ИНФОРМАЦИЯ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВ ЛЕСНОГО ПРОФИЛЯ
В.С. ШАЛАЕВ, проф., проректорМГУЛпо международным связям
Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список услуг, торговля которыми, в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (General Agreement Trading Service), регулируется ее положениями. При этом формы и виды экспортной деятельности вузов в области образования могут быть подразделены на следующие четыре способа:
- «трансграничная поставка»(Сгс^ border supply), аналогично обычной торговле услугами, т.е. дистанционное обучение путем поставки услуги из одной страны в другую без физического перемещения потребителя;
- «потребление за рубежом»
(Consumption abroad), потребитель покупает услуги в стране производителя, т.е. обучение иностранных граждан на своей территории путем потребления услуги потребителем одной страны в другой, когда предполагается перемещение потребителя;
- с помощью «коммерческого
присутствия»(Commercial presence), организация и открытие дочерних предприятий, филиалов и отделений в других странах (открытие филиала или кампуса в другой стране, франчайзинг учебных программ и т.п.);
- с помощью «присутствия физических лиц»(Movement of individuals), услуги предоставляются через временное перемещение индивидуальных поставщиков услуг, т.е. обучение иностранных граждан в их странах путем командирования специалистов, например направления преподавателей на работу за границей.
Основной формой экспортной деятельности российских вузов является в настоящее время обучение иностранных граждан на российской территории, так как эта форма наиболее развита, достаточно привлекательна с финансовой точки зрения, имеет определенное нормативно-правовое обеспечение и богатый опыт предыдущих десятилетий.
Необходимо отметить, что финансовые показатели мирового рынка образо-
вательных услуг, включая языковые курсы, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование, достигают 100 миллиардов долларов США в год, т.е. обучение иностранных граждан стало действенным фактором экономического роста. Для многих государств эта сфера образовательных услуг является одной из важнейших экспортных отраслей. Например, в США эта отрасль, приносящая многомиллиардные доходы (14 млрд. долларов США в 2005 г.), считается пятой по значимости, в Австралии - четвертой отраслью услуг (7,8 млрд австралийских долларов в качестве дохода от обучения иностранцев в 2006 г.). В Бельгии, по данным американского Института международного образования, доля обучающихся иностранцев в 2004 г. превышала 40 % [1].
В табл.1 приведены данные по странам с наиболее крупными контингентами иностранных студентов в 2004 г. При этом хотя Россия и входит в число 10 ведущих стран мира по обучению иностранных граждан по программам так называемого третичного уровня, однако имеет довольно низкую долю иностранцев в составе очных отделений высших и средних специальных учебных заведений. Даже учет дополнительных 20 тысяч иностранных граждан, обучавшихся в 2004/2005 г. в России заочно, а также на вечерних отделениях, экстернатом, существенно не изменил бы почти аутсайдерское положение России.
В 2005/2006 учебном году, по данным Центра социологических исследований, в вузах Российской Федерации обучались по очной форме 86,9 тыс. иностранных граждан и еще 27 тыс. на заочных и вечерних отделениях, а также дистанционно. Кроме того еще 6,7 тыс. иностранных студентов обучалось в средних специальных учебных заведениях, а около 5 тыс. - в военных учебных заведениях. Иностранные граждане обучались в 656 вузах, что составляет 61,4 % общего числа всех российских вузов, при этом большинство (82,2 тыс. чел., или 94,7 %) в государственных вузах [1].
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008
187
ИНФОРМАЦИЯ
Таблица 1
Наиболее крупные контингенты иностранных студентов по странам обучения в 2004 г.
Страны Число иностранных граждан, обучающихся в национальных вузах и колледжах по программам третичного уровня, тыс. человек Доля иностранцев в составе всех обучающихся по программам третичного уровня, %
США 572,5 3,4
Великобритания 300,1 13,4
Германия 260,3 12,5
Франция 237,6 11,0
Австралия* 199,3 17,0
Япония 117,9 2,7
Китай** 110,0 0,6
Россия 75,8 0,9
Канада** 70,0 3,8
ЮАР** 52,7 7,2
* По данным ОЭСР
** По данным национальных министерств образования соответствующих стран
Значимость рассматриваемого направления образовательной деятельности подчеркивается «Концепцией государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях», которая определяет цель, задачу, а в конечном итоге и направления решения проблем конкурентоспособности экспортного потенциала высшего образования, в том числе и для вузов лесного профиля.
Основной целью подготовки национальных кадров для зарубежных стран и, прежде всего для государств-участников СНГ, является реализация геополитических и социально-экономических интересов Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в глобальном процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда.
Стратегическая задача - эффективное использование имеющихся и создание новых возможностей для подготовки высокопрофессиональных кадров для зарубежных стран.
Вопросы образования были включены в повестку дня расширенного саммита «восьмерки», состоявшегося в Санкт-Петербурге в 2006 г., а все цели получили подтверждение и развитие на встрече министров образования государств-членов Группы восьми в Москве,
1- 2 июня 2006 г. и в опубликованной по итогам работы Московской декларации [2].
В России 60 вузов готовят специалистов, бакалавров и магистров в области лесного дела. Среди них известнейшие Московский государственный университет леса, Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия, Сибирский государственный технологический университет, Воронежская государственная лесотехническая академия, Марийский государственный технический университет, Уральский государственный лесотехнический университет, Архангельский государственный технический университет.
В этих вузах готовятся кадры высшего профессионального образования по 8 специальностям и 4 направлениям, охватывающим практически весь спектр потребностей лесного комплекса. Одновременно здесь получают высшее образование порядка 30 тысяч студентов, среди преподавателей более 300 профессоров, докторов наук, более 1500 доцентов, кандидатов наук. В вузах по различным программам обучения и формам подготовки обучаются иностранные граждане. В табл.
2- 3 приведены показатели, характеризующие количество иностранных граждан в 10 вузах лесного профиля и соответствующие доходы от очного обучения на контрактной основе иностранных граждан [3].
В настоящее время Россия все активнее интегрируется в международное образовательное пространство, участвует в реа-
188
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008
ИНФОРМАЦИЯ
лизации положений Болонской декларации, наращивает экспорт образовательных услуг. Однако ведущие высшие учебные заведения лесного профиля еще недостаточно результативно участвуют в этих процессах. Впрочем,
последнее относится и вообще к российскому образованию. Доля России на мировом рынке образовательных услуг пока не превышает одного процента, что заметно меньше доли в населении или в экономике мира [4].
Таблица 2
Распределение иностранных граждан по программам обучения и формам подготовки в области лесного дела в 2005/2006 г., чел. (составлено по отчетным данным вузов)
Вуз Общее число иност- ранных граждан Число иностранных граждан, обучавшихся по различным программам и формам подготовки
подго- тови- тельное отделе- ние дипло- миро- ванные специа- листы бакалав- риат магист- ратура стажеры интерны ордина- торы аспи- ранты докто- ранты
Архангельский го сударственный технический университет 72 30 30 0 1 11 0 0 0 0
Братский го сударственный университет 5 0 5 0 0 0 0 0 0 0
Брянская го сударственная инженернотехнологическая академия 7 0 6 0 0 0 0 0 0 1
Воронежская го сударственная лесотехническая академия 77 14 45 0 0 16 0 0 2 0
Костромской го сударственный технологический университет 50 7 22 16 0 0 0 0 5 0
Марийский го сударственный технический университет 3 0 2 1 0 0 0 0 0 0
Московский го сударственный университет леса 120 26 79 0 0 7 0 0 8 0
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 88 0 45 14 14 0 0 0 15 0
Сибирский го сударственный технологический университет 6 0 6 0 0 0 0 0 0 0
Уральский го сударственный лесотехнический университет 20 0 20 0 0 0 0 0 0 0
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008
189
ИНФОРМАЦИЯ
Таблица 3
Доходы от очного обучения на контрактной основе иностранных граждан в вузах, работающих в области лесного дела в 2005-2006 г. (составлено по отчетным данным вузов)
Вуз Численность иностранных граждан, обучавшихся на контрактной основе по различным учебным программам и формам подготовки, чел. Всего на контрактной основе, человек Совокупная оплата в год, руб.
М К 5 д Н 1) к ц РЭ й 8 $ S ° Н- и 3 2 а * бакалавриат дипломиро ванные специалисты магистратура стажеры интерны ординаторы аспиранты докторанты
Архангельский государственный технический университет 30 0 27 1 5 0 0 0 0 63 2 385 750
Братский государственный университет 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 27 450
Брянская го сударственная инженернотехнологическая академия 0 0 3 0 0 0 0 0 0 3 56 190
Воронежская го сударственная лесотехническая академия 14 0 41 0 16 0 0 2 0 73 2 240 400
Костромской государственный технологический университет 7 11 21 0 0 0 0 5 0 44 1 561 950
Марийский государственный тех.университет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Московский государственный университет леса 26 0 79 0 6 0 0 6 0 117 4719330
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия 0 10 22 6 0 0 0 5 0 43 1 185 450
Сибирский государственный технологический университет 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 28 000
Уральский государственный лесотехнический университет 0 0 7 0 0 0 0 0 0 7 315 000
При этом, например, среди 10 выбранных вузов лесного профиля с более чем 100 тыс. студентов, обучается на контрактной основе не более полпроцента иностранных граждан. Лишь в Московском государственном университете леса число обучающихся
иностранных граждан устойчиво превышает 100 человек. В 4 из десяти выбранных вузов этот показатель не превышает 10, т.е. обучение иностранных граждан имеет характер скорее исключения. В соответствии с Федеральной целевой программой развития об-
190
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008
ИНФОРМАЦИЯ
разования на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803, доля иностранных учащихся должна достигнуть к 2010 г. 1,8 %.
Это весьма непростая задача. В советское время в наших вузах было достаточно значимое число учащихся-иностранцев, и это направление поддерживалось на государственном уровне. В настоящее время вузы практически предоставлены сами себе. Очевидна необходимость объединения и координации усилий, выработка единой стратегии и тактики усиления конкурентоспособности, а в конечном итоге увеличения объемов и развития форм экспорта образовательных услуг.
В необходимости решения этой задачи лежит не только имидж российского высшего образования, укрепление международной стабильности, сближение национальных культур и взаимопонимания народов и государств, но и наши экономические интересы. Важным источником доходов вузов в экономически развитых странах является плата за обучение студентов-иностранцев. В мире сегодня обучается более 100 млн студентов высшего уровня образования, и около 2 млн из них являются иностранными студентами. В соответствии с международными источниками, объем мирового рынка образовательных услуг составляет порядка 100 млрд долл. США. Но если США ежегодно получают в среднем 14-15 млрд долл. от обучения иностранных студентов, то вклад в экономику России от обучения иностранцев в наших вузах в 2005 г. составил примерно 300 млн дол. США [6].
В настоящее время наблюдается тенденция к достаточно динамичному росту количества иностранных студентов в России. Это усиливает проблемы конкурентоспособности высшего образования лесного профиля, которые необходимо и придется решать.
Весьма показательны пожелания иностранных студентов, высказанные в ходе социологического исследования в 2005 г. [1], которые характерны и для лесных вузов. Их возможно рассматривать в качестве направлений деятельности вузов при развитии экспортного потенциала. При этом указывается на необходимость:
- улучшить условия проживания в общежитиях, строить новые общежития (27,0 %);
- снизить стоимость оплаты за проживание в общежитии (1,8 %);
- обеспечить безопасность жизни и учебы иностранных студентов (13,4 %);
- помогать в проведении досуга (3,8 %);
- улучшить обучение русскому языку (4,3 %);
- улучшить обеспечение новыми современными учебниками, учебными материалами (3,8 %);
- повысить профессиональный уровень преподавателей (3,9 %);
- использовать в учебном процессе больше компьютеров (2,6 %);
- использовать в обучении английский язык (1,8 %);
- давать больше практики, улучшить практические занятия (4,7 %);
- упростить получение виз, давать многократные визы, облегчить регистрацию иностранных студентов (2,1 %);
- улучшить работу иностранных деканатов, делать более удобным для студентов учебное расписание (1,9 %);
- давать возможность иностранным студентам работать (подрабатывать) во время учебы (1,9 %);
- снизить оплату за обучение, в том числе ввести бесплатные курсы русского языка (1,7 %);
- улучшить содержание образования, сделать его более современным, вовлекать иностранных студентов в научную работу (3,9 %);
- создавать условия для занятий спортом, организовывать спортивные мероприятия (1,9 %).
Среди других пожеланий: больше интересоваться жизнью иностранных студентов, давать больше информации об иностранцах в России, лучше финансировать вузы, увеличить количество бюджетных мест в общежитиях для иностранцев, создавать учебные группы из студентов примерно с одним уровнем знаний, добиться широкого международного признания российских дипломов.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2008
191