Межкультурная адаптация иностранных студентов
условия формирования профессиональной компетентности студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. - Том II: Психолого-педагогические науки. - С. 131-137.
2. Смирнов Е.И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности пе-
дагогов. - Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2012. - 646 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 Прикладная математика и информатика (степень «магистр»). - М., 2010.
УДК 378
Ваулина Лидия Николаевна
кандидат филологических наук, доцент
Коношенко Надежда Анатольевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена вопросу привлечения иностранных студентов в вуз и обеспечению их межкультурной адаптации через формирование межкультурной среды в вузе в соответствии со стратегией культурного многообразия.
Ключевые слова: учебная миграция, иностранные студенты, культурно-образовательное пространство вуза, межкультурная адаптация, стратегия культурного многообразия.
Начало XXI века характеризуется интенсификацией миграционных процессов. Миграция превращается в постоянную составляющую развития общества. Особый размах приобретает трудовая и учебная миграция, являющаяся актуальной во всем мире уже на протяжении последних десятилетий, особенно в контексте трансфера науки и знаний. Более того, речь идет не просто об учебной миграции, многие страны акцентируют внимание на качестве иностранных студентов: нужны умные студенты, идет борьба за умы. Соответственно, разрабатываются меры по их привлечению, например, стипендиальная поддержка через национальные образовательные фонды или сами университеты и т.д. В различных зарубежных рейтингах учитывается число иностранных преподавателей и иностранных студентов. Иногда появляется пункт о наличии международного факультета, как необходимого условия поддержки академической мобильности и обучения иностранных студентов. Общепринято, что в престижном вузе количество иностранных студентов должно составлять около 10% от общего числа обучающихся [ср.: 4].
Согласно статистическим данным ЮНЕСКО и ОЭСР по состоянию на 2009 г. более 60% иностранных студентов обучалось в высших учебных заведениях стран ЕС и Северной Америки. Лидерами в привлечении иностранцев на обучение в свои вузы были следующие страны: США (18%), Великобритания (10%), Австралия (7%), Германия (7%) и Франция (7%). На их долю приходилось почти 50% общего количества иностранных студентов университетов [12, с. 26].
Результаты сравнения доли отдельных стран на рынке образовательных услуг для иностранных студентов свидетельствуют о том, что к 2009 г. наметилась тенденция возрастания контингента иностранных студентов в азиатско-тихоокеанском регионе и уменьшения их количества в традиционно
привлекательных для иностранных студентов регионах. Так, Нильс Клабунде, основываясь на статистических данных ЮНЕСКО и ОЭСР, анализирует тенденции в борьбе за иностранного студента в современном мире. Согласно статистике с 2000 г. по 2009 г. прежде всего теряют свои позиции США, незначительные потери контингента иностранных студентов коснулись Великобританию, Германию и Францию. Россия вошла в число стран с положительной динамикой: количество иностранных студентов в России в 2000 г. составило примерно 2% от общего количества иностранных студентов в мире, а в 2009 г. - около 4% [12, с. 31].
Иностранцы поступают в российские вузы по квотам Министерства образования и науки Российской Федерации на основе межправительственных договоров или самостоятельно на платной или бесплатной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Количество иностранных студентов в приведенном контингенте признано одним из основных критериев эффективности международной деятельности вуза. В международных рейтингах обучение иностранных студентов в вузе также является важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности вуза.
Привлечение иностранцев в вуз позволяет получать дополнительные денежные средства на развитие учебного заведения, совершенствовать систему подготовки специалистов с учетом требований мирового рынка труда. Безусловно, ведется работа и по повышению качества обучения. Чтобы быть конкурентоспособным, вуз вынужден реагировать и на потребности международного рынка труда и готовить специалистов востребованных профилей. В этих целях разрабатываются новые образовательные программы.
Учебная миграция в Россию позволяет реали-зовывать геополитические и экономические инте-
© Ваулина Л.Н., Коношенко Н.А., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014
225
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ресы страны, получить новых граждан, входящих в российское гражданство наилучшим способом -через систему образования [ср.: 11, с. 10].
Россия имеет богатый опыт подготовки специалистов для зарубежных стран. Так, А.И. Су-рыгин пишет, что за более чем 80 лет в образовательных учреждениях бывшего СССР и России было подготовлено свыше 600 тыс. специалистов для 160 стран мира [10]. Основные мировые тенденции в образовании для иностранных граждан характерны и для России. В нашей стране, как и в США, Франции, Германии и ряде других стран мира наибольшие контингенты иностранных студентов обучаются по медицинским, инженерным и естественно-научным специальностям [2; 4].
Исторически в нашей стране сложилось так, что вузы, имеющие высокий процент иностранцев, развивали свою инфраструктуру для работы с ними еще во времена Советского Союза. Именно тогда создавались подготовительные факультеты, строились общежития для иностранцев, устанавливались контакты с зарубежными вузами. Был даже основан специальный университет для обучения иностранных граждан: Российский университет дружбы народов в Москве. Уже первый выпуск специалистов в 1965 г. включал представителей 47 стран мира. РУДН остается и сегодня единственным на планете университетом, в котором ежегодно обучаются представители свыше 450 народов и национальностей [13].
В последние годы привлечению иностранных граждан на обучение в российские вузы придается большое значение [8].
В большинстве российских вузов идет обучение студентов из азиатского региона: бывших республик Советского Союза, Китая, Вьетнама, а также из стран Африки и Латинской Америки. Студенты из других регионов приезжают в основном в рамках межвузовских проектов академической мобильности на краткосрочные и семестровые учебные стажировки. Реже - на учебный год.
В условиях возрастания внешнеэкономической составляющей в образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза становится актуальным вопрос организации работы с иностранными студентами. Различные аспекты данной темы стали предметом научных изысканий многих ученых, в частности, раскрыты в работах Д.Г. Арсе-ньева, А.В. Зинковского, М.А. Ивановой [1], Ф.А. Ва-дутовой, Л.И. Кабановой, Г.И. Шкатовой [3], Е.А. На-бивачевой [6], В.Г. Подзолкова [7], А.Н. Ременцова, А.А. Казанцевой [9], Ли Минь [5] и др.
Нельзя недооценивать значимость организации пребывания иностранных студентов в вузе. Адаптация является сложным многогранным процессом, который должен быть организован и управляем, если мы хотим обеспечить иностранцам в новом для них культурно-образовательном пространстве
успешное взаимодействие с местным населением. Учитывая различие в культурах, большинство иностранцев проживает культурный шок. Обучение на иностранном языке тоже вызывает шок. И в этой непростой ситуации они должны обеспечивать требуемое качество учебной деятельности. Важным моментом в этой связи является готовность всех представителей вуза помочь иностранным студентам, т.е. не менее актуальным становится формирование межкультурной компетентности у профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов принимающего вуза, а не только проведение адаптационных мероприятий с иностранными студентами. Вуз должен обеспечивать всем студентам независимо от возраста, пола, национальности, религии и т.д. равные возможности и максимальный успех в обучении. На повестку дня выходит реализация стратегии культурного многообразия. Наращивание межкультурной компетентности вуза осуществляется иностранными преподавателями, сотрудниками, студентами, а также представителями вуза, побывавшими за рубежом, имеющими опыт межкультурного общения. Синергия межкультурного опыта всех представителей вуза облегчит вхождение иностранных студентов в новую культурную среду и поможет пройти межкультурную адаптацию, а позднее, возможно, и интеграцию.
Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов в вузе являются одним из направлений изучения в рамках европейского проекта ТЕМПУС IV «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров в вузе и системе повышения квалификации к работе с гетерогенными группами и организациями», в реализации которого принимает участие КГУ имени Н.А. Некрасова. В консорциум входят 20 вузов, учреждений повышения квалификации, школа и детский центр из Австрии, Беларуси, Германии, Италии, России, Украины, Финляндии. Проект направлен на решение учреждениями образования проблемы многообразия, создания условий для эффективного управления многообразием.
Библиографический список
1. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. -СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 160 с.
2. Бейзеров В.А. Обучение студентов-иностранцев: основные тенденции на мировом рынке // Экономика образования. - 2008. - № 1. - С. 46-52.
3. Вадутова Ф.А., Кабанова Л.И., Шкато-ва Г.И. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 12. -С. 123-125.
226
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014
Психоаналитическая и информационно-психофизическая сущность отношений собственности..,
4. Ваулина ЛН.Межкультурная коммуникация в немецком вузе // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2014. - №1. - С. 194-196.
5. Минь Ли. Адаптация китайских студентов к обучению в российском вузе: лингводидактиче-ские задачи // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 165-169.
6. Набивачева Е.А. Проблема адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - С. 89-92.
7. Подзолков В.Г. К проблеме социальной адаптации китайских студентов в российском педвузе // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. -№ 28. - С. 945-949.
8. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями). -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.garant.ru/194365/#ixzz31Io28lz6
9. Ременцов А.Н., Казанцева А.А. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов в российских втузах // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2011. - № 7. - С. 10-14.
10. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. - СПб.: Златоуст, 2008. - 128 с.
11. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / под ред. К.А. Гаврилова, Е.Б. Яценко. - М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012.
12. Klabunde N. Wettlauf um international Studierende. Integration und interkulturelle Hochschulentwicklung in Deutschland und Kanada. - Berlin: Springer, 2014.
13. История создания РУДН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rudn. ru/?pagec=13.
УДК 159.9
Попов Владимир Дмитриевич
доктор философских наук, профессор Международный университет природы, общества, человека «Дубна», г. Дубна
Хвесюк Наталья Георгиевна
кандидат психологических наук, доцент Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
риЬНо74@таН. ги
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ: РЕЗЕРВЫ УПРАВЛЕНИЯ
Статья раскрывает новый подход к анализу отношений собственности через призму новой науки - информационной психофизики. Управление базовыми экономическими отношениями в обществе в условиях развивающейся информационной революции должно строиться с учетом энергоинформационной теории, «тайн» деятельности человеческого мозга и мотивации поведения людей.
Ключевые слова: психофизика, информациология, социальный психоанализ, отношения собственности, структура психики.
Открытие новых свойств информации, развитие энергоинформационной теории, электромагнитных потоков информации, волновой природы в деятельности человеческого мозга открывают перед нами новую науку - информационную психофизику (данное название еще не устоялось), образовавшуюся на «стыке» физики, психологии, социологии, общей и социальной информациологии, энергоинформа-ционики.
В последние десятилетия ведется много научных и политических разговоров о важности формирования у нас человеческого капитала. По его развитию Россия в международном рейтинге занимает 55 место. Почему? Очевидно потому, что человеческий капитал рассматривается преимущественно в стоимостном плане, на основе экономики знаний. Это справедливо, но отчасти. Да, интеллект, основанный на багаже информации и знаний - важнейшая компонента человеческого
капитала. Считается, что она определяет «новую парадигму управления» [1, с. 18-23] Правомерен и тезис о том, что «капитал», в своей сущности, не может развиваться вне своей материальной составляющей. Но именно и, прежде всего, - вне эффективного управления отношениями собственности. Это управление представляется и осуществляется с позиции классического экономического детерминизма, т.е. только как социально-экономический процесс с добавлением правовых регуляторов, однако вне нового детерминизма, без осмысления его с позиции новых нетрадиционных наук.
Известно, что в основе управления лежит воздействие информации на сознание и психику людей. Следовательно, оно имеет психоаналитическую и психофизическую природу, помимо принятой традиционной наукой.
Управление в более глубоком смысле правомерно определить как процесс сознательного (осознанного) и бессознательного (неосознанного)
© Попов В.Д., Хвесюк Н.Г., 2014
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014
227