Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД РЕБЕНКА И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД РЕБЕНКА И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД РЕБЕНКА И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР»

SOME INDICES OF VITAMIN Bt SUFFICIENCY IN CHILDREN OF PRESCHOOL

AGE

A. V. Bogoliubova

A relationship of the renal excretion of thiamine to the diet, in particular to the dietary intake of animal protein, to the balance of animal protein and thiamine in the diet, and to the dietary ratios of carbohydrates/Bj. and proteins/fats/carbohydrates have been established for children of preschool age.

УДК в 13.95(47+ 57):362.7(100)

Проф. С. М. Г ромбах (Москва)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД РЕБЕНКА И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР

В связи с 20-летием со дня провозглашения ООН Декларации прав ребенка 1979 г. объявлен Международным годом ребенка. Международный год ребенка — это проверка того, насколько соблюдаются во всех странах мира основные принципы декларации, смотр положения детей во всем мире.

Следует признать, что положение этого документа, как и многих других гуманных международных деклараций, во многих странах, даже высокоразвитых, соблюдается не в должной мере.

Тем с большей радостью мы можем отметить, что СССР приходит к Международному году ребенка, заслуженно гордясь положением своих детей, единственного привилегированного класса в нашем государстве. С первых дней своего существования в стране уделяется огромное внимание детям. Забота о них, об их благополучии и воспитании объявлена общегосударственным делом. Программа Коммунистической партии Советского Союза в качестве одной из наиболее важных задач строительства коммунистического общества выдвигает задачу обеспечить счастливое детство каждого ребенка.

Важнейшее условие счастья и благополучия детей — их здоровье. Поэтому забота об охране и укреплении зоровья подрастающего поколения сразу же была поставлена Советским государством в ряд задач «первостепенной государственной важности», а для Наркомздрава она стала «едва ли не самой важной, ибо дети — юные коммунисты — фундамент будущей социалистической России» В 1921 г. декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным, было утверждено положение об охране здоровья подростков и детей.

В настоящее время забота о здоровье детей отражена в Основном Законе нашей страны — Конституции СССР, статья 42 которой предусматривает особую заботу о здоровье подрастающего поколения, и конкретизирована в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о зравоохранении (1969), труде (1970), народном образовании (1973), а также в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977).

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), развивая положения Декларации прав ребенка, сформулировал основные нужды (потребности) детей, среди которых значатся и «особые нужды ребенка в отношении его здоровья»; ребенку «должна обеспечиваться защита от заболеваний. Больному ребенку должно быть предоставлено лечение» 2. В Советском Союзе эта потребность обеспечивается еще до рождения ребенка и на протяжении всех последующих лет силами женских и детских консультаций и детских по-

1 Известия, 2/1 1919 г.

2 Объединенные Нации, Экономический и Социальный Совет. Детский фонд ООН. Правление. Обследование нужд ребенка (предварительное сообщение директора-распорядителя). Нью-Йорк, 1961.

ликлиник, больниц и санаториев, сеть которых очень велика и непрерывно растет.

Но это не все. Программа КПСС выдвинула задачу воспитания нового человека, который наряду с духовным богатством и моральной чистотой должен обладать и физическим совершенством, под которым иногда понимают лишь красивое строение тела, физическую силу и двигательные качества — быстроту, ловкость. На самом деле физическое совершенство следует понимать гораздо шире — оно включает в себя и своевременное и А гармоническое развитие, и нормальное функционирование всех органов и систем, и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям среды. Для обеспечения физического совершенства требуется не только «лечение больных детей» и даже не только «защита их от болезней», но прежде всего создание таких условий жизни детей, при которых воздействие факторов среды соответствует потребностям и возможностям их организма. Эту задачу ставит перед собой гигиена детей и подростков как наука и как отрасль советского здравоохранения.

Советская гигиена детей и подростков — детище Великой Октябрьской социалистической революции. Ей она обязана своим возникновением и развитием. Профилактическое направление советской медицины привело к значительному расширению и углублению гигиенической науки, которая, как и всякая наука, развивается, дифференцируясь. В качестве одной из ее областей выделилась и гигиена детей и подростков. Необходимость этого выделения обусловлена многочисленностью данных контингентов, их физиологическими особенностями и их социальной значимостью: подрастающее поколение — будущее нашей страны.

Гигиена детей и подростков развивалась из школьной гигиены, но значительно отличается от нее, во-первых, тем, что, кроме школьников, распространяет свое изучение и свои мероприятия на миллионы детей дошкольного возраста и подростков, получающих профессиональное образо- * ванне или работающих в народном хозяйстве, а во-вторых, тем, что ставит перед собой не узкую задачу борьбы с так называемыми школьными болезнями, как старая школьная гигиена, а гораздо более широкую цель — способствовать физическому совершенствованию молодого поколения.

Советская гигиена детей и подростков отличается и от школьной гигиены ряда западных стран: она не включает в круг своих проблем ра* нюю диагностику и специфическую профилактику ряда заболеваний, но зато гораздо шире и глубже изучает влияние на детский организм многообразных факторов внешней среды.

Основное содержание гигиены детей и подростков, как и всех отраслей гигиены, — гигиеническое нормирование. При этом гигиена детей и подростков распространяет нормирование на все факторы среды, как благоприятные, так и неблагоприятные. И для тех, и для других устанавливаются оптимум воздействия («истинная норма»), а также допустимые отклонения от него, в пределах которых нормируемый фактор сохраняет еще нормальный характер («условная норма»).

Организм детей и подростков не достиг еще полной зрелости, находится в процессе развития, поэтому гигиеническому нормированию условий их жизни присущи некоторые особые черты и принципы. Кратко их можно сформулировать следующим образом.

Поскольку чувствительность развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребность в них) иная, чем организма созревшего (взрослого), для детей и подростков нужны другие нормы, отличающиеся от таковых для взрослых.

В связи с тем что в процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов или стадий, каждой из которых свойствен определенный, именно ей присущий уровень чувствительности (потребности) к воздействию различных факторов, на протяжении периода роста и развития гигиениче- 0 ские нормы непостоянны. Они сохраняют свое значение лишь на протяже-

нии определенного возрастного интервала и по его истечении заменяются новыми. При этом возрастные границы актуальности норм должны соответствовать не периодам становления всего организма в целом, а ходу развития отдельных систем, органов и даже функций, непосредственно связанных с воздействием нормируемого фактора, в первую очередь реагирующих на него. Поэтому для разных факторов они неодинаковы.

Гигиеническое нормирование в гигиене детей и подростков направлено на создание таких условий, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с внешней средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и способствуют благоприятному его развитию, т. е. увеличению его функциональных возможностей. В связи с этим следует стремиться к расширению границ нормы, что достигается целенаправленными тренирующими мероприятиями. Чем дети старше, тем более возрастает роль таких мероприятий и тем шире раздвигаются границы нормы, особенно так называемой условной.

Гигиеническое нормирование может проводиться на трех уровнях, соответствующих трем категориям марксистской диалектики, — общем, особенном и отдельном. С позиций максимального соответствия воздействия функциональному состоянию организма наилучшим является нормирование на уровне отдельного, т. е. индивидуальное, однако на данном этапе общественного воспитания оно неосуществимо. Наиболее доступно для законодательного оформления нормирование, распространяющееся на возможно более широкие контингенты, т. е. нормирование на уровне общего, но такое нормирование полностью игнорирует различия между детьми и тем значительно снижает его гигиеническую роль. Поэтому в настоящее время основной уровень, на котором строится гигиеническое нормирование в гигиене детей и подростков, — уровень особенного. «Особенностями», в первую очередь определяющими необходимость дифференцированного нормирования, являются возраст, пол и состояние здоровья.

Изложенные выше положения сформулированы, исходя из результатов научных работ в разных областях гигиены детей и подростков, и в свою очередь стали руководящими при последующих исследованиях.

К Международному году ребенка советская гигиена детей и подростков пришла с рядом достижений, которые наиболее ощутимы по сравнению с действительностью капиталистического мира в данной области.

Результаты изучения влияния различных производственных факторов 4 на организм подростков дали основание для регламентации их труда. Согласно советскому законодательству, дети до 15 лет вообще не допускаются к профессиональной деятельности, а привлекаются лишь к трудовому обучению, при котором работа строго регламентируется в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки моложе 18 лет могут быть заняты в народном хозяйстве, но с укороченным рабочим днем и соблюдением других льгот, а главное, они не допускаются к тем видам работ, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на растущий организм. Детальный список таких работ и профессий, насчитывающий болееЗООО профессий и специальностей, законодательно утвержден. К работе'же по всем прочим профессиям допускаются только те подростки, физиологические возможности которых это позволяют. Последние устанавливаются двумя путями: во-первых, проверкой состояния здоровья каждого подростка с определением наличия или отсутствия медицинских противопоказаний к конкретным профессиям, а во-вторых, исследованием индивидуальных психофизиологических свойств для опеределения степени соответствия этих свойств требованиям, предъявляемым организму профессией. Первая из этих задач облегчается узаконенным перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, содержащим несколько тысяч профессий, исходя из ста с лишним заболеваний и патологических состояний. Подобные перечни разработаны для поступления в

2 Гигиена и санитария № 7

33

средние специальные учебные заведения и вузы. Указанные перечни — результат коллективной деятельности двадцати научных институтов.

Психофизиологические же особенности, способствующие овладению одними профессиями и в то же время, возможно, препятствующие овладению другими и успешной деятельности в них, составляют основу так называемых критериев профессиональной пригодности. Такие критерии разработаны уже для многих профессий и получили межведомственное признание. Определение профессиональной пригодности — существенный элемент профессиональной ориентации, выдвинутой в нашей стране в качестве первостепенной задачи. При этом следует отметить, что если профессиональная ориентация в цитированном выше документе ООН рассматривается лишь как способ направить ребенка «в зависимости от присущих ему качеств и способностей к тем видам деятельности, на которые имеется спрос», т. е. с позиций трудоустройства, то в СССР профессиональная ориентация ставит перед собой и задачу охраны здоровья молодого рабочего.

Разработаны предельно допустимые для подростков параметры воздействия различных производственных факторов — шума, вибрации, высокой температуры, подъема и переноса тяжестей и др., отличающиеся от норм для взрослых. Научно обоснованы режимы деятельности в разных условиях труда и производственного обучения. Принципиальное значение имела разработка оптимального сочетания производственной деятельности и обучения в вечерних и сменных школах, а также в учебных заведениях нового прогрессивного типа — средних профессионально-технических училищах, дающих подростку профессиональную квалификацию и общее среднее образование.

Исследования в указанных направлениях продолжаются. Перед гигиеной труда подростков встают все новые задачи. Предстоит, в частности, решить вопрос, настойчиво выдвигаемый жизнью: должна ли и в какой мере отразиться на нормах подросткового труда акселерация роста и развития? Этот вопрос требует сугубой осторожности, чтобы, с одной стороны, не лишать страну столь необходимых ей трудовых ресурсов, а с другой — не причинять ущерба здоровью молодежи.

Меняющаяся технология многих производств, появление все новых профессий заставляют постоянно пересматривать и уточнять как медицинские противопоказания, так и перечни запрещенных для подростков профессий. Чрезвычайно важен и в теоретическом, и в практическом плане вопрос об оптимальном соотношении способов «обезвреживания» некоторых неблагоприятных производственных воздействий — путем ли регламентации факторов среды или усилением резистентности организма подростков. Серьезного внимания требует проблема адаптации подростков к новым для них условиям производства и разработка в связи с этим форм и методов постепенного («ступенчатого») увеличения интенсивности воздействия производственных факторов.

Значительны достижения советской гигиенической науки и в области гигиены обучения в школе. В Советском Союзе 44,7 млн. детей и подростков учатся в общеобразовательных школах. В современных условиях обучение представляет собой напряженный умственный труд, который в целях охраны здоровья учащихся нуждается в научно обоснованном нормировании.

За 60 лет советская школа прошла большой путь исканий, опытов, развития и совершенствования. Вместе с педагогами прошла этот путь гигиена детей и подростков. С введением первых советских программ школьного обучения уже была сделана попытка их гигиенической оценки, основанная на изучении влияния проведения этих программ на психофизическое развитие детей. Исследования в этом направлении, главным образом с целью гигиенического нормирования объема учебных занятий или, точнее, их длительности, непрерывно продолжаются. Результаты их нашли отражение сначала в постановлении ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней

и средней школе» (1935), а затем в «Уставе средней общеобразовательной школы» (1970). Следует с удовлетворением отметить, что предусмотренный уставом школы объем учебных занятий (длительность каждого урока, число уроков в день, продолжительность учебного года) приближается к гигиеническим рекомендациям в большей мере, чем во многих странах мира.

I Постоянное внимание партии и правительства к школе, нашедшее отражение в ряде специальных постановлений, содружество медицинской и педагогической наук, о чем свидетельствуют совместные сессии общих собраний АМН СССР и Академии педагогических наук СССР (1971 и 1978), помогают проводить в жизнь научно обоснованные гигиенические рекомендации. Они разработаны как для массовых школ, так и для профилированных (с углубленным изучением отдельных предметов, музыкальных, художественных).

Вместе с тем совершенно очевидно, что впереди еще много нерешенных задач, о которых следует напомнить в связи с Международным годом ребенка.

Необходимо полностью исключить нередкие еще случаи неблагоприятного воздействия учебных занятий на детей, для чего следует глубже проникать в сущность педагогического процесса и распространять гигиеническое нормирование не только на длительность учебных занятий, но прежде всего на их содержание и характер, на степень трудности для учащихся. Для этого необходимо в первую очередь найти объективные критерии гигиенической оценки содержания занятий и их трудности для детей. Нужно, по-видимому, научиться и более точно и объективно определять степень соответствия предлагаемого учебной программой материала функциональным возможностям детей каждого возраста, что в первую очередь касается начальной школы. Гигиена детей не может оставаться в стороне и от проблемы преемственности детского сада и школы.

Результаты многочисленных исследований показали, что при нормировании учебных занятий в школе недостаточно ограничиваться тремя «особенностями» (возрастом, полом и состоянием здоровья) детей, а необходимо учитывать и способности, и работоспособность, которые у разных детей неодинаковы, что определяет и различную степень утомительности занятий для них.

Нуждается в дальнейшем изучении и улучшении с гигиенических позиций структура учебных занятий — чередование периодов труда и отдыха как в микро-, так и в макроинтервалах времени, в течение каждого урока и на протяжении года.

Широкое поле научной деятельности открывает перед гигиенистами введение новых методов преподавания, в частности применение разнообразных технических средств обучения, которые ждут гигиенической оценки и рекомендаций по их использованию. В этом направлении сделаны только первые шаги.

Последнее постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) вновь привлекло внимание к улучшению трудового обучения в школах, подчеркнув необходимость учета возрастных особенностей школьников. Это ставит перед гигиеной задачу сопоставления нового объема и содержания занятий по труду с физиологическими возможностями учащихся и отсюда — необходимость гигиенической регламентации трудового обучения.

Особый и важный вопрос — гигиена школ продленного дня. Такие школы — прообраз школ будущего, когда они возьмут на себя в еще большем объеме заботу о воспитании юных граждан, причем дифференцированно, в зависимости от потребности и желания родителей. Школа продленного дня выдвигает перед гигиеной ряд проблем в отношении как режима, так и организации материальной среды. Организация материальной среды,

2*

35

окружающей ребенка, вопросы планировки и строительства детских учреждений и школ, их санитарного благоустройства и оборудования всегда были предметом гигиенического изучения и нормирования.

Гигиеническое нормирование материального окружения детей и подростков — прерогатива Советского Союза и стран социалистического содружества. Не случайно ни один из десяти принципов Декларации прав ребенка не содержит указаний на такую форму заботы о ребенке. Она воз- | можна только в социалистических странах с присущим им государственным характером воспитания и образования, строительства и производства. В СССР научно обоснованные гигиенические нормативы внешней среды утверждаются соответствующими инстанциями и приобретают силу закона, становясь основой для предупредительного и текущего санитарного надзора.

Основные гигиенические принципы и конкретные рекомендации к проектированию и строительству детских учреждений зафиксированы государственными строительными нормами и правилами (СНиП). В настоящее время действуют нормы проектирования детских яслей-садов, общеобразовательных школ и школ-интернатов, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, пионерских лагерей.

В СНиП и разрабатываемых на их основе заданиях на проектирование учтены гигиенические рекомендации по вместимости учреждений, набору и габаритам помещений, их взаимному расположению, а также по созданию благоприятного теплового и светового климата, воздухообмена и др. Эти рекомендации различны для разных климатогеографических районов.

Забота об охране здоровья детей заложена и в государственных стандартах на ряд изделий детского обихода, и в санитарных правилах по их изготовлению. На основании разносторонних научных исследований ^ гигиенические требования включены в ГОСТы на школькую и детскую мебель, отражены в санитарных правилах по изготовлению детских игрушек, детских книг и др.

Строительные нормы, ГОСТы и санитарные правила непрерывно совершенствуются, исходя как из новых требований жизни, так и из результатов новых гигиенических исследований.

Так, изменение содержания и методов школьного обучения поставило задачу разработать новые проекты школьных зданий, предоставляющих возможность широкого использования разнообразных технических средств обучения, полноценного пребывания учащихся в школе во внеучебное время и др. Развитие промышленности полимерных материалов и все растущее использование их в строительстве и быту требует нормирования их содержания в строительных материалах при строительстве детских учреждений и в предметах детского обихода, в первую очередь в тканях детской одежды.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по увеличению производства товаров для детей, повышению их качества и улучшению торговли этими товарами» (ноябрь 1978 г.) указывает на необходимость гигиенической регламентации широкого ассортимента предметов детского обихода. Эта регламентация должна касаться материала, конструкции, размера, массы, окраски и др. для огромного круга предметов.

Таков далеко не полный обзор достижений и задач советской гигиены детей и подростков.

Призыв ООН ко всем правительствам направить в связи с Международным годом ребенка свои усилия на постоянное улучшение благополучия детей всех стран для Советского правительства и советского народа не содержит в себе ничего нового. Дети у нас — всегда предмет особой люб- • ви и заботы. В своем новогоднем приветствии детям товарищ Л. И. Брежнев отмечал: «В Советском Союзе мы стараемся сделать все, чтобы годы

детства были здоровыми и счастливыми» Свой посильный вклад в это важное дело вносит и советская гигиена детей и подростков.

Поступила^/! I 1979 г.

УДК 613.6:612.766.1-057.875

Е. А. Перепечин, канд. мед. наук Ю. С. Тарасов

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА БОЙЦОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

Мордовский университет им. Н. П. Огарева, Саранск

Проведены наблюдения в отрядах, бойцы которых впервые участвовали в студенческих отрядах и были заняты наиболее характерными видами работ — земляными, бетонными и каменными. Под наблюдением находилось 39 человек; исследования выполняли по общепринятым методикам (С. М. Громбах и Р. Г. Сапожникова; В. А. Доскин и соавт.; Е. Н. Марченко и соавт.).

Для оценки условий труда проведен анкетный опрос 100 человек, который показал, что свою деятельность бойцы студенческих отрядов относят к работе средней тяжести (98% ответов). Продолжительность периода вра-батываемости в начале смены 45—50 мин, а после обеденного перерыва, естественно, меньше — 35—40 мин (у девушек этот период короче на 10— 15 мин). Снижение работоспособности большинство опрошенных (689-6) отмечали на 5—8-м часу работы. После окончания смены 17% бойцов ощущали выраженное, 62%—легкое утомление. Характер жалоб, отмечавшихся после работы, был различен: общая слабость (у 24% опрошенных), боли в руках и ногах (у 19%), вялость (у 16%), головные боли (у 16%), раздражительность (у 8 %), боли в пояснице (у 7%) и др. Указанные признаки утомления исчезали в основном через Р/а—2ч после окончания работы, а у 16% опрошенных — через 3—4 ч. Высокую работоспособность бойцы студенческих отрядов отмечали в среду (32%), пятницу (25%), наименьшую— в понедельник (76%) и субботу (11%). В свободное время, по данным анкетного опроса, 95% бойцов читали художественную литературу в среднем 60—70 мин, 70% смотрели телевизионные передачи по 40—50 мин, 95% посещали кинотеатр 1—2 раза в неделю, 32% опрошенных 1—4 раза в неделю занимались спортом.

Анкетирование показало, что у 20% бойцов ночной сон длился менее 7 ч, в результате чего у 13% опрошенных имелись различные виды нарушения сна: плохое засыпание или пробуждение, прерывистый сон, профессиональные или тревожные сны. Недостаточная продолжительность ночного отдыха и его нарушение приводили к тому, что 22% бойцов приступали к работе недостаточно отдохнувшими.

Для сравнения субъективной оценки условий труда и отдыха с инструментальными данными проанализируем результаты физиолого-гигиениче-ских исследований. Результаты хрономегражных наблюдений свидетельствуют о том, что мощность выполняемой работы составляла от 10 Вт у девушек до 15—18 Вт у юношей, что является категорией средней тяжести. Напряженность зрительного (выполнение грубой работы) и слухового (отсутствие помех) анализатора относится к 1-му классу (малое напряжение), объем оперативной памяти (в течение рабочей смены необходимо запомнить 1—2 производственных элемента) и монотонность работы (число элементов операций более 10, продолжительность выполнения повторяющихся операций более 100 с, время пассивного наблюдения за ходом произ-

3 Правда, 2/1 1979 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.