Научная статья на тему 'Международный рынок образовательных услуг и российские вузы'

Международный рынок образовательных услуг и российские вузы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный рынок образовательных услуг и российские вузы»

^^ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯОБрАЗОВАНИЯ^

А. АРЕФЬЕВ, зам. директора Центр социологических исследований Министерства образования и науки РФ

Откуда едет молодежь за получением высшего образования в зарубежные университеты и колледжи?

Основными потребителями услуг на мировом рынке вузовского и послевузовского образования являются прежде всего представители стран Азии, а также Западной Европы (рис. 1).

Международный рынок образовательных услуг и российские вузы

(статья вторая *)

обучавшихся в 2004 г. за рубежом, составляло 1,2 млн. чел., студентов из западноевропейских стран насчитывалось 435,2 тыс. чел., студентов из стран Восточной Европы и бывших республик Югославии - 153,6 тыс. чел., из республик бывшего СССР -

159,9 тыс. чел., из стран Ближнего Востока и Северной Африки - 189,4 тыс. чел., из

Рисунок 1

Распределение иностранных студентов по странам происхождения в 2004 г., %

США и Канада Латинская Австралия и

Балканы

5,9

Страны

Западной

Европы

16,7

По нашим оценкам, основанным на ба- стран Африки южнее Сахары - 194 тыс.

зовых данных Института статистики ,, 77 с ^

" Продолжение. Начало см: Высшее обра-

ЮНЕСКО, число азиатских студентов, зование в России. - 2008. - № 2.

чел., из Северной Америки - 80 тыс. чел., из Южной (Латинской) Америки -146 тыс. чел., из Австралии и Океании - 17 тыс. чел.

Около 200 тысяч иностранных студентов, отнесенных специалистами Института статистики ЮНЕСКО к категории лицс неустановленным (unknown) гражданством1, являются преимущественно выходцами из стран Азии. По крайней мере половина из них - жители Т айваня (только в США обучаются и стажируются в настоящее время почти 35 тыс. тайваньцев, в том числе около 28 тыс. являются студентами и аспирантами, более 5 тыс. занимаются на курсах «Intensive English», 1,5 тыс. находятся на научно-преподавательских стажировках, занимаются исследованиями и преподавательской практикой), еще 4,2 тыс. жителей Тайваня учатся в Японии, свыше 3 тыс. - в Южной Корее, несколько тысяч - в Австралии и т.д. Ежегодно из страны по студенческим визам уезжают на учебу за границу до 33 тыс. тайваньцев, а общее число обучающихся в различных странах жителей Тайваня составляет свыше 90 тыс. чел.2 К этой же группе иностранных студентов с неустановленным гражданством ЮНЕСКО, вероятно, причисляет и студентов -«неграждан» из русских семей, обучающихся в Латвии, а также в Эстонии.

Более половины студентов для обучения в зарубежных колледжах и вузах поставляют всего 30 стран («делегируя » в совокупности до 1,5 млн. чел.), в их числе: из арабского региона - Марокко (51,5 тыс. чел., обучавшихся в 2004 г. по программам третичного уровня за границей) и Алжир (24,4 тыс. чел.); из республик бывшего СССР - Россия (34,5 тыс. чел.), Казахстан (27,4 тыс. чел.), Украина (25,5 тыс. чел.) и Узбекистан (17,2 тыс. чел.); из восточноевропейских и балканских стран - Польша (28,8 тыс. чел.), Болгария (24,6 тыс. чел.) и Румыния (20,7 тыс. чел.); из западноевропейских стран - Германия (56,4 тыс. чел.), Франция (53,4 тыс. чел.), Греция (49,6 тыс. чел.) и Испания (25,7 тыс. чел.); с американского континента - США (41,2 тыс.

чел.), Канада (38,8 тыс. чел.), Бразилия (19,6 тыс. чел.) и Колумбия (16,1 тыс. чел.); из африканских стран, расположенных южнее Сахары, - Зимбабве (16,7 тыс. чел.), Камерун (15,1 тыс. чел.), Нигерия (15,1 тыс. чел.) и Кения (14,1 тыс. чел.); из азиатских стран - Китай (343,1 тыс. чел.), Индия (123,6 тыс. чел.), Республика Корея (95,9 тыс. чел.), Тайвань (оценочно свыше 90 тыс. чел.), Япония (60,4 тыс. чел.), Малайзия (40,9 тыс. чел.), Гонконг (34,2 тыс. чел.), Индонезия (31,7 тыс. чел.), Таиланд (23,7 тыс. чел.) и Сингапур (20,7 тыс. чел.)3.

Определенный интерес представляют данные о национальном составе (гражданстве) иностранных студентов, обучающихся в странах, лидирующих на мировом рынке образовательных услуг (табл. 1)4.

По оценкам экспертов, к 2025 г. на Китай и Индию будет приходиться в совокупности более половины всего международного студенческого контингента (в настоящее время на них приходится соответственно 14,3% и 5,4% студентов, обучающихся за пределами своих стран)5, а общемировая численность иностранных студентов с 2005 по 2025 гг. увеличится, по нашим расчетам, более чем в 3 раза (при условии сохранения неизменности существующих программ и форм обучения третичного уровня образования и критериев категории «иностранные студенты») (рис. 2)6.

Международную мобильность российских студентов нельзя назвать высокой. Лишь 0,5% общего количества россиян - студентов российских вузов (6 455,7 тыс. чел. в 2004 г.) обучались за рубежом (столь же низка международная мобильность студентов Кубы, Мьянмы, Аргентины, Египта и Филиппин). А если, в соответствии с международной классификацией, к студентам третичного уровня добавить учащихся российских средних профессиональных учебных заведений (колледжей), занимающихся по программам МСКО-5В (2 501,6 тыс. чел.), то доля российских студентов, обучающихся за рубежом (34,5 тыс. чел. в 2004 г., по данным Института статистики ЮНЕС-

Таблица 1

Состав иностранных студентов по странам происхождения, обучавшихся в 2004 г. в колледжах и вузах

Страна обучения Наиболее крупные контингенты иностранных студентов по странам происхождения (в абсолютных числах и в % от общего количества иностранных студентов в стране обучения)

США* Индия - 80 466 чел. (17,9%); Китай - 62 523 чел. (10,8%); Южная Корея - 53 358 чел. (9,2%); Япония - 42 215 чел. (7,1%); Канада - 28 140 чел. (4,7%); Тайвань - 25 914 чел. (4,6%); Мексика - 13 063 чел. (2,3%)

Англия Китай - 47 738 чел. (15,9%); Греция - 22 826 чел. (7,6%); США - 13 382 чел. (4,4%); Германия - 12 096 чел. (4,0%); Франция - 11 295 чел. (3,8%)

Германия Турция - 27 582 чел.; (10,6%), Китай - 25 284 чел. (9,7%); Польша - 16 427 чел. (6,3%); Болгария - 12 221 чел. (4,7%); Марокко - 8305 чел. (3,2%), Россия - 11 462 чел. (4,4%)

Франция Марокко - 32 602 чел. (13,7%); Алжир - 22 250 чел. (9,4%); Китай - 10 тыс. чел. (4,2%); Тунис - 9748 чел. (4,1%); Сенегал - 8329 чел. (3,5%)

Австралия Китай - 35,8 тыс. чел. (19%); Гонконг - 15 тыс. чел. (8%); Южная Корея - 13,2 тыс. чел. (7%); Индонезия - 13,2 тыс. чел. (7%); Малайзия - 13,1 тыс. чел. (6,9%); Япония - 11,3 тыс. чел. (6%)

Япония* Китай - 80 592 чел. (66,2%); Южная Корея - 15 606 чел. (12,8%); Тайвань 4211 (3,6%), Малайзия - 2114 чел. (1,8%); Вьетнам - 1745 чел. (1,8%); Индонезия - 1474 (1,3%)

Китай** Южная Корея - 35 353 чел. (45,5%); Япония - 12 765 чел. (16,4% ); США - 3693 чел. (4,8% ); Вьетнам - 3478 чел. (4,5% ); Индонезия - 2563 чел. (3,3%)

* Данные по США и Японии за 2005 г. **Данные по Китаю за 2003 г.

Рисунок 2

Оценка и прогноз общемировой численности иностранных студентов до 2025 г.,

млн. чел.

КО), составит даже менее 0,4% от всего российского студенческого контингента 7.В 2005/2006 учебном году, по нашим оценкам, доля российских студентов, пользовавшихся образовательными услугами третичного уровня зарубежных университетов и колледжей, также не превышала 0,5%.

Российские студенты предпочитают учиться по академическим программам в основном в таких странах, как Германия (около 12 тыс. чел.), США (5,6 тыс. чел.), Франция (2,6 тыс. чел.), Великобритания (1,7 тыс. чел.). Еще свыше15 тыс. россиян обучаются в вузах и колледжах других ев-

ропейских стран, а также в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ряде азиатских стран, и прежде всего - в Китае8. Кроме того, несколько тысяч российских граждан (в основном из местных русских семей, имеющих российское гражданство) являются студентами вузов стран СНГ (Казахстана, Украины, Белоруссии и др.).

Абсолютное большинство российских студентов, обучающихся за границей, оплачивают свою учебу сами (либо за них это делают родители). По государственной линии за счет средств федерального бюджета обучаются всего 600 чел., в их числе 100 -по стипендиям Президента Российской Федерации (40 студентов и 60 аспирантов). В 2006/2007 учебном году Рособразование в рамках международных договоров направило в зарубежные страны до 370 российских студентов, аспирантов и научных работников для прохождения включенного и полного курсов обучения, языковой, научной или педагогической стажировок и ведения научной работы, а также преподавания русского языка.

Еще свыше 15 тыс. российских студентов, стажеров, аспирантов ежегодно выезжают за рубеж с учебными целями по различным программам академических обменов в рамках прямых партнерских договоров между российскими и зарубежными вузами.

Число российских детей и подростков, обучающихся в зарубежных школах, оценочно составляет более 20 тыс. чел., из них несколько тысяч приходится на США и Великобританию (в 2006 г. прирост числа учеников из России, по данным Ассоциации частных школ Великобритании, достиг 30%). В число молодых россиян, получающих среднее образование за рубежом, входят и 7 тыс. учеников, обучающихся в 89 школах при российских посольствах в 79 странах 9.

Самой низкой в мире до сего времени была мобильность американских студентов. По подсчетам Института статистики ЮНЕСКО, в 2004 г. лишь 0,2% из них по-

лучали высшее и послевузовское образование за рубежом (41,1 тыс. из 16,9 млн. чел., охваченных системой третичного образования, а всего за рубеж с учебными целями и в основном на короткий срок в 2003/2004 акад. году выезжали 191,3 тыс. чел.). Для исправления этой ситуации в США в 2005 г. был утвержден 10-летний план повышения академической мобильности школьников и студентов, в соответствии с которым число ежегодно выезжающих на учебу американцев должно увеличиться до 500 тыс. чел. в год. На эти цели из федерального бюджета предполагается выделять ежегодно 3,5 млрд. долл. США. Кроме того, сенат США в ноябре 2005 г. принял решение о выделении 114 млн. долл. для расширения изучения американскими гражданами 10 ведущих мировых языков (прежде всего китайского, а также японского, арабского, немецкого, французского и ряда других, включая русский)10. В результате всех этих усилий общее число американских граждан, обучающихся за рубежом, неуклонно увеличивается: 176,6 тыс. чел. - в 2003 г., 191,3 тыс. чел. - в 2004 г.,

205,9 тыс. чел. - в 2005 г.

Наибольшая академическая мобильность наблюдается у африканских студентов: 5,9% (при численности африканского студенчества в 3,3 млн. чел. в 2004 г. за рубежом по программам третичного уровня учились 194 тыс. чел.). Это означает, что каждый шестнадцатый студент из стран Африки, расположенных к югу от Сахары, получал высшее или послевузовское образование за границей (преимущественно в Западной Европе и Северной Америке). В ряде африканских стран (Джибути, острова Зеленого Мыса, Гвинея-Бисау) число студентов, обучающихся за границей, превышает число получающих высшее образование на родине11.

Самая большая диспропорция между численностью иностранных граждан, получающих образование в национальных университетах, и численностью собственных студентов, обучающихся за границей, - в

Индии (в этой стране насчитывается менее 8 тыс. иностранных студентов, тогда как свыше 150 тыс. индийских юношей и девушек являются в настоящее время учащимися зарубежных вузов и колледжей). На противоположном полюсе - Австралия: 200 тыс. иностранных граждан, получающих высшее образование в австралийской высшей школе, и всего 6,5 тыс. австралийских студентов, обучающихся за рубежом по программам третичного уровня.

Важный показатель конкурентоспособности национальных учебныхзаведений на мировом рынке высшего и послевузовского образования - доля национальных вузов, в которых обучаются иностранные граждане. В США она составляет свыше 95%, в Бельгии - 100%, в Великобритании, Германии, Франции, многих других европейских странах - 90-95%. В Российской Федерации иностранцы обучаются немногим более чем в половине высших учебных заведений (общее число российских вузов в 2005 г. составляло 1 068) и примерно в 5% их филиалов (общее число филиалов внутри страны - около 2,5 тыс.).

Рассмотрим кратко основные финансовые показатели международного рынка образовательных услуг. Ежегодные поступления в экономику стран, принимающих на учебу иностранных граждан, в виде платы за их обучение, проживание, питание, расходов на учебники, транспорт, досуг и т.д. составляют оценочно 100 млрд. долл. США, а к 2015 г. вместе с ростом численности иностранных студентов, стажеров, аспирантов и другихкатегорий обучающихся за рубежом граждан (включая курсы иностранных языков, переподготовки и повышения квалификации) могут увеличиться до 150-200 млрд. долл. США.

Международные цены годичного обучения одного иностранного студента составляют в среднем 10 тыс. долл. США, на медицинских факультетах - 20-25 тыс., однако в ряде стран оплата может быть и выше. Например, во многих престижных университетах США (Колумбийском, Бостонском,

Гарвардском, Принстонском, Стэнфорд-ском, Йельском, Джона Хопкинса и др.) год учебы обходится в 30 тыс. долл. США. И это только плата за академическое обучение, не считая стоимости проживания, а она довольно высока. Например, в Университете Брандеиса (город Уолтхэм, штат Массачусетс) стоимость проживания и питания в 2004 г. оценивалась в 10 тыс. долл. Кроме того, еще 1100 долл. составляла медицинская страховка, 1000 долл. - расходы на приобретение учебной литературы и иные траты, связанные с учебным процессом (цена самого обучения - 28,5 тыс. долл. в год). В Колумбийском университете сопутствующие дополнительные расходы еще выше -16 тыс. долл. в течение текущего академического года (само магистерское обучение стоит 31,6 тыс. долл. в год). В Институте международныхисследований Монтерея (штат Калифорния) 9-месячное проживание, питание и т.п. обойдется в 12,2 тыс. долл. (при годовой стоимости самой магистратуры в 22,2 тыс. долл.).

Стоимость обучения по докторским программам в США как минимум в два раза выше, чем стоимость обучения по магистерским программам. Например, в Университете Южной Каролины стоимость обучения в докторантуре по политологическому профилю составляет 26 464 долл. в год, а обучение по магистерской политологической программе - 13 226 долл.

В 2005/2006 учебном году иностранные студенты принесли национальной экономике доход в размере 13,5 млрд. долл. США (без учета доходов от иностранцев, обучавшихся на языковых курсах, в средних школах, находившихся на научно-педагогических стажировках и т.д., численность которых достигала оценочно около 150 тыс. чел.). При этом, по подсчетам американских экономистов, совместное проживание супруги (супруга) иностранного студента, стажера, аспиранта и т.д. повышает его ежегодные расходы в стране на 25%, а проживание с ними детей увеличивает расходы еще на 20% 12.

В Великобритании иностранные студенты платят от 8 до 15 тыс. фунтов стерлингов в год (от 12,8 до 24 тыс. долл. США) за обучение на базе среднего образования на степень бакалавра. Стоимость программ по медицине составляет до 23 тыс. фунтов стерлингов в год (около 37 тыс. долл. США). Годичный постдипломный курс (магистратура) на инженерных факультетах стоит до 20 тыс. фунтов стерлингов (32 тыс. долл. США), а магистратура на юридических, естественных и гуманитарных факультетах может стоить до 33 тыс. фунтов стерлингов (49 тыс. долл.). Еще дороже обходится двухгодичное обучение в аспирантуре (именуемое научно-исследовательским постдипломным курсом), по окончании которого соискателю присваивается степень доктора философии, - от 64 до 100 тыс. долл. США 13.

Иностранные студенты и аспиранты фактически субсидируют обучение английских студентов (обучение одного британского студента обходится британским университетам в среднем в 5 тыс. фунтов стерлингов в год, а сами английские студенты платят за свое обучение на родине не более 3 тыс. фунтов стерлингов в год). В 2004 г. иностранцы только в качестве платы за обучение принесли британским университетам доход примерно в 5 млрд. долл. США (14% их годового бюджета), и это без учета платы за проживание. Последняя составляет в среднем: в Великобритании - 11,2 тыс. долл., в Австралии - 9,5 тыс. долл., в США

- 10 тыс. долл., в Канаде - 9 тыс. долл., в Новой Зеландии - 8,7 тыс. долл., в Гонконге - 7 тыс. долл., в Индии - 1,5 тыс. долл. В «старых» странах Евросоюза (Франции, Германии, Испании, Ирландии, Австрии и др.) год проживания обходится иностранному студенту от 10 до 15 тыс. евро, в «новых» странах ЕС - почти вдвое меньше. Достаточно дорогим является проживание иностранных учащихся в Швейцарии - 2430 тыс. швейцарских франков (17,6-24 тыс. долл. США) при стоимости обучения в размере от 1 до 5 тыс. швейцарских франков в год (от 800 до 4000 долл. США).

Таким образом, стоимость проживания иностранного студента нередко оказывается более высокой, чем плата за обучение (тем более что немалая часть иностранцев обучается бесплатно, за счет принимающего университета, государства, образовательных фондов и т.д.). Например, доход от обучения иностранных студентов в США складывается следующим образом: 9 млрд. долл. - их плата за обучение, а 10 млрд. -плата за проживание и иные сопутствующие пребыванию иностранцев расходы. Из этой суммы следует вычесть 5,7 млрд. долл.

- размер материальной помощи обучающимся в США иностранцам (стипендии, оплата за обучение, различные льготы - эта сумма при подведении итогов финансового года вычитается из общего дохода от пребывания иностранцев)14.

Бесплатность обучения для иностранцев в вузах ряда европейских стран (прежде всего Франции и Германии) носит условный характер. Сразу отметим, что данное положение распространяется только на государственные вузы. Например, во Франции таковыми являются все 90 университетов, тогда как очень популярные высшие инженерные школы (240) и высшие коммерческие школы (230) в большинстве своем негосударственные, стоимость обучения в них составляет в среднем от 3-4 тыс. евро до 10 тыс. в год, а по англоязычным магистерским программам - до 18-20 тыс. евро в год. Например, магистерский диплом по политологии в Международном университете Шиллера (Париж) обойдется в 18 300 евро. Еще дороже (23-43 тыс. евро в год) обходится получение степени МВА. Кроме того, все иностранные студенты и аспиранты, независимо от того, в каком вузе они учатся - государственном или негосударственном, обязаны вносить студенческие взносы (от 120 до 230 евро в государственных вузах и до 650 евро - в негосударственных), а также покупать медицинскую страховку (от 190 до 500 евро в год) и учебники (несколько сот евро). Стоимость проживания иностранного студента во Франции -

от 6 до 10 тыс. евро в год (в Париже аренда жилья может стоить в 2-3 раза дороже, чем в провинции).

Аналогична ситуация в Германии: обязательная медицинская страховка - 400650 евро в год, обязательные студенческие взносы за каждый семестр - 60 евро, а начиная с 12-го семестра - от 500 до 900 евро плюс покупка учебников. В негосударственных и корпоративных вузах (обычно имеющих технико-экономический профиль) плата иностранцев за обучение достаточна высока. Так, в Штутгартском университете менеджмента и технологий стоимость обучения составляет до 20 тыс. евро в год. Негосударственные вузы предлагают иностранцам и программы на английском языке (магистратура - 4-13 тыс. евро в год, МВА - 10-20 тыс. евро в год). Стремясь следовать примеру англоязычных стран, обучающих иностранцев в соответствии с принципами «академического капитализма», шесть федеральных земель добились в 2005 г. в Конституционном суде Германии постановления о том, что наложенный правительством страны запрет на взимание платы за обучение в государственных вузах ущемляет компетенцию федеральных земель. В итоге с 2007 г. платное обучение для иностранных граждан вводится во всех германских государственных высших учебных заведениях, ее размер составляет в среднем не менее 500 евро за один акад. год (это только стоимость самого обучения, не считая других «сопутствующих» расходов, в том числе стоимости проживания, питания и т.д., достигающих от 500 до 1000 евро в месяц).

Цены для обучения иностранных граждан во многих странах Европы и Северной Америки, Азии и других регионов мира, как правило, в несколько раз выше, чем для местных граждан. Например, в США стоимость обучения на отделениях политологии и международных дел по магистерским программам для резидентов (местных граждан) и нерезидентов(иностранцев)такова: в Государственном университете Апачи - соот-

ветственно 1239 и 10 326 долл., в Университете Нового Орлеана - 2876 и 9920 долл., в Университете Южной Флориды - 2990 и 21170 долл., в Университете Восточной Каролины - 3792 и 23 464 долл. В Канаде в 2005/2006 акад. году в университете Мак-Гила курс обучения на факультете наук стоил для канадских студентов от 5 до 17,6 тыс. канадских долл., а для иностранцев - 48,9 тыс., на факультете сельского хозяйства и окружающей среды для местных студентов

- от 1,6 до 4,4 тыс. канадских долл. и 12,3 тыс. - для иностранных; в университете Бишопа курс обучения на отделении естествознания и математики обходился канадцам в 7-16,5 тыс. канадских долл., а иностранцам

- в 39,4 тыс. и т.д.15.

По показателю национального дохода на душу населения контингент иностранных студентов из стран с различным уровнем дохода на душу населения по странам обучения распределяется следующим образом (табл. 2)16.

Разумеется, в наиболее дорогих по стоимости обучения и проживания странах (Швейцарии, Великобритании, США и др.) большинство иностранных студентов, приезжающих из государств с низким уровнем дохода на душу населения, являются в основном выходцами из наиболее обеспеченных семей, которые в состоянии платить от 10 до 30-50 и более тысяч долларов в год за получение их детьми высококачественного и престижного высшего образования.

Примерно половина доходов от мирового рынка академических образовательных услуг приходится на США (13,5 млрд. долл.) и Великобританию (около 10 млрд. долл.); еще около 20 млрд. долл. (оценочно) - на Австралию, Новую Зеландию, Канаду, Швейцарию, Францию, Германию и другие страны ЕС. На азиатские и арабские страны, Африку, Латинскую Америку приходится примерно 5 млрд. долл. (в том числе более 1,5 млрд. долл. - на Японию и 0,9 млрд. долл. - на Китай17), на республики бывшего СССР (страны СНГ и Балтии) -менее 0,9 млрд. долл., в том числе на Рос-

Таблица 2

Распределение иностранных студентов в 2002 г.

Доля иностранных Доля иностранных Доля иностранных Доля иностранных

студентов из стран студентов из стран с студентов из стран студентов из стран

Страны, с наименьшим низким средним с высоким средним с наивысшим

принимающие доходом на душу доходом на душу доходом на душу доходом на душу

на учебу населения населения населения населения

(745 долл. США и (746-2975 долл. (2976-9205 долл. (9206 долл. США и

менее) США) США) выше)

Австралия 26 14 16 44

Австрия 4 24 14 59

Бельгия 16 23 3 58

Великобритания 10 12 10 69

Германия 13 41 14 33

Дания 7 23 7 63

Иордания 4 5 15 75

Исландия 4 21 18 58

Италия 7 23 11 59

Канада 16 18 13 53

Корея 12 51 3 34

Нидерланды 9 40 3 48

Новая Зеландия 11 28 16 44

Португалия 39 18 17 26

США 21 26 11 42

Турция 29 42 1 28

Франция 24 39 9 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Швейцария 5 15 6 73

Швеция 4 18 10 68

Япония 7 52 5 36

сийскую Федерацию - 500 млн. долл., или 1% доходов от международного рынка образовательных услуг (включая весь спектр обучения иностранных граждан в рамках программ третичного уровня, в том числе по очной и заочной формам, а также в зарубежных филиалах и представительствах российских вузов). Еще ниже доля России в неакадемическом сегменте международного образования, а именно в оказании платных услуг по обучению иностранцев русскому языку. Если совокупный годовой доход от курсов английского языка лишь в восьми англоязычных странах (в том числе в Ирландии, Новой Зеландии, на Мальте и в ЮАР) составляет около 10 млрд. долл. (число ежегодно обучающихся на данных языковых курсах - 1,3 млн. чел.), то совокупная оплата всех иностранных граждан, приезжающих в Россию на курсы русского языка как иностранного (оценочно 20-25 тыс. чел. вне вузовской академической системы), а также обучающихся на платных курсах русского языка при представитель-

ствах Росзарубежцентра в 39 странах (9,6 тыс. учащихся, общая годовая оплата - 2,2 млн. долл.) по самым оптимистическим подсчетам не может превышать 50 млн. долл. в год.

Если бы международную образовательную мобильность и стоимостную часть производимого на экспорт «образовательного продукта» можно было бы представить в форме географического атласа, то основную его часть занимали бы США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, а Россия выглядела бы в виде небольшого периферийного государства (3,1% мировой численности иностранных студентов, обучаемых с довольно низкой доходностью). И это не случайно, ибо в XXI в. величие и значимость страны определяется уже не столько размерами ее территории и наличием сырьевых запасов, сколько уровнем развития и мировой конкурентоспособностью ее экономики, важнейшим показателем которой является производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции,

включая производство знаний и экспорт образовательных услуг.

Вместе с тем по уровню инновационности своей экономики Россия в настоящее время находится на 60-м месте в мире. По индексу общей конкурентоспособности, рассчитываемой швейцарской организацией «Всемирный экономический форум» на базе 200 различных показателей, Россия в 2004 г. занимала 70-е место из 104 анализируемых стран, а в 2005 г. опустилась на 75-е место среди 117 стран, пропустив вперед себя Индонезию, Румынию, Казахстан. В лидирующей же группе по мировой конкурентоспособности национальной экономики находятся такие страны, как США, Финляндия, Швеция, Сингапур, Швейцария, Япония, Великобритания, Канада, Германия, Испания, Франция. Многие из них одновременно лидируют и на мировом рынке образовательных услуг, а их университеты отличает наивысшая в мире интенсивность сотрудничества в сфере НИОКР с частными компаниями18.

Тревожным симптомом для российской высшей школы являются последние международные рейтинги лучших университетов мира. Так, в академический рейтинг 500 лучших университетов мира, составляемый Институтом высшего образования Шанхайского университета исходя из важнейших показателей их учебной и научно-исследовательской деятельности, вошли лишь два российских университета - МГУ им. М.В. Ломоносова (72-е место в 2006 г., 69-е место в 2005 г.) и Санкт-Петербургский государственный университет (340-е место в 2006 г., 344-е место в 2005 г.). Первые 10 мест в этом списке заняли восемь американских и два британских вуза: Гарвард, Кембридж, Стэнфорд, Университет Калифорнии

- Беркли, Массачусетский технологический институт, Калифорнийский технологический институт, Колумбийский университет, Принстон, Чикагский университет и Оксфорд. А общее распределение лучших университетов мира среди 20 лидирующих в области высшего образования стран по

версии Шанхайского университета выглядит следующим образом (табл. 3)19.

Аналогичное аутсайдерское место отводится российским вузам и в рейтинге 200 лучших университетов мира по версии The Times 20 (табл. 4)21.

Как и в рейтингах Шанхайского университета, в рейтингах The Times позиции Санкт-Петербургского государственного университета в 2006 г. в сравнении с 2005 г. улучшились (он поднялся с 215-го на 164е место), тогда как позиции МГУ им. М.В. Ломоносова несколько ослабли (он опустился с 79-го места в 2005 г. на 93-е место в

2006 г.). При этом эксперты - составители рейтинга The Times - отмечают снижение показателей МГУ по таким параметрам, как качество преподавания предметов и уровень развития учебно-образовательной базы, и одновременно констатируют усиление позиций китайских университетов (вместе с университетами Гонконга и Тайваня их общее число в составе 200 лучших университетов мира достигло 10), при этом Пекинский университет занял в 2006 г. почетное 19-е место, превратившись в самое притягательное для китайских и иностранных студентов образовательное учреждение стран Азии.

Лидерство же американских вузов, являющихся ведущими в мире производителями «образовательного продукта», связано в первую очередь с объемами инвестиций в сферу образования: только за 19902004 гг. расходы государственных университетов этой страны на подготовку одного студента по программе бакалавра выросли с

10,9 до 15 тыс. долл., а в частных университетах - с 21,2 до 29,5 тыс. долл. США. Поэтому не случайно большинство из 10 лучших университетов мира - частные американские вузы, превратившиеся и в ведущие национальные и международные научно-исследовательские центры. По своим финансовым возможностям (в плане технического обеспечения учебного процесса, проведения научных исследований и т.д.) они находятся в заметно разных «весовых катего-

Таблица 3

Распределение групп лучших университетов в рейтинге Шанхайского университета за 2006 г.

Страны Количество университетов

Top-10 T op-20 Top-100 T op-200 Top-300 T op-400 Top-500

1. США 8 17 54 87 118 140 167

2. Великобритания 2 2 112 22 33 37 43

3. Япония 0 1 6 9 12 20 32

4. Германия 0 0 5 15 22 36 40

5. Канада 0 0 4 8 16 19 22

6. Франция 0 0 4 6 12 17 21

7. Швеция 0 0 4 4 9 11 11

8. Швейцария 0 0 3 6 7 7 8

9. Нидерланды 0 0 2 7 9 12 12

10. Австралия 0 0 2 6 9 11 16

11. Италия 0 0 1 6 7 14 23

12. Израиль 0 0 1 4 4 6 7

13. Дания 0 0 1 3 4 4 5

14. Норвегия 0 0 1 1 2 3 4

15. Финляндия 0 0 1 1 2 2 5

16. Россия 0 0 1 1 1 2 2

17. Бельгия 0 0 0 4 6 7 7

18. Китай 0 0 0 3 9 15 19

19. Южная Корея 0 0 0 1 3 6 9

20. Испания 0 0 0 1 3 5 9

Таблица 4

Распределение групп лучших университетов в рейтинге по версии The Times за 2006 г.

Страны Количество университетов

Top-10 Top-20 Top-100 Top-200

1. США 7 11 33 55

2. Великобритания 3 4 15 29

3. Австралия 0 1 7 12

4. Япония 0 1 3 11

5. Нидерланды 0 0 5 11

6. Германия 0 0 3 10

7. Франция 0 1 4 7

8. Швейцария 0 0 5 7

9. Канада 0 0 3 7

10. Китай 0 1 2 5

11. Швеция 0 0 0 4

12. Гонконг 0 0 3 4

13. Австрия 0 0 1 3

14. Дания 0 0 1 3

15. Южная Корея 0 0 1 3

16. Израиль 0 0 3

17. Индия 0 0 1 3

18. Сингапур 0 1 1 2

19. Россия 0 0 1 2

20. Новая Зеландия 0 1 1 2

риях» с российскими университетами. Так, расходы из федерального бюджета на обеспечение деятельности лучшего из российских вузов - МГУ им. М.В. Ломоносова (финансируется отдельной строкой Бюджетной классификации РФ как особо ценный объект культурного наследия) - составят в

2007 г. 5583,5 млн. руб. (на 27,2% больше, чем в 2006 г.), что эквивалентно сумме в 296,8 млн. долл. США. Бюджетное финансирование Российской академии образования (в состав которой входят 26 подведомственных институтов) запланировано в 2007 г. в размере 431,7 млн. руб. (на 38,8% больше, чем в 2005 г.), что эквивалентно 16 млн. долл. Бюджетное финансирование Российской академии живописи, ваяния и зодчества и подведомственных ей учреждений предполагается в размере 123 млн. руб. (эквивалентно 4,6 млн. долл.). Плановое суммарное финансирование ряда российских вузов, которые планируется включить в состав нового Федерального южного мегауниверситета, составляет около 2,5 млрд. руб. (в том числе 923,1 млн. руб. из внебюджетных источников), что эквивалентно 92 млн. долл. Между темгодовые бюджетымногих американских университетов достигают миллиарда и более долларов США (например, бюджет

Принстонского университета в 2006/2007 акад. году составил 1,02 млрд. долл.), что в десятки и даже в сотни раз превышает бюджетное финансирование среднестатистического российского вуза. Каждый из перечисленных в международных рейтингах американских университетов имеет многомиллиардный эндаумент (собственные средства, вложенные в акции, ценные бумаги, трастовое управление и т.д. и ежегодно приносящие в среднем 15% дохода). Например, в 2006 г. эндаумент Г арварда составлял 28,9 млрд. долл., Йельского университета -18,03 млрд., Стэнфорда - 14,08 млрд., Техасского университета - 13,2 млрд., Принстона -13,04 млрд., Массачусетского технологического института - 8,4 млрд., Колумбийского университета - 5,9 млрд., Мичиганского университета - 5,7 млрд. и т.д.22.

Наблюдается явная корреляция в иерархии лучших университетов мира в рамках вышеуказанных международных рейтингов и распределения иностранных студентов по основным странам обучения (см. табл. 5), что представляется вполне естественным, ибо зарубежных студентов притягиваютпрежде всего страны, обеспечивающие наиболее высокий уровень профессионального образования.

В международных рейтингах универси-

Таблица З

Распределение стран, имеющих лучшие университеты мира по рейтингам Шанхайского университета и The Times/QS, и доли иностранных студентов по основным странам обучения, %

Страны Доля национальных университетов соответствующих стран в числе 500 лучших университетов мира (рейтинг Шанхайского университета) Доля национальных университетов соответствующих стран в числе 200 лучших университетов мира (рейтинг The Times/QS) Доля иностранных студентов третичного уровня обучения (очная форма) по странам обучения

США 33,4 27,5 20,1

Великобритания 8,6 14,5 12,3

Германия 8,0 6,0 5,0

Япония 6,4 5,5 4,2

Канада 4,4 3,5 2,5

Франция 4,2 3,5 8,8

Австралия 3,2 6,0 8,2

Китай 1,4 2,5 5,0

Россия 0,4 1,0 3,1

Другие страны 29,6 30,0 26,7

тетов 2007 г. общее аутсайдерское место российских вузов среди высших учебных заведений различных стран принципиально не изменилось. Так, в рейтинге The Т im.es МГУ им. М.В. Ломоносова опустился с 93го на 231-е место, а Санкт-Петербургский университет - со 164-го места на 239-е, то есть оба лидера российской высшей школы не попали даже в число 200 лучших университетов мира. Кроме того, в последней сотне 500 лучших вузов планеты оказались также Новосибирский, Томский и Казанский государственные университеты. В Шанхайском рейтинге 2007 г. МГУ переместился с 70-го на 76-е место, а СПбГУ, как и в 2006 г., занял место в четвертой сотне лучших университетов мира23.

С точки зрения отраслей знаний и МГУ им. М.В. Ломоносова, и Санкт-Петербургский государственный университет, как отмечают зарубежные эксперты, имеют наиболее сильные позиции в физико-математических и естественных науках, но в то же время они значительно отстают от университетов других стран в социально-гуманитарной области.

Преподаватели многих российских вузов уступают своим зарубежным коллегам и по числу публикаций во всемирно известных журналах, а российские преподаватели - авторы статей и монографий - сравнительно редко цитируются в зарубежных изданиях. Кроме того, можно отметить и такие невысокие показатели, характерные для большинства российских вузов (и учитываемые в мировых рейтингах), как число обучающихся иностранных студентов и число приглашенных для чтения лекций зарубежных преподавателей.

Не слишком утешительны для отечественной высшей школы и результаты еще одного международного рейтинга - Webo-metrics Ranking of World Universities, который составляет испанская исследовательская группа Cybermetrics Lab, изучающая научно-образовательную деятельность в Интернете 13 043 университетов из 191 страны (учитывается показатель цити-

руемости по числу ссылок на сайт с других ресурсов, число страниц на сайте, количество и релевантность файлов с публикациями результатов научно-исследовательских работ). Так, согласно последнему рейтингу Cybermetrics Lab (июль 2007 г.), в первую тысячу лучших по веб-активности университетов мира вошли лишь 6 российских вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова (129е место), Санкт-Петербургский государственный университет (745-е), Новосибирский государственный университет (767-е), МФТИ (838-е), Высшая школа экономики (887) и Томский государственный университет (991-е)24.

При всей условности данных международных рейтингов (недостаточной полноте показателей деятельности университетов, в том числе качества получаемого образования) игнорировать ихрезультаты, свидетельствующие об ослаблении позиций отечественной высшей школы на международном рынке образовательных услуг, нельзя.

Примечания

1 См.: Global Educational Digest 2006: Comparing

educational statistics around the world. - http:// www.UIS.UNESCO.org/ publications/ GED 2006. - Р. 38.

2 См.: Open Doors: Report on International

Educational Exchange. - N. Y., 2005. - Р. 26, 70, 80; Atlas of Student Mobility. - N. Y., 2003.

- Р. 56. Эти сведения подтвердили и руководители отдела культуры Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству г-н Ли Мин и г-жа Вера Хуан в ходе обсуждения вопросов международной академической мобильности в июле 2006 г.

3 Подробнее см.: Global Educational Didest

2006. - Р. 132-136.

4 Составлено по: Open Doors... - Р. 8; Global

Educational Didest 2006. - Р. 132-133; http://www.moe.edu.cn/higer; http:// www.jasso.go.jp/statistics/ intl_student/ data06_e.html.

5 В настоящее время число только китайских

граждан, обучающихся за рубежом, со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ставляет 400 тыс. чел., из которых 90 тыс. обучаются в Австралии в различных образовательных учреждениях и на курсах английского языка, 80 тыс. (включая international scholars) - в США, около 80 тыс. - в Японии и т.д.

6 Для составления прогноза использована

модель логарифмической линии тренда на базе данных 1950-2005 гг.

7 См.: Российский статистический ежегодник.

2005: Статистический сборник. - М., 2005.

- С. 259, 265.

8 По данным министерства образования

КНР, численность российских граждан, обучавшихся в Китае в 2006 г., достигла 5000 чел. (в 2003 г. их насчитывалось 1,3 тыс. чел.). Подавляющее большинство из них изучали китайский язык, в т.ч. на различных языковых курсах, в то время как по академическим образовательным программам (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) обучались примерно 2000 чел.

9 См.: Русский язык в мире: современное со-

стояние и тенденции распространения. -М., 2005. - С. 106.

10 См.: Indianapolis Business Journal. - 2006,

January. - P. 16.

11 Global Educational Digest 2006. - Р. 37.

12 См.: Open Doors... - Р. 4.

13 Education Guide. British Council. - Р. 37-38,

46-48.

14 Open Doors. - Р. 4.

15 См.: Guide to undergraduate and graduate

science programs in Canada. - Victoria, 2006.

- Р. 45.

16 Составлено по: Atlas of student mobility. -

N.Y., 2003. - Р. 12-52. (При классификации стран по уровню дохода на душу на-

селения использована методика Всемирного банка.)

17 По информации Международного депар-

тамента министерства образования КНР, обучение 141 тыс. иностранных студентов принесло экономике Китая в 2005 г.

7 млрд. юаней, что эквивалентно 875 млн. долл. США или созданию 66 тыс. рабочих мест. См.: http://www.chinaembassy.org.in

18 Всемирный экономический форум выпус-

кает ежегодные доклады «The Global Competitiveness Report, World Economic Forum, Geneva». Подробнее см.: Вопросы статистики. - 2006. - №5.

19 Составлено по: Academic Ranking of World

Universities. 2006. - http://ed.sjtu.edu.cn/ rank/2006/ ARWU2006Statistics.htm

20 The Times Higher/ QS World University Ranking

осуществляется авторитетным британским изданием Sunday Times совместно с компанией QS на основе интегральных оценок 4000 экспертов - университетских профессоров, а также руководителей крупнейших компаний - работодателей. Результаты рейтинга ежегодно публикуются в специальном приложении «The Times Higher Education Supplement/QS».

21 Составлено по: The Top 200 World University

Rankings // The Times Higher. - 2006. -October 6.

22 См.: Образование в документах. - 2006. - №

18 (79). - С. 7-20; http://www.prinston.edu/ pr/ facts/ profile/06/33.htm

23 Подробнее о международных и российских

рейтингах вузов см.: Демина Н. Образовательные гонки. - http://www.polit.ru/ science/2007/12/ 18rating_print.html

24 См.: http://www.webometrics.info/

top4000.sap?offset=950

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.