Циулина Е.В. начальник экскурсионно-образовательного отдела Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама, Сергиево-Посадского института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141300, Московская область, Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 123, e-mail: [email protected]
Tsiulina E.V. head of the excursion and educational department of the Art and Pedagogical Museum of Toys named after N.D. Bartram, of Sergiev Posad Institute of toys - branch of the Higher School of Folk Arts (Academy), 141300, Moscow region, Sergiev Posad, Red Army Avenue, 123, e-mail: muzey. [email protected]
Игрушечные промыслы Сергиева Посада в образовательной программе Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама Toy crafts of Sergiev Posad in the educational program of the Art pedagogical Museum of toy named after N.D. Bartram
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о разработке интерактивных программ для работы детей с коллекциями музея, для знакомства с историей родного края, народными промыслами, а также оценка востребованности таких программ по статистическим наблюдениям, проведенным в Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама. Основное внимание уделено разработанной в музее программе, которая знакомит с игрушечными промыслами и производством игрушек в Сергиевом Посаде - «В игрушечном царстве, в мастеровом государстве», состоящей из тематических занятий, включающих в себя лекционную часть, демонстрацию игрушек из фонда музея, традиционные игры, творческие задания, разработанные мастер-классы по созданию и росписи различных видов игрушек.
Ключевые слова: образовательная деятельность музея, посетитель, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, статистическое наблюдение, интерактивные и творческие формы деятельности, цикл занятий.
Abstract. The article deals with the development of interactive programs for children to work with the Museum's collections, to get acquainted with the history of the native land, folk crafts, as well as assessing the demand for such programs based on statistical observations, carried out in the Art pedagogical Museum of toy named after N. D. Bartram. The main attention is paid to the program developed in the Museum, which introduces toy crafts and toy production in Sergiev Posad - "In the toy kingdom, in the master state", consisting of thematic classes, including a lecture part, a demonstration of toys from the Museum's fund, traditional games, creative tasks, developed master classes on creating and painting various types of toys.
Keywords: educational activities of the museum, visitor, children of senior preschool and primary school age, statistical observation, interactive and creative forms of activity, cycle of classes
Народные промыслы - это культурное наследие нашей страны, имеющее тесную связь с традициями и историей тех мест, где они формировались и развивались. Сергиев Посад с давних времен славился своими игрушечными промыслами. Исторические сведения о потешном товаре Сергиева Посада встречаются в расходных дворцовых книгах XVII века, где сохранились записи о покупке игрушек в Троице-Сергиевском монастыре. Исследователь народной игрушки, Г.Л. Дайн пишет: «Сергиев Посад - уникальное место на земле: духовный центр православия и город-столица русской игрушки» [3, с. 6].
Местные мастера делали «сувенирную» продукцию, а также мастерили игрушки для детей, что способствовало появлению и развитию игрушечных промыслов в городе и его окрестностях.
Разрабатывая музейные образовательные программы об игрушечных промыслах необходимо отметить сергиевскую и богородскую резные игрушки, игрушки из папье-маше, хотьковские лоскутные мячики, загорскую матрешку, а также советские игрушки, созданные Всесоюзным научно-исследовательским институтом игрушки в г. Загорске в XX веке (ВНИИИ) не допустив при этом «интеллектуальной перегрузки детей...» [8, с. 27].
Игра «в дошкольном детстве является ведущей формой деятельности и выполняет незаменимую роль в развитии личности» [9, с. 127]. При работе с детской аудиторией необходимо использовать игровые моменты в образовательной деятельности, где «требуется найти оптимальное сочетание ведущей учебной деятельности с игровой...» [9, с. 127]. Музейно-образовательные программы, адаптированные к особенностям развития детей, помогают познакомить ребенка с уникальными народными промыслами, вовлечь в творческую активность, используя разные формы игровой деятельности - «единственной "собственно детской" формой деятельности ребенка.» [4, с. 19].
Игрушка - «.своеобразное звено между ребенком и предметным миром» [1, с. 21]. С её помощью ребёнок знакомится с традициями, человеческими взаимоотношениями. Народная игрушка несет в себе архетипический смысл, сохраняя в своём облике самобытность и характерные черты региона, в котором была создана. Участвуя в образовательной программе Художественно-педагогического музея им. Н.Д. Бартрама, ребенок имеет возможность не только в витринах музея увидеть старинные игрушки, но и познакомиться с игрушками из фонда, принять участие в традиционных играх детей XVIII - XX вв.
Включение в музейные программы интерактивных и творческих форм деятельности, демонстрация предметов из фонда, положительно влияет на
интерес дошкольников и младших школьников к изучению истории и игрушечных промыслов России.
Чтобы оценить востребованность данного вида образовательной деятельности были проведены исследования: опрос посетителей для определения эффективности программы и необходимости создания новых форм образовательных программ, а также статистический анализ посещаемости музея с целью определения интереса к образовательным программам музея. Необходимость создания образовательных программ такого типа подтвердилась опросами, проведенными в музее в 2017-2019 гг.
Так процент опрошенных респондентов, проявивших интерес к образовательным программам, с каждым годом возрастал (рис. 1).
Сотрудниками экскурсионно-образовательного отдела музея была разработана серия занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, вошедшая в программу «В игрушечном царстве, в мастеровом государстве», имеющая историко-краеведческую, эстетическую и социально-педагогическую направленность.
Программа «В игрушечном царстве, в мастеровом государстве» разрабатывалась с учетом проведения занятий как в стенах музея, так и в образовательных учреждениях района и города. Программа включает сочетание тем, каждая из которых предполагает разработку народной традиционной игры с изготовлением игрушки из бумаги, картона, текстиля. Участие в таких программах дает возможность детям погрузится в практическую, исследовательскую, познавательную деятельность.
Программа «В игрушечном царстве, в мастеровом государстве» включает темы:
- «Резная игрушка Подмосковья», знакомящая детей с сергиевской деревянной резной игрушкой, с традиционной народной игрой «Кошки-мышки», росписью деревянных игрушек «Дама» и «Гусар»;
- «Богородская деревянная резная игрушка» рассказывает о богородском промысле с традиционной народной игрой «Волшебный мешочек» и дополнена росписью деревянной богородской игрушки;
- «Лоскутный Хотьковский мячик» посвящена промыслу тряпичного лоскутного мячика в Хотьковском Покровском женском монастыре, с традиционной народной игрой «Хватки» и изготовлением тряпичной игрушки;
Рис.1. Количество посетителей, заинтересованных в новых программах
работы музея. В % от общего количества опрошенных
- «Посадский промысел игрушек из папье-маше» знакомит с промыслом игрушек из папье-маше в Сергиевом Посаде, разработанной традиционной народной игрой «Колечко», и мастер-классом по изготовлению игрушки из бумаги;
- «Токарная игрушка» включает разработку традиционной народной игры «Волчки», и практическое занятие по росписи деревянной токарной игрушки;
- «Сергиевская и Загорская матрешка», посвященная знаменитой матрешке, с традиционной народной игрой «Построй башню», а также мастер-классом по росписи загорской матрешки с традиционными приемами «тычек» и «примакивание». Объектом изучения на этих занятиях для детей стала знаменитая токарная игрушка, которая продолжая быть предметом детского мира, является и предметом истории, «... хранит память о пережитых событиях и близких людях» [7, с. 12].
- «Советская игрушка» посвящена игрушкам, разработанным Всесоюзным научно-исследовательским институтом игрушки, с использование традиционных игр и мастер-классом по изготовлению бумажной игрушки «Космонавт»;
- «История музея игрушки с 1918 г.» с мультимедийной презентацией о музее игрушки, демонстрацией фильма 1927 г. «Приключение Болвашки» с участием Н.Д. Бартрама.
Исследователь народной игрушки Е.И. Ковычева отмечает, что игрушка «.не только игровой объект и забава, средство воспитания и обучения, но и повод к самостоятельному творчеству» [5, с. 12].
Разработанные тематические занятия для программы «В игрушечном царстве, в мастеровом государстве» проводились в музее в 2017-2019 гг. (рис. 2-5). Образовательная программа «В игрушечном царстве, в мастеровом государстве» помогает расширить исторический кругозор, глубже прочувствовать собственную историю, а также направлена на развитие художественного и эстетического вкуса, творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста. Результатом каждого занятия является выставка детских работ.
Рис. 2. Лекционная часть Рис. 3. Мультимедийная презентация
157
Рис. 4. Народная игра Рис. 5. Мастер-класс по росписи игрушки
Игрушка не может существовать без игры и играющего, поэтому традиционная игра является важной частью программы, адаптированной для детей. В программе «В игрушечном царстве, в мастеровом государстве» используются традиционные игры, известные еще нашим предкам. Все игры, включенные в программу, проводятся с применением игрушек, предназначенных «...непосредственно для игры, либо для освоения той или иной реалии нашего бытия в процессе игры» [8, с. 30]. Так, игры «Хватки» и «Волчки» воспитывают такие качества, как «.выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе» [2, с. 30].
Возрождение традиционных игр, введение их в постоянный обиход подрастающего поколения - еще одна цель музейно-образовательных программ Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама.
Согласно статистическому анализу посещаемости музея с 2017 по 2019 гг. было установлено увеличение количества проведенных занятий и принявших в них участие посетителей, что видно на диаграммах (рис. 6, 7).
Увеличение востребованности образовательных занятий, направленных на удовлетворение возрастающего интереса к изучению истории игрушки, истории игрушечных промыслов, вызвано музейными программами, сочетающими в себе различные формы деятельности: традиционные игры,
творческие задания, демонстрация
Рис. 6 Диаграмма «Количество занятий» Рис. 7 Диаграмма «Участники занятий»
158
игрушек из фонда музея, а также мастер-классами по созданию и росписи игрушек.
Музей становится открытым культурно-образовательным и досуговым центром, играющим важную роль в жизни региона.
Литература
1. Абраменкова В.В. Игрушка и антиигрушка в духовно-нравственном развитии ребёнка // Вторые Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2005 г. - Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2008. - С. 21-25.
2. Горохова И.В. Школьникова О.А., Новикова Л.М. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 613-616. - URL https://moluch.ru/archive/93/20564/ (дата обращения 13.03.2020).
3. Дайн Г.Л. Сергиев-Посад - столица русской игрушки - Кн. 2. -Хотьково: Сергиев Посад, 2011. - 280 с.
4. Зыкова М.Б. Концептуальная пара «игрушка-игра» как основа всеобщий модели формирования и развития культуры // Третьи Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2008 г. - Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2010. - С. 17-20.
5. Ковычева Е.И. Народная игрушка: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество». - Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014. -159 с.
6. Телегина В.Г. Изготовление и использование тряпичных кукол на занятиях с младшими школьниками // Вторые Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2005 г. - Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2008. - С. 159-167.
7. Тихомиров С.А. Игрушка как феномен культуры повседневности: перспективы междисциплинарных исследований // Альманах современной науки и образования. - 2016. - № 6 (108). - C. 92-95.
8. Хвостова Т.В. Игрушка в развитии бытового интеллекта современного ребенка раннего возраста // Третьи Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2008 г. - Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2010. - С. 27-32.
9. Шеметова Л.В. Формирование основ игровой культуры у детей 67 лет средствами музея игрушки // Вторые Бартрамовские чтения. Сборник материалов. 2005 г. - Сергиев Посад: Художественно-педагогический музей игрушки, 2008. - С. 126-128.
References
1. Abramenkova V.V. Igrushka i antiigrushka v duhovno-nravstvennom razvitii rebyonka // Vtorye Bartramovskie chteniya. Sbornik materialov. 2005 g. -Sergiev Posad: Hudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki, 2008. - S. 21-25.
2. Gorohova I.V. SHkol'nikova O.A., Novikova L.M. Narodnaya igra kak vid igrovoj deyatel'nosti doshkol'nika // Molodoj uchenyj. - 2015. - №2 13. - S. 613616. - URL https://moluch.ru/archive/93/20564/ (data obrashcheniya 13.03.2020).
3. Dajn G.L. Sergiev-Posad - stolica russkoj igrushki. - Kn. 2. - Hot'kovo: Sergiev Posad, 2011. - 280 s.
4. Zykova M.B. Konceptual'naya para «igrushka-igra» kak osnova vseobshchij modeli formirovaniya i razvitiya kul'tury // Tret'i Bartramovskie chteniya. Sbornik materialov. 2008 g. - Sergiev Posad: Hudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki, 2010. - S. 17-20.
5. Kovycheva E.I. Narodnaya igrushka: Ucheb.-metod. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo». - Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr «Vlados», 2014. - 159 s.
6. Telegina V.G. Izgotovlenie i ispol'zovanie tryapichnyh kukol na zanyatiyah s mladshimi shkol'nikami // Vtorye Bartramovskie chteniya. Sbornik materialov. 2005 g. - Sergiev Posad: Hudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki, 2008. - S. 159-167.
7. Tihomirov S.A. Igrushka kak fenomen kul'tury povsednevnosti: perspektivy mezhdisciplinarnyh issledovanij // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 6 (108). - C. 92-95.
8. Hvostova T.V. Igrushka v razvitii bytovogo intellekta sovremennogo rebenka rannego vozrasta // Tret'i Bartramovskie chteniya. Sbornik materialov. 2008 g. - Sergiev Posad: Hudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki, 2010. - S. 2732.
9. SHemetova L.V. Formirovanie osnov igrovoj kul'tury u detej 6-7 let sredstvami muzeya igrushki // Vtorye Bartramovskie chteniya. Sbornik materialov. 2005 g. - Sergiev Posad: Hudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki, 2008. -S. 126-128.