Научная статья на тему 'Международные XV Бартрамовские чтения «Мир игрушек, детства и культуры»: основные итоги'

Международные XV Бартрамовские чтения «Мир игрушек, детства и культуры»: основные итоги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куракина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные XV Бартрамовские чтения «Мир игрушек, детства и культуры»: основные итоги»

УДК 378:745

Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, е mail: ladybug90@yandex.ru

Kurakina /./., PhD in Pedagogy, associate professor of the department of art history «Higher school of folk arts (academy)», 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Международные XV Бартрамовские чтения «Мир игрушек, детства и культуры»: основные итоги International XV111 Bartrams' readings «The world oftoys, childhood and culture»: the main results

05 декабря 2023 г. в Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама состоялись традиционные ежегодные Бартрамовские чтения, реализованные в рамках инновационного образовательного проекта федеральной инновационной площадки Высшей школы народных искусств (академии) и приуроченные к двум юбилейным датам: 90-летию Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств (академии) и 20-летию Высшей школы народных искусств (академии).

Тема Бартрамовских чтений в 2023 году - «Мир игрушек, детства и культуры», утверждающая Игрушку как неотъемлемую и уникальную составляющую мира детства, от художественного оформления и ценностно-смыслового содержания которой зависит, каким предстанет мир культуры ребенка.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились директор Сергиево-Посадского института игрушки, кандидат педагогических наук О.В. Озерова; проректор по научной работе Высшей школы народных искусств, доцент, кандидат культурологии С.А. Тихомиров; заведующий Художественно-педагогическим музеем игрушки им. Н.Д. Бартрама А.Р. Семенова; заместитель директора по социально-воспитательной работе Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии), кандидат педагогических наук И.Э. Агапова; директора Институтов - филиалов Высшей школы народных искусств кандидат юридических наук В.М. Наумов, кандидат педагогических наук М.А. Салтанов, С.Ю. Анисина, Е.Е. Власова; иностранные гости - проректор Высшей школы - Академии искусств и консервации Сербской православной церкви (г. Белград, Сербия) Н. Качарич и проректор по международной деятельности Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана (г. Душанбе, Таджикистан) З.К. Умарова; профессор Международной академии национальной самоидентификации (IANSI), главный координатор

Международного общества друзей игры, кандидат педагогических наук. C.B. Григорьев.

Торжественную часть продолжило пленарное заседание, которое открыла О.В. Озерова докладом «Музыкальная игрушка как особенное явление в игрушечном производстве России» (рис. I2). С творческой судьбой выпускницы Загорского индустриального техникума игрушки (сейчас -Сергиево-ГТосадского института игрушки), театрального художника В.И. Смирновой познакомили С.Б. Войтковский и В.В. Гражданкина (рис. 2). Доклад был посвящен 75-летию мастера и приурочен к открытию выставки ее графических работ в Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама.

Рис. 1, 2. Пленарное заседание

На пленарном заседании были сформулированы основные перспективные направления изучения игры и игрушек: определены их роль и значение в развитии современного ребенка (доклад А.И. Савенкова); раскрыта взаимосвязь «Игрушка-игра-игросфера» в международных исследовательских и музейных проектах (доклад C.B. Григорьева); описаны проблемы хранения, атрибуции и экспозиционного показа в музеях (доклад Н.В. Полонниковой); дана характеристика сувенирным куклам в народных костюмах как самобытное культурное явление (доклад А.Р. Семеновой).

Завершила пленарное заседание презентация сборника докладов Международных XIV Бартрамовских чтений.

Работа XV Бартрамовских чтений была продолжена в рамках двух секций - «Педагогический потенциал игрушки: подходы, технологии, опыт» (модераторы - О.В. Озерова, Д.Н. Баранова) (рис. 3) и «Игрушка традиционная и игрушка современная: персоналии, образы, средства художественной выразительности» (модераторы - А.Р. Семенова, В.А. Полякова) (рис. 4). Доклады, представленные на секционных заседаниях, позволили раскрыть многообразие игр и игрушек, взглянуть на

2 Рис. 1-7. - фотографии из архива Сергиево-Посадского института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

игрушки не только как на значимый инструмент формирования личности ребенка, педагогического воздействия, но и уникальный художественный феномен, предмет музейных коллекций.

Рис. 3, 4. Работа секций XV Бартрамовских чтений

В течение работы чтений участники имели возможность познакомиться с исторической коллекцией Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама (рис. 5) и временной выставкой творческих работ «Самая красивая мама», организованной И.А. Кривко, руководителем студии Семейная творческая мастерская «Ларец» Культурно-досугового центра «Созвездие» (г. Пушкино, Московская обл.).

На мероприятии гостям было

предложено создать на мастер-классах свои собственные игрушки из разных материалов - дерева («Игрушка "Сова"», руководитель Народный мастер России, член Союза художников России, преподаватель Богородского института художественной резьбы по дереву - филиала Высшей школы народных искусств (академии)

В.Ф. Вайсеро); бумаги («Новогодняя H.A. Артемовой, преподавателя Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств (академии); ткани («Куватка», руководитель Н.В. Каменская, начальник экскурсионно-образовательного отдела Художественно-

Рис. 5. Фрагмент экспозиции Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама

игрушка», под руководством

педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского института игрушки - филиала Высшей школы народных искусств (академии) (рис. 6, 7).

Рис. 6, 7. Участники мастер-классов «Новогодняя игрушка» и игрушка «Сова»

С целью совершенствования опыта проведения научных мероприятий организаторы предложили участникам ответить на вопросы разработанной анкеты; осмысление полученных результатов станет импульсом для дальнейшего развития Бартрамовских чтений.

Отрадно, что Бартрамовские чтения из года в год становятся площадкой для дискуссий психологов, педагогов школ и преподавателей высших учебных заведений, представителей музейного сообщества и художников, привлекая все новых и новых участников, неравнодушных к судьбе игрушки в современных реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.