DOI 10.26105/SSPU.2019.60.3.027
УДК 373.211.24:159.9 ББК 74.104+88.6
B.А. ГОРБУНОВА,
C.М. ЗЫРЯНОВА
ОЦЕНКА УРОВНЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ
V.A. GORBUNOVA, S.M. ZYRYANOVA
TO THE QUESTION OF FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF TEACHERS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR THE PROCEDURE OF CERTIFICATION
В условиях модернизации российского дошкольного образования существенно меняется подготовка педагога, направленная на его профессиональное развитие. В связи с этим в научной статье представлено теоретико-практическое обоснование проблемы формирования мотивационной готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к процедуре аттестации, которое базируется на потребностях практики дошкольного образования. Цель настоящего исследования - обосновать необходимость формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации (по желанию педагогических работников с целью установления квалификационной категории) и представить результаты констатирующего этапа исследования по данному вопросу и пути его решения.
Данное исследование основывается на использовании широкого круга психолого-педагогических исследований, рассматривающих вопросы мотивационной готовности педагогов, а также в исследование включен анализ нормативно-правовых источников, локальных актов дошкольных образовательных организаций, связанных с процессом аттестации педагогических работников. Представлена характеристика содержания понятия «мотивационная готовность» с различных теоретических позиций.
Представлены критерии и показатели оценки сформированности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, основывающиеся на идеях компетент-ностного и деятельностного подходов. Авторами дано обоснование выбора диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации. Представлены результаты проведения констатирующего этапа эксперимента в дошкольных образовательных организациях. Авторы пришли к выводу, что на сегодняшний день существует множество подходов к определению понятия «мотивационная готовность педагога», при этом отмечается, что формирование данного процесса неразрывно связано с развитием личности самого педагога, а также набором имеющихся потребностей и мотивов. Таким образом, существует необходимость организации работы руководителя ДОО в данном направлении, а именно, в повышении уровня мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации.
In the context of modernization of Russian preschool education teacher training aimed at its professional development is significantly changing. In this regard, the scientific article presents theoretical and practical justification of the problem of formation of motivational readiness of teachers of preschool educational organizations to the certification procedure, which is based on the needs of the practice of preschool education. The purpose of this study is to justify the need for the formation of motivational readiness of teachers to the certification procedure (at the request of teachers to establish the qualification category) and to present the results of ascertaining stage of the study and its solutions in this issue.
This study is based on the use of a wide range of psychological and pedagogical researches, considering the issues of motivational readiness of teachers, and the study includes the analysis of legal sources, as well as local acts of preschool educational organizations associated with the process of certification of teachers. The characteristic of the content of the concept "motivational readiness" from various theoretical positions is presented. The criteria and indicators of assessment of formation of motivational readiness of teachers to the certification procedure based on the ideas of competence and activity approaches are presented. The authors substantiate the choice of diagnostic techniques aimed at identifying the level of formation of motivational readiness of teachers to the certification procedure.
The results of the ascertaining stage of the experiment in preschool educational institutions are presented. The authors came to the conclusion that today there are many approaches to the definition of the concept of "motivational readiness of the teacher", it is noted that the formation of this process is inextricably linked with the development of the personality of the teacher, as well as a set of existing needs and motives. Thus, there is a need to organize the work of the head of the PrEI in this direction, namely, to increase the level of motivational readiness of teachers to the certification procedure.
Ключевые слова: мотивационная готовность, аттестация, педагоги дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, профессиональная деятельность.
Key words: motivational readiness, certification, teachers of pre-school education, preschool educational organization, professional activity.
Введение. В условиях модернизации российского дошкольного образования перед руководителями дошкольных образовательных организаций возникла довольно сложная задача - профессиональное развитие педагога, обладающего богатым творческим потенциалом, ответственного, способного принимать самостоятельные решения в сложных педагогических ситуациях, видеть в себе источник личностного и профессионального развития. Современные требования к педагогу дошкольной образовательной организации закреплены на государственном уровне профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г.) [13], который описывает трудовые функции и квалификацию педагога в сфере дошкольного образования и призван мотивировать его к совершенствованию своей профессиональной педагогической деятельности.
Обновление данной системы, направленной на оптимизацию профессионального развития педагога, осуществляется путем повышения квалификации, переподготовки, а также аттестации педагогических кадров. Подобные мероприятия направлены не просто на повышение компетентности, но и на формирование нового сознания у педагогических работников, а именно, необходимость повышать свою квалификацию, в частности, посредством аттестационных мероприятий.
В настоящее время в государственной образовательной политике Российской Федерации вопросу процедуры аттестации педагогических работников, в том числе дошкольной образовательной организации, уделяется особое внимание. Об этом свидетельствует ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф3 от 29.12.2012 г.) в ст. 49 рассматривается определение процедуры аттестации педагогических работников, также представлены два варианта данной процедуры: аттестация работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, которая является обязательной для прохождения и аттестация в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность [11, с. 45]. Нами в рамках исследования рассматривается именно второй вариант, потому что данный вид процедуры аттестации является добровольным для прохождения, а, следовательно, педагогические работники самостоятельно принимают решение о прохождении такого вида аттестации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155) в п.1.7. пп.5, обозначено, что Стандарт является неотъемлемой основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации [18].
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность» (№ 276 от 07.04.2014 г.) в п.2 обозначена цель аттестации: «Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории» [12].
В Приложении 1 к Приказу Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры» (№ 828 от 24.05.2016 г.) в п.1.3. отмечается, что аттестация педагогических работников проводится по желанию педагогических работников с целью установления квалификационной категории [10].
Анализ нормативно-правовых документов показал, что в их содержании прописаны требования к уровню компетенции педагогических работников дошкольной образовательной организации и их профессионализму. Наличие, либо отсутствие данных компетенций оценивается на основе прохождения педагогами процедуры аттестации (добровольной).
Однако, педагогическая практика показывает, что на сегодняшний день количество педагогов, желающих пройти процедуру добровольной аттестации, снизилось, что в большинстве случаев обусловлено действующей системой мотивации, и уровнем мотивационной готовности педагогов к данной процедуре.
Важно отметить, что от самого педагога, его уровня мотивационной готовности, умения разрешить возникающие трудности зависят результаты прохождения процедуры аттестации. При этом, насколько полно педагоги смогут реализовать свой внутренний и внешний потенциал и повысить уровень саморазвития, зависит уже от руководителя дошкольной образовательной организации.
Современные психолого-педагогические исследования отображают существующую педагогическую реальность того, что педагоги дошкольной образовательной организации являются неподготовленными для самореализации, реализации творческого потенциала, а также представления имеющегося опыта работы педагогическому сообществу как в личностном, так и психологическом отношении.
Это подтверждается и потребностью в проектировании такой системы работы руководителя дошкольной образовательной организации, которая предполагала бы решение сложной задачи - формирование мотивационной готовности педагогического состава к прохождению аттестационных мероприятий.
В связи с вышеизложенным, следует отметить, что рассмотрением вопроса мотивационной готовности педагогов занимаются многие современные исследователи. Но, несмотря на интерес научного сообщества к данной проблеме, вопрос о мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации остается недостаточно изученным.
Таким образом, актуальность и новизна данного исследования определяются требованиями, регламентированными на уровне законодательной базы, предъявляемыми к педагогам ДОО. Актуальность работы также обусловлена запросом практики, которая нуждается в новых методах работы руководителя в отношении педагогических работников. Цель настоящего исследования - обосновать необходимость формирования мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации (по желанию педагогических работников с целью установления квалификационной категории) и представить результаты констатирующего этапа исследования по данному вопросу и пути его решения.
Материал и методы исследования. В данном исследовании представлены теоретические методы исследования: сравнительный анализ и синтез научной психолого-педагогической и методической литературы отечественных и зарубежных авторов, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, а также анализ нормативно-правовых источников и локальной документации ДОО. Эмпирические методы использовались на этапе проведения констатирующего эксперимента: тестирование, анкетирование педагогов ДОО по выявлению исходного уровня сформированности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации; статистические (качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента, методы статистической обработки экспериментальных данных на основе информационных технологий).
Результаты и обсуждение результатов. В научной литературе широко освещается вопрос, связанный с трактовкой определения «готовность», «мотивационная готовность». Однако, к сожалению, практика дошкольного образования не показала к настоящему времени существенных исследований по вопросам мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации. Важно также отметить, что до настоящего времени не существует единого подхода к определению понятия «мотивационная готовность педагогов». Несмотря на имеющиеся расхождения в терминологии, большинство исследователей в структуре готовности к определенной деятельности, в том числе психологической, выделяют мотивационный компонент (Л.И. Божо-вич, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, И.Е. Пискарева и другие).
Исследователь Б.А. Агеев характеризует мотивационную готовность как целостную и достаточно устойчивую систему психических образований личности, которые активируются в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующее состояние психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность личности [1, с. 5].
Мотивационная готовность, по мнению В.Н. Кормаковой, это «целостное, личностное образование, характеризующееся совокупностью внешних и внутренних мотивов» [6, с. 53].
Анализ научных работ, проведенный нами в рамках данного исследования, показал, что в большинстве из них мотивационная готовность рассматривается в рамках деятельностного подхода в качестве компонента психологической готовности к различным видам деятельности. Все исследователи придерживаются единой точки зрения, что решающее значение в формировании психологической готовности принадлежит мотивационному компоненту [19, с. 78], который, как отмечает Р.Д. Санжаева, является «стержневым, своего рода направляющим образованием, так как вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [16, с. 13].
В современных исследованиях учеными подчеркивается, что мотива-ционная готовность к любому виду деятельности - это совокупность устойчивых положительных мотивов, относительно независимых от текущих ситуаций (В.Г. Асеев, Е.И. Ильин, Л.А. Кандыбович, В.Д. Шадриков). При рассмотрении содержания и структуры мотивационной готовности, исследователи приходят к выводу, что она обеспечивает профессиональный интерес, самоактуализацию, самоопределение и самореализацию.
Справедливо отметим, что мотивационная готовность складывается из определенных мотивов, которые позиционируются как причина, повод, желание к реализации какого-либо действия.
В современной психологии подходов к понятию «мотивационная готовность», применимых к педагогической деятельности, достаточно большое количество. При этом все подходы схожи в том, что «мотивационная готовность» - это многоплановый аспект, и, в работах многих психологов подчеркивается роль личностных, и именно, мотивационных факторов как слагаемых успешности различного вида деятельности (Л.Н. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин).
Так, к примеру, А.Б. Корзин дает близкое определение мотивационной готовности, представляющей собой систему совокупностей мотивов, определяющих общее позитивное отношение к деятельности, успешность ее освоения и осуществления. Внутренняя мотивация при этом противопоставляется внешней и представляет собой совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании деятельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности) [5, с. 6].
В связи с этим на основе анализа психолого-педагогической литературы нам представляется возможным скомпилировать разнообразные подходы к определению понятия «мотивационная готовность» педагогов в разных видах деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Анализ трактовки понятия «Мотивационная готовность» в диссертационных исследованиях
Ф.И.О. автора Трактовка понятия «мотивационная готовность»
1 2
Гилёва Ирина Олеговна (2000) Мотивационная готовность - интеграция детерминирующих факторов, берущих начало на физиологическом уровне системной организации человека и проявляющихся на психическом и личностном уровнях [3]
Неделько Елена Геннадьевна (2007) Мотивационная готовность - более сложный конструкт, чем мотивация и содержащий в своей структуре не только установки личности, но и когнитивный, личностный и деятельностный компоненты [9]
Коптяева Ольга Николаевна (2009) Мотивационная готовность педагогов представляет собой совокупность внутренних мотивов, адекватных инновационной деятельности и обеспечивает успешность ее освоения и осуществления [4]
Степанов Вадим Валерьевич (2012) Мотивационная готовность представляет собой интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов рефлексивность, регулятивную способность, мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, внешнюю отрицательную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием, социальный интеллект, способность оценки себя в настоящем, способность оценки своей перспективы [17]
Кутепова Наталья Георгиевна (2016) Мотивационная готовность - интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов совокупность положительных внутренних и внешних мотивов (мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием) адекватных инновационной деятельности и определяющих успешность ее освоения и осуществления [8]
Окончание табл. 1
1 2
Краснорядцева Ольга Михайловна (2016) Мотивационная готовность - готовность действующей личности к трансформации деятельности, изменению мотивов как определяющих деятельность при встрече со значимой информацией, способной повлиять на такую трансформацию [7]
Гаманенко Надежда Павловна (2018) Мотивационная готовность педагогов - интегра-тивное личностное образование, определяющее направленность педагога на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности педагогического коллектива, а также способность выявить найти и реализовать эффективные способы решения проблем [2].
Суммируя вышесказанное, отметим, что мотивационная готовность педагога представляет собой интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов совокупность положительных внутренних и внешних, профессиональных мотивов (мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием).
После анализа научных подходов к проблеме формирования мотиваци-онной готовности педагогов к процедуре аттестации, а также нормативных документов, регламентирующих работу педагогов в данном направлении, в рамках нашего исследования был проведен констатирующий этап эксперимента на базе двух дошкольных образовательных организаций п.г.т. Белый Яр, Сургутского района, ХМАО-Югры - МБДОУ д/с «Теремок» и МБДОУ ЦРР д/с «Соловушка». В эксперименте приняли участие 34 педагогических работника (экспериментальная группа) и 34 педагога (контрольная группа) дошкольных образовательных организаций.
Целью данного эксперимента являлось определение исходного уровня сформированности мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации (по желанию).
Эксперимент проводился в трех направлениях. На начальном этапе нами были определены критерии и показатели мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации (по желанию в целях установления квалификационной категории). За основу мы брали исследования И.О. Гилёвой [3], О.Н. Коптяевой [4], В.В. Степанова [17]. В представленных исследованиях имеются общие основания к рассмотрению критериев мотивационной готовности педагогов: сформированность мотива самосовершенствования; мотива преодоления затруднений; проявление интереса к новшеству и его динамика. Данные критерии и показатели были модифицированы под наше исследование (табл. 2).
Диагностика сформированности мотива самосовершенствования проводилась на основе диагностической методики К. Замфира в модификации А.А. Реана), которая предполагает диагностику мотивации профессиональной деятельности и выявление основных мотивов в профессиональной деятельности. Педагогам предлагалось ответить на семь утверждений, которые необходимо было оценить по 5-бальной системе. Для интерпретации результатов подсчитывались показатели, относящиеся к внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и показатели внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии с прилагаемыми ключами.
Таблица 2
Критерии и показатели мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации
Критерии Показатели Диагностические методики
Сформированность мотива самосовершенствования - осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе; - рефлексивное отношение к своей профессиональной деятельности - самотест «Готовность к саморазвитию» (Т.А. Рата-нова, Н.Ф. Шляхта); - тест «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана)
Сформированность мотива преодоления затруднений - осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; - понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность за принятое решение; - понимание возникающих проблем, связанных с прохождением процедуры аттестации - тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана)
Проявление устойчивого интереса к процедуре аттестации - положительное отношение к прохождению процедуры аттестации (добровольной); - желание повысить уровень заработной платы и уважение со стороны коллег за счет прохождения добровольной процедуры аттестации (на первую или высшую квалификационную категорию); - осмысление и принятие педагогом цели и мотивов к прохождению процедуры аттестации (добровольной) Анкетирование «Выявление потребностей и интересов в вопросах аттестации» (авторская методика В.А. Горбунова)
На основе полученных результатов определялся мотивационный комплекс личности. При этом, важно отметить, что мотивационный комплекс складывается из сочетания трех видов мотивации: внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация и внешняя отрицательная мотивация.
Выполнение данного задания нами оценивалось по следующим показателям: у педагогов преобладает следующий комплекс ВМ>ВПМ>ВОМ, что соответствует высокому уровню, ВМ=ВПМ>ВОМ - средний уровень, ВОМ>ВПМ>ВМ - низкий уровень.
По результатам методики мы выявили, что высокий уровень показателей имеют 15 педагогов (44%) в экспериментальной и 11 педагогов (32%) в контрольной группе. У педагогов с высоким уровнем отмечена устойчивая внутренняя мотивация трудовой деятельности, они ориентированы в профессиональной деятельности на общественную значимость, получение удовлетворения. Внутренняя мотивация в данном случае возникает из потребности самого педагога, он самостоятельно нацелен на повышение своей профессиональной компетентности. К среднему уровню мы отнесли 9 педагогов (27%) в обеих группах. У данных педагогов отмечено преобладание внешней положительной мотивации. Они в большей степени ориентированы на материальное поощрение, возможность продвижения по карьерной лестнице, нацелены на получение одобрения со стороны коллектива, повышение своего
престижа, то есть преобладают стимулы, ради которых они готовы повысить уровень своей квалификации и пройти процедуру аттестации. К низкому уровню мы отнесли 10 педагогов (29%) в экспериментальной и 14 педагогов (41%) в контрольной группе. Для этих педагогов характерна отрицательная мотивация, в их деятельности преобладают такие мотивы как - наказание со стороны руководства, критика, осуждение и другие санкции негативного характера, связанные с прохождением процедуры аттестации.
Второй цикл диагностических мероприятий был направлен на анализ готовности педагогических работников к саморазвитию. На данном этапе мы опирались на диагностическую методику Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта [14], которая представляет собой самотест из 14 утверждений. Авторами предложены следующие направления диагностики: 1) потребность знать самого себя (ГЗС - готовность знать себя: «хочу знать себя»); 2) готовность самосовершенствоваться (ГМС - готовность «могу самосовершенствоваться»).
На основании полученных результатов определялся уровень готовности к саморазвитию по двум заявленным показателям, которые соответствовали следующим уровням: высокий уровень - педагог стремится более глубоко познавать себя, при этом проявляется потребность в действительном самосовершенствовании; средний уровень - педагог желает знать больше о себе, но при этом еще не владеет навыками самосовершенствования; низкий уровень - педагог имеет большие возможности к саморазвитию, однако они не преобладают над желанием понять себя. Также сюда включены педагоги, которые проявляют нежелание работать над собой.
Результаты диагностики показали, что только 11 педагогов (32%) в обеих группах имеют высокий уровень готовности к саморазвитию - они проявляют желание узнать больше о самом себе, считают, что им необходимо меняться, стремятся к продвижению по службе, ощущают потребность в социальном престиже и уважении со стороны других, в более высоком денежном заработке, а также стремятся более глубоко познавать себя, при этом у данных педагогов проявляется потребность в действительном самосовершенствовании. Средний уровень продемонстрировали 8 педагогов (24%) в экспериментальной и 5 педагогов (15%) в контрольной группе. Они частично испытывают удовлетворение от самого процесса работы, осознают свои возможности и полноту самореализации в данной деятельности, но ничего для этого не делают, ощущают потребность в социальном престиже и уважении со стороны других, но не стремятся к продвижению; педагоги желают знать больше о себе, но при этом еще не владеют навыками самосовершенствования. Низкий уровень у 15 педагогов (44%) в экспериментальной и 18 педагогов (53%) в контрольной группе. Педагоги данных групп не испытывают удовлетворение от самого процесса работы, не испытывают желание самореализации в данной деятельности, они не стремятся избежать критики со стороны руководителя или коллег, и возможных наказаний или неприятностей. При этом педагоги имеют большие возможности к саморазвитию, однако они не преобладают над желанием понять себя, либо педагоги проявляют нежелание работать над собой.
Также для выявления уровня сформированности мотива преодоления затруднений нами использовался опросник А.А. Реана [15], который представляет собой анкетный опрос педагогов, состоящий из 20 вопросов. Данная методика позволила выявить, что преобладает среди педагогов «желание добиться успеха» или «избежать неудачи». При интерпретации результатов отмечалось, что чем меньше набрано суммарное значение баллов, тем более выражен страх неудачи; высокое суммарное значение баллов свидетельствует о том, что педагогу ближе мотивация успеха.
Таким образом, набранное суммарное количество баллов соответствовало следующим уровням: 14 до 20 баллов включительно - высокий уровень; от 9 до 13 баллов включительно - средний уровень; от 1 до 8 баллов включительно - низкий уровень.
На основе данной методики мы выявили, что высокий уровень показателей имеют 20 педагогов (59%) в экспериментальной и 17 педагогов (49%) в контрольной группе. У педагогов обеих групп, отнесенных к высокому уровню, отмечается осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; понимание своих проблем, они готовы самостоятельно их решить, нести ответственность за принятое решение. Педагоги уверены в себе, в своих силах, инициативны и активны, к тому же у них проявляется понимание возникающих проблем. К среднему уровню мы отнесли 9 педагогов (27%) в обеих группах. Педагоги данных групп показывают недостаточное понимание своих проблем, не всегда готовы самостоятельно их решить, нести ответственность за принятое решение, проявление инициативы в педагогической деятельности носит эпизодический характер, не всегда проявляется активность с их стороны. Не всегда проявляется настойчивость в достижении цели. К низкому уровню мы отнесли 5 педагогов (15 %) в экспериментальной и 8 педагогов (24%) в контрольной группе. Для данных групп педагогов характерно проявление неуверенности в себе, в своих силах, низкий уровень проявления инициативы или ее отсутствие. Данные педагоги не настойчивы в достижении своих целей. При этом они показывают низкое проявление понимания возникающих проблем.
По результатам двух диагностических методик мы выявили, что высокий уровень показателей готовности педагогических работников к саморазвитию продемонстрировали 15 педагогов (44%) в экспериментальной и 14 педагогов (41%) в контрольной группе; средний уровень - 9 педагогов (26%) в экспериментальной и 7 педагогов (21%) в контрольной группе; низкий уровень - 10 педагогов (30%) в экспериментальной и 13 педагогов (38%) в контрольной группе.
Следующая серия эксперимента была направлена на выявление уровня проявления интереса к процедуре аттестации (по желанию в целях установления квалификационной категории), которая проводилась на основе авторской анкеты «Выявление потребностей и интересов в вопросах аттестации, выявление причин и трудностей, возникающих у педагогов». Анкета предполагала содержание вопросов открытого («Какие причины побуждают вас участвовать в аттестации в целях установления квалификационной категории?», «С какими трудностями, на Ваш взгляд, может столкнуться педагог при прохождении аттестации?») и закрытого типа («Проходили ли Вы процедуру аттестации в целях установления квалификационной категории?», «Хотели бы Вы принять участие в специальных мероприятиях для аттестующихся?», «Если Вы принимали участие в процедуре аттестации, оправдались ли Ваши личные ожидания от прохождения аттестации или участвовали ли в ней из-за необходимости подчиняться решению руководителя?»), направленных на выявление интереса у педагогов к прохождению процедуры аттестации (добровольной), определение основных мотивов и затруднений, движущих педагогами, претендующими на прохождение или непрохождение процедуры аттестации.
По результатам проведения анкетирования были сделаны следующие выводы: большинство педагогов желают принять участие в специальных мероприятиях для аттестующихся; большинство педагогов считают, что наибольшее затруднение в процессе прохождения аттестации вызывает заполнение отчётной документации (отчета о самообследовании); в качестве основных причин, побуждающих участвовать в аттестации на установление квалификационной категории, педагоги отмечают: повышение педагогического мастерства, признание среди коллег, профессиональный опыт, уверенность в себе и своих силах, повышение уровня самообразования, а также некоторые отмечают материальное повышение; при этом большинство педагогов нуждаются в консультативной помощи со стороны руководства дошкольной образовательной организации. Также отмечено, что 15 педагогов (43%) в экспериментальной и 11 (34%) в контрольной группе не проходили
процедуру аттестации в целях установления квалификационной категории, но в ближайшее время планируют ее пройти.
Анализ результатов первой серии констатирующего эксперимента позволил выделить три уровня мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации в двух группах. Для определения исходного уровня сформиро-ванности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации нами были суммированы данные по всем показателям и разделены на количество показателей, таким образом, были найдены средние арифметические значения в двух группах по трем уровням (рис. 1).
Рис. 1. Оценка уровня мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации на констатирующем этапе
Таким образом, педагогические работники, обладающие высоким уровнем сформированности мотивационной готовности, характеризуются как: педагоги, осознающие свои возможности и необходимость работы над собой; проявляющие рефлексивное отношение к своей профессиональной деятельности; осознающие недостаточность достигнутых результатов и желание их улучшить; понимающие свои проблемы, и готовы самостоятельно их решить, нести ответственность за принятое решение; педагоги проявляющие понимание возникающих проблем, связанных с прохождением процедуры аттестации; у данной категории педагогов проявляется положительное отношение к прохождению процедуры аттестации (добровольной) и желание повысить уровень заработной платы и уважение со стороны коллег за счет прохождения добровольной процедуры аттестации (на первую или высшую квалификационную категорию); респонденты принимают цели и мотивы к прохождению процедуры аттестации (добровольной). Средний уровень - педагоги, частично осознающие свои возможности и необходимость работы над собой, проявляющие недостаточную уверенность в себе; не всегда проявляющие рефлексивное отношение к своей профессиональной деятельности; данные сотрудники лишь частично осознают недостаточность достигнутых результатов и желание их улучшить, а также они с трудом понимают свои проблемы, и не всегда готовы самостоятельно их решить, нести ответственность за принятое решение;показывают слабое проявление понимания проблем, связанных с прохождением процедуры аттестации; у данных педагогов иногда проявляется положительное отношение к прохождению процедуры аттестации (добровольной) и желание повысить уровень заработной платы и уважение со стороны коллег за счет прохождения добровольной процедуры аттестации (на первую или высшую квалификационную категорию); не всегда принимают цели и мотивы к прохождению процедуры аттестации (доброволь-
ной). Низкий уровень - педагоги обеих групп не осознают свои возможности и необходимость работы над собой, у них нет четкой уверенности в себе, к тому же они не проявляют рефлексивное отношение к своей профессиональной деятельности; педагоги не осознают недостаточность достигнутых результатов и желание их улучшить; лишь поверхностно понимают свои проблемы, не готовы самостоятельно их решить или нести ответственность за принятое решение; показывают низкое проявление понимания проблем, связанных с прохождением процедуры аттестации, на основе этого у них не проявляется положительное отношение к прохождению процедуры аттестации (добровольной) и желание повысить уровень заработной платы и уважение со стороны коллег за счет прохождения добровольной процедуры аттестации (на первую или высшую квалификационную категорию).
При анализе результатов по каждому из критериев было установлено, что самые низкие показатели были получены в категории «наличие устойчивого интереса к процедуре аттестации» и «сформированность мотива преодоления затруднений», что свидетельствует о недостаточно организованной методической работе, направленной на ознакомление педагогов с процедурой аттестации (нормативно-правовой базой, регламентирующей эту процедуру, отсутствием методического сопровождения аттестующихся, отсутствием системы моральной поддержки), а также о том, что педагоги нуждаются в индивидуальном сопровождении в вопросах саморазвития. Это доказывает необходимость разработки системы работы руководителя, направленной на повышение уровня мотивационной готовности у педагогов к аттестации.
Во второй серии констатирующего эксперимента нами был проведен анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию мо-тивационной готовности педагогов к процедуре аттестации (по желанию на установление квалификационной категории) путём изучения нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность по вопросам аттестации на основе анализа документации руководителя ДОО, нормативно-правовой документации по организации процедуры аттестации, а также анализа деятельности методической службы дошкольной образовательной организации. Были проанализированы должностные инструкции руководителя ДОО, планы-графики проведения мероприятий, касающиеся процедуры аттестации, повышения квалификации, аналитические справки о результатах прохождения процедуры аттестации, по контролю за планами саморазвития педагогов Анализ условий, направленных на формирование мотивацион-ной готовности в ДОО, проводился по таким критериям, как: наличие план-графиков прохождения аттестации, наличие программы подготовки педагогов ДОО к аттестации, создание условий для индивидуального сопровождения педагогов, в том числе педагогического; свободный доступ педагогов к методическим материалам по данному вопросу; полнота и насыщенность методических мероприятий, связанных с повышением компетенций педагогов в вопросах аттестации; наличие свободного доступа к сети Интернет (с целью обобщения педагогического опыта и заполнения электронного портфолио); наличие банка данных аттестованных и желающих пройти данную процедуру; разнообразие форм работы с педагогами.
В результате нами был сделан вывод о том, что на сегодняшний день на законодательном уровне процедура аттестации педагогических работников четко регламентирована и предъявляет определенные требования к педагогам. К тому же структурный анализ исследований по заявленной проблеме показал наличие различного вида подходов и определения понятия «мотиваци-онная готовность педагогов», что свидетельствует о многоплановости содержания включающего данное определения. Далее было установлено, что при оценке уровня мотивационной готовности педагогов результаты были достаточно низкими, что свидетельствует об отсутствии целостной работы методической службы и контроля со стороны руководителя, а также недостаточно организуемых мероприятий для педагогов по вопросам процедуры аттестации.
Установлено, что в основном подобные мероприятия затрагивают лишь поверхностно данное направление, при этом и в той и в другой исследуемых организациях, отсутствуют комплексные планы мероприятий по подготовке и организации аттестации педагогических работников. Проводимые мероприятия в данном направлении фактически не затрагивают сферу повышения уровня мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации и носят достаточно скудный характер: оформляются стенды для аттестующихся, но не организуется индивидуальная работа с «потенциальными» претендентами, у педагогов не всегда есть возможность познакомиться с методическими материалами педагогических работников, прошедших данную процедуру.
Результаты анализа полученных данных говорят о том, что при благоприятных условиях и должной мотивации большинство педагогов от общего числа респондентов готовы совершенствоваться, что свидетельствует о необходимости организации целенаправленного процесса работы с педагогическими кадрами в вопросах саморазвития.
К тому же установлено, что в данных дошкольных образовательных организациях имеются план-графики прохождения процедуры аттестации педагогами, однако не разработаны планы мероприятий по увеличению количества педагогических работников с квалификационными категориями. У педагогов экспериментальной группы отсутствует свободный доступ в сеть Интернет. В контрольной, в свою очередь, существует свободный доступ, но не ведется база методических материалов уже аттестованных педагогов. Анализ должностных инструкций руководителей дошкольных образовательных организаций отобразил, что в компетенциях руководителей данное направление вообще не отображено.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента нами запланирована разработка системы работы руководителя дошкольной образовательной организации, направленной на повышение уровня мотивацион-ной готовности педагогов к процедуре аттестации по четырем направлениям: проектирование методической и административной работы, направленной на выявление и устранение имеющихся затруднений у педагогов, связанных с прохождением процедуры аттестации; обогащение методической и административной работы, связанной с вопросами прохождения аттестации; индивидуализация работы с педагогами с низким уровнем сформированности мотивационной готовности; организация совместной работы с педагогами и педагогом-психологом по вопросам повышения уровня самосовершенствования и нейтрализации наличия отрицательных мотивов у педагогов.
Выводы. Таким образом, в результате исследования установлено, что мотивационная готовность педагогов представляет собой предпосылку успешного прохождения процедуры аттестации по желанию на установление квалификационной категории педагогическими работниками дошкольной образовательной организации, придает данному процессу положительное отношение со стороны педагогов. Педагогические работники, благодаря прохождению данной процедуры, приобретают уверенность в своих силах, готовы решать возникающие в процессе педагогической деятельности проблемы.
Литература
1. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1994. 25 с.
2. Гаманенко Н.П. Формирование готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Пермь, 2018. 27 с.
3. Гилёва И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. пси-
хол. наук; Лесосибирский педагогический институт Красноярского государственного университета. Барнаул, 2000. 22 с.
4. Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук; Вологодский государственный педагогический университет. Ярославль, 2009. 26 с.
5. Корзин А.Б. Формирование мотивационной готовности студентов ссузов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 27 с.
6. Кормакова В.Н. Формирование мотивационной готовности сельских школьников к фермерском труду: автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук; Белгородский государственный университет. Белгород, 2000. 21 с.
7. Краснорядцева О.М. Мотивационная готовность педагогов к использованию психологической информации в диагностической деятельности. URL: https://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a16.html (дата обращения: 25.01.2019).
8. Кутепова Н.Г. Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности. Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск, 2016. 176 с.
9. Неделько Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза: автореф. дис. ... на соис. учен. степ. канд. пед. наук; Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2007. 23 с.
10. Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ № 828 от 24.05.2016. URL: https://depobr-molod. admhmao.ru/upload/iblock/3a7/828.pdf (дата доступа: 10.02.2019).
11. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 272-ФЗ. М.: Проспект, 2015. 160 с.
12. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276. URL: http://base.garant.ru/70662982 (дата доступа: 10.02.2019).
13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №544н от 18.10.2013 г. URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ru (дата обращения: 19.01.2019).
14. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ, Флинта, 2008. 320 с.
15. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 407 с.
16. Санжаева Р.Д. Готовность и её психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 6-16.
17. Степанов В.В. Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук; Тверский государственный университет. Тверь, 2012. 25 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155. URL: http://www.firo.ru (дата обращения: 15.01.2019).
19. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Springer-Verlag: Sci-Tech, Trade, 2013. 372 p.
References
1. Ageev B.A. Motivational readiness of young officers for military service: Ph.D. (Psychology) Thesis. Moscow, 1994. 25 p.
2. Gamanenko N.P. Formation of readiness of College teachers to improve professional pedagogical activity: Abstract of dissertation Ph.D. (Education). Perm state University of Humanities and education. Perm, 2018. 27 p.
3. Gileva I.O. System-structural analysis of motivational readiness for creative activity: Abstract of dissertation Ph.D. (Psychology). Barnaul, 2000. 22 p.
4. Koptyaeva O.N. Motivational readiness of teachers to innovative activity: Abstract of dissertation Ph.D. (Psychology); Vologda state pedagogical University. Yaroslavl, 2009. 26 p.
5. Korzin A.B. Formation of students' motivation readiness for professional activity: Abstract of dissertation Ph.D. (Psychology). Yaroslavl, 2006. 27 p.
6. Kormakova V.N. Formation of motivational readiness of rural students to farm work: Abstract of dissertation Ph.D. (Education) / Belgorod state University. Belgorod, 2000. 21 p.
7. Krasnoryadtseva O.M. motivational readiness of teachers to use psychological information in diagnostic activities. Available at: https://www.altspu.ru/Journal/ pedagog/pedagog_7/a16.html (date accessed: 25.01.2009).
8. Kutepova N.D. Formation of teachers ' motivational readiness for innovative activity. Chelyabinsk state pedagogical University: Chelyabinsk, 2016. 176 p.
9. Nedelko E.G. formation of motivational readiness for professional mobility of University students: Abstract of dissertation Ph.D. (Education) . Magnitogorsk state University / Magnitogorsk, 2007.23 pp.
10. About certification of pedagogical employees of the organizations performing educational activities on the territory of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra : Order of the Department of education and youth policy of the Khanty-Mansiysk Autonomous district-YUGRA № 828 from 24.05.2016. Available at: https:// depobr-mold.admhmao.EN/upload/iblock/3a7 / 828.pdf. (date accessed: 10.02.2009).
11. On education in the Russian Federation: Federal law dated 29.12.2012, № 272-FZ. Moscow: Prospect, 2015. 160 pp. (in Russian).
12. About the statement of the order of carrying out certification of pedagogical workers of the organizations performing educational activity : Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of April 7, 2014 N 276. Available at: http: // base.garant.ru / 70662982/ (date accessed: 10.02.2009).
13. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)": Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation N 544n of 18.10.2013. Available at: http://npo<£cTaHflapTnep;arora.p<£/npo<£cTaHflapT-negarora/ru (date of application: 19.01.2019) (in Russian).
14. Ratanova T.A., Gentry N.F. Psychodiagnostic methods for the study of personality. Moscow: MPSI, flint, 2008. 320 p.
15. Rean A.A. Psychology of personality. SPb.: Praym-2007. 407 p.
16. Sanjeeva R.D. Readiness and its psychological mechanisms, Vestnik of Buryat state University. Education. Personality. Society. 2016, N 2, pp. 6-16 (in Russian)
17. Stepanov V.V. Psychological support of motivational readiness of teachers for innovative activity: Abstract of dissertation Ph.D. (Psychology). Tver State University. Tver, 2012.25 pp.
18. Federal state educational standard of preschool education / Approved by the Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 17, 2013 N 1155. Available at: http://www.firo.ru ahhh! (date accessed: 15.01.2009) (in Russian).
19. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. Springer-Verlag: Sci-Tech / Trade, 2013.372 p.