Научная статья на тему 'Международный Форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»'

Международный Форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Куракина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный Форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем»»

Куракина И.И., кандидат педагогических паук, доцент кафедры истории искусств ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, е тай: ladybug90@yandex.ru

Kurakina /./., PhD in pedagogical sciences, associate professor of the department of ort history, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, Vit. A, e-mail: ladybug90@yandex. ru

Международный Форум студентов, аспирантов и молодых ученых

«Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» International Forum of students, postgraduates and young scientists «Culture of Russia in the XXIst Century: the past in the present,

the present in the future»

Май 2021 г. был ознаменован значимым научным событием для Высшей школы народных искусств (академии) и педагогического сообщества в сфере традиционных художественных промыслов: 12-14 мая в

Рис. 1. Торжественное приветствие В.Ф. Максимович. СергиеВОМ Посаде

Слева направо (сидят): М Б. Дайн, П.В. Гусева, состоялся Международный О.В. Озерова Форум студентов,

аспирантов и молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем». Впервые Форум проходил в течение трех дней, и впервые - одновременно на трех площадках: в Сергиево-Посадском институте игрушке, Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама, Галерее традиционных художественных промыслов. Подобный размах мероприятия - свидетельство возрастающего интереса к вопросам «судеб народных художественных промыслов, национальной культуры в целом» (М.А. Некрасова).

Торжественное открытие Форума состоялось в актовом зале института и началось выступлением хора студентов Московской духовной академии, что особенно символично: Свято-Троицкая Сергиева лавра исторически являлась центром не только духовным, но и культурным.

С приветственным словом к участникам и гостям обратились президент Высшей школы народных искусств (академии), академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор В.Ф.

ь культура россии е >о ш л ое Настоящем, нас

Л еж^ч а ро/1 ■ ■ ы й аспё^анто - < м

Максимович (рис. 1); ректор академии, кандидат педагогических наук, член Союза художников России П.В. Гусева; директор Сергиево-Посадского института игрушки, кандидат педагогических наук О.В. Озерова. Среди приглашенных гостей: председатель Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа, директор центра Елизаветы Мамонтовой М.Б. Дайн, заместитель директора ООО «Русский стиль Подмосковья» В.В. Лобачев, Народный художник России, член Союза художников России В.Ф. Некосов, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ В.И. Большаков, декан факультета искусств Приштинского университета, профессор Э. Милентиевич. Выступающие отметили значимую роль Высшей школы народных искусств (академии) как ведущего центра в вопросах изучения, сохранения и продвижения традиционных художественных промыслов России, пожелали участникам успешных докладов, интересных дискуссий, плодотворной работы.

На пленарном заседании произошло обсуждение проблем высшего образования в области традиционных художественных промыслов как главного фактора их развития (В.Ф. Максимович); проанализирована специфика традиционных художественных промыслов как неотъемлемого компонента кода культуры (С.А. Тихомиров); представлены основные направления деятельности Сергиево-Посадского института игрушки как центра по подготовке кадров для игрушечного производства страны (О.В. Озерова); обсужден вопрос соотношения христианства и культуры (архимандрит Симеон (Томачинский)).

Завершила первый день работы Форума культурно-образовательная программа, подготовленная принимающей стороной. У гостей и участников была возможность посетить обзорную экскурсию по территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры, посмотреть экспозиции Ризницы и Церковно-археологического кабинета им. Святейшего Патриарха Алексия.

Второй день был посвящен дискуссиям по актуальным вопросам исторических этапов развития, специфики современного бытования традиционных художественных промыслов России и профессионального образования в этой области. Работа Международного Форума развернулась на трех секциях, две из которых проходили в Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама, в окружении исторических экспонатов.

Первая площадка - «Игрушка в пространстве культуры, искусства, образования» (модераторы - к.п.н. О.В. Озерова, к.п.н. И.И. Куракина). Участникам предлагалось обсудить: какой должна быть современная игрушка; непрерывное профессиональное образование в области дизайна игрушки и особенности изучения, экспонирования и реставрации игрушки в музее. Участниками стали студенты из Сергиева Посада и Богородского (Московская обл.), Санкт-Петербурга, Минска (Белоруссия). Они познакомили не только с историей развития богородской (М. Дудин), ватной (К. Горбунова) и советской елочной игрушки (П. Слепова), но и представили

обзор проблем создания игрушки в современном Китае (Чэнь Фэй), выявили роль куклы в воспитании детей (А. Рукова), определили современные тенденции создания детской игрушки (М. Лыков). Особое внимание аудитории привлекло выступление В. Кустиковой, посвященное анализу этапов разработки собственного дипломного проекта - развивающей книжки-игрушки для детей дошкольного возраста.

Вторая площадка - «Миссия традиционных художественных промыслов в современном мире» (модераторы - д.п.н., профессор Н.М. Александрова, к.культ., доцент С.А. Тихомиров). Вопросы, предложенные для обсуждения: возможности применения современных технологий и новые точки роста в традиционных художественных промыслах; молодежные инициативы в вопросах их сохранения, развития и популяризации.

Доклады, представленные на секции, касались проблем современного ювелирного искусства и тенденций их развития (Е. Ефремов, А. Крутецкая, С. Кузьмина); возможностей создания изделий с художественной вышивкой с использованием традиций и новаций (Н. Курило, А. Вихорева, К. Драгунова); истории моды и видов традиционных художественных промыслов (О. Куляхтина, М. Ильичева, П. Митякина, Е. Семенкова); особенностей орнаментов и их мотивов (Д. Макушкина, Н. Платицина, Д. Виноградова); декоративной росписи по металлу (А. Солопова, М. Ожередова, А. Мелихова) и по дереву (А. Вязовкина, С. Захарова); истории лаковой миниатюрной живописи (К. Панкрашкина, М. Даудова, Г. Фетихова, А. Ягодкина, М. Малышев); иконописи (Ф. Красмик); тенденций развития художественного кружевоплетения (А. Ковтун, Е. Кудрявцева, М. Прудникова, А. Морозова, Е. Давыдова).

Масштабной по количеству выступающих и разнообразию представленных тем стала и третья площадка - «Научные дебюты студентов среднего профессионального образования» (модераторы - к.п.н. И.И. Куракина, к.п.н. Ю.Е. Лапина). Она была посвящена обсуждению вопросов истории бытования, сохранения и развития традиционных

художественных промыслов России: художественного кружевоплетения (В.

Чиркова), художественной вышивки (Д. Захаренко, Я. Пугина), художественной обработки кожи (М. Селезнев), богородской резьбы по дереву (Е. Евдокимова, Е. Подкина, Е.

Рис. 2. Площадка «Научные дебюты студентов среднего профессионального образования» в Художественно-педагогическом музее игрушки им. Н.Д. Бартрама

Шевела), холуйской (В. Трясунова) и федоскинской лаковой миниатюрной живописи (А. Колбенева, И. Новожилова, О. Шеленко), ювелирного искусства (А. Курочкина, В. Волнухина, А. Крутов), урало-сибирской росписи по дереву (А. Суворова, Д. Московкина).

Особую группу составили исследования, посвященные анализу традиций в костюме (П. Черкашина, Д. Сапожникова) и при создании кукол -театральной перчаточной (Н. Насибян) (рис. 2) и русской тряпичной (Т. Чернавина). Доклады вызвали особый интерес и были особенно тепло приняты, т.к. сопровождались демонстрацией персонажей: Пульчинелла, Панталоне, Доктор и др. (театральные куклы); Кубышка, Крупеничка, Московка, Кувадка и др. (тряпичные).

В завершении второго дня в залах Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама прошли демонстрационные мастер-классы по палехской лаковой миниатюрной живописи (М. Синельникова, О. Морозова); нижнетагильской декоративной росписи (А. Мелихова); художественному кружевоплетению (А. Ковтун, Е. Кудрявцева); богородской резьбе по дереву (А. Серебряков, П. Зуб); созданию текстильных кукол (Е. Потапова) и игрушек из бумаги (Д. Корнеева, А. Ермакова) (рис. 3-4).

Мастер-классы были организованы под руководством профессорско-преподавательского коллектива академии.

Рис. 3. Мастер-класс по богородской Рис 4- Демонстрационный мастер-класс по художественной резьбе по дереву палехской лаковой миниатюрной живописи

После для участников и гостей Форума были проведены экскурсии по экспозициям Музея игрушки и продемонстрирована образовательная программа «Сергиев Посад - столица игрушечного царства».

Третий день - заключительный - объединил участников в Галерее традиционных художественных промыслов и Сергиево-Посадском институте игрушки.

На площадке «Система непрерывного профессионального образования в традиционных художественных промыслах: достижения и перспективы» (модераторы - к.п.н. П.В. Гусева, д.п.н., профессор Н.М. Александрова) результаты научных исследований представили магистры и аспиранты академии. Ими были рассмотрены вопросы профессионального образования в области федоскинской (М.В. Ермакова, А. Зыканова) и холуйской (Н. Смирнова) лаковой миниатюрной живописи, проанализирована специфика обучения пластической анатомии (A.JI. Уткин), рисунку (В.А. Бердник), конструированию и моделированию одежды (О.Ю. Скоробогатова), художественной вышивке (О.В. Швецова). Дискуссию вызвали доклады, посвященные осмыслению роли и значения преподавателя (Ю.И. Кривозубова, A.C. Воронина), сущности его профессиональной подготовки в контексте традиционных художественных промыслов (Е.А. Меньшикова).

«Система непрерывного профессионального образования в традиционных художественных промыслах: достижения и перспективы» (модераторы - к.п.н. О.В. Архангельская, к.хим.н., доцент Е.В. Лакарова) -площадка для дискуссий по вопросам новых горизонтов развития профессионального образования в области традиционных художественных промыслов и воспитания средствами национальной культуры. Докладчии проанализировали особенности профессиональных качеств и достижения выпускников академии (А. Субачев, Т. Шагаева); анализировали сущность содержания отдельных профессиональных дисциплин с точки зрения обучающегося (О. Конопелькина), специфику разработки проектов и их

воплощения в материале в различных видах традиционных художественных промыслов (М. Синельникова, Е. Егорова, О. Морозова, Я. Копалина, А. Середкин, С. Перевозчикова, Т. Шляпугина).

Запоминающимся событием третьего,

завершающего дня стало торжественное открытие

выставки «Традиционные

Рис. 5. Открытие выставки «Традиционные художественные промыслы Московской области». Директор Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи М. А. Салтанов демонстрирует лукутинский ларец

XIX в.

возможность попробовать выполнить миниатюрной живописи (М. Малышев) и Кабашова); написать мотивы в традициях

художественные промыслы Московской области» в Галерее традиционных художественных промыслов и мастер-классы (рис. 5-6).

Участники имели

элементы холуйской лаковой федоскинской миниатюры (Л.В. нижнетагильской декоративной

росписи (М. Ожередова) и «московского письма» (A.A. Солопова); насладиться иконописными приемами исполнения фигуры ангела (В.Ю. Борисова), созданием Михайловского численного кружева (Д.Ю.

Рис. 6. Фрагмент экспозиции «Традиционные художественные промыслы Московской области»

Христолюбова), выпиловкой из металла природных мотивов (Е.В. Ефремов), исполнением росписи цветов (Ю.С. Салтанова) и цветной глади с вливанием тонов (О.В. Швецова).

На Форуме состоялось подведение итогов фотоконкурса «Городские детали рассказывают истории» и награждение победителей (П. Уварова, А. Вязовкина, А. Мелихова).

В период работы Форума гости могли познакомиться с

выставками выпускных квалификационных работ студентов Сергиево-Посадского института игрушки (рис. 7-8) и Института традиционного прикладного искусства -Московского филиала Высшей школы

народных искусств (академии), творческих

работ «Елецкое кружево» Е.А. Борисовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры дизайна, художественного образования и технологий, JI.C. Шаталовой, старшего преподавателя кафедры дизайна, художественного образования и технологий Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Работа площадок сопровождалась параллельной трансляцией с использованием Zoom, что позволило расширить географию участников.

Рис. 7. Выставка выпускных квалификационных работ студентов Сергиево-Посадского института игрушки

В завершении работы Международного Форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» состоялось

торжественное подведение итогов, все участники получили именные

сертификаты. Форум

действительно стал

площадкой для обсуждения

значимых актуального традиционных художественных обмена опытом и мнениями, праздником науки и молодежи.

Рис. 8. Выставка выпускных квалификационных работ студентов Сергиево-Посадского института игрушки

вопросов состояния

промыслов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.