Научная статья на тему 'Проблемы развития экспортного потенциала вузов лесного профиля'

Проблемы развития экспортного потенциала вузов лесного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалаев В. С.

Шалаев В.С. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ ЛЕСНОГО ПРОФИЛЯ. Рассматриваются проблемы развития экспортного потенциала вузов лесного профиля. Приводятся количественные показатели, характеризующие обучение иностранных граждан в России, в том числе в 10 вузах лесного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shalaev V.S. PROBLEMS OF OF DEVELOPMENT OF EXPORT POTENTIAL OF HIGH SCHOOLS WITH FOREST PROFILE. Problems of development of an export potential of high schools with forest profile are considered. The quantity indicators describing training of foreign citizens in Russia, including in 10 universities of forest profile are resulted.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития экспортного потенциала вузов лесного профиля»

ИНФОРМАЦИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ ЛЕСНОГО ПРОФИЛЯ

В.С. ШАЛАЕВ, проф., проректорМГУЛпо международным связям

Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми, в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (General Agreement Trading Service), регулируется ее положениями. При этом формы и виды экспортной деятельности вузов в области образования могут быть подразделены на следующие четыре способа:

- «трансграничная поставка»(Сгс^ border supply), аналогично обычной торговле услугами, т.е. дистанционное обучение путем поставки услуги из одной страны в другую без физического перемещения потребителя;

- «потребление за рубежом»

(Consumption abroad), потребитель покупает услуги в стране производителя, т.е. обучение иностранных граждан на своей территории путем потребления услуги потребителем одной страны в другой, когда предполагается перемещение потребителя;

- с помощью «коммерческого

присутствия»(Commercial presence), организация и открытие дочерних предприятий, филиалов и отделений в других странах (открытие филиала или кампуса в другой стране, франчайзинг учебных программ и т.п.);

- с помощью «присутствия физических лиц»(Movement of individuals), услуги предоставляются через временное перемещение индивидуальных поставщиков услуг, т.е. обучение иностранных граждан в их странах путем командирования специалистов, например направления преподавателей на работу за границей.

Основной формой экспортной деятельности российских вузов является в настоящее время обучение иностранных граждан на российской территории, так как эта форма наиболее развита, достаточно привлекательна с финансовой точки зрения, имеет определенное нормативно-правовое обеспечение и богатый опыт предыдущих десятилетий.

Необходимо отметить, что финансовые показатели мирового рынка образо-

вательных услуг, включая языковые курсы, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование, достигают 100 миллиардов долларов США в год, т.е. обучение иностранных граждан стало действенным фактором экономического роста. Для многих государств эта сфера образовательных услуг является одной из важнейших экспортных отраслей. Например, в США эта отрасль, приносящая многомиллиардные доходы (14 млрд. долларов США в 2005 г.), считается пятой по значимости, в Австралии - четвертой отраслью услуг (7,8 млрд австралийских долларов в качестве дохода от обучения иностранцев в 2006 г.). В Бельгии, по данным американского Института международного образования, доля обучающихся иностранцев в 2004 г. превышала 40 % [1].

В табл.1 приведены данные по странам с наиболее крупными контингентами иностранных студентов в 2004 г. При этом хотя Россия и входит в число 10 ведущих стран мира по обучению иностранных граждан по программам так называемого третичного уровня, однако имеет довольно низкую долю иностранцев в составе очных отделений высших и средних специальных учебных заведений. Даже учет дополнительных 20 тысяч иностранных граждан, обучавшихся в 2004/2005 г. в России заочно, а также на вечерних отделениях, экстернатом, существенно не изменил бы почти аутсайдерское положение России.

В 2005/2006 учебном году, по данным Центра социологических исследований, в вузах Российской Федерации обучались по очной форме 86,9 тыс. иностранных граждан и еще 27 тыс. на заочных и вечерних отделениях, а также дистанционно. Кроме того еще 6,7 тыс. иностранных студентов обучалось в средних специальных учебных заведениях, а около 5 тыс. - в военных учебных заведениях. Иностранные граждане обучались в 656 вузах, что составляет 61,4 % общего числа всех российских вузов, при этом большинство (82,2 тыс. чел., или 94,7 %) в государственных вузах [1].

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

187

ИНФОРМАЦИЯ

Таблица 1

Наиболее крупные контингенты иностранных студентов по странам обучения в 2004 г.

Страны Число иностранных граждан, обучающихся в национальных вузах и колледжах по программам третичного уровня, тыс. человек Доля иностранцев в составе всех обучающихся по программам третичного уровня, %

США 572,5 3,4

Великобритания 300,1 13,4

Германия 260,3 12,5

Франция 237,6 11,0

Австралия* 199,3 17,0

Япония 117,9 2,7

Китай** 110,0 0,6

Россия 75,8 0,9

Канада** 70,0 3,8

ЮАР** 52,7 7,2

* По данным ОЭСР

** По данным национальных министерств образования соответствующих стран

Значимость рассматриваемого направления образовательной деятельности подчеркивается «Концепцией государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях», которая определяет цель, задачу, а в конечном итоге и направления решения проблем конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования, в том числе и для вузов лесного профиля.

Основной целью подготовки национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего для государств-участников СНГ, является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.

Стратегическая задача - эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки высокопрофессиональных кадров для зарубежных стран.

Вопросы образования были включены в повестку дня расширенного саммита «восьмерки», состоявшегося в Санкт-Петербурге в 2006 г., а все цели получили подтверждение и развитие на встрече министров образования государств-членов Группы восьми в Москве,

1- 2 июня 2006 г. и в опубликованной по итогам работы Московской декларации [2].

В России 60 вузов готовят специалистов, бакалавров и магистров в области лесного дела. Среди них известнейшие Московский государственный университет леса, Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия, Сибирский государственный технологический университет, Воронежская государственная лесотехническая академия, Марийский государственный технический университет, Уральский государственный лесотехнический университет, Архангельский государственный технический университет.

В этих вузах готовятся кадры высшего профессионального образования по 8 специальностям и 4 направлениям, охватывающим практически весь спектр потребностей лесного комплекса. Одновременно здесь получают высшее образование порядка 30 тысяч студентов, среди преподавателей более 300 профессоров, докторов наук, более 1500 доцентов, кандидатов наук. В вузах по различным программам обучения и формам подготовки обучаются иностранные граждане. В табл.

2- 3 приведены показатели, характеризующие количество иностранных граждан в 10 вузах лесного профиля и соответствующие доходы от очного обучения на контрактной основе иностранных граждан [3].

В настоящее время Россия все активнее интегрируется в международное образовательное пространство, участвует в реа-

188

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

ИНФОРМАЦИЯ

лизации положений Болонской декларации, наращивает экспорт образовательных услуг. Однако ведущие высшие учебные заведения лесного профиля еще недостаточно результативно участвуют в этих процессах. Впрочем,

последнее относится и вообще к российскому образованию. Доля России на мировом рынке образовательных услуг пока не превышает одного процента, что заметно меньше доли в населении или в экономике мира [4].

Таблица 2

Распределение иностранных граждан по программам обучения и формам подготовки в области лесного дела в 2005/2006 г., чел. (составлено по отчетным данным вузов)

Вуз Общее число иност- ранных граждан Число иностранных граждан, обучавшихся по различным программам и формам подготовки

подго- тови- тельное отделе- ние дипло- миро- ванные специа- листы бакалав- риат магист- ратура стажеры интерны ордина- торы аспи- ранты докто- ранты

Архангельский го сударственный технический университет 72 30 30 0 1 11 0 0 0 0

Братский го сударственный университет 5 0 5 0 0 0 0 0 0 0

Брянская го сударственная инженернотехнологическая академия 7 0 6 0 0 0 0 0 0 1

Воронежская го сударственная лесотехническая академия 77 14 45 0 0 16 0 0 2 0

Костромской го сударственный технологический университет 50 7 22 16 0 0 0 0 5 0

Марийский го сударственный технический университет 3 0 2 1 0 0 0 0 0 0

Московский го сударственный университет леса 120 26 79 0 0 7 0 0 8 0

Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 88 0 45 14 14 0 0 0 15 0

Сибирский го сударственный технологический университет 6 0 6 0 0 0 0 0 0 0

Уральский го сударственный лесотехнический университет 20 0 20 0 0 0 0 0 0 0

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

189

ИНФОРМАЦИЯ

Таблица 3

Доходы от очного обучения на контрактной основе иностранных граждан в вузах, работающих в области лесного дела в 2005-2006 г. (составлено по отчетным данным вузов)

Вуз Численность иностранных граждан, обучавшихся на контрактной основе по различным учебным программам и формам подготовки, чел. Всего на контрактной основе, человек Совокупная оплата в год, руб.

М К 5 д Н 1) к ц РЭ й 8 $ S ° Н- и 3 2 а * бакалавриат дипломиро ванные специалисты магистратура стажеры интерны ординаторы аспиранты докторанты

Архангельский государственный технический университет 30 0 27 1 5 0 0 0 0 63 2 385 750

Братский государственный университет 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 27 450

Брянская го сударственная инженернотехнологическая академия 0 0 3 0 0 0 0 0 0 3 56 190

Воронежская го сударственная лесотехническая академия 14 0 41 0 16 0 0 2 0 73 2 240 400

Костромской государственный технологический университет 7 11 21 0 0 0 0 5 0 44 1 561 950

Марийский государственный тех.университет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Московский государственный университет леса 26 0 79 0 6 0 0 6 0 117 4719330

Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 0 10 22 6 0 0 0 5 0 43 1 185 450

Сибирский государственный технологический университет 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 28 000

Уральский государственный лесотехнический университет 0 0 7 0 0 0 0 0 0 7 315 000

При этом, например, среди 10 выбранных вузов лесного профиля с более чем 100 тыс. студентов, обучается на контрактной основе не более полпроцента иностранных граждан. Лишь в Московском государственном университете леса число обучающихся

иностранных граждан устойчиво превышает 100 человек. В 4 из десяти выбранных вузов этот показатель не превышает 10, т.е. обучение иностранных граждан имеет характер скорее исключения. В соответствии с Федеральной целевой программой развития об-

190

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

ИНФОРМАЦИЯ

разования на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803, доля иностранных учащихся должна достигнуть к 2010 г. 1,8 %.

Это весьма непростая задача. В советское время в наших вузах было достаточно значимое число учащихся-иностранцев, и это направление поддерживалось на государственном уровне. В настоящее время вузы практически предоставлены сами себе. Очевидна необходимость объединения и координации усилий, выработка единой стратегии и тактики усиления конкурентоспособности, а в конечном итоге увеличения объемов и развития форм экспорта образовательных услуг.

В необходимости решения этой задачи лежит не только имидж российского высшего образования, укрепление международной стабильности, сближение национальных культур и взаимопонимания народов и государств, но и наши экономические интересы. Важным источником доходов вузов в экономически развитых странах является плата за обучение студентов-иностранцев. В мире сегодня обучается более 100 млн студентов высшего уровня образования, и около 2 млн из них являются иностранными студентами. В соответствии с международными источниками, объем мирового рынка образовательных услуг составляет порядка 100 млрд долл. США. Но если США ежегодно получают в среднем 14-15 млрд долл. от обучения иностранных студентов, то вклад в экономику России от обучения иностранцев в наших вузах в 2005 г. составил примерно 300 млн дол. США [6].

В настоящее время наблюдается тенденция к достаточно динамичному росту количества иностранных студентов в России. Это усиливает проблемы конкурентоспособности высшего образования лесного профиля, которые необходимо и придется решать.

Весьма показательны пожелания иностранных студентов, высказанные в ходе социологического исследования в 2005 г. [1], которые характерны и для лесных вузов. Их возможно рассматривать в качестве направлений деятельности вузов при развитии экспортного потенциала. При этом указывается на необходимость:

- улучшить условия проживания в общежитиях, строить новые общежития (27,0 %);

- снизить стоимость оплаты за проживание в общежитии (1,8 %);

- обеспечить безопасность жизни и учебы иностранных студентов (13,4 %);

- помогать в проведении досуга (3,8 %);

- улучшить обучение русскому языку (4,3 %);

- улучшить обеспечение новыми современными учебниками, учебными материалами (3,8 %);

- повысить профессиональный уровень преподавателей (3,9 %);

- использовать в учебном процессе больше компьютеров (2,6 %);

- использовать в обучении английский язык (1,8 %);

- давать больше практики, улучшить практические занятия (4,7 %);

- упростить получение виз, давать многократные визы, облегчить регистрацию иностранных студентов (2,1 %);

- улучшить работу иностранных деканатов, делать более удобным для студентов учебное расписание (1,9 %);

- давать возможность иностранным студентам работать (подрабатывать) во время учебы (1,9 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снизить оплату за обучение, в том числе ввести бесплатные курсы русского языка (1,7 %);

- улучшить содержание образования, сделать его более современным, вовлекать иностранных студентов в научную работу (3,9 %);

- создавать условия для занятий спортом, организовывать спортивные мероприятия (1,9 %).

Среди других пожеланий: больше интересоваться жизнью иностранных студентов, давать больше информации об иностранцах в России, лучше финансировать вузы, увеличить количество бюджетных мест в общежитиях для иностранцев, создавать учебные группы из студентов примерно с одним уровнем знаний, добиться широкого международного признания российских дипломов.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.