Научная статья на тему 'Международный опыт применения правовых инструментов в аудиторской деятельности'

Международный опыт применения правовых инструментов в аудиторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ИНСТРУМЕНТ / АУДИТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкова И. Н., Дмитренко И. Н.

Рассмотрен международный опыт применения правовых инструментов к восстановлению и дальнейшему обеспечению доверия к аудиторской профессии. Проанализированы возможности его адаптации к усовершенствованию правового регулирования качественных характеристик деятельности публичных акционерных компаний (эмитентов) и их аудиторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт применения правовых инструментов в аудиторской деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. Н. РЫКОВА,

доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов

И. Н. ДМИТРЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры контроля и анализа хозяйственной деятельности E-mail: [email protected] Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

Рассмотрен международный опыт применения правовых инструментов к восстановлению и дальнейшему обеспечению доверия к аудиторской профессии. Проанализированы возможности его адаптации кусовер-шенствованию правового регулирования качественных характеристик деятельности публичных акционерных компаний (эмитентов) и их аудиторов.

Ключевые слова: право, инструмент, аудит, регулирование.

События, связанные с крахом американского концерна «Enron», а также резонансным делом «WorldCom» и последующей ликвидацией одной из крупнейших транснациональных аудиторских компаний «Артур Андерсен», серьезно пошатнули общественное доверие не только к американским национальным стандартам учета, но и к качеству аудита, профессии аудитора в целом.

Основным критерием качества аудита выступает доверие со стороны пользователей к профессиональному мнению аудитора, а критерием

качества информации, формируемой в системе бухгалтерского учета и отчетности предприятий-клиентов, выступает полезность информации для заинтересованных пользователей.

Категория качества в аудите неразрывно и напрямую связана с понятием качества информации, сформированной в системе бухгалтерского учета и отчетности бизнес-структур. Характер влияния отдельных параметров качества результатов процесса аудита на удовлетворение информационных потребностей различных пользователей финансовой отчетности (следовательно, и на обеспечение доверия к аудиту обществом) представлен в табл. 1.

В силу своей значимости проблемы прозрачности финансовой отчетности, ответственности менеджмента публичных акционерных компаний, независимых аудиторов, защиты прав инвесторов стали предметом не только обсуждения на форумах Европейской ассоциации бухгалтеров (ЕАА) и Всемирного конгресса бухгалтеров (^СОА), но и существенной реорганизации правового поля, дабы

ю

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4

Таблица 1

Влияние параметров качества результатов аудита на удовлетворение информационных потребностей пользователей финансовой отчетности

Параметры качества результатов аудита Сущность и значение Характер влияния на удовлетворение информационных потребностей

внешних пользователей внутренних пользователей

Надежность Исключение ошибок и предвзятости, точное представление сведений Основной критерий качества аудиторской информации Основной критерий выбора аудитора

Доказательность (убедительность) Логически обоснованная база для принятия решений Ввидутого, что внешнему пользователю доступны только результаты процесса аудита, доказательность принимается на веру и обеспечивается профессиональной ответственностью аудитора Использование мнения аудитора о выявленных существенных отклонениях и рекомендациях по их исправлению с качественным обоснованием для корректировок

Беспристрастность Независимость и объективность аудитора, отсутствие направленности на определенное решение конкретного пользователя Беспристрастное мнение аудитора само обеспечивает возможность принятия каждым пользователем обоснованных решений по интересующим вопросам Объективные выводы и рекомендации аудитора на основе специально отобранных фактов не должны побуждать руководство к принятию решений в чьих-либо интересах

Релевантность (полезность) Уместность и полезность мнения аудитора Обеспечивает безусловную релевантность принимаемых экономических решений, исходя из степени реальной привлекательности клиента аудитора Обеспечивает безусловную релевантность принимаемых решений, исходя из цели деятельности предприятия

Тщательность (соответствие конкретным целям аудита) Зависимость требуемого уровня тщательности от конкретных целей аудита и характера работы Предоставление независимого мнения о конкретном аспекте деятельности проверяемого субъекта и должное обоснование этого мнения Предоставление независимого мнения о конкретном аспекте деятельности проверяемого субъекта и должное обоснование этого мнения

Своевременность Предоставление аудиторского заключения как носителя мнения аудитора одновременно с финансовой отчетностью за последний отчетный период Получение данных для своевременного принятия решений Получение аудиторских выводов и своевременное внесение исправлений до представления отчетности

Доступность для восприятия Степень понимания результата процесса аудита и вспомогательных данных на основе рабочей документации Верное толкование аудиторских выводов и мнения, а также основных принципов аудита Верное понимание аудиторского мнения, принципов аудита, признание выявленных аудитором нарушений и предлагаемых рекомендаций по их исправлению

Пригодность для принятия решений Обеспечение формирования мотивированного мнения аудитора Принятие обоснованных инвестиционных, управленческих и других экономических решений на основе мнения аудитора Принятие управленческих решений по устранению выявленных отклонений, оптимизации деятельности

восстановить стабильность фондового рынка и рынка аудиторских услуг. Так, в США ужесточение требований к публичным компаниям и их аудиторам нашло отражение в рамках Закона Сарбейн-са—Оксли (2002г.). В Европе адекватным ответом стало принятие в 2006 г. директивы Евросоюза «Об обязательном аудите ежегодной и консолидированной отчетности».

Сравнительная характеристика основных положений нормативных актов, регулирующих качество информационной деятельности публич-

ных компаний и их аудиторов в международной практике, приведена в табл. 2.

Действовавшие ранее нормы американского и европейского законодательства в области регулирования деятельности публичных акционерных компаний (эмитентов) и аудита их финансовой отчетности уже содержали требования о проведении обязательного аудита консолидированной отчетности и процедурах назначения внешних аудиторов, но не устанавливали порядка проведения такого аудита, общественного надзора за его

Таблица 2

Сравнительная характеристика направлений правового регулирования информационной деятельности публичных акционерных компаний (эмитентов) и их аудиторов в международной практике

Направления регулирования Закон Сарбейнса—Оксли (2002 г.) Директива Евросоюза (2006 г.)

Общие положения

Цель принятия Обеспечение защиты интересов инвесторов путем улучшения качества корпоративной отчетности и большей прозрачности информации, установления дополнительных требований к обязательному аудиту Улучшение качества публичной отчетности, установление минимально необходимых требований к обязательному аудиту компаний общественного интереса государств-членов ЕС

Создание органов общественного надзора Палата по надзору за бухгалтерским учетом и отчетностью публичных компаний (Pablic Compani Accounting Oversignt Board) — для утверждения стандартов учета и аудита, регистрации и контроля за качеством деятельности аудиторских фирм, дисциплинарных мер Установлена обязанность каждого государства-члена ЕС создать орган общественного надзора за аудиторами, регистрации обязательныхаудиторов и фирм, проведения контроля качества и дисциплинарных расследований

Деятельность эмитентов

Персональная ответственность руководителей и менеджмента за качество предоставляемой финансовой информации Обязательная подготовка генеральным и финансовым директорами сопроводительного письма к аудиторскому заключению о достоверности данных отчетности и законности сделок. Обязательное принятие кодекса этики эмитентом. Систематизированы возможные правонарушения менеджмента и меры наказания за их совершение (вплоть до лишения свободы сроком до 10 лет и применения финансовых санкций на сумму до 2 млн долл.) Не урегулирована

Аудиторский комитет Обязателен для публичных акционерных компаний. Создается из числа независимых членов совета директоров (держателей не более 5 % акций). Включаетхотя бы одного финансового эксперта. Назначает или отстраняет аудитора Обязателен для субъектов хозяйствования общественного интереса (листинговыхком-паний). Порядок создания и круг полномочий аналогичен

Система внутреннего контроля компаний Менеджмент компании-эмитента обязан составлять и представлять отчет о состоянии системы внутреннего контроля, заключение о качестве которой дают внешние аудиторы Роль системы ВК (минимизация финансовых, оперативных рисков и рисков соответствия, повышение качества финансовых отчетов) и ее недостатки оценивают обязательные аудиторы

Деятельность аудиторов

Дополнительные требования к признанию квалификации аудиторов Дополнительное лицензирование аудиторских фирм, выполняющих работы по обязательному аудиту публичных компаний — эмитентов ценных бумаг Внесение в общественный реестр обязательных аудиторов и аудиторских фирм, выполняющих работы по аудиту компаний общественного интереса

Требования к независимости аудиторской фирмы Запрещены отдельные услуги и требуется предварительное одобрение аудиторским комитетом оказания прочих неаудиторских услуг Установлена возможность введения полного запрета на оказание неаудиторских услуг. Обязательное обнародование на web-caйтax отчета о прозрачности в течение 3 месяцев по окончании финансового года

Порядок ротации аудиторских фирм или партнеров Требует замены аудиторской фирмы (если она была ведущим или координирующим партнером) через каждые 5 лет Обязательная периодическая ротация либо аудиторской фирмы (через 7 лет), либо ведущего партнера по аудиту (через 5 лет)

Обязанности руководителя аудиторской группы Не установлены На руководителя аудиторской группы возлагается полная ответственность за аудит консолидированной отчетности, включая ответственность за работу других аудиторских фирм группы

12

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4

Окончание табл. 2

Направления регулирования Закон Сарбейнса—Оксли (2002 г.) Директива Евросоюза (2006 г.)

Сроки хранения рабочих документов аудиторов Обязанность хранить документы и иную информацию по подготовке аудиторского заключения не менее 7 лет Обязанность хранить документы и иную информацию по подготовке аудиторского заключения (конкретные сроки не установлены)

Внешний контроль качества аудита Осуществляется палатой каждые 3 года, а в аудиторских фирмах, обслуживающих более 100 эмитентов — ежегодно Проводится органами общественного надзора минимально каждые 3 года

Внутренний контроль качества аудита Обязателен для аудиторских фирм, отчет о системе контроля качества аудиторской фирмы является условием ее лицензирования на уровне палаты Состояние внутренней системы контроля качества аудиторской фирмы оценивается органами общественного надзора

качеством. Меры, введенные указанными ранее правовыми инструментами, направлены на укрепление доверия к рынкам ценных бумаг и аудиторских услуг, обеспечение основ международного сотрудничества в глобальном масштабе.

Рассмотренные меры правового регулирования информационной деятельности компаний общественного интереса и их аудиторов в международной практике достойны того, чтобы подобные поправки и новации были внесены и закреплены в законодательстве Украины и других стран постсоветского

Список литературы

пространства. Особенно это касается системы персональной ответственности руководителей корпоративных бизнес-структур, прозрачности финансовой отчетности и информации об обязательных аудиторах, формирования эффективных систем внутрикорпоративного контроля за публичными акционерными компаниями, а также целостной системы контроля качества аудиторских услуг. Реализация правового воздействия в этих направлениях способна создать реальные условия обеспечения доверия общества к аудиторской профессии.

1. Об обязательном аудите ежегодной и консолидированной отчетности: директива Евросоюза от 17.05.2006 2006/43/ЕС.

2. Яковенко Д. А., ШестаковА. А. Основные положения Акта Сарбейнса—Оксли 2002 года и его влияние на регулирование и развитие рынка ценных бумаг и аудит в США. Самара: 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.