Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСТВА / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОНАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / READINESS / PROFESSIONAL READINESS / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY / EARLY AGE / PRESCHOOL EDUCATION / PEDAGOGY OF EARLY CHILDHOOD / MOTIVATIONAL READINESS / COGNITIVE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтушенко Ирина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Артеменко Борис Александрович, Быстрай Елена Борисовна, Пермякова Надежда Евгеньевна

В статье изложены результаты исследования вопроса профессиональной готовности педагогов в работе с детьми раннего возраста. Авторы обосновывают актуальность исследования указанной проблемы для современной системы дошкольного образования. Представлены результаты анкетирования родителей, имеющих детей раннего возраста. Данные говорят о потребности родительской аудитории в педагогической поддержке в процессе развития и семейного воспитания детей. Исследователями проведено также анкетирование педагогов дошкольного образования, направленное на выявление сформированности профессионально педагогической готовности и проблем в работе с детьми раннего возраста. В статье изложены основные идеи авторов, ориентирующие в структурных компонентах и направлениях формирования профессиональной готовности педагогов раннего развития детей. В структуре профессиональной готовности педагога дошкольного образования исследователи выделяют следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и конативный. Мотивационный компонент осуществляет стимулирующую функцию, отражает потребности и мотивы педагога. Когнитивный компонент выполняет информационную и ориентационную функции. Конативный компонент отражает степень сформированности у педагогов ДОО умений взаимодействия с детьми раннего возраста в соответствии с их возрастными особенностями и их родителями. Основные рекомендации, к которым пришли исследователи в процессе работы, сформулированы и представлены в выводах данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтушенко Ирина Николаевна, Иванова Ирина Юрьевна, Артеменко Борис Александрович, Быстрай Елена Борисовна, Пермякова Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS IN WORK WITH CHILDREN OF EARLY AGE

The article presents the results of a study of the issue of professional readiness of teachers in working with young children. The authors substantiate the relevance of the study of this problem for the modern system of preschool education. The results of a survey of parents with young children are presented. The data indicate the need of the parent audience for pedagogical support in the process of development and family education of children. The article outlines the main ideas of the authors, orienting in the structural components and directions of the formation of professional readiness of teachers of early childhood development. Researchers distinguish the following components in the structure of professional readiness of a preschool teacher: motivational, cognitive, and conative. The motivational component performs a stimulating function, reflects the needs and motives of the teacher. The cognitive component performs informational and orientation functions. The conative component reflects the degree of formation of the skills of interaction with young children in accordance with their age characteristics and their parents. The main recommendations that the researchers came to during the work are formulated and presented in the conclusions of this article.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 378.14.015.62

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0019

К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

© 2020

AuthorlD: 502114

SPIN 8076-2262

ORCID: 0000-0003-1472-9591

Евтушенко Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии детства»

AuthorlD: 738079

SPIN: 5526-0017

ORCID: 0000-0002-3993-3751

Иванова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии детства»

Authorid: 675614 SPIN: 5722-8526 ORCID: 0000-0001-8101-4401 ScopusID: 57202212422

Артеменко Борис Александрович, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой «Теории, методики и менеджмента дошкольного образования»

Authorid: 283901 SPIN: 3495-7465 ORCID: 0000-0001-5976-3465 ScopusID: 57205188556

Быстрай Елена Борисовна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой «Кафедра немецкого языка и методики обучения немецкому языку»

AuthorID: 543757

SPIN 5781-0391

ORCID: 0000-0002-2489-3072

Пермякова Надежда Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории, методики и менеджмента дошкольного образования» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 77-59, e-mail: permyakovane@cspu.ru) Аннотация. В статье изложены результаты исследования вопроса профессиональной готовности педагогов в работе с детьми раннего возраста. Авторы обосновывают актуальность исследования указанной проблемы для современной системы дошкольного образования. Представлены результаты анкетирования родителей, имеющих детей раннего возраста. Данные говорят о потребности родительской аудитории в педагогической поддержке в процессе развития и семейного воспитания детей. Исследователями проведено также анкетирование педагогов дошкольного образования, направленное на выявление сформированности профессионально педагогической готовности и проблем в работе с детьми раннего возраста. В статье изложены основные идеи авторов, ориентирующие в структурных компонентах и направлениях формирования профессиональной готовности педагогов раннего развития детей. В структуре профессиональной готовности педагога дошкольного образования исследователи выделяют следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и конативный. Мотивационный компонент осуществляет стимулирующую функцию, отражает потребности и мотивы педагога. Когнитивный компонент выполняет информационную и ориентационную функции. Конативный компонент отражает степень сформированности у педагогов ДОО умений взаимодействия с детьми раннего возраста в соответствии с их возрастными особенностями и их родителями. Основные рекомендации, к которым пришли исследователи в процессе работы, сформулированы и представлены в выводах данной статьи.

Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, педагог дошкольного образования, профессиональная педагогическая деятельность, ранний возраст, дошкольное образование, педагогика раннего детства, моти-вационная готовность, когнитивный компонент, конативный компонент, взаимодействие, дошкольное образование.

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS IN WORK WITH CHILDREN OF EARLY AGE

© 2020

Evtushenko Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department «Pedagogy and psychology of childhood» Ivanova Irina Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department «Pedagogy and psychology of childhood» Artemenko Boris Aleksandrovich, Candidate of Biological Sciences, Head of the Department

«Theory, methods and management of preschool education» Bystray Elena Borisovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the «Department of German

Language and Methods of Teaching the German Language» Permyakova Nadezhda Evgenievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department «Theories, methods and management of preschool education»

South Ural State University for the Humanities and Education (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 77-59, e-mail: permyakovane@cspu.ru) Abstract. The article presents the results of a study of the issue of professional readiness of teachers in working with young children. The authors substantiate the relevance of the study of this problem for the modern system of preschool education. The results of a survey of parents with young children are presented. The data indicate the need of the parent audience for pedagogical support in the process of development and family education of children. The article outlines the main ideas of the authors, orienting in the structural components and directions of the formation of professional readiness of teachers of early childhood development. Researchers distinguish the following components in the structure of professional readiness Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4(33) 69

Evtushenko Irina Nikolaevna, Ivanova Irina Yuryevna, Artemenko Boris Aleksandrovich and others TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS IN WORK ...

of a preschool teacher: motivational, cognitive, and conative. The motivational component performs a stimulating function, reflects the needs and motives of the teacher. The cognitive component performs informational and orientation functions. The conative component reflects the degree of formation of the skills of interaction with young children in accordance with their age characteristics and their parents. The main recommendations that the researchers came to during the work are formulated and presented in the conclusions of this article.

Keywords: readiness, professional readiness, teacher of preschool education, professional pedagogical activity, early age, preschool education, pedagogy of early childhood, motivational readiness, cognitive component, cognitive component.

Определение общей проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами. В России сформирован уникальный подход к воспитанию детей ясельного возраста, который в самый трудный и критический период нашей истории выступил в стратегически важной роли в социальной помощи и поддержке семей с детьми раннего возраста. Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов и другие российские ученые были в числе ведущих педагогов по раннему образованию. Первоначально они заложили психолого-педагогические основы раннего образования, которые сохраняют свою значимость и по сей день [1; 2].

На современном этапе потребность в общественном дошкольном воспитании не только не утратила своей актуальности, напротив, она возросла. В этой связи, одним из главных ориентиров в образовательной деятельности Российской Федерации выступает формирование необходимых условий для обеспечения доступного и качественного дошкольного образования. В реализации данного направления в системе образования, на наш взгляд, важным вопросом является необходимость максимального включения детей раннего возраста в структуру дошкольного образования, учитывая потребности российских семей с детьми раннего дошкольного возраста [3]. В рамках исследования было проведено анкетирование среди родителей или законных представителей детей раннего возраста средствами платформы Google. Благодаря полученным результатам, нам удалось выявить, что 90% из опрошенных родителей (законных представителей) выразили необходимость в получении услуг по различным проблемам, связанным с воспитанием своих детей, а именно консультативную и методическую помощь, услуги общественного воспитания и т.д. [3].

Актуальная потребность современных родителей в поддержке со стороны общественной системы воспитания достаточно высока, и, несмотря на усилия властей, охват системой общественного ясельного воспитания в России остается значительной проблемой. Отмечается недостаточно активное решение обозначенных выше проблем, связанных с ранним детством как государством в целом, так и системой образования, в частности. Следует отметить, что, плоскость разрешения указанных проблем отчасти находится и в системе координат урегулирования кадрового вопроса. Достаточно продолжительное время в педагогических колледжах и университетах в учебных планах отсутствовала дисциплина «Педагогика раннего возраста», данный факт позволил нам констатировать отсутствие в течение продолжительного времени в системе российского образования ориентации на специализацию в профессиональной подготовке педагогов раннего развития детей. В настоящее время образование, основанное на принципах отличия и разнообразия, педагог выступает центральной фигурой, обеспечивающей их поддержку и реализацию. Однако для осуществления права на академическую свободу педагогу необходимо обладать соответствующими навыками и уметь структурировать и корректировать образовательный процесс под изменяющиеся условия [4;5].

Проведенный нами анализ позволил обозначить противоречия в современной системе подготовки педагогов раннего развития детей между:

- социальными установками общества, которые ориентированы на воспитание детей социально ориентированными, активными и самостоятельными личностями, способными преобразовывать окружающий мир и на-

блюдаемым, при этом, трендом - не вовлечения в данный процесс значительной доли детей дошкольного возраста, которые получают дошкольное образование в условиях домашнего обучения;

- необходимостью партнерского взаимодействия детских садов и семей в области развития детей раннего возраста и недостаточно разработанной и осуществляемой технологии для обеспечения этого процесса;

- готовностью учреждений к созданию условий для качественного образования детей раннего возраста и не достаточным количеством современных методических рекомендаций, обеспечивающих оптимальный уровень профессиональной готовности педагогов к компетентной работе с детьми раннего возраста [6].

На сегодняшний день образование детей раннего возраста выступает начальным звеном в единой системе непрерывного образования. Сложность воспитания обусловлена тем, что постоянно возрастающие требования к ребенку, уровню развития и воспитанности подрастающего поколения определяют зоны ответственности работников детских садов и родителей. В этой связи, важным для системы общественного ясельного воспитания является подготовка специалистов, обладающих рядом педагогических компетенций:

- проектировочная - способность формулировать педагогические задачи, определять в соответствии с ними содержание, формы и методы работы с отдельными детьми и группой в целом;

- коммуникативная - способность продуктивно общаться со всеми участниками образовательных отношений, в том числе, с детьми, родителями, коллегами и др.;

- диагностическая - готовность изучать (с психологом) развитие ребенка в различных видах деятельности;

- прогностическая - способность определять перспективу развития каждого ребенка и группы в целом;

- гностическая - способность самостоятельно отбирать, анализировать, систематизировать знания и внедрять в собственную педагогическую практику [7;8].

Помимо перечисленных выше компетенций, педагогам необходимо изучать современные подходы организации взаимодействия с семьей, инновационные методы осуществления поддержки родителей в процессе воспитания и развития детей раннего возраста.

Указанные выше требования и условия функционирования современной системы дошкольного образования регламентируют процесс отбора содержания и адекватных, эффективных и доступных педагогам и родителям форм, методов, приёмов взаимодействия взрослых и детей, которые они могут использовать в разных условиях (общественного и семейного образования).

Анализ последних исследований и публикаций, использованных авторами для освещения различных аспектов проблемы, и выявление тех частей общей проблемы, которые ранее не были решены. В исследованиях Н.М. Аксариной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Новоселовой, Д.Б, Эльконина возрастной этап раннего детства определяется как значимый, базовый этап в развитии, становлении и социализации обучающихся. Данный этап - это период, в котором происходит активное сенсорное развитие, наглядно-действенного мышления ребенка, формирование вторичной сигнальной системы и ее основных функций, закладываются личностные особенности ребенка, в этой связи, педагоги групп раннего развития должны знать неповторимые возможности развития, которые присущи детям данного возраста и адекватно, своевременно использовать их в

70

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

образовательном процессе [8].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы установили, что существует множество публикаций, посвященных вопросам подготовки к педагогической деятельности и изучению ее компонентов: подготовка к проектированию и прогнозированию педагогических ситуаций (Т.В. Абрамова, С.Ф. Багаутдинова, Н.А. Катайцева и др.); подготовка к инновационной дидактической деятельности (В.В. Митрейкина, З.Р. Сафина и др.); подготовка к индивидуальному (или дифференцированному) обучению (Н.В. Останина, К.С. Буров и др.); формирование потребности в самообразовании (Т.А. Воронова и др.); подготовка к выполнению коммуникационной деятельности (Плотникова Н.А. и др.); подготовка к осуществлению здоровьесбережения обучающихся (И.В. Пичугина, С.Г. Сериков и др.).

Формирование целей статьи (постановка задания.) Обобщая изложенное выше, сформулируем цель статьи - рассмотреть проблему профессиональной готовности педагогов дошкольного образования к работе с детьми раннего возраста.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Решение обозначенной проблемы требует обращения к анализу понятия «профессиональная готовность». В дошкольных организациях, специализирующихся на воспитании детей раннего дошкольного возраста, процесс обучения основывается на привлечении взрослых (родителей, педагогов), которые выступаю значимыми агентами социализации ребенка, и поэтому он выстраивается как комплексный процесс.

Обратимся к исследованию понятия «готовность» как ключевого понятия данной статьи. Результаты проведенного нами анализа, указывают на то, что отдельные исследователи позиционируют понятие «готовность» как «целостное образование индивида» и как «познание общего набора педагогических навыков», а также как «специфический комплекс знаний, навыков, способностей и качеств к состояниям, взаимоотношениям и деятельности», которое также может быть интерпретировано как «внутренние общие качества индивида» и как «интегративное образование индивида». Профессиональную готовность педагогов к осуществлению работы с детьми раннего детства мы понимаем как состояние педагога, отражающее способность к эффективному проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями и подходами. Исходя из того, что исследуемая готовность педагога дошкольной образовательной организации - это не только его знания и умения, сформированные компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные, связанные с воспитанием и развитием детей раннего возраста), но и личностное отношение к деятельности по развитию детей раннего возраста, формированию у них hard skills и soft skills. В этой связи, считаем необходимым и возможным выделить в структуре профессиональной готовности воспитателя ДОО следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и конативный [9-13].

В основе готовности педагога ДОО к работе, на наш взгляд, лежит мотивационный компонент. Обусловливается это тем обстоятельством, что эффективность современного образовательного процесса зависит от того, в какой степени педагог самоопределился в идях субъект-субъектного подхода, и насколько эффективно его реализует во взаимодействии с детьми и их родителями.

Исходя из вышеперечисленного, мотивационный компонент включает в себя следующие аспекты:

- интерес и потребность педагогов ДОО в приобретении знаний, в профессиональном самовыражении, к повышению своего профессионализма посредством родительской оценки, необходимость признания социумом педагогических достижений;

- осознание и представления педагогами значимости раннего возраста в дальнейшей жизнедеятельности человека, необходимости сотрудничества с участниками образовательных отношений, роли продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания детей; внимательное отношение и уважение педагогов к родительскому запросу и мнению как активных субъектов системы дошкольного образования.

Выбор когнитивного компонента определился исследованиями в области когнитивной психологии (Л. Айзенк, Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Д. Бродберг, Дж. Брунер, Дж. Келли, М. Махони, У. Найсер, А. Пайвио, Ж. Пиаже, Дж. Сперлинг, С. Стернберг, Дж. Фодор, Р. Шепард, С. Шехтер и др.). В «Психологическом словаре» (Р.С. Немов) под понятием «когнитивный» понимается «имеющий отношение к знаниям, психическим процессам, человеческому сознанию, или связанный познанием в целом».

Если рассматривать знания с точки зрения когнитивной психологии, то они выступают в качестве комплекса сочетаний эмоций и разума. Человеческие умения, навыки и способности развиваются на основе знаний. В то же время в психолого-педагогической литературе знания подразумевают умения, приобретенные в результате учения и профессиональной деятельности. Важно также отметить, что знания влияют на формирование человеческих ценностей [14].

Также одним из структурных компонентов готовности педагогов является конативный компонент. Конативный компонент состоит из готовности к осуществлению деятельности. Он связан также с готовностью реагировать и действовать с учетом особенностей объекта педагогической деятельности, при этом перечисленные качества не мешают реальному поведению, обеспечивая конгруэнтность педагога. Подводя итог, можно сказать, что элементом конативного компонента, как потенциала для действия субъекта, является степень развития профессионально значимых умений и навыков, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций.

Таким образом, мотивационная, когнитивная и кона-тивная составляющие раскрывают содержание термина «профессиональной готовности педагога дошкольной образовательной организации». Обращаем внимание на то, что мотивационная составляющая действует как побудительная функция, инспирация и отражает потребности и мотивы педагога. Когнитивный компонент играет роль в информировании и ориентировании. Он включает в себя осведомленность педагога об индивидуальных и личностных особенностях ребенка; осведомленность о родительских потребностях в вопросах образования детей; осведомленность о необходимости партнерства с родителями. Конативный компонент отражает степень взаимодействия педагога дошкольного учреждения с детьми раннего возраста и их родителями. Этот компонент выражается в диагностических, проектных, организационных, коммуникационных и гностических и рефлекстивных навыках [15;16;17].

Поскольку в данной статье отражается исследование проблемы подготовки педагогов дошкольного образования, ожидаемым результатом которой является описание возможных условий решения указанной проблемы. В этой связи процесс формирования профессиональной готовности педагогов к педагогической деятельности в группах раннего развития мы понимаем как способность к осуществлению профессиональной деятельности, которая может быть обеспечена сформированностью на достаточном уровне выявленных нами компонентов: мотивационного, когнитивного и конативного.

Одним из направлений данной работы, в связи с выделенными компонентами профессиональной готовности педагогов, выступает установление возникших затруднений педагогов в воспитании и развитии детей раннего возраста [18,19]. Для того, чтобы определить

Evtushenko Irina Nikolaevna, Ivanova Irina Yuryevna, Artemenko Boris Aleksandrovich and others pedagogical

TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS IN WORK ... sciences

качества знаний педагогов о специфике работы с детьми раннего дошкольного возраста, нами были использованы следующие методы исследования: анкетирование, самооценка.

Анкетирование педагогов проводилось по следующим направлениям:

1) осознание педагогами важности этапа дошкольного детства (раннего возраста) и выявление условий эффективного решения данной проблемы;

2) выявление трудностей, которые препятствуют эффективной реализации данного процесса.

В качестве иллюстрации мы приводим разработанную анкету, направленную на выявление знаний специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной работы с детьми раннего возраста. Примерные вопросы анкеты представлены ниже:

1. Знаете ли вы общие закономерности развития ребенка в раннем детстве; особенности становления и развития детских видов деятельностей в раннем возрасте?

2. Умеете ли Вы организовывать ведущие виды деятельности в раннем и дошкольном возрасте?

3. Можете ли Вы организовывать самостоятельную деятельность дошкольников. Что для этого вам понадобится?

4. Готовы ли Вы планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

5. Какова, на Ваш взгляд, роль коммуникации в профессиональной деятельности педагогов в дошкольных учреждениях?

6. В чем заключается культура общения воспитателей дошкольных учреждений с субъектами образовательных отношений?

7. Имеете ли вы достаточные знания для организации педагогического взаимодействия с детьми младшего возраста и их родителями в дошкольной среде?

8. Обладаете ли Вы компетенциями педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста?

9. Способны ли Вы выстраивать партнерское взаимодействие с другими педагогами, специалистами, детьми для решения образовательных задач?

Остановимся на полученных данных с целью описания объективной картины понимания педагогами важности раннего возраста и выявления трудностей педагогической деятельности с детьми в период раннего детства. В результате проведенного исследования, мы получили следующие результаты: все участники, задействованные в анкетировании, выразили свое согласие о значимости воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. Однако, анализируя результаты проведенной работы, мы столкнулись тем, что педагоги к понятиям «раннее развитие» и «развитие детей с раннего возраста» относятся как к равноположенным, равноценным.

В ответ на вопрос о необходимости развития детей младшего дошкольного возраста педагоги почти не обозначают проблему развития самостоятельности детей раннего возраста в рамках их социального развития. Педагогам отмечают трудности общения с родителями и испытывают затруднения в организации образовательного процесса для детей младшего возраста. Педагоги, обладающие базовыми психологическими и педагогическими знаниями, используя новейшие технологии, должны уметь обучать подрастающее поколение, создавая условия, которые бы устраняли существующие проблемы в социализации современных детей. Современные воспитатели также должны адекватно воспринимать позитивные результаты и динамику развития детей, чтобы адаптировать и персонализировать образовательные траектории каждому воспитаннику. Качество образовательной деятельности в дошкольных учреждениях определяет перспективы дальнейшего развития обучающихся и снижает риски связанные с адаптацией, обучением в школе и социализацией детей. Мы устано-72

вили, что наблюдается проблема готовности педагогов к регистрации и учету в собственной образовательной деятельности закономерностей психического развития ребёнка раннего возраста и роли ведущей деятельности в формировании основных возрастных новообразований. Результаты исследований показали, что 70% респондентов испытывают трудности в процессе проектирования образовательного процесса с учетом возрастных новообразований детей дошкольного возраста. У 88% опрошенных педагогов в программе отсутствует упор на воспитание самостоятельности у детей, это возникает по причине недостаточной профессиональной подготовки. Многие педагоги считают следующие рекомендации и установки, взятые из программы, основным направлением своей образовательной деятельности: развитие моторики, расширение словарного запаса и овладение другими видами деятельности. Следует также отметить, что педагоги воспринимают ребенка раннего возраста как «маленького взрослого», который должен «обладать достаточным активным и пассивным словарем», «приобретать моральные и интеллектуальные навыки», «демонстрировать настойчивость» и т. д. Эти высказывания педагогов характеризуют завышенные требования к уровню развития и возможностям ребенка раннего возраста. Происходит также определенное изменение в образовательном процессе с точки зрения ценности дошкольного образования. Многие воспитатели высказывают мнение о том, что дети в данном возрасте должны владеть следующими качествами: самообслуживание, умение работать в команде, «развитая предметная деятельностью» и «самообучаемость».

Приоритетным направлением развития ребёнка раннего возраста, согласно опросу, проведенному среди педагогов, было выбрано «интеллектуальное развитие», а необходимость сенсорного и эмоционального развития маленьких детей в рейтинге приоритетных направлений развития детей исследуемого нами периода раннего детства был поставлен на последнее место.

Анализируя вышеизложенное, отметим, что представления педагогов о возможностях детей раннего возраста не соответствуют реальным возрастным и индивидуальным возможностям. У них нет полного представления важности воспитания и развития детей в таком возрасте в качестве основы их социального развития. По этой причине подготовка к такой работе не является максимально осознанной.

Наша работа в исследуемой области осуществлялась поэтапно посредством решения следующих задач:

1. Введение в нормативно-правовую базу для ознакомления с направлениями развития дошкольного образования, в том числе образования детей раннего возраста.

2. Изучение особенностей процесса обучения детей в группах раннего дошкольного возраста.

3. Подготовка педагогов к осуществлению выбора технологий, методов и средств развития детей раннего возраста.

4. Методическая поддержка педагогов в их самореализации и самовыражении во взаимодействии с родителями в условиях вариабельности дошкольного образования.

В качестве одного из условий формирования достаточного уровня готовности педагогов к педагогической деятельности с детьми раннего возраста мы рассматриваем организацию и реализацию курсов повышения квалификации педагогов в освоении технологий, приёмов и методов взаимодействия с детьми раннего возраста и родителями.

Сравнительный анализ анкетирования и самооценивания педагогов на октябрь 2019 года и конец января 2020 года показал, что реализованные нами условия обеспечили положительную динамику в решении исследуемой проблемы.

Выводы исследования и перспективы дальнейших Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

изысканий данного направления. Повторные данные свидетельствуют о том, что проведенная работа имеет доказанную эффективность. Разработанные мероприятия способствовали поэтапному формированию профессиональной готовности педагогов.

Таким образом, подводя итог, считаем необходимым еще раз отметить, что задача современного педагога -реализация идеи самоценности раннего детства как базисной основы всего последующего развития ребенка. По существу, проведённая работа способствовала достижению ожидаемых результатов, а именно [15]:

- поощрение педагогов к совершенствованию своей работы по организации образовательного процесса с детьми раннего возраста;

- убежденность педагогов ДОО в необходимости взаимодействия с родителями воспитанников в решении общих задач;

- направленность педагогов на освоение технологий партнерского взаимодействия с родителями;

- обучение педагогов инновационным методам взаимодействия с родителями детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях семьи.

Данные подтверждают необходимость работы в данном направлении. Дальнейшее направление исследования может быть посвящено изучению особенностей и возможностей взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая узкопрофильных специалистов, медицинских работников, педагогов дополнительного образования, семьи и прочих субъектов образовательных отношений дошкольной образовательной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. Челябинск: Изд-воЮжно-Урал. гос. гуман.- пед.ун-та, 2019. 282 с.

2. Евтушенко И.Н. Организация работы с родителями в группах кратковременного пребывания // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции: в 2 частях (г. Челябинск, 18-19 апреля 2019 г.). Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. Ч.1. С. 210-217.

3. МикеринаА.С., ЕвтушенкоИ.Н., ИвановаИ.Ю. Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Мир науки, культуры, образования. 2019. №4. С. 137-139.

4. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. М.: Издательство Скрипторий, 2006. 96 с.

5. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. М.: ТЦ Сфера, 2012. 112 с.

6. Иванова И.Ю. Просветительская деятельность в дошкольном образовании: теоретические основы. Челябинск: Изд-во ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2019. 196 с.

7. Димитрюк Е.Ю., Евтушенко И.Н. Развивающая среда как условие сенсорного развития детей // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. Материалы VI международной научно-практической конференции г. Челябинск. 16-17марта 2017 г. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро». 2017. С. 156-159.

8. Иванова, И.Ю. Подготовка бакалавров педагогического образования к взаимодействию с семьями воспитанников. Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. 105 с.

9. Евтушенко И.Н., Самойлова С.В. Труд в природе как условие формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста //Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. Материалы VI международной научно-практической конференции г. Челябинск. 16-17 марта 2017 г. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. С. 170-173.

10. Евтушенко И.Н., Самойлова С.В. Ознакомление с художественной литературой как условие воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. Материалы VI международной научно-практической конференции г. Челябинск. 16-17 марта 2017 г. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. С. 173-176.

11. Глузман Н.А. Позитивный имидж будущего воспитателя дошкольной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 59-62.

12. Алексеенко-Лемовская Л.В. Деятельностный подход как основа методической деятельности воспитателей учреждений дошкольного образования // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.

13. Ошкина А.А. Динамика в готовности воспитателей дошколь-

ных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 46-50.

14.11Кузнецова Г.Н. Педагогическое сопровождение социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 235 с.

15. Чичиланова О.А., Евтушенко И.Н Предметно-развивающая среда как условие сенсорного воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: Материалы IV всероссийской очно-заочной научно-практической конференции от 28 апреля 2017 г. Сургут: РИО СурГПУ, 2017. С. 448451.

16. Чичиланова О.А., Евтушенко И.Н. Воспитание сенсорной культуры детей 2-3лет. //Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: Материалы IV всероссийской очно-заочной научно-практической конференции от 28 апреля 2017 г. Сургут: РИО СурГПУ, 2017. С. 451-456.

17. Цыпышева М.С., Иванова И.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста. // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. 2018. С. 425-427.

18. Ким А.Г. Особенности развития рынка образовательных услуг (на примере частных дошкольных учреждений г. Владивостока) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 133-137.

19. Ярославцева В.В., Иванова И.Ю. Обеспечение сотрудничества педагогов и родителей в решении проблемы познавательного развития дошкольников в информационном пространстве ДОО. // Информационная культура современного детства. 2019. С. 152-156.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 06.04.2020 г. №МК-20-04-06/2 «Подготовка педагогов дошкольного образования к созданию билингвальной образовательной среды как фактора развития ребенка в период дошкольного детства»

Статья поступила в редакцию 17.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.