Научная статья на тему 'Международный сетевой кластерный проект «Одаренному ребенку - одаренный педагог»'

Международный сетевой кластерный проект «Одаренному ребенку - одаренный педагог» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENCE EDUCATION / СЕТЕВАЯ КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ / NETWORK CLUSTER STRATEGY DEVELOPMENT OF TEACHERS / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходимцева Анна Петровна

Рассматривается проблема профессионального самоопределения одаренных школьников и недостаточный уровень компетентности педагогов для сопровождения этого процесса. В качестве комплексного решения этих проблем описан формат международного сетевого кластерного проекта «Одаренному ребенку одаренный педагог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International network cluster project «A Gifted Teacher for a Gifted Child» - development of a teacher in the field of professional self-determination of students

Considers the problem of professional self-identification of gifted students and the insufficient level of competence of teachers to accompany this process. As a comprehensive solution to these problems is described the format of the international network of the cluster project «A Gifted Teacher for a Gifted Child».

Текст научной работы на тему «Международный сетевой кластерный проект «Одаренному ребенку - одаренный педагог»»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Международный сетевой кластерный проект «Одаренному ребенку — одаренный педагог»

Профессиональное самоопределение одаренных обучающихся — предмет многочисленных научных исследований и обсуждения специалистов-практиков. Свой вклад в решение данной проблемы внесли педагоги (ученые и практики) и методисты ряда научных и образовательных организаций Москвы, которые разработали и реализуют проект «Сетевое сообщество творческих педагогов «Виртуальная мастерская».

СУХОДИМЦЕВА Анна Петровна,

старший научный сотрудник лаборатории теории непрерывного образования ФГБНУ «Институт стратегии и теории образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук, Москва

Аннотация

Рассматривается проблема профессионального самоопределения одаренных школьников и недостаточный уровень компетентности педагогов для сопровождения этого процесса. В качестве комплексного решения этих проблем описан формат международного сетевого кластерного проекта «Одаренному ребенку — одаренный педагог».

Ключевые слова:

одаренные дети, естественно-научное образование, сетевая кластерная стратегия развития педагогов, информационно-коммуникационная образовательная среда.

32

Известно, что для одаренных детей инновационная позиция является естественной и органичной, так как они с детства — исследователи и новаторы. Основа личностных качеств, необходимых для успешной карьеры, закладывается у одаренных детей очень рано [2]. Вырастая, одаренный ребенок становится при определенных условиях одаренным взрослым — способным к освоению сложных, информационно насыщенных профессий, готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда; специалистом, который умеет анализировать, творчески, продуктивно выполнять свои обязанности, совмещать различные виды деятельности в рамках одной профессии, а также в случае необходимости менять ее и пр. В связи с этим бывшие одаренные школьники являются самым востребованным и ожидаемым ресурсом на рынке труда и в высших учебных заведениях. Одаренный выпускник сразу становится предметом пристального внимания современного работодателя — работодателя постиндустриального общества.

Особый подход

Успех «превращения» одаренного ребенка в одаренного взрослого — одаренного специалиста зависит от многих факторов. Среди них психологические преграды успешности одаренного ребенка (по Heylighen):

- огромный запас фактов и знаний, отличная долговременная память и — скука и нетерпение в классе, неприязнь к школе;

- высокие темповые характеристики мышления («быстрый мыслитель») и разочарование в тех, кто по сравнению с ним мыслит медленно;

- высокая проницательность и раздражительность от низкого уровня школьных работ;

- радикальность решений и разочарование в людях оттого, что его не понимают;

- толерантность к неопределенности, сложности и трудности в принятии решений и построении карьеры и др. [1].

Причинами трудностей в развитии карьеры одаренных детей, по мнению ученых, являются их множественный потенциал или, напротив, узость интересов и неумение выйти за рамки своей одаренности [1;2].

Существенной преградой может стать также сведение процесса профессионального самоопределения школьников к традиционной профориентационной работе с ними. В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.

Во многом снятие этих проблем и осуществление процесса успешной адаптации одаренных детей к миру профессий зависят от организации их образовательного пространства (его оснащенности в том числе), участия и заинтересованности родителей, представителей учебных профессиональных заведений и органов власти, ученых, работодателей и пр. Создание условий для психологической поддержки одаренных детей также подготовит почву для преодоления всех возможных кризисов на пути к карьере и самореализации.

Таким образом, чтобы одаренный ребенок нашел свой путь к успеху и состоялся как одаренный специалист, проблему его профессионального самоопределения необходимо решать комплексно — с привлечением всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.

Сетевая площадка для педагогов

Свой вклад в решение проблемы профессионального самоопределения одаренных обучающихся внесли педагоги-ученые, педагоги-практики и методисты научных и образовательных

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

организаций Москвы. Они разработали и реализуют проект «Сетевое сообщество творческих педагогов «Виртуальная мастерская» [4].

Основной формой существования сообщества является создание и реализация индивидуальных и коллективных авторских проектов участников.

За шесть лет деятельности сообщества был реализован ряд проектов, среди них — международный «Фестиваль педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» [3]. Использована сетевая кластерная стратегия развития педагогов. Цель кластера — целенаправленное развитие одной из научных или практических проблем путем стимулирования одновременно группы направлений, связанных непосредственно с разработкой качественного конкретного продукта. Сеть же, как структура обеспечения связи между субъектами, позволила оптимизировать деятельность посредством горизонтального взаимодействия участников проекта, открыла возможность с максимальной скоростью обмениваться информацией, создать собственные каналы информации. Сегодня проект объединяет городские вузы, образовательные организации, бизнес-структуру, научные организации, представителей искусства, писателей, некоммерческую организацию, педагогов из регионов, специалистов из-за рубежа.

Международное сотрудничество

В рамках Фестиваля организуются площадки, предоставляющие педагогам возможность общаться с учеными, делиться своим опытом, изучать технологии зарубежных коллег, получать профессиональную поддержку. Одной из таких площадок стала Международная конференция «Развитие средств естественно-научного образования», которая проходила с 31 октября по 1 ноября 2014 года в Софии (Болгария). Целью участия в конференции являлось знакомство с международными тенденциями развития средств естественно-научного образования (дошкольного и школьного), становления научной карьеры школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности, и профессиональной компетентности педагогов, организующих детскую научно-исследовательскую деятельность.

Блок выступающих от России был представлен в формате пленарных докладов и мастер-классов. Одним из трех ключевых докладов конференции стал доклад на тему «Сетевое сообщество педагогов как фактор развития детской научно-исследовательской деятельности» (А. П. Суходимцева).

В докладе были раскрыты тенденции и стратегия национальной политики и практики России в области естественно-научного образования. Основная его часть была посвящена проблеме повышения профессионального уровня педагогов, их готовности создавать образовательные условия для развития науч-

но-исследовательскои деятельности учеников, процесса их профессионального самоопределения, в том числе и одаренных обучающихся. Как пример решения данноИ проблемы рассматривался формат повышения квалификации педагогов в рамках международного фестиваля педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог». Особый интерес и вопросы вызвала представленная специализированная информационно-коммуникационная образовательная среда фестиваля, позволяющая аккумулировать интеллектуальный потенциал и ресурсы участников проекта, транслировать их научные и практико-ори-ентированные работы, активно использовать информационно-коммуникационные технологии. Компонентами среды являются: сайт сообщества «Виртуальная мастерская»: www. vmdar.ru; сайт фестиваля: http://odarfest.wix. com/pedagog; интернет-магазин для одаренных: http://odarfest.ru; интернет-телевидение: http:// www.webinar+comdi.com.

По результатам выступления российских участников конференции получены предварительные устные соглашения о сотрудничестве в области развития средств естественно-научного образования (дошкольного и школьного), профессиональной компетентности педагогов, работающих в области развития исследовательской деятельности обучающих и становлении их научной карьеры.

Литература

1. Комаров Р. В. Психологические аспекты одаренности учащихся: специфика, преграды успешности, инновационный инструментарий // Системная психология и социология. — № 11. — 2014. — С. 62-70.

2. Романова Е. С. Одаренный выпускник на рынке труда / Е. С. Романова, С. Ю. Решетина // Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм: Сб. матер. 5-го Междунар. фест. педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» / Сост. А. П. Суходимцева, М. М. Гордон. — М.: МАОРИ, 2014. — С. 35-43.

3. Суходимцева А. П. Фестиваль «Одаренному ребенку — одаренный педагог» — сетевой кластерный проект сопровождения профессионального развития педагогов, работающих с одаренными детьми, российских и зарубежных специалистов // Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм: Сб. матер. 5-го Междунар. фест. педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» / Сост. А. П. Суходимцева. — М.: МАОРИ, 2014. — С. 10-16.

4. Sukhodimtseva A. P. Network projects as an innovative from of lifelong education//Lifelong learning: Continuous education for sustainable development: proceedings of the 12th International Conf.: in 2 pts. / arr. N. A. Lobanov; sci. ed. N. A. Lobanov, V. N. Skvortsov; Pushkin LSU, Res. Inst. soc.-econ. and ped. problems of contin. educ. — Vol.12. — SPb. : Pushkin LSU, 2014. — Pt. II. — 330 p.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 1/2 2015

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.