АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
УДК 378
Ваулина Лидия Николаевна
кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА (на примере КГУ им. Н.А. Некрасова)
В статье анализируются некоторые аспекты международной деятельности университета в свете требований Болонского процесса.
Ключевые слова: международная деятельность, сотрудничество, университет, Болонский процесс, единое образовательное и научное пространство, мобильность, эффективность.
I Актуальность вопроса
Если раньше нужно было говорить о необходимости и целесообразности международной деятельности вуза, то вступление России в Болонский процесс автоматически погрузило систему высшего образования в ситуацию перманентного участия в международной программе, реализация которой осуществляется через множество больших и малых проектов. Таким образом, международное измерение во всех сферах жизнедеятельности современного вуза постепенно должно стать само собой разумеющимся.
К 2010 году Болонский процесс должен был превратить Европу в единое образовательное и научное пространство, обладающее разнообразием образовательных и научных программ, что, в свою очередь, должно было позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров. Произойти это должно было, в том числе, и за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы. Академическая мобильность является одним из ключевых факторов в реализации Болонского процесса. Именно ради мобильности затевался весь этот грандиозный проект: чтобы студент, начав обучение в одной стране, мог продолжить его в любом вузе Евросоюза.
Но оказалось, что во многих странах существуют проблемы в реализации Болонского процесса. Именно это вызвало практически продление сроков его реализации до 2020 года. В апреле 2009 г. в бельгийском городе Левене, на очеред-
ной встрече министров высшего образования 46 стран было опубликовано коммюнике «Болонский процесс-2020. Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии», которое подчеркнуло, что Болонский процесс находится в стадии формирования.
Министр образования РФ А.А. Фурсенко на конференции в Левене заявил, что участие в Болонском процессе дало толчок для развития и изменения системы образования в России.
И вот де-факто начала реализовываться в обязательном порядке основная составляющая Болонского процесса - двухуровневое образование. Однако, по оценке Национального фонда подготовки кадров, не более 40 процентов российских вузов реально готовы работать в режиме требований Болонского процесса. Но процесс уже начался и набрал достаточные темпы, и вузам предстоит большая работа по реализации принципов Болонского процесса.
Все вышесказанное постепенно переходит в будни вуза. Например, ежегодная отчетность по международной деятельности вузов, предоставляемая в Министерство образования и науки РФ -это отражение работы вуза по вхождению в Болонский процесс. Модуль сбора данных включает в себя следующую информацию:
- научные и образовательные международные семинары, конференции и другие мероприятия, проведенные на базе высшего учебного заведения с указанием количества российских и зарубежных участников;
- наличие договоров с зарубежными вузами и научными организациями в области образования и науки;
- количество грантов в международных программах с участием зарубежных партнеров;
- количество ООП зарубежных университетов, реализуемых в вузе по франчайзингу;
- количество ООП зарубежных университетов, реализуемых в вузе по совместным договорам;
- количество студентов из стран СНГ и стран дальнего зарубежья, обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения и в экстернате.
- количество студентов вуза, обучавшихся в рамках межвузовских договоров в учебном году за рубежом;
- количество студентов, принятых на обучение в вуз в рамках межвузовских договоров в учебном году из-за рубежа;
- количество иностранных преподавателей, принятых на стажировку (преподававших) в вузе в учебном году;
- объем учебной нагрузки иностранных преподавателей в учебном году;
- количество преподавателей вуза, направленных на стажировку (для преподавания) в учебном году за рубеж.
В развитии международных контактов заинтересованы и сами преподаватели и студенты. Так, результаты проведенного в мае текущего года опроса студентов свидетельствуют, что из 257 студентов разных институтов факультетов 73 человека (28%) перед поступлением интересовались международными связями университета, а 219 человек (85% опрошенных) хотели бы участвовать в международных проектах. Следовательно, эти 85% могли бы распространять информацию об университете среди сверстников, знакомых, родственников и т. д. и привлекать, таким образом, заинтересованного абитуриента.
В 2011 году международная деятельность КГУ им. Н.А. Некрасова осуществлялась традиционно в рамках договоров о сотрудничестве и вне договоров в области образования, науки и академической мобильности.
Рассмотрим некоторые актуальные вопросы организации международной деятельности вуза.
II Договоры
Вхождение в единое образовательное и научное пространство зависит от самого вуза, в интересах которого получение известности и объединение с зарубежными вузами для реализации совместных проектов. Поэтому на повестке дня стоит вопрос об установлении партнерских от-
ношений с университетами, что требует времени и кропотливой системной работы, не в последнюю очередь, определенных PR-мероприятий.
С чем подошел наш университет к 2012 г.? Какую картину мы имеем с позиции международного сотрудничества как фактора, который должен обеспечивать интернационализацию научной и образовательной составляющих деятельности вуза?
Количество действующих договоров в 2011 году -50. Из них в области образования - 46, в области науки - 46. Постепенно расширяется сетевое взаимодействие вузов-партнеров в рамках отдельных проектов, что подтверждается подписанием трехсторонних договоров о сотрудничестве.
В текущем году подписано 7 договоров о сотрудничестве (п. 43-50). Ряд договоров находятся в разработке.
Основным партнером на протяжении многих лет была и остается Германия. На ее вузы и организации приходится около одной трети всех договоров. Во многом этому способствует работа Российско-Германского Центра культурно-образовательных связей и программ, которому в этом году исполняется 10 лет, и международной лаборатории межкультурных исследований.
Следует отметить, что, как правило, диапазон действия почти каждого договора не ограничивается одной специальностью, начинается сетевое взаимодействие представителей разных кафедр и факультетов в рамках одного договора.
Ш. Сотрудничество в области науки
В области науки в 2011 году различными подразделениями университета проведено 9 научных и научно-практических конференций, в том числе: международных и с международным участием.
Самое большое количество участников привлекла 10-ая международная неделя «Диалог культур - Культура диалога»: общее количество участников - 2112 человек, из них иностранцев - 110. Для сравнения по годам:
- Количество публикаций преподавателей КГУ в зарубежных изданиях в 2011 г.: 91 статья в журналах, сборниках материалов международных конференций, сборниках научных трудов в Астане, Караганде (Казахстан); Бишкеке (Киргизия); Нови Саде (Сербия); Кишиневе (Молдова); Киеве, Днепропетровске, Севастополе (Украина); Минске, Могилеве (Беларусь); сборнике
Таблица1
Международные договоры и соглашения о сотрудничестве
№ Вуз-партнёр
1. Евангелический университет прикладных наук г. Дармштадт (г. Г ер мания)
2. Университет им. Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)
3. Университет прикладных наук экономики и менеджмента (г Эссен, Германия)
4. Научно-исследовательский и образовательный фонд «Центр изучения римского права» (Италия)
5. Центр международного взаимопонимания при Г осударственном колледже в Блюфилде (США)
6. Университет в Белостоке (Польша)
7. Пловдивский университет им. Паисия Хилендарского (Болгария)
8. Ереванский государственный университет (Армения)
9. Минский государственный лингвистический университет (Беларусь)
10. Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина (г. Харьков, Украина)
11. Университет прикладных наук Циттау/Гёрлитц (г. Циттау, Германия)
12. Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова (г. Могилев, Беларусь)
13. Институт прикладной физики Академии Наук Молдовы (г. Кишинев, Молдова)
14. Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь, Молдова)
15. Евангелический университет прикладных наук г. Ройтлинген-Лудвигсбург (Г ермания) «Обучение на протяжении всей жизни: высшее образование (Эразмус)»
16. Институт теории труда университета г. Кассель (г. Кассель / г. Гессен, Германия)
17. Институт Святого Кристофа (г Массёб, Франция)
18. Институт профилактики девиантного поведения и ресоциализации Варшавского университета (г. Варшава, Польша)
19. Р1В-Центр повышения квалификации, диагностики и психотерапии г. Дуйсбург (Г ермания)
20. Винницкий государственный педагогический университет им. Михаила Коцюбинского (Украина)
21. Ботанический сад Института ботаники НАН Армении (г. Ереван, Армения)
22. Кафедра ботаники Ереванского государственного университета (г. Ереван, Армения)
23. Институт экономики и менеджмента при Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева (г. Бишкек, Кыргызстан)
24. Университет прикладных наук Циттау/Гёрлитц (г. Циттау, Германия) и Университет «Туран-Астана» (Казахстан) - трехсторонний договор
25. Белорусский государственный технологический университет (Беларусь)
26. Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева (г. Бишкек, Кыргызстан)
27. Белорусский государственный университет (г. Минск, Беларусь)
28. Русский образовательный, культурный и интеграционный цент «Исток» (г. Франкфурт-на-Майне, Германия)
29. Ванадзорский государственный педагогический институт им. Ов. Туманяна (Армения)
30. Русско-германский культурный центр (г. Нюрнберг, Г ермания)
31. Университет им. А. Мицкевича в Познани (Польша)
32. Высшая бизнес школа по профессиональному обучению г. Нови Сад (Сербия)
33. Донецкий государственный университет управления (Украина)
34. Гимназия Св. Михаила, Бад Мюнстерайфель (Германия)
35. Потсдамская ремесленная палата (Г ермания)
36. Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь (Украина)
37. Университет г. Бремен (Германия)
38. Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н. Кары Ниязова (г. Ташкент, Республика Узбекистан)
39. Университет прикладных наук экономики и менеджмента г. Невшатель (Швейцария)
40. Университет прикладных наук г. Оснабрюк (Германия)
41. Евангелический университет прикладных наук г. Дармштадт (Германия) и Ванадзорский государственный педагогический институт им. Ов. Туманяна (Армения) - трехсторонний договор
42. Институт прикладной физики Академии Наук Молдовы г. Кишинев (Молдова)
43. Гюмрийский государственный педагогический институт им. М. Налбандяна (Армения)
44. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Казахстан)
Окончание таблицы 1
45. Гродненский государственный университет им. Янки Купалы (Беларусь)
46. Краковский политехнический институт (технический университет) им. Тадеуша Костюшко (Польша)
47. Гимназия Св. Михаила, г. Бад Мюнстерайфель; Гимназия Мариеншуле, г. Ойскирхен -трехсторонний договор
48. Евангелический университет г. Дармштадт (Германия) и Минский государственный лингвистический университет (Беларусь) - трёхсторонний договор
49. Карагандинский государственный медицинский университет (Казахстан)
50. Государственный колледж в Блюфилде, Западная Вирджиния (США)
Таблица2
Участники международной недели «Диалог культур - Культура диалога»
Год Общее количество участников Количество зарубежных участников
2006 603 36
2007 660 38
2008 898 33
2009 1711 45
2010 1297 40
2011 2112 110
МН-2011 (Кострома - Дармштадт - Минск - Могилёв - Познань - Ванадзор); сборнике Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А.Некра-сова (Кострома - Дармштадт).
- Интернационализация - это и международные научно-исследовательские коллективы. Одним из направлений сотрудничества является консолидация ресурсов в определенных научных направлениях путем создания международных НИЛ и центров:
- С 2005 г. работает Международная научно-исследовательская лаборатория межкультурных исследований КГУ, Высшей школы г. Дармштадт, а также специалистов из Армении, Беларуси и Польши.
В 2011 году открыт:
- Центр клинической психологии и психотерапии ИПП КГУ - РІВ Центр Дуйсбург, Германия;
- Международный научно-исследовательский центр воспитания и профессионального образования Кокшетауский университет им. Абая Мыр-захметова (Казахстан) и КГУ
IV. Сотрудничество в сфере образования
Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса. Ситуация в КГУ по привлечению иностранцев на обучение как на бесплатной, так и на платной основе, к сожалению, оставляет желать лучшего. Основная причина это-
Таблица3
^ из стран СНГ 2011 год
№ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСТВО
на контрактной основе
1. «Бизнес-информатика» Узбекистан
2. «Финансы и кредит» Армения
3. «Социальная педагогика» Азербайджан
4. «Социальная педагогика» Азербайджан
5. «Юриспруденция» Азербайджан
6. «Иностранный язык (немецкий)» Украина
по квоте Министерства образования и науки РФ
7. «Бизнес-информатика» Азербайджан
8. «История» Молдова
9. «Психология» Молдова
ИТОГО: 9 (7 по очной ФО, 2 по заочной ФО)
Таблица4
Стажировки студентов КГУ за рубежом и иностранных студентов в КГУ
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ СТУДЕНТЫ КГУ
ГОД В КГУ ЗА РУБЕЖОМ
количество страна количество страна
4 Чехия 4 Чехия
2007 2 Г ермания 7 Г ермания
3 Австрия
2008 15 Г ермания 32 Г ермания
5 Чехия 4 Чехия
2009 10 Г ермания 12 Г ермания
3 Чехия 2 Чехия
7 Германия 14 Германия
2010 4 Чехия 2 Польша
3 Чехия
4 Армения 16 Германия
10 Польша 1 Армения
2011 5 Чехия 5 Чехия
43 Германия
4 Швейцария
ИТОГО 116 105
го видится, в первую очередь, в отсутствии мест в общежитиях университета. Итак, статистика:
- обучение иностранных студентов по основным образовательным программам, указанным в лицензии:
- разработка совместных образовательных программ «Два диплома»:
В этом направлении сделан первый важный шаг. Результатом поиска и длительных переговоров стал новый этап в сотрудничестве между Институтом Экономики и Менеджмента при КГУ им. И. Арабаева (Кыргызстан) и КГУ им. Н.А. Некрасова. В текущем году разработан пакет документов по реализации СОП высшего профессионального образования 080200.62 Менеджмент по укрупненной группе специальностей 080000 Экономика и управление (РФ) и 521500 Менеджмент (КР). Проект запущен в текущем учебном году и может быть интересен и полезен многим подразделениям университета.
- проведение краткосрочных курсов: конец июля - начало августа - летняя школа «Экономика России: вводный курс» при поддержке Германской службы академических обменов. Участники - студенты из Германии, Украины и России (Кострома).
V. Академическая мобильность
- Мобильность студентов:
На первых этапах реализации Болонского процесса мобильность студентов, преподавателей
и административных работников образования рассматривалась как способ достижения единого пространства высшего образования, но впоследствии стала восприниматься как средство повышения его конкурентоспособности. Важным аспектом в организации академической мобильности университета является фактор движения в обе стороны, т.е. возможность для наших студентов обучаться в зарубежных вузах, и, соответственно, обучение иностранных студентов в КГУ.
В 2011 году в КГУ прошли стажировки продолжительностью от одного месяца до двух семестров 66 иностранных студентов, и 22 студента КГУ обучались в вузах-партнерах.
Сравнение статистики за 5 лет свидетельствует об устойчивой тенденции к увеличению количества стажирующихся.
- Мобильность преподавательского состава:
- В 2011 г. за рубеж выезжало 45 преподавателей КГУ, и 107 зарубежных преподавателей посетили КГУ
- Количество иностранных преподавателей, преподававших в КГУ в 2011 г.: 8; объем их учебной нагрузки составил 222 часов.
- Количество преподавателей КГУ, направленных для преподавания в зарубежный вуз: 2; объем учебной нагрузки - 949 часов.
Приходится с сожалением констатировать, что работа по привлечению зарубежных специалистов кафедрами университета пока недостаточно эффективна.
Таблица5
Мобильность преподавателей и студентов: итоги 2011 года
КОЛИЧЕСТВО ВЫЕЗЖАВШИХ ИЗ КГУ в 2011 г. КОЛИЧЕСТВО ПОСЕТИВШИХ КГУ в 2011 г.
ВСЕГО Студен- ты Преподаватели, сотрудники ВСЕГО Студен- ты Преподаватели, сотрудники
ИТОГО: 109 64 45 179 72 107
По договорам 60 116
Внедоговорная 49 63
Таблица6
Год Количество выезжающих из КГУ за границу Количество иностранцев, посетивших КГУ
2007 175 95
2008 140 84
2009 65 77
2010 83 155
2011 109 179
В целом ситуация с внешней академической мобильностью по итогам 2011 года выглядит следующим образом (см. табл. 5).
Общая статистика по внешней академической мобильности без учета сроков пребывания за последние 5 лет представлена в таблице №9 6.
VI. Гранты
В конце 2010 - начале 2011 года большой объем работы был связан с разработкой своих заявок и подготовкой документов для участия в качестве одного из партнеров в разработках других научных коллективов по программе ЕС «Тем-пус», но, к сожалению, одна заявка вообще не рассматривалась, а другая не была поддержана. Обе заявки будут поданы повторно.
Российско-германский центр культурно-образовательных связей и программ реализовал 2 проекта:
Преподавателями были также получены индивидуальные гранты:
Заявки на
- Программы академических обменов США «Фулбрайт»
- Немецкого культурного центра им. Гете.
VII Выводы
В заключение следует отметить, что в целом идет поступательное развитие международного сотрудничества. Оно развивается устойчиво и системно. КГУ является «желаемым» партнером зарубежных вузов и организаций. В то же время следует обратить внимание на мероприятия, которые могли бы повысить эффективность международной деятельности университета.
Определенные трудности при организации международной деятельности обусловлены, прежде всего, отсутствием финансирования, например, нет поддерживающих академическую мобильность фондов; решение некоторых вопросов напрямую зависит от первоначальных финансовых вливаний, в частности, экспорт образовательных услуг, который не развивается пре-
Таблица7
ггы в 2011 г.
1. Летние школы: - «Экономика России: вводный курс»; - «Межкультурные исследования в России» DAAD Go East +
2. Фестиваль «Дни Г ермании в Посольство +
Костроме»: «Берлин, столица музеев Германии
Г ермании, представляется»
Таблица8
Проект «Образование в диалоге»-2011
НАЗВАНИЕ СТРАНА, ГОРОД КОЛ-ВО ПОСЕТИВШИХ КГУ
МЕРОПРИЯТИЯ ВСЕГО Студенты Препод-ли, сотрудники
Летняя школа «Экономика России: вводный курс» Германия: Берлин, Билефельд, Дрезден, Г арц, Кёльн, Лейпциг, Мюнстер, Оснабрюк, Росток, Зиген, Штральзунд, Тюбинген Украина: Харьков 15 14 1
X юбилейная международная неделя «Диалог культур -Культура диалога» Армения, Беларусь, Г ермания, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Польша, Сербия, США, Украина, Узбекистан, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария 110 54 56
Фестиваль «Дни Германии в Костроме» Германия: Берлин, Дуйсбург 3 2 1
Цикл лекций «Социальная политика в Европе» Германия: Дармштадт 2 2
ИТОГО: 130 70 60
имущественно из-за отсутствия современных условий для проживания.
Актуальность международного компонента в жизнедеятельности университета ставит новые задачи перед международной службой, идет поиск новых форм работы. Так, для привлечения внимания к международной деятельности в этом году был реализован проект «Образование в диалоге», который был ориентирован на всех заин-
тересованных в общении с зарубежными коллегами и сверстниками и представлял собой сконцентрированный цикл мероприятий, продлившийся в период с конца июля до середины октября текущего года.
Между этими мероприятиями университет принимал также зарубежные группы, приехавшие в университет по обмену.