Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ДЕТСТВА: ОТ ПЕРИОДИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ГЕРМАНИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ДЕТСТВА: ОТ ПЕРИОДИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСТВА / ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ / МИРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ГЕРМАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич

Представлены результаты обобщения опыта международного сотрудничества ученых в научных границах педагогики раннего детства. Предложен разработанный на основе ретроспективного анализа вариант выделения шести этапов становления данной области научно-педагогического знания. Описан вклад в развитие педагогики раннего детства наиболее ярких ее представителей, прослежен контекст их взаимодействия на уровне идей, теоретических и практических изысканий и умозаключений. Осуществлена попытка экстраполяции эволюционирующих взглядов исследователей в реалии функционирования современных образовательных систем. На примере системы педагогического образования в Германии рассмотрены проблемы содержания, технологий и методов подготовки высококвалифицированных кадров для работы с детьми раннего возраста, тенденции и перспективы их решения в русле процессов модернизации. Выявлены принципиальные отличия немецкой системы подготовки педагогов для работы с детьми раннего возраста относительно других европейских стран, России и США. Соотнесено значение среднего специального и высшего педагогического образования в Германии. В качестве специфической черты технологического и методического сопровождения институциональной (академической) подготовки кадров для работы с детьми раннего возраста в Германии обозначен интегрированный характер организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алисов Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL VIEW ON EARLY CHILDHOOD PEDAGOGY: FROM THE PERIODIZATION OF FORMATION TO THE MODERN REALITIES OF TEACHER TRAINING IN GERMANY

The article presents the results of generalizing the experience of international cooperation of scientists within the scientific boundaries of early childhood pedagogy. It is proposed, developed on the basis of retrospective analysis, variant of six stages of formation of this field of scientific and pedagogical knowledge. The contribution to the development of early childhood pedagogy of its most prominent representatives is emphasized, the context of their interaction at the level of ideas, theoretical and practical research, conclusions is traced. An attempt was made to extrapolate the evolving views of researchers in the realities of the functioning of modern educational systems. On the example of the system of pedagogical education in Germany, the problems of the content, technologies and methods of training highly qualified personnel for working with young children, the trends and prospects for solving them in line with modernization processes, are considered. Fundamental differences were revealed in the German system of training teachers for working with young children, relative to other European countries, Russia, and the USA. The value of secondary special and higher pedagogical education in Germany is correlated. As a specific feature of technological and methodological support for institutional (academic) training for work with young children in Germany, the integrated nature of the organization of the educational process is indicated.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ДЕТСТВА: ОТ ПЕРИОДИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ГЕРМАНИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.05.R07 УДК 373.2+378

Е.А. Алисов,

Московский городской педагогический университет

Международный взгляд на педагогику раннего детства: от периодизации становления к современным реалиям подготовки педагогов в Германии

Периоды становления педагогики раннего детства: вехи международного сотрудничества

Как отдельное направление научных исследований, педагогика раннего детства заявляет о себе в начале ХХ века. Выделяется несколько периодов ее становления, каждый из которых характеризуется различными проявлениями взаимовлияния, взаимодействия направлений научно-педагогических исследований отечественных, западноевропейских и американских ученых.

Первый период (1910-1920). Педагогическая мысль, интенсивно развивающаяся в Англии и Франции, задает ориентиры для возникновения прогрессивных идей воспитания детей до 3-х лет в разных странах, в том числе в России. Так, анализ работ английского психолога Дж. Селли [19] приводит отечественного педагога Н.Е. Румянцева к убежденности в необходимости изучения психики ребенка с самого раннего возраста [10]. Принципиальную значимость для педагогов и психологов многих стран обретают исследования французского ученого Ф. Кейра [6]. В опублико-

Сложно назвать более важный период в жизни человека, чем раннее детство: в эту пору происходит его знакомство с этим миром

ванной в России декларации Народного комиссариата просвещения «О дошкольном воспитании» (1917) говорится об общественном (бесплатном) воспитании с первого дня рождения ребенка. В 1913 году по инициативе К.А. Раухфуса создается Всероссийское попечи-

тельство по охране материнства и младенчества.

Второй период (1920-1930). Большое распространение в мире получают идеи американской педагогики, в частности положения американского философа и педагога Дж. Дьюи о значении использо-

© Алисов Е.А., 2021

• а

ЕВГЕНИИ АНАТОЛЬЕВИЧ АЛИСОВ Российская Федерация, Москва

доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Сфера научных интересов: педагогическое проектирование, средовой подход в обучении и воспитании, сравнительная педагогика, экологическое образование, формирование сенсорной культуры личности, безопасность и комфорт образовательной среды. Автор более 200 опубликованных научных работ. Электронная почта: evgenii.alisov@mail.ru.

EVGENII A. ALISOV Moscow, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Professor of the Institute of Pedagogics and Psychology of Education, Department of Pedagogics, Moscow City University. Research interests: pedagogical design, environmental approach in education and education, comparative pedagogy, environmental education, formation of sensory personality culture, safety and comfort of educational environment. Author of more than 200 published scientific papers. E-mail address: evgenii.alisov@mail.ru.

Представлены результаты обобщения опыта международного сотрудничества ученых в научных границах педагогики раннего детства. Предложен разработанный на основе ретроспективного анализа вариант выделения шести этапов становления данной области научно-педагогического знания. Описан вклад в развитие педагогики раннего детства наиболее ярких ее представителей, прослежен контекст их взаимодействия на уровне идей, теоретических и практических изысканий и умозаключений. Осуществлена попытка экстраполяции эволюционирующих взглядов исследователей в реалии функционирования современных образовательных систем. На примере системы педагогического образования в Германии рассмотрены проблемы содержания, технологий и методов подготовки высококвалифицированных кадров для работы с детьми раннего возраста, тенденции и перспективы их решения в русле процессов модернизации. Выявлены принципиальные отличия немецкой системы подготовки педагогов для работы с детьми раннего возраста относительно других европейских стран, России и США. Соотнесено значение среднего специального и высшего педагогического образования в Германии. В качестве специфической черты технологического и методического сопровождения институциональной (академической) подготовки кадров для работы с детьми раннего возраста в Германии обозначен интегрированный характер организации образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогика раннего детства, эволюция науки, мировые образовательные системы, Германия, подготовка педагогов.

The article presents the results of generalizing the experience of international cooperation of scientists within the scientific boundaries of early childhood pedagogy. It is proposed, developed on the basis of retrospective analysis, variant of six stages of formation of this field of scientific and pedagogical knowledge. The contribution to the development of early childhood pedagogy of its most prominent representatives is emphasized, the context of their interaction at the level of ideas, theoretical and practical research, conclusions is traced. An attempt was made to extrapolate the evolving views of researchers in the realities of the functioning of modern educational systems. On the example of the system of pedagogical education in Germany, the problems of the content, technologies and methods of training highly qualified personnel for working with young children, the trends and prospects for solving them in line with modernization processes, are considered. Fundamental differences were revealed in the German system of training teachers for working with young children, relative to other European countries, Russia, and the USA. The value of secondary special and higher pedagogical education in Germany is correlated. As a specific feature of technological and methodological support for institutional (academic) training for work with young children in Germany, the integrated nature of the organization of the educational process is indicated.

Keywords: early childhood pedagogy, evolution of science, world educational systems, Germany, teacher training.

вания внешней среды в развитии личности [16]. В России влияние внешних воздействий на развитие высшей нервной деятельности ребенка с момента его рождения, особенности функционирования коры полушарий рассматривает Н.М. Щелованов [2]. На основании своих исследований ученый разрабатывает «схему развития ребенка», диагностику психомоторного развития на первом году его жизни. Совместно с Н.М. Аксари-ной Н.М. Щелованов руководит созданием системы воспитания детей раннего возраста в России. На

фоне доминирования педагогической теории свободного воспитания Н.М. Аксарина, Е.Г. Бибанова и Е.К. Кричевская развивают идеи формирования в яслях предметно-развивающей среды.

Третий период (1930-1940). Педагогика раннего детства начинает оформляться как особая отрасль научного знания (ее основоположником считается Н.М. Щелованов; он и его последователи изучают физиологические аспекты развития ребенка). Особое значение приобретает описание кризисной симптоматики у детей (Э. Кел-

лер [17], Ш. Бюлер [15]). Одним из важных результатов, полученных в этот период, стал вывод о приоритетном значении материнской заботы (по сравнению с деятельностью подготовленного персонала) в присмотре и уходе за детьми.

Четвертый период (1940-1950). События Второй мировой войны актуализируют проблемы физического развития детей раннего возраста. Решению многих из них способствуют труды ученых разных стран, таких как К.Д. Губерт, М.Д. Рысс (СССР) [5], Дж. Боул-

би (Англия) [14], Р. Шпица (США) (последний описывает госпита-лизм как крайний вариант инсти-туализации ребенка) [18].

Пятый период (1950-1980). Отечественные ученые всесторонне рассматривают особенности воспитания детей раннего возраста в социальном контексте. Н.М. Ак-сарина и Н.М. Щелованов в учебном пособии «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях» (1955) [3] системно обобщают полученные в данном направлении научные сведения. Важной вехой международного сотрудничества стал Международный симпозиум по воспитанию детей раннего возраста (1957). Пристально изучаются вопросы коммуникации детей и взрослых, обучения детей, их адаптации к яслям. За рубежом проводится ряд весомых исследований, посвященных вопросам депривации: материнской, сенсорной, социальной, эмоциональной.

Шестой период (с 1980-х годов по настоящее время). Международное сотрудничество продолжается в контексте решения ряда актуальных вопросов педагогики раннего детства, а именно: развития игровой и предметной деятельности, комплексного руководства играми, проведения занятий,воспитания положительных форм общения и др.

Подготовка педагогов

для работы с детьми раннего возраста в Германии

Вопросы содержания, технологий и методов подготовки высококвалифицированных кадров для работы с детьми раннего возраста остаются актуальными во всем мире [13]. В рамках настоящего исследования остановимся на специфике этой подготовки в Германии.

Образовательная система Германии в целом характеризуется неоднородностью, что обусловлено, прежде всего, историческими и со-

циокультурными особенностями, децентрализацией управления образованием [4, с. 493]. Эта неоднородность свойственна и немецкой системе подготовки кадров для работы с детьми раннего возраста.

Ее главной особенностью является низкий процент педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование. Подготовкой кадров для работы с детьми раннего возраста в Германии занимаются не только вузы, но и средние специальные учебные заведения, в частности социально-педагогические техникумы. Для поступления в техникум абитуриент должен иметь среднее образование, а в течение 2-х лет после поступления ему следует пройти подготовку к профессии. Срок обучения в таких техникумах составляет 2-3 года. Таким образом, с учетом подготовки к профессии общее время обучения составляет 4-5 лет. Образовательная программа включает как аудиторные занятия, так и профессиональную практику.

Студенты средних специальных учебных заведений изучают педагогические дисциплины (социальную педагогику, педагогику здоровья, педагогику религии, менеджмент дошкольного образования и др.), дисциплины, объединенные предметными областями «культура и общество» (немецкий язык, иностранный язык, социологию, религию и др.) и «средства социально-педагогического воздействия» (детскую и юношескую литературу, музыку, труд, физическое воспитание и др.) [7, с. 49].

Продолжительность прохождения обучающимися практики в яслях составляет не более 3-х недель.

Приоритетными содержательными направлениями подготовки в немецкой системе являются следующие виды профессиональной педагогической деятельности: • индивидуальное педагогическое сопровождение развития ребенка;

• планирование и организация образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях;

• управление образовательным процессом, контроль и оценка (мониторинг) его эффективности.

В последние годы в Германии наблюдается тенденция к увеличению числа вузов, предлагающих для освоения образовательные программы уровня бакалавриата по профилю «Дошкольная педагогика» [9, с. 52]. Анализ дисциплин, представленных в учебном плане, позволяет сделать вывод о его ярко выраженной методи-ко-дидактической составляющей. При этом общий контекст дидактических и методических характеристик организации образовательного процесса носит универсальный характер, то есть каких-либо специфических особенностей организации работы с детьми определенного (в том числе раннего) возраста не прослеживается.

В учебном плане подготовки бакалавра по профилю «Дошкольная педагогика» представлены такие дисциплины, как немецкий язык, естествознание, математика и информатика, дидактика, психология, психология раннего детства, менеджмент дошкольного образования, диагностика, методика преподавания отдельных дисциплин, коммуникация и работа с родителями, интеграционная педагогика, антропология, конфликтология, межрелигиозное воспитание, рисование, эстетико-музыкальное образование, физическое воспитание. В качестве вариативных дисциплин представлены история педагогики, методика исследований детства. Из 2 080 учебных часов учебного плана направления «Образование воспитателей детских садов» 1 245 часов отводится на лекции и семинары, 435 часов -на лабораторные работы, 400 часов - на практику.

Модернизация системы педагогического образования Германии [12, с. 255] подразумевает ре-

ализацию ряда инновационных направлений, нацеленных на формирование у будущих педагогов компетенций по развитию речи воспитанников, их социальному развитию и др. Современный этап модернизации характеризуется обновлением форм профессиональной педагогической подготовки студентов, разработкой и повсеместным внедрением инновационных образовательных технологий (отличающихся, прежде всего, выраженной лабильностью), ориентированных на формирование готовности обучающихся к решению разноформатных педагогических задач, интеграцию теоретической и практической подготовки, включение будущих педагогов в систему профессионально-значимых отношений (что видится возможным, прежде всего, в условиях сетевого взаимодействия [1, с. 39]).

Особое значение приобретает разработка в немецкой высшей педагогической школе системы педагогического сопровождения формирования у студентов индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности, потребности в постоянном самосовершенствовании, содействии личностному росту. Немецкие воспитатели детских садов имеют возможности для повышения своей квалификации. Многие соответствующие программы ориентированы на улучшение эффективности языкового образования, развитие речи воспитанников.

Образовательные программы подготовки педагогов, ориентированные на достижение обозначенных задач, строятся по модульному принципу и включают блоки, направленные:

1) на тесное взаимодействие обучающихся с психологами,социальными педагогами, тьюторами;

2) «погружение» студентов в реально функционирующий образовательный процесс (в образовательных организациях, где им выделяется определенный «фронт работ» и предоставляется самостоятельность педагогических действий);

3) проведение комплекса практи-ко-ориентированных семинаров.

Одним из востребованных методов подготовки педагогов в немецкой высшей педагогической школе (в том числе кадров для работы с детьми раннего возраста) является тренинг коммуникативной компетентности [8, с. 56]. Технологическое обеспечение такого тренинга включает в себя проведение бесед, групповых дискуссий, тестирования, имитационных игр на разные реакции в ситуациях профессионального педагогического общения и их обсуждение, мини-лекций, практических упражнений и др.

Большую популярность приобретают нетрадиционные методы обучения: система замкнутой цепи телевидения, микропреподавание, групподинамический тренинг, групповое обучение, метод проектов и др. Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты для будущих педагогов;

ставится задача амплификации вузовской образовательной среды, насыщения ее элементами, способствующими оптимизации взаимодействия участников образовательных отношений.

Отличительной чертой технологического и методического сопровождения институциональной (академической) подготовки кадров для работы с детьми раннего возраста в Германии является интегрированный характер организации образовательного процесса, подразумевающий проведение большой доли совместных (за исключением профильных дисциплин) занятий для студентов разных профилей педагогического направления.

С одной стороны, такой подход позволяет предусмотреть в системе подготовки варианты формирования компетенций, касающихся, например, преемственности ступеней образования [11, с. 4] (в случае, когда занятия посещаются, например, будущими воспитателями и учителями начальных классов); с другой, он приводит к недостаточной степени отражения специфики работы с детьми конкретной возрастной группы - раннего возраста.

Значимой проблемой в немецкой системе подготовки педагогических кадров предстает также недостаточная профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава, слабо представляющего реалии педагогической работы с детьми до 3-х лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алисов Е.А. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 38-45.

2. Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества: Работы Клиники педологии и невропатологии младенчества и Отд. развития Госуд. рефлексологич. ин-та по изучению мозга / Под ред. Н.М. Щеловано-ва. Москва; Ленинград: Гос. мед. изд-во, 1929. 253 с.

3. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях: Учеб. пособие для мед. училищ / Под ред. Н.М. Ще-лованова, Н.М. Аксариной. Москва: Медгиз, 1955. 331 с.

4. Гавриченко А.Ю. Изучение опыта функционирования дошкольного образования в странах мира как основа развития международного сотрудничества России в области ранней педагогики // Богатство финно-угорских народов: материалы V Междунар. финно-угорского студенческого форума (г. Йошкар-Ола, 24-26 мая 2018 г.) / Мар. гос. ун-т. Вып. 5. Йошкар-Ола, 2018. С. 492-494.

5. Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / Под ред. А.Ф. Тура. Ленинград: Медгиз. Ле-нингр. отд-ние, 1958. 142 с.

6. Кейра Ф. Развитие мышления у детей (Логика ребенка и ее воспитание). СПб.: В.И. Губинский, 1903. 116 с.

7. Коренная А.С., Переселкова З.Ю. Специфика подготовки педагогических работников дошкольных учреждений за рубежом // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы междунар. науч.-практ. заоч. конф. Ярославль: Редакционно-издатель-ский отдел Ярославского государственного педагогического ун-та им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 49-51.

8. Нестерова Л.А., Сайтимова Т.Н. Тенденции развития высшего педагогического образования в Германии // Евразийский союз ученых. 2016. № 4-3 (25). С. 54-57.

9. Нос Н.И. Подготовка учителей в Европе (на примере Франции и Германии) // Ростовский научный журнал. 2017. № 7. С. 49-54.

10. Румянцев Н.Е. Педология, ее возникновение, развитие и отношение к педагогике. СПб.: О. Богданова, 1910. 82 с.

11. Савенков А.И., Алисов Е.А., Кривова В.А., Цаплина О.В. Организация исследовательского и проектного обучения в условиях преемственности ступеней общего образования. М.: Изд-во Московского городского педагогического ун-та, 2016. 100 с.

12. Турсынбай Н.Ф. Инновационные методы и технологии обучения в университетах Германии // Инновационная наука. 2015. № 5. С. 255-257.

13. Alisov E.A., Podymov N.A., Postavnev V.M., Postavneva I.V. et al. Comparative Pedagogical Analysis of Teacher Education Programs in France and the USA // SHS Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference "Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks". 2020. P. 2001.

14. BowlbyJ. The Nature of the Child's Time to His Mother. Richmond, Surrey: E.H. Baker & Co., 1958. 23 р.

15. Bühler C. From Birth to Maturity: An Outline of the Psychological Development of the Child. London, Kegan Paul, Trench, Trubner &. Co., Ltd., 1935. 237 р.

16. Dewey J. Pedagogy Memorandum, December 1893 University President's Papers (1889-1923) // The University of Chicago Special Collection, Regenstein Library Box 17, Folder 11 (3 pages).

17. Köhler E. Die Persönlichkeit des Dreijährigen Kindes. Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1926. 240 s.

18. Spitz R. An Inquiry into Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood // Psychoanalytic Study of the Child. 1945. Vol. 1. Pp. 53-54.

19. Sully J. Studies of Childhood. New York: D. Appleton and Company, 1896. 519 р.

REFERENCES

1. Alisov E.A. (2015) Model" uglublennoj professional"no-orientirovannoj praktiki magistrantov napravleniya podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» v usloviyax setevogo vzaimodejstviya [Model of in-depth vocational-oriented practice of undergraduates in the field of training «Pedagogical education» in the conditions of network interaction]. Tambov University Review. Series: Humanities. No 1 (141). Pp. 38-45. (In Russian).

2. Voprosy" geneticheskoj refleksologii i pedologii mladenchestva: Raboty" Kliniki pedologii i nevropatologii mladenchest-va i Otd. razvitiya Gosud. refleksologich. in-ta po izucheniyu mozga (1929) [Issues of genetic reflexology and pedology of infancy: Work of the Clinic of Pedology and Neuropathology of Infancy and the Department of Development of the State Reflexological Institute for the Study of the Brain] / N.M. Shhelovanov. Moscow; Leningrad: State Medical Publishing House. 253 p. (In Russian).

3. Vospitanie detej rannego vozrasta v detskix uchrezhdeniyax: Ucheb. posobie dlya med. Uchilishh (1955) [Early Childhood Education: A Manual for Health Care schools] / N.M. Shhelovanov, N.M. Aksarina. Moscow: Medgiz. 331 p. (In Russian).

4. Gavrichenko A.Yu (2018) Izuchenie opy"ta funkcionirovaniya doshkol"nogo obrazovaniya v stranax mira kak osnova razvitiya mezhdunarodnogo sotrudnichestva Rossii v oblasti rannej pedagogiki [Study of the experience of preschool education in the countries of the world as the basis for the development of international cooperation in Russia in the field of early pedagogy]. Wealth of Finno-Ugric peoples (Joshkar-Ola, May 24-26, 2018). Joshkar-Ola: Mari State University Issue 5. Pp. 492-494. (In Russian).

5. Gubert K.D., Ry"ss M.G. (1958) Gimnastika i massazh v rannem vozraste [Gymnastics and massage at an early age] / A.F. Tur. Leningrad: Medgiz. Leningrad branch. 142 p. (In Russian).

6. Kejra F. (1903) Razvitie my"shleniya u detej (Logika rebenka i ee vospitanie) [Developing Thinking in Children (Child Logic and Upbringing)]. St. Petersburg: V.I. Gubinskij. 116 p. (In Russian).

7. Korennaya A.S., Pereselkova Z.Yu. (2016) Specifika podgotovki pedagogicheskix rabotnikov doshkol"ny"x uchrezhdenij za rubezhom [Specifics of training of teachers of preschool institutions abroad]. Development of professional competence of preschool teacher in conditions of continuing education. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University. Pp. 49-51. (In Russian).

8. Nesterova L.A., Sajtimova T.N. (2016) Tendencii razvitiya vy"sshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Germanii [Trends in higher education in Germany]. Eurasian Union of Scientists. No 4-3 (25). Pp. 54-57. (In Russian).

9. Nos N.I. (2017) Podgotovka uchitelej v Evrope (na primere Francii i Germanii) [Teacher training in Europe (examples of France and Germany)]. Rostov Scientific Journal. No 7. Pp. 49-54. (In Russian).

10. Rumyancev N.E. (1910) Pedologiya, ee vozniknovenie, razvitie i otnoshenie k pedagogike [Pedology, its emergence, development and attitude to pedagogy]. St. Petersburg: O. Bogdanova. 82 p. (In Russian).

11. Savenkov A.I., Alisov E.A., Krivova V.A., Czaplina O.V. (2016) Organizaciya issledovatePskogo i proektnogo obucheniya v usloviyax preemstvennosti stupenej obshhego obrazovaniya [Organization of research and design training in conditions of continuity of general education levels]. Moscow: Moscow City University. 100 p. (In Russian).

12. Tursy%nbaj N.F. (2015) Innovacionny%e metody% i texnologii obucheniya v universitetax Germanii [Innovative teaching methods and technologies at German universities]. Innovation Science. No 5. Pp. 255-257. (In Russian).

13. Alisov E.A., Podymov N.A., Postavnev V.M., Postavneva I.V. et al. (2020) Comparative Pedagogical Analysis of Teacher Education Programs in France and the USA. SHS Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference "Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks". P. 2001 (In English).

14. Bowlby J. (1958) The Nature of the Child's Time to His Mother. Richmond, Surrey: E.H. Baker & Co. 23 p. (In English).

15. Bühler C. (1935) From Birth to Maturity: An Outline of the Psychological Development of the Child. London, Kegan Paul, Trench, Trubner &. Co., Ltd. 237 p. (In English).

16. Dewey J. (1893) Pedagogy Memorandum. University President's Papers (1889-1923). The University of Chicago Special Collection, Regenstein Library Box 17, Folder 11 (3 pages). (In English).

17. Köhler E. (1926) Die Persönlichkeit des Dreijährigen Kindes. Leipzig: Verlag von S. Hirzel. 240 s. (In Deutsch).

18. Spitz R. (1945) An Inquiry into Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood. Psychoanalytic Study of the Child. Vol. 1. Pp. 53-54. (In English).

19. Sully J. (1896) Studies of Childhood. New York: D. Appleton and Company. 519 p. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.