Научная статья на тему 'Культура диалога как основополагающая категория межкультурной коммуникации'

Культура диалога как основополагающая категория межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ НЕДЕЛЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / КУЛЬТУРА ДИАЛОГА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / INTERNATIONAL WEEK / DIALOGUE OF CULTURES / CULTURE OF DIALOGUE / INTERCULTURAL SENSIBILIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваулина Лидия Николаевна

В статье речь идет о десятой международной неделе КГУ им. Н.А. Некрасова «Диалог культур культура диалога», которая позволила продолжить диалог специалистов разных профилей и разных стран, начатый на предыдущих международных неделях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of dialogue as a fundamental category of intercultural communication

The article deals with the 10th international week of Nekrasov Kostroma State University «Dialogue of cultures culture of dialogue» which gave the opportunity to the specialists in different fields and from different countries to continue the dialogue of the preceding international weeks.

Текст научной работы на тему «Культура диалога как основополагающая категория межкультурной коммуникации»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

УДК 008.001

Ваулина Лидия Николаевна

кандидат филологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

КУЛЬТУРА ДИАЛОГА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье речь идет о десятой международной неделе КГУ им. Н.А. Некрасова «Диалог культур — культура диалога», которая позволила продолжить диалог специалистов разных профилей и разных стран, начатый на предыдущих международных неделях.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, международная неделя, диалог культур, культура диалога, межкультурная сенсибилизация.

Международная деятельность Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова - это сочетание богатых традиций и новаций. Так, на протяжении последних десяти лет учебный год начинается со встречи российских и зарубежных специалистов на международной неделе (МН) «Диалог культур - культура диалога». Этот проект ориентирован на всех заинтересованных в общении с зарубежными коллегами и сверстниками и включает цикл мероприятий, позволяющий погрузиться в ситуацию аутентичной профессиональной межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация в профессиональной сфере предоставляет возможность участникам узнать о других культурах, образе жизни, культурных ценностях других народов, достижениях в профессиональной сфере. Она призвана также содействовать и повышению качества образования путем обмена опытом с зарубежными коллегами. Система образования должна учить организовывать познавательную деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в профессиональной сфере, так и в области межкуль-турной коммуникации, в частности, диалогичному оформлению процесса коммуникации между носителями разных лингвокультур, выстраиванию стратегий конструктивного диалога. Готовность к диалогу культур предполагает сформирован-ность культуры диалога как основополагающей категории конструктивной межкультурной коммуникации на уровне личности и в рамках общества. Международная неделя является, таким образом, средством межкультурной сенсибилизации участников образовательного процесса.

Юбилейная МН «Диалог культур - культура диалога» проводилась с 5 по 10 сентября 2011 г. Целью международной недели было предоставление возможности специалистам разных направлений и разных стран обменяться мнениями, представить результаты своих исследований и практических наработок, а также установить контакты для дальнейшего сотрудничества. На МН обсуждались и актуальные вопросы взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Метакоммуникация шла в рамках работы международной научно-исследовательской лаборатории межкультурных исследований.

Наряду с постоянными участниками из России и стран ближнего и дальнего зарубежья, реализующими свои проекты в рамках системного подхода к организации международного сотрудничества, появляются новые участники. Ежегодно увеличивается количество партнеров университета, расширяется география сотрудничества. Так, в МН-2011 участвовали специалисты из 29 регионов России, а также Армении, Беларуси, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Польши, Сербии, США, Украины, Узбекистана, Финляндии, Франции, Чехии и Швейцарии, всего более 2 112 человек из 34 зарубежных и 51 российских вузов и организаций:

- из г. Костромы - 1 924;

- из других городов России - 78;

- из других стран - 110: Армения - 6, Беларусь - 7, Германия - 47, Испания - 1, Казахстан -6, Молдова - 2, Польша - 19, Сербия - 5, США - 1, Узбекистан - 1, Украина - 2, Финляндия - 1, Чехия - 5, Швейцария - 7.

316

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

© Ваулина Л.Н., 2011

□ Всего участников

□ Студентов

Изменилась структура участников: если на первых международных неделях студенты были задействованы преимущественно в олимпиадах по иностранным языкам, то в последние годы они активно посещают все мероприятия. В 2011 году из 2 112 участников 1 475 - студенты, в том числе 81 человек - иностранцы.

Для сравнения представим данные по последним семи международным неделям.

Родоначальниками проекта «Международные недели» были Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Высшая школа г. Дармштадт (Германия), Российско-Германский Центр культурно-образовательных связей и программ, международная научно-исследовательская лаборатория межкультурных исследований. В 2011 г. соорганизаторами международной недели выступили Ванадзорский государственный педагогический институт им. Ов. Туманяна (Армения), Высшая школа г. Циттау/Гёрлитц (Германия), Московское представительство Германской службы академических обменов, Минский государственный лингвистический университет (Беларусь), Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова (Беларусь), Немецкий культурный центр им. Гёте (г. Москва), Постоянный Комитет Союзного государства Беларуси и России (г. Москва), Университет им. А. Мицкевича г. Познань (Польша), Управление федеральной миграционной службы России по Костромской области.

В международной неделе участвовал Постоянный комитет Союзного государства Беларуси и России, организовавший обсуждение актуальных вопросов оптимизации содержания социально-гуманитарного образования в вузах Беларуси и России в контексте Болонского процесса. На семинаре мнениями обменялись специалисты из

Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Минска, Гомеля и Могилева. На церемонии открытия МН руководитель Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Т.Н. Ковалева зачитала приветственное письмо Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина [1]. В письме подчеркивалось, что в Концепции социального развития Союзного государства образование признано важнейшим стратегическим ресурсом развития, и целью Союзного государства является гарантия реализации одного из основополагающих прав человека - права на достойное образование.

Благодаря участию Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина стала возможна трансляция открытия международной недели в Президентскую библиотеку им. Б.Н. Ельцина (информация о пленарном заседании была размещена на портале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина) и Кыргызский государственный университет (г. Бишкек).

МН предоставляет трибуну для презентации результатов своих исследований и практических наработок, обмена опытом, обсуждения перспективных планов профессионального сотрудничества. Традиционно в программе недели - лекции, круглые столы, тренинги, презентации, дискуссии, олимпиады, конкурсы и т.д.

Программа МН-2011 включала обсуждение актуальных вопросов:

- лингвистики (секция «Теоретические и прикладные проблемы лингвистики»; мастер-класс «Современная лексикография и фразеология: культурно-национальные особенности и региональное своеобразие»; презентация лингвистических словарей, подготовленных научно-исследовательскими лабораториями филологического факультета);

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011І

- межкультурной коммуникации (секция «Актуальные вопросы теории и практики межкуль-турной коммуникации», круглый стол для студентов социально ориентированных специальностей «Межкультурная коммуникация и высшее образование: диалог для студентов»);

- литературоведения (секция «Литературоведение и межкультурная коммуникация»);

- педагогики (секция «Актуальные вопросы профессионального образования», круглый стол «Волонтерское движение как образовательная инициатива», круглый стол «Становление личности будущего специалиста в условиях многоуровневой системы образования», презентация проекта «Учимся и учим культуре мира» и т.д.);

- психологии (секция «Взаимопонимание в условиях культурного многообразия», открытая лекция «Эдип - греческая мифология с психологическим значением» и т.д.);

- социальной работы (круглый стол «Перспективы сотрудничества в области подготовки бакалавров и магистров социальной работы в российских, немецких, польских и белорусских вузах», мастер-класс «Участие семьи в процессе реабилитации душевнобольных людей» и т.д.);

- политологии (круглый стол «Политическая культура и политический диалог», круглый стол «Российско-польско-германские отношения»);

- экономики (секция «Современные технологии экономического образования», цикл лекций об экономике России и Костромской области);

- юриспруденции (лекция преподавателя из Германии «Проблемы и место прокуратуры в правовой системе Германии»);

- физиологии и медицины (секция «Физиология. Медицина»);

- физики (цикл лекций «Электролитно-плазменные методы»);

- химии (секция «Актуальные вопросы химии и химической технологии в международном профессиональном диалоге») и т.д.

Профессиональное общение прошло в форме:

1) секционных заседаний:

- «Теоретические и прикладные проблемы лингвистики»;

- «Актуальные вопросы теории и практики межкультурной коммуникации»;

- «Литературоведение и межкультурная коммуникация»;

- «Актуальные вопросы профессионального образования»;

- «Взаимопонимание в условиях культурного многообразия»;

- «Современные технологии экономического образования»;

- «Актуальные вопросы химии и химической технологии в международном профессиональном диалоге».

- «Культурология и философия»;

- «Физиология. Медицина»;

2) круглых столов:

- «Становление личности будущего специалиста в условиях многоуровневой системы образования»;

- «Перспективы сотрудничества в области подготовки бакалавров и магистров социальной работы в российских, немецких, польских и белорусских вузах»;

- «Миграционные процессы: история и современность»;

- «Политическая культура и политический диалог»;

- «Волонтёрское движение как образовательная инициатива»;

- «Российско-польско-германские отношения»;

- «Международное сотрудничество в социальной сфере: из опыта работы»;

- «Межкультурная коммуникация и высшее образование: диалог студентов»;

- «Актуальные вопросы экологического образования»;

3) открытых лекций:

- «“Новый” правый популизм в Европе - опасность для развития либеральных демократий»;

- «Менеджмент в социальной сфере»;

- «Эдип - греческая мифология с психологическим значением»;

- «Проблемы и место прокуратуры в правовой системе Германии»;

- «Участие вместо отстранения - К вопросам о партиципации, интеграции и инклюзии в области (специальной) педагогики»;

4) цикла лекций:

- об экономике Костромской области, российской системе образования, студенческом самоуправлении (на немецком языке);

- по экономике России (на немецком языке);

- «Электролитно-плазменные методы»;

5) мастер-классов:

- «Современная лексикография и фразеология: культурно-национальные особенности и региональное своеобразие»;

318

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

- «Участие семьи в процессе реабилитации душевнобольных людей»;

- «Интернет-игры в обучении немецкому языку»;

- «Психические заболевания: распространённость, социальное влияние и лечение»;

6) творческой мастерской:

- «Подарок другу»;

7) семинаров:

- «Оптимизация содержания социально-гуманитарного образования в вузах Беларуси и России в контексте Болонского процесса»;

- «Язык молодёжи - языковой и культурный упадок?»;

8) конкурсов:

- на лучший студенческий реферат по теме «Толерантность в современном мире»;

- фонетического среди студентов II и III курсов немецкого отделения факультета иностранных языков;

9) олимпиады:

- по немецкому языку для студентов неязыковых специальностей вузов г. Костромы на призы Германской службы академических обменов и Немецкого культурного центра им. Гёте (Москва);

10) фестиваля:

- славянских языков и культур;

11) спортивного праздника:

- «Диалог в спорте»;

12) презентаций:

- вузов-партнеров (Высшей школы г. Оснаб-рюк (Германия); Высшей школы г. Циттау/Гёр-литц (Германия); Университета им. Палацкого г. Оломоуц (Чехия); Высшей школы менеджмента г. Невшатель (Швейцария); Высшей школы г. Дармштадт (Германия); Высшей школы экономики и менеджмента г. Эссен (Германия);

- Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, библиотеки КГУ им. Н.А. Некрасова;

- программ летних школ Российско-Германского Центра культурно-образовательных связей и программ;

- проекта «Учимся и учим культуре мира» (10-летие проекта);

- сборника научных трудов «Социальная работа в России и Германии: теоретические проблемы и профессиональная подготовка бакалавров»;

- проектов по профилактике социального сиротства и семейному устройству детей-сирот в замещающие семьи;

- лингвистических словарей, подготовленных научно-исследовательскими лабораториями филологического факультета.

Необходимо отметить, что в рамках международной недели был открыт международный Центр клинической психологии и психотерапии на базе ИПП (руководитель - проф., д-р Ханс-Вернер Гессманн, г. Дуйсбург, Германия), подписан договор о сотрудничестве между КГУ им. Н.А. Некрасова и Карагандинским государственным медицинским университетом (Казахстан).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К началу международной недели был приурочен выпуск сборника материалов «Диалог культур - культура диалога».

В заключение можно сказать, что проект дал возможность всем желающим посетить интересующие их мероприятия, выбрать актуальные темы, установить личные и профессиональные контакты, стать непосредственными участниками межкультурных встреч и свидетелями конструктивного профессионального межкультурно-го диалога. Организаторы надеются, что за 10 лет реализации проекта международные недели КГУ им. Н.А. Некрасова, проводимые на базе Российско-Германского Центра культурно-образовательных связей и программ и международной научно-исследовательской лаборатории межкуль-турных исследований, содействовали вхождению в систему ценностей ее участников культуры диалога. Культура диалога позволяет устанавливать и вести профессиональные и личные межкуль-турные контакты, что подтверждается и историей самого проекта.

Примечание

1. http://www/rg/ru/2011/09/08/diskussiya.html

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.