УДК 332.145
МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ОПК В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Л. Сабинина, В.М. Тихобаев
Рассмотрены объемы и структура отраслей экономики Тульской области. Приведены результаты исследования особенностей организационной структуры предприятий Тульской области, выпускающих продукцию военного назначения.
Ключевые слова: региональная экономика, военная экономика, отрасли экономики, организационная структура предприятий.
Экономика страны и региона включает сферу производства разнообразных видов продукции, их распределение, обмен и потребление. В процессе ее функционирования происходит формирование крупных отраслей промышленности, в том числе и военной, наращивание их производственных возможностей, соответствующее размещение предприятий на территории страны, установление между ними устойчивых научно-технических и экономических связей. Этот процесс сопровождается подготовкой соответствующей инфраструктуры в сфере энергетики, транспорта, сети государственной связи, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и других комплексов для обеспечения гражданской обороны и военной безопасности государства.
Составными частями военной экономики страны являются материально-техническая база, трудовые ресурсы и финансовые ресурсы, выделяемые государством, и сосредоточенные в трех блоках: оборонно-промышленном комплексе (ОПК) - ранее военно-промышленном комплексе (ВПК), в вооруженных силах страны и обслуживающей их инфраструктуре.
В структуре организаций и предприятий ОПК (табл.1) практически половина их сосредоточена в промышленности (52,57 %) и вторая половина - в науке (41,2 %) [5].
Современная организационная структура обоих секторов ОПК довольно проста. Каждое предприятие или организация имеет строгую отраслевую специализацию, которая формировалась на протяжении ХХ в. М.Мухин в работе [6], Д.Ловцов и М.Богданова в работе [3] подробно исследуют эволюцию системы управления советским ВПК. Она постепенно сформировала жесткую отраслевую структуру сердцевины ВПК - его промышленного сектора, включающего более 700 предприятий, территориально расположенных в разных субъектах России. В табл. 1 приведена отраслевая структура организаций и предприятий ОПК России. В табл.2 показана степень участия государства в акционерном капитале акционерных обществ.
Таблица 1
Отраслевая структура организаций и предприятий ОПК России, %
Комплексы национальной экономики Всего организаций Акционерные общества Государствен-ные предприятия
Всего Спец. право РФ на участие в управлении АО Стратегические АО
Промышленность 52,6 63,1 67,0 44,0 39,9
Наука 41,2 33,7 27,7 51,5 50,2
Прочие 6,2 3,2 5,3 4,5 9,9
Всего 100 100 100 100 100
Таблица 2
Степень участия государства в акционерном капитале
Комплексы национальной 0 % Менее 25 % Блокирующий Контрольный 100 %
экономики пакет пакет
Промышленность 69,1 58,0 63,2 60,4 50,4
Наука 28,3 38,6 34,0 35,4 44,5
Прочие 2,6 3,4 2,8 4,2 5,1
Всего 100 100 100 100 100
По данным ЗАО "Информационное агентство "Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса" [4], большая часть предприятий промышленного сектора ВПК в 1999 г. была расположена в Центральном (31,4 %) и Северо-Западном (23,2 %) федеральных округах.
За прошедший период произошла значительная реструктуризация оборонных предприятии, приведшая с одной стороны к концентрации военного производства в материнских компаниях и, с другой стороны - к отделению производства товаров народного потребления в дочерние структуры, созданные, как правило, в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью. Этот процесс, как справедливо отметил А.А Баранов в своей работе [1] протекал « в контексте изменения базовых технологий производства, изменения отношений между собственниками, изменения источников и способов финансирования, изменения отношений между предприятием и государством».
Процесс реструктуризации предприятий ОПК имел место и в тульском регионе, предприятия которого производят около 2,5 % продукции оборонного назначения от общего объема производства в нашей стране. Одной из отличительных особенностей оборонных предприятий тульского
региона является присутствие в нем всех видов предприятий - участников кооперационных цепочек по производству вооружений и военной техники. Так, например, предприятиями-разработчиками являются АО «Конструкторское бюро приборостроения» (АО «КБП»), ПАО "НПО «Стрела», АО «НПО «Сплав», предприятиями-производителями являются ОАО «Тульский оружейный завод», АО «АК «Туламашзавод», ОАО «Тульский патронный завод», АО «Тулаточмаш» и т.д. Причем, головными предприятиями, замыкающими кооперационные цепочки по производству вооружений и военной техники, могут являться в определенных случаях любые из вышеуказанных оборонных предприятий, т.к. даже разработчики обзавелись, в последнее время, некоторой производственной базой.
В ОПК создание государственных корпораций (от лат. согрогайо -объединение) рассматривается как основа реформирования, конечной целью которого является формирование системообразующих диверсифицированных межотраслевых научно-производственных корпораций, включающих проектирование и производство конкурентоспособной на мировом рынке как военной, так и гражданской продукции.
Необходимость развития в России института корпоративного капитала возникла в 90-е годы ХХ века в связи с приватизацией и позитивной мировой практикой функционирования финансово-промышленных и промышленных корпоративных структур, отличающихся высокой устойчивостью к рыночным рискам.
В то же время в условиях резкого падения объемов промышленного производства возникла необходимость сохранения контроля государства за стратегическими сферами экономики. В результате трансформации организационно-правовых форм предприятий наряду с такими традиционно-корпоративными структурами, как акционерные общества или финансово-промышленные группы, появились и новые формы в лице госкорпораций. В настоящее время идут дискуссии о создании региональных госкорпораций. Все они имеют своей целью вмешательство государства в военную экономику для повышения ее эффективности. И возникают, как правило, тогда, когда частный капитал не выдерживает давления кризисных экономических процессов.
В оборонно-промышленном комплексе создание корпоративных структур под эгидой государства с самого начала было направлено на обеспечение динамичного развития предприятий ОПК и реализацию государственной стратегии национальной безопасности. Поэтому в 2007 г. была образована и крупнейшая в России государственная корпорация "Росте-хнологии", организации которой сегодня расположены на территории 54 субъектов Российской Федерации.
На территории Тульской области из 28 организаций, относящихся к ОПК, в состав различных холдингов ГК "Ростехнологии" входит половина организаций и предприятий (табл.3).
Таблица 3
Структуры ОПК РФ, представленные в Тульской области
Наименование структуры (организации) Количество предприятий
Всего В Тульской области
1. ГК «Ростехнологии», в т.ч.: 425 14
- Холдинг ОАО «НПО 9 6
«Высокоточные комплексы»;
- Холдинг АО «НПО «Сплав»; 11 2
- непосредственно ГК «Ростехнологии» - 6
2. ФГУП «ГНПП «Базальт» 4 подразделения 1 подразделение
3. Концерн ПВО «Алмаз-Антей» 57 2
Основой объединения организаций ОПК в холдинги является их конструкторско-технологическая специализация в рамках определенной области производства вооружений (табл.4)
Таблица 4
Состав тульского регионального кластера ОПК
Головная организация Предприятие ОПК Тульской области
1 ГК «Ростехнологии» 1. АО «Алексинский опытно-механический завод» 2. ОАО «Тульский научно-исследовательский технологический институт» («ТНИТИ») 3. ОАО «Донской завод радиодеталей» 4. АО «Кимовский радиоэлектромеханический завод» 5. АО «Научно-производственное предприятие «Связь», дер. Ясная Поляна 6. ОАО «ОКБ «Октава», г. Тула
1.1 Холдинг ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» 1. АО «Конструкторское бюро приборостроения», г. Тула 2.АО «АК «Туламашзавод» 3. АО «Тулаточмаш» 4. ОАО «Тульский оружейный завод» 5. ОАО «Тульский патронный завод» 6. АО «Центральное конструкторское бюро аппа-ратостроения» («ЦКБА»), г. Тула
1.2 Холдинг ОАО «НПО «Сплав» 1. АО «НПО «Сплав», г. Тула 2. ФГУП Машиностроительный завод «Штамп»
2 Концерн ПВО «Алмаз-Антей» 1. ОАО «Тульский завод «Арсенал» 2. ПАО «НПО «Стрела»
3 ФГУП «ГНПП «Базальт», г. Москва 1. Тульское производственное подразделение ФГУП «ГНПП «Базальт», г. Тула
Созданные в ОПК России холдинги относятся к вертикально-интегрированным структурам, и имеют различные виды организационного построения. Так, используя характеристику холдингов, приведенную в работе В.Н.Бурцева [2] , можно определить организационный тип холдинга ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» как договорной, смешанный и интегрированный. При этом внутренняя производственная и технологическая структура выстроена также по принципу вертикальной интеграции в пределах локального территориального образования - Тульской области.
Список литературы
1. Баранов А.А., Щукина Е.А. Инновационная модель процесса реструктуризации машиностроительной компании // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. Вып.1. Ч.2. С.163-173.
2. Бурцев В.Н. Особенности развития корпоративных отношений в современной российской экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 5. С. 37-43.
3. Куклински Э. Региональное развитие - начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. № 1. С. 3-7.
4. Кулаков А.Б. Региональные аспекты реструктуризации и конверсии военно-промышленного комплекса (на примере Курганской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курган, 2000. 24 с.
5. Ловцов Д., Богданова М. О военно-экономической безопасности России [Электронный ресурс] // Научно-информационное агентство «Наследие Отечества». Режим доступа: http:www.nasledie.ru (дата обращения: 14.11.2016).
6. Мухин М. Эволюция систем управления советской оборонной промышленности в 1921-1941 годах и смена приоритетов оборонки [Электронный ресурс] // Сайт «РККА». Режим доступа: http:www.rkka.ru (дата обращения: 16.11.2016).
7. Сычева И.В. Оценка практики становления и развития интегрированных структур ОПК на рубеже XX-XXI веков / И.В. Сычева, А.Л. Сабинина // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2011. № 2-1. С. 342-355.
Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, доц., fm@,tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Тихобаев Вадим Михайлович, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, ЧУ ВО «Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации»
THE POSITION OF THE REGIONAL CLUSTER OF OPK IN THE ECONOMIC SYSTEM OF THE TULA REGION
A.L. Sabinina, V.M. Tikhobaev
Consider the amount and structure of sectors of the economy in Tula region. The results of research of features of the organizational structure of the enterprises of the Tula region, producing military products.
Key words: regional Economics, industry Economics, organizational structure of the enterprise.
Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic science, associate professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Tikhobaev Vadim Mikhailovich, doctor of economic science, professor, ma-trix.balance@,mail.ru, Russia, Tula, Institute ofjurisprudence and management of all-Russian police Association
УДК 332.1(470.312):338.24
АНАЛИЗ ИМИДЖЕВОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА ПО МЕТОДИКЕ С. АНХОЛЬТА
А.Л. Сабинина, И.В. Сычева, Н.А. Шульженко
Рассмотрена сущность понятия «имидж территорий». Проведен анализ имиджевой привлекательности Одоевского и Веневского районов Тульской области по шести группам параметров в соответствии с методикой С. Анхольта. Приведены результаты экспертной оценки имиджа указанных районов и сделано сравнение их имиджевой привлекательности.
Ключевые слова: маркетинг территорий, имидж территорий, имиджевая привлекательность, шестиугольник Анхольта.
В эпоху глобального разделения труда страны, регионы и города вынуждены искать новые формы и методы хозяйствования, которые позволили бы им занять устойчивое и узнаваемое положение в мировой экономике. В конце XX в. в экономической науке начинает активно развиваться концепция маркетинга территорий. Наиболее известной работой в этой области является книга Ф. Котлера «Маркетинг мест», в которой даются рекомендации и приводятся конкретные примеры продвижения территорий в конкурентной среде. В России наиболее подробно вопросы маркетинга территорий, в т.ч. таких его составляющих, как имидж и бренд, изучены А.П. Панкрухиным [1].
Следует отметить, что понятия «бренд» и «имидж» территории часто воспринимаются как синонимы. Но это не так. Изначально понятие имиджа (от англ. Image - изображение, образ) использовалось в искусстве, позднее он стал неотъемлемой частью инструментария маркетинга, являясь фактором успешности товара и компании, а в последнее время стал ак-