Научная статья на тему 'К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда'

К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходимцева Анна Петровна

В статье рассматривается проблема создания условий развития проектной компетентности как ключевой составляющей характеристики конкурентоспособности педагогов общего образования. В качестве решения проблемы описан формат международного сетевого кластерного проекта «Одаренному ребенку — одаренный педагог»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда»

К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда

Проблема конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда связана с новыми социально-экономическими отношениями, новой ситуацией в образовании, новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов. Ключевой составляющей конкурентоспособности педагогов общего образования становится проектная компетентность.

СУХОДИМЦЕВА Анна Петровна,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории теории непрерывного образования Института стратегии образования Российской академии образования, Москва

Аннотация

В статье рассматривается проблема создания условий развития проектной компетентности как ключевой составляющей характеристики конкурентоспособности педагогов общего образования. В качестве решения проблемы описан формат международного сетевого кластерного проекта «Одаренному ребенку — одаренный педагог»

Ключевые слова:

конкурентоспособность педагога, проектная деятельность, ФГОС. компетентностный подход

Говоря о новых социально-экономических отношениях, мы имеем в виду рынок педагогических услуг, где работодатель ожидает от педагога качественно оказанных образовательных услуги потребителю, а педагог ожидает получить достойное вознаграждение за свой труд в соответствии с его рыночной стоимостью.

Что касается новой ситуации в образовании, то речь идет о постиндустриальном образовании, то есть о понимании образования как «достояния личности как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры» (А. М. Новиков).

Новые требования к профессиональной деятельности педагогов предъявляет профессиональный стандарт педагога, в котором общая трудовая функция рассматривается как «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» и «педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» [3].

Все вышесказанное определяет рамки понятия конкурентоспособности педагога. Конкурентоспособность — это способность специалиста доказать свою компетентность, выиграть соперничество на рынке труда [2]. С педагогической точки зрения конкурентоспособность понимается (по О. Ф. Чупровой) как стратегическое качество личности, позволяющее педагогу быть востребованным среди других в условиях конкуренции. Это качество предполагает наличие у педагога высокого уровня самостоятельности и гибкости мышления, педагогической рефлексии, стрессоустой-чивости и потребности в успешной деятельности [1].

Как показывает практика, педагоги с такими качествами — достаточно редкое явление в российском общем образовании.

Основа профессиональной деятельности педагога

Необходимость решения данного вопроса вызвала ряд научных публикаций педагогов-ученых, психологов, практиков образования (В. И. Андреев, Ю. А. Конаржевский, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, О. Н. Филатов, Д. В. Чернилевский, О. Ф. Чупрова, Т. И. Шамо-ва и др.). Дискуссии продолжаются. По-прежнему актуальна тема о формировании в составе профессиональных компетенций педагога компетенций, которые содержат основы педагогического и социального проектирования, маркетинга образовательных услуг и пр., что позволило бы повысить продуктивность профессиональной деятельности педагога и его конкурентоспособность в системе образования.

Выскажем нашу позицию относительно конкурентоспособности современного педагога.

В связи с развитием проектно-технологи-ческой организационной культуры современного общества образовательная деятельность педагога рассматривается сегодня в аспекте образовательного проекта (подход А. М. Новикова), в рамках которого он имеет возможность эффективно организовывать и осуществлять профессиональную деятельность. Почему верно это утверждение? Потому что проект является основой для оптимальной организации профессиональной деятельности педагога в любых, даже самых непредвиденных, условиях. Следуя логике проекта, педагог осуществляет завершенный цикл продуктивной деятельности, направленной на решение личностно значимых профессиональных проблем, преобразование объекта в образовательной практике, получение объективно или субъективно нового результата. В процессе этой деятельности развивается и личность педагога. С другой стороны, проект выступает и результатом деятельности, так как профес-

ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

сиональная деятельность современного педагога направлена на создание и реализацию педагогического проекта.

Таким образом, проектно-технологический подход позволяет выстроить проектное содержание деятельности педагога и организовать саму проектную деятельность.

Проектирование педагогической деятельности

Если мы говорим о проектировании как о компоненте практической педагогической деятельности, то необходимо определить объекты проектирования в общем образовании.

В условиях динамичной образовательной практики педагогу приходится сталкиваться с отсутствием необходимых для эффективной профессиональной деятельности специальных средств или условий, ресурсов и т. п. Сегодня в ситуации реализации ФГОС педагогу приходится разрабатывать проекты курсов, занятий, образовательной среды и т.п., так как практически отсутствует весь необходимый учебно-методический комплект. Достижение «универсальных учебных действий» как результата образования предполагает также проектирование педагогом образовательной деятельности обучающихся. А. М. Новиков называет обобщенный объект проектирования — педагогическую систему — единством системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей. По сути, профессиональную деятельность педагога можно рассматривать как деятельность последовательной разработки и реализации взаимосвязанных педагогических проектов, направленных на развитие жизненного опыта обучающихся в условиях постоянно изменяющейся образовательной практики. Таким образом, проектирование становится необходимым видом профессиональной деятельности педагога, овладение которым является социальным требованием.

Если проектную деятельность рассмотреть с позиции компетентностного подхода, заявленного в настоящее время основным подходом к образованию, то достижение этого требования может выражаться в категориях «компетентность» и «компетенция». Следовательно, можно говорить о проектной компетентности как о ключевой составляющей характеристики конкурентоспособности педагога общего образования [5].

Самая большая проблема заключается именно в формировании и развитии проектной компетентности педагога. Компе-тентностный уровень педагога, по мнению В. В. Серикова, достигается в ситуациях, моделирующих условия реальной педагогической деятельности, при самостоятельной формулировке и решении реальных образовательных проблем в условиях применения проектно-ис-следовательских технологий обучения, в том

числе с использованием информационно-коммуникативных средств. Создать такие условия достаточно сложно. Требуется участие одновременно нескольких специалистов: ученых, методистов, психологов, педагогов-практиков. Этот процесс еще в самом начале, а перед педагогами уже сегодня стоит задача конкурентоспособности на российском рынке труда. Достижение этой цели напрямую зависит от продуктивного взаимодействия всех заинтересованных лиц, структур, организаций. А еще более необходимо решить задачу развития проектной компетентности педагогов на уровне органов управления образованием.

Фестиваль педагогического творчества

Между тем в образовательной практике делаются попытки создать такие условия. Одним из примеров является Международный фестиваль педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» — проект, который позволяет объединять усилия и ресурсы образовательных организаций общего и высшего образования, органов власти, бизнес-структур, методистов, ученых, педагогов-практиков, психологов, представителей культуры и искусства из России и других стран. Фестиваль проводится при научной поддержке сотрудников лаборатории теории непрерывного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Для участников Фестиваль — это не конкурс, а возможность получить опыт решения профессиональных проблем в тренировочных условиях при поддержке педагогов-практиков, ученых, методистов; реализовать свои педагогические идеи; опубликовать материалы; найти единомышленников и реализовывать совместные проекты.

В проведении Фестиваля выделяют три этапа. Первый этап — «Педагогическая статья» — организован для того, чтобы помочь педагогам осознать и описать свой успешный профессиональный опыт в практике развития одаренности детей или поддержать педагогическую идею, помочь оформить ее для реализации. Второй этап ориентирован на достижение целей профессионального стандарта педагога, требований ФГОС, где есть требование к профессионализму в области проектирования образовательного процесса и образовательных программ. Участники Фестиваля создают проект занятия и реализуют его. Третий этап — «Презентация» — позволяет предъявить проект педагогическому сообществу и получить обратную связь от коллег. Таким образом, педагоги, участвуя в Фестивале, проходят непосредственно весь жизнен-

Конкурентоспособность — это способность специалиста доказать свою компетентность, выиграть соперничество на рынке труда

Проектно-технологический подход позволяет выстроить проектное содержание деятельности педагога и организовать саму проектную деятельность

ный цикл проекта (он для них как основа деятельности), учатся создавать педагогический проект в рамках своей профессиональной деятельности.

В соответствии с Положением проект занятия должен представлять собой актуальную разработку по тематике Фестиваля, содержать пояснительную записку и все необходимые структурные элементы, а также конкретное описание по его реализации на практике.

В пояснительной записке указывается информация о разработчике и проекте, дается общая характеристика проекта занятия. Проекты, получившие положительную оценку экспертов, публикуются в сборнике материалов Фестиваля. Как показала экспертиза материалов 5-го Международного фестиваля в 2014 году [4], самым сложным для участников было выдержать причинно-следственную связь в проекте занятия — «цель — планируемый результат — задачи», предоставить мониторинг достижения запланированного результата, а также четко отразить тематику одаренности. Тем не менее эксперты отобрали для печати достаточное количество фрагментов проектов занятий, уроков, внеклассных мероприятий, разработанных участниками, в которых сделаны попытки выдержать критерии, разработанные организаторами Фестиваля [6].

В рамках Фестиваля у педагогов есть возможность пройти курсы повышения квалификации. Например, предложена одобренная экспертным советом Департамента образования г. Москвы программа краткосрочных курсов повышения квалификации (72 часа) «Проектирование образовательного процесса одаренных детей» с использованием специализированного виртуального пространства (http://vmdar. ги). Курс лекций, проектные семинары/вебинар, практические занятия, а также самостоятельная работа слушателей в совокупности дают педагогам возможность детально спроектировать педагогический процесс и достичь образовательных целей в области развития, обучения и воспитания одаренных детей, а также развивать учебные веб-ресурсы.

Параметры конкурентоспособности педагогов

Таким образом, условия проекта Фестиваля способствуют развитию проектной компетентности как ключевой составляющей характеристики конкурентоспособности педагогов общего образования по следующим параметрам:

Сегодня можно говорить о проектной компетентности как о ключевой составляющей характеристики конкурентоспособности педагога общего образования

Международный фестиваль педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» проводится при научной поддержке сотрудников лаборатории теории непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО

• относительно личности педагога. Процесс развития проектной компетентности связан с проектным содержанием деятельности, что позволяет проявлять собственную инициативу, личностные замыслы и выстраивать образование на «опережение»;

• относительно образовательного процесса. Проект обеспечивает возможность учиться постоянно, без относительно длительных перерывов в рамках курсовой и межкурсовой подготовки или заниматься самообразованием, научной деятельностью. Сегодня несколько педагогов-участников Фестиваля продолжают развивать идею своих проектов в рамках диссертационного исследования на базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Непрерывность выстроена посредством включенности педагога непосредственно в образовательный процесс и обеспечивает преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому.

• относительно организационной структуры образования. Осуществляется связь в сети образовательных и научных организаций с учетом преемственности образовательных программ и требований государственной образовательной политики.

Литература

1. Евплова Е. В. Состояние проблемы формирования личностной конкурентоспособности будущего педагога /Профессиональное образование в России. № 4. — 2011. — С. 123-127. [Электронный ресурс] // URL: http:// journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped15/ped_20.pdf.

2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф Закировой. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России №544н от 18 окт. 2013 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

4. Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм: сборник материалов 5-го Международного фестиваля педагогического творчества «Одаренному ребенку — одаренный педагог» / Сост. А. П. Суходимцева, М. М. Гордон. — М. : МАОРИ, 2014. — 260 с.

5. Суходимцева А. П. Развитие проектной компетентности педагога в условиях муниципальной методической службы: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011.

6. Суходимцева А. П. Как спроектировать занятие по развитию детской одаренности с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов. — М. : РЕГЕНС, 2014. — 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.