Научная статья на тему 'Историко-педагогические аспекты исследования игрушки советского периода в контексте Международных XIV Бартрамовских чтений'

Историко-педагогические аспекты исследования игрушки советского периода в контексте Международных XIV Бартрамовских чтений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические аспекты исследования игрушки советского периода в контексте Международных XIV Бартрамовских чтений»

Озерова О.В., кандидат педагогических наук, директор Сергиево-Посадский института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Московская область, г. Сергиев Посад, Северный проезд, д.5, e-mail: ozerova_72@list.ru

Ozerova О. К, PhD in Pedagogy, director of the Sergiev Posad institute of toy - the branch of the Higher school of folk arts (academy), Moscow region, Sergiev Posad, Severnyproezd, 5, e-mail: ozerova_72@list.ru

Полякова В.Л. хранитель музейных предметов Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама, Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Московская область, г. Сергиев Посад, Северный проезд, д.5, xpmi@bk.ru

Polyakova V.A. curator of museum objects of the Art-pedagogical museum of toy named after N.D. Bartram, Sergiev Posad institute of toy - the branch of the Higher school of folk arts (academy), Moscow region, Sergiev Posad, Severny proezd, 5, e-mail:xpmi@bk.ru

Историко-педагогические аспекты исследования игрушки советского

периода в контексте Международных XIV Бартрамовских чтений Historical and pedagogical aspects of the study of toy of the Soviet period in the context of the International XlVth Bartram readings

В Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама уже стали традиционными Бартрамовские чтения, посвященные проблемам игр и игрушек. Не стал исключением и 2022 год: Международные XIV Бартрамовские чтения на тему «Промышленная и промысловая игрушка советского периода как средство воспитания подрастающего поколения» состоялись 13 декабря 2022.

В рамках проведения конференции была открыта выставка «Страна наших дедов», на которой представлены игрушки, выполненные промышленным способом за период существования СССР (рис. 1). На выставке можно увидеть игрушки революционного периода, игрушки союзных республик Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, игрушки Молдавской ССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, и игрушки РСФСР. Украшением выставки являются куклы в национальных костюмах, выполненные в основном профессиональными московскими художниками -Е. Борисовой, М. Киселевой. Значительный и познавательный элемент несут в себе настольно-печатные игры. Организатором и исполнителем данной выставки явилась хранитель фонда Советской игрушки Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама Е.В. Мельникова. Фонд Советской промышленной игрушки включает 113121 музейный предмет и является самым крупным в коллекции музея.

Союз Советских Социалистических Республик - государство, расположившееся на одной шестой части света и бывшее еще тридцать лет

назад абсолютной геополитической реальностью. В последние полтора десятилетия в обществе заметно возрос интерес к недавнему советскому прошлому. Прежде всего, это коснулось сферы материальной культуры памятников, несущих в той или иной степени смысловую или символическую информацию советской эпохи. Промышленная и промысловая игрушка, выпускавшаяся в стране - прекрасная иллюстрация к основным вехам ее исторического развития, культурным и общественно-политическим событиям. Эта игрушка отразила взгляды на воспитание, образование, особенности бытового уклада и даже модные тенденции. Именно поэтому заявленная тематика конференции нашла такой живой отклик у всех у частников и интерес у слушателей.

Традиционным стало проведение различных мастер-классов по изготовлению различных видов игрушек, это и деревянная игрушка, игрушка из бумаги и др. (рис. 2).

Рис. 1. Открытие выставки «Страна наших Рис. 2. Мастер-класс по изготовлению

дедов» различных видов игрушек

Открытие конференции сопровождалось музыкальным приветствием учащихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 8», г. Сергиев Посад. Игрушка и музыка всегда вместе, они сближают людей в стремлении к миру, дружбе, соединяют в единый поток мысли и чувства (рис. 3-4).

Рис. 3. Выступление учащихся МБУ ДО Рис. 4. Выступление ансамбля

«Детская школа искусств № 8» аккордеонистов (А. Немов и Л.Е. Дьякова^

МБУ ДО «Детская школа искусств № 8»

Бартрамовские чтения, проходящие в преддверии празднования нового года, позволили рассматривать тему, посвященную елочным украшениям советского периода (рис. 5, 6). Чрезвычайный интерес вызвали доклады сотрудника Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское» Н.В. Полонниковой и коллекционера елочной игрушки Л.В. Петриковой, в которых рассматривались вопросы развития производств елочных украшений, а также художественно-стилистические решения оформления елочных игрушек в СССР.

Рис. 5, 6. Участники Международных XIV Бартрамовских чтений

Вопросы патриотического

воспитания подрастающего поколения посредством игрушки широко освещены в выступлении директора Сергиево-Посадского института

игрушки, кандидата педагогических наук О.В. Озеровой на тему «Кукла 1920-30 х гг. как фактор патриотического воспитания

подрастающего поколения» (рис. 7). В докладе были рассмотрены вопросы развития игровой куклы как любимой игрушки детей, которая служит различным интересам и приобретению разного рода навыков. Создание идеологически правильной игрушки в период 1920-30 х гг. способствовало развитию новых людей новой страны. Игрушечная промышленность рассматриваемого периода смогла обеспечить советских детей разнообразной и качественной игрушкой.

Не осталось без внимания и музейно-педагогическое направление деятельности музеев - вопрос об организации учебно-игровой деятельности детей в музее был поднят в выступлении директора Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов ВШНИ (академии), профессора, доктора педагогических наук Н.М. Александровой (рис. 8).

Рис. 7. Доклад О.В. Озеровой

На конференции

освещались вопросы

состояния традиционных промыслов, подготовки

профессиональных кадров, проблемы педагогики и психологии игрушки.

Международный характер чтений был поддержан выступлением преподавателя из республики Беларусь В.М. Казанок с видео-презентацией процесса проектирования образных игрушек на сказочные темы. Вопросы праздничной игровой культуры и игрушек в обществе были отмечены в докладе C.B. Григорьева, кандидата психологических наук, руководителя

Московской дирекции

Международной академии национальной самоидентификации, главного координатора Международного общества друзей игры и С.И. Можай, исследователя Международной академии национальной самоидентификации, г. Ванкувер (Канада).

Постоянным участником Бартрамовских чтений является В.И. Красноухов, изобретатель развивающих игр и автор более 100 механических головоломок из дерева и пластика, имеющий более 40 патентов на изобретения. Выступление В.И. Красноухова сопровождалось показом головоломок, развивающих игр, которые выпускаются по его лицензиям в США, Японии, Испании, Нидерландах (рис. 9).

Видео-показ музейного пространства был представлен С. Л. Николаевой, старшим научным сотрудником отдела хранения и изучения вещественных памятников, хранителем фонда «Игрушка» ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник». Интересным направлением работы фонда стало создание открытых фотолабораторий в музее.

Проблема создания музея игрушки советского периода и его деятельность, а таюке проблематика использования информационных

35

Рис. 8. Доклад Н.М. Александровой

Рис. 9. Постоянные участники Бартрамовских чтений: В.И. Красноухов (слева), C.B. Григорьев (в центре)

технологий в школьном музее представлено в докладах и презентациях Л. А. Дроздовой и Е.В. Дроздова на примере школы №691 «Невская школа» г. Санкт-Петербург. Большой интерес вызвало использование дидактических и технических игр в ученом процессе.

Методы обучения студентов проектированию образных игрушек и художников богородской резьбы по дереву были раскрыты в выступлениях преподавателей филиалов Высшей школы народных искусств (академия) -Института традиционного прикладного искусства (Е.С. Медкова), Рязанского института традиционного прикладного искусства (Л. С. Плавинская), Сергиево-Посадского института игрушки (Д.Н. Барановой, К.Ю. Байковского) и Богородского института художественной резьбы по дереву (A.A. Муравьевой) (рис. 10, 11).

Рис. 10-11. Выступления участников Международных XIV Бартрамовских чтений

На конференции прозвучали доклады, объединенные темой и временем советского периода. Сегодня игрушка советского периода представляет огромный интерес как уникальный объект историко-культурного наследия. Думается, что тема конференции в сегодняшней очень сложной, неоднозначной международной обстановке является весьма актуальной. Она важна не только для педагогов, занимающихся воспитанием подрастающего поколения, но и для производственников, выпускающих игрушки, а также дизайнеров, создающих новые художественно-стилистические решения образных игрушек и др. Промысловая и промышленная игрушка советского периода - это не только история в игрушке наших отцов, дедов и прадедов, но и часть всеобщей истории человечества.

Хочется выразить надежду, что взгляд в прошлое, осознание достижений и свершений советского периода поможет изменить отношение к игрушке и ее производству на государственном уровне, последовав примеру прошлых лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.