Научная статья на тему 'Китайские студенты в России'

Китайские студенты в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3685
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ОПРОСЫ / CHINESE STUDENTS / RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / STATISTICAL DATA / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьев Александр Леонардович

На базе статистики и результатов социологических исследований в статье анализируются основные тенденции в обучении китайских граждан в российской высшей школе в 2006/2007-2008/2009 акад. гг., в том числе по основным формам и специальностям обучения, различным типам учебных заведений, федеральным округам и городам РФ, приводятся мнения китайских студентов о качестве получаемой в России профессиональной подготовки, перспективах трудоустройства с российским дипломом. Оценивается также доход российской экономики от обучения и проживания в РФ китайских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese students in russia

Based on statistics and results of sociological research, the article provides analysis of the basic trends in training of the China citizens in the Russian higher education institutions in 2006/2007-2008/2009 academic years, including analysis of the basic training forms and specialties, various types of educational institutions, federal districts and cities of the Russian Federation. Opinions of Chinese students about quality of professional education in Russian higher school, perspectives of employment with Russians diplomas are presented. The generalizing data of incomes of the national economics giving by tuition and fees living expenses from China students are resulted also.

Текст научной работы на тему «Китайские студенты в России»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

і

А.Л. АРЕФЬЕВ, зам. директора Центр социологических исследований Минобрнауки России

Китайские студенты в России*

На базе статистики и результатов социологических исследований в статье анализируются основные тенденции в обучении китайских граждан в российской высшей школе в 2006/2007-2008/2009 акад. гг., в том числе по основным формам и специальностям обучения, различным типам учебных заведений, федеральным округам и городам РФ, приводятся мнения китайских студентов о качестве получаемой в России профессиональной подготовки, перспективах трудоустройства с российским дипломом. Оценивается также доход российской экономики от обучения и проживания в РФ китайских студентов.

Ключевые слова: китайские студенты, российские вузы, статистические данные, опросы.

В последнее десятилетие в российской высшей школе наблюдается заметный приток абитуриентов из Китая. Только в период с 2000/2001 по 2008/ 2009 акад. гг. общее число граждан КНР, обучавшихся на дневных отделениях вузов Российской Фе-

дерации, возросло в 2,8 раза, а доля китайских студентов, стажеров, аспирантов в составе всего иностранного контингента учащихся российских вузов значительно превысила показатели советского периода (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения численности обучавшихся китайских и иностранных граждан

Г оды обучения Общее число обучавшихся иностранных граждан, тыс. чел. Число обучавшихся граждан Китая (включая Тайвань), тыс. чел. Доля граждан Китая в составе всего контингента иностранных студентов, %

1950/1951 5,9 0,4 6,4

1960/1961 13,5 0,9 9,7

1970/1971 26,2 0,0 0,0

1980/1981 88,3 0,0 0,0

1990/1991 126,5 1,3 1,0

2000/2001 53,9 6,1 11,3

2001/2002 60,7 6,8 11,2

2002/2003 64,3 7,2 11,2

2003/2004 67,8 7,9 11,7

2004/2005 82,3 12,5 15,2

2005/2006 86,9 13,3 15,3

2006/2007* 95,8 15,4 16,1

2007/2008* 102,9 15,7 15,3

2008/2009* 108,9 17,3 15,9

* Данные за 2006/2007 - 2008/2009 акад. гг. являются уточненными и дополненными.

" Статья подготовлена в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Анализ результатов реализации приоритетного национального проекта “Образование” как методической основы управления модернизацией системы образования в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации», выполнявшегося в 2010 г. Центром социального прогнозирования и маркетинга.

шие 10 лет оно увеличилось почти в три раза (рис. 1).

1999/00 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

Рис. 1. Динамика количества российских вузов, в которых обучались по очной форме граждане КНР (включая Тайвань)

В 2005/2006 акад. году китайские студенты стали первой по численности национальной группой в составе всего иностранного контингента учащихся очных отделений россий-скихвузов(обогнав представителей Казахстана) и с тех пор сохраняют эту лидирующую позицию.

Если в советский период, а также в 1990-х гг. практически все китайские граждане обучались в вузах СССР и Российской Федерации по очной форме, то с начала 2000-х гг. часть выходцев из Китая стала получать образовательные услуги в российской высшей школе заочно. Особенно заметно число заочников из КНР стало увеличиваться в последние три года: в 2006/2007 акад. г. их насчитывалось уже 179 чел., в 2007/2008 г. - 811 чел., в 2008/2009 г. - 448 чел. Соответственно, общее число учащихся (по очной и заочной формам) из Китая составило в 2006/2007 акад. г. 15 665 чел., в 2007/2008 г. - 16 489 чел., в 2008/ 2009 г. - 17 798 чел., а в 2009/ 2010 г. - оценочно более 19 тыс. чел.

По показателю совокупной численности своих представителей, обучающихся в российских вузах по очной и заочной (включая вечернюю и дистанционную, а также эсктернат) формам, Китай находится на третьем месте (табл. 2). В этой связи обращает на себя внимание опережающий рост контингента иностранных студентов-заочников в России (за последнее десятилетие он увеличился более чем в 4 раза, в основном за счет стран СНГ) по сравнению с иностранным контингентом традиционной (очной) формы обучения (увеличился за этот же период всего в 2 раза).

Количество российских вузов, в которых китайские студенты обучаются по очной форме, постоянно растет, и за минув-

В последние годы начинает увеличиваться и количество вузов, в которых китайские студенты получают образование заочно: если в 2006/2007 акад. г. заочники из КНР имелись лишь в четырёх высших учебных заведениях, то в 2008/2009 г. - уже в 23-х.

Китайские студенты отдают явное предпочтение государственным вузам: в 2008/ 2009 акад. г. они обучались в России в 266 государственных вузах (в том числе в каждом втором вузе Минобрнауки) и лишь в 13 негосударственных. Причем в последних учится менее 1% выходцев из Китая, что свидетельствует об их определенном недоверии к качеству высшего образования в негосударственном секторе российской высшей школы.

Самая большая группа представителей Китая (73,4% от их общего числа) обучалась в 2008/2009 акад. г. (по очной и заочной формам) в вузах Минобрнауки России, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете - 1 275 чел., во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса - 1 067 чел., в Московском государственном университете пищевых производств - 800 чел. Именно за счет вузов Минобрнауки численность учащихся из Китая в России ежегодно увеличивается в среднем на одну тысячу человек.

Второе место по величине контингента китайских учащихся (более 10% от их общего числа) стабильно занимают вузы Пра-

Таблица 2

Совокупная численность обучавшихся иностранных граждан по странам происхождения

Страны 2007/2008 акад. г. 2008/2009 акад. г. Доля в совокупной численности всех обучавшихся иностранцев, %

Обучались очно+заочно Итого Обучались очно+ заочно Итого

1. Белоруссия 2 595+11 243 13 838 3 541+22 774 26 315 15,8

2. Казахстан 13 540+ 9 791 23 331 13 720+12 294 26 014 15,6

3. Китай (включая Тайвань) 15 678+ 811 16 489 17 345+ 449 17 794 10,7

4. Украина 4 426+5 848 10 274 4 231+ 5 727 9 958 6,0

5. Узбекистан 3 521+6 456 9 977 3 710+ 5 894 9 604 5,8

6. Индия 5 548+ 4 5 552 5 135+ 3 5 138 3,1

7. Азербайджан 2 450+1 726 4 176 2 807+ 1 995 4 802 2,9

8. Вьетнам 4 656+ 25 4 681 3 750+ 180 3 930 2,4

9. Молдова (включая Приднестровье) 1 417+1 836 3 307 1 530+ 2 264 3 794 2,3

10. Таджикистан 1 877+1 066 2 943 2 226+ 1 504 3 730 2,2

11. Армения 2 016+1 116 3 132 1 870+ 1 198 3 068 1,8

12. Малайзия 3 000+ 0 3 000 3 059+ 0 3 059 1,8

13. Мьянма 2 275+ 0 2 275 2 891+ 0 2 891 1,7

14. Туркмения 1 387+ 890 2 277 2 315+ 432 2 747 1,7

15. Монголия 2 164+ 37 2 201 2 569+ 37 2 604 1,6

Всего обучалось 102 899+44 782 147 681 108 854+57501 166 255 100,0

вительства РФ (благодаря МГУ им. М.В. Ломоносова, в котором сегодня обучается около 2 тыс. выходцев из Китая).

На третьем месте по данному показателю - вузы Министерства здравоохранения и социального развития (3,2% от их общего числа в 2008/2009 акад. г.), в том числе в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова - 240 чел., в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова - 172 чел.

На четвертом месте - вузы Министерства культуры (2,7% от общей численности контингента китайских учащихся в 2008/2009 акад. г.), в том числе в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. А.Н. Римского-Корсакова -112 чел., в Российской академии музыки им. Г несиных - 60 чел., в Московском государственном университете культуры и искусств - 56 чел.

На пятом месте - вузы Министерства транспорта, где в 2008/2009 акад. году по очной, а также заочной формам обучались 345 чел., или 1,9% от общей числен-

ности китайских студентов, в том числе в Дальневосточном государственном университете путей сообщения (г. Хабаровск) -195 чел., в Морском государственном университете им. адмирала Г.И. Невельского -49 чел., в Петербургском государственном университете путей сообщения - 46 чел.

На шестом месте - вузы Министерства сельского хозяйства, где в 2008/2009 акад. году обучалось 340 чел., или 1,9% всех китайских студентов, в том числе в Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора В.Р. Филиппова -83 чел., в Московском государственном аграрном университете природообустройства и в Дальневосточном государственном аграрном университете - по 71 чел.

Седьмое место занимают вузы Росры-боловства (в 2008/2009 акад. г. образование получали 307 человек из КНР, или 1,7% контингента китайских студентов), в основном благодаря Дальневосточному государственному техническому университету (286 китайских учащихся).

На восьмом месте (около 300 студентов из Китая в 2008/2009 акад. г.) - два вуза

Российской академии художеств (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина - 241 чел., и Московская государственная академия художеств им. В.И. Сурикова - 56 чел.).

Из негосударственных вузов самые крупные контингенты китайских студентов отмечались в Воронежском институте высоких технологий (49 чел.) и в Институте технологии и бизнеса в г. Находка (36 чел.).

На один среднестатистический российский вуз, предоставляющий образовательные услуги китайским гражданам, сегодня приходится в среднем 64 представителя этой страны (являющихся студентами, стажерами, аспирантами, слушателями подготовительных отделений). Однако за этой усредненной цифрой кроются значительные различия. Выделяется сравнительно небольшая группа вузов (примерно 15%) с численностью обучающегося китайского контингента от 100 и более человек (в 2005/

2006 акад. г. таких вузов было 28, в 2006/

2007 акад. г. - 30, в 2007/2008 акад. г. - 33, в 2008/2009 акад. г. - 41). Подавляющее же большинство высших учебных заведений, в которых учатся представители Китая, насчитывают всего от 1 до 29 учащихся данной национальности. Больше всего вузов с минимальным контингентом китайских студентов(от 1 до 5 человек)оказалось в 2008/2009 акад. г. среди вузов Минобрнауки (45), Минздрава (10), Минкуль-туры (9) и негосударственных высших образовательных учреждений (8).

В лидирующем сегодня по числу учащихся из Китая МГУ им. М.В. Ломоносова последние три года отмечается постоянное уменьшение контингента китайских студентов (на 5-6%), что связано не в последнюю очередь с ростом стоимости обучения (до 10 тыс. долларов США по отдельным программам). Резкое увеличение оплаты за обучение в 2007/2008 акад. г. стало важнейшей причиной оттока китайских студентов и из РУДН. Аналогичная причина (“скачок” платы за обучения, а также высокая стоимость

жизни для иностранцев) побудила большинство китайских студентов, получавших образование во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, перейти в 2007/2008 акад. году с очной на заочную форму обучения. В то же время Санкт-Петербургский государственный университет, несмотря на ежегодное повышение стоимости образовательных услуг, смог не только сохранить, но и увеличить в 2008/2009 акад. г. контингент китайских учащихся. Эта же тенденция (рост численности студентов из Китая) характерна и для многих других отечественных высших учеб-ныхзаведений, оказывающих образовательные услуги гражданам этой страны.

Основная часть китайских студентов учится сегодня в Центральном федеральном округе (и прежде всего в г. Москве), Северо-Западном федеральном округе (в основном в г. Санкт-Петербурге) и на Дальнем Востоке. Из-за увеличения стоимости образовательных услуг, проживания, питания и т.д. в столичных городах все больше выходцев из Китая переориентируются на получение российского образования за более умеренную плату в провинциальных вузах, и в первую очередь - Дальнего Востока и Сибири.

Китайские граждане обучаются в общей сложности более чем в 70 городах Российской Федерации, преимущественно в мегаполисах и столицах национальных республик, краев и областей. “Центрами притяжения” учащихся из Китая являются вузы 23-х городов, где контингент китайских студентов превышает 100 чел. Именно в этих городах на протяжении последних лет сосредотачиваются свыше 90% всех китайских юношей и девушек, прибывающих на учебу в высшую школу Российской Федерации, в том числе каждый второй из них едет в Москву или в Санкт-Петербург.

Как указывалось, доля китайских граждан в общем контингенте иностранных учащихся дневных отделений российских вузов составила в 2008/2009 акад. г. около 16%, в том числе в вузах Москвы - 14,2%,

а в вузах Санкт-Петербурга - 24,6%. Однако самая высокая “китайская прослойка” среди иностранных студентов наблюдается в вузах Благовещенска, Владивостока, Уссурийска, Хабаровска и других городов Дальневосточного федерального округа (от 100% в Амурской государственной медицинской академии до 58,3% в Тихоокеанском государственном экономическом университете).

Можно также отметить, что заочно китайские граждане обучаются главным образом в вузах Дальнего Востока, а также в Сибири, в то время как в вузах Москвы и Санкт-Петербурга эта форма подготовки кадров для КНР почти не практикуется. Кроме того, среди студентов-заочников практически нет выходцев из Тайваня: последние учатся только по очной форме и почти исключительно в вузах Москвы и Санкт-Петербурга (больше всего их насчитывалось в 2008/2009 акад. г. в Санкт-Петербургском государственном университете (140 чел.) и в МГУ им. М.В. Ломоносова (69 чел.).

Китайские граждане получают российские образовательные услуги не только на территории Российской Федерации, но и за пределами Российской Федерации, прежде всего в самом Китае. Речь идет о подготовке китайских юношей и девушек в КНР по программам российских вузов (или совместным академическим программам) и с участием российских преподавателей. Причем этот сегмент российского образования имеет тенденцию к расширению. В период с 2005/2006 по 2007/2008 акад. гг. численность граждан КНР, обучавшихся по российским образовательным программам “по месту жительства”, увеличилась с 292 до 1499 чел., а в 2008/2009 акад. г. составила оценочно около 2 тыс. человек. Образовательные услуги китайским гражданам (главным образом в области русского языка и педагогики) на территории КНР оказывают сегодня более 10 российских высших учеб-

ных заведений. Ещё около 150 китайских студентов получают образование в российских университетах на территории стран СНГ, и прежде всего - в Российско-Киргизском (славянском) университете (119 чел. в 2008/2009 акад. г.) и Российско-Таджикском (славянском) университете (25 чел.). Они учат там в основном русский язык.

Таким образом, общее число китайских граждан, которым российские вузы оказывали свои образовательные услуги в 2008/ 2009 акад. г. (очно и заочно, в России и в других странах) составило свыше 20 тыс. человек.

Большинство выходцев из Китая в последние годы предпочитают получать высшее образование в России по программам бакалавриата, что свидетельствует о наибольшей востребованности у китайской молодежи именно этой программы (уровня) подготовки. Максимальное число бакалавров из Китая отмечалось в 2008/2009 акад. г. в МГУ им. М.В. Ломоносова (701 чел.), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (646 чел.) и Тихоокеанском государственном университете (365 чел.). Больше всего студентов по программам бакалавриата обучается в вузах Дальневосточного федерального округа (67,9% всего контингента учащихся из Китая), а меньше всего - в вузах Приволжского федерального округа (18,2%). Постепенно увеличивается и численность стажеров, приезжающих, как правило, для краткосрочного обучения по программам межвузовских обменов (наибольший удельный вес стажеров из Китая отмечен в вузах Сибири - 41,7% от численности всех китайских учащихся). В то же время число желающих получить дипломы специалистов (не соответствующих международным стандартам третичного уровня образования) снижается 1. Практически нет желающих учиться в российской докто-

1 По программам дипломированных специалистов китайские граждане обучаются прежде всего на медицинских факультетах (445 чел. в 2008/2009 акад. г.) и факультетах культуры и искусства (394 чел.).

рантуре - “реликтовой” форме постдипломного образования, оставшейся в наследство от советского периода и не “вписывающейся” в современное двухуровневое высшее образование. Нельзя признать высокой и долю китайцев, поступающих в российскую аспирантуру (рис. 2).

По программам третичного уровня

и ординаторы), или 41,9% от их общего числа. Кроме того, ещё около 50 китайских граждан обучались по очной и заочной формам в аспирантурах академических институтов, а также несколько десятков человек - в учреждениях СПО.

Всего в различных странах мира в 2008/2009 акад. г. насчитывалось пример-

Рис. 2. Доля китайских граждан, обучавшихся на дневных отделениях российских вузов по различным формам (программам обучения) в 2008/2009 акад. г., %

или выше среднего (бакалавриат, дипломированные специалисты, магистратура, аспирантура) в 2008/2009 акад. г. на дневных отделениях российских вузов занимались в общей сложности 10,1 тыс. выходцев из Китая (включая Тайвань), или 58,1% всех китайских учащихся, в то время как по программам, не ведущим к получению российских академических степеней (дипломов) и званий, обучались 7,3 тыс. китайских граждан (слушатели подготовительных отделений и языковых курсов, стажеры, интерны

но 550 тыс. юношей и девушек из Китая (включая Тайвань, Гонконг и Макао), обучавшихся за рубежом по программам выше среднего уровня, то есть третичного образования (“tertiary education”), ведущим к получению дипломов бакалавриата, магистратуры, докторантуры 2. На долю же российских университетов, институтов, академий и учреждений СПО приходилось всего 1,9% от их числа. Это означает, что по степени притягательности зарубежного обучения по программам третичного уровня

2 По данным Института статистики ЮНЕСКО, в 2006/2007 акад. г. по программам третичного уровня за рубежом обучались 421,1 тыс. чел. из КНР, 33,9 тыс. чел. из Гонконга, а также Макао (и это без учёта более чем 70 тыс. студентов из Тайваня). Источник: Global Education Digest 2009. Comparing Education Statistics Across the World: UNESCO Institut for Statistics. Montreal, 2009, p.42. К концу 2007 г., по подсчётам Центра образовательных исследований и инноваций ОЭСР (Centre for Educational Research and Innovation OECD), в различных странах мира насчи-

Таблица 3

Основные показатели обучения китайских граждан по программам третичного уровня в различных странах мира по очной форме в 2008/2009 акад. году

Страны Численность учащихся из Китая (включая Тайвань, Гонконг, Макао) в данной стране, тыс. чел. Общая численность иностранных студентов и аспирантов в данной стране, тыс. чел. Доля китайцев в общем контингенте иностранных учащихся по программам третичного уровня в вузах и колледжах в данной стране, % Доля учащихся из Китая в данной стране в общемировом контингенте китайского студенчества, обучавшегося по программам третичного уровня за рубежом, %

1. США 134,7 671,6 20,1 24,5

2. Австралия 81,1** 227,9** 35,6 14,8

3. Япония 77,8 123,8 62,8 14,1

4. Великобритания 61,2 415,0 13,6 11,1

5. Германия 25,2 238,6 10,6 4,6

6. Южная Корея 22,6 44,4 51,0 4,1

7. Франция 18,8 266,5 7,1 3,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Канада 16,3* 101,0* 16,1 3,0

9. Малайзия 13,3 64,3 20,9 2,4

10. Сингапур 10,3 27,2 37,9 1,9

11. Россия 10,1 82,4 12,3 1,8

12. Новая Зеландия 9,7 29,7 32,7 1,8

13. Украина 4,6 35,0 13,1 0,8

14. Голландия 3,9 51,0 7,6 0,7

15. Казахстан 1,8** 7 2** 25,0 0,3

16. Белоруссия 1 5** 5 9** 25,4 0,3

17. Киргизия 1,2 27,2 4,4 0,2

Другие страны 55,9 881,3 6,8 10,2

Всего в мире в 2008/2009 акад. г. 550,0 3 250,0 17,8 100,0

* Данные за 2007/2008 акад. г.;

** Данные за 2009/2010 акад. г.

Составлено по данным национальных министерств образования и подсчётам автора.

Россия занимает для китайских юношей и Выходцы из Китая также охотно едут в те девушек лишь 11-е место в мире (табл. 3). страны, где есть большие китайские общи-Обращает на себя внимание тот факт, ны и распространён их родной язык. На-что большинство китайских студентов за пример, в Сингапуре, основная часть жи-

рубежом обучаются в англоязычных стра- телей которого (74%) являются этнически-

нах, что связано с необычайно широким ми китайцами, китайский является языком

распространением английского языка в обучения (наряду с доминирующим англий-

Китае 3. Определённое исключение - Япо- ским, а также малайским и тамильским). В

ния, язык которой близок к китайскому. Малайзии, где 1/ 4 населения - этнические

тывалось уже 457,4 тыс. студентов третичного уровня образования из КНР, а также 34,5 тыс.

- из Гонконга. Источник: Higher Education to 2030. Vol. 2: Globalisation. OECD. Paris, 2009, p.67. Согласно же последней информации Центра по обучению за рубежом Министерства образования КНР, общая численность граждан КНР, находившихся в 2008 г. с учебно-научными целями в различных странах мира (включая стажеров, слушателей языковых курсов, подготовительных отделений и т.д.), составляла 735 400 чел.

3 В 2008 г. в Китае более 260 тыс. чел. сдали экзамен на знание английского языка IELTS (International English Language Testing), большинство из них (60%) являлись молодыми людьми в возрасте 19-22-х лет и планировали поехать учиться за рубеж в основном для получения степени магистра.

китайцы, китайский (вместе с малайским и тамильским) также является языком обучения. В Южной Корее часть китайских студентов - этнических корейцев (а их в КНР около двух миллионов, и большинство из них владеют устным и письменным корейским) имеют возможность получить образование на родном (корейском) языке. В то же время во всех остальных странах -лидерах по числу студентов из КНР, Тайваня, Гонконга и Макао - имеются англоязычные программы, по которым охотно занимаются китайские граждане, испытывающие трудности с освоением языка обучения принимающей страны либо планирующие в дальнейшем активно использовать в своей профессии английский язык или жить и работать в англоязычной стране. Так, французские университеты и высшие школы предлагают 300 программ на английском языке, немецкие университеты -более 100. В Южной Корее, Малайзии, Японии большинство университетов также имеют по несколько англоязычных программ бакалавриата, магистратуры, докторантуры или даже целые отделения с обучением на английском языке. Стали внедрять англоязычные программы и университеты Украины.

В России подобная практика (профессиональная подготовка в высшей школе на иностранных языках) до настоящего времени не получила распространения (определённым исключением являются РУДН, Московская медицинская академия им. М.А. Сеченова и ещё ряд вузов, где имеются отдельные англоязычные академические программы).

Часть китайских граждан, получающих образовательные услуги на территории стран СНГ (например, в России, на Украине, в Киргизии), используют эту возможность как легальное прикрытие своей экономической деятельности. Чаще всего они зачисляются на подготовительные отделения в качестве слушателей языковых курсов или оформляются стажерами. В российских вузах эта категория составляет

оценочно до 10% от всего китайского студенческого контингента. Для примера можно привести Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП), в котором в 2008/2009 акад. г. был организован китайский поток желающих изучать русский язык. С этой целью в данный вуз состоялись два заезда из КНР по 400 человек. Занятия по русскому язы-куосуществлялись на факультете повышения квалификации, их вела преподаватель из Китая (учившаяся в России, в г. Калининграде). Учебный процесс для китайских граждан в МГУПП был рассчитан на три месяца, стоимость его составляла по 10,8 тыс. рублей для каждого желающего. В результате из почти 800 китайских учащихся сертификаты вуза об окончании учебного курса “Русский как иностранный” получили лишь 47 человек, для подавляющего же большинства записавшихся на данный курс наиболее значимым был документ, подтверждавший их статус учащегося (студента) российского вуза и позволявший им на законныхоснованиях находиться в России. В этой же связи можно привести пример и Уральской государственной сельскохозяйственной академии (вуз, подведомственный Минсельхозу России), где в 2004/2005-2007/2008 акад. гг. на подготовительном отделении ежегодно обучались русскому языку по нескольку сот китайских и вьетнамских граждан, проживавших также в общежитии академии и в основном занимавшихся торговлей на городском рынке (в 2008/2009 акад. г. практика непрофильной лингвистической подготовки иностранных учащихся в данном отраслевом вузе прекратилась). Подобные явления отмечались и в ряде других российских высших учебных заведений.

Рассмотрим подробнее данные о специальностям, которые китайские граждане получают сегодня в вузах Российской Федерации (в большинстве своем являющиеся очень добросовестными и прилежными студентами), а также тенденции в образовательных предпочтениях китайских аби-

туриентов. Если в советский период доминирующим в обучении студентов из Китая был инженерно-технический профиль (по нему получали подготовку до 60%), что обусловливалось необходимостью осваивать советскую технику и оборудование, широко использовавшиеся в КНР с 1950-х гг., то в последние пять лет китайская молодежь, помимо русского языка, предпочитает изучать в России экономику, финансы и менеджмент, а также гуманитарно-социальные науки. Причем доля гуманитариев, русистов и педагогов имеет заметную тенденцию к увеличению.

Говоря об изучении китайской молодежью русского языка в российской высшей школе, надо отметить, что как специальность русский язык в 2008/2009 акад. г. изучали лишь 1 818 чел., или 10,5% от общего контингента китайских студентов, в то время как 3 373 чел. (19,4%) учили русский язык на краткосрочных курсах (в том числе в качестве слушателей подготови-тельныхотделений или стажеров, приехавших на срок от нескольких недель до нескольких месяцев).

За последние пять лет удельный вес ки-

тайских граждан, изучающих гуманитарные (философию, политологию, психологию, историю, журналистику, рекламу, международные отношения, регионоведе-ние, религиоведение, теологию, филологию, лингвистику, перевод ), а также социальные (социологию, социальную работу, социальную антропологию, конфликтологию, работу с молодёжью) науки и педагогику, увеличился. Одновременно наблюдается снижение их интереса к обучению в России по физико-математическим наукам, естествознанию, информатике и вычислительной технике, а спрос на инженернотехническую подготовку в российских вузах по сравнению с 1989/1990 акад. г. уменьшился почти в 8 раз.

Структура инженерно-технических специальностей, по которым китайские юноши и девушки занимаются сегодня в российской высшей школе, наглядно отражена в данных табл. 4.

Явное снижение интереса у молодых китайцев к инженерно-техническим специальностям в российских вузах связано с переходом КНР на использование передовых западных технологий и производств.

Таблица 4

Структура инженерно-технических специальностей, изучавшихся гражданами Китая на дневных отделениях российских вузов в 2008/2009 акад. г.

Специальности Число китайских граждан, изучавших данные специальности, чел. Доля изучавших данные специальности в общем контингенте китайских учащихся российских ву зо в, %

Архитектура и строительство 640 3,9

Металлургия, машиностроение и металлообработка 213 1,2

Автоматика и управление 102 0,6

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 101 0,6

Авиационная и ракетно-космическая техника 84 0,5

Технология продово льственных продуктов и потребительских товаров 81 0,5

Электронная техника, радиотехника и связь 53 0,3

Морская техника 38 0,2

Химическая технология и биотехнологии 33 0,2

Транспортные средства 26 0,2

Приборостроение и оптика 18 0,1

Итого 1 389 8,0

Очень мало китайских студентов обучается в России по информатике и компьютерным наукам (229 чел. в 2008/2009 акад. г.), физике и математике (225 чел.), естественным наукам (224 чел.) и особенно - по сельскохозяйственным специальностям (46 чел.), геодезии и землеустройству (33 чел.), лесоводству (23 чел.).

Обращает на себя внимание сравнительно небольшое и сокращающееся число китайских студентов, изучающих в российских вузах медицину (702 чел., или 4,5% от всего контингента китайских учащихся в 2006/2007 акад. г., 635 человек, или 4,1%

- в 2007/2008 акад. г., 624 чел., или 3,6% -в 2008/2009 акад. г.), в то время как среди студентов из других стран Азии эта специальность в российских вузах является наиболее востребованной (например, в составе граждан Индии и Малайзии, приезжающих на учебу в Россию, более 80% занимаются именно на медицинских факультетах). Совсем мало китайцев обучается сегодня в России по постдипломным медицинским программам: 4 чел. - в интернатуре, 41 - в ординатуре, 16 - в аспирантуре.

Основной медицинской специализацией китайских учащихся является лечебное дело. Лишь немногие изучают стоматологию, хирургию, фармацевтику, педиатрию.

Заочно китайские граждане осваивают в российской высшей школе в основном экономику и управление (30,5%), русский язык (25,3%) а также гуманитарно-социальные науки (13,6%). Кроме того, 9,4% изучают инженерно-технические специальности, 6,3% - искусство и культуру,

4,5% - медицину, 3,5% - естественные и точные науки, 2,9% - педагогику, 2,7% -информатику и вычислительную технику, 0,5% - сельское и рыбное хозяйство, 0,8%

- иные специальности. Обучаются они заочно почти исключительно по программам бакалавриата, а также специалитета.

Существуют некоторые отличия в формах (программах) обучения и в изучаемых специальностях между выходцами из Китайской Народной Республики и Тайваня 4. Так, тайваньцы предпочитают заниматься только на дневных отделениях, и 2/3 из них изучают русский язык (в основном на краткосрочных курсах, подготовительных отделениях или в качестве стажеров). Ещё 17,4% осваивают гуманитарно-социальные науки, 6,1% - физико-математические науки и естествознание, 4,9% - экономику, финансы и менеджмент, 4,5% - культуру и искусство, 0,8% - инженерно-технические специальности.

Для выявления основных проблем в обучении китайских граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации, в 2006/2007 и в 2007/2008 акад. гг. были проведены социологические опросы5. В ходе этих исследований выяснялись мотивы получения высшего образования в России, удовлетворенность китайских студентов условиями своей жизни и учебы в российских вузах, качеством получаемой профессиональной подготовки и т.д.

Общее число опрошенных составило 522 человека, 35,6% из которых обучались в вузах Москвы, 12,6% - Санкт-Петер-

4 В 2008/2009 акад. г. в 20 российских вузах (в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке) обучались 264 выходца с Тайваня, а также один человек - из Гонконга), в том числе 140 чел. -в Санкт-Петербургском государственном университете, 69 чел. - в МГУ им. М.В. Ломоносова и 18 чел. - в МГЛУ. Для сравнения: численность студентов из Тайваня, обучающихся в настоящее время за рубежом, составляет оценочно около 100 тыс. чел. (из них более 30 тыс. - в университетах и колледжах США), из Гонконга - почти 35 тыс. чел. (из них 11 тыс. учится в Австралии, 10 тыс. - в Великобритании, 8,3 тыс. - в США, 1,2 тыс. - в Канаде и т.д.), из Макао

- 1,3 тыс. чел. (обучаются в основном в Австралии, США и Великобритании).

5 Опросы проводились в 2006/2007 и в 2007/2008 акад. гг. в 34 вузах 15 российских городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Воронежа, Казани, Уфы, Самары, Липецка, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Саратова, Хабаровска, Челябинска и Ярослав-

бурга, 12,3% - Центральной части России, 7,4% - Поволжья и Юга России, 13,7% - Урала и Сибири, 18,4% - Дальнего Востока.

Средний возраст респондентов составил 22,4 года, в том числе каждый пятый из них был в возрасте до 21 года, а каждый четвертый - от 25 лет и старше. По полу 59% студентов являлись мужчинами, 41% -женщинами. Абсолютное большинство, согласно самооценкам, - из семей со средним уровнем доходов (82,2%) либо с низкими доходами (13,4%). Выходцев из семей “новых китайцев” (с высоким уровнем доходов) среди приехавших на учебу в Россию было немного (4,4%), и учились они в основном в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно полученным ответам, каждый второй китайский студент узнал о российском вузе от тех, кто здесь ранее учился. Вторым по значимости источником информации стало Министерство образования КНР, третьим - сайты российских вузов в Интернете.

Решающими аргументами (мотивами ) выбора того или иного российского вуза для большинства опрошенных (тех, кто не был направлен на учебу в РФ по линии Министерства образования Китая, китайской фирмой или предприятием либо своим вузом) являлись следующие: престижность диплома соответствующего российского высшего учебного заведения (24,5%), высокое качество обучения по выбранной профессии (13,1%), рекомендация окончивших ранее эти вузы (12,6%), совет или решение родителей и родственников (10,0%), невысокая стоимость обучения (7,3%).

Среди иных аргументов - партнерские связи с тем или иным российским вузом (5,0%), проживание (работа) в России родителей или родственников респондентов

(4,1%), территориально близкое расположение соответствующего вуза к дому (вузы Приморского, Забайкальского, Хабаровского краев и Амурской области), а также то обстоятельство, что в данном вузе учатся друзья или земляки из их города. Кроме того, некоторые опрошенные отметили, что они сами предварительно приехали в Россию, посмотрели и посетили лично соответствующее учебное заведение и только потом самостоятельно приняли решение о поступлении.

Вузам Москвы и Санкт-Петербурга китайские юноши и девушки отдают предпочтение ввиду того, что там, как считается, “более высокое качество обучения и более престижные дипломы, много известных достопримечательностей”, а провинциальные вузы привлекают более умеренной платой за обучение и не столь высокой, как в столичных городах, стоимостью жизни.

Почему же приехавшие в Россию китайские студенты не стали учиться на Родине? Как следует из их ответов, около трети из них (32,2%) хотели учиться именно в России, а 34,5% желали учиться вообще где-нибудь за границей (стремясь повидать мир, получить новые впечатления, уехать подальше от родителей). Назывались и такие достаточно уважительные причины, как более высокий конкурс при поступлении в Китае (в частности, в медицинские вузы) и более высокая плата за обучение, а также получение направления на обучение от национального министерства образования. Среди других причин чаще всего упоминалось желание глубже изучить русский язык и литературу, что возможно сделать лишь в России. По признанию каждого второго опрошенного китайского студента (52,5%), у него фактически не было альтернативы образованию в России, прежде всего потому, что “в других странах обучение по контракту в вузах значительно до-

ля. Всего было опрошено 522 китайских студента (включая выходцев из Тайваня). Помощь в проведении опросов (они проходили преимущественно в общежитиях вузов) оказывала Ассоциация общественных организаций китайцев и активисты вузовских землячеств китайских студентов.

роже, а на это в семье нет денег”. Кроме того, часть опрошенных, и прежде всего русисты, указали, что им нужен именно российский диплом. Большое значение имел и факт работы и проживания в России родителей, а также иных родственников. Кроме того, почти каждый пятый опрошенный приехал в Россию по направлению (от Министерства образования КНР, фирмы или компании либо своего вуза в рамках программ академических обменов, двойных дипломов и т.д.).

Основные трудности, с которыми столкнулись китайские граждане в первые дни и месяцы после приезда на учебу в Россию, - это прежде всего незнание русского языка (70,1%), причём плохое владение русским, затрудняющее не только бытовые коммуникации, но и освоение изучаемой специальности, сохранялось у многих до последнего курса обучения.

Более 3/4 китайских студентов проживают в общежитиях, из них полностью удовлетворены предоставляемыми российскими вузами бытовыми условиями и работой местных коммунальных служб 25,7%, работой блока питания (столовых, кафе, буфетов) - 28,0%, медицинским обслуживанием - 26,4%, условиями для занятия спортом - 25,3%.

Нарекания большинства опрошенных вызывали состояние учебных аудиторий и лабораторий, их техническое оснащение, а также укомплектованность вузовских библиотек необходимой учебно-научной литературой, особенно по техническим и естественно-научным дисциплинам.

Хроническое недовольство китайских студентов вызывают также организация и условия проведения учебно-производственной практики (полностью удовлетворены этой стороной учебного процесса лишь 25,7% респондентов) и возможности участия в научной работе (полностью удовлетворены 21,1%).

Ключевым вопросом являлась оценка качества получаемой в российском вузе профессиональной подготовки. Оно полно-

стью соответствовало личным ожиданиям лишь 39,5% опрошенных (ещё 45,6% отметили, что качество подготовки соответствует частично, а остальные указали, что качество подготовки вообще не соответствует их ожиданиям или даже затруднились его оценить).

95% китайских студентов очной формы обучения и 100% заочников получают российское образование на платной основе, в основном за счёт собственных средств (средств родителей).

Средняя стоимость обучения китайских граждан по очной форме в российских вузах в 2007/2008 акад. г. составила 85,5 тыс. рублей (в 2008/2009 акад. г. она выросла до 100 тыс. руб.). Большинство опрошенных (76,1%) сочли размер оплаты вполне приемлемым (нормальным), в то время как остальные оценили оплату как чрезмерно высокую.

Перспективы своего трудоустройства на родине с российским дипломом китайские студенты оценили следующим образом: «легко устроятся на работу» - 34,9%, «возможны трудности» - 51,3%, «устроиться на работу будет очень тяжело » - 7,3%, затруднились ответить или высказали иное мнение - 6,5%.

Помимо ставших“традиционными” претензий к качеству образования, технической оснащенности учебного процесса, бытовым неурядицам и т.п., китайские студенты, стажёры, аспиранты называли и такие, как неуверенность в личной безопасности, рост национализма и расизма среди местного населения, молодёжи и студентов. С этими явлениями сталкивался каждый второй опрошенный.

Как результат, лишь 65,9% китайских студентов по возвращении домой будут советовать своим друзьям и знакомым поехать учиться в этот же российский вуз по этой же специальности, в то время как остальные вообще не будут советовать учиться в России или посоветуют (7,7%) учиться в другом российском городе или вузе. Основные причины, по которым оп-

рошенные не будут советовать учиться в этом же вузе или вообще в России, - расизм и национализм, плохие бытовые условия в общежитиях, а также проблемы с качеством получаемой профессиональной подготовки.

Намерение остаться в России на некоторое время после окончания учебы высказали 22,6% опрошенных, а 7,7% хотели бы остаться в России жить и работать на постоянной основе.

Совокупные доходы, которые получила российская экономика от очного, а также заочного обучения китайских студентов, стажеров и аспирантов, в 2008/2009 акад. г. составили 3 741 млн. руб., или 124,7 млн. долл., из которых 44,2% - плата за обучение, а 55,8% - повседневные расходы китайских граждан на питание, проживание, транспорт, досуг и т.д. Иначе говоря, один китайский студент принёс экономике РФ доход в среднем в 7 тыс. долл. США.

AREFIEVA. CHINESE STUDENTS IN RUSSIA

Based on statistics and results of sociological research, the article provides analysis of the basic trends in training of the China citizens in the Russian higher education institutions in 2006/2007-2008/2009 academic years, including analysis of the basic training forms and specialties, various types of educational institutions, federal districts and cities of the Russian Federation. Opinions of Chinese students about quality of professional education in Russian higher school, perspectives of employment with Russians diplomas are presented. The generalizing data of incomes of the national economics giving by tuition and fees living expenses from China students are resulted also.

Keywords: Chinese students, Russian higher education institutions, statistical data, sociological research.

Н.Б. КИРИЛЛОВА, доцент Академия труда и социальных отношений

Высшее образование во Франции: смена институциональной парадигмы

Описывается стратегическая цель реформ высшего образования во Франции - увеличить число студентов вузов и повысить качество подготовки в них. Отмечена смена парадигмы в организации высшего образования.

Ключевые слова: высшие школы, система университетов, научно-образовательные кластеры, молодые университетские предприятия.

разуют 13 американских, 5 английских, по

Осенью 2010 г. французские СМИ запестрели сообщениями об инициативе министра высшего образования и науки Валери Пекресс, которая выразила давно зревшее недовольство системой рейтингования европейских университетов. По ее убеждению, тот факт, что в большинстве рейтингов на первые места выходят американские и английские вузы, заставляет усомниться в надежности основных показателей их деятельности. Так, в рейтинге специального приложения к газете «Таймс» в 2009 г. первую двадцатку из 200 вузов об-

одному австралийскому и канадскому университету; лишь Швейцарский федеральный технологический институт делит 20-е место с одним из английских вузов. Московский госуниверситет поднялся на 15 5-е место - большой прогресс по сравнению с 183-м местом в 2008 г.

Конечно, недовольство англо-американской системой рейтингования испытывают многие национальные университеты, но лишь французы рискнули бросить ей вызов и выступили с инициативой создания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.