Научная статья на тему 'II Международный форум «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное профессиональное образование: современные вызовы, новые возможности и перспективы»: основные итоги'

II Международный форум «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное профессиональное образование: современные вызовы, новые возможности и перспективы»: основные итоги Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Куракина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «II Международный форум «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное профессиональное образование: современные вызовы, новые возможности и перспективы»: основные итоги»

Куракина И.И., кандидат педагогических паук, доцент кафедры истории искусств ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, е тай: ladybug90@yandex.ru

Kurakina I.I., candidate ofpedagogical sciences, associale professor of the department of ort history, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, Vit. A, e-mail: ladybug90@yandex. ru

II Международный форум «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное профессиональное образование: современные вызовы, новые возможности и перспективы»: основные итоги II International forum «Traditional artistic crafts and higher specialized professional education: modern challenges, new opportunities and

prospects»: main results

Площадкой обсуждения вопросов современного состояния и перспектив развития традиционных художественных промыслов в аспектах образования, науки, искусства и бизнеса стал II Международный форум «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное профессиональное образование: современные вызовы, новые возможности и перспективы», который состоялся 13-15 декабря 2021 г. в Сергиевом Посаде.

Сергиев Посад - старинный культурный и духовный центр России, в котором располагается филиал Высшей школы народных искусств (академии) - Сергиево-Посадский институт игрушки и его структурные подразделения - Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама и Галерея традиционных художественных промыслов, на базе которых была организована работа Форума.

Торжественно открыли Форум выступления студентов Московской духовной академии и духового оркестра Войсковой части 14258 (рис. 1-2). С приветственным словом к участникам обратилась президент Высшей школы народных искусств (академии), академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Максимович (рис. 3).

Рис. 1. Выступление студентов Рис. 2. Выступление духового оркестра

Московской духовной академии Войсковой части 14258

Приветствия продолжили секретарь местного отделения Партии «Единая Россия» Сергиево-Посадского городского округа, Председатель Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа, Секретарь первичного отделения Р.Г. Тихомирова; заместитель Главы администрации Сергиево-

Рис. 3. Приветственное слово президента Посадского городского округа -Высшей школы народных искусств (академии), начальник управления

академика Российской академии образования, образования OK Цударева'

доктора педагогических наук, профессора представители ' " иностранных Валентины Федоровны Максимович

государств - было зачитано послание Генерального Консула Республики Греция в Санкт-Петербурге С. Вулгариса, к гостям обратилась профессор, декан факультета искусств Приштинского университета (Сербия, г. Звечан) Э. Милентьевич, председатель общества «Друзья русского искусства» (Великобритания) К. Ричардсон; лидеры музейного сообщества - Председатель Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа, директор Центра Елизаветы Мамонтовой М.Б. Дайн, заведующий отделом истории промыслов ГБУК МО Московский областной музей народных художественных промыслов Л.С. Рогатова; директора филиалов академии - кандидат педагогических наук, директор Сергиево-Посадского института игрушки О.В. Озерова, кандидат педагогических наук, директор Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи М.А. Салтанов, кандидат педагогических наук,

доцент, директор Института

Рис. 4. Дефиле «Калейдоскоп мерцающих огней»

традиционного прикладного искусства О.В. Федотова и др. Эффектным завершением торжественной части стало дефиле «Калейдоскоп мерцающих огней», которое познакомило гостей и участников Форума с великолепием художественных работ студентов Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии), выполненных в различных традиционных техниках художественной вышивки и

художественной росписи ткани (рис. 4).

На пленарном заседании были представлены три доклада, которые выявили основные векторы развития

традиционных художественных промыслов и профильного высшего образования в этой сфере.

Доклад академика РАО, д.п.н., профессора В.Ф. Максимович «Традиционные художественные промыслы в современном социуме» раскрыл роль и значение традиционных художественных промыслов России как базовой основы воспитания гражданина своей страны.

В докладе д.п.н., доцента Л.М. Ванюшкиной и к. культурологии, доцента С.А. Тихомирова «Основные направления стратегического развития Высшей школы народных искусств 2030» были выявлены приоритеты научно-исследовательской, образовательной и художественно-творческой деятельности академии в ближайшее десятилетие.

Д.п.н., профессор И.Э. Кашекова в докладе на тему «Комплементарно-семантический подход в образовании художников традиционных художественных промыслов» обозначила сущность и специфику реализации данного подхода в образовательной практике Высшей школы народных искусств и филиалов.

Работа Форума была продолжена на площадках и круглых столах, тематика которых отражала различные аспекты современного существования традиционных художественных промыслов, особенности их восприятия с позиций бизнеса, музейного сообщества, образовательной сферы эоссийскими и зарубежными специалистами (рис. 5-8).

Рис. 5-8. Работа площадок Международного форума (слева направо): д.п.н., профессор И.Э. Кашекова, д.п.н., профессор Н.М. Александрова, к.п.н. М.Н. Мочалова,

к.п.н. Ю.А. Бесшапошникова

На площадке «Дидактика и методика профессионального образования в сфере традиционных художественных промыслов» (модераторы д.п.н., профессор H.H. Михайлова, д.п.н., профессор Н.М. Александрова) в центре внимания были вопросы соотношения художественных традиций и педагогических инноваций в современном профессиональном образовании в традиционных художественных промыслах, значения общекультурного и профессионального воспитания студентов в этой сфере.

Вторая площадка «Новые возможности развития и популяризации традиционных художественных промыслов» (модераторы к.п.н. Е.В. Сайфулина, к.п.н. Ю.Е. Лапина) была посвящена проблемам представления традиционных художественных промыслов современному зрителю; выявлению возможных форм взаимодействия вуза и музея как научного ресурса профессионального образования в традиционных художественных промыслах; обмену опытом в области популяризации традиционных художественных промыслов в регионах; определению новых точек роста научно-методической и художественно-выставочной деятельности в филиалах.

В рамках третьей площадки состоялись Международные XIII Бартрамовские чтения «Традиционные игрушки. К вопросу о сохранении, бытовании и современном состоянии традиционных художественных промыслов», которые ежегодно принимает Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама (модераторы д.п.н., профессор Н.Э. Кашекова, к.п.н. О.В. Озерова). В приоритете внимания докладчиков стали вопросы:

- формирования основ игровой культуры у детей посредством народной игрушки;

- комплектования, экспонирования, изучения, реставрации музейных коллекций народной игрушки и традиционных художественных промыслов;

- осмысления традиционных художественных промыслов как феномена культуры и как средства приобщения к истокам национальной культуры, выявления социально-педагогического потенциала музейных образовательных программ и проектов в этой сфере;

- активизации музейной деятельности и привлечения посетителей в музеи традиционных художественных промыслов посредством современных интернет-ресурсов и возможностей опНпе-проектов и программ в сфере традиционных художественных промыслов.

На четвертой площадке «Научные исследования в традиционных художественных промыслах и профессиональном образовании: какими им быть в XXI веке?» (модераторы к.п.н. М.А. Салтанов, к.п.н. М.Н. Мочалова) обсудили проблемы философских подходов к осмыслению своеобразия традиционных художественных промыслов и научных исследований в этой сфере, в т.ч. междисциплинарных.

Активные дискуссии вызвали вопросы актуального состояния и тенденций развития художественного кружевоплетения, раскрытые в рамках

круглого стола «Художественное кружевоплетение в XXI в.: традиции, новации, перспективы» (модераторы д.п.н., профессор Н.М. Александрова, к.п.н. Ю.Е. Лапина).

Проблемы специфики обучения рисунку, живописи, пластической анатомии будущих художников в области традиционных художественных промыслов - предмет осмысления на круглом столе «Обгцепрофессионалъные дисциплины как инструмент совершенствования подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов» (модераторы к. искусствоведения Н.Г. Кузнецов, к.п.н. М.А. Ломакин).

Научная работа II Международного Форума была дополнена экскурсионной программой для его гостей и участников - посещением Церковно-археологического кабинета Московской православной духовной академии, Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры (пещерный монастырь), Музея подносов ООО «Жостовская фабрика».

В рамках Форума участники могли познакомиться с выставками работ студентов Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова «Традиции мстёрской художественной вышивки», Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи «Игра красок в изделиях традиционных художественных промыслов» (федоскинская лаковая миниатюрная живопись, жостовская роспись, ростовская финифть), Богородского института художественной резьбы по дереву «Живи здесь и сейчас», Рязанского филиала «Коллекция воротников в традициях рязанского кружевоплетения», Института традиционного прикладного искусства «Жемчужины русской земли» (произведения художественной вышивки), совместной выставки произведений традиционных художественных промыслов филиалов Высшей школы народных искусств (академии) «Праздники русской зимы» (рис. 9-10).

Рис. 9-10. Фрагменты экспозиции «Праздники русской зимы»: произведения богородской художественной резьбы и декоративной росписи в технике «Московское письмо»

Выставки представили и гости Форума - традиционной ненецкой куклы «Нухуко» «Живущие по солнцу» и творческих работ «Дамы галантного века».

Возможность не только теоретически осмыслить фундаментальные вопросы сущности, специфики и проблем современного развития

традиционных художественных промыслов и образования в этой сфере, но и прикоснуться к истокам традиционного прикладного искусства предоставили мастер-классы.

Они были проведены по федоскинской лаковой миниатюрной живописи (JI.B. Кабашова и студенты 2 курса СПО); декоративной росписи по металлу в технике «Московское письмо» (Г.В. Цветков); богородской резьбе по дереву (игрушка «Кузнецы» - В.Ф. Вайсеро, скульптура «Медведь-музыкант» - Е.С. Птицин и студенты 3 курса СПО); художественной вышивке в технике «Крестецкая строчка» (Т.А. Шляпугина); художественному кружевоплетению в сцепной технике (Д.Ю. Христолюбова); художественной игрушке (сувенирная игрушка из бумаги «Тигр» - В.В. Гусева, выполнение украшения из соломы «Рождественская звезда» -И.А. Кривко) (рис. 11-12).

Рис. 11-12. Мастер-класс по изготовлению сувенирной игрушки из бумаги (слева) и

богородской резьбе по дереву (справа)

Завершился II Международный форум «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное профессиональное образование: современные вызовы, новые возможности и перспективы» торжественным вручением сертификатов его участникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.