Научная статья на тему 'ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД'

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ОЛИМПИАДА ПО ПЕДАГОГИКЕ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ / PROFESSIONALLY ORIENTED WORK WITH SCHOOLCHILDREN / PRE-UNIVERSITY PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER / OLYMPIAD IN PEDAGOGY OF MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE FOR APPLICANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерий Ирина Анатольевна, Трубицына Елена Викторовна

В статье рассмотрены приемы проведения профориентационной работы со школьниками. Специальная довузовская подготовка в виде профориентационной работы позволяет учащимся более осознанно подходить к выбору будущей профессии. На примере проведения педагогической олимпиады с учащимися 11 классов и тестирования студентов 1 курса показаны различия в виде сознательности выбора профессии учителя математики и информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерий Ирина Анатольевна, Трубицына Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMATION OF MOTIVATION TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF MATHEMATICS AND INFORMATICS BY MEANS OF HOLDING PEDAGOGICAL OLYMPIADS

The article discusses the benefits of career guidance work with students. Special pre-university training in the form of career guidance allows students to more consciously approach the choice of their future profession. On the example of conducting a pedagogical Olympiad with students of 11 classes and testing students of the 1st course, the differences in the form of the consciousness of the choice of the profession of a teacher of mathematics and computer science are shown.The university has developed a certain system of vocational guidance work, which helps students to choose a future profession. In order for a schoolchild to make the right choice of a profession out of all possible, corresponding to his abilities and aspirations, there is not enough diagnostic work, so you need to help him learn the specifics of a particular profession, including a schoolchild in creative activities in various areas of activity.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД»

УДК378.12.001:51

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

Дерий Ирина Анатольевна,

аспирант

e-mail: dery.ira2010@yandex.ru Трубицына Елена Викторовна,

магистрант e-mail: trubitsyna. elena V@yandex. ua ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк

Deriy Irina, Graduate student Trubitsyna Elena, Master student Donetsk National University, Donetsk

].......i

В статье рассмотрены приемы проведения профориентационной работы со школьниками. Специальная довузовская подготовка в виде профориентационной работы позволяет учащимся более осознанно подходить к выбору будущей профессии. На примере проведения педагогической олимпиады с учащимися 11 классов и тестирования студентов 1 курса показаны различия в виде сознательности выбора профессии учителя математики и информатики.

Ключевые слова: профориентационная работа со школьниками, довузовская подготовка будущего учителя, олимпиада по педагогике математики и информатики для абитуриентов.

8.......i

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Постановка проблемы. Главной задачей современного образования является подготовка специалистов, способных быстро и качественно реагировать на изменения, происходящие в современном мире. Личностно-ориентированный подход в обучении способствует более целенаправленному и гармоническому развитию каждого студента.

Известно, что одной из важных педагогических задач высших учебных заведе-

ний является работа со студентами первого курса. Однако нельзя недооценивать также профориентационную работу со школьниками, которую целесообразно проводить с учащимися 10-11 классов.

Практически все люди с определенного возраста, так или иначе, включены в тот или другой вид деятельности, а для юношеского возраста характерны выбор деятельности, который более точно отражает индивидуальные способности каждого

школьника. Это является важным условием вхождения учащихся в трудовую деятельность, что подтверждает необходимость развивающего подхода к личности каждого школьника для осознанного выбора будущей профессии.

Анализ актуальных исследований. Под профессиональной ориентацией понимают систему научно-практической подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии [3]. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору будущей профессии. Практическая реализация этой цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и мотивов деятельности: воспитание уважительного отношения к различным видам труда, становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Эта проблема является комплексной, то есть включает в себя социальные, экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано.

Профессиональная ориентация направлена на усовершенствование профессионального самоопределения молодых людей в соответствии с их желаниями, склонностями, способностями.

Целью профориентационной работы является формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению и оказание поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности [7].

К профориентационным мероприятиям можно отнести [7]:

- экскурсии в учебные заведения и на предприятия;

- посещение дней открытых дверей учебных заведений, организацию конкурсов;

- профориентационных КВН, недель по профориентации, конференций и т.п.

К основным приемам и формам про-фориентационной работы относятся:

- индивидуальные и групповые беседы;

- тренинги;

- встречи с представителями отдельных профессий;

- конкурсы рисунков;

- классные часы: «Профессия, которую я выбираю», «Кем я хочу быть»;

- родительские собрания: «Куда пойти учиться».

- ярмарка учебных мест;

- циклы видео конференций;

- мониторинг учащихся и др.

Образовательные организации высшего профессионального образования, как в Российской Федерации, так и в Донецкой Народной Республике, проводят большую профориентационную работу со школьниками, в том числе и олимпиады различного уровня. Среди них особо выделяются те, которые не являются предметными. Например, Елецким государственным университетом проводится региональная межпредметная дистанционная олимпиада «На перекрестках наук» [5], Донецким национальным университетом регулярно популяризация математики среди младших школьников проходит через олимпиады «Золотой сундучок» и «Карта сокровищ» и др.

Однако, следует отметить, что олимпиады, которые были бы направлены на осознанный выбор абитуриентами их будущей профессиональной деятельности в области преподавания математики и информатики, должны занимать особое место в профориентационной работе с абитуриентами, желающими поступать на направление Педагогическое образование (Профиль: математика и информатика) [6]. Под профориентационной деятельностью образовательного учреждения рассматривается научно-обоснованная система подготовки будущих абитуриентов к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности,

®

так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества [4].

Говоря о педагогических олимпиадах в основном в образовательных организациях высшего профессионального образования речь идет об олимпиадах, проводимых со студентами. Цели таких олимпиад разнообразны. Они могут выступать средством подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности [1], средством развития творческого потенциала личности [2] и др. В основном педагогические олимпиады проводятся кафедрами педагогики.

Нами же предлагается олимпиада, которая подготавливается выпускающей кафедрой для направления 44.03.05 Педагогическое образование (Профиль: математика и информатика). Как правило, это кафедры математики и методики преподавания математики совместно с кафедрами информационных технологий.

В качестве примера можно рассмотреть олимпиаду, проводимую Донецким национальным университетом в 2017-2018 учебном году.

Цель педагогической олимпиады по математике и информатике: выявление абитуриентов, способных к обучению на направлении подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: математика и информатика), а также формирование у них мотивации к будущей педагогической деятельности учителя.

Основные задачи и этапы олимпиды были рассмотрены нами ранее [6].

Цель статьи - на основе анализа и обработки результатов педагогической олимпиады по математике и информатике, проводимой в Донецком национальном университете, показать практическую реализацию профориентационной работы университета по привлечению абитуриентов на педагогические направления

Изложение основного материала. В

олимпиаде приняли участие 44 учащихся 11-х классов и 25 учащихся 10-х класов. Среди них были выбраны 30 лучших (22

учащихся 11-х классов и 8 учащихся 10-х классов), которые приняли участие в очном туре педагогической олимпиады по математике и инфоматике. Все участники олимпиады пришли на День открытых дверей кафедры и выявили желание поступать в бакалавриат направления Педагогическое образование (Профиль: математика и информатика).

Среди 22-х абитуриентов, поступивших на первый курс факультета математики информационных технологий ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Математика и информатика и 6 абитуриентов, поступивших на направление подготовки 01.03.01 Математика, 14 человек и 1 человек соотвественно, принимали участие в очном туре педагогической олимпиады.

В качестве эксперимента нами было проведено анкетирование студентов (анкета прилагается) 1-го курса направлений подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профиль: Математика и информатика и 01.03.01 Математика. Было создано 2 группы - экспериментальная и контрольная по 14 человек.

Список контрольной группы

1. Белова Альбина;

2. Бондарь София;

3. Гануленко Ольга;

4. Геращенко Кристина;

5. Гусева Валерия;

6. Демина Наталья;

7. Елисеева Екатерина;

8. Зелененькая Кристина;

9. Иванова Анастасия;

10. Ким Карина;

11. Ляшенко Татьяна;

12. Некрасова Марина.

13. Слезова Ева;

14. Тахтаров Игорь.

Список экспериментальной группы

1. Бережная Валерия;

2. Булах Елена;

3. Варавина Вероника;

4. Гришаева Алина;

5. Гусева Валерия;

©

6. Дунаева София;

7. Кадькаленко Анастасия;

8. Ляшко Полина.

9. Редькина Анастасия;

10. Снопова Екатерина;

11. Сорокалетова Анастасия;

12. Сорокотяга Ирина;

13. Ткаченко Анастасия;

14. Хиценко Михаил АНКЕТА

1. Чем тебя привлекла педагогическая специальность?

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?

3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным и почему?

4. Что больше всего привлекает тебя в будущей работе учителя?

5. Какой предмет ты считаешь наиболее важным для своей будущей педагогической деятельности и почему?

6. Какие предметы, ты считаешь, необходимо включить в программу для успешного овладения педагогической специальностью?

7. Готов ли ты к будущей работе со школьниками / работе в педагогическом коллективе?

8. Готов ли ты к трудностям, с которыми можно столкнуться, работая в школе?

9. Кто повлиял (что повлияло) на выбор педагогической специальности?

10. Не разочарован ли ты в своем выборе?

11. Считаешь ли ты перспективной выбранную специальность?

12. Нуждается ли Донецкая Народная Республика в учителях? Особенно учителях математики и информатики.

13. Какие недостатки ты видишь в работе в школе?

В результате проведения предложенной анкеты нами были получены следующие результаты.

Анализируя ответы студентов, можно констатировать, что 90% участников экспериментальной группы сделали осознанный выбор и удовлетворены им. В то время как, только 60% участников контроль-

ной группы ответили, что их привлекло в профессии учитель математики и информатики, и они уверены в своем выборе.

Что касается готовности к будущей работе со школьниками и в педагогическом коллективе, здесь мнения студентов были неоднозначны. Но, тем не менее, 93% из экспериментальной группы и 43% из контрольной группы ответили, что готовы.

Вопрос: «Не разочарован ли ты в своем выборе?» ни у кого из опрошенных не вызвал сомнений и трудностей. Все студенты ответили, что довольны выбором своего направления подготовки.

Также большинство студентов (86%) уверены, что действительно Донецкая Народная Республика нуждается в учителях, а особенно учителях математики и информатики. Здесь были приведены доказательства, что существует большой спрос на рынке труда по школам, нуждающимся в учителях математики и информатики.

Каждый из опрошенных студентов 1 курса смог в полной мере выразить свое мнение о том, что повлияло на их выбор педагогического направления подготовки, уровень удовлетворенности выбора специальности. Некоторые студенты указали на недостатки в профессии учителя информатики и математики.

На все вопросы участники контрольной и экспериментальной групп предоставили достаточно развернутые и обоснованные ответы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное анкетирование отражает предпочтения, мнения и взгляды студентов к выбору педагогического направления подготовки.

Выводы. Таким образом, применяя различные формы профориентационной работы с абитуриентами, направленные на мотивацию к педагогической деятельности, необходимо отметить, что в университете сложилась определенная ее система работы, которая помогает школьникам определиться в выборе будущей профессии. Для того чтобы школьник сделал правильный выбор профессии из всех

©

возможных, соответствующих его способностям и стремлениям, недостаточно диагностической работы, необходимо помочь ему узнать особенности той или иной профессии, включая школьника в творческие мероприятия по различным направлениям деятельности.

1. Гревцева Г.Я. Педагогическая олимпиада как средство подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности / Г.Я. Гревцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. -С. 4666-4670. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85934.htm. - Дата обращения 22.01.2018.

2. Гревцева Г.Я. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности [Электронный ресурс] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина //Вестник ЧГПУ. - 2015. - №6. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskay a-olimpiada-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti. - Дата обращения 19.02.2018.

3. Зулунова Г.В. Профориентационная работа в школе / Г.В. Зулунова //Начальная школа. - 2011.-№ 5. - С 31-34.

4. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения [Электронный ресурс]: название с экрана https://novainfo .ги/агйс1е/8479.- Дата обращения 03.08.2018.

5. Рыманова Т.Е. Региональная межпредметная дистанционная олимпиада «На перекрестках наук» / Т.Е. Рыманова // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 37: Серия «Педагогика (История и теория математического образования)». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. -С.232-237.

6. Скафа Е.И. Олимпиада по педагогике математики и информатики для абитуриентов в системе адаптации будущего учителя к профессиональной деятельности / Е.И. Ска-фа, И.А. Дерий // Вестник Елецкого государственного университета им.И.А. Бунина. -Вып. 39: Серия «Педагогика (История и теория математического образования)». - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2018. - С.128-134.

7. Формы и методы профориентацион-ной работы с учащимися [Электронный ресурс]: название с экранаЫр://гпоунпк.рф /д>Ъс/3_3_3_1.р^^ - Дата обращения 03.08.2018.'

—*-з.......с —

Abstract. Deriy I., Trubitsyna Е. WAYS OF FORMATION OF MOTIVATION TO THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF MATHEMATICS AND INFORMATICS BY MEANS OF HOLDING PEDAGOGICAL OLYMPIADS. The article discusses the benefits of career guidance work with students. Special pre-university training in the form of career guidance allows students to more consciously approach the choice of their future profession. On the example of conducting a pedagogical Olympiad with students of 11 classes and testing students of the 1st course, the differences in the form of the consciousness of the choice of the profession of a teacher of mathematics and computer science are shown. The university has developed a certain system of vocational guidance work, which helps students to choose a future profession. In order for a schoolchild to make the right choice of a profession out of all possible, corresponding to his abilities and aspirations, there is not enough diagnostic work, so you need to help him learn the specifics of a particular profession, including a schoolchild in creative activities in various areas of activity.

Keywords: professionally oriented work with schoolchildren, pre-university preparation of the future teacher, Olympiad in pedagogy of mathematics and computer science for applicants.

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 16.09.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.