Научная статья на тему 'Международные торги как движущая сила развития и конкурентоспособности обороннопромышленного комплекса Тульской области'

Международные торги как движущая сила развития и конкурентоспособности обороннопромышленного комплекса Тульской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ / ПОТЕНЦИАЛ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / ТЕНДЕРЫ В ОПК / COMPETITIVE STRATEGY / COMPETITIVE PRODUCTS / INTERNATIONAL TRADING / THE POTENTIAL COMPETITIVENESS RATING OF / TENDERS IN THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин В. Ю.

Рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности предприятий ОПК Тульской области с помощью участия их в международных торгах (тендерах).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные торги как движущая сила развития и конкурентоспособности обороннопромышленного комплекса Тульской области»

УДК 339.5: 339.137: [338.45:621] (470.312)

В.Ю. Сорокин, аспирант кафедры мировой экономики, 8-905-118-04-67, (Россия, Российский государственный торгово-экономический университет)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности предприятий ОПК Тульской области с помощью участия их в международных торгах (тендерах).

Ключевые слова: конкурентная стратегия, конкурентоспособность продукции, международные торги, потенциал конкурентоспособности, рейтинговая оценка, тендеры в ОПК

В условиях мирового финансового кризиса прошлый опыт преодоления экономических спадов в России является весомым фактором оздоровления национальной экономики, которая страдает от значительного сокращения внутреннего и внешнего спроса на промышленную продукцию. Расширение внешней торговли в этой ситуации очень существенно.

Для Тульской области этот фактор имеет особое значение, потому что он позволяет ускорить рыночную трансформацию экономики, выход на мировой товарный рынок и создание валютных резервов, необходимых для модернизации и структурной перестройки производства [5].

Одним из наиболее важных элементов интегрирования предприятия в глобализированную экономику является международная торговля, в том числе и через участие в международных конкурсных торгах (тендерах).

Торги (тендеры) являются одной из наиболее распространенных в современной международной практике форм торговли в борьбе за конкурентоспособность продукции.

Торги — это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара, предоставление услуг или осуществление работ с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных к определенному сроку предложений выбирает наиболее выгодное (по цене и другим коммерческим или техническим условиям). Проведение международных торгов предполагает привлечение иностранных участников [1, с. 223].

Таким образом, международные торги (International bid, tenders) — это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наибо-

лее выгодно организаторам торгов (по цене и другим коммерческим и техническим условиям).

Организаторами торгов могут выступать правительственные органы, муниципальные советы, общественные организации и частные фирмы различных стран.

Тендер проводит либо сам заказчик, либо уполномоченная им организация, фирма [3].

Наиболее часто торги при правительственных заказах применяются развивающимися странами. Особенно это касается оборонной промышленности. На долю развивающихся стран приходится до 80 % общего числа проводимых в зарубежных странах торгов на продукцию ОПК. Широкое распространение торгов в развивающихся странах тесно связано с усилением там государственного вмешательства как в сферу производства, так и внешней торговли. В большинстве развивающихся стран действующее законодательство обязывает импортеров закупать за границей продукцию ОПК, стоимость которого превышает определенную сумму, только через торги. Такие страны, как Бирма и Египет, где осуществлена государственная монополия внешней торговли, практически весь импорт продукции ОПК осуществляют через торги. В целом в развивающихся странах от 20 до 40 % всех импортируемых товаров (по стоимости) ввозится государственными организациями преимущественно путем организации торгов.

Для успешного участия предприятий ОПК в международных торгах (тендерах) необходим высокий уровень конкурентоспособности продукции предприятий региона. Из чего же складывается конкурентоспособность ОПК Тульской области?

Оборонно-промышленный комплекс — это ведущий сектор промышленности Тульской области. Он задает высокие стандарты в производстве, управлении и завоевании перспективных рынков и традиционно аккумулирует наиболее передовые идеи, разработки и технологии.

Тульская область отличается высокоразвитой оборонной промышленностью. На территории области расположено 28 предприятий, НИИ и КБ, входящих в оборонный комплекс Российской Федерации. Среди них такие известные во всем мире предприятия, как ГУП «Конструкторское бюро приборостроения», ФГУП «ГНПП "Сплав"», ОАО «АК "Туламашза-вод"», ОАО «Тульский оружейный завод», ОАО «Тульский патронный завод», ОАО «Тулаточмаш» и другие.

Многие оборонные предприятия являются градообразующими, и их устойчивая работа определяет стабильность социально-экономической обстановки в регионе.

Большинство из вышеназванной продукции разработано и производится только в Тульской области и обладает высокой конкурентоспособностью на мировом рынке вооружений и военной техники.

Производственная программа оборонных предприятий включает три основных направления:

- государственный оборонный заказ;

-вооружение и военная техника, поставляемые иностранным заказчикам в рамках военно-технического сотрудничества;

- продукция гражданского назначения и товары повседневного спроса.

В условиях ограниченного финансирования и объемов гособоронза-каза оптимальным путем развития оборонных предприятий стал экспорт вооружения и военной техники. Ведущие предприятия области, такие, как ГУЛ «КБ приборостроения», ФГУП «ГНПП "Сплав"», ОАО «Тульский патронный завод», ОАО «АК "Туламашзавод"», заняли прочные позиции на мировых рынках вооружения и военной техники. Ежегодно экспорт вооружения и военной техники, произведенных на предприятиях ОПК Тульской области, растет на 25-30 %.

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Динамика объемов промышленного производства, %

Значительный научно-производственный потенциал позволяет предприятиям ОПК Тульского региона разрабатывать и серийно производить новую конкурентоспособную продукцию гражданского назначения и товаров народного потребления, например счетчики газа со смарт-картой (ФГУП «ГНПП "Сплав"»), котлы пульсирующего горения (ФГУП «Кимов-ский радиоэлектромеханический завод»), мотокультиваторы, дизельные двигатели и агрегаты на их основе (ОАО «АК "Туламашзавод"»), рондоли для чеканки монет (ОАО «Тульский патронный завод») и т. д.

В жестких условиях конкурентной борьбы рост объемов производства продукции гражданского назначения и товаров повседневного спроса

возможен лишь при ориентировании предприятий на наукоемкую, высокотехнологичную продукцию и при развитии инновационной экономики. Администрация Тульской области поддерживает это направление. Ежегодно на выполнение научно-исследовательских работ по изделиям и технологиям двойного назначения тратится около 45 % средств, выделяемых из областного бюджета на науку. В соответствии с действующим законодательством Тульской области налогоплательщикам, реализующим инвестиционные проекты по развитию производственной базы или созданию новых производств, предоставляются льготы по уплате налогов на имущество и прибыль, подлежащих зачислению в бюджет области [4].

Результаты работы оборонных предприятий и реализация мер государственной поддержки вселяют уверенность в том, что оборонно-промышленный комплекс и в дальнейшем будет сохранять лидирующее положение в экономике Тульской области.

Проведя анализ состояния ОПК Тульской области, характеризующий его конкурентоспособность, покажем методику расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Для его расчета использованы общепризнанные международные методики, в основе которых лежат оценки влияния каждого из составляющих на интегральный показатель с учетом весовых коэффициентов.

Для оценки потенциала конкурентоспособности отрасли ОПК используется метод экспертных оценок, в соответствии с которым способности отрасли по обеспечению конкурентоспособности с точки зрения имеющихся возможностей и ресурсов оцениваются по 10-балльной шкале (при этом 10 баллов характеризуют наличие или полное использование ресурсов, а 0 баллов — их отсутствие).

В соответствии с таким подходом балльная оценка ¿-го условия по необходимым факторам обеспечения конкурентоспособности составит величину:

п

где Л' — оценка возможностей выполнения г'-го условия [5, с. 59]; /у — элемент матрицы, т. е. балльная оценка j-тo фактора конкурентоспособности по 1-му условию; п — число факторов обеспечения ресурсами.

Суммарная балльная оценка потенциала конкурентоспособности отрасли определяется в следующем виде:

т

Р„ = ы.........'

* т

где Рк — оценка потенциала конкурентоспособности; .Р7 — оценка выполнимости /-го условия; т — число условий, включенных в рейтинг.

Балльная характеристика потенциала конкурентоспособности может быть дополнена качественной его оценкой путем использования пороговых значений качественного состояния:

- низкий (ему соответствует оценка ниже 3,5 балла);

- средний (оценка от 3,5 до 5,0 балла);

- выше среднего (оценка от 5,0 до 7,5 балла);

- высокий (оценка выше 7,5 балла) [2, с. 28].

Несмотря на определенный субъективизм такой градации оценок, они достаточно логически обоснованы и позволяют оценить не только состояние отрасли в плане конкурентоспособности в данный момент времени, но и наметить стратегические направления повышения конкурентоспособности в перспективе [1].

После определения потенциала конкурентоспособности отрасли в целом нужно сделать оценку конкурентоспособности наиболее представительных видов продукции (Кпр), выпускаемых данной отраслью. Продукция считается конкурентоспособной, если выполняется следующее условие:

К = § тах>

где Е — полезный эффект использования данного вида продукции; 2 — затраты потребителя на ее приобретение и использование.

Оценка конкурентоспособности продукции, участвующей в международных торгах (тендерах), оценивается в несколько этапов. Сначала необходимо определить круг сравниваемых параметров по товарам-аналогам, часть из которых будет характеризовать их потребительские свойства (т. е. потребительную стоимость), а другая — экономические свойства (т. е. стоимость). При этом потребительские свойства каждого вида продукции, определяющие величину ее полезного эффекта, описываются набором так называемых «жестких» и «мягких» потребительских параметров. Первые характеризуют важнейшие функции продукции и связанные с ними основные характеристики, обусловленные конструктивными параметрами продукции (например, эксплуатационными, техническими и др.). Вторые описывают потребительские качества продукции, такие, как цвет, дизайн, упаковка и др.

Наиболее ответственным моментом является определение круга потребительских параметров сравниваемых товаров-аналогов, после которого осуществляется ранжирование этих параметров по принципу наибольшей значимости (или веса, который определяется экспертным путем) для потребителя.

В той же последовательности проводится выбор стоимостных параметров товаров-аналогов, определяющих его основные экономические характеристики, т. е. затраты потребителя на приобретение и использование продукции в течение всего периода ее эксплуатации.

Величина экономических параметров определяется совокупностью затрат — ценой продукции (Бпр), затратами на ее транспортировку (Бт), установку (8у), подготовку персонала (Бп), эксплуатацию (8э), техническое обслуживание (Бто), выплату налогов (ЛО и т. д., которые в итоге составляют затраты потребления продукции (2):

г = 8пр + 8т + 8у + 8п + 8э + 8то + N + ... .

Определение интегрального показателя относительной конкурентоспособности данной продукции основывается на сравнении ее параметров с параметрами аналогов (или субститутов), что обусловливает необходимость количественной оценки «жестких» параметров в определенных границах (размерах, сортах, марках и др.). Следует отметить, что параметры (свойства) определяются так, что увеличение их значений соответствует росту покупательной привлекательности продукции.

По каждому такому параметру рассчитывается Лап — £-й параметрический индекс т-го товара:

где Ркт — фактическое значение, отражающее к-е свойство m-й продукции, конкурентоспособность которой определяется; Рка — значение соответствующего параметра у товара-аналога (субститута) [3, с. 46].

Далее определяется сводный параметрический индекс (Jcem), который отражает степень удовлетворения потребностей пользователя потребительскими свойствами т-й продукции:

<

•Л™ = х Jtm,

где dkm — вес к-го параметрического индекса у т-то товара (для всех товаров); К — число анализируемых параметров т-то товара.

В случае, если Jcem > 1, анализируемая продукция более конкурентоспособная, чем ее аналог, если Jcem < 1, то она уступает другим аналогам, если Jcem = 1, она находится на одном уровне с предлагаемыми субститутами. Добиться повышения интегрального показателя конкурентоспособности продукции можно путем целенаправленного улучшения соответствующих потребительских и экономических параметров продукции.

Уровень конкурентоспособности продукции непосредственно отражается на ее рыночной цене, характеризует сравнительную предпочтительность ее перед аналогами и вероятность выбора ее потребителями.

Таким образом, исходя из анализа конкурентной стратегии отрасли, ее положения на международных торгах (тендерах), конкурентоспособности продукции можно ввести следующие градации рейтинговой оценки отрасли региона по этому фактору [3, с. 125]:

-конкурентная стратегия отрасли эффективна, положение отрасли стабильно, продукция конкурентоспособна;

-конкурентная стратегия требует обоснования (доработки), положение отрасли временно-стабильное, продукция конкурентоспособная;

— отсутствие обоснованной конкурентной стратегии, положение отрасли нестабильное, часть продукции конкурентоспособна;

- отсутствуют положительные оценки по каждому фактору, отрасль и продукция неконкурентоспособны.

Перечисленные рейтинговые оценки могут быть выполнены по отношению к среднеотраслевым показателям компаний, выпускающих аналогичную продукцию, или с учетом динамики изменения конкретных факторных показателей. По этой причине необходимо пояснение, для каких условий и в каком промежутке времени проведена рейтинговая оценка.

Библиографический список

1. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: АСКЕРИ,

2008.

2. Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 2.

3. Шевцова В.Е. Конкурентная стратегия фирмы // Микроэкономические предпосылки экономического роста. Вып. 2. М.: ЦЭМИ РАН, 2003.

4. Иванов А. П. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг. М.: ИТК «Дашков и К°», 2004.

5. Porter М.Е. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: Free Press, 2003.

V. Y. Sorokin

Graduate faculty of the world economy of the Russian state trade and Economic University

International bidding as a force for development and competitiveness of the military-industrial complex of the Tula region.

Key -words: competitive strategy, competitive products, international trading, the potential competitiveness rating of, tenders in the military-industrial complex,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.