^^ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ^ОБрАЗОВАНИЯ^
А. АРЕФЬЕВ, зам. директора Центр социологических исследований Министерства образования и науки РФ
Производство знаний и экспорт образовательных и научно-технических услуг превратились в XXI в. в один из наиболее востребованных и перспективных продуктов человеческой деятельности и стали действенными факторами стимулирования экономического роста. Всемирная торговая организация включила образование в список услуг, торговля которыми, в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (General Agreement Trading Service), регулируется ее положениями (речь идет о свободе транснационального перемещения учащихся и преподавателей, образовательных программ, деятельности образовательных учреждений в национальном и международном масштабах и т.д.). И это не случайно, ибо финансовые показатели мирового рынка образовательных услуг, включая языковые курсы, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование и т.д., достигают 100 млрд. долл. США (в т.ч. международные услуги высшей школы приносят более 50 млрд. долл. США). Поэтому обучение иностранныхграждан стало действенным фактором экономического роста.
К сожалению, России как по объективным, так и по субъективным причинам достаются лишь «крохи» от этого «финансового пирога», а российская экономика страны с всё ещё сохраняющимся сырьевым уклоном весьма далека от того, чтобы именоваться «экономикой знаний».
В ближайшие годы многие российские вузы будут испытывать возрастающие трудности с набором абитуриентов вследствие
Международный рынок образовательных услуг и российские вузы
(Статья первая)
депопуляции населения РФ и сокращения численности молодежи. Достаточно сказать, что с 1990 по 2005 гг. число молодых россиян в возрасте до 19 лет уменьшилось более чем на 10 млн. человек - с 44,2 млн. до 34,1 млн.1, и в последующее десятилетие эта тенденция сохранится, сужая базу профессионального образования, в том числе высшего2.
Численность выпускников 11-х классов российских школ и гимназий - потенциальных абитуриентов отечественных вузов - с 2005 по 2010 гг. сократится почти в 2 раза (с 13,6 млн. чел. до 7,5 млн. чел.). В равной мере уменьшатся и ежегодные цифры приема на учебу в высшей школе (с 841,3 тыс. чел. в 2004/2005 учебном году до 476,2 тыс. чел. в 2010/2011 учебном году). Приближающаяся «демографическая яма», а также принятие закона об отмене ряда отсрочек при призыве на срочную военную службу, ликвидация военных кафедр во многих вузах ставят перед российской высшей школой вопрос о поиске абитуриентов за пределами страны, дабы избежать сокращения преподавательского состава и закрытия самих образовательных учреждений.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию (май 2006 г.), содержался призыв перейти на инновационный путь развития, оказать значительную поддержку отечественной системе образования и науки. В этой связи большое значение имеют совершенствование международных связей российских вузов, их эффективная интеграция в мировое образовательное пространство.
Еще в 2002 г. в стране была разработана Концепция государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, согласно которой приоритетность в обучении иностранных граждан в российских вузах должна отдаваться представителям стран СНГ, российским соотечественникам, оказавшимся после распада СССР за границей. Перед российской системой высшей школы поставлена непростая задача привлечь талантливую молодежь из бывших советских республик для развития отечественной науки и образования в приоритетных областях экономического, научно-технического и социального прогресса.
Каковы же на сегодняшний день результаты усилий государственных органов, самих российских высших учебных заведений, каково место наших вузов на мировом рынке образования, тенденции в обучении иностранных граждан в России и экономическая отдача от их обучения?
Каждый год множество людей отправляются в различные страны мира с учебными целями. Одни едут для изучения иностранного языка, другие - для обучения в зарубежных школах, колледжах и вузах, для прохождения стажировок, на курсы повышения квалификации или переподготовки. Общее число иностранных граждан - потребителей различных образовательных услуг ежегодно растет и в настоящее время, по нашим подсчетам, достигает 5 млн. чел.
Основной объем образовательных услуг приходится на англоязычные страны, и это не случайно, ибо английский язык является сегодня наиболее востребованным и распространенным в мире иностранным языком. По оценкам экспертов, английским как иностранным в той или иной мере владеют более миллиарда человек (еще для почти 500 млн. чел. английский является родным или вторым языком). Наиболее масштабно обучение английскому языкуграждан раз-
личных стран ведется в Великобритании. Число ежегодно приезжающих на языковые курсы в эту страну (наибольший наплыв обучающихся, преимущественно школьников, но также студентов и взрослых, наблюдается летом) составляет почти 600 тыс. чел. Считается, что именно в этой стране, а не в США, Ирландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, на Мальте и т.д., можно выучить классический («правильный ») английский язык. Если учесть, что месячная стоимость языковых курсов в Великобритании вместе с платой за проживание и некоторыми другими сопутствующими расходами составляет около 2000 фунтов стерлингов (а немалая часть иностранных граждан изучает английский язык не только на краткосрочных языковых курсах, но и в течение всего академического года), то британская экономика получает ежегодный доходза проживание и обучение иностранцев английскому языку в несколько миллиардов фунтов стерлингов. Значительными являются доходы от самих языковых курсов для иностранцев и в других англоязычных странах. О размерах международного рынка услуг по обучению английскому языку можно судить по данным табл. 1.
Так как часть языковых курсов для иностранцев совмещается с культурными программами, туризмом, профессиональной деятельностью либо имеет целью продолжение образования в зарубежных школах, колледжах или университетах, это служит дополнительным стимулом для развития соответствующих учреждений и секторов национальной экономики. Многие государства рассматривают сферу образовательных услуг для иностранных граждан как одну из своих важнейших экспортных отраслей. Например, в США она приносит многомиллиардные доходы (14 млрд. долл. США в 2005 г.) и считается пятой по значимости в экспорте услуг. В Новой Зеландии по решению Парламента страны в декабре 2002 г. был создан специальный Фонд развития отрасли экспорта образовательных
Таблица 1
Показатели сферы услуг по обучению иностранных граждан английскому языку (2005 г.) 3
Страны Численность иностранных граждан, прибывших для изучения английского языка, чел. Средняя продолжительность обучения английскому языку, недель Доход от обучения иностранных граждан английскому языку, млн. долл. США
Великобритания 586 186 8 4 981
Канада 178 261 9 1 191
США 162 055 12 1 476
Ирландия 113 940 6 550
Австралия 101 087 11 703
Мальта 61 607 2,4 94
Новая Зеландия 35 749 10 201
ЮАР 13 835 6 44
Всего 1 252 720 в среднем 9 недель 9 240
услуг, которая дала стране в 2005 г. доход в 691,4 млн. новозеландских долларов в качестве платы иностранных граждан за свое обучение в национальных образовательных учреждениях (в том числе 418,9 млн. долл. внесли иностранные студенты).
Большое число иностранцев обучается и в неанглоязычных странах. Например, в Испании, по данным национального министерства образования, в 2003/2004 академическом году насчитывалось 402 тыс. иностранных граждан (именуемых «Alumnado extranjeiro» - «иностранными учащимися»; это прежде всего выходцы из Германии, Великобритании, Франции, Италии, а также из других стран ЕС, ряда развивающихся стран и России), занимавшихся в различных национальных образовательных учреждениях, в том числе в начальных (детских), средних и старших классах средних школ, колледжах и вузах. В Бельгии, по данным американского Института международного образования, доля иностранцев, обучающихся в различного типа национальных образовательных учреждениях, в 2004 г. превышала 40% (136,3 тыс. чел. -учащиеся из Франции, Марокко, Италии, Голландии, Люксембурга, ряда африканских франкоязычных стран и т.д.). Глобальным образовательным центром стремится стать даже небольшое островное государ-
ство Сингапур, правительство которого вкладывает сотни миллионов долларов в развитие национальной системы образования (12,9 тыс. долл. США бюджетных расходов в расчете на одного студента в год), ориентированной на массовое обучение иностранцев (их общее число, включая обучающихся в младших и политехнических колледжах, институтах технического обучения, централизованных институтах и университетах, достигло в 2006 г.66 тыс. чел.). Оно рассчитывает привлечь к2015 г. 150 тыс. иностранных студентов, что в итоге может принести национальной экономике 1,9 млрд. долл.
Благодаря долговременным планомерным инвестициям в «экономику знаний» эта группа стран создала соответствующую образовательную инфраструктуру и сформировала квалифицированные педагогические кадры, позволяющие принимать все больше иностранных учащихся. Кроме того, многие промышленно развитые государства Европы, а также США, Австралия, Канада, испытывая потребность в притоке высококвалифицированной рабочей силы, осуществляют хорошо продуманную миграционную политику, стимулируя наиболее талантливых иностранных выпускников национальных вузов оставаться для постоянной работы и жительства в стране
их alma mater. Например, в Германии в 2007 г. принят рядзаконодательных актов, облегчающих натурализацию иностранных граждан, получающих в ФРГ высшее образование: выпускники германских вузов из стран, не входящих в ЕС, могут по окончании обучения искать работу по полученной профессии в течение двух лет. В течение этого времени они могут подрабатывать наравне со студентами, еще не закончившими обучение, а при получении ими постоянного вида на жительство им засчиты-вается (в качестве стажа проживания в Германии) 50% времени учебы в университете. Одновременно облегчена натурализация иностранным ученым и исследователям: для получения постоянного вида на жительство им достаточно иметь договор с немецким научно-исследовательским или учебным заведением. В Канаде с 2006 г. все иностранные студенты также получили право работать по полученной специальности в течение двух лет. Такая же практика действует c 2006 г. в Шотландии, а с 1 июня 2007 г. введена и в Англии (ранее лишь иностранные выпускники определенных специальностей имели право на работу, отныне оно предоставляется - первоначально сроком на один год - всем иностранным выпускникам британских вузов, въехавшим в страну по студенческой визе и обучавшимся по программам на уровне бакалавриата или последипломного образования).
Международный рынок образования можно условно разделить на несколько сегментов, основными из которых являются языковые курсы, школьное и после-школьное обучение, а также некоторые другие. Соотношение данных сегментов международного образования по странам значительно различается. Так, в Ирландии число иностранцев, изучающих английский язык (114 тыс. чел.), более чем в 5,5 раза превышает число «академических» иностранных студентов (19 тыс. чел.), в Великобритании число обучающихся на краткосрочных языковых курсах иностранцев (556 тыс.) почти вдвое превышает число
иностранных студентов, занимающихся по различным академическим программам (344 тыс.), и более чем в 10 раз - число обучающихся в этой стране иностранных школьников; в Канаде из 250 тыс. иностранных граждан, обучающихся в стране, свыше 70% учили английский или французский, около 1/ 3 являлись студентами канадских колледжей и вузов, занимающихся по программам бакалавриата, магистратуры или докторантуры. Аналогичная ситуация в Китае: из 141 тыс. иностранных граждан, обучающихся в китайских вузах, 86,7 тыс. чел. прибыли - в основном в качестве стажеров - для изучения китайского языка, в том числе на языковых курсах, что не дает им права на получение диплома о высшем образовании, тогда как полный академический курс (программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры и др.) с последующим присуждением соответствующей академической (ученой) степени проходят менее 40% контингента иностранных учащихся китайской высшей школы. В Соединенных Штатах соотношение между данными сегментами рынка иное: на различных курсах английского языка в 2005 г. занимались 162 тыс. иностранцев (в том числе 45 тыс. - по программам «Intensive English»), а так называемых «international scholars» (иностранных преподавателей, научных сотрудников, руководителей образовательных учреждений, занимающихся преподавательской практикой, научными исследованиями и т.д.) насчитывалось 90 тыс., иностранных студентов и аспирантов в американских колледжах и университетах - 565 тыс., не считая многих десятков тысяч иностранных учащихся американских школ. В Новой Зеландии из 82 тыс. иностранныхучащихся почти половина (37,2 тыс. чел.) приходилась на университеты, технические и образовательные колледжи, 1/7 часть (около 13 тыс. чел.) - на школы (в основном старшие классы), а 2/5 (более 30 тыс. чел.) - на иные формы (типы) обучения, в том числе языковые курсы (несколько тысяч человек).
Все вышеназванные сегменты международного рынка образования взаимосвязаны. При этом для иностранного гражданина, желающего заниматься в средней школе, колледже или вузе за рубежом, ключевым фактором является хорошее знание языка обучения. Практически повсеместно иностранные абитуриенты, прежде чем стать студентами, сдают специальный языковой экзамен: в англоязычных странах это TOEFL (Test of English as a Foreign Language) - тест на знание американского английского как иностранного языка для поступления в канадские или американские университеты, либо IELTS (International English Language Testing System) - для поступления в английские или иные англоязычные вузы, а также некоторые другие языковые тесты; в Германии - последовательно сдаваемые иностранными абитуриентами для зачисления в немецкие университеты экзамены TestDaF (Test Deutsch als Fremdsprache) и DSH (Deutsche Sprachprüfung für den Hochschulzugang) ; во Франции - вступительный тест на знание французского языка DALF, по результатам которого выдается соответствующий диплом, признаваемый Министерством образования (Diplome Approfondi en Langue Française), в Испании - аналогичный экзамен DELE (Diploma de Español como Lengua Extranjera), в Италии - CELI (Certificato di Conoscenza della Lingua Italiana) и т.д.
Существует целая образовательная индустрия, ориентированная на языковую подготовку иностранцев для последующего обучения в национальных (прежде всего высших) учебных заведениях. Как правило, это языковые курсы и специализированные языковые школы, действующие исключительно на платной основе даже в тех странах, где с иностранных студентов деньги за обучение в государственных университетах практически не взимаются (в Германии, Франции, Финляндии). Кроме того, абсолютное большинство зарубежных вузов имеют свои подготовительные отделения (иногда их именуют курсами), ориен-
тированные на иностранцев (так называемые программы Foundations), где готовят не только по языку, но и по трем-пяти профилирующим дисциплинам(в зависимости от дальнейших академических намерений иностранного абитуриента). Например, из 39 университетов Австралии подготовительные отделения имеют 25 (в 2005/2006 учебном году в них обучалось около 3 000 иностранных студентов). Программы Foundations и аналогичные им ориентированы обычно на 9-10-месячный период (академический год), и стоимость обучения по ним несколько ниже, чем годичная плата за обучение в самом вузе.
Программы углубленной подготовки иностранных граждан для обучения в национальных вузах реализуются не только на подготовительных отделениях при самих университетах, но и на базе ассоциированных с ними колледжей, институтов или языковых школ (как правило, последние заключают с университетами партнерские соглашения, и для их иностранных выпускников на первом курсе вуза даже резервируются места). Подобная практика существует в системе германских подготовительных колледжей «StudienKolleg ». Всем иностранцам, успешно выполняющим академические требования подготовительных программ, как правило, гарантировано стопроцентное поступление в желаемое высшее учебное заведение. Кроме того, на базе немалого числа крупных колледжей, именуемых политехническими (polytechnics), а также технологических институтов существуют так называемые трансферные программы, позволяющие два-три года проучиться в данном среднем специальном учебном заведении, а потом еще в течение одного-двух лет продолжить обучение в университете и получить степень бакалавра. Такая практика распространена в англоязычных странах. Для стимулирования притока иностранных абитуриентов из конкретных стран университеты Австралии, например, заключают подобные «трансферные» согла-
шения с колледжами в Индонезии, Китае, Малайзии, Сингапуре и т.д.4
Важными функциональными элементами международного рынка образовательных услуг являются специализированные агентства, академические службы, образовательные фонды (как государственные, так и негосударственные), выступающие в качестве инструментов по привлечению иностранных граждан для обучения в вузах соответствующих стран. Весьма показательна деятельность Французского национального агентства по международным образовательным и научным обменам «Agence EduFrance», созданного в 1998 г. по инициативе МИДа и Министерства образования и исследований. Основные направления деятельности «EduFrance »: организация курсов французского языка и страноведения по всему миру, пропаганда французской системы образования и культуры (включая всестороннюю поддержку преподавания французского языка в национальных учебных заведениях, организацию поездок с культурно-лингвистическими целями во Францию), помощь при поступлении во французские вузы (в том числе подготовка к экзамену на знание французского языка, оказание необходимых информационных услуг, содействие в выполнении административных процедур, связанных с зачислением научебу, поискжилья и т.д.). За восемь лет своего существования «EduFrance» добилась впечатляющих успехов. В 2005 г. под ее эгидой действовали 1075 отделений в 135 странах, курсы французского языка посещали около 400 тыс. человек (в том числе 85,5 тыс. - в Европе, 31,3 тыс. - в Северной Америке, 265 тыс. -в Латинской Америке, 73,7 тыс. - в Азии, 63,6 тыс. - в Африке, 81,8 тыс. - в Австралии и Океании). Как результат, число иностранных студентов во Франции после создания «EduFrance » удалось увеличить почти на 100 тыс. чел. Финансирование организации осуществляется из госбюджета (до 15 млн. евро в год), а также за счет оплаты за занятия на курсах французского
языка (70 долл. США за час занятий в Нью-Йорке, 10 евро - во Франции, 50 центов - в Молдавии).
Помимо «EduFrance », международным образованием занимается и Французский центр международных обменов («EGIDE »). Он действует с 1960 г. и предоставляет французские стипендии иностранным студентам, стажерам, исследователям, обеспечивая им также широкий спектр сервисных услуг, включая обширную культурную программу, экскурсии и поездки по стране. В частности, в 2005 г. под его эгидой во Франции обучались 17 876 иностранных граждан. Кроме того, «EGIDE» реализует многочисленные программы академической мобильности, финансируемые МИДом Франции (в общей сложности свыше 1800 различных программ и проектов), и предоставляет стипендии французским гражданам, желающим обучаться за границей. Годовой бюджет «EGIDE» в 2005 г. равнялся 79,7 млн. евро 5.
Не менее масштабной является культурно-образовательная деятельность Британского совета, созданного еще в 1934 г. и имеющего отделения в 215 городах 110 стран мира. В его 126 зарубежных центрах на курсах английского языка занимаются около 500 тыс. чел. Британский совет финансируется правительством Великобритании, его бюджет на 2005/2006 учебный год составлял 497 млн. фунтов стерлингов (около 800 млн. долл. США).
В Германии привлечением иностранных граждан в немецкие вузы и организацией изучения немецкого языка в различных странах мира занимаются Германское агентство академических обменов (создано в 1925 г., имеет представительства в 54 странах мира, финансируется МИДом Германии, Федеральным министерством образования и науки, Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития, а также Федеральным министерством экономики и труда, годовой бюджет 258 млн. евро) и Институт Гёте (создан в 1951 г., имеет 128 зарубежных представи-
тельств и 16 отделений в самой Германии; годовой бюджет составляет 255 млн. евро). На курсах немецкого языка, организованных Институтом Гёте в различных странах, в 2004/2005 академическом году обучались 149 тыс. чел. и 20 тыс. иностранцев - на курсах в самой Германии, а всего культурно-образовательные мероприятия Института Гёте посетили в указанный период 6,3 млн. иностранных граждан.
Интересы американских вузов на международном рынке образования эффективно представляют отделения Информационного центра по вопросам образования в США (финансируются Госдепартаментом США), Американские советы по международному образованию, Ассоциация международных деятелей образования, Институт международного образования, Международный совет по научным исследованиям и обменам и ряд других специализированных организаций и фондов 6. Их совокупный годовой бюджет, по нашим оценкам, намного превышает 1 млрд долл. США 7, а эффективность их работы убедительно доказывает лидерство США на мировом рынке образовательных услуг.
Экономические успехи Китая, породившие «взрывной» рост интереса к этой стране, ее культуре, с одной стороны, и целенаправленные усилия министерства образования КНР, с другой, способствовали резкому увеличению числа изучающих китайский (мандаринский 8) язык во всем мире (по данным китайской стороны - 30 млн. чел.). Так, только в США численность изучающих китайский составляет сегодня 700 тыс. чел., в Канаде - более полумиллиона и т.д. Еще в 2004 г. Китай направил преподавателей китайского языка в 62 страны, в 2300 вузах которых были открыты специализированные языковые курсы. В результате китайский в настоящее время преподают уже в 12 400 учебных заведениях 100 стран мира, а в самом Китае более чем в 500 вузах учатся 141 тыс. чел. из 178 стран (больше всего студентов из Южной Кореи, Японии, США, Вьетнама, Индоне-
зии). Почти во всех национальных вузах, где иностранцы изучают различные специальности, введены дополнительные предметы по китайскому языку и китайской культуре, которые пользуются популярностью. Кроме того, министерство образования КНР в последние годы проводит за рубежом (в 87 городах 35 стран) стандартизированный государственный квалификационный экзамен для изучающих китайский язык как иностранный (ЖК). В сдаче этого экзамена уже приняли участие 330 тыс. иностранцев. В настоящее время ставится задача резкого увеличения числа преподавателей китайского языка для иностранцев 9.
Пропагандой российской системы образования, содействием в наборе иностранных абитуриентов в российские вузы, распространением в мире русского языка и культуры занимается Российский центр международного научного и культурного сотрудничества с зарубежными странами (Росзарубежцентр). На курсах русского языка за рубежом, организованных в его 46 зарубежных представительствах в 39 странах, или курсах при других учреждениях, в той или иной мере связанных с Росзарубежцентром, в 2005/2006 учебном году занимались всего 9 599 человек (в том числе 4 978 - в странах Европы, 1 953 -Азии, 2 163 - Африки, 217 - Америки). Число командируемых из России преподавателей русского языка составляло 15 человек (всего на языковых курсах Росза-рубежцентра преподавали 166 человек - в основном местные граждане, а также бывшие граждане СССР и России). Стоимость одного академического часа занятий по русскому языку в обычной учебной группе равнялась: 20 долл. - в США, 10-15 долл. - в странах Западной Европы, 3 долл. - в странах Восточной Европы и в Балканских странах, около 1 долл. - в странах Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. Совокупная плата учащихся курсов русского языка Рос-зарубежцентра, функционирующих в ос-
новном на хозрасчете, по нашим подсчетам, в 2005/2006 учебном году составила 2,2 млн. долл. США. Общий же годовой бюджет Росзарубежцентра в десятки раз меньше бюджета аналогичных учреждений Германии, Франции, США, Великобритании. Соответственно ограничены и результаты усилий Росзарубежцентра по привлечению иностранных граждан для учебы в российских вузах 10.
Достаточно скромной (всего несколько тысяч человек) является численность иностранных граждан, прошедших с 1997 по 2007 гг. сертификационное государственное тестирование по русскому языку в зарубежных центрах (под эгидой Головного центра тестирования Министерства образования и науки Российской Федерации, при участии Росзарубежцентра и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина).
Рассмотрим подробнее сегмент международного рынка образовательных услуг, относящийся к получению так называемого третичного, или высшего и послевузовского образования, именуемого в различных странах также программами первого, второго (среднего) и третьего (высшего) уровней либо додипломным (undergraduate), дипломным (graduate, grado megio) и постдипломным (postgraduate, grado superior) обучением, что соответствует бакалавриату, магистратуре и докторантуре. Собственно к третичному уровню образования, согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО), относятся программы среднего профессионального образования (МСКО-5В), программы высшего образования (МСКО-5А) и послевузовского образования (программы МСКО-6), а обучающиеся по этим программам лица именуются студентами.
В настоящее время, по нашим оценкам, в мире насчитывается свыше 140 млн. студентов 11, из них за рубежом обучаются немногим более 2%, или 2,8 млн. человек 12.
Подсчеты затруднены использованием в различных странах разных статистичес-
ких критериев для отнесения тех или иных лиц к категории «иностранный студент». Например, специалисты Института статистики ЮНЕСКО и Евростата (статистической службы Европейского союза) предлагают относить к иностранным студентам (эта категория именуется также терминами «international students», «internationally mobile students» или как явление - «international student mobility») лиц, прибывших на учебу в ту или иную страну с целью получения образования выше среднего уровня (по программам МСКО-5А, МСКО-5В и МСКО-6), а также не являющихся гражданами этой страны. Кроме того, из категории иностранных студентов предлагается исключать стажеров-иностранцев, а также иностранных студентов, приезжающих в университеты и колледжи по обменным программам либо обучающихся в течение короткого срока (один-два семестра или даже менее).
Необходимость изъятия из статистики последней категории мотивируется широко распространенной практикой обменных учебных поездок и стажировок студентов западных стран (прежде всего ЕС) в университеты и колледжи соседних государств (для чего им не требуется въездных или студенческих виз), что порождает опасность двойного статистического учета этих лиц в странах постоянного проживания (country of origin) и в принимающих на учебу странах (hosting country). В результате реальное количество иностранных граждан, пользующихся образовательными услугами в системе высшего (третичного) образования зарубежных стран, уменьшается, и иногда весьма значительно. Например, в 2003/2004 учебном году 191,3 тыс. американских граждан - студентов университетов и колледжей выезжали в основном для краткосрочного обучения в страны Западной Европы, а также в другие регионы мира, и эта цифра фигурирует в статистическом докладе американского Института международного образования за 2005 г.13. Однако в статистическом обзоре состояния
международного образования Института статистики ЮНЕСКО за тот же 2003/2004 учебный год в категорию иностранных студентов-американцев, проходивших обучение за рубежом по программам третичного уровня («mobile students at the tertiary level»), были включены лишь 41 181 человек 14 (из общего числа американских граждан, ежегодно выезжающих с учебными целями за рубеж, половина делает это в период летних или зимних каникул, прибывая в страну обучения на срок от одной до нескольких недель, а свыше 40% - на срок от полутора до 6 месяцев, т.е. не более чем на один учебный семестр, в то время как доля обучавшихся в течение академического или календарного года не превышала 7%).
С другой стороны, дискуссионным является включение в число студентов (в том числе иностранных) системы высшего образования учащихся средних специальных учебных заведений (программы МСКО-5В), а также причисление к контингенту иностранных студентов тех учащихся национальных колледжей и университетов, родители которых (один или оба) являются иностранными гражданами, но постоянно проживают в стране обучения (hosting country). Последнее, в частности, имеет место в Испании, странах Северной Европы, СНГ. Например, в Казахстане, согласно статистике ЮНЕСКО, к категории «international mobile students » были отнесены 2177 юношей и девушек, имевших российское гражданство. Однако это вовсе не означает, что они специально приехали из России в Казахстан для получения высшего образования в местных вузах. Причины их нахождения за пределами России и получения ими образования в Казахстане (и в равной мере - в Киргизии, на Украине, в Таджикистане и других странах СНГ) носят, как правило, не академический характер.
В число иностранных студентов не всегда включаются иностранные граждане, занимающиеся по программам подготовки
для поступления в вузы (Foundations) (это зависит от критериев статистического учета национальных министерств образования), хотя тех из иностранцев, кто учится на подготовительных отделениях самих вузов и непосредственно пользуется их образовательными услугами, относить к иностранному студенческому контингенту, на наш взгляд, допустимо 15.
Иностранные граждане, обучающиеся по программам третичного уровня образования заочно (by correspondence) или дистанционно (e-learning), практически нигде в качестве иностранных студентов не учитываются, что представляется обоснованным, ибо эти категории учащихся физически не находятся (постоянно) в стране получения образования, хотя и получают образование в зарубежном вузе.
Образовательные программы третичного уровня для иностранцев предлагают сегодня свыше 10 тыс. высших учебных заведений. Основная конкуренция на этом рынке идет между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией, Японией и в последние 2-3 года - Китаем. В этих странах обучаются в общей сложности свыше 4/ 5 всех иностранных студентов. На эту же группу стран приходятся и 4/5 общемиро-выхгосударственных расходов на образование, в том числе высшее, превышающих сегодня в совокупном исчислении свыше 1,5 трлн. долл. США, причем это соотношение остается устойчивым на протяжении последних 25 лет 16. Не случайно большинство стран, вкладывающих в подготовку специалистов с высшим образованием значительные средства, являются лидерами на международном рынке образовательных услуг (рис. 1).
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в состав которой входят промышленно развитые страны Европы (а также США, Канада, Мексика, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Япония и др.), расходы на одного студента в системе третично-
го образования повсеместно возросли и долл. в расчете на одного обучающегося во
составляли в 2003 г. в среднем 14 598 долл. всех государственных образовательных
США. В России, по оценкам экспертов этой учреждениях). По данному показателю
организации, они по-прежнему были в не- Россия по-прежнему уступает не только
сколько раз меньше (немногим более 1 тыс. наиболее богатым странам мира, но и стра-
Рисунок 1
Расходы на одного студента в ряде промышленно развитых стран в 1999/2000 учебном году, в тыс. долл. США 17
Россия Польша Греция Турция Португалия Словакия Чехия Испания Венгрия Италия Франция Финляндия Великобритания Ирландия Бельгия Германия Дания Израиль Австрия Норвегия Нидерланды Швеция Канада Швейцария США
1,0
4,0
4,7
Ц 4,7 □ 4,9
=15,1
I 5,7 I 5,7 15,8
□ 7,5
] 8,1
Ц 8,3
9,8 ] 9,9 ] 9,9 □ 10,3 10,8 11,3
Ц 12,3
Ц 12,3 12,4
14,0
15,2
I 18,0
19,0
нам с примерно равным уровнем дохода на душу населения 18.
Хотя иностранные студенты имеются более чем в 140 странах мира, в половине из них число обучающихся в вузах и колледжах иностранцев составляет менее од-
ной тысячи человек. Контингенты иностранных студентов, превышающие 10 тыс. чел., имелись в 2004 г. в 35 странах, а кон-тингенты свыше 100 тыс. чел., обучающихся на дневных отделениях, - лишь в семи странах 19 (табл. 2) 20.
Таблица 2
Наиболее крупные контингенты иностранных студентов по странам обучения в 2004 году
Число иностранных граждан, Доля иностранцев в составе
Страны обучающихся в национальных вузах всех обучающихся по
и колледжах по программам программам третичного
третичного уровня, тыс. чел. уровня, %
1. США 572,5 3,4
2. Великобритания 300,1 13,4
3. Германия 260,3 12,5
4. Франция 237,6 11,0
5. Австралия* 199,3 17,0
6. Япония 117,9 2,7
7. Китай** 110,0 0,6
8. Россия 75,8 0,9
9. Канада ** 70,0 3,8
10. ЮАР** 52,7 7,2
11. Италия 41,6 2,0
12. Новая Зеландия** 37,2 18,5
13. Бельгия 37,1 9,6
14. Сингапур 37,0 (оценочно) 15,0
15. Швейцария 35,7 18,2
16. Швеция 32,5 7,8
17. Австрия 31,1 13,5
18. Малайзия 27,7 4,4
19. Испания** 27,1 1,5
20. Нидерланды 20,5 3,9
21. Ирландия** 18, 6 9,9
22. Дания 18,1 9,0
23. Киргизия 16,3 7,9
24. Иордания 15,8 8,5
25. Украина 15,6 0,6
26. Португалия 15,5 3,9
27. Ливан 13,9 9,0
28. Куба 13,7 5,8
29. Турция 12,7 0,7
30. Греция 12,5 2,2
31. Венгрия 12,3 3,1
32. Саудовская Аравия 12,2 2,1
33. Норвегия 11,1 5,2
34. Республика Корея* 10,7 0,3
35. Чехия 10,3 3,6
* По данным ОЭСР.
**По данным национальных министерств образования соответствующих стран.
Обращает на себя внимание тот факт, что хотя Россия и входит в число 10 ведущих стран мира по обучению иностранных граждан по программам так называемого третичного уровня, она имеет довольно низкую долю иностранцев в составе студентов очных отделений национальных высших и средних специальных учебных заведений. Даже если к ним были бы добавлены около 20 тыс. иностранных граждан, обучавшихся в 2004/ 2005 академическом году в России заочно, а также на вечерних отделениях, экстерном и т.д., это существенно не изменило бы почти аутсайдерского положения России на международном рынке образовательных услуг.
На территории бывшего СССР в сфере подготовки кадров для зарубежных стран лидирует Россия. В ее вузах, по данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2004 г. обучались 75,8 тыс. иностранных граждан, занимавшихся по программам третичного уровня (56,5% общего контингента иностранных студентов, обучавшихся в бывших советских республиках). Еще 54,8 тыс. чел. обучались в других странах СНГ (в том числе 16,2 тыс. - в Киргизии, 15,6 тыс. -на Украине, 8,7 тыс. - в Казахстане), а 3,5 тыс. иностранцев - в вузах и колледжах стран Балтии. Для сравнения укажем, что до развала СССР в вузах РСФСР обучались до 70% всех иностранных студентов, стажеров, аспирантов, находившихся в Советском Союзе (т. е. около 90 тыс. чел.).
Несмотря на ежегодный рост абсолютного числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах по очной форме с середины 1990-х гг. по настоящее время, доля России на международном рынке образовательных услуг на протяжении последнего десятилетия постепенно сокращается ввиду того, что темпы прироста численности иностранных студентов во многих других странах являются более высокими.
Примечания
1 Российский статистический ежегодник. -
М., 2006. - С. 88.
2 См.: Попов А.Д. Демографическая база про-
фессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025 года // Вопросы статистики. - 2006. - № 3.
3 Составлено по: Language Travel Magazine.
Special Report. - 2006, October.
4 См.: Буховцев А.Б. Поступаем в зарубеж-
ный вуз. - М., 2005. - С. 36.
5 См.: EGIDE. Rapport d'activites. - Paris, 2005.
- Р. 16, 21, 26.
6 Подробнее см.: Международные, региональ-
ные и национальные организации, фонды и программы: Справочник / Под ред. И.Н. Зорникова. - Воронеж, 2004.
7 Годовые расходы одного лишь Института
международного образования (ИМО), осуществляющего более 200 международных академических, стипендиальных, обменных и т.п. программ, а также выпускающего целый ряд периодических изданий по международному образованию, в том числе ежегодный статистический доклад «Открытые двери» об обучении иностранных граждан в США и американских
- за границей (являющийся, на наш взгляд, лучшим в мире статистическим сборником на данную тему), превышают 200 млн. долл. США. Бюджет ИМО формируется не только из государственных средств, но и из спонсорских взносов (пожертвований) частных лиц и компаний, размер которых составляет от 10 тыс. до 1 млн. и более долл. США. - См.: Institute of International Education. 2005 Annual Report. -N. Y. - Р. 18-24.
8 Мандаринский язык - нормативный об-
щенациональный язык «путунхуа», которым ранее хорошо владели в основном лишь чиновники (мандарины) и которым в настоящее время владеет более половины населения КНР, Тайваня, Гонконга (Сянгана), Макао (Аомыня), Сингапура. Хорошее знание «путунхуа» и каллиграфической письменности является ключом к карьере. «Путунхуа» выполняет в современном многонациональном и многоязычном Китае ту же роль, что и русский язык в СССР. Иностранцам во всех странах мира препода-
ют именно «путунхуа». В самом Китае «путунхуа» по произношению делится на 5 основных наречий (кантонское, пекинское и т.д.).
9 С 2004 г. за пределами Китая стали созда-
ваться институты Конфуция, призванные стать центрами изучения, тестирования и популяризации китайского языка. Они создаются в основном на базе зарубежных университетов (по данным из китайских источников, уже создано 130 институтов Конфуция в 50 странах, в том числе 12 институтов - в различных городах США). В России подобные институты учреждены в Иркутске и Владивостоке, кроме того, подписаны соглашения об их создании в Москве (на базе РГГУ), в Санкт-Петербурге (на базе СПбГУ) и в Вологодской области (на базе ЧГУ).
10 Подробнее см.: Арефьев А.Л., Чепурных Е.Е, Шереги Ф.Э. Международная деятельность в области образования: Практика, исследования, анализ. - М., 2005.
11 По подсчетам Института статистики
ЮНЕСКО, в 2003/2004 учебном году в мире насчитывалось 132 млн. чел., охваченных системой третичного (высшего) образования, в том числе 2 млн. - в странах Центральной Азии, 3 млн. - в африканских странах южнее Сахары, 7 млн. - в арабских странах, 15 млн. - в странах Латинской Америки, 15 млн. - в странах Южной и Западной Азии, 19 млн. - в странах Восточной и Центральной Европы, 33 млн. - в странах Западной Европы и Северной Америки, 39 млн. - в странах Восточной Азии и Океании. По сравнению с предшествующим пятилетним периодом (1998/1999 учебным годом) общемировая численность студенчества увеличилась на 40%. При этом число студентов, обучающихся за рубежом, увеличивается несколько более высокими темпами. Подробнее см.: Global Educational Digest 2006: Comparing educational statistics around the world. - http://www.UIS.UNESCO.org/ publications/GED 2006/.
12 По подсчетам Института статистики ЮНЕСКО, в 2004 г. в мире насчитывалось 2 455 250 иностранных студентов, обучавшихся по программам третичного образования (статистический обзор международной академической мобильности
ЮНЕСКО, являющийся сегодня наиболее фундаментальной работой в этой области, включает 118 стран и территорий, что охватывает 77% мировой системы высшего и послевузовского образования). Специалисты института не учли данные по Китаю (в целом 110,8 тыс. иностранных студентов, из которых более 1/3 занимались по программам бакалавриата, магистратуры или докторантуры, а остальные являлись стажерами), данные по Тайваню (9,6 тыс. иностранных студентов), данные по Сербии и Черногории, Пакистану, Сингапуру, Шри-Ланке, а также по многим другим странам, число иностранных студентов в которых в 2004 г. составляло менее 1000 чел.). Поэтому, по нашим оценкам, фактическое число иностранных студентов в 2004 г. составляло более 2,6 млн. чел. Добавим, что в подготовленном в 2006 г. докладе ОЭСР «Обзор международной миграции» (International Migration Outlook) указывается цифра в 2,7 млн. иностранных студентов в мире в 2004 г. - см.: Migration News. - 2007. - Vol. 1, January.
13 Open Doors: Report on International Educa-
tional Exchange. - N. Y., 2005. - Р. 16.
14 Global Educational Digest 2006. Comparing
educational statistics around the world, p. 134 (Table 10. International flows of mobile students at the tertiary level / 2004).
15 Например, Институт международного об-
разования (США) относит к иностранным студентам («international students») лиц, принятых на учебные курсы в высшие учебные заведения США, имеющих временную (студенческую) визу и не являющихся эмигрантами, резидентами или обладателями «Green Card», американскими гражданами, а также нелегальными эмигрантами или беженцами (см.: Open Doors... - P. 89). Специалисты ОЭСР предлагают разделять понятия «иностранный студент» («foreign student») и «интернациональный студент» («international student»). Последний термин, по их мнению, лучше отражает международную мобильность студенчества. Иностранными студентами предлагается считать лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они получают образование, в то время как интернациональными студентами - учащихся, не являющихся времен-
ными или постоянными резидентами в стране обучения или являющихся студентами, получающими образование выше среднего в иной стране (см.: http:// www.oecd.org/document). Подобные терминологические и методические различия, вероятно, являются причиной расхождений в оценках численности иностранных студентов по целому ряду стран. Например, Институт статистики ЮНЕСКО оценивал численность иностранных студентов в 2003/2004 учебном году в Канаде в 40,0 тыс. чел., а специалисты ОЭРС - в 112,8 тыс. чел. (См.: Global Educational Digest 2006: Comparing educational statistics around the world, p. 131; Dataset: Foreign and International Students Enrolled. - http:/ / stats.oecd.org/ wbos).
16 См.: Rapport mondial sur l'education. Le droit
a l'education: vers «l'education pour tous», tout au long de la vie. - P., 2000, - P. 122; Образование для всех. Императив качества. Всемирный доклад по мониторингу «ОВД 2005». - Париж, 2004. - С. 21-22.
17 См.: Тенденции в странах Европы и Север-
ной Америки - 2003: Статистический еже-
годник/Европейская Комиссия ООН. - М., 2004. - С. 148.
18 См.: Education at a Glance: Highlights. - OECD,
2006. - P. 30.
19 Данные по Китаю нуждаются в уточнении
с точки зрения правомерности отнесения всей совокупности иностранных граждан, обучавшихся в этой стране, к категории иностранных студентов, занимающихся по учебным программам третичного уровня (2/3 всех иностранцев в китайских вузах являлись стажерами, изучавшими в основном китайский язык, и лишь 1/3 занималась по академическим программам, предусматривавшим получение диплома об образовании или ученой степени; это соотношение между различными категориями иностранных учащихся в Китае сохраняется на протяжении последних лет). См.: Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XI вв.: Сравнительный анализ. -М., 2007. - С. 451.
20 Составлено по: Global Educational Digest
2006. Comparing educational statistics around the world. - Р. 130-131.
ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН
Антоновский А.Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем. - М.: ИФРАН, 2007. - 135 с.
В последнее двадцатилетие в современной западной социологии огромный резонанс получает теория общества, создаваемая на методологической основе теории систем. Между тем практически остается в тени лежащая в основе этой теории социально-эпистемологическая методология. Книга ставит целью показать возможности давней мечты социологов о реальном междисциплинарном синтезе научного знания, куда по праву включалось бы и знание социологическое.
Методология науки: исследовательские программы / Отв. ред. С.С. Неретина. -М.: ИФРАН, 2007. - 255 с.
Сборник посвящен 70-летию со дня рождения А.П. Огурцова и основывается на материалах семинара по метафизике, который проводился в Центре методологии и этики науки в течение 2005-2006 гг.
Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. - М.: ИФРАН, 2007. - 268 с.
В книге представлена социально-философская концепция, опирающаяся на теоретическое понятие цивилизации и раскрывающая ее существенные черты, общие для многоразличных цивилизационных форм. Особое внимание уделено рассмотрению варварства как оборотной стороны современной цивилизации. В свете этой концепции проанализированы те проблемы современной России, которые связаны с ее цивилизационной отсталостью.
Наука. Философия. Религия / Отв. ред. П.П. Гайденко, В.Н. Катасонов. - М.: ИФРАН, 2007. - 247 с.