ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
О ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ АУДИТА АКЦИОНЕРНЫХ КОМПАНИЙ
Ф.И. ХАРИСОВА, доцент Казанского государственного финансово-экономического института, аттестованный аудитор
Одним из существенных признаков рыночной ориентации отечественной экономики является становление в России института аудиторства. За сравнительно короткий срок существования российского аудита создана и совершенствуется нормативная база, наращивается практический опыт. В этих условиях, а также с учетом отсутствия отечественных традиций в данной области становление аудита происходит на базе накопленного за рубежом теоретического и практического опыта. Причем в странах с развитой экономикой придается большое значение постоянному совершенствованию аудита. Следовательно, и в дальнейшем его тщательное исследование неоценимо. Рассмотрим сначала вопросы совершенствования аудита в свете закона США Сарбейнса - Оксли о корпоративной ответственности (далее - закон), который значительно повышает требования к аудиту. Этот документ разработан Конгрессом США. Он назван по именам авторов: сенатора-демократа Пола Сарбейнса (Paul S. Sarbanes) и члена палаты представителей республиканца Майкла Оксли (Michael G. Oxley). В июле 2002 г. акт был подписан президентом США Дж. Бушем. Появление закона вызвано скандалами, разразившимися в корпоративной Америке в 2001 - 2002 гг. в связи с фальсификацией крупными компаниями США финансовой отчетности.
Как было опубликовано в прессе1, компания Enron создала 3 500 специальных фирм-парт-нерств (называемых также «структурами специального назначения»), над которыми обеспечивала общее управление. Они брали в долг большие деньги, которые использовала непосредственно Enron. Эту задолженность можно было отражать на забалансовых счетах самой компании, но только до того времени, когда высок курс акций. В имуществе специальных партнерств превалиро-
1 Туруев И. Системное значение финансовых скандалов вокруг Enron и других крупных компаний для финансового рынка США // Рынок ценных бумаг. - 2002. - № 23.
вали энроновские акции. С инвесторами в парт-нерствах рассчитывались акциями самой компании. В связи с ростом учетной ставки (рефинансирования) в 2000 - 2001 гг., снижением объемов производства, заказов цены на акции компании стали падать. Enron пришлось признать многочисленные долги своих партнерств как собственные. Долговой капитал, показанный в балансе, оказался существенно заниженным. Компания оказалась неплатежеспособной. Во избежание аналогичной ситуации законом Сарбейнса - Оксли установлено обязательное представление в Комиссию по биржам и ценным бумагам США (КЦББ США - SEC) в отчетах компании информации о «структурах специального назначения». Если в начале 2001 г. акции Enron продавались по 80 дол., то в октябре - уже около 30 дол., и после объявления банкротства полностью обесценились. Компанию Enron одновременно консультировала и аудировала аудиторская фирма Arthur Andersen. Такое сочетание видов аудиторской деятельности теперь запрещено законом Сарбейнса - Оксли. Летом 2002 г. суд запретил Arthur Andersen заниматься аудитом компаний, зарегистрированных в SEC. Также был установлен штраф в 500 000 дол. и пятилетний испытательный срок. Аудиторская фирма, входившая в «большую пятерку», лишилась свыше 1 200 фирм-клиентов и 90% из 28 000 сотрудников2.
Вскоре произошел скандал со следующим клиентом этой аудиторской фирмы - WorldCom, которая владела крупной системой телекоммуникаций, построенной на Интернет-технологиях. На компанию работали 85 тыс. человек в 65 странах мира. Причиной краха стало завышение прибыли за 2001 г. и первый квартал 2002 г. на 3,8 млрд дол. Особенно сильно пострадали банки и другие финансовые структуры, поскольку они
2 Ремизов H.A., Подлесных В. О. Российские стандарты аудита: история создания и необходимость применения // ФБК.
- 2003.-№1.-С. 55.
владели долговыми обязательствами компании на сумму 32 млрд дол. Курс акций компании составил: в апреле 2002 г. более 6 дол., в мае - 2 дол. К концу июня акции совсем обесценились.
За период 1987 - 1999 гг. в США вскрыто 276 случаев обмана. Причем преимущественно в них участвовали менеджеры высшего эшелона.
Связь закона о корпоративной ответственности Сарбейнса - Оксли прежде всего с компанией Enron вызвана разными причинами. Во-первых, это крупнейшая энергетическая корпорация. Она имела и политический вес, активно участвовала в выборах президента, сенаторов. Следующая причина - очень большие потери мелких инвесторов. Многочисленные сотрудники лишились не только работы, но и своих пенсионных сбережений, инвестированных в акции компании. Весьма болезненной оказалась и необходимость признания самого факта конфликта интересов корпораций и рядовых вкладчиков. Эти и другие причины привели к необходимости усиления вмешательства государства в дела корпораций. Именно усиления, поскольку США проводит политику защиты интересов инвесторов, раскрытия информации о работе компаний через SEC, созданной 70 лет назад. Названная комиссия является приверженцем таких стандартов финансовой отчетности, по которым компании должны максимально полно и объективно раскрывать информацию перед инвесторами. Это дает возможность пользователям оценить деятельность компании адекватно действительности. Однако из прессы известно: большинство компаний стремится сократить корпоративную информацию, приукрасить ее, что может существенно исказить обоснованность принятия пользователями инвестиционного решения. После описанных выше событий с корпорациями SEC издала распоряжение об обязательном заверении финансовых отчетов руководителями компаний3. До 14 августа 2002 г. исполнительным директорам крупнейших компаний США следовало подать в эту Комиссию нотариально заверенную клятву, подтверждающую, что в отчетности их компании не содержатся неверные данные и существенная информация ими не сокрыта. Начиная с 29 августа 2002 г. руководители публичных компаний должны не только объявлять, что представляемая ими документация достоверна, но и что их компании организовали надежную систему внутреннего контроля, обеспечивающую получение руководством от подчиненных доброкачественной информации.
3 Миклашевская А. Газета «Коммерсант». № 145/2514 от 16.08.2002 г.
Закону «Сарбейнса - Оксли» должны подчиняться не только американские компании, но и иностранные корпорации, имеющие ценные бумаги, зарегистрированные в SEC, в том числе и российские. Хотя сегодня закон распространяется на небольшое число отечественных акционерных компаний, котирующихся на американских биржах, таких как «Татнефть», «Ростелком», «Вимм-Билль-Данн», «МТС», «Вымпелком», выводы американского урока необходимо изучать, поскольку они призваны обеспечить оздоравливающий эффект. Их целесообразно учитывать при совершенствовании отечественного законодательства по вопросам аудита финансовой отчетности. Опыт корпоративной Америки ценен для возрождающегося отечественного рынка ценных бумаг и в связи с тем, что целью существования аудита США является стабильность фондового рынка. А как известно, он фокусирует деятельность практически большинства организаций.
После принятия закона отечественная компания «Ростелеком», бывший клиент «Артур Андерсена», пересчитала свою прибыль за 2001 г. и уменьшила ее, применив более консервативный подход в учете своих расходов4. Представители российских компаний высказывают различные суждения относительно нововведений: одни расценивают их как правильный шаг и предлагают сделать в России что-то подобное (С. Кукес, В. Гольдин, М. Кузовлев, Е. Бернштам. Газета «Коммерсант» № 145/2514 от 16.08.2002). Другие считают, что нам необходимо сначала унифицировать правила корпоративного поведения, укоренить международные стандарты отчетности (Д. Зеленин, С. Соколов. Газета «Коммерсант № 145/2514 от 16.08.2002). Объективную оценку целесообразности введения закона, ужесточающего наказание за ложную финансовую отчетность, видимо, можно будет дать уже после судебной практики.
Рассмотрим основные положения закона Сарбейнса - Оксли, опираясь на обзор, подготовленный Ernst&Young5.
Из первого раздела закона о том, кто подпадает под действие закона, следует, что этот документ имеет первостепенное значение для публичных компаний, размещающих ценные бумаги по открытой подписке (среди неограниченного круга лиц), хотя распространяется на все компании, имеющие ценные бумаги, зарегистрированные в SEC. Такие компании могут быть учрежде-
4 Маргулян Э. Суровые времена требуют неординарных решений // Вестник НАУФОР. - 2002. - № 12.
5 Http://www.ey.corn/global/content.nsf/Russia/Issues Perspectives
Overview.
ны не только в США, но и в другой стране. Под закон подпадает и любая аудиторская фирма, дающая им аудиторское заключение. Она обязана следовать правилам совета по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях и SEC.
В следующем разделе закона, посвященном вопросам о корпоративном управлении и ответственности, обращено внимание на необходимость усиления полномочий комитета по аудиту, сформированного у эмитента. Этот орган впервые был создан в акционерных компаниях более ста лет назад. Он был призван укрепить доверие совета директоров к финансовой отчетности компаний6.
В свое время после корпоративных скандалов 70-х гг. XX в. SEC попыталась обязать компании создать в составе своих советов директоров аудиторские комитеты. Однако возникли препятствия в судебных инстанциях. Конструктивно решилась проблема благодаря Нью-Йоркской фондовой бирже, постановившей допускать акционерные общества к листингу только при наличии у них аудиторских комитетов. Это решение действует в настоящем на всех американских биржах.
Примеру США после 1980 г. последовала Англия. В 1986 г. на комитет по аудиту были возложены обязанности по проверке финансовой информации (как правило, годовой отчетности и отчетности перед акционерами), средств внутреннего контроля и системы финансового управления, экспресс-анализ, а также обеспечение тесного взаимодействия с внешними аудиторами. Но хотя большинство компаний создали у себя аудиторские комитеты, некоторые предприятия обанкротились вскоре после опубликования заверенной аудиторами «достоверной» финансовой отчетности. После этого в 1992 г. была создана комиссия Кедбери, в соответствии с требованиями которой в аудиторский комитет могут входить только лица, не являющиеся членами исполнительной дирекции. С другой стороны, члены аудиторского комитета глубоко осведомлены о проблемах благодаря тесному общению с представителями исполнительного органа компании.
Комитет по аудиту подчинен только собственникам, а не исполнительному органу компании. Для достижения реальной независимости аудиторов закон Сарбейнса - Оксли обязал комитет по аудиту выбирать внешнего аудитора, определять оплату его услуг. Именно в этот орган представляется аудиторское заключение. «Аудиторские комитеты должны сосредоточиться на
ьХахонова H.H. Основные направления развития аудита // ФБК. - 2002. - № 8. - С. 44.
своей основной роли - контроле за качеством финансовой отчетности, полнотой и достоверностью раскрытия информации о компании Он должен контролировать деятельность всех участников процесса подготовки финансовой отчетности и представлять свой отчет совету директоров, который несет ответственность перед акционерами»7. Аудиторы непосредственно подотчетны аудиторскому комитету. Члены комитета по аудиту должны быть компетентны в вопросах учета, подготовки финансовой отчетности, аудита и внутреннего контроля. При отсутствии такого комитета эквивалентным органом является совет директоров эмитента в полном составе. Необходимость соблюдения принципа независимости запрещает членам аудиторского комитета получать от эмитента какое-либо иное вознаграждение, кроме как за членство в этом комитете. Отношения членов комитета по аудиту с эмитентом или его дочерними предприятиями могут быть связаны только с выполнением их обязанностей в качестве членов совета директоров или любого из его комитетов. Законом предусмотрены следующие дополнительные обязанности комитета по аудиту:
обеспечить порядок приема и рассмотрения жалоб по вопросам бухгалтерского учета, внутреннего контроля и аудита; обеспечить сотрудникам эмитента возможность выражать сомнения по вопросам бухгалтерского учета и аудита конфиденциальным и анонимным путями; создать возможности для привлечения независимых юристов и других консультантов для содействия комитету;
располагать адекватным финансированием для оплаты услуг аудитора и других консультантов, привлекаемых комитетом. В комитет по аудиту должен входить как минимум один «финансовый эксперт». SEC обязана установить показатели соответствия специалиста критериям «финансового эксперта», исходя при этом из его знания принципов ведения бухгалтерского учета (далее - GAAP) и подготовки финансовой отчетности, опыта:
подготовки или аудита финансовой отчетности сопоставимых компаний-эмитентов; применения указанных принципов в связи с отражением в учете оценочных значений, начислений и резервов;
в вопросах внутреннего контроля за бухгалтерским учетом;
представления функций комитета по аудиту.
7 Воскресенская М. Зачем публичным компаниям аудиторский комитет. Газета «Ведомости» № 22 от 11.02.2003 г.
Компания должна раскрывать информацию о том, что в комитет по аудиту входит финансовый эксперт. Для котируемых компаний требование к членам комитета по аудиту разбираться в финансовых вопросах было предусмотрено стандартами листинга Нью-Йоркской фондовой биржи (далее - NYSE) раньше. Новеллой в этих стандартах является требование о наличии такого опыта в вопросах бухгалтерского учета или финансового управления у председателя комитета по аудиту.
Комитет по аудиту публичной компании обязан предварительно ратифицировать все оказываемые ей услуги аудитора.
Закон Сарбейнса - Оксли внес изменение в закон 1934 г. о фондовых биржах (далее - закон о биржах), запрещающее зарегистрированным аудиторским фирмам8 оказывать публичным компаниям «услуги, не связанные с аудитом»9 по девяти направлениям. Они будут рассмотрены далее в разделе о независимости аудиторов.
SEC должна установить минимальные требования к правилам работы корпоративных поверенных, которые представляют интересы эмитентов перед этой комиссией. Правила обязывают поверенного:
доводить до сведения юриста или руководителя компании о фактах, указывающих на возможность существенного нарушения компанией законодательства о ценных бумагах или иных нарушений;
при непринятии мер по устранению нарушений передавать информацию в комитет по аудиту.
По вопросу о корпоративной ответственности за финансовую отчетность Законом введены более жесткие в сравнении с требованиями SEC положения. В соответствии с ними руководитель и финансовый директор обязаны подтвердить, что: периодический отчет «полностью соответствует» требованиям законодательства о ценных бумагах10 и опосредованно - сопутствующим правилам SEC;
8 Зарегистрированная аудиторская фирма - это аудиторская фирма, зарегистрированная советом в соответствии с законом.
'Термин «услуги, не связанные с аудитом» трактуется в законе как любые профессиональные услуги, предоставляемые эмитенту зарегистрированной аудиторской фирмой, кроме услуг, оказываемых эмитенту в связи с аудитом или проверкой финансовой отчетности эмитента.
10Термин «законодательство о ценных бумагах» в глоссарии закона Сарбейнса - Оксли трактуется как законодательные положения, приведенные в ст. 3(a) (47) закона 1934 г. о фондовых биржах (15 U.S.С. 78с (а) (47)) (в редакции названного закона), и включает в себя правила, нормы и предписания, сформулированные SEC в соответствии с ними. Http://www.ey.com/global/ content/nsf/Russia/Issues Perspectives. Overview.
информация, содержащаяся в периодическом отчете, во всех существенных аспектах обеспечивает достоверные представления финансового положения и результатов деятельности эмитента.
По правилам SEC, после 29 августа 2002 г. в публичных компаниях, в том числе у иностранных эмитентов, годовой и квартальный отчеты должны подтверждаться руководителем и финансовым директором. Также эмитент обязан обеспечить систему раскрытия информации и средств контроля за отчетностью, предусмотренной законом о биржах. Вышеназванные лица должны записать в подтверждении, что они оценили эффективность приемов раскрытия информации в компании и средства контроля в трехмесячный срок, предшествующий дате представления отчета. Отчет должен содержать их выводы.
Обновленные требования закона о биржах обязывают руководителя компании и должностных лиц, ответственных за финансовые вопросы при предоставлении квартальных и годовых отчетов, подтвердить, что:
а) ими отчет изучен;
б) насколько им известно, отчет не содержит недостоверных сведений по существенным фактам или пропусков таких фактов, из-за отсутствия которых отчетная информация может ввести в заблуждение;
в) по их сведениям, финансовая отчетность и другая финансовая информация, содержащаяся в квартальном, годовом отчетах, обеспечивают правильное отражение финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности эмитента;
г) они и иные лица, подписывающие подтверждение:
несут ответственность за организацию и функционирование «процедур раскрытия информации и сопутствующих средств контроля»; разработали процедуры раскрытия информации и средств контроля, которые гарантируют получение ими существенной информации, особенно при подготовке отчета; оценили процедуры раскрытия информации и средства контроля в трехмесячный срок до даты представления отчета; отразили в отчете свои выводы об эффективности приемов раскрытия информации и средств контроля по результатам обязательной их оценки;
д) они и другие должностные лица, обязанные подтвердить отчетность, известили аудиторов компании и комитет по аудиту обо всех:
значительных упущениях в системе внутреннего контроля, которые могут негативно влиять на финансовые данные и показывать аудиторам существенные недостатки внутреннего контроля;
фактах мошенничества независимо от уровня их существенности, с участием руководства или других сотрудников, задействованных в системе внутреннего контроля компании.
е) они и иные должностные лица, подписывающие подтверждение, отметили в отчете все значительные изменения в системе внутреннего контроля, произошедшие уже после даты ее оценки, в том числе меры по устранению существенных недостатков. По этим новым правилам подтверждения должны прилагаться к годовым и квартальным отчетам, подаваемым в SEC согласно закону о биржах по соответствующим формам: 10-К, 10-KSB, 20-F и 40-F и 10-QSB (приложение 1).
Закон вводит также дополнительные ограничения в области корпоративного управления и ответственности, в особенности по вопросам взаимоотношений компании с ее должностными лицами и директорами.
Так, когда эмитенту необходимо повторно представлять свою финансовую отчетность в связи с существенными отклонениями от установленных требований вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей, руководитель компании и ее финансовый директор должны вернуть эмитенту все суммы:
премий или вознаграждений на базе акций, полученных в течение года после первого опубликования документа, включающего перевыпущенную позднее финансовую отчетность; дохода от продажи должностным лицом ценных бумаг эмитента в течение указанных выше двенадцати месяцев.
Теперь эмитенту запрещено выдавать директорам и должностным лицам займы, кроме предоставляемых по обычаям делового оборота. Такие займы можно практиковать только на рыночных условиях. Новые правила не касаются ранее выданных ссуд, если значительно не изменяются условия кредитования, в том числе продления его срока. При этом по некоторым займам есть исключения. Например, разрешено выдавать займы на ремонт и строительство жилья, потребительские кредиты. По ним также недопустимо извлечение выгоды по сравнению с условиями рынка.
Закон запрещает директорам и должностным лицам эмитента заключать сделки с его ценны-
ми бумагами, приобретенными в связи с исполнением должностных обязанностей, в период приостановки действия схемы пенсионного обеспечения. Речь идет о периоде приостановки, когда запрещено приобретать или реализовывать ценные бумаги эмитента в течение не менее трех дней подряд. Запрет касается не менее чем половины участников индивидуальных схем пенсионного обеспечения в соответствии с законом 1974 г. о пенсионном обеспечении сотрудников (ERISA).
Обращено внимание на недопустимость каких бы то ни было действий со стороны руководителей, связанных со злонамеренным влиянием, манипулированием или введением в заблуждение аудиторов.
В законе речь идет и о кодексе этических норм для финансовых руководителей. Эмитент обязан сообщать, принят ли им такой кодекс, в противном случае - указывать причины. SEC со своей стороны должен пересмотреть требования об оперативном раскрытии информации по форме 8-К (приложение 1), с тем чтобы предусмотреть такое раскрытие при изменениях в кодексе. С этой целью в кодекс этических норм необходимо включить положения, стимулирующие:
честное, этичное поведение, в том числе устранение конфликтов личных и профессиональных интересов;
полное, достоверное, точное, своевременное и понятное раскрытие информации в отчетности эмитента;
соблюдение действующих норм и правил. Причем закон не обязывает эмитента непременно принять кодекс этических норм для финансовых руководителей. А требуется только информировать, принят ли этот кодекс, и указать причины в случае его непринятия. Однако NYSE и NASDAQ (Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам) предлагают зарегистрированным на этих биржах компаниям принять и раскрыть свой кодекс этических и деловых норм, а также указать все исключения из него касательно директоров и должностных лиц.
Предусмотрено также создание компенсационных фондов для инвесторов на случай принятия судебного или административного решения по законодательству о ценных бумагах, когда SEC обязана возместить убытки и выплатить штраф. Суммы штрафов могут быть направлены в фонды для пострадавших.
Законом регламентируются также положения о необходимости раскрытия расширенного объема финансовой информации. Так, в каждом финансовом отчете, включающем финансовые документы, который необходимо составлять по
GAAP или приводить в соответствие с этими нормами и представлять в SEC, следует отразить существенные корректировки, определенные аудитором согласно GAAP и правилам осуществления сделок с ценными бумагами.
Кроме того, SEC обязана разработать правила, согласно которым годовая и квартальная отчетность, подаваемая в эту комиссию, должна содержать информацию о существенных забалансовых операциях, в том числе потенциальных обязательствах. Требуется включить и сведения о прочих отношениях эмитента с неконсолидированными организациями или лицами, которые могут оказать значительное влияние на финансовое положение эмитента, результаты его деятельности, ликвидность, капитальные затраты или ресурсы, либо доходы и расходы.
По правилам SEC, не допускается искажение или отсутствие (пропуск, опущение) существенных фактов в финансовой информации, содержащейся в каком-либо периодическом отчете, поданном в эту комиссию, пресс-релизе или другом документе. Дело в том, что такая информация может быть подготовлена не в полном соответствии с GAAP. Она подлежит сверке с финансовой отчетностью эмитента, составленной по стандартам GAAP. Изменены и пункты закона 1934 г. о фондовых биржах, где перечислены документы, которые надлежит подавать должностным лицам, директорам и акционерам, владеющим более 10% любых ценных бумаг. Информация об изменении долей участия и структуры собственности по договорам типа «своп» с ценными бумагами, в которых участвуют эти лица, должна раскрываться в течение двух рабочих дней с момента сделки. Через год после введения в действие закона Сарбейнса - Оксли такие документы требуется представлять в электронном виде и размещать на веб-сайте эмитента.
По вопросам оценки руководством системы внутреннего контроля закон обязал SEC разработать правила, обязывающие эмитента включать отчет о системе внутреннего контроля в раскрываемый годовой отчет. В отчете предусмотрена формулировка ответственности руководства за организацию и функционирование системы внутреннего контроля и процедур подготовки финансовой отчетности, а также оценку эффективности приемов внутреннего контроля применительно к финансовой отчетности по состоянию на конец предыдущего финансового года. Аудитор также оценивает систему внутреннего контроля и выдает соответствующее заключение.
Кроме того, от эмитента требуется оперативно раскрывать дополнительную информацию о
существенных изменениях в его финансовом состоянии или хозяйственной деятельности, представляя ее простым и понятным языком.
Закон обязует также SEC регулярно, не менее одного раза в три года, проверять информацию, включая финансовую отчетность, раскрываемую публичными компаниями, чьи ценные бумаги котируются на биржах или продаются через NASDAQ. Критериями планов проверок SEC являются:
существенные корректировки финансовых результатов;
значительная колеблемость цен на акции эмитента по сравнению с другими компаниями; эмитенты с крупной рыночной капитализацией;
развивающиеся компании с непропорциональным отношением цены на акции к прибыли;
эмитенты, деятельность которых серьезно влияет на важнейшие секторы экономики. В законе усилено внимание к фондовым аналитикам. Так, к 30 июля 2003 г. SEC сама или, например, через фондовую биржу должна принять правила, регулирующие конфликты интересов, которые могут случиться при подготовке рекомендаций аналитиками по ценным бумагам.
Эти правила предназначены для укрепления доверия инвесторов к рекомендациям аналитиков по ценным бумагам, обеспечения объективности и независимости аналитиков. Для достижения этих целей: лицам, работающим в брокерской или дилерской компании и специализирующимся на инвестиционных банковских операциях, не разрешается просмотр или утверждение аналитических отчетов перед публикацией. К таким специалистам отнесены также лица, не несущие ответственности за проведение инвестиционного анализа, за исключением сотрудников юридических отделов или отделов по соблюдению законодательства; только должностные лица брокерской или дилерской компании, не специализирующиеся на инвестиционных банковских операциях, вправе осуществлять надзор за работой аналитиков по ценным бумагам и оплатой их труда; брокерская или дилерская компания, а также ее сотрудники - специалисты по инвестиционным банковским операциям не вправе прямо или косвенно преследовать аналитика по ценным бумагам, являющегося сотрудником компании или ее аффилированных сторон, за подготовку негативного аналитического отчета (или угрожать ему таким преследованием).
В правилах должны определяться периоды, когда брокеры или дилеры, размещающие ценные бумаги на организованном рынке в качестве андеррайтеров или дилеров, не вправе публиковать аналитические отчеты о таких финансовых инструментах или их эмитентах. Необходимо регламентировать и вопросы обеспечения внутренней информационной защиты деятельности аналитиков по ценным бумагам, работающих в инвестиционных компаниях, недопущения проверок, давления со стороны лиц, участие которых в инвестиционных банковских операциях может повлиять на мнения таких лиц и другие условия такой защиты.
С другой стороны, закон предписывает комиссии (SEC) издать непосредственно самой либо через национальную ассоциацию по операциям с ценными бумагами или же фондовую биржу правила, по которым фондовые аналитики, брокеры и дилеры обязаны раскрывать в публичных материалах или аналитических отчетах известные им случаи конфликтов интересов. Сюда включаются и случаи, которые должны были быть им известны на момент распространения таких отчетов. Это могут быть ситуации, когда:
фондовый аналитик имеет ценные бумаги эмитента, которого он анализирует (оценивает). Необходимо указать их объем; аналитик по ценным бумагам или брокер, дилер имеет какое-либо вознаграждение от исследуемого эмитента; эмитент, рекомендации по ценным бумагам которого содержатся в аналитическом отчете, в настоящее время или в течение года (по дату распространения таких материалов) является клиентом именно данного зарегистрированного брокера или дилера. При этом имеет значение, какие услуги выполнялись для эмитента, являющегося таким клиентом; фондовому аналитику передается вознаграждение за аналитический отчет, способствовавший получению зарегистрированным брокером или дилером доходов от инвестиционных банковских операций, связанных с анализируемым эмитентом; имеют место другие существенные случаи конфликта интересов по усмотрению SEC. Центральное место в законе Сарбейнса -Оксли занимает раздел о реформе системы аудита и бухгалтерского учета.
Для надзора за аудитом публичных компаний, чья деятельность регулируется законодательством о ценных бумагах, а также защиты интересов инвесторов и общественности в целом путем подготовки содержательных, достоверных и
независимых аудиторских заключений о таких компаниях узаконено создание совета по надзору за аудитом и бухгалтерским учетом в публичных компаниях (далее - совет). Это некоммерческая организация, созданная по законодательству г. Вашингтон. Она поднадзорна SEC.
В Совет должны входить 5 его членов, назначаемых из числа «известных граждан безупречной репутации и порядочности, доказавших свою приверженность интересам инвесторов и общественности и продемонстрировавших понимание предусмотренных законодательством по ценным бумагам обязанностей эмитентов по раскрытию финансовой информации и характера такой информации, а также обязательств аудиторов в связи с подготовкой и выпуском заключений по такой информации»". Двое из членов совета (но не более) должны быть (или были ранее) сертифицированными присяжными бухгалтерами. В период работы в совете его члены не вправе заниматься какой-либо другой профессиональной деятельностью. Они не могут участвовать в прибылях аудиторских фирм, получать от них платежи, кроме определенных пенсионных выплат. Члены совета назначаются SEC с согласия председателя совета управляющих Федеральной резервной системы и министра финансов. Срок, на который назначаются члены совета, составляет 5 лет. Члены или председатель совета не могут работать более чем 2 срока. В обязанности совета вменяются:
регистрация аудиторских фирм; разработка стандартов аудита, контроля качества, этики, независимости и т.п.; проверка зарегистрированных аудиторских фирм;
принятие дисциплинарных мер и наложение санкций;
обеспечение соблюдения зарегистрированными аудиторскими фирмами положений закона, правил совета, профессиональных стандартов и законодательства о ценных бумагах, связанных с подготовкой аудиторских отчетов; составление бюджета и координация деятельности совета и его аппарата. Аудиторские фирмы должны зарегистрироваться в совете. Подготовка аудиторского отчета касательно любого эмитента не зарегистрированными в совете лицами означает нарушение закона. Совету предоставлено право изменять стандарты аудита. В соответствии с принимаемыми советом профессиональными стандартами, каждая аудиторская фирма обязана:
" Http://www.ey.com/global/content/nsf/Russia/Issues Perspectives. Overview.
сохранять минимум семь лет достаточно детально подготовленные рабочие материалы аудита;
обеспечивать проверку и утверждение аудиторских заключений (и прочей связанной с ними информации) одним или двумя партнерами, а также утверждение аудиторского заключения квалифицированным экспертом, связанным с аудиторской фирмой, но не отвечающим за проведение аудиторской проверки, либо независимым проверяющим; приводить в аудиторском заключении объем тестирования аудиторами системы внутреннего контроля эмитента. Особое внимание в законе уделено оценке системы внутреннего контроля аудитором. Так, ему необходимо представить результаты тестирования в составе аудиторского заключения либо в виде отдельного отчета. При этом требуется оценить, обеспечивает ли система внутреннего контроля:
ведение точного, достоверного и достаточно детального учета операций; разумную уверенность в том, что операции учтены согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета, что поступления и расходование средств эмитента осуществляются только с санкции руководства и директоров. В отчете требуется также описать существенные недостатки в системе внутреннего контроля. Для контроля за соблюдением зарегистрированными аудиторскими фирмами закона, правил совета, SEC или профессиональных стандартов установлено инспектирование этих организаций со стороны совета. Если зарегистрированная аудиторская фирма регулярно готовит заключения более чем 100 эмитентам за год, инспектирование должно проводиться ежегодно. Когда такие аудиторские заключения составляют 100 и менее, то не реже одного раза в 3 года. Совет выборочно контролирует аудиторские проверки; оценивает достаточность созданной в аудиторской фирме системы контроля качества, а также документальное оформление результатов контроля; проводит также иные процедуры контроля.
Далее совет передает письменный отчет о результатах проверки в SEC и соответствующие регулирующие органы штатов. Отчет должен включать письмо или комментарий совета и письменный ответ зарегистрированной аудиторской фирмы. Отчет затем публикуется, но без разделов о результатах проверки, включающих критические замечания либо указания на возможные недостатки в системе контроля качества проверяемой фирмы, если такие недостатки устранены
фирмой в течение 12 месяцев с даты отчета о проверке.
При выявлении советом нарушений закона, правил самого совета, положений законодательства о ценных бумагах, связанных с подготовкой аудиторских заключений, обязательствами и ответственностью бухгалтеров или при несоблюдении профессиональных стандартов, этот орган вправе принять дисциплинарные меры или способы (меры) по исправлению сложившегося положения, включая:
временную приостановку действия или аннулирование регистрации в совете; временное или постоянное отстранение виновных лиц от работы в зарегистрированных аудиторских фирмах либо запрет на аудит; временное или постоянное ограничение деятельности фирмы или лица (кроме связанной с прохождением дополнительного профессионального обучения или подготовки); гражданско-правовые взыскания за каждое такое нарушение в размере, не превышающем: 100 тыс. дол. для физического лица или 2 млн дол. для любого другого лица и при умышленных или намеренных действиях - 750 тыс. дол. для физического лица или 15 млн дол. для любого другого лица; порицание;
требование провести дополнительное профессиональное обучение;
другие санкции, предусмотренные правилами совета.
В последнем разделе закона, посвященном вопросам о независимости аудиторов, речь идет о поправках, вносимых в закон о биржах, которые запрещают зарегистрированным аудиторским фирмам сочетать аудиторскую проверку эмитентов с не связанными с аудитом услугами. Специалисты Ernst&Young в обзоре закона отмечают также по данному поводу, что в этом документе отсутствует определение перечисленных услуг, но большинство из них было запрещено ранее SEC в его положении о независимости, выпущенном в декабре 2000 года. К числу таких услуг относятся:
услуги по ведению бухгалтерского учета или подготовке финансовой отчетности клиента; разработка и внедрение финансовых информационных систем;
услуги по оценке, определению справедливой стоимости или подтверждению имущественных вкладов в капитал; актуарные услуги;
услуги по организации внутреннего аудита; управленческие или кадровые услуги;
услуги в качестве брокеров, дилеров, инвестиционных консультантов или инвестиционного банка;
юридические и экспертные услуги, не имеющие отношения к аудиту; любые другие услуги, которые совет своим постановлением признает недопустимым. Вместе с тем зарегистрированная аудиторская фирма может оказывать клиенту любые иные, не связанные с аудитом услуги. Но сначала их необходимо утвердить в комитете по аудиту, созданном эмитентом, причем каждую услугу по отдельности, а не в целом. Не связанные с проведением аудиторской проверки услуги, которые выполняет другая фирма, не подлежат утверждению в комитете по аудиту. Компании обязаны раскрывать инвесторам сведения об утверждении услуг комитетом по аудиту в составе периодической отчетности, предоставляемой в SEC.
Согласно отечественному Федеральному Закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать следующие так называемые сопутствующие услуги:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Вместе с тем аудит не может проводиться, если аудиторские организации и индивидуальные аудиторы оказывали в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента. Также по правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», действующему в РФ еще с 1998 г., сопутствующие аудиту услуги подразделяются на :
а) совместимые с обязательной аудиторской проверкой и
б) несовместимые с обязательной аудиторской проверкой.
К несовместимым услугам относятся четыре вида услуг:
ведение бухгалтерского учета; восстановление бухгалтерского учета; составление налоговых деклараций; составление бухгалтерской отчетности. Следовательно, ограничение в российском законе и профессиональном стандарте совпадает с запретом, приведенным в американском законе только касательно услуг по ведению бухгалтерского учета и подготовке финансовой отчетности клиента. Перечень же совместимых услуг по российским регулятивам весьма обширен и не закрыт. Таким образом, многие виды услуг, признанных совместимыми в отечественном аудите, по закону Сарбейнса - Оксли, недопустимо сочетать с аудиторской проверкой. На основе критического изучения зарубежного опыта аудита и изложенного выше представляется целесообразным для сохранения независимости аудита при совершенствовании отечественного законодательства, профессиональных стандартов ограничить перечень совместимых с обязательной аудиторской проверкой сопутствующих услуг.
После принятия закона Сарбейнса - Оксли NYSE объявила (в августе 2002 г.) о выпуске окончательной редакции правил корпоративного управления, которые регламентируют наряду с другими ключевыми вопросами положения о комитете по аудиту. Иностранные частные компании обязаны вместо соблюдения требований NYSE по вопросам о комитете по аудиту информировать NYSE обо всех существенных положениях, по которым принятая в их компании практика корпоративного управления не соответствует правилам NYSE.
В американских правилах корпоративного управления учтены рекомендации «Принципов корпоративного управления ОЭСР», подписанных министрами государств - членов ОЭСР в мае 1999 г. В ОЭСР - организацию экономического сотрудничества и развития - входят Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Германия, Великобритания, США и другие страны (всего 28 стран). «Принципы корпоративного управления ОЭСР» представляют собой базовые положения корпоративного управления. В этом документе большое значение придается аудиту. В связи с очевидностью проблем корпоративного поведения в России, необходимостью создания в нашей стране свода норм такого поведения в 2000 г. началась работа над проектом кодекса корпоративного поведения. Для обеспечения обмена мнениями заинтересованных групп лиц при ФКЦБ России был сформирован Координационный совет по корпоративному управлению. Окончательный вариант кодекса, подготовленного на базе «Принципов корпоративного управления ОЭСР», представлен ФКЦБ 4 апреля 2002 г. на IV заседании Координационного совета по корпоративному управлению. В этом документе нашло отражение большинство ключевых аспектов о корпоративной ответственности в целом, в том числе об аудите, приведенных в законе Сарбейнса - Оксли.
Остановимся подробнее на вопросах о комитете по аудиту, приведенных во многих из десяти глав российского Кодекса корпоративного поведения. Так, в первой главе «Принципы корпоративного поведения» рекомендуется создавать в совете директоров комитеты для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, относящихся к компетенции совета директоров. Одним из таких комитетов является комитет по аудиту, призванный обеспечивать контроль совета директоров за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 3.3). Далее в этой же главе говорится о том, что с целью наладить эффективное взаимодействие внутреннего и внешнего аудита комитет по аудиту оценивает кандидатов в аудиторы общества (п. 7.3). Такая оценка доводится до сведения совета директоров. Совет директоров обосновывает свои рекомендации о выборе аудиторской организации на общем собрании акционеров общества (гл. 8, п. 4.1.7) В главе 2 «Общее собрание акционеров» совету директоров предлагается для упорядочения работы комитетов утвердить внутренний документ, предусматривающий порядок их формирования и работы (п. 4.7.2). С учетом ранее рассмотренного зарубежного опыта рекомендуется для обеспечения объективности работы, чтобы комитеты совета директоров возглавлялись чле-
нами совета директоров, не являющимися должностными лицами общества (п. 4.7.3).
В восьмой главе «Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества» речь идет о целесообразности включения в устав общества конкретных требований к профессиональной квалификации членов комитета по аудиту. В частности, предлагается, чтобы члены комитета по аудиту обладали специальными знаниями -владели основами бухгалтерского учета и финансовой отчетности (п. 1.3.2).
Обращено внимание и на личностные качества членов комитета по аудиту, которые не должны вызывать сомнений в том, что они будут действовать в интересах общества (п. 1.3.3). Во избежание конфликта интересов, вызванного участием членов рассматриваемого комитета в иных юридических лицах, признается нецелесообразным, чтобы такие лица занимали должности в обществе-конкуренте (п. 1.3.4). Отмечается необходимость проводить заседание комитета по аудиту регулярно, но не реже одного раза в месяц (п. 1.4). На заседание признано полезным приглашать представителей аудиторской организации (п. 2.3.1). Акцентировано внимание на целесообразности включения в отчеты комитета по аудиту информации об анализе рисков, связанных с конкретными сделками, и оценке адекватности контроля над рисками. Комитету по аудиту необходимо обеспечить стабильность такого контроля (п. 2.3.2).
В восьмой главе кодекса также говорится о повышении эффективности контроля за деятельностью общества путем активного сотрудничества ревизионной комиссии с комитетом по аудиту. Предлагается предоставлять в этот комитет полную информацию о работе ревизионной комиссии и ее заключениях (п. 3.1.6).
Поскольку комитету по аудиту необходимо оценить, была ли внешняя аудиторская проверка проведена в соответствии с установленным порядком, рекомендуется передавать аудиторское заключение для оценки в этот комитет до представления его акционерам на общем собрании (п. 4.1.5).
Как уже отмечено, в законе Сарбейнса - Оксли немало внимания уделено вопросу о фондовых аналитиках. Результаты их деятельности также могут быть объектом аудита. За рубежом, например, Европейской федерацией обществ финансовых аналитиков (ЕРРАБ) придается важное значение необходимости обновления кодексов профессионального поведения инвестиционных аналитиков. Недавно обновлены такие кодексы в Германии, Франции. В России в октябре 2002 г. на 5-й Всероссийской конференции участников РЦБ состоялась презентация проекта ко-
декса профессиональной этики инвестиционных аналитиков. Он разработан гильдией инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА) с учетом опыта подготовки подобных документов в США, Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии. За основу приняты также международный кодекс этики аналитиков, разработанный Международным советом инвестиционных ассоциаций (ICIA) в 1998 г., разделы международных стандартов оценки, учтен опыт российской практики и требований законодательства. Цель создания данного кодекса - защита российского инвестора от корпоративных конфликтов.
Кодекс профессиональной этики инвестиционных аналитиков определяет морально-этические принципы деятельности инвестиционных аналитиков. Этот документ предназначен для минимизации негативных последствий потенциальных конфликтов интересов на рынке аналитических и инвестиционных услуг и содействия принятию правильных решений инвесторами. По определению, приведенному в кодексе, инвестиционный аналитик - это специалист, анализирующий финансовые активы в целях установления их инвестиционных характеристик и выдачи рекомендаций в области управления инвестициями, портфелем ценных бумаг, финансового менеджмента, инвестиционного консультирования или других подобных профессий. В обязанности аналитика, среди прочего, входит выработка рекомендаций на покупку, продажу или удержание ценных бумаг. Конечным потребителем результатов профессиональной деятельности инвестиционного аналитика является инвестор, оперирующий на финансовых рынках.
Кодекс корпоративного поведения, как и Принципы корпоративного управления ОЭСР, носит рекомендательный характер. Вместе с тем, мы разделяем позицию А. Шохина12, который полагает, что в специфических условиях российского рынка и нынешнего этапа перехода к рынку было бы неправильно придать этому документу чисто рекомендательные функции, за которыми будет следить регулятор. Предлагается использовать опыт стран, где действует жесткое требование: при несоблюдении корпоративного кодекса или его отсутствии в компании, которая выходит на биржу, акционерное общество обязано объяснять причины такого несоответствия. Кодекс должен формировать нормы, которые со временем войдут в законодательство, содержать стандарты поведения, исходя из наилучшей практики, и эта практика должна становиться стандартом поведения сначала для всех
12 Шохин А. Использовать кодекс в регулировании рыночных отношений // Журнал для акционеров. - 2001. № 10. -С. 25 - 26.
компаний через механизм рекомендаций, а затем переходить в законодательство.
Резюмируя изложенное вышк, можно сказать, что закон Сарбейнса - Оксли является подтверждением обоснованности такой позиции. В нем соблюдена преемственность норм Принципов корпоративного управления ОЭСР, международных требований к этическим кодексам профессионального поведения участников фондового рынка, признаваемых большинством экономически развитых стран.
Что касается отечественной практики, то одновременно с опубликованием российского кодекса корпоративного поведения ФКЦБ издала рекомендации к его применению. Распоряжением ФКЦБ предложено предусматривать в правилах допуска ценных бумаг к обращению и исключения их из обращения через организатора торговли на РЦБ в качестве одного из условий включения ценных бумаг эмитентов в котировальные листы - предоставление эмитентами организатору торговли информации о следовании положениям кодекса корпоративного поведения. В этой связи актуальна аудиторская процедура - прослеживание информации о раскрытии в годовом отчете акционерного общества сведений о том, следует ли общество положениям кодекса корпоративного поведения. Проверяя раздел годового отчета «Корпоративное поведение», аудитору необходимо удостовериться:
следует ли общество всем или отдельным принципам кодекса;
предусмотрена ли в годовом отчете информация о наличии у клиента комитетов совета директоров;
раскрыта ли информация о системе контроля за хозяйственной деятельностью акционерного общества.
Адекватность информации о следовании акционерного общества конкретным положениям кодекса корпоративного поведения должна быть удостоверена и в ежеквартальном отчете эмитента за четвертый квартал.
Сведения о соблюдении кодекса корпоративного поведения необходимо указывать в годовом отчете акционерного общества и в соответствии с требованиями, разработанными ФКЦБ в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (№ 17/пс от 31 мая 2002 года).
Изучение, соблюдение, постоянное совершенствование законодательных требований, норм кодексов корпоративного поведения, профессиональной этики, разработанных на основе международного опыта, является основным ориентиром предупреждения конфликтов интересов между собственниками и инвесторами.
Приложение 1
Таблица форм комиссии США по ценным бумагам и биржам
Форма Описание
Form 6-К Данный отчет используется некоторыми иностранными частными эмитентами для предоставления информации: (i) подлежащей распространению в стране их постоянного местонахождения; (и) регистрируемой и распространяемой зарубежной фондовой биржей, на которой обращаются их ценные бумаги; или (iii) предоставляемой держателям ценных бумаг. Отчет должен быть предосташтен вскоре после распространения указанной информации. Она является единственной информацией, предоставляемой иностранными частными эмитентами в промежутках между годовыми отчетами, поскольку эти эмитенты не обязаны подавать формы 10-Q или 8-К
Form 8-К Данная форма является «документом текущей отчетности», который используется дня представления информации об имевших место существенных событиях или корпоративных изменениях, имеющих значение для инвесторов или держателей ценных бумаг, о которых регистрируемое предприятие ранее не сообщало. По сравнению с формами 10-Q и 10-К данная форма содержит более свежую информацию об определенных событиях
Form 10-К Данная форма представляет собой годовой отчет, подаваемый большинством компаний в SEC и содержащий общее описание деятельности регистрируемого предприятия. Отчет должен быть подан в течение 90 дней с даты окончания финансового года в компании
Form 10-KSB Данная форма представляет собой годовой отчет, подаваемый «эмитентами из числа малых предприятий» и содержащий общее описание деятельности компании, несмотря на то, что информация, которая должна в него включаться, носит несколько менее детальный характер по сравнению с формой 10-К. Отчет должен быть подан в течение 90 дней с даты окончания финансового года в компании
Form 10-Q Данная форма представляет собой отчет, ежеквартально подаваемый большинством компаний. Он включает в себя непроаудированную финансовую отчетность и содержит текущую информацию о финансовом положении компании в течение года. Отчет должен быть подан за каждый из трех первых финансовых кварталов финансового года в компании в течение 45 дней с даты окончания квартала
Form 10-QSB Подается ежеквартально эмитентами из числа малых предприятий. Она включает в себя непроаудированную финансовую отчетность и содержит текущую информацию о финансовом положении и результатах деятельности компании в течение года. Отчет должен быть подан за каждый из трех первых финансовых кварталов финансового года в компании в течение 45 дней с даты окончания квартала
Form 20-F Данная общая форма используется в качестве регистрационной заявки для регистрации ценных бумаг квалифицированных иностранных частных эмитентов согласно ст. 12 или в качестве годового отчета согласно ст. 13(a) или 15(d) закона от 1934 года
Form 40-F Данная общая форма используется в качестве регистрационной заявки для регистрации ценных бумаг квалифицированных иностранных частных эмитентов в Канаде, акции которых обращаются на открытом рынке, или в качестве годового отчета означенных эмитентов. Она представляет собой документ, содержащий обобщенное изложение публичной отчетности компании, подготовленной по канадским нормам