Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА 1966—1970 гг.'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА 1966—1970 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА 1966—1970 гг.»

УДК 613.95.001.»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НА 1966—1970 гг.

Проф. С. М. Громбах

Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва

0

Научные исследования по гигиене детей и подростков на предстоящее пятилетие, как и в прошлые годы, должны быть направлены на осуществление выдвинутой Коммунистической партией Советского Союза задачи создания нового человека, гармонически развитого, обладающего физическим совершенством.

Гигиена детей и подростков не может ограничиться поиском мероприятий, охраняющих здоровье подрастающего поколения, оберегающих его от болезней. Задачи ее неизмеримо шире и ответственнее. Речь идет о том, чтобы научно обосновать и разработать такие нормы жизни, поведения, обучения и труда детей и подростков, которые способствовали бы укреплению их здоровья, благоприятному развитию их организма и его функциональных возможностей.

Гигиене детей и подростков присущи две специфические особенности. Во-первых, она представляет собой комплексную науку, объединяющую по существу все отрасли гигиены по отношению к лицам в возрасте от 3 до 18 лет. Во-вторых, за этот возрастной период — от 3 до 18 лет — организм проходит большой путь развития, делающий его на каждом этапе качественно отличным и требующий особого подхода, особы к условий существования, а следовательно, и специального гигиенического нормирования этих условий.

На всем пути этого развития организму приходится сталкиваться с множеством воздействий, как стихийных, так и целенаправленных, связанных с системой воспитания и обучения — общеобразовательного, физического, трудового и профессионального.

Самая главная задача гигиены детей и подростков — это определение функциональной зрелости и готовности организма к таким воздействиям, приведение их во взаимное соответствие. Решению этой задачи должны быть подчинены все научные исследования по гигиене детей и подростков на предстоящий период, посвящены конкретные работы и темы. Необходимо, однако, предвидеть (и не бояться ее!) одну трудность. Функциональная зрелость разных систем растущего организма наступает не одновременно; вместе с тем разные внешние воздействия направлены преимущественно на разные системы и анализаторы. Поэтому, изучая каждое воздействие на организм и нормируя это воздействие, следует исходить из степени функциональной зрелости именно той системы, на которую оно падает.

Это приводит, к парадоксальному на первый взгляд, а на поверку — единственно правильному положению: в гигиене детей и подрост-

ков в ряде случаев следует отказаться от единой возрастной периодизации, а прибегать к различной периодизации применительно к каждому нормируемому фактору (конечно, без излишнего дробления). Создание этой периодизации — дело трудное, и вряд ли оно будет полностью осуществлено в предстоящее пятилетие. Но постепенно подходить к нему необходимо.

Одним из основных вопросов, подлежащих изучению, является гигиена учебной и трудовой деятельности и отдыха детей и подростков.

Как известно, все дети школьного возраста и большое число детей дошкольного возраста охвачены у нас общественным воспитанием. Это требует гигиенического регламентирования условий жизни детей и подростков в организованных коллективах учебно-воспитательных учреждений. При этом нужно усилить изучение вопросов гигиены обучения и воспитания в школах-интернатах, в школах и группах продленного дня, а также в специализированных школах (в школах, где преподавание ведется на иностранном языке, в музыкальных, художественных и т. п.).

В этих работах.следует больше, чем это делалось до сих пор, проникать в гигиеническую сущность самого процесса преподавания. Мы являемся свидетелями возникновения частично принятых в порядке эксперимента, а частично уже внедренных в практику новых методов преподавания, построенных на совершенно новых принципах и связанных с активизацией умственной деятельности учащихся. Гигиенисты должны вовремя сказать свое слово об этих методах, об их влиянии на организм и в первую очередь на центральную нервную систему учащихся. При этом здесь, как, впрочем, и в исследованиях по остальным вопросам гигиены детей и подростков, следует подчеркнуть недостаточность так называемых острых исследований, учета только непосред-стьенного влияния урока или учебного дня и необходимость длительных, даже многолетних наблюдений. В гигиене детей и подростков мы сталкиваемся с воздействием факторов относительно малой интенсивности, почти микродозами, и лишь длительное наблюдение, отражающее сдвиги в состоянии здоровья детей, может вскрыть характер и степень их влияния на растущий организм.

Последние годы много внимания было уделено гигиенической оценке политехнического и производственного обучения. Работы в этой области необходимо продолжать. В широко развернувшейся дискуссии о достоинствах и недостатках второго этапа среднего образования гигиенисты могут сказать и свое слово. Но, к сожалению, все соответствующие работы были сосредоточены на изучении сравнительно узкого круга профессий. Достаточно обоснованная сравнительная оценка производственного обучения разным специальностям еще отсутствует. Ничтожно мало исследований посвящено политехническому и производственному обучению в условиях сельского хозяйства. Этот пробел нужно восполнить.

До настоящего времени научные исследования были направлены в основном на гигиеническое нормирование отдельных компонентов учебной и трудовой деятельности детей дошкольного и школьного возраста. Предстоящие исследования должны быть посвящены изучению влияния суммарной нагрузки (учебной, трудовой и спортивной) на детей и подростков и разработке гигиенических рекомендаций к организации всего суточного поведения их с учетом возраста, пола и состояния здоровья.

При этом, учитывая внесение ряда новых элементов в программы

детского сада, следует глубже заняться вопросами гигиены детей дошкольного возраста. Пора также приступить к изучению условий обучения и труда учащихся техникумов и вузов.

Больше внимания, чем до сих пор, нужно уделить разработке гигиенических основ организации досуга как способа сохранения и восстановления наилучшего функционального состояния организма детей и подростков, в первую очередь в условиях длительного пребывания в коллективе (круглосуточные детские сады, школы-интернаты, школы и группы продленного дня). Все эти задачи должны быть неразрывно связаны с гигиеническим воспитанием и обучением детских континген-тов и определением роли педагогов и воспитателей в охране их здоровья.

Свыше 10 млн. подростков занимаются в нашей стране производительным трудом в различных отраслях народного хозяйства. Это делает очень важной разработку вопросов гигиены работающих подростков.

Основное внимание в научно-исследовательских работах уделяли до сих пор изучению физической нагрузки при производительном труде этой категории рабочей молодежи. В связи с изменением технологии производственных процессов и связанным с этим изменением характера труда (все усиливающейся ролью не столько мышечных, сколько нерв: ных его компонентов) возникает необходимость всестороннего изучения влияния работы на организм подростков.

Характеристика и нормирование их труда только по таким показателям, как длительность рабочего дня и энергетические траты, недостаточна, а в ряде случаев и совершенно непригодна. Не исключая таких показателей, следует направить усилия исследователей на поиски иных, более адекватных, например количества информации, воспринимаемой и перерабатываемой за единицу времени, и т. п., и на нормирование труда подростков по этим показателям.

Широкое развитие химии неизбежно повлечет за собой привлечение юношей и девушек к таким работам, к которым они до сего времени не допускались. Специалистам, занимающимся гигиеной подростков и детей, необходимо выработать свое, научно обоснованное мнение по этому вопросу. Позиция полного отрицания возможности использования труда подростков на химическом производстве, по-видимому, нереальна в той же мере, в какой неправильна позиция и полного допуска их на это производство. Промежуточная же позиция, определяемая известным постановлением Государственного комитета Совета ]Минист-ров СССР по вопросам труда и заработной платы (1959), согласно которому подростки, проходящие профессиональное обучение, допускаются к работам на вредных производствах, в том числе и химических, в течение 3 часов в день, лишена достаточных научных оснований.

Задача гигиенистов — тщательно и объективно установить, когда, при контакте с какими химическими веществами, в каких условиях и на какой срок подростки могут быть допущены к работе на химических предприятиях. В результате таких исследований часть производств обоснованно подпадет под действие указанного постановления, не вызывая законного беспокойства врачей; по отношению же к другой части потребуются коррективы — понадобится или дальнейшее сокращение времени работы подростков, или возрастные ограничения (например, разрешение работать на химических предприятиях только с 17 лет), или полное запрещение использования труда подростков. Это выдвигает вопрос о развитии очень мало разработанной научной отрасли — возрастной токсикологии. Пусть токсикологические лаборатории и институты гигиены труда и профзаболеваний включат вопросы возрастной токсикологии в планы своих исследований. Это остро необходимо в целях сохранения здоровья рабочей молодежи!

Недостаточно изучено влияние ряда других факторов производственной среды (температура воздуха, шум, вибрация, пыль и др.) на организм работающих подростков. Необходимо продолжать изучение

с целью разработки научно обоснованных норм как условий, так и длительности труда подростков на различных производствах.

Чрезвычайно существенна (и не менее трудна!) задача разработки критериев профессиональной пригодности подростков к работе в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Следует расширить работу в этом направлении, имея в виду подростков как здоровых, так и с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья, не лишающими их трудоспособности, но ограничивающими круг допустимых для них профессий.

При этом речь должна идти не только и не столько о противопоказаниях, а именно о показаниях, т. е. о критериях преимущественной пригодности к той или иной профессии. Необходимо определить степень соитветствия индивидуальных морфологических и психо-физических возможностей подростков тем требованиям, которые каждая профессия предъявляет к организму и его функциям с учетом факторов внешней производственной среды.

Работы эти должны проводиться гигиенистами в тесном содружестве с психологами и клиницистами.

Столь же серьезного внимания заслуживает разработка вопросов гигиены строительства и оборудования учебных заведений и детских учреждений различного типа и гигиены предметов детского обихода.

В связи с постоянным изменением архитектурно-планировочных решений при строительстве детских учреждений и школ, а также в связи с применением новых строительных материалов подлежат исследованию новые типы зданий школ и детских учреждений. Большой научный и практический интерес имеют изучение и гигиеническая оценка детских учреждений и школ большой вместимости. До сих пор не получили достаточного научного освещения и оценки новые планировочные решения в строительстве школ (квадратные классы, поперечные классы и т. п.) и детских комбинатов (ясли-сад).

Гигиенического обоснования требует создание оптимальных условий внешней среды в школах продленного дня и специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с отклонениями в состоянии здоровья и развития.

В подлинном научном обосновании нуждаются гигиенические нормативы воздушного и светового режима в школах и детских учреждениях. Если до недавнего времени такого рода исследования были, как правило, направлены на изучение отдельных элементов воздушно-светового режима (только освещения или только микроклимата), то теперь совершенно очевидной становится необходимость комплексного его исследования. Опыт показывает, что одностороннее внимание к какому-либо одному элементу благоустройства школ может привести к ухудшению других. Так, ленточное остекление классов, значительно улучшившее условия естественного освещения, повлекло за собой чрезмерную инсоляцию и заметный перегрев учащихся.

Также недопустим наблюдающийся в практике I проектирования зданий школ и детских учреждений недоучет климатических особенностей различных территорий Советского Союза. Поэтому дальнейшие исследования должны быть посвящены разработке дифференцированных гигиенических норм проектирования учебных и дошкольных учреждений в различных зонах страны с учетом местных климатических факторов. Тем самым будет обеспечено создание комфортных условий и возможность закаливания детей и подростков.

Широкое использование р сооружении детских учреждений новых строительных и отделочных материалов побуждает гигиенистов уделить внимание изучению влияния этих материалов на детский организм.

В гигиеническом изучении и обосновании гигиенических требований нуждается очень большой круг предметов обихода детей разного возраста, в первую очередь одежда и обувь, а также игрушки, коляски, книги, инструменты.

Использование всех этих предметов — одних в большей, других в меньшей степени — небезразлично для растущего организма, оказывает влияние на развитие анализаторов, моторики, теплорегуляцион-ного аппарата. Вот почему разработка гигиенических рекомендаций, направленных на то, чтобы это влияние было благоприятным, — весьма существенная задача. Широкое применение новых синтетических материалов в предметах домашнего обихода и особенно в одежде делает ее еще более актуальной.

К сожалению, до сих пор указанным вопросам не уделялось достаточного внимания, и предстоящее пятилетие должно стать переломным в этой области. Исследователей ждут очень большие трудности методического порядка. Поэтому следует уделить внимание прежде всего разработке объективных и адекватных методов исследования.

Привести в соответствие функциональные возможности растущего организма и падающие на него воздействия внешней среды (в широком смысле этого слова) можно двумя путями. Первый путь — гигиеническое нормирование и преобразование внешней среды. Этому посвящены все предлагаемые выше исследования. Второй путь — это повышение функциональных возможностей самого организма, физическое воспитание детей и подростков.

Речь идет не о методике физической подготовки, развития движе-¿й, силы, ловкости и т. п. Это составляет содержание другой науки,

, Задача гигиены заклю-

¡дящеися на гр_аш^ ___

чается в нормировании нагрузок, связанных с физической подготовкой, исходя из их^вшщния на растущий организм, а главное, в научном обосновании использования естественных факторов и их аналогов (например, искусственного ультрафиолетового облучения) для повышения неспецифической резистентности детского организма и расширения его приспособительных возможностей.

И, наконец, последние по счету, но далеко не последние по значению исследования должны затронуть состояние здоровья детей и подростков.

Состояние здоровья детских контингентов, будучи показателем са-

нитарного состояния детского населения, служит, с одной стороны, контролем эффективности гигиенических мероприятий, а с другой — указывает на те направления, по которым должны пойти дальнейшие мероприятия и предшествующие им гигиенические исследования.

Здесь также речь идет не о широких демографических исследованиях, остающихся прерогативой социальной гигиены, а об изучении здоровья организованных коллективов, служащего показателем воздействия внешних факторов, — изучении, проводимом в сопоставлении с характером этих факторов.

Такое изучение должно проводиться в динамике на протяжении ряда лет, охватывая одни и те же контингенты. Это позволит выявить как возрастную эволюцию функций и систем, так и влияние отдельных воздействий широкого масштаба (таких, как поступление в детское учреждение, переход в школу, учебная нагрузка, профессиональное обучение и т. п.). Изучение должно основываться на материалах систематических медицинских осмотров, а также на тщательном анализе заболеваемости как с утратой, так и без утраты трудоспособности.

Для достижения намеченной цели систематические медицинские осмотры не могут ограничиваться лишь постановкой диагнозов и занесением каждого ребенка или подростка в разряд здоровых или больных. Осмотры должны проводиться таким образом и по такой методике, что-

бы давать представление не только о наличии или отсутствии того или иного заболевания, но и о функциональных возможностях каждого, его реактивности, его иммунологических свойствах и т. д. Только такие данные могут претендовать на научную ценность.

К сожалению, программа и методика такого изучения состояния здоровья детей и подростков не разработаны, и их разработка представляет важную задачу. Исследование физического развития, которому до последнего времени придавали самостоятельное (и несколько преувеличенное) значение, должно стать лишь элементом этой программы.

Широкий фронт исследований здоровья и функционального состояния детей и подростков, проводимых по единой методике и дающих сопоставимые результаты, позволит получить истинную картину санитарного состояния детского населения нашей страны как в целом, так и по отдельным местностям, укажет, на какие моменты в жизни наших детей должны быть в первую очередь направлены гигиенические воздействия.

Таков круг основных исследований на период 1966—1970 гг.

Вопросы, нуждающиеся в изучении, многогранны. Успех здесь может быть достигнут лишь при участии работников по гигиене детей и подростков, гигиенистов труда, физиологов и клиницистов в тесном комплексе с педагогами, психологами, архитекторами, и инженерами.

Поступила 21/1II 1964 г.

Л

й

УДК 613.632.4 : 546.22-31

РЕЗОРБТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОКИСЛОВ СЕРЫ

/С А. Буьитуева

Кафедра коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей, Москва

Мы изучали состояние отдельных функций и систем организма для определения характера совместного действия окислов серы и уровня их предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе при совместном присутствии. Были изучены сернистый газ в концентрациях около 5 мг/м3 (4,86 + 1,26 мг/м3) и 10 мг/м3 (8,53 + 2,1 мг/м3), аэрозоль серной кислоты в концентрациях около 1 мг/м3 (1,04 + 0,057 мг/м3) и 2 мг/м3 (1,8 +0,16 мг/м3) и различные комбинации окислов • серы. Проведено 7 серий опытов на 135 белых крысах. Длительность непрерывной круглосуточной затравки составила 65 суток; последнюю комбинацию изучали при 75-суточном воздействии. х

Для суждения о действии различных концентраций окислов серы были выбраны следующие тесты: поведение и вес животных, соотношение хронаксчи мышц-антагонистов, холинэстераза цельной крови, выведение копропорфиринов с мочой, соотношение белковых фракций сыворотки крови, патогистологические изменения во внутренних органах и центральной нервной системе после окончания затравки.

Сернистый газ в концентрациях около 5 и 10 мг/м3 и аэрозоль серной кислоты в концентрации около 1 мг/м3 в условиях непрерывного, длительного воздействия не отражался существенно на весе животных по сравнению с контрольной группой. Сернистый газ в тех же концентрациях и аэрозоль серной кислоты в концетнрациях около 1 и 2 мг/м3 влекли за собой значительные изменения в соотношении хронаксии мышц-антагонистов. Так, сернистый газ через месяц после начала затравки вызывал сближение хронаксий, а через Р/2 месяца—обратное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.