Научная статья на тему 'Принципы развития системы непрерывного образования, определяющие социальный феномен ее устойчивого развития на уровне общего образования'

Принципы развития системы непрерывного образования, определяющие социальный феномен ее устойчивого развития на уровне общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы / устойчивое развитие / непрерывное профессио-нальное образование / уровни общего образования / sustainable development principles / continuous professional education / levels of General education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходимцева Анна Петровна

Раскрыта значимость реализации принципов развития системы непрерывного образования, определяющих социальный феномен ее устойчивого развития на уровне общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about the importance of implementation of principles of continuous ed-ucation system development, defining the social phenomenon of sustainable development at the level of General education.

Текст научной работы на тему «Принципы развития системы непрерывного образования, определяющие социальный феномен ее устойчивого развития на уровне общего образования»

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ЕЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВНЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. П. Суходимцева

Раскрыта значимость реализации принципов развития системы непрерывного образования, определяющих социальный феномен ее устойчивого развития на уровне общего образования.

This article is about the importance of implementation of principles of continuous education system development, defining the social phenomenon of sustainable development at the level of General education.

Ключевые слова: принципы, устойчивое развитие, непрерывное профессиональное образование, уровни общего образования.

Key words: sustainable development principles, continuous professional education, levels of General education.

Прежде чем раскрыть содержание принципов, представим взятое нами за основу определение термина «устойчивое развитие» на уровне общего образования. Устойчивое развитие системы непрерывного образования на уровне общего образования понимается как процесс реализации образовательными организациями взаимосвязанных профессиональных образовательных программ, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональной компетентности в течение всей жизни, а также постоянное повышение (и расширение) квалификации педагогов дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования с целью обеспечения условий для развития творчества воспитанников и обучающихся и достижение всеми требуемых ФГОС образовательных результатов.

Идеям устойчивого развития посвящена и Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.», которая связана с непрерывным образованием. В программе поставлена одна из задач - формирование «гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации» [1]. Под системой в первую очередь понимается система образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития личности человека в соответствии с ее потребностями и социально-экономическими требованиями [3, с. 345], а во вторую - организационные структуры (организации) на различных уровнях образования. Следовательно, программы образовательных организаций и их взаимодействие должны быть выстроены так, чтобы, как того требует закон, обеспечить возможность реализации права человека на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Важным фактором с позиции ФГОС (нового поколения), влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания,

174

является состояние кадрового потенциала на всех уровнях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего). Тем самым для того, чтобы педагогические кадры общего образования могли обеспечить требуемый ФГОС образовательный результат, необходимо обеспечить непрерывный процесс профессионального развития педагогов дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

В качестве исходной позиции для разработки принципов развития системы непрерывного образования использовались сетевой, интегративный, кластерный, проектно-технологический, деятельностный, личностный, компетентность^ подходы. Далее назовем принципы и раскроем их содержание.

Принцип интегративного роста и сетевого взаимодействия предполагает выстраивать вертикальную и горизонтальную интеграцию организационных структур (организаций) системы непрерывного профессионального образования на уровне общего образования и системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение непрерывного процесса профессионального развития педагогов дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в соответствии с потребностями и социально-экономическими требованиями. Принцип интегративного роста предполагает следующее: (а) интеграцию идей; (б) наличие единой цели, отвечающей общим интересам и способствующей реализации потребностей каждого из включенных в деятельность; (в) единые пространственные и временные рамки участников, создающие возможность обмена действиями и информацией; (г) совместность усилий, согласованность, которая стимулирует чувство персональной ответственности и обязательств перед другими группами и их целями; (д) разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, уровнем компетентности исполнителей и др. Интеграция позволяет минимизировать издержки и максимально использовать как внутренние, так и привлекаемые самостоятельно внешние ресурсы.

Эффект интеграции можно усилить за счет реализации принципа кластерного взаимодействия. Возможно получение нового качественного результата за счет развития субъектов в процессе работы над проблемой на основе устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества отдельных участников или кластера в целом.

Реализация принципа проектного содержания и проектной организации деятельности на уровне общего образования позволяет в системе непрерывного образования организовать образовательные процессы опережающего характера, создавать условия для овладения педагогами способами преобразования действительности, решения проблемных ситуаций, разрабатывать и применять эффективные методы и технологии непрерывного образования.

Предложенные принципы, с одной стороны, ориентируют на возможность выстраивания стратегии устойчивого развития системы непрерывного образования, а с другой стороны, учесть требования личностноориентированного подхода в непрерывном образовании, который предпола-

175

гает (по Т. Ю. Ломакиной) [2, с. 112]: (а) создание условий для развития всех субъектов образовательного процесса; (б) разработку действительных стимулов (побуждений социального и профессионального развития субъектов образовательного процесса, их профессионально важных качеств в условиях эмоциональной комфортности и социальной защищенности; (в) внедрение в образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития личности с учетом вариативности образования, направленного на расширение возможностей профессионального самоопределения и развития; (г) организацию учебного пространства, предусматривающего деверсификацию образовательных программ и образовательных учреждений.

На практике разработанные нами принципы были реализованы в рамках сетевого проекта «Фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"» [3]. Педагогу в проекте обеспечена возможность учиться постоянно, без относительно длительных перерывов в рамках курсовой и межкурсовой подготовки или заниматься самообразованием, в том числе по развитию проектной компетентности. Непрерывность образовательного процесса выстроена через включенность педагога в сам образовательный процесс и обеспечение преемственности образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому.

В рамках проекта интегрирована работа между Национальным центром ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ, Институтом стратегии и теории образования Российской академии образования, Московским городским педагогическим университетом и др. Тематическим полем, объединяющим содержание их деятельности в рамках непрерывного образования, является проблема развития детской одаренности. Сам же проект выступает определенной локальной системой реализации принципов развития системы непрерывного образования.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).

2. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006. - 221 с.

3. Одаренному ребенку - одаренный педагог. Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм / сост. А.П. Суходимцева, М.М. Гордон; науч. ред. д-р психол. наук, проф. Е. С. Романова: сб. материалов 5-го Междунар. фестиваля пед. творчества. - М.: МАОРИ, 2014. - 260 с.

4. Профессиональная педагогика: учеб. / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.