Научная статья на тему 'Международная неделя «Диалог культур культура диалога» 2010'

Международная неделя «Диалог культур культура диалога» 2010 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / КУЛЬТУРА / МЕЖДУНАРОДНАЯ НЕДЕЛЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / DIALOGUE / CULTURE / INTERNATIONAL WEEK / EDUCATION / UPBRINGING / INTERCULTURAL PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваулина Лидия Николаевна

В статье представлены итоги девятой международной недели «Диалог культур культура диалога», которая проводилась в КГУ им. Н.А. Некрасова в период с 6 по 10 сентября 2010 г. Читателям предлагается краткая характеристика участников, обсуждаемого тематического поля и форм организации мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the results of the 9th International Week Dialogue of cultures culture of dialogue, which took place in the period from the 6th-10th of September 2010. Readers can get in the article information about participants, discussed themes and forms of organization of events of International Week 2010.

Текст научной работы на тему «Международная неделя «Диалог культур культура диалога» 2010»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 008

Ваулина Лидия Николаевна

кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

МЕЖДУНАРОДНАЯ НЕДЕЛЯ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР - КУЛЬТУРА ДИАЛОГА» - 2010

В статье представлены итоги девятой международной недели «Диалог культур — культура диалога», которая проводилась в КГУ им. Н.А. Некрасова в период с 6 по 10 сентября 2010 г. Читателям предлагается краткая характеристика участников, обсуждаемого тематического поля и форм организации мероприятий.

Ключевые слова: диалог, культура, международная неделя, образование, воспитание, межкультурная профессиональная коммуникация.

В 2010 г. учебный год в КГУ им. Н.А. Некрасова начался со встреч российских и зарубежных специалистов в области образования: с 6 по 10 сентября прошла IX международная неделя «Диалог культур -культура диалога» (далее - МН).

Учредителями научно-практического собрания выступили Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Евангелический университет прикладных наук г. Дармштадт, Российско-Германский Центр культурно-образовательных связей и программ КГУ им. Н.А. Некрасова и Международная научно-исследовательская лаборатория межкультурных исследований. Впервые официальными соорганизаторами МН выступили следующие зарубежные вузы-партнеры, представленные в Международной лаборатории межкультурных исследований: Минский государственный лингвистический университет (Беларусь); Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова (Беларусь); Ванадзорский государственный педагогический институт им. Ов. Туманяна (Армения); Университет им. А. Мицкевича г. Познань (Польша), а также давний вуз-партнер, Университет прикладных наук Циттау/Гёрлитц (Германия), и Немецкий культурный центр им. Гёте, Москва. Сооргани-затором с российской стороны стало Управление федеральной миграционной службы России по Костромской области.

Международную неделю поддержали ее официальные партнеры: Торговая группа «Высшая лига», гостиница «Снегурочка», ООО «Светлояр», ОАО «Красносельский ювелирпром».

Целью проведения международной недели явилось многоаспектное и многофакторное исследование актуальных вопросов межкультурного

взаимодействия в сфере высшего профессионального образования, направленное на повышение качества образования. Одной из задач международной недели является также предоставление возможности специалистам разных направлений и разных стран обменяться мнениями, представить результаты своих исследований и практических наработок, а также установить контакты для дальнейшего сотрудничества. Международная неделя дает возможность живого общения с российскими и зарубежными специалистами.

2010 год - Международный год сближения культур. На его открытии, состоявшемся 18 февраля 2010 г. в Париже, генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова подчеркнула, что обмены и диалог между культурами являются наилучшим орудием построения мира. По всему миру планируется проведение культурных мероприятий, которые должны заложить основу для нового культурного диалога в целях создания структуры общечеловеческих ценностей.

В России Международный год сближения культур ЮНЕСКО совпадает с Годом Учителя. И это символично. Учитель, в широком понимании этого слова, ответственен за качество учебно-воспитательного процесса на всех уровнях получения образования. Личность учителя во многом определяет и формирование навыков межкультур-ного диалога и позиции видения культурного многообразия как фактора успешности развития человечества в целом и отдельного человека.

Реализация принципов межкультурного образования предъявляет новые требования и к профессорско-преподавательскому составу вузов. Это должны быть действительно личности, которые постоянно стремятся к саморазвитию и диа-

логу. Именно личность преподавателя, мастера своего дела, является основным воспитывающим и образующим фактором, что далеко не всегда обеспечивается принятыми формальными критериями, ставящими во главу угла узкопрофиль-ность, и переносит акцент с реального профессионализма на формальные характеристики.

Современный преподаватель должен успевать идти в ногу со временем; от выпускников вузов сегодня требуется новое мышление, высокая социальная и профессиональная мобильность, готовность к культурному, профессиональному и личностному диалогу в многокультурном и многоязычном мире.

В связи с этим возрастает значение международного сотрудничества в области образования. Его целью должно стать максимальное использование инновационного, образовательного и воспитательного потенциала международных контактов для создания предпосылок подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынках труда, а для этого - повышение качества образования через ознакомление участников образовательного процесса с международным опытом не только в образовании, но и в изучаемой отдельно взятой профессиональной сфере.

Одной из форм моделирования процесса аутентичной межкультурной коммуникации стали международные научно-практические собрания, предоставляющие трибуну для презентации результатов теоретической и практической работы специалистам разных стран. При этом возможно обсуждение не только широких, но и узкопрофильных проблем. Все участники получают возможность «прожить» ситуации межкультурного взаимодействия в профессиональной сфере и в быту, получить реальный опыт общения с представителями других лингвокультур. Следует отметить, что организаторы должны обеспечить получение именно положительного опыта межкультурного общения, так как именно он мотивирует продолжение диалога. Неслучайно международные недели КГУ им. Н.А. Некрасова называются «Диалог культур - культура диалога». Культура диалога становится основой для конструктивного диалога культур. Образование само является частью культуры с культурно обусловленными традициями образовательного процесса и одновременно важнейшей функцией культуры, обеспечивающей ее сохранение, трансляцию и развитие, поэтому международные неде-

ли дают возможность «встречи» культур, в самом широком понимании этого слова.

С каждым годом расширяется география участников международных недель. В 2010 г. в ней приняли участие очно и заочно более 150 специалистов из 38 регионов России (Арзамас, Белгород, Биробиджан, Брянск, Владимир, Волжский Волгоградской обл., Вологда, Воронеж, Елец, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Майкоп, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Орел, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Северодвинск, Старый Оскол, Тамбов, Тольятти, Томск, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Чита) и 40 человек из 8 стран дальнего и ближнего зарубежья. К традиционным участникам из Армении, Беларуси, Германии, Казахстана, Китая, Польши, Украины и Чехии в этом году присоединились специалисты из Ирландии, Сербии и Узбекистана.

Самое большое количество участников было из Германии (12 человек) и из Республики Беларусь (10 человек), далее по странам: Армения - 4, Чехия - 4, Украина - 3, Китай - 2, Узбекистан - 2, Ирландия - 1, Польша - 1, Сербия - 1.

Общее количество участников составило 1297 человек, из них из Костромы - 1156, из других городов России - 101, из зарубежных стран -40 человек.

Международная неделя открылась вручением активным участникам международных проектов КГУ им. Н.А. Некрасова и представителям зарубежных вузов-партнеров ордена содружества «За вклад в диалог культур». Его вручал ректор КГУ им. Н.А. Некрасова профессор Н.М. Рассадин. Ордена содружества были удостоены:

- представители КГУ им. Н.А. Некрасова: Александрова Н.А., Ваулина Л.Н., Денисова Т.М., Новосельцева О.Н., Скрябина О.Б., Шепелева М.Н., Шибаева Н.П.;

- представители вузов-партнеров: Блажек А. (Университет им. Адама Мицкевича в Познани, Польша), Гессманн Х.В. (РШ-Центр повышения квалификации, диагностики и психотерапии г. Дуйсбург, Германия), Гизе Р. (Университет прикладных наук Циттау/Герлитц, г Циттау, Германия), Зеелиш В. (Университет прикладных наук г. Дармштадт, Германия), Литвинович В.Г. (Минский государственный лингвистический университет, Беларусь), Штолль Ф. (Университет прикладных наук г Дармштадт, Германия), Штрассер Г. (Университет прикладных наук г. Дармштадт, Германия).

Оргкомитет руководствовался необходимостью актуализации вопроса о целесообразности подготовки студентов к межкультурному диалогу со своими российскими и зарубежными сверстниками. Подобного рода события являются важным фактором при подготовке молодого специалиста. Общепризнано, что практический опыт и навыки межкультурного общения имеют большое значение в формировании межкультурной компетентности. Кроме того, для молодежи важно чувствовать себя в центре научной и общественной жизни. Поэтому международное сотрудничество является важным воспитательным и образовательным фактором жизнедеятельности современного университета. Проведение подобных мероприятий помогает не только сохранить, но и приумножить интеллектуальный и инновационный потенциал, научить жить в мире и согласии с носителями других культур, рассматривать жизнь в культурном многообразии как фактор взаимообогащения, а не вражды и экстремизма.

Программа МН включала широкий спектр мероприятий для студентов. Среди них следует назвать олимпиаду по немецкому языку, фонетический конкурс, тренинг «Измерение культур», научную конференцию по толерантности, круглый стол на немецком языке «Межкультурное взаимодействие в молодежной среде, круглый стол «Студенческая жизнь в России и за рубежом», креативную игру «Конгресс славянских государств», студенческий концерт.

Количество студентов-участников международной недели составило 991 человек, из них студентов КГУ им. Н.А. Некрасова - 907. В МН-2010 приняли участие также студенты вузов г. Костромы и студенты из Азербайджана, Беларуси, Германии и Чехии. Студенты стали не только активными участниками предлагаемых мероприятий, но и организаторами и руководителями мероприятий. Так, гости из Минского государственного лингвистического университета провели для своих сверстников из Костромы и зарубежных студентов тренинг «Толерантность как условие воспитания молодежи в духе культуры мира».

В соответствии с резолюцией предыдущей международной недели МН-2010 началась с мероприятий для студентов. В первый день были проведены круглый стол «Академическая мобильность преподавателей и студентов» и олимпиада по немецкому языку для студентов нелингвистических специальностей вузов г. Костромы на при-

зы немецкого культурного центра им. Гете, г. Москва. В олимпиаде приняли участие 34 студента из КГУ им. Н.А. Некрасова, КГТУ и КГСХА. Призовые места распределились следующим образом:

1 место - Медведкова Анна («Туризм», КГТУ);

2 место - Курбатова Светлана («экономика», КГСХА); Лебедева Ольга («фи;нансы и кредит», КГСХА);

3 место - Пушкина Ирина («Маркетинг», КГТУ); Ёгин Максим («Маркетинг», КГУ им. Н.А. Некрасова);

4 место - Усова Ирина («Менеджмент», КГСХА); Штанько Елена («Экономика труда», КГУ им. Н.А. Некрасова).

Во второй день состоялась студенческая научная конференция по теме «Толерантность». На ней выступали с докладами студенты, представившие свои работы на конкурс рефератов на призы УФМС России по Костромской области и Международной научно-исследовательской лаборатории межкультурных исследований. Всего в конкурсе приняли участие 19 студентов КГУ им. Н.А. Некрасова. На конференции было предложено выступить студентам, чьи работы прошли конкурсный отбор на первом этапе. В конференции наряду с костромичами участвовали также студенты из зарубежных вузов-партнеров из Германии, Республики Беларусь и Чехии.

Призовые места в конкурсе распределились следующим образом:

1 место - Смирнов Андрей (5 курс, «Социальная работа», КГУ), научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры социальной работы Скрябина О.Б.

2 место - Правдзинская Дарья (3 курс, «Социальная педагогика», КГУ), научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики Карпова Е.М.

3 место - Коморина Анастасия (4 курс, «Социальная работа», КГУ), Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры социальной работы Скрябина О.Б.

Смирнов Андрей получил месячную стажировку в Германии (Евангелический университет прикладных наук г. Дармштадт) для дальнейшей работы над своей темой, остальные победители -призы УФМС России по Костромской области.

Все желающие имели возможность принять участие в секциях, круглых столах, мастер-классах, конкурсах, а также посетить открытые лекции российских и зарубежных преподавателей.

Вниманию участников в этом году были предложены следующие направления:

- герменевтика и межкультурная коммуникация;

- культурология и межкультурная коммуникация;

- лингвистика и межкультурная коммуникация;

- лингводидактика и межкультурная коммуникация

- литература и межкультурная коммуникация;

- педагогика, психология и межкультурная коммуникация;

- политология и межкультурная коммуникация;

- экономика и межкультурная коммуникация;

- юриспруденция и межкультурная коммуникация.

К традиционному тематическому ядру, обсуждаемому на международных неделях и привлекающему внимание отечественных и зарубежных специалистов, относятся следующие аспекты:

- Взаимодействие языка и культуры. В рамках МН прошла секция «Язык и культура». Представленные доклады касались актуализации различных концептов в языковых картинах мира, национальных вариантов немецкого языка, ономастического кода культуры и этноконнотации, лингвистических и культурологических характеристик фразеологизмов, особенностей диалога в Интернет-коммуникации и т.д.

- Взаимодействие русской и зарубежной литератур. На секции «Духовно-нравственные контакты русской и зарубежной литератур» было представлено более 30 докладов российских и зарубежных участников. Речь шла о М.А. Булгакове как языковой личности, диалоге Д.С. Мережковского с Ф.И. Тютчевым, роли немецкой культуры в поэзии Г.Р. Державина, лирике Андрея Белого и немецкой философии, Н.С. Гумилеве, диалоге культур трансграничья в произведениях Забайкальских писателей. Вниманию слушателей была предложена информация о трагическом парадоксе диалога культур в контексте войны на материале произведений Э.М. Ремарка и А. Бар-бюса, высказываниях Гете о языке и об идее символической парадигматики, античном мифологическом тексте как феномене культуры и средстве межкультурной коммуникации, диалоге в культуре романтизма (российско-германский аспект), сравнительном литературоведении как диалоге культур, макродиалоге эпох в микродиалоге жанров. Интересны были материалы, посвященные немецким писателям: Генриху Гейне

и русской интерпретации его произведений как подтверждению единства русской и немецкой литератур, творчеству В. Борхерта и Г. Фаллады, Г. Г ауптмана и Т. Бернхарда, а также творчеству русских писателей в эмиграции на примере жизненного и творческого пути П.П. Сувчинского, романа В.В. Набокова «Дар» и т.д.

- Компаративистика как диалог культур. Вниманию участников был предложен широкий спектр тем. Речь шла об историко-этнографических исследованиях Российского общества по изучению Крыма (1922-1931 гг.); военном мировоззрении славян; культурологическом и юридическом аспектах авторского сборника А.Ф. Кони «За последние годы»; специфике взаимодействия православной и постатеистической культур в современной России; сравнительном литературоведении как диалоге культур; лирике Андрея Белого и немецкой философии; русских интерпретациях произведений Генриха Гейне как подтверждении единства русской и немецкой культур и многих других актуальных проблемах.

- Диалог образовательных культур и воспитание культуры межнационального общения. Секция «Психолого-педагогические аспекты межкультурной коммуникации в сфере образования» предоставила трибуну для презентации результатов исследований и практического опыта по проектированию спецкурса по формированию и развитию социокультурной компетентности преподавателя вуза, построению модели интеграции национальных культурных ценностей в учебно-воспитательный процесс профессиональной школы, социально-педагогическим вопросам мультикультурного образования в Германии, педагогике искусства России и Китая, муль-тикультурному образованию во Франции. Кроме того, состоялись открытые лекции гостей из вузов-партнеров Республики Беларусь. Так, преподаватель Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова выступил с лекцией «Внутриличностный диалог культур: образовательное измерение», а представитель Минского лингвистического университета - с лекцией «Педагогика культуры мира в структуре деятельности социального педагога». Мероприятия проводились на базе Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова.

- Кросскультурная психология. Впервые достаточно широко обсуждались вопросы крос-скультурной психологии. В программе - проведение круглого стола «Семья и межкультурные бра-

ки», мастер-классов «Семейная психотерапия: организация межкультурной коммуникации», «Межкультурная коммуникация и гуманистическая психодрама», «Формирование этнической идентичности подростков». Эти мероприятия также прошли в Институте педагогики и психологии.

- Понимание и взаимопонимание в процессе межкультурной коммуникации. Вниманию слушателей на данном круглом столе были предложены выступления о стратегиях формирования европейской идентичности на примере культурного туризма в Польше, самоидентификации россиян в контексте межкультурной коммуникации, понимании как связи между познанием и общением, взаимопонимании в межкультурном диалоге, культурном интеллекте как стратегии меж-культурного взаимодействия, межкультурных исследованиях в российских гуманитарных науках.

- Преподавание иностранных языков с позиций диалога культур. Внимание специалистов было сосредоточено на диалоге культур на занятиях по страноведению и лингвострановеде-нию Германии, роли аутентичного преподавателя в процессе обучения иностранному языку, развитию эмоциональной сферы обучаемых в процессе интеркультурного обучения иноязычному общению, формированию речевой культуры студентов, реализации идей поликультурного образования в обучении иностранным языкам и методическим аспектам формирования у студентов способности к межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку. Преподаватели вузов смогли принять участие в мастер-классе представителя Немецкого культурного центра им. Гете при Посольстве Германии «Игровые методы для развития межкультурной компетенции студентов, изучающих немецкий язык».

- Межкультурная коммуникация в экономике и экономическом образовании. Институт экономики акцентировал внимание на проблемах академической мобильности преподавателей и студентов. На одноименном круглом столе обсуждались цели, задачи, виды и нормативное обеспечение академической мобильности, а также результаты реализации программ академической мобильности в подразделении. Большой интерес вызвал и круглый стол «Социально-экономические проблемы адаптации иностранных работников. Формирование толерантного отношения к иностранным гражданам и лицам без гражданства, пребывающим на территории Российской Федерации».

- Правовое поле в межкультурном аспекте. На юридическом факультете обсуждались вопросы, связанные с феноменом коррупции в России и за рубежом. Так, прошла открытая лекция преподавателя из Дармштадта «Коррупция и нелегальная работа: аспекты обращения с этими феноменами в ФРГ». На круглом столе «Противодействие коррупции: российский и зарубежный опыт» состоялось обсуждение мер по профилактике коррупции; ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения; национальном плане противодействия коррупции и его реализации в Костромской области; антикоррупционной экспертизе НПА и их проектов органов местного самоуправления; понятии конфликта интересов на государственной и муниципальной службе в свете законодательства о противодействии коррупции; обжаловании действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в свете борьбы с коррупцией.

Впервые за всю историю проведения международных недель о своем участии заявили политологи (круглый стол «Политическая культура и политический диалог»).

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги МН-2010: представлены отчеты руководителей подразделений университета о проведенных мероприятиях и выступления руководителей секций и круглых столов, а также вручены призы победителям олимпиады по немецкому языку, конкурса на лучший реферат по теме «Толерантность». Здесь же состоялось подписание трехстороннего договора о сотрудничестве между КГУ им. Н.А. Некрасова, Евангелическим университетом прикладных наук г. Дармштадт (Германия) и Ванадзорским государственным педагогическим институтом им. Ов. Туманяна (Армения).

Созданию теплой дружеской атмосферы способствовала и хорошо продуманная культурная программа, которая открылась автобусной экскурсией в Щелыково, усадьбу российского драматурга А.Н. Островского. Закрытие же также было связано с именем знаменитого писателя: все участники МН-2010 получили возможность посмотреть премьеру спектакля по пьесе А.Н. Островского «Блажь».

Между этими событиями был Вечер национальной кухни (желающие могли посмотреть, как готовятся самые популярные блюда, сами уча-

□ Всего участников □ Студентов

Рис.

ствовать в их приготовлении, дегустировать их и получить рецепты), фестиваль авторской студенческой песни «Восьмая нота», музыкальный вечер «Диалог культур в музыкальном искусстве (слушая музыку Баха...)», выставка картин студентов художественно-графического факультета. Завершил МН студенческий концерт.

Подводя итоги очередной международной недели, следует отметить, что:

- Исследование актуальных вопросов меж-культурной коммуникации в российской действительности позволяет констатировать, что сфера высшего профессионального образования должна развивать и формировать у обучаемых навыки и умения конструктивного межкультурно-го взаимодействия как в быту, так и на рабочем месте. Это необходимо для мирного сосуществования с представителями иных лингвокультур и для восприятия многообразия языков и культур как фактора взаимообогащения. Межкультур-ное взаимодействие является также неотъемлемой составляющей инновационных процессов в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Международное сотрудничество, направленное на обмен знаниями, опытом, идеями, обеспечивает их когнитивную составляющую. Развитие общества, следовательно, зависит от состояния образования и образованности граждан, которые способны обратиться к национально-культурным традициям и вести полноценные контакты с другими народами и странами.

Соответственно, для обеспечения межкультур-ной коммуникации в профессиональной сфере обучение иностранным языкам и культурам становится не менее важным, чем обучение специальности, так как превращается также в условие обеспечения конкурентоспособности выпускников

вуза на отечественном и зарубежном рынке труда.

Лучшим примером является живой пример. Поэтому обучаемые должны видеть процесс межкультурного взаимодействия преподавателей. Именно личный пример учителя, в широком смысле этого слова, обладает магическим воспитывающим эффектом.

- Опыт проведения международных недель свидетельствует о возрастающем интересе и расширении числа участников, что подтверждают и статистические данные (см. рис.).

- За весь период проведения международных недель вниманию участников был предложен широкий спектр проблем по теории межкультурной коммуникации и по смежным дисциплинам. Можно утверждать, что в материалах этих научно-практических собраний нашло отражение не только современное состояние теории межкультурной коммуникации, но и истории ее развития. С каждым годом расширялся круг смежных наук, представленных на МН. Так, по состоянию на 2010 год, это история, культурология, лингвистика и меж-культурная коммуникация, лингводидактика, литература, менеджмент, педагогика, психология, религиоведение, социальная работа, экология, экономика. В 2010 г. к ним добавляются герменевтика, политология, философия и юриспруденция.

- Традиции и новации в области международного сотрудничества КГУ им. Н.А. Некрасова направлены на решение вопросов организации учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности в международном контексте, создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающей экономику, науку и культуру конкурентоспособными высококвалифицированными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.