УДК 378
Ваулина Лидия Николаевна
кандидат филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Статья посвящена роли, формам и критериям оценки эффективности международной деятельности современного университета.
Ключевые слова: высшее образование, международная деятельность, рейтинг, критерий эффективности, межкультурная коммуникация в профессиональной сфере.
Российская высшая школа вовлечена в процесс формирования единого международного образовательного и научного пространства. Его рамки заданы Болонской декларацией. Вузы ведут поиск продуктивной реализации положений Болонского процесса, учитывая зарубежные инновации и отечественные традиции. Исследование актуальных вопросов межкультурной коммуникации в российской действительности позволяет констатировать следующие моменты.
Во-первых, международное сотрудничество университетов направлено на повышение качества образования и научных исследований через ознакомление участников образовательного процесса и научных работников с международным опытом в сфере образования и в отдельно взятой изучаемой профессиональной сфере. Речь идет о реализации внешних и внутренних условий для развития личности в процессе усвоения ценностей как национальной, так и мировой культуры. Межкультурное взаимодействие является неотъемлемой составляющей инновационных процессов в различных сферах жизнедеятельности современного общества и, соответственно, международное сотрудничество, направленное на обмен знаниями, опытом, идеями, обеспечивает их когнитивную составляющую. Развитие общества, следовательно, зависит от состояния образования и образованности граждан, которые способны обратиться к национально-культурным традициям и вести полноценные контакты с другими народами и странами. Организация межкультурной коммуникации в профессиональной сфере позволяет при этом расширить базу источников инноваций. Межкультурное взаимодействие формирует у участников международных проектов умение и готовность ориентироваться в стремительном потоке информации, осуществлять ее поиск и отбор для решения различных проблем, встающих перед современным специалистом.
Во-вторых, важным аспектом в развитии международного сотрудничества, связанным с вышесказанным, является и то, что на современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема адекватного взаимопонимания в процессе межкультурного общения. Сфера высшего профессионального образования должна раз-
вивать и формировать у обучаемых навыки и умения конструктивного межкультурного взаимодействия как в быту, так и на рабочем месте. Это необходимо для мирного сосуществования с представителями иных лингвокультур и для восприятия многообразия языков и культур как фактора взаи-мообогащения.
Начало ХХ! века характеризуется интенсификацией миграционных процессов, меняющих национальный состав трудовых коллективов. Миграция превращается в постоянную составляющую политического, социально-экономического и культурного развития российского общества. Особый размах приобретает трудовая миграция. Как многонациональное и поликультурное государство Россия имеет богатый опыт обеспечения мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп. Палитру национальностей, этносов, культур и языков современного российского общества еще более пестрой сделали различные категории мигрантов, а продолжающаяся на протяжении последних десятилетий естественная убыль населения превращает миграцию почти в единственный источник пополнения трудовых ресурсов. Поэтому требованием времени становится подготовка человека к конструктивному межкуль-турному взаимодействию в быту и на рабочем месте. Особую роль в данном процессе призваны выполнять системы образования и науки.
В-третьих, в контексте межкультурного взаимодействия в области образования и науки нельзя не учитывать имиджевую составляющую международного сотрудничества. Благодаря кооперации с зарубежными партнерами формируется тот или иной образ вуза, региона, страны, как у зарубежных, так и у российских участников этого процесса. Привлекательность вуза для зарубежных участников означает готовность к дальнейшему сотрудничеству, которая часто переходит в версию сетевого взаимодействия учебных заведений. Формирование позитивного имиджа вуза, региона и страны в целом для российских участников также важно и имеет большое значение для формирования идентичности.
Таким образом, профессиональная заинтересованность может и должна служить мощнейшим стимулом для установления и ведения международ-
ных контактов, а вузы должны готовить специалистов, которые осознают эту необходимость и владеют умениями и навыками межкультурного взаимодействия.
Цели, задачи и формы международного сотрудничества в сфере высшего образования четко прописаны в новом Законе об образовании, вступившем в силу 1 сентября текущего года. Таким образом, международное сотрудничество становится в соответствии с российским законодательством обязательным и его придется воспринимать как осознанную необходимость.
Итак, международная деятельность направлена на интеграцию вуза в мировое образовательное и научное пространство и должна охватывать все сферы его жизнедеятельности: учебную, научную, инновационную, воспитательную, административную, финансовую. Данный процесс обозначается термином «интернационализация». Успешность интернационализации во многом зависит от системного подхода в организации международной деятельности, а сама международная составляющая становится системообразующим элементом в жизнедеятельности вуза.
Среди направлений международной деятельности, на наш взгляд, целесообразно поставить на первое место административную деятельность, т.к. модернизация образования напрямую зависит от качества менеджмента высшей школы. Под менеджерами мы понимаем как непосредственно администрацию вузов, так и руководителей подразделений. Ситуация несколько осложняется тем, что менеджеры системы высшего образования - это преимущественно предметники, имеющие за плечами достаточный опыт преподавательской и административной работы, но не имеющие специальной подготовки в области менеджмента в сфере высшего профессионального образования. Поэтому актуальным становится вопрос об организации системы повышения квалификации для менеджеров разного уровня. Модернизация высшего образования проводится с учетом требований Болонского процесса, который за рубежом имеет достаточно долгую историю. Соответственно, целесообразно учитывать положительный и отрицательный опыт зарубежных коллег в этой области. Болонская система зарождалась в иных экономических и социокультурных условиях. Поэтому важно знать историю и современное состояние реализации принципов Болонского процесса на территории его зарождения.
Одним из путей подготовки менеджеров может быть реализация принципа обучения на протяжении всей жизни. И это сегодня особенно важно, так как, говоря о компетентности специалиста, нужно учитывать, что само значение понятия компетенция является величиной переменной, находящейся под влиянием развивающихся научно-технических, экономических, социальных, культурных и т.д. факторов.
В этой связи уместно вести речь о непрерывном формировании и развитии профессиональной концептосферы менеджера именно в области менеджмента. Участие же в международных проектах способствует реализации принципа обучения на протяжении всей жизни.
Итак, области международной деятельности вуза:
1) административная: информационное обеспечение о последних тенденциях развития ВПО в России и за рубежом; изучение и внедрение зарубежного опыта управления вузом; привлечение зарубежных экспертов в роли супервизоров и т.д.
2) образовательная:
- академическая мобильность (симметричная или асимметричная):
* преподавателей: для чтения лекций, проведения семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов,
* студентов: обучение в зарубежном вузе в течение 1/2 семестров/триместров или учебного года; краткосрочные стажировки; практики; выполнение выпускных квалификационных работ и т.д.;
- совместные образовательные программы:
* двойные или тройные дипломы,
* включенное обучение,
* френчайзинг;
- международная аккредитация образовательных программ;
- взаимное консультирование по вопросам организации учебного процесса;
- совместная разработка учебных курсов;
- организация учебного процесса с учетом современных международных стандартов;
- разработка учебных планов и программ с учетом отечественного и зарубежного опыта и т.д.
3) научно-исследовательская:
- участие в международных научных конференциях, конгрессах, симпозиумах, семинарах за рубежом; подготовка и проведение международных научных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов» в своем ВУЗе; разработка и осуществление совместных научно-исследовательских проектов в рамках договоров о сотрудничестве; публикации преподавателей в зарубежных изданиях;
- обмен научно-методической и научной литературой и т.д.
4) инновационная: участие в международных проектах и программах, направленных на инновационное развитие вуза; создание совместных научно-образовательных кластеров и т.д.
5) воспитательная: культурно-образовательная работа со студентами; межкультурное воспитание и т.д.
6) внешнеэкономическая: экспорт образовательных услуг путем привлечения иностранных студентов, аспирантов и докторантов; экспорт результатов научно-исследовательской деятельности и т.д.
7) имиджевая: повышение привлекательности ВУЗа для абитуриентов, партнеров университета, потенциальных работодателей и т.д.
Список может быть продолжен. Нами ставилась лишь задача очертить пространство международной деятельности вуза. Безусловно, самостоятельным направлением может и должно быть и повышение эффективности самой международной деятельности. Здесь уместно сказать last but not the least. В этом контексте актуальным становится вопрос, что понимать вообще под эффективностью, и по каким критериям она может оцениваться.
В ежегодной отчетности по международной деятельности и в справках по мониторингу деятельности университета за последние два года запрашивается следующая информация:
- наличие договоров с зарубежными вузами и научными организациями в области образования и науки;
- научные и образовательные международные семинары, конференции и другие мероприятия, проведенные на базе высшего учебного заведения с указанием количества российских и зарубежных участников;
- количество грантов в международных программах с участием зарубежных партнеров;
- количество ООП зарубежных университетов, реализуемых в вузе по франчайзингу;
- количество ООП зарубежных университетов, реализуемых в вузе по совместным договорам;
- количество студентов из стран СНГ и стран дальнего зарубежья, обучающихся по очной, очнозаочной и заочной формам обучения и в экстернате;
- количество студентов вуза, обучавшихся в рамках межвузовских договоров в учебном году за рубежом;
- количество студентов, принятых на обучение в вуз в рамках межвузовских договоров в учебном году из-за рубежа;
- количество иностранных преподавателей, принятых на стажировку (преподававших) в вузе в учебном году;
- объем учебной нагрузки иностранных преподавателей в учебном году;
- количество преподавателей вуза, направленных на стажировку (для преподавания) в учебном году за рубеж;
- международный индекс цитирования и т.д.
В различных зарубежных рейтингах тоже учитывается число иностранных преподавателей и доля иностранных студентов. Иногда появляется пункт по наличию международного факультета, как необходимому условию поддержки академической мобильности и обучения иностранных студентов. Обязательным в области научных исследований является индекс цитируемости в зарубежных изданиях.
В мониторинге российских вузов 2011 года решающим стал критерий по доле иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО в общем выпуске студентов в приведенном контингенте. Какой критерий будет решающим в мониторинге 2012 г., покажет время.
Безусловно, найти критерии для оценки эффективности международной деятельности сложно. Причиной тому является, в первую очередь, ее функция сопровождения других видов деятельности вуза. Во-вторых, затрудняет ситуацию особенность самого вуза, вписанного в матрицу социально-экономического развития региона.
КГУ им. Н.А. Некрасова попал в категорию малоэффективных вузов. По доле закончивших обучение в отчетном году иностранных студентов университет получил показатель «0». В связи с этим и в контексте стратегии развития целесообразно ответить на несколько вопросов: Кто такие, эти иностранные студенты? Для чего они нужны вузу? Эффективность относительно данной категории студентов - понятие логическое или экономическое? Какие иностранные студенты нужны вузу? Исторически сложилось так, что вузы, имеющие высокий процент иностранцев, развивали свою инфраструктуру для работы с ними еще в период советского прошлого. Именно тогда создавались подготовительные факультеты, строились общежития для иностранцев, устанавливались контакты с зарубежными вузами.
КГУ им. Н.А. Некрасова не мог войти в число таких вузов по объективным причинам. Тем не менее, именно в 90-е годы прошлого века, сразу после его открытия, университету удалось установить контакты и войти в ряд полезных как для вуза, так и для региона проектов.
Международная деятельность с той поры была и остается одной из стратегических составляющих концепции развития КГУ им. Н.А. Некрасова. Целью реализации проектов с зарубежными партнерами является максимальное использование инновационного потенциала международных контактов для подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке труда.
В целом идет поступательное динамичное развитие международного сотрудничества университета, и все желающие могут включиться в работу.
Университет имеет в настоящее время 56 договоров о сотрудничестве с высшими учебными заведениями и учреждениями Армении, Беларуси, Болгарии, Германии, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Польши, Сербии, США, Узбекистана, Украины, Франции, Чехии и Швейцарии.
Евроориентированность международной деятельности университета предопределила во многом последующий ход событий: европейская молодежь не едет в наши вузы на полный курс обучения. Со-
6
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2013
Международные договоры и соглашения о сотрудничестве
Армения
Беларусь
Болгария
Германия
Италия
Испания
Казахстан
Кыргызстан
Молдова
5
18
Польша
Сербия
США
Украина
Франция
Чехия
4
2
Узбекистан 1
5
Финляндия 1
1
1
Швейцария 1
56
Таблица 1
Динамика академической мобильности
Таблица 2
6
1
1
1
2
3
Год Количество выезжавших из КГУ за границу Количество иностранцев, посетивших КГУ
2008 140 84
2009 65 77
2010 83 155
2011 109 179
2012 104 180
ответственно, они не зачисляются и не выпускаются из ВУЗа, поэтому их нет в приведенном контингенте. При этом они с удовольствием проходят краткосрочные стажировки. Преподаватели из вузов-партнеров также охотно приезжают с лекциями, семинарами, мастер-классами, но на короткий период. Об этом свидетельствует, например, следующая таблица, в которой представлена динамика преподавательской и студенческой мобильности за последние пять лет.
Можно ли оценить количество как достаточное или нет? И опять все относительно. Если учесть, что целевое финансирование отсутствует, а регион относится к дотационным, что практически определяет платежеспособность населения, то, пожалуй, достаточный. Проекты реализуются за счет самофинансирования, поддержки партнеров и КГУ, но финансовые возможности у всех очень ограничены. Как правило, большинство студентов выезжает впервые за рубеж именно по программам межвузовского сотрудничества. Таким образом, университет дает возможность посмотреть «за край своей тарелки» в области высшего образования, получить страноведческую информацию и т.д.
Важна сама возможность профессионального межкультурного общения и взаимодействия, кото-
рую предоставляет университет. И это работает на качество подготовки специалиста.
Безусловно, другой сценарий распространен больше. Во многих вузах идет обучение студентов из азиатского региона: бывших республик Советского Союза, Китая, Вьетнама и т.д. Обучение, в основном, платное, и здесь эффективность экономическая. Деньги, безусловно, также работают на качество при условии их использования на развитие вуза. Но принципиальное отличие заключается в том, что данный вариант не связан с двусторонним трансфером знаний и технологий. Да и внутри ВУЗов общение между студентами практически отсутствует, так как иностранцы держатся особняком и почти не вступают в контакт с местными студентами.
В целом же следует отметить большую значимость проводимого мониторинга для развития международной деятельности вуза. Он, пожалуй, оказался самым действенным механизмом межкуль-турной сенсибилизации административного и профессорско-преподавательского состава. Многие впервые восприняли данное направление всерьез. Хотя кажется само собой разумеющимся, что в такой бурный век не может быть университета без международной составляющей.