12. Influence of physical exercise on the activity of brain processes / N.V. Vorobyeva, T.I. Glag-oleva, G.S. Mal, S.Y. Zavalishina, I.I. Fayzullina // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018.- Т.9, № 6. - С. 240-244.
REFERENCES
1. Gubin, O.V., Varenikov, N.A., Tyutin S.S., Obukhov, A.A. and Poluyan, I.V. (2022), "Assessment of technical performance in mixed combat martial arts (MMA) ", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 108-112.
2. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2020), "Physiologically justified version of the formation of a healthy way of life of young people with means of physical education", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 15.
3. Kapilevich, L.V. (2010), "Physiological control of technical preparedness of athletes", Theory and practice ofphysical culture, No.11, pp. 12-15.
4. Kachenkova, E.S., Kulkova, I.V., Zavalishina, S.Yu. and Tkacheva, E.S. (2020), "Health-improving training of 50-60 year-old males in prevention of cardiovascular diseases", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 62-64.
5. Bayramov, Sh.Z. and Jamaludinov, Kh.I. (2019), "Occupation with martial arts as an effective means of physical education of students", No. 8 (59), pp. 11-13.
6. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2021), "Physiological reaction of cardiovascular system to vestibular irritation in athletes in different sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97.
7. Niyazov, R.R. and Khasanova, G.M. (2016), "Assessment of the level of motor fitness in martial arts", Young scientist, No. 20 (124), pp.776-779.
8. Komarov, M.N., Zavalishina, S.Yu., Karpushkin, A.A., Malyshev, A.V. and Kumantsova, E.S. (2019), "Rehabilitation Potential of Physical Activity Complex with Elements of Sports and Health Tourism in Case of Dysfunction of the Cardiovascular System in Adolescence", Indian Journal of Public Health Research and Development, No.10 (10), pp. 1814-1818.
9. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2022) /'Physical education for functional optimization of young body", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 58.
10. Safronova, N.S., Fomenko, A.V. , Sitkevich, D.G., Safronova, P.S. (2015), "Features of the functional state of the respiratory system of athletes-shooters", Scientific Notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Biology. Chemistry, Vol. 1 (67), No. 4, pp. 44-52.
11. Shamsutdinova, M.E. and Miroshnichenko, I.V. (2016), "Features of external respiratory parameters in men with different levels of physical performance and endurance", Bulletin of the Orenburg State University, No. 11, pp. 75-79.
12. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y. and Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2022
УДК 378
МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
Алексей Юрьевич Милинский, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск
Аннотация
В статье рассматривается необходимость профориентационной работы со школьниками, направленной на повышение у них мотивации получения высшего педагогического образования. Показано, что среди абитуриентов в последние годы снизилась популярность педагогических и непедагогических направлений подготовки на физико-математическом факультете Благовещенского
государственного педагогического университета (ГПУ). Проведено анкетирование школьников для исследования влияния Межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций (Технопарк), созданного на базе Благовещенского ГПУ, на профессиональную ориентацию. Анкетирование проводилось дважды в рамках конференции школьников на базе Благовещенского ГПУ до и после экскурсии в Технопарк. Результаты анкетирования после экскурсии указывают на увеличение количества желающих поступить на физико-математический факультет Благовещенского ГПУ.
Ключевые слова: профориентация, Технопарк, педагогический университет, анкетирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p247-251
INTER-FACULTY TECHNOPARK OF UNIVERSAL PEDAGOGICAL
COMPETENCES AS A MEANS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF SCHOOLCHILDREN TO TEACHING PROFESSIONS
Aleksey Yurievich Milinskiy, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University
Abstract
The article discusses the need for career guidance work with schoolchildren, aimed at increasing their motivation to receive higher pedagogical education. It is shown that the popularity of pedagogical and non-pedagogical areas of training at the Faculty of Physics and Mathematics of the Blagoveshchensk State Pedagogical University (GPU) has decreased in recent years among applicants. A survey of schoolchildren was conducted to study the impact of the Interfaculty Technopark of Universal Pedagogical Competences (Technopark), created on the basis of the Blagoveshchensk State Pedagogical University, on professional orientation. The survey was conducted twice within the framework of the conference of schoolchildren on the basis of the Blagoveshchensk GPU before and after the excursion to the Technopark. The results of the survey after the tour indicate an increase in the number of those wishing to enter the Faculty of Physics and Mathematics of the Blagoveshchensk State Pedagogical University.
Keywords: vocational guidance, Technopark, Pedagogical University, questioning.
ВВЕДЕНИЕ
Экономический потенциал страны и ее конкурентоспособность во многом зависит от качества подготовки школьников и от профориентационной работы с ними. Это подтверждается все усиливающимся вниманием к ней правительства Российской Федерации, образовательных организаций, бизнеса и родительской общественности. Необходимость и значимость профессиональной ориентации школьников обозначена в следующих основополагающих документах: «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и Национальный проект «Образование» (2018 г.).
В условиях модернизации общества образование является важнейшим фактором воспроизводства и преумножения человеческого потенциала. Ведущую роль качественной подготовки школьников играют учителя, которых в большинстве своем готовят государственные педагогические университеты. В очередном послании Федеральному собранию Президент РФ обозначил необходимость развития педагогических университетов страны, модернизации их материально-технической базы. С этой целью по президентской программе «Учитель будущего поколения России» на базе ГПУ были созданы Межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций, направленные на повышение статуса педагога и формирования у будущих учителей необходимых компетенций. Созданные в Технопарках лаборатории, укомплектованные самым современным и качественным оборудованием, уже применяются в штатном образовательном процессе при подготовке будущих учителей. В Благовещенском ГПУ на базе Технопарка созданы лаборатории фундаментальной физики, рентгенографии, робототехники, 3D моделирования, VR/AR технологий, генетики и физиологии.
Другой важной задачей Технопарков является профессиональная ориентация школьников, направленная на их дальнейшее поступление в ГПУ В этом смысле Технопарки создают конкурентное преимущество ГПУ перед классическими университетами.
Как было отмечено в [1], залогом качественной профориентационной работы являются: длительность, непрерывность и системность мероприятий, направленных на профориентацию; разностороннее социальное партнерство между заказчиками и всеми участниками профориентационной деятельности; выбор профориентационных мероприятий, направленных на практику.
Однако некоторые авторы [2, 3] указывают на слабый уровень профориентационной работы в средней школе. В [4] подчеркивается, что большинство школьных учителей считают задачей родителей оказывать педагогическую поддержку в выборе профессии.
Несмотря на то, что в ГПУ страны используются различные профориентационные методы привлечения абитуриентов в ряды своих студентов [5], анализ исследований на эту тематику указывает на низкую эффективность подобной работы [6, 7].
Таким образом, из анализа литературных данных становится очевидно, что профессиональная ориентация является важнейшей составляющей деятельности современного ГПУ. В данный момент отсутствуют результаты исследований, показывающих влияние Технопарков ГПУ на выбор абитуриентами педагогических направлений подготовки. По мнению автора, после знакомства абитуриентов с Технопарком должно увеличиться количество желающих поступать в ГПУ.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - изучить влияние созданного на базе Благовещенского ГПУ Межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций на мотивацию школьников к поступлению на физико-математический факультет Благовещенского ГПУ.
Рисунок - Количество поданных заявлений абитуриентами на профили физико-математического факультета в
2019-2021 гг.
Результаты последних лет показывают снижение популярности как педагогических, так и непедагогических направлений подготовки на физико-математическом фа-
культете Благовещенского ГПУ (рисунок), что, по отзывам студентов, во многом связано с устаревшей материально-технической базой. В этой связи с появлением Технопарка прогнозируется увеличение популярности направлений подготовки физико-математического факультета.
При подготовке статьи использовались методы анкетирования, опроса, а также анализа: изучались нормативные акты, регламентирующие профориентационную работу со школьниками; изучались научные статьи, посвященные профориентации школьников.
Анкетирование проводилось в рамках XX Областной научно-практической конференции школьников «Человек в современном образовательном пространстве», проводимой в Благовещенском ГПУ Данное мероприятие, одной из целей которого является профессиональная ориентация школьников, проводится ежегодно. В опросе приняли участие 44 респондента - учащиеся 8-10 классов школ Амурской области. Для составления динамических статистических данных респонденты проходили анкетирование дважды: до проведения экскурсии и после проведения экскурсии в Технопарк.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На экскурсии школьникам было рассказано об оборудовании Технопарка и его возможностях. Указывалось на возможность проходить обучение на его базе студентам всех факультетов Благовещенского ГПУ, но, в силу специфики, большее количество занятий на базе Технопарка проходит у студентов физико-математического факультета всех направлений подготовки.
Результаты анкетирования приведены в таблице. В скобках показаны цифры, полученные при повторном анкетировании после экскурсии в Технопарк. Видно, что всего ~52 % (23 человека) из посетивших экскурсию школьников знали о существовании на базе Благовещенского ГПУ Технопарка. Это ожидаемо, поскольку с момента создания Технопарка прошло несколько месяцев. Количество желающих поступать в Благовещенский ГПУ существенно увеличилось (на 5 человек) после экскурсии, в основном за счет увеличения заинтересованных в поступлении на физико-математический факультет (на 4 человека). Согласно результатам устного опроса, количество желающих поступить именно на педагогическое направление подготовки физико-математического факультета также увеличилось. Это во многом результат того, что во время экскурсии внимание было акцентировано на использовании лабораторий Технопарка именно для обучения педагогических направлений подготовки.
Таблица - Результаты анкетирования школьников
------ Ответ Вопрос Да Нет Затрудняюсь ответить
Знали ли вы про существование Технопарка БГПУ? 23 21 -
Планируете ли вы поступать в БГПУ? 19 (24) 14 (12) 11 (8)
Планируете ли вы поступать на физ.-мат. факультет БГПУ? 3 (7) 21 (19) 20 (18)
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенные в рамках статьи исследования указывают на повышение мотивации к получению педагогического образования среди школьников после знакомства с Межфакультетским технопарком универсальных педагогических компетенций Благовещенского ГПУ. Несомненно, необходимы дальнейшие исследования, направленные на влияние Технопарка ГПУ при выборе профессии. Для реализации непрерывности профориентационного процесса на базе Технопарка необходимо проводить занятия со школьниками, начиная с 7-8 класса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Организация профессиональной ориентации школьников: методические рекомендации / В.И. Блинов, З.К. Дулаева, Е.Ю. Есенина, Л.Н. Куртеева, И.С. Сергеев; под ред. В.И. Блинова. -
Москва : Перо, 2018. - 100 с.
2. Абышева, Н.Ю. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного рынка труда (на примере г. Тобольска) / Н.Ю. Абышева, О.Н. Гауч // Научный диалог. - 2017. - № 5. - С. 346-358.
3. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник / Г.И. Абдрахма-нова, Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина и др. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 464 с.
4. Донина, И.А. Педагогическое управление профессиональным самоопределением старшеклассников: кадровый аспект / И.А. Донина, С.А. Поломошнова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2017. - № 56-7. - С. 90-96.
5. Панина, С.В. Довузовская профориентация на педагогические профессии. / С.В. Панина А.Ю. Николаева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 143-145.
6. Акимова, Л.В. Проблемы профориентационной деятельности и набора абитуриентов в педагогическом ВУЗе (социологический аспект). / Л.В. Акимова // Образование и педагогика. -2012. - № 1(12). - С. 141-144.
7. Курбатова, А.С. Проблемы и перспективы профориентационной работы в современных условиях / А.С. Курбатова, Н.В. Рубцова, Е.Ю. Калачев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 4(29). - С. 119-122.
REFERENCES
1. Blinov, V.I., Dulayeva, Z.K., Yesenina, Ye.Yu., Kurteyeva, L.N. and Sergeev I.S. (2018), Organization of vocational guidance for schoolchildren: methodological recommendations. Pero, Moscow.
2. Abysheva, N.Yu., Gauch, O.N. (2017), "The problem of professional self-determination of high school students in the conditions of the modern labor market (on the example of the city of Tobolsk)". Scientific dialogue, No 5, pp. 346-358.
3. Abdrakhmanova, G.I., Gokhberg, L.M., Zabaturina, I.Yu. et al (2014), Education in the Russian Federation: 2014: statistical compendium. National Research University "Higher School of Economics". Moscow.
4. Donina I.A. and Polomoshnova S.A. (2017), "Pedagogical management of professional self-determination of high school students: personnel aspect". Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology, No 56-7, pp. 90-96.
5. Panina S.V. and Nikolayeva A.Yu. (2019), "Pre-university career guidance for teaching professions". The world of science, culture, education, No 4(77), pp. 143-145.
6. Akimova, L.V. (2012), "Problems of Career Guidance and Enrollment of Applicants in a Pedagogical University (Sociological Aspect)". Education and Pedagogy, No 1(12), pp. 141-144.
7. Kurbatova, A.S., Rubtsova, N.V., and Kalachev, E.Yu. (2019), "Problems and prospects of career guidance work in modern conditions", Research Azimuth: Pedagogy and Psychology, No 4(29), pp. 119-122.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2022
УДК 796.422
КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНИКИ БЕГА ПО ДИСТАНЦИИ С УЧЕТОМ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Александр Алексеевич Миронов, аспирант, преподаватель, Игорь Викторович Дмитриев, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Современные спортивные достижения многоборцев предъявляют высокие требования к процессу подготовки спортсменов. Авторами установлено, что на данном этапе подготовки много-