Научная статья на тему 'Региональный университет в условиях формирования единого образовательного пространства'

Региональный университет в условиях формирования единого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваулина Лидия Николаевна

19 сентября 2003 года является началом нового этапа в развитии российской высшей школы. В этот день Россия вступила в Болонский процесс, целью которого является создание единого образовательного пространства в Европе, что позволит повысить конкурентоспособность европейских учебных заведений. Принятие закона о переходе российских вузов к подготовке бакалавров и магистров ставит высшую школу перед необходимостью дальнейшего внедрения основных положений Болонской Декларации. В этом контексте возрастает роль международной деятельности вузов как стратегической составляющей концепции развития современного высшего учебного заведения. В данной статье представлены некоторые результаты внутреннего анализа международной деятельности КГУ им. Н.А. Некрасова, которые были предложены вниманию членов Ученого Совета 31.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный университет в условиях формирования единого образовательного пространства»

Л.Н. Ваулина

РЕГИОНА 1иНЫИ УНИВЕРСИТЕТ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА

Преамбула. 19 сентября 2003 года является началом нового этапа в развитии российской высшей школы. В этот день Россия вступила в Болонский процесс, цепью которого является создание единого образовательного пространства в Европе, что позволит повысить конкурентоспособность европейских учебных заведений. Принятие закона о переходе российских вузов к подготовке бакалавров и магистров ставит высшую школу перед необходимостью дальнейшего внедрения основных положений Болонской Декларации.

В этом контексте возрастает роль международной деятельности вузов как стратегической составляющей концепции развития современного высшего учебного заведены.

В данной ститье представлены некоторые результаты внутреннего анализа международной оеятельности КГУ им. Н А. Некрасова, которые были предложены вниманию членов Ученого Совета 31.10.2007 г.

Международные связи КГУ им. Н.А. Некрасова развивались в последние 5 лет в соответствии с планом, утвержденным Ученым Советом университета 10.04.2003 г.

Цели межд} народной деятельности университета -аключались в интернационализации образования, повышении мобильности студентов и преподавательского состава университета, создании условий для выхода университета на международный рынок образовательных услуг.

I. Договоры

На момент утверждения плана университет имел договоры со следующими учебными заведениями:

1. Евангелическим специальным институтом г. Бох) м, Евангелическим специальным институтом г. Дармштадт (Германия) и ВГПУ (г. Вологда) (05.06.2001).

2. ььангелическим специальным институтом г. Дармштадт (Германия) (0b.09.2002).

3. Институтом школы и переподготовки кадров земли Северный Рейн-Ве -тфалия (Германия) (протоколы координационных совещаний в области повышения квалификации учителей немецкого языка и педагогики Монтессори).

4. Университетом Святою Кристофа г. Мас-

себ (Франция).

5. Университетом г. Белосток (Польша).

На сегодняшний день из этого списка остались 3 вуза-партнера (пункты 2, 4, 5). В то же время сеть взаимодействующих с КГУ зарубежных партнеров з ¡ачительно расширилась. В 2007 году университет имеет 20 договоров с зарубежными высшими учебными заведениями и организациями. По странам они распределяются следующим образам:

- Армения - Ереванский гос} дарственный университет;

- Беларусь - Минский государственный лингвистический университет: Могилевский государственный университет им. Кулешова;

- Болгария - Пловдивский университет им. Паисия Хилендарского;

- Германия - Евангелический университет прикладных наук г. Дармштадт, Университет прикладных наук Циттау/Герлитц г. Циттау; Евангелический университет прикладных наук г. Лудвигсбург, Университет прикладных наук г. Эссен; Академия по информационному и коммуникационному дизайну г. Дрезден; 2 договора - Госканцелярия земли Северный Рейн-Вест-фалия (совместно с Администрацией г. Костромы);

- Италия - Научно-исследовательский и образовательный фонд Центр изучения римского права»;

- Молдова - Институт прикладной физики Академии наук Молдовы г. Кишинев; Приднестровский государственный университет им. Т,-Г. Шевченко г. Тирасполь;

- Польша - Университет г. Белосток:

- Украина - Харьковский национальный университет им. Каразина;

- США -Центр международного взаимопонимания при государственном колледже в Блю филде, Западная Вирджиния:

- Франция Институт Святого Кристофа г. -Массёб; Национальная высшая горно-металлургическая школа г. Париж;

- Чехия - Университет им. Палацкого г. О-ломоуц.

Количество договоров в области образования -18 (кроме Кишинева и Тирасполя, Молдо-

18

ЗестникКГУ им Н.А. Некрасо а. 2007, Том 13

©Л.Н. Ваулина, 2007

Региональный ниверситет в условиях формирования единого образовательного пространства

ва). в области науки - 19 (кроме Бсмиджи, США). 2005,2006 и 2007 годы. Результаты представле-По годам самыми плодотворными стали ны в следующей таблице

ГОД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ДОГОВОР

2003 1. Институт Святого Кристофа г. Массёб (Франция) с 30.04.2003 (пролонгация)

2004 1. Академия по инфоомаиионному и коммуникационному дизайну ООО Дрезден (Германия) 2. Институт школы и переподготовки кадров земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) (пролонгация) 3. Институт Циттау/Гёплитц г. Иитта> (Германия)

2005 1. Университет им. Палацкого в г. Оломоуц (Чекия) 2. Специальная высшая школа экономики и менеджмента г. Эссен (Германия) 3. Центр международного взаимопонимания при Государственном колледже в Блюфилде (США) 4. Научно-исследовательский и образовательный фонд «Центр изучения римского права» (Италия) 5. Институт Святого Кристофа г. Массёб (Франция) (пролонгация) 6. Университет г. Белосток (Польша-) (пролонгация)

2006 1. Ереванский государственный университет (Армения) 2.Пловдивский университет им. Паисия Xилендарского (Болгария) 3. Минский государственный лингвистический университет (Беларусь) 4. Государственная канцелярия земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) - «Еврошкола» 5. Государственная канцелярия земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) - '(Педагогика Монтессори» 6. Национальная высшая горно-металлургическая школа г. Париж (Франция)

2007 1. У ниверситет прикладных наук г. Ройтлинген-Лудвигсбург(Германия) 2. Харьковский национальный университет им.Каразина (У краина) 3.Могилевский государственный университет им. Кулешова (Беларусь) 4. Институт прикладной физики Академии Наук Молдовы г. Кишинев (Молдова) 5. Университет прикладных наук Циттау/Гёрлитц г Циттау (Германия) (пролонгация) 6. Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко г. Тирасполь (Молдова-)

II. Формы сотрудничества с;

- вузами:

Сотрудничество с зарубежными партнерами осуществляется в ооласти обмена преподавателями и студентами Пое?дки имеют как учебно-ознакомительный характер, так и включаю, в себя стажировки и практики, совместные образовательные и научные мероприятия. В рамках соглашений проводятся научные исследования, выполняются различные совместные проекты.

Оптимизировать международную деятель-

ность позволяет создание Центров, в основе которых могут быть различные принципы. Так, в КГУ на протяжении 8 лет успешно работает Российско-Германский Центр культурно-образовательных связей и программ. Его проекты известны не только в нашем университете и регионе. Именно он помогает привлечь не только германских партнеров, но и австрийских в целях распространения и поддержания немецкого языка. А созданная 2 года назад на его базе научно-исследовательская лаборатория межкультурны,» исследований объединила специалистов России.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинсгика, № 4, 2007

19

Германии, Польши, Болгарии, Белоруссии, Украины. Идет разработка вопросов сотрудничества с вузами Сербии и Черногории. Лаборатория позволила также создать сеть взаимодействующих вузов в России. А в КГУ речь идет о создании Центра славянских языков и культур.

Но не вся международная деятельность осуществляется только в рамках доюворов и соглашений.

На протяжении многих лет осуществляется сотр>дничсство с участниками проекта «Обучающиеся регионы» (Германия), коллегами из Варшавского университета (Польша) и университета г. Кассель (Германия) по межкультурной коммуникации. В силу объективных причин подписание договоров пока невозможно, т.к. в указанных университетах для этого требуется как минимум инициатива с 4-х факультетов.

Установлены контакты с лингвистической школой сДиалогика» г Линц (Австрия), состоялся первый обмен студентами.

- организациями, учреждениями, фондами:

Плодотворное сотрудничество развивается с

отделом культуры Посольства Германии, Германской Службой Академических Обменов, Немецким культурным центром им. Гете, но эти учреждения также не заключают цоговоры.

Преподаватели КГУ им. H.A. Некрасова являются участниками международных профессиональных сообществ:

- Союза экономистов Германии (проф д.т.н. З.В. Грагина, проф., д.э.н. Н.П. Гиоало., проф., д.э.н. В.В. Чекмарев, доц., к.т.н. О.Ю. Бороздина);

- Международного комитета славистов (проф., д.ф.н A.M. Мелерович);

- Союза германистов, работающего под эгидой I ерманской Службы Академических Обменов (проф , к.ф.н. Л.Н. Ваулина доц., к.ф.н. О.В-. Белопухова, доц. к.ф.н. Т.М. Денисова, доц., к.ф.н. О.Н Новосельцева)

На протяжении многих лет специалисты университета приглашаются к участию в проектах других учреждений и организаций. Так, при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Агентства по международным связям Швеции "SIDA" в Костромской области осуществляется проект «Реализация комплексного подхода в социальной оаботе с семьей и детьми в сетевой перспективе, фаза распространения опыта на 2005-2009 гг.». Научным руководителем проекта является Е.В. Куфтяк, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии.

В долгосрочном проекте Костромской области ЕС и Россия «Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения», прово-

димом Францией, участвует Ж А. Захарова, докторант каАедры социальной педагогики.

Кафедра иотаники под руководством В. П. -Лебедева активно сотрудничает в проекте всемирного фонда дикой природы (США) и заповедника «Кологривский лес» - «Изучение модельных лесов».

Университет активно сотрудничал с между народными и национальными организациями, фондами, программами в области науки и образования.

В 2003-2004 гг. продолжалась реализация проектов фонда Сорос (координатор - А. Р. Наумов, начальник УНИД.).

Неоднократн проводились презентации программ ФУЛБРАЙТ, АСПРЯЛ (Американский Совет по международному образованию). АЙРЕКС, Германской Службы Академических Обменов (DAAD\ Австрийского Форума. Немецкого культурного центра им. Гете.

На практике такие встречи нашли свое воплощение в конкретных проектах. Особенно плодотворным оказалось взаимодействие с DAAD пи линии которого осенью прошлого года доц., к.т.н. О.Ю. Бороздина прошла 3-месячную стажировку в Циттау/Герлитц и организовала учеб-но-ознакомичельную поездку студентов в Германию.

DAAD является спонсором олимпиад по немецкому языку для студентов неязыковых специальностей, проводимых Российско-Германским Центром культурно-образовательных связей и программ. На протяжении 3-х лет ежегодно победители олимпиады по немецкому языку полу чают летнюю месячную стажировку в Германии.

Немецкий культурный центр им. Гете выделяет призы учителям учащихся-победителей олимпиад по немецкому языку, нроведимых Российско-Германским Центром культурно-образовательных связей и программ и помогает обнов-чять учебно-методическую литературу кабинета РГЦ.

Германский фонд им. Конрада Аденауэра поддержал международную неделю «Диалог культур - культура диалога», которая проводилась Российско-Германским Центром культурно-образовательных связей и программ и научно-исследовательской лабораторией межкультурных исследований с 1 по 8 сентября 2007 г.

Австрийский Форум также участвует в поддержке олимпиад и проводит мероприятия для преподавателей и студентов по литературе и страноведению Австрии.

III. Научные собрания

Особо следует остановиться на участии профессорско-преподавательского состава универ-

20

Вестник КГУ им Н.А.Некрасова, 2007, Гом 13

Региональный университет в условиях формирования единого образовательного пространства

ситета в международных конференциях ла рубежом и иностранных - ченых в научных фопумах на базе КГУ им. Н. А. Некрасова, т.к. это именно та сфера, которая могла бы привести к последующим совместным образовательным и научно-исследовательским проектам й зарубежными коллегами. На сегодняшний день можно констатировать, что эти возможности используются недостаточно.

Статус международных в отчетный период носили научные и научно-практические конференции, конгрессы, организованные:

- кафедрой истории России (проф., д.и.н. А. М Белов.);

- кафедрой общей психологии (проф., д.псих.н. Н. П Фетискин.);

- кафедрой общей физики (проф., д.т.н. П. -Н. Белкин);

- кафедрой экономической теории (проф., д.э.н. А. И. Субеттп1;

- кафедрами филологического факультета

В организации международных мероприятий в КГУ и в научных собраниях за рубежом задействованы за небольшими исключениями примерно одни и те же подразделения Многие контакты осуществляются в рамках двусторонних межвузовских договоров.

За последние 3 года изменилась цель пребывания зарубежных студентов в КГУ им. H.A. Некрасова. С 2005 года университет принимает их на ллительный период для работы над дипломными проектами

(доц., к.ф.н. Фокина М А., доц., к.ф.н. Н. К. Ильина, доц., к.ф.н Н Г Коптелова):

-Российско-Германским Центром культурно-образовательных связей и программ и НИЛ-МИ (проректор по международным связям КГУ Л. Н. Ваулина.);

- Центра Розанова и Флоренского (проф., д. культурологии И. А. Едошина.).

Проводились также.

- международное заседание Президиума УМО пс экономическому образованию (проф. д.э.н. Н.П Гибало.);

- международное заседание совета ассоциации исследователей детского движения (проф., д.пед.н. Н.Ф. Басов, проф , к.пед.н. А.И. Тимо-нин.).

Статистические данные по международным мероприятиям на оазе КГУ, а также участию преподавателей в научных собраниях за рубежом представлены в нижеследующей таблице (состояние на 31.10 2007):

IV. Обшие ст атистические данные Общая статистика как в образовательной, так и в научной деятельности свидетельствует о возрастающем интересе зарубежных коллег к КГУ им. Н.А.Некрасова. Сравним статистические данные:

С 2003 г. по настоящее время в университете постоянно работает носитель языка из Германии'

2003-2005 - Феликс Штрангфельд 2006-2008 - Петер Штоубен

Год Количество международных мероприятии

в КГУ за рубежом

2003 5 6

2004 8 2

2005 5 6

2006 3 11

2007 8 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1од количество вы^жаюших Количество

заграницу иностранце^ посегпгащих КГУ

2003 143 44

2004 114 47

2005 92 101

2006 158 143

2007 175 95

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социикине гика, № 4, 2007

21

2003 2004 2005 2006 2007

.ЗВыехапи за границу ■ Посетили К ГУ

гид ИНСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В КГУ СТУДЕНТЫ КГУ ЗА РУБЕЖОМ

количество страна количество страна

''004 1 Германия 1 франция

2005 8 Германия 1 Германия

20U6 5 Чехия 7 Германия

5 Германия 5 Чехия

3 Австрия

2007 4 Чехия 4 Чехия

2 Германия 7 Германия

3 Австрия

V. Качество проектов

В целом можно говорить о достаточно высоком уровне качест ва pea шзации совместных проектов. Подтверждением этого служат следующие факты:

- долгосрочность проектов: 12 лет реализо-вывался проект по модерации и даже был расширен проектом по педагогике Минтессори; было продлено участие КГУ в межправительственной германо-российской Программе Александра Герцена.

- продолжающееся сотрудничество с партнерами по истечении программ;

- прив 1ечение к сотрудничеству новых участников по итогам реализации проектов (ьапр в Дармштадте и Оломоуце уже в октябре 2007 г., практически сразу по возвращении студентов из России, сформированы группы желающих на поездку ú Кострому летом и осенью 2008 г.);

- форматы проектов: в 2007 году Немецким культурным Центром им. Гете и Министерством образования и науки РФ проводился конкурс «Мы знаем немецкий». Российско-Германский Центр КГУ был выбоан организатором конкурса по Центральному Федеральному округу РФ;

- значимость международных проектов университет а для региона (по зафиксированное™ на

бумажных носителях): в информационно-аналитический бюллетень администрации Костромской ооласти, посвященный внешнеэкономической, международной и межрегиональной деятельности в Костромской области, включена информация о деятельности Российско-1 ерманско-го Центра культурно-образовательных связей и прогргмм с характеристикой всех значимых для региона проектов и инициатив; в газете «Северная правда» от 31 авг.?.005 г. в статье «Флаг в руки», посвященной вручению Костроме Почетного флаг а Совета Европы за распространение европейского мышления без тр>да просматриваются проекты КГУ, в частности, проект «Ев-рошкола» и олимпиады по иностранным языкам.

6. Выводы

В целом можно констатировать, что:

- потенциал регионального вуза в сфере международного сотрудничества достаточно велик;

- международные проекты университета превращают его в региональный центр международной инновационной деятельности;

- новая концепция международной деятельности университета на долгосрочную перспективу должна учесть современные тенденций развития образования, в частности, Болонского процесса.

22

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 200"7 Том 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.