Научная статья на тему 'Межкультурная коммуникация в немецком вузе'

Межкультурная коммуникация в немецком вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТРАДИЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / BOLOGNA PROCESS / HIGHER EDUCATION / INNOVATIONS / TRADITIONS / INTERCULTURAL COMMUNICATION / CULTURAL DIVERSITY / INTERNATIONAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваулина Лидия Николаевна

В статье рассматривается вопрос культурного многообразия в сфере высшего образования на примере высшей школы Германии. Автор представляет портрет иностранного студента в Германии и раскрывает причины, почему Германия привлекательна для иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural communication at the German higher school

The article considers the problem of the cultural diversity in the higher education on the example of Germany. The author describes a portrait of the international student in Germany and reveals the cause why Germany is attractive for international students.

Текст научной работы на тему «Межкультурная коммуникация в немецком вузе»

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

УДК 378

Ваулина Лидия Николаевна

кандидат филологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

rgc@ksu.edu.ru

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В НЕМЕЦКОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос культурного многообразия в сфере высшего образования на примере высшей школы Германии. Автор представляет портрет иностранного студента в Германии и раскрывает причины, почему Германия привлекательна для иностранных студентов.

Ключевые слова: Болонский процесс, высшее образование, инновации, традиции, межкультурная коммуникация, культурное многообразие, иностранные студенты.

Российская высшая школа вовлечена в процесс формирования взаимно совместимых национальных образовательных и научных систем, рамки которого заданы Болонской декларацией. Вузы ведут поиск путей реализации положений Болонского процесса, учитывая зарубежные инновации и отечественные традиции. В контексте кадрового обеспечения инновационных процессов возрастает роль системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающей и систему образования высококвалифицированными кадрами, способными решать вопросы перспективного развития. Особую актуальность приобретает межкультурная коммуникация в профессиональной сфере, а именно, в сфере высшего образования. Межкультурное взаимодействие является неотъемлемой составляющей инновационных процессов в различных сферах жизнедеятельности современного общества и, соответственно, международное сотрудничество, направленное на обмен знаниями, опытом, идеями, технологиями обеспечивает их когнитивную составляющую. Развитие общества, следовательно, зависит от состояния образования и образованности граждан, которые способны обратиться к национально-культурным традициям и вести полноценные контакты с другими народами и странами.

Одним из основных критериев эффективности международной деятельности вуза Министерство образования и науки Российской Федерации признало количество иностранных студентов в приведенном контингенте. Этот вопрос остается актуальным уже на протяжении последних десятилетий. Многие страны борются не просто за иностранного студента, а за умного студента. Общепринято, что в престижном вузе количество иностранных студентов должно составлять около 10% от общего числа обучающихся. В этой связи интересен опыт других стран и, в частности, Германии, в вузы которой с удовольствием едут учиться и наши студенты. Именно на Германию приходится почти третья часть зарубежных партнеров КГУ имени Н.А. Некрасова (из 56), а по мобильности препо-

давателей и студентов проекты с партнерами из Германии традиционно привлекают наибольшее количество участников. В следующей таблице представлена статистика по мобильности преподавателей и студентов КГУ имени Н.А. Некрасова.

Население Германии само по себе поликультурное. В докладе об индикаторах интеграции Уполномоченной правительства Германии по вопросам миграции, беженцев и интеграции в 2011 г. отмечается, что в стране проживает 16 миллионов человек с миграционным прошлым, т.е. почти пятая часть населения Германии - это первое и второе поколение иммигрантов [3].

По данным статистического бюро по состоянию на 2012 г. на первом месте с большим отрывом находятся выходцы из Турции (1575717 человек). Далее следуют: Польша (532375 чел.), Италия (529417 чел.), Греция (298254 чел.), Хорватия (224971 чел.), Румыния (205026 чел.), Сербия (с и без Косово) (202521 человек). Выходцы из России занимают по количеству 8 место (202090 человек) [9].

Доля иностранцев, т.е. тех, кто имеет гражданство другой страны, не так велика, как иногда кажется. Их проживает в Германии около 6,6 миллиона, что составляет немногим более 8% [5].

Безусловно, такое культурное многообразие не может не отражаться и на сфере высшего образования.

Высшая школа, соответственно, призвана сфокусировать внимание на работе со студентами с миграционным прошлым и привлекать иностранных студентов. Студенты с миграционным прошлым - это те, чьи родители или они сами родились за рубежом, но в данный момент постоянно

Таблица 1

Год Выезжало из КГУ Приезжало в КГУ

2008 140 84

2009 65 77

2010 83 155

2011 109 179

2012 104 176

(54 в Германию) (108 из Германии)

194

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Ваулина Л.Н., 2014

Межкультурная коммуникация в немецком вузе

проживают в Германии. Иностранные же студенты приехали в Германию исключительно для обучения. Их родители и они сами родились и постоянно проживают за пределами Германии. По данным ДААД в 2011 г. в вузах Германии обучалось 63000 иностранных студентов и 175000 студентов с миграционным прошлым. Культурное многообразие студенчества обеспечивается, таким образом, двумя категориями студентов, являющихся аутентичными или частично аутентичными носителями иной лингвокультуры [2].

По количеству иностранных студентов Германия находится на 3-м месте в мире после США и Великобритании, а среди неанглоязычных стран так и вовсе на 1-м месте. По данным статистики пик с количеством иностранных студентов в 12,5% приходился на зимние семестры 2004/2005 учебного года и 2005/2006 учебного года. В зимнем семестре 2012/2013 учебного года доля иностранных студентов в вузах Германии составляла 11,3% [8].

Динамика присутствия студентов из России также положительная. Так, в 2003 г. в вузах Германии обучалось 8133 человека, и Россия была на 4-м месте после Китая, Польши и Болгарии. В 2009 г. -около 12250 человек, что составляло всего 5% от общего контингента иностранных студентов в Германии. По данным на 2013 г. количество россиян в немецких вузах составило около 10000 человек, уже обогнав Болгарию и Польшу (по 8000 человек соответственно) [6].

В летнем семестре 2012 года Федеральное Министерство образования и науки, студенческая служба Германии Studentenwerk и Немецкий центр исследования высшей школы и науки провели очередной, уже двадцатый, опрос среди иностранных студентов, приехавших в Германию на учебу. В опросе приняли участие более одной тысячи человек. Кто же этот среднестатистический иностранный студент в немецком вузе по состоянию на 2012 год?

49% прибыли из Европы и преимущественно из Восточной Европы (31%). Из стран Азии - 31%, при этом из Китая - 12%.

Более 2/5 студентов приехали из стран с высоким доходом на душу населения (43%), в то же время каждый четвертый оценивает свой доход в родной стране скорее как низкий (25%). Российские студенты оценивают доходы своей семьи как проходящие по верхней границе среднего дохода, т.е. Германия принимает не самых состоятельных студентов.

Половина всех опрошенных уже получила на тот момент образование в зарубежном вузе (первое высшее или аспирантура) - 46%. И на момент прибытия в Германию одна треть студентов (32%) в соответствии с документами имела право обучаться в зарубежном вузе.

Как свидетельствуют результаты исследования, в летнем семестре 2012 года (в России это второй

семестр) иностранцы чаще, чем студенты-граждане Германии обучались в магистратуре (25% и 13% соответственно) и на образовательных программах, ведущих к защите кандидатской диссертации (13% и 5% соответственно). Среди предметов фаворитами оказались инженерные науки (25%), а также языковые и культуроведческие дисциплины (24%). При этом четко просматриваются гендерные приоритеты в образовании иностранных студентов: мужчины выбирают преимущественно инженерные науки (37% относительно 13% у женщин), а студентки предпочитают изучение языков и культуры (33% относительно 15% у мужчин). Следует отметить, что 51% иностранцев — женщины. В то же время среди студентов из Восточной Европы доля женщин намного больше и составляет 70%. Самый низкий процент студенток среди представителей Азии - 30% (не учитывается Восточная Азия).

Региональные предпочтения также налицо. 40% студентов из Азии обучается на инженерных специальностях, в то время как их сверстники из Западной Европы выбирают чаще языки и культуру (37%).

Большинство студентов приезжает в рамках межвузовского сотрудничества — 3 8%.

53% респондентов обучаются благодаря поддержке родителей.

52% студентов работают и обеспечивают себя сами, 23% иностранных студентов получают стипендии [1: 1-Ш].

В опрашиваемом семестре работали 48% иностранных студентов. При этом 78% работающих студентов не смогли бы позволить себе обучение и проживание в Германии без права на работу. Иностранные студенты могут работать 120 дней в году. Для тех, кто может рассчитывать только на свои силы, это хорошая возможность сочетания учебы и работы. По окончании вуза иностранцы, получившие полный курс обучения, также могут остаться работать. Таким образом идет своего рода закрепление выпускников из других стран на рынке труда Германии.

Так почему же иностранные студенты выбирают Германию? - Авторы исследования объясняют это следующими причинами:

- 81% участников опроса связывают свой выбор с хорошими шансами на трудоустройство; при этом у будущих юристов и экономистов эти ожидания еще выше - 93%;

- 73% - студентов приехали за специальными знаниями в своей профессиональной сфере;

- 71% - за признаваемым во всем мире документом об образовании;

- 71% - из-за хорошей репутации немецкого вуза.

Конечно, не последнюю роль играет и то, что образование в Германии бесплатное. Попытка ввести плату в 500 евро в семестр не увенчалась успе-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

195

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

хом. Федеральные земли, в ведении которых находится и высшее образование, постепенно отменяли плату за обучение. Последними остались вузы федеральной земли Нижняя Саксония, где бесплатное обучение вернется с зимнего семестра текущего года.

В заключение приведем мнение министра образования Германии Йоханны Ванка, считающей, что иностранные студенты представляют собой в любом отношении обогащение для немецких вузов и для страны в целом. Законодательная база, возможности трудоустройства, дружелюбный климат, в который попадают иностранцы, привлекают иностранных студентов. Как отметила министр, Германия будет и впредь последовательно инвестировать в привлекательность своих вузов для иностранцев [4].

Библиографический список

1. Apolinarski, Beate; Poskowsky, Jonas. Ausländische Studierende in Deutschland 2012 // Hrsg.BMBF. - Hannover, 2013. - 87 S.

2. Bildungsinländer 2011 - Daten und Fakten zur Situation von ausländischen Studierenden mit deutscher Hochschulzugangsberechtigung. - Bonn: DAAD, HIS. - 2011.

3. Zweiter Integrationsindikatorenbericht fuer die

Beauftragte der Bundesregierung für Migration, Flüchtlinge und Integration. - Padernborn: Bonifatius GmbH. - 2011.

4. http: //www.bmbf. de/press/3563. php

5. http: //www. crp-infotec. de/01 deu/einwohner/ auslaender.html

6. http://www. google. de/imgres?sa=X&biw= 1024&bih=602&tbm=isch&tbnid=T91zw_rtODL_ wM%3 A&imgrefurl=http%3 A%2F%2Fschulbank. bankenverband.de%2Fschule-wirtschaft% 2Fnewsletter%2F2005%2F07%2Fauslandische-studenten&docid=0ZwqTfSHcPN-pM&imgurl= http%3 A%2F%2Fschulbank.bankenverband. de% 2Fschule-wirtschaft%2Fnewsletter%2F2005% 2F07%2Fauslandische-studenten%2Fimages% 2Fgrafik_04.gif%253FisImage%253D1&w=263&h= 472&ei=b3XnUrCUMOaZ4wSQ0oD4AQ &zoom= 1&iact=rc&dur=188&page=1&start=0&ndsp= 12&ved=0CF8QrQMwAw

7. http://www. sozialerhebung.de/download/20/ soz20_auslaenderbericht.pdf

8. http://de.statista.com/statistik/daten/studie/222/ umfrage/anteil-auslaendischer-studenten-an-hochschulen/

9. http: //de. statista. com/statistik/daten/studie/ 1221/umfrage/anzahl-der-auslaender-in-deutschland-nach-herkunftsland/

196

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.