostan Ufa Administration local businesses. The Bashkir Institute coordinates this work: establishes a methodological base, develops technologies, and tests them in the city educational institutions and in the Republic as a whole, under direct supervision of the Faculty with the involvement of all cluster stakeholders.

Текст научной работы на тему «Интеграционные траектории включения учащейся молодежи в социокультурный кластер»

ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Танзиля Нигматуллина

Интеграционные траектории включения учащейся молодежи в социокультурный кластер

Статья анализирует разноплановую работу Башкирского института социальных технологий - Ресурсного научно-образовательного центра ЮНЕСКО Республики Башкортостан и Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в РФ, в том числе в рамках социокультурного кластера, участниками которого являются: вуз - школы и колледжи республики - Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, общественные организации (Федерация профсоюзов Республики Башкортостан, историко-национальные центры Республики Башкортостан) -Министерство образования Республики Башкортостан - администрация Городского округа город Уфа - предприятия города. Координирует эту работу вуз; здесь создается необходимая методическая база, разрабатываются технологии и - под непосредственным руководством профессорско-преподавательского состава с участием всех заинтересованных сторон кластера - в образовательных учреждениях города и республики в целом осуществляется их апробация.

Ключевые слова: социокультурный кластер, молодежная политика, ЮНЕСКО-ЮНЕВОК, Детская общественная правовая палата, Башкирский институт социальных технологий, Агентство примирительных технологий, воспитание лидерских качеств, социокультурные компетенции, добровольчество, правовое образование, социальное проектирование

Под социокультурным кластером нами понимается определенная система, позволяющая реализовать наиболее оптимальные механизмы взаимодействия образовательных учреждений - общественных структур - органов государственной (муниципальной) власти - бизнеса с целью формирования благоприятной социально-культурной среды и, соответственно, воспитания личности, обладающей лидерскими качествами, высокой гражданской и социальной ответственностью, разносторонне образованной, способной к творческой самореализации.

с^ о а) о

Танзиля Алтафовна Нигматуллина, доктор политических наук, директор, зав. кафедрой истории государства и права и конституционного права, Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (Уфа, Республика Башкортостан), r.velts@ufabist.ru

Не секрет, что исторически сложившаяся общечеловеческая и общероссийская иерархия социокультурных ценностей претерпевает сегодня существенные деформации, и требуется систематическая целенаправленная работа, которая позволит сформировать необходимые социокультурные компетенции в детской и молодежной среде. В этом аспекте кластеры представляют собой «точки роста» и дают возможность наиболее полной реализации поставленных задач. Мы совершенно согласны с американским ученым Майклом Портером, который утверждал, что кластеры - это «двигатели продуктивности», они служат лучшей средой для инноваций, самореализации людей и налаживания отношений в сообществе» [4, с.45].

Башкирский институт социальных технологий, являясь Ресурсным научно-образовательным центром ЮНЕСКО Республики Башкортостан и Центром ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Российской Федерации, ведет разноплановую работу, в том числе в рамках социокультурного кластера, участниками которого являются: вуз -школы и колледжи республики - Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО, общественные организации (Федерация профсоюзов Республики Башкортостан, историко-

национальные центры Республики Башкортостан) -Министерство образования Республики Башкортостан -администрация Городского округа город Уфа - предприятия города. Координирует эту работу вуз: здесь создается необходимая методическая база, разрабатываются технологии, и - под непосредственным руководством профессорско-преподавательского состава с участием всех заинтересованных сторон кластера -в образовательных учреждениях города и республики в целом осуществляется их апробация.

При организации своей работы мы исходили из следующих постулатов.

Во-первых, из понимания того, что сегодня необходимо отойти от объектного понимания молодежи к субъективным возможностям данной социально-политической группы. Молодежь - это не просто наиболее активная часть населения, склонная к радикальным преобразованиям и новшествам, но, и прежде всего, -«основа» современной молодежной политики. Совершенно очевидно, что без активного участия этой группы населения, способной конструктивно взаимодействовать во имя общих целей, интересов, ценностей, формирование гражданского общества невозможно. Мы убеждены, что традиционный подход работы «для молодежи» устарел и его необходимо заменить другим - непосредственным участием самой молодежи. А для становления молодежи как ответственного субъекта молодежной политики необходимо ее качественное социокультурное преобразование, выраженное в следующих принципах:

• систематическое приобщение к общественно-полезной деятельности (то есть добровольчество);

• традиционное воспитание и инновационное образование молодежи в духе общефедеральной парадигмы с учетом ее региональных особенностей (то есть инновационный традиционализм);

к а

== г • возможность мобильно интегрировать с представите-| 1 лями молодежных сообществ других этнических и на-

^ 1 циональных общностей (то есть объединение).

° | Во-вторых, - из значимости владения подрастающим

Л ° поколением правовыми знаниями. Они необходимы

| 2 для того, чтобы уметь ориентироваться в различных

| | обстоятельствах, регулировать свои отношения с дру-

| | гими людьми и с государством. Об этом писал в свое

I « время И.А. Ильин, справедливо отмечая, что «... низ-

| | кий уровень правовой культуры социума, правовой ни-

| >• гилизм молодежи, гражданская пассивность, слабая

^ правовая защищенность личности подрывает веру

| в закон... Система образования должна готовить лю-

| дей, умеющих не только жить в гражданском обществе

и правовом государстве, но и создавать их. Единственно верным путем ко всем реформам является постепенное воспитание правосознания» [2]. Правовое образование, на наш взгляд, - это один из важнейших элементов общественного развития, обязательное условие, благодаря которому можно обеспечить сохранение межкультурного, межнационального и межконфессионального согласия, что сегодня принципиально важно.

Третий наш постулат в том, что молодежи свойственно уникальное качество - легко и оперативно воспринимать все новое, внедрять на практике самые инновационные и перспективные проекты и идеи. Сегодня специалистами всего мира уже признано, что моделирование и проектирование являются инновационными формами молодежной социализации, способными уберечь общество от надвигающихся политических, социально-экономических, культурных и духовных катаклизмов, выработать в человеке, независимо от его возраста, самостоятельность в прогнозировании будущих социально-политических практик [1, с.8].

В русле этих постулатов была выстроена работа социокультурного кластера. Каковы же конкретные результаты его деятельности?

Одной из интеграционных технологий включения детей и молодежи в социокультурный кластер является институционализация детского парламентаризма на субфедеральном, федеральном и международном уровнях. В вузе с 2012 года работает Детская общественная правовая палата [3]. Первый ее состав включал 63 человека. Это были школьники и студенты колледжей в возрасте от 8 до 18 лет. Обсуждение того, чем должна заниматься организация, было бурным. Все-таки консенсус был найден: прежде всего, надо изучить права и обязанности детей. Работа началась со знакомства с Конвенцией по правам ребенка. Но она была понятна далеко не всем. Тогда было решено переложить Конвенцию на доступный для детей младшего школьного возраста язык. Затем все решилось само собой: дни правовых знаний, правовые уголки в школах и колледжах, опросы друзей и знакомых о том, что они знают о своих правах и обязанностях, и их правовое просвещение.

Сегодня члены Детской палаты привлекаются к проектам республиканского уровня: к примеру, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан - поручает им провести опрос учащихся о качестве школьного питания и подготовить аналитический отчет; Комитет по молодежной политике приглашает их на свои заседания для обсуждения наиболее актуальных проблем в сфере детства, по просьбе мэра города они обследовали состояние детских дворовых спортивных площадок и т. д. В результате за время своей работы Детская палата стала своеобразной экспериментальной площадкой по разработке и апробации технологий, направленных на развитие у детей и молодежи чувства социальной ответственности за благополучие

3

населения и инициативы, основанной на определенной гражданской позиции, на формирование культуры поведения, соответствующего ожиданиям общества, нацеленного на мобильность и образованность.

Эффективными проявили себя культуроохранные технологии - с усилением этнокультурного компонента, направленные на трансляцию традиционных самобытных форм духовной культуры, формирование патриотизма, уважения к своей и иной культуре и традициям. Для реализации этого направления в структуре Детской палаты | >• была создана Детская ассамблея народов Республики

§ Башкортостан, основная цель которой - формирова-

| ние социокультурной среды для межкультурной комму-

| никации, успешного диалога, профилактика межнацио-

нальных и поликонфессиональных конфликтов.

Работа Ассамблеи включает проведение круглых столов под общим названием «Я - гражданин мира», организацию социологических опросов, в том числе и по вопросам межнациональных отношений; члены Детской ассамблеи проводят уроки толерантности в дошкольных и учебных учреждениях, различные конкурсы, дебаты, брейн-ринги, способствующие формированию интереса к изучению своей культуры и культуры других народов, и многое другое. Через интерес и совместную деятельность рождается уважение к людям иной национальности. Этот культурный код ребята транслируют своим сверстникам, своим семьям.

Для нас, взрослых, работа Детской ассамблеи - это корректировка содержания межкультурной компетенции личности, соответствующей ожиданиям многонационального и поликонфессионального общества, создание банка эффективных социокультурных технологий и их тиражирование.

Следующее приоритетное социокультурное направление - институционализация примирительных техноло-

гий в молодежной среде и их апробация на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях. Сегодня эта работа востребована как никогда раньше и обусловлена, прежде всего, усилением миграционных процессов. Появление в школах и колледжах детей из семей мигрантов высветило еще одну проблему: резко возросло число конфликтов между «своими» и «чужими». Дети порой жестоки и могут просто так, походя, обидеть другого, особенно если этот другой чем-то отличается от них: внешностью, обычаями, национальностью, хотя и первое, и второе, и третье каждый получает при рождении, а не по собственному выбору. Как помочь им понять, что все люди, независимо от их национальности или вероисповедания, цвета кожи, равны, и оценивать их следует только по их поступкам?

Для решения этих задач в рамках социокультурного кластера было создано Агентство примирительных технологий, основная цель которого - внедрение на основе научных исследований примирительных процедур для разрешения правовых и неправовых конфликтов, а также профилактика социально-политической напряженности, содействие государству в аутсорсинге в сфере регулирования молодежных отношений. Профессиональные медиаторы Агентства обучают членов Детской палаты примирительным технологиям, профилактике конфликтных ситуаций, а ребята, в свою очередь, апробируют эти технологии в своих школах. К этой работе сегодня активно привлекаются образовательные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних, и члены Детской палаты становятся проводниками этих технологий.

Еще одно направление работы кластера - разработка технологий формирования устойчивых семейных ценностей, ориентированных на формирование в сознании молодежи установок, предполагающих насле-

== ¡5 дование традиционных представлений о семье, ее

| § нравственных идеалах, этнокультурных особенностях

1 брачно-семейных отношений, целевых установок на со-

0 | здание многодетных семей как основы демографиче-| о ского подъема российского общества, профилактику

1 8 и предупреждение насилия в семье. Однако одних уси-! =1 лий только образовательных учреждений недоста-^ ° точно. Духовно-нравственные ценности, в том числе I « семейные, не являются врожденными, а формируются |'| в процессе целенаправленного взаимодействия детей !>• и взрослых. Первый институт социализации детей -§ это семья, и начинать надо с родителей. Очень важно | выстроить систему взаимодействия с семьей на основе Л принципа сотрудничества уже с раннего возраста, начиная с дошкольной организации. Совершенно солидарна с психологами, которые утверждают, что процесс воспитания обоюдный, и еще неизвестно, кто на кого оказывает большее влияние: родители на детей или дети на родителей. Так что, формируя культуру семейных ценностей у детей, одновременно через них воспитываем и родителей.

При реализации любого проекта используется весь комплекс названных технологий. Вот конкретный пример.

18 ноября 2016 года в вузе прошел VII Республиканский конкурс юных сказителей башкирского народного эпоса «Урал-батыр» на языках народов, проживающих в Республике Башкортостан, в Российской Федерации, и иностранных языках. Организаторами конкурса традиционно выступили Министерство образования Республики Башкортостан, Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО и Башкирский институт социальных технологий.

Число участников - учащихся школ и студентов колледжей и вузов - превысило 700 человек. Эпос звучал

более чем на 30 языках. Кроме того, согласно Положению о конкурсе, участники готовили иллюстрации к эпосу, презентации, эссе, сравнивали башкирский эпос и эпосы других народов, разрабатывали игры для аудитории всех возрастов. Результат - знакомство с разными культурами, разными традициями, обретение собственной идентичности - представителя своего народа, своей культуры - неотъемлемой части общероссийской культуры.

Впервые в рамках этого конкурса была организована секция для детей из семей мигрантов. Участниками стали более 100 ребят в возрасте от 8 лет до 18 лет. Для них была подготовлена специальная программа, включавшая знакомство в занимательной форме с историей и содержанием башкирского народного эпоса «Урал-батыр», участие в играх, авторами которых были их сверстники. Заключительная часть работы секции -знакомство с примирительными технологиями. Как избежать конфликта? Как решить его мирным путем? Участники, проиграв ситуации, которые могли бы привести к конфликту, сами пришли к выводу: оказывается, надо, прежде всего, уметь слушать и слышать другого.

Еще один пример - конкурс на лучший сценарий свадебного обряда народов, населяющих Республику Башкортостан. Участники (их тоже было более 600) -представители разных национальностей - не только пишут сценарий (а для этого им приходится изучить национальные традиции, нередко в этом им помогают родители, дедушки и бабушки, что обеспечивает преемственность поколений), но и разрабатывают модели свадебных костюмов - для жениха и невесты, для гостей; занимаются приготовлением свадебного стола -с учетом национальных блюд; культурной программы -с национальными играми, национальными обрядами. При этом одним из требований к конкурсантам явля-

ется включение в сценарий национальных элементов и иных культур, так как в числе гостей могут быть люди разных национальностей.

Безусловно, это игра, но игра, которой, незаметно для участников, руководят взрослые, используя технологии, направленные на формирование толерантного поведения, на пополнение знаний о разных культурах, когда приобретаемое знание не вызывает отторжения, а становится своим, привычным. Более того, здесь очень помогает соревновательный момент: каждому хочется представить культуру народа как можно ярче, интереснее, и этот интерес передается участникам, вовлекает их в общую игру. В результате - единый коллектив, где нет деления на своих и чужих, а есть чувство единения.

Примеров можно привести очень много. Работа, которую проводит вуз, многоаспектна, созданный в рамках государственно-частного партнерства социокультурный кластер позволяет вовлекать в проекты неограниченное число детей и молодежи, формировать их личностные качества в соответствии с требованиями общества, а в конечном итоге, достичь цели, обозначенной Генеральным директором ЮНЕСКО И. Боковой: «Наша цель заключается в использовании потенциала молодежи в качестве партнеров в интересах развития и мира» [5].

Литература:

1. Дворко С.Б. Социальное проектирование - перспективный механизм построения гражданского общества (на примере Северо-западного федерального округа Российской Федерации) // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. №3. С.8.

2. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 2000 // [Электронный ресурс]: URL: http:// www.magister.msk.ru/library/philos/ilyin/ilyin07.htm (дата обращения 22.12.2014)

3. Нигматуллина Т.А. Детская общественная правовая палата как инновационный кадровый ресурс современной России // Евразийский юридический журнал. 2013. №11. С.163-166.

4. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс: Компания XXI век, 2007. 452 с.

5. Послание Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю Международного дня молодежи и начала проведения (2010 г.) провозглашенного ООН Международного года молодежи: диалог и взаимопонимание 12.08.2010 г. // Официальный сайт ЮНЕСКО / [Электронный ресурс]: URL: http://www.unesdoc.unesco.org/ images/0018/001888/188831r.pdf (дата обращения 15.10.2012)

Tanzilya Nigmatullina,

Doctor of Political Sciences, Director, Head of Department of History of State and Law and Constitutional Law, Bashkir Institute of Social Technologies (branch), Academy of Labor and Social Relations (Ufa, Republic of Bashkortostan), R.velts@ufabist.ru

Integration trajectories engaging the youth in social and cultural cluster

The article analyzes diverse activities conducted by the Bashkir Institute of Social Technologies -the UNESCO Resource Center for Science and Education of the Republic of Bashkortostan and the UNESCO-UNEVOC Center in the Russian Federation. Such activities have reached out to the socio-cultural cluster that includes higher educational institutions - schools and colleges of the Republic - the Committee of the Republic of Bashkortostan for UNESCO, public organizations (Federation of Trade Unions of the Republic of Bashkortostan, historical and national centers of the Republic of Bashkortostan) - the Ministry of Education of the Republic of Bashkortostan - Ufa Administration - local businesses. The Bashkir Institute coordinates this work: establishes a methodological base, develops technologies, and tests them in the city educational institutions and in the Republic as a whole, under direct supervision of the Faculty with the involvement of all cluster stakeholders.

Keywords: socio-cultural cluster, youth policy, UNESCO-UNEVOC, Children's Public Legal Chamber, Bashkir Institute of Social Technologies, Agency for Conciliation Technologies, leadership development, socio-cultural competencies, volunteering, legal education, social engineering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.