Научная статья на тему 'ОПЫТ ДОВУЗОВСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОПЫТ ДОВУЗОВСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТЕХНОПАРК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / КОНФЕРЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милинский Алексей Юрьевич

Кадровый потенциал страны во многом определяется тем, насколько верно выпускники средних школ учитывают свои личностные качества и способности при выборе профессии. Зачастую они используют ложные ориентиры, что, в конечном счете, может привести к потере интереса к профессии и к низкой эффективности профессиональной деятельности. В данной статье подчеркивается важность профориентации школьников с целью их поступления в педагогические университеты на педагогические направления подготовки, поскольку многие абитуриенты отдают предпочтение классическим университетам. Рассмотрены основные традиционные и инновационные формы профориентации на педагогические профессии, проводимые некоторыми педагогическими и федеральными университетами России. Приводится опыт профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии в Благовещенском государственном педагогическом университете. Обсуждается роль Межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций в профориентационной деятельности университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PRE-UNIVERSITY CAREER GUIDANCE ACTIVITIES OF THE BLAGOVESHCHENSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The personnel potential of the country is largely determined by how correctly secondary school graduates take into account their personal qualities and abilities when choosing a profession. Often they use false guidelines, which, ultimately, can lead to a loss of interest in the profession and low efficiency of professional activity. This article emphasizes the importance of vocational guidance for schoolchildren with the aim of their admission to pedagogical universities for pedagogical areas of training, since many applicants prefer classical universities. The main traditional and innovative forms of vocational guidance for teaching professions, carried out by some pedagogical and federal universities in Russia, are considered. The experience of professional orientation of schoolchildren to pedagogical professions at the Blagoveshchensk State Pedagogical University is given. The role of the Inter-Faculty Technopark of Universal Pedagogical Competences in the career guidance activities of the university is discussed.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ДОВУЗОВСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

качества «медиатора культур», что положительно влияет как на качество профессиональной подготовки, так и на дальнейшую успешность осуществления профессиональной деятельности в условиях глобализационных процессов.

Литература:

1. Карнышев, А.Д. Личность и межкультурная компетентность / А.Д. Карнышев // Психология в экономике и управлении. - 2009. - №2. - С. 99-106.

2. Наролина, В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста / В.И. Наролина // Психологическая наука и образование. - 2010. - №2. - URL: http://www.psyedu.ru (дата обращения:16.04.2022).

3. Садохин, А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования / А.П. Садохин // ЖССА. -2007. - №1. - С. 125-139.

4. Сальникова, Е.В. Методические основы формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов в процессе обучения английскому языку / Е.В. Сальникова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 787-790.

5. Терехова, Т.А. Отечественные концептуальные модели межкультурной компетентности / Т.А. Терехова, О.Б. Большаков // Психология в экономике и управлении. - 2011. - №1. - С. 93-105.

Педагогика

УДК 378.1

доктор физико-математических наук, доцент Милинский Алексей Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

ОПЫТ ДОВУЗОВСКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Кадровый потенциал страны во многом определяется тем, насколько верно выпускники средних школ учитывают свои личностные качества и способности при выборе профессии. Зачастую они используют ложные ориентиры, что, в конечном счете, может привести к потере интереса к профессии и к низкой эффективности профессиональной деятельности. В данной статье подчеркивается важность профориентации школьников с целью их поступления в педагогические университеты на педагогические направления подготовки, поскольку многие абитуриенты отдают предпочтение классическим университетам. Рассмотрены основные традиционные и инновационные формы профориентации на педагогические профессии, проводимые некоторыми педагогическими и федеральными университетами России. Приводится опыт профессиональной ориентации школьников на педагогические профессии в Благовещенском государственном педагогическом университете. Обсуждается роль Межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций в профориентационной деятельности университета.

Ключевые слова: профориентация, Технопарк, педагогические профессии, конференция, учителя-предметники.

Annotation. The personnel potential of the country is largely determined by how correctly secondary school graduates take into account their personal qualities and abilities when choosing a profession. Often they use false guidelines, which, ultimately, can lead to a loss of interest in the profession and low efficiency of professional activity. This article emphasizes the importance of vocational guidance for schoolchildren with the aim of their admission to pedagogical universities for pedagogical areas of training, since many applicants prefer classical universities. The main traditional and innovative forms of vocational guidance for teaching professions, carried out by some pedagogical and federal universities in Russia, are considered. The experience of professional orientation of schoolchildren to pedagogical professions at the Blagoveshchensk State Pedagogical University is given. The role of the Inter-Faculty Technopark of Universal Pedagogical Competences in the career guidance activities of the university is discussed.

Key words: career guidance, Technopark, pedagogical professions, conference, subject teachers.

Введение. Поставленная перед российским образованием задача о необходимости вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования (Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г.) с учетом социально-экономической турбулентности и курса на импортозамещение требует пересмотреть роль профессиональной ориентации в формировании кадрового потенциала страны. Осознанный выбор молодыми людьми профессии является залогом успешной профессионализации, поскольку человеческий капитал напрямую влияет на масштаб и качество экономической жизни в стране.

Согласно исследованиям, многие выпускники средних школ при выборе будущей профессии зачастую используют ложные ориентиры: желания родителей или родственников, мнение окружающих, престижность профессии, ее оплачиваемость и др. [6]. При этом остаются неучтенными интересы личности, ее возможности и способности, что в дальнейшем может привести к отсутствию стремления к развитию, плохой работоспособности. Все это влечет за собой низкую результативность профессиональной деятельности [4].

По мнению некоторых авторов, несмотря на большое количество исследований в области профориентации школьников, назвать ее эффективной весьма затруднительно [2]. Тем не менее в ВУЗах постоянно идет поиск новых методов привлечения абитуриентов в ряды своих студентов с соблюдением основных требований к успешной профориентационной работе: длительность и непрерывность образовательных ступеней, социальное партнерство между всеми участниками профориентационной деятельности; выбор практикоориентированных профориентационных мероприятий.

Авторы работы [7] указывают на возможность педагогических университетов стать региональными центрами профессиональной ориентации в связи с обладанием ими оптимальных ресурсов. Однако, как показывает практика довузовской образовательной деятельности Благовещенского государственного педагогического университета (ГПУ), подавляющее большинство школьников, с которыми ведутся занятия в стенах ГПУ, отдают приоритет поступлению в классические университеты дальневосточного региона, либо вовсе уезжают в ведущие западные университеты страны. Проведенный опрос среди абитуриентов указывает на два основных фактора, влияющих на выбор не в пользу Благовещенского ГПУ. Во-первых - низкая информированность среди учащихся школ области о направлениях подготовки и профилях университета. Во-вторых - слабая материально-техническая база университета.

Таким образом, цель статьи - изучить опыт профориентационной деятельности ГПУ России и поделиться опытом профориентации в Благовещенском ГПУ.

Изложение основного материала статьи. Педагогические университеты России используют различные формы профориентационной работы со школьниками. При этом анализ имеющихся форм профориентационной практики ГПУ

свидетельствует о применении комбинации традиционных и инновационных форм профориентации. Так, например, в Московском государственном педагогическом университете существуют следующие формы:

• проект «Каникулы с МГПУ»;

• марафон «Я и моя профессиональная карьера»;

• квест-игра «Мой Профессиональный Горизонт - Успешность»;

• акции «Привези МГПУ в свою школу».

В Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева организованы:

• «Школа юного педагога-исследователя»,

• «Городской сетевой педагогический лицей»,

• проект «Учитель для поколения Z».

Существенно, что не только ГПУ, но и федеральные университеты ведут профориентацию на педагогические профессии, что показывает, насколько остро стоит проблема привлечения абитуриентов в ряды будущих учителей [5]. К примеру, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» проводит [3]:

• республиканскую олимпиаду по педагогике и психологии;

• республиканскую дистанционную профориентационную олимпиаду «Мой выбор»;

• набор и обучение педагогических классов.

В Благовещенском ГПУ с профориентационными целями традиционно проводится несколько мероприятий со школьниками и практикующими педагогами:

• день открытых дверей с деловой игрой «Тест-драйв в Педагогическом»;

• конференция школьников «Человек в современном образовательном пространстве»;

• научно-практический фестиваль действующих педагогов «Единый методический день» и т.д.

В ходе деловой игры «Тест-драйв в Педагогическом» в 2022 г. школьники отправились на разные «факультеты»: информационно-математический, педагогики и психологии, творчества и искусства, естественнонаучный, гуманитарный, на каждом из которых было свое расписание занятий. По условиям игры ребятам удалось побывать на «Золотой лекции» и занятии «Мой первый практикум», которые проводили ведущие преподаватели Благовещенского ГПУ. Участники деловой игры изучали робототехнику, проходили логопедическую разминку, практиковали роспись в стиле мехенди, исследовали диагностические свойства минералов, открыли для себя таинственный мир зарубежной литературы и многое другое. После занятий все были приглашены в творческую мастерскую по созданию рекламы своего факультета. В этом оказывали помощь студенты-кураторы. По окончанию игры школьники продемонстрировали творческие результаты своей работы, в которых прорекламировали выбранный ими факультет.

Одной из целей проведения научно-практической конференции школьников «Человек в современном образовательном пространстве» является профессиональная ориентация школьников. В 2022 г. в программу конференции была включена экскурсия в Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций (Технопарк), где школьникам было рассказано об оборудовании Технопарка и его возможностях. Указывалось на возможность проходить обучение на его базе студентам всех факультетов Благовещенского ГПУ, как педагогических, так и не педагогических направлениях подготовки. Проведенное до и после экскурсии в Технопарк анкетирование указывает на увеличение количества школьников, желающих получить педагогическое образование в Благовещенском ГПУ.

Названный выше Технопарк был открыт в каждом ГПУ России по президентской программе «Учитель будущего поколения России». Основными целями, которые ставятся перед Технопарками, являются повышение статуса педагога, формирование у будущих учителей страны единого набора необходимых компетенций и профессиональная ориентация школьников на педагогические профессии.

Созданный в Благовещенском ГПУ Технопарк укомплектован современным и качественным оборудованием, которое уже применяется в штатном образовательном процессе при подготовке будущих учителей. В Технопарке созданы лаборатории фундаментальной физики, рентгенографии, робототехники, 3D моделирования, VR/AR технологий, генетики и физиологии.

Проведенный на базе Благовещенского ГПУ весной 2022 г. VII Региональный научно-методический фестиваль «Единый методический день» собрал 196 педагогов Амурской области. В это число не входят учителя начальных классов, поскольку для них «Единый методический день» проводился в другом корпусе университета. Всего учителей начальных классов участвовало в Фестивале около 200 человек. Целью проведения мероприятия являлось создание площадки для обмена опытом научно-методической деятельностью преподавателей БГПУ и педагогов образовательных учреждений Амурской области. Мероприятие ориентировано на учителей, психологов, классных руководителей, преподавателей, администраторов средних общеобразовательных учреждений и учреждений СПО. В процессе проведения фестиваля были решены следующие задачи:

• укрепление научных связей с педагогами и педагогическими коллективами образовательных организаций Амурской области;

• презентация научных материалов и методических разработок обучающихся и преподавателей БГПУ;

• формирование творческих научно-методических коллективов, объединяющих специалистов различных образовательных учреждений и организаций.

Направления работы Фестиваля затрагивали:

• педагогику и психологию;

• методику преподавания иностранных языков в школе;

• методику преподавания русского языка, литературы, истории и обществознания;

• методику преподавания математики, физики и информатики;

• методику преподавания биологии, географии и химии;

• физическую культуру и спорт в образовательных учреждениях;

• начальное, дошкольное и специальное образование;

• технологическое, экономическое и художественное образование.

Организаторы Фестиваля в качестве одной из задач ставили максимальное информирование участников, чтобы они в своих образовательных учреждениях рассказали учащимся о недавно открытых возможностях для получения образования в благовещенском ГПУ, поскольку недавние исследования показывают, что более 50% школьников не делают профессионального выбора к окончанию школы [1]. В этой связи проблема профориентации стоит очень остро несмотря на определенные успехи в этом направлении. Проведенный авторами работы [1] опрос показывает, что 22,5% учителей считают, что профессиональной ориентацией должны заниматься учителя-предметники. Это позволяет сделать вывод о

необходимости поддерживать связь университета с учителями для планирования и осуществления профориентационной деятельности.

Кроме традиционных мероприятий, проводимых в рамках «Единого методического дня», для всех участников была проведена экскурсия в Технопарк. Экскурсия организовывалась таким образом, чтобы все участники Фестиваля смогли ознакомиться с имеющимся в Технопарке оборудованием и задать интересующие их вопросы. Были показаны лаборатории технопарка и их возможности для обучения студентов педагогических направлений подготовки. В это же время для всех желающих проходило несколько мастер-классов: по робототехнике, 3D моделированию и VR/AR технологиям в образовании. Стоит отметить большую заинтересованность учителей, активное участие в обсуждении возможностей Технопарка для обучения студентов, проектной деятельности школьников и повышения профессиональной квалификации действующих педагогов.

После проведения мероприятия участникам было предложено оставить свои отзывы. Вот некоторые из них:

• «Очень хорошо были организованы экскурсии, такие познавательные и увлекательные! Эти экскурсии были изюминкой программы, позволили отвлечься от работы в аудитории, и узнать много нового. У нас студенты были в восторге! Учителя задавали много вопросов».

• «Коллеги были приятно удивлены тому, как университет преобразился всего за год. Особенно впечатлил Технопарк и возможности его лабораторий для образовательных целей».

Стоит отметить, что во время проведения Фестиваля некоторые участники интересовались, как можно школьникам поработать с оборудованием Технопарка, когда и какие курсы повышения квалификации и мастер-классы планируются на базе Технопарка. Это указывает на высокий проявленный интерес участников Фестиваля к новым возможностям университета.

Выводы. Таким образом, в статье рассмотрены основные методы, применяемые Благовещенским ГПУ для профессиональной ориентации школьников на получение педагогических профессий: день открытых дверей с деловой игрой «Тест-драйв в педагогическом», конференция школьников «Человек в современном информационном пространстве», Фестиваль «Единый методический день». Показано, что включение в программу традиционно проводимых университетом мероприятий по профессиональной ориентации существенно увеличивает как у школьников, так и у педагогов Амурской области интерес к Благовещенскому ГПУ и к педагогическим направлениям подготовки в частности.

Литература:

1. Абрамова, Н.А. Развитие профориентационной работы кафедры в условиях конкурентной среды вуза / Н.А. Абрамова, С.Н. Архипова, Е.Н. Корнилова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №1(68). - С. 76-78.

2. Курбатова, А. С. Роль педагогических ВУЗов в решении проблемы рациональной организации профориентационной работы / А.С. Курбатова, С.А. Зайцева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - №3(32). - С. 118-120.

3. Мальцев, А.В. Профориентация в современной школе: взгляд учителя / А.В. Мальцев, Т.И. Касьянова, О.В. Закревская // Образование: вызовы нового времени. - 2021. - №4. - С. 206-218.

4. Никулина, Ю.Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона / Ю.Н. Никулина // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - №4. - С. 1263-1280.

5. Панина, С.В. Довузовская профориентация на педагогические профессии / С.В. Панина А.Ю., Николаева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №4(77). - С. 143-145.

6. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития / С.Н. Чистякова, В.И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №4. - С. 171-176.

7. Career guidance problem as a systemic problem in Russian society / A.S. Kurbatova, I.B Bicheva, N.V. Ivanova [et al] // Revista inclusions. - 2020. - V.7 - P. 158-173.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Минаев Станислав Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕМА В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ

Аннотация. Данная статья содержит краткий обзор исторических предпосылок и характерных особенностей развития методов обучения изображению объема на плоскости. Также, в статье содержится научно-методическое обоснование необходимости развития и совершенствования методов и приемов интерпретации реальных объектов в условно-плоскостное изображение, претендующее на некий образ подобия с реальными формами. В связи с чем, обретает особую актуальность проблема развития профессионального художественного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей. В ходе изучения классических и современных исследований проблемы становления и совершенствования методов объемно-конструктивного рисунка автором выявлены определенные закономерности и компоненты. Эти закономерности необходимы для эффективного развития способности анализировать и выявлять в реальных объектах специфическую информацию. Эта информация становится опорой в построении условного подобия объемов и форм (объемно-конструктивный рисунок). Анализ трудов, посвященных развитию методов и приемов интерпретации, реально воспринимаемых объемов и форм в их условное изображение, позволил определить направление и характер педагогических воздействий в целях эффективного решения проблемы активизации процесса осмысленного, целенаправленного восприятия и изображения. Автор настаивает на том, что осведомленность студентов в методологии изображения напрямую является фактором успешного обучения академическому рисунку. Поскольку, таким образом повышается уровень осмысленности и целенаправленности процесса изображения. При этом объемно конструктивный рисунок, в силу специфики своих методов и приемов, занимает особое место в процессе развития осознанного целенаправленного восприятия и изображения. Рассматривая объект с разных сторон, ученик обогащает свои знания о натуре. Распространенной ошибкой является то, что рисующий, как правило, воспринимает объект с одной точки. В данном случае, упускается из виду основной методологический постулат рисования, изображать не только то, что мы видим, но и то, что мы понимаем в изображаемом объекте. В кратком исследовании выявлены предпосылки развития способности к трансформации объектов восприятия в условное плоскостное изображение (объемно-конструктивный рисунок). Автор пришел к заключению, что процесс выполнения студентами краткосрочных упражнений, направленных на развитие специальных способностей художника должен сопровождаться педагогическими установками, стимулирующими активность и направленность восприятия студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.