Адаптивно-ориентировочный этап обучения мастерству художественной вышивки в учебном процессе является необходимым этапом для: усвоения адекватных образовательных технологий, применяемых в художественной вышивке, совокупности средств и методов обучения мастерству; развития профессиональных качеств обучающихся, дающих возможность успешно реализовывать поставленные цели.
Поисково-исследовательский этап в обучении мастерству художественной вышивки предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности обучающихся, основанных на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать темы учебного задания.
Проектно-материализованный этап в обучении мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании является важным этапом учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его профессиональных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых материализованных в готовые изделия проектов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
При построении модели содержания обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании одними из важных компонентов рассматриваются методы обучения мастерству художественной вышивки.
Библиографический список
Так в среднем профессиональном образовании применяются: словесные, наглядные и практические методы обучения мастерству художественной вышивки.
В высшем образовании при обучении профессиональному мастерству художественной вышивки ко всем ранее перечисленным методам обучения добавляются методы: проблемного обучения, проектного обучения, контекстного обучения.
Важным компонентом модели содержания обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании являются уровни освоения мастерства, к которым относятся: в среднем профессиональном образовании - репродуктивный, эвристический; в высшем образовании - эвристический и творческий. Главной задачей применения данных уровней является последовательное создание обучающимися новых образовательных результатов: изучение технологии выполнения художественной вышивки, историко-регио-нальных особенностей, орнаментальных и колористических решений; создание в материале изделий и коллекций, оформленных художественной вышивкой.
Таким образом, разработанная модель содержания обучения мастерству художественной вышивки в непрерывном профессиональном образовании, способствует на разных уровнях профессионального образования формированию профессиональных компетенций у обучающихся и как результат - возрождению и развитию искусства художественной вышивки, её востребованности в современном мире.
1. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно - прикладного искусства). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.
2. Шамрай Н.Н. Инновационное развитие профессионального образования: гносеологический подход. Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционном прикладном искусстве: сборник научных трудов. Под редакцией В.Ф. Максимович, Н.Н. Шамрай. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2011: 17 - 21.
3. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.
4. Бабанский Ю.К Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1989.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва: Политиздат, 1977.
6. Беспалько В.П. Педагогика и современные технологии обучения. Москва: Ин-т проф. обр. РАО, 1995.
References
1. Maksimovich V.F. Teoriya i praktika podgotovki uchaschihsya po hudozhestvenno-promyshlennym vidam truda v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya (na primere uchebnyh zavedenijtradicionnogodekorativno-prikladnogoiskusstva). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
2. Shamraj N.N. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya: gnoseologicheskij podhod. Nauchno-innovacionnoe razvitie sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v tradicionnomprikladnom iskusstve: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej V.F. Maksimovich, N.N. Shamraj. Sankt-Peterburg: VShNI, 2011: 17 - 21.
3. Kamneva S.Yu. Formirovanie proektnoj kul'tury studentov vysshej professional'noj shkoly v oblasti hudozhestvennoj vyshivki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.
4. Babanskij Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1989.
5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moskva: Politizdat, 1977.
6. Bespal'ko V.P. Pedagogika i sovremennye tehnologii obucheniya. Moskva: In-t prof. obr. RAO, 1995.
Статья поступила в редакцию 01.02.19
УДК 378
Ozerova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director of Museum and Research activities of Sergiyev Posad Institute of Toy, Branch of Higher School of Folk Arts (Academy) (Sergiev Posad, Russia), E-mail: ozerova_72@list.ru
Naumov V.M., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Director of Bogorodsky Branch of Higher School of FolkArts (Academy) (Bogorodskoye, Moscow Region, Russia), E-mail: BHPY@yandex.ru
BOGORODSKAYA TOY AS A NATIONAL CULTURAL PHENOMENON. The article is dedicated to an analysis of characteristic stylistic features of Bogorodskaya woodcarving - one of the most interesting phenomena of Russian folk culture. The authors analyzed the stages of formation of the fishery, the impact of N.D. Bartram on formation of new images and plots of the Bogorodsky toy, experience of professional training of carvers of trade and methodical receptions of training. Special attention is focused on the characteristic of specific features of creative handwriting of the leading masters-carvers of craft N.I. Maximova and M.I. Smirnov, whose works currently are the basis for learning the techniques of classical Bogorodskaya carving teachers Bogorodskoe branch of VSNI (Academy) on subjects related to performing skills. In conclusion, the question is raised about the need to create trademarks for the products of Bogorodskaya carving, created by the educational institution. Key words: Bogorodskaya wood carving, Bogorodskaya toy, Carver, wooden toy, N.I. Maximov, M.I. Smirnov, N.D. Bartram.
О.В. Озерова, зам. директора по музейной и научной деятельности Сергиево-Посадского института игрушки -филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», г. Сергиев Посад, E-mail: ozerova_72@list.ru В.М. Наумов, канд. юр. наук, доц., директор Богородского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», пгт. Богородское, E-mail: BHPY@yandex.ru
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА КАК НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Статья посвящена анализу характерных стилистических особенностей богородской резьбы по дереву - одного из интереснейших явлений русской народной культуры. Авторами проанализированы этапы становления промысла, влияние деятельности Н.Д. Бартрама на формирование новых образов и сюжетов богородской игрушки, опыт профессиональной подготовки резчиков промысла и методические приемы обучения. Особое внимание сосредоточено на характеристике специфических черт творческого почерка ведущих мастеров-резчиков промысла - Н.И. Максимова и М.И. Смирнова, чьи произведения в настоящий момент являются основой для обучения приемам классической богородской резьбы преподавателями Богородского филиала ВШНИ (академия) по дисциплинам, связанным с исполнительским мастерством. В завершении ставится вопрос о необходимости создания товарных знаков для изделий Богородской резьбы, созданных учебном заведении.
Ключевые слова: богородская резьба по дереву, богородская игрушка, резчик, деревянная игрушка, Н.И. Максимов, М.И. Смирнов, Н.Д. Бар-трам.
Богородская игрушка одно из интереснейших явлений русской народной культуры, где переплетаются воедино достоверность и вымысел. По сей день богородские мастера хранят и развивают навыки древнего мастерства. Богородская игрушка постоянно привлекает внимание художников, коллекционеров, специалистов по игрушке.
Богородскую игрушку можно рассматривать как национальное явление на основе историко-культурной и природно-географической среды. Этому способствовали богатые лесами земли, традиционная художественная обработка дерева, сложившаяся вокруг Троице Сергиева монастыря.
Первые сведения о резьбе игрушек в Богородском датируется 1817 годом, их приводят Владимирские губернские ведомости, что дает основания говорить о том, что в первой половине XIX века уже почти все богородцы включаются в создание игрушки [1].
Расцвет промысла приходится на сер. XIX нач. XX века. В этот период наблюдается значительное влияние на промысел Московского Губернского Земства. В деревне занято до 200 человек мужчин и женщин (кроме взрослых, работают и дети). Всероссийская художественная выставка, проходившая в Нижнем Новгороде под покровительством императора Николая II еще более укрепила рынок за богородскими резчиками [2].
В издании 1913 года отмечено, что изделия богородцев весьма любопытны и единственны в своем роде во всей России. «В сущности, каждое изделие игрушечников представляют скульптуры из дерева и среди них встречаются многие весьма талантливые, исполняющие очень сложные группы, могущие украсить любой из музеев, как яркое проявление русского творчества. Навыки в резьбе, передаваемые из поколения в поколение, достигают иногда поразительных результатов» [2].
Для богородской резьбы характерно сочетание тонкой резьбы с гладкой поверхностью, вырезанные как бы «единым махом», отсюда прием резьбы называют «маховым», т. е. выполненным без предварительного эскиза. Мастера, избегая излишней деталировки, придают форме обобщенный характер. По готовому изделию резцом или стамеской передают мелкие детали (шерсть медведя, гриву коня, оперение птиц и др.).
В начале XX века судьбой промысла интересуется художник и исследователь Н.Д. Бартрам. Он часто приезжает на промысел, внимательно присматриваясь к работе мастеров, помогая резчикам наладить производства.
Под влиянием Н.Д. Бартрама местные резчики начали делать сложные многофигурные композиции по мотивам лубочных картинок.
В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. Из мастеров, работавших после революции 1917 года, широкую известность приобрел И. К. Стулов, создавший ряд скульптур на советскую тематику и сказочные темы. Лучшие его скульптуры: «Соколиная охота», «Охотник с тетеревом», «Трудолюбивый медведь», «Вершки и корешки», «Маша и медведь».
Богородский филиал ВШНИ (академия) основан в 1913 году как Богородская учебно-показательная мастерская с инструкторским классом резьбы по дереву. Первым директором стал профессиональный скульптор, выпускник Императорской академии художеств К.Э. Линдблад, которого сменил также выпускник Императорской академии художеств, ученик В.В. Матэ график В.И. Быстренин, затем ГС. Серебряков, бывший руководитель «Петровской ремесленной школы по игрушечному делу и вещей домашнего обихода» в Тотьме Вологодской области. В 1920-е гг. директором Богородской профессионально-технической школы назначается скульптор А.В. Петров, а преподавателем - его жена - живописец М.В. Ломакина.
Наряду с традиционной продукцией промысла, создаются изделия, отражавшие новые условия жизни. Однако именно в то время возникает проблема «станковизма».
В этот период резчики отказываются от многих прежних приемов резьбы, начинают более подробно детализировать формы, снимать следы черновых срезов наждачной бумагой, шлифовать готовые изделия, нарушая художественную систему резьбы, сложившуюся в промысле.
В середине 20-х годов в Богородском сохраняются старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 г. была восстановлена артель «Богородский резчик», в ней продолжили свою работу мастера старшего поколения.
Богородский художественный промысел быстро выдвигается в число успешно развивающихся центров народного искусства. Немалая заслуга в этом принадлежит преподавателю богородской школы А.Я. Чушкину, возглавившему артель местных художников-резчиков и оказавшим большое влияние на новую смену мастеров. В этот период сокращается производство прежних образцов массовых богородских игрушек и скульптур и активно создаются скульптурные композиции на современные темы.
В школе начинают осваиваться начальные приемы лепки и скульптуры из мягких материалов. Курс лепки вводится в программу обучения. Но это имело и свои отрицательные стороны, поскольку способствовало утверждению станко-визма. Полностью отказавшись от создания резных изделий по воображению, владея лепкой мастера, продуманно искали композицию будущего резного изде-
лия. Выполняются композиции на темы колхозной жизни, Красной Армии, нового советского быта.
Новые богородские скульптуры, выполненные сложнее, но уступают прежним в непосредственности, в силе образных характеристик, лаконичности. Многие изображения становятся похожими на макеты, состоящие из деревянных фигурок. Если они и были игрушкой, то уже рассчитанной на восприятие взрослого человека [3].
Ведущими художниками Богородского промысла 20-х годов XX века оставались потомственные династии Стуловых, Прониных, Балаевых, Максимовых. Освоив в школе принципы резьбы и лепки, они сохраняли в своем творчестве традиционные приемы скорой и виртуозной резьбы по дереву, а также традиционные для промысла чувства материала.
В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и способов её раскрытия.
С самого основания Музея игрушки имени Н.Д. Бартрама, поддерживал постояннаяую связь с Богородской артелью и отдельными резчиками. Развитие резного промысла получило отражение в научной работе и экспозиции музея [4]. Особенно четко эта работа проводилась в 1934-40 гг Целью этой работы было вызвать резчиков на создание новых образцов и поднять их качество до ценности художественных произведений. Проводимая работа дала возможность планомерно пополнить коллекции Музея резными богородскими изделиями. В 1934 году Музеем игрушки предложено богородскким мастерам ввести в ассортимент фигурку красноармейца. Так были созданы красноармеец с ружьем, красноармеец с поднятыми руками, как бы готовящийся к защите для последующего копирования [5].
Следующее два десятилетия (1930-1950 гг.) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики - в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам навязывали темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском, реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализировалась. История богородского промысла знает много ярких авторов и династий мастеров.
Один из известнейших мастеров богородской резьбы Николай Иванович Максимов, заслуженный художник РСФСР В 16 лет окончил профтехшколу Богородской фабрики, участник отечественных, зарубежных и всемирных выставок. Его любимая тема - литературные произведения.
Его композиция «Генерал Топтыгин» на сюжет стихотворения Н.А. Некрасова открыла в работе промысла новое направление и вместе с тем в ней просматривается тематика традиционных скульптурных изображений XIX века. Если в старых работах мастеров основными сюжетами были лихие тройки, торжественные выезды горожан, конники, гусары, то в скульптуре Н.И. Максимова наблюдается оттенок комичности ситуации. Изображение испуганно мчащейся тройки с ревущим в санях медведем несколько приземисто и угловато. Фигуры сохраняют следы обработки ножом, каждая из которых вырезалась из куска дерева с расчетом наименьших затрат, без скидки на дальнейшую доводку поверхности наждачной бумагой.
В 1937 году Н.И. Максимов создаёт композицию «Чапаевская тачанка», открывшая еще оду новую тему для промысла и вызвавшая много подражаний и вариантов [3].
Во время Великой Отечественной войны Н.И. Максимова, наряду с другими богородскими мастерами после битвы на Курской дуге по ходатайству НИИ художественной промышленности отзывают с фронта с целью возрождения промысла.
Так уже в 1946-48 гг. на выставках появляются резные из дерева произведения богородских мастеров. Это был героический эпос, богатырские темы, иллюстрации к поэмам и сказкам, так или иначе относящиеся к годам Великой Отечественной войны.
С 60-х годов налаживается фабричное устройство, разделившееся на внедрение образцов и их тиражирование. Следом происходит расчленение единого процесса изготовления изделия на отдельные операции, выполняемые разными резчиками, что привело к потере основ мастерства, механизации промысла.
Самыми творческими годами в творческой биографии Н.И. Максимова стали 1950-60-е годы. В этот период создаются наиболее значительные работы на темы литературных произведений, образцы для массовых игрушек.
В этот период на Богородском промысле происходит поиск новых путей развития искусства резьбы, поиск новых образов скульптурных изображений. В большом количестве выходят резные скульптуры оленей, орлов на скале. Продукция начинает носить сувенирный характер [6].
В такой ситуации Н.И. Максимов создает скульптуры на темы произведений классической литературы, которые имели для промысла большое значение, показывая героев, близких фольклору, традициям русского народного искусства. Так были выполнены скульптурные группы на темы «Кому на Руси жить хорошо», «Конек-горбунок», «И под дудку дурака кони пляшут трепака», в которых изобра-
жались популярные и характерные в каноничных позах для богородской резьбы люди, животные.
В эти же годы Н.И. Максимов изготавливает резные игрушки, позволяющие соединить новое с традиционными принципами исполнения прежних богородских изделий. Разрабатывая массовую игрушку с фигурой медведя именно Н.И. Максимов внес в композицию забавность и современный сюжет Его медведи становятся строителями, летят на ракете и др.
В середине ХХ в. сохраняются два направления: игрушка с движением и игрушка-скульптура. Вновь оживилось творчество по созданию игрушек, причем в них находят разнообразное выражение события современности, такие, как освоение космоса, новое строительство, спорт и т.д.
В середине 60-х годов Н.И. Максимов создает игрушку-сувенир на планках, скрепленных шарнирами, посвященную Отечественной войне 1812 года.
Изделия Н.И. Максимова, несмотря на свою яркость и художественную выразительность, не усложнены деталями. Выполнены в классических богородских традициях и поэтому их очень часто используют в программах подготовки будущих специалистов Богородского филиала ВШНИ (академия), по созданию богородских резных изделий.
Еще об одном мастере художественной резьбы по дереву отмечено в данном исследовании, основной творческой чертой которого является очеловечение медведя. Вероятно, благодаря творчеству Максима Ивановича Смирнова медведь стал символом богородского промысла.
Им создано более 250 произведений резной деревянной игрушки и скульптуры. Он участник более 150 отечественных и зарубежных выставок и награжден медалями, орденами. Его работы хранятся во многих музеях страны. С 1959 года М.И. Смирнов работал на Богородской фабрике. Художник много делал зарисовок с живой натуры, при этом обходясь без предварительной лепки фигуры из глины и пластилина. С помощью топора, намечая контуры будущей скульптуры, далее отделывая её круглыми стамесками и острым богородским ножом. В его работах нет лишних порезок, каждое движение ножа хорошо продумано. М.И. Смирнов выработал свою художественную манеру исполнения на традиционной богородской игрушке середины XIX века, это точно построенная форма крупной рельефной резьбы, с последующей дорисовкой мелкой узорной «росписью».
В 1960-е годы М.И. Смирнов много внимания уделял поиску новых форм детской игрушки. Его работы - игрушка с движением, сюжетные композиции, скульптурные изображения людей и животных, разнообразные по содержанию.
Сохраняя старые принципы движения, художник создает оригинальные образцы, в которых медведь работает на стройке («Кирпичники» 1959 г.), укладывает бревна («Штабелеукладчик» 1965 г), ловит рыбу («Медведь-рыболов» 1964 г), занимается спортом («Штангист» 1964 г) и др. Его работы отличаются новыми, интересными решениями, в которых откликаются события современности. Тема космоса получила в работах своеобразное сказочное преломление - «Путь открыт» 1962 г, «Геолог на луне», 1962 г, «Автоматическая стыковка» 1967 г, в которых мастер рассказывает о достижениях космонавтики.
Если в игрушках главным достоинством является выдумка и конструктивная изобретательность, то в скульптуре более тщательно используется техника
Библиографический список
резьбы богатые пластические возможности чистого светлого дерева. Мастер проявляет большую наблюдательность, умение обобщать форму выделяя главные черты.
Поиск новых художественных форм постоянно привлекают к себе художника. В 1968 г М.И. Смирнов по заказу В.М. Шукшина выполняет несколько скульптур для кинофильма «Странные люди». Во всех своих произведениях он использует традиционные приемы оформления богородской скульптуры, передавая образы русских людей [7].
М.И. Смирнов, так же, как и другие мастера ищет свои пути решения вдохновляющих его тем. Так были выполнены многофигурные композиции «Легендарная тачанка» 1967 г., «Боевой восемнадцатый год» 1969 г, с тщательной художественной проработкой, своей динамикой, ритмом разнообразных порезок.
1970-80-е годы работы М.И. Смирнова отличаются определенной оригинальностью, лаконичностью и выразительностью форм на игрушечные темы «Напроказничал», «Декораторы» 1970 г, «Бильярд» 1979 г. Совершенно изменяется образ медведя - если раньше мастер стремился передать характерные черты зверя, то теперь медведь наделен лирическим характером, очеловечен. Неуклюжий, никогда не унывающий, добрый медвежонок становится любимым героем М.И. Смирнова.
Работы Н.И. Максимова, М.И. Смирнова активно используются в качестве образцов классической богородской резьбы преподавателями Богородского филиала ВШНИ (академия), по таким дисциплинам как: исполнительское мастерство, совершенствование мастерства, художественное пластическое моделирование.
На протяжении всего столетия искусство богородской художественной резьбы вынуждено искать новые сюжеты, совершенствовать процесс исполнения резных изделий в соответствии с запросами рынка. Подчиняясь этому влиянию, резчики все больше изготавливают скульптуры и меньше традиционные для промысла подвижные игрушки. Их работы все очевиднее становятся похожими на станковую скульптуру, а истинное народное начало все заметнее подменяется увлекательностью сюжета.
Не секрет, что в последние годы упростилась образная система богородских изделий, сократились поиски тематических решений, утрачиваются некоторые важные традиции.
Богородский филиал ВШНИ (академия) может претендовать на признание центром народного искусства резьбы по дереву. Учитывая особую любовь к изображению медведя, не случайно именно он стал символом учебного заведения.
Выпускники Богородского филиала ВШНИ (академия) участники многочисленных выставок; их произведения были отмечены наградами на российских и международных выставках.
Сегодня декоративно-прикладное искусство приобретает коммерческое направление, становится объектом рынка. В наше время важно сохранить те древние традиции, которые передавались нашими предками. В новых условиях изделия необходимо защищать от разного рода подделок, поэтому актуален вопрос о создании товарных знаков для изделий не только фабрики, но и созданных в стенах учебного заведения.
1. Греков А.У Богородская мелкая пластика (истоки и развитие традиции). Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Москва, 1994. Available at: http:// cheloveknauka.com/bogorodskaya-melkaya-plastika-istoki-i-razvitie-traditsii#ixzz5dcUIDEr8
2. Русское народное искусство второй всероссийской кустарной выставки в Петрограде в 1913 г. Петроград, 1913.
3. Масленицын С.И. Мастера богородской скульптуры А.Я. Чушкин и Н.И. Максимов. Народные мастера. Традиции, школы. Под редакцией М.А. Некрасовой. Москва: Изобразительное искусство, 1985: 50 - 63.
4. Наумов В.М. История развития богородской художественной резьбы по дереву. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 250 - 251.
5. Вайсеро В.Ф. Н.Д. Бартрам - художник, педагог, новатор в области богородской художественной резьбы по дереву. Традиционное прикладное искусство и образование. 2018; 4 (26): 136 - 143.
6. Озерова О.В., Наумов В.М. Игрушка как объект договорного регулирования в музейно-выставочной деятельности Художественно-педагогического музея имени Н.Д. Бартрама. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 135 - 138.
7. Князева С.Д. История развития богородской игрушки. Игрушка в XXI веке. Традиции и инновации. Материалы IX Бартрамовских чтений 12 декабря 2017 г Часть 1. Под общей редакцией Т.Е. Лончинской. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017: 11 - 15.
References
1. Grekov A.U. Bogorodskaya melkaya plastika (istoki irazvitie tradicii). Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 1994. Available at: http://cheloveknauka. com/bogorodskaya-melkaya-plastika-istoki-i-razvitie-traditsii#ixzz5dcUIDEr8
2. Russkoe narodnoe iskusstvo vtoroj vserossijskoj kustarnoj vystavki v Petrograde v 1913 g. Petrograd, 1913.
3. Maslenicyn S.I. Mastera bogorodskoj skul'ptury A.Ya. Chushkin i N.I. Maksimov. Narodnye mastera. Tradicii, shkoly. Pod redakciej M.A. Nekrasovoj. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1985: 50 - 63.
4. Naumov V.M. Istoriya razvitiya bogorodskoj hudozhestvennoj rez'by po derevu. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 250 - 251.
5. Vajsero V.F. N.D. Bartram - hudozhnik, pedagog, novator v oblasti bogorodskoj hudozhestvennoj rez'by po derevu. Tradicionnoeprikladnoeiskusstvoiobrazovanie. 2018; 4 (26): 136 - 143.
6. Ozerova O.V., Naumov V.M. Igrushka kak ob'ekt dogovornogo regulirovaniya v muzejno-vystavochnoj deyatel'nosti Hudozhestvenno-pedagogicheskogo muzeya imeni N.D. Bartrama. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 135 - 138.
7. Knyazeva S.D. Istoriya razvitiya bogorodskoj igrushki. Igrushka v XXI veke. Tradicii i innovacii. Materialy IX Bartramovskih chtenij 12 dekabrya 2017 g. Chast' 1. Pod obschej redakciej T.E. Lonchinskoj. Sankt-Peterburg: VShNI, 2017: 11 - 15.
Статья поступила в редакцию 01.02.19