СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
А.Л. САБИНИНА, кандидат технических наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета
Каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл - совокупность взаимосвязанных последовательных процессов изменения состояния продукции, начиная от идеи, исследования возможности создания продукции до прекращения эксплуатации или потребления. При этом жизненный цикл подразделяется на ряд стадий, каждая из которых характеризуется спецификой работ и конечными результатами и может включать: 1. Исследование, проектирование и разработку продукции (перспективные маркетинговые исследования; фундаментальные и прогнозные научно-исследовательские работы (НИР) и научные исследования; прикладные маркетинговые исследования и нормирование требований к качеству продукции; проведение при-Ю1адных НИР; разработка технического задания и оценка проектно-технического уровня продукции; составление бизнес-плана разработки и производства новой продукции, привлечение инвестиций; разработка технической документации и проведение проектных экспериментальных работ; изготовление и испытания опытного образца или опытной партии; доработка, проверка, корректировка и утверждение технической документации, в том числе получение сертификатов качества; маркетинговое и коммерческое тестирование продукции; изучение, анализ и использование опыта по созданию и эксплуатации экспериментальной продукции на всех стадиях ее жиз-
ненного цикла; корректировка и/или модификация продукции и технической документации; отбор целевых рынков, который проводится параллельно с проектированием и разработкой продукции; разработка комплекса маркетинговых мероприятий).
2. Изготовление продукции (технологическая и метрологическая подготовка производства; материально-техническое снабжение; входной контроль и осуществление производственного процесса изготовления от установочной и головной контрольной серии до установившегося потока продукции; обеспечение идентификации и проележиваемости; приемочный контроль и проведение испытаний готовой продукции; анализ, использование и утилизация продукции, не соответствующей требованиям; корректировка технологии и производственного процесса; подготовка продукции к транспортированию и хранению; техническая помощь потребителям в обслуживании, ре-
. монте и утилизации продукции; реализация маркетинговых мероприятий на стадии изготовления).
3. Товарооборот (обращение и реализацию) или товарообращение продукции (реализация маркетинговых мероприятий на стадии товарооборота; сбыт и распределение, в том числе доп-родажное обслуживание, отгрузка; транспортирование; хранение; розничная продажа для части товаров народного потребления; монтаж
для изделий; монтируемых на месте эксплуатации; авторский надзор и обеспечение обратной связи с потребителями и рынками).
4. Использование (эксплуатацию или потребление) продукции (приемка продукции для использования, эксплуатации или потребления, т.е. ввод в эксплуатацию; целевое использование, т.е. потребление; техническое обслуживание и профилактический ремонт продукции, т.е. послепродажное обслуживание; ремонт, восстановление; снятие с эксплуатации; авторский надзор, реализация маркетинговых мероприятий и обеспечение обратной связи с эксплуатационниками на стадии использования продукции).
5. Утилизацию или уничтожение после использования (подготовка к утилизации — для продук-ции, подлежащей утилизации, или уничтожение — для продукции, подлежащей уничтожению; утилизация или уничтожение; авторский надзор, оказание помощи в утилизации или уничтожении и обеспечение обратной связи).
В составе названных на основе обобщения стадий и этапов жизненного цикла продукции стадия товарооборота (или ее можно назвать также стадией товарообращения) выделена в отдельную из-за ее значимости в рыночной экономике.
Целесообразно также рассматривать как отдельную стадию жизненного цикла работы по утилизации или уничтожению продукции, что связано с вопросами охраны окружающей среды, безопасности, вторичного использования и т.п. Особенно это относится к той продукции, которая способна негативно влиять после ее изъятия из эксплуатации на человека, фауну, флору и природу в целом.
Структура жизненного цикла изделий военного назначения практически совпадает со структурой жизненного цикла товаров народного потребления. Взаимосвязь стадий жизненного цикла военной техники можно представить соответствующей схемой (рис. 1).
Для предприятий, производящих продукцию гражданского назначения, характерно осуществление всех этапов жизненного цикла продукта силами одного предприятия. Подразделения, занятые осуществлением научно-исследо-
вательских и опытно-конструкторских работ (НИ-ОКР), разработкой технологии производства, непосредственно изготовлением продукции, снабжением и реализацией, действуют в рамках одного юридического лица. Производимая продукция конкурирует с товарами-аналогами, выпускаемыми на рынок прочими предприятиями данной отрасли.
В отличие от производителей гражданской продукции, большинство предприятий российского ОПК являются узкоспециализированными не только по виду военной продукции, но и по стадиям ее жизненного цикла. Этапы разработки, производства и реализации продукции военного назначения осуществляются в различных организациях. В настоящее время в области проектирования и производства военной техники действует комплекс стандартов под общим наименованием «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника» (СРПП ВТ). Эти стандарты регламентируют распределение видов работ по стадиям жизненного цикла продукции военного назначения.
Взаимодействие участников разработки, производства и реализации продукции военного назначения построено на системе контрактов или договоров, в которых определяются сроки и объемы поставки, размер и порядок оплаты заказа.
Формы осуществления (состояния)
Продукция по замыслу
Продукция в реальном исполнении
Продукция с услугами
Этапы жизненного цикла
Фундаментально-поисковые исследования
кг
Прикладные НИР
л
V
кг
Опытно-конструкторские работы
кг
Серийное производство
кг
Эксплуатация
кг
Утилизация
С С
С
Техническая генетика
Программа вооружений
Рис. /. Структура жизненного цикла военной техники
Предприятия и организации, получившие заказ на изготовление продукции военного назначения, распределяются по стадиям жизненного цикла продукции в соответствии с выполняемыми функциями. Часть предприятий являются головными
— замыкающими кооперационные цепочки, в которые выстраиваются десятки и сотни заводов.
Традиционно выделяют следующие категории предприятий по видам деятельности:
• научно-исследовательские организации;
• опытно-конструкторские бюро (ОКБ);
• опытные и серийные заводы;
• предприятия ремонта и обслуживания.
Особую категорию представляют организации,
занимающиеся экспортом военной техники. Их перечень - исчерпывающий и включает ФГУП «Рособоронэкспорт» и шесть предприятий ОПК, имеющих право на осуществление самостоятельной внешнеэкономической деятельности: ФГУП «РСК «МиГ», ФГУП «ЦКБ «Рубин», ФГУП «КБ машиностроения», ГУП «КБ приборостроения» (г. Тула), ГУП «НПО машиностроения», ОАО «Промышленная компания «Концерн «Антей». Размещение военной техники, полученной государством в рамках госзаказа, находится в ведении Министерства обороны России.
На практике четкое разделение выполняемых предприятиями функций по стадиям жизненного цикла наблюдается редко. В процессе производственно-хозяйственного функционирования предприятия наращивают свой потенциал и расширяют сферу деятельности. В НИИ и КБ появляется свое опытное, а иногда и серийное производство. На базе конструкторских отделов заводов формируются свои школы разработки и конструирования военной техники. На рубеже 80 — 90-х гг. XX в. в русле преобразований, проводимых в стране, стали появляться научно-производственные предприятия. Крупнейшие предприятия ОПК в Тульской области - КБ приборостроения и ГНПП «Сплав»
— пошли по пути формирования на своей базе единых научно-производственных комплексов, в которых процессы проектирования и производства вооружений объединяются. Обе эти организации начали деятельность в качестве научно-исследова-тельских институтов, впоследствии создавших собственное опытное, а затем и серийное производство.
В условиях реформирования оборонного комплекса и необходимости сокращения числа предприятий ОПК создание интегрированных межотраслевых структур, занятых разработкой, производством и реализацией военной техники, позво-
лит решить одну из основных проблем обеспечения жизненного цикла военной продукции - кооперацию множества исполнителей работ при обеспечении высокой конкурентоспособности ВиВТ. В этом случае протекание части стадий жизненного цикла военной техники будет сконцентрировано в одном научно-производственном комплексе. Стадию товарооборота интегрированный комплекс сможет обеспечивать при наличии права на осуществление самостоятельной внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрим процесс формирования организационно-экономических взаимоотношений предприятий ОПК в рамках жизненного цикла военной продукции.
Процесс организации экономических взаимоотношений и распределения финансовых потоков между участниками осуществления жизненного цикла ВиВТ значительно отличается от процесса построения технологических связей между ними. Рассматривая порядок формирования технологической цепочки предприятий при разработке, производстве и реализации продукции военного назначения, можно отметить ее последовательный характер и однонаправленность перемещения продукции по стадиям жизненного цикла. Структура организационно-экономических взаимоотношений оборонных предприятий и организаций в рамках жизненного цикла военной техники не обладает такими характеристиками. Проследим порядок их построения, действующий в настоящее время.
Инициатором начала жизненного цикла продукции военного назначения могут выступать:
а) Министерство обороны России;
б) иностранный заказчик, действующий через ФГУП «Рособоронэкспорт»;
в) иностранный заказчик, действующий через субъект военно-технического сотрудничества, имеющий право на экспорт вооружений и военной техники.
На рис. 2. представлен процесс заказа, разработки, производства и реализации военной технички, где а, <?,../— предприятия-субподрядчики, состоящие в кооперационных взаимоотношениях с головным, т.е. производящие сборочные узлы и комплектующие изделия.
Нетрудно заметить, что при существующей организации экспорта вооружений между собой начинают конкурировать представители России: ФГУП «Рособоронэкспорт» и шесть организаций, имеющих право самостоятельного экспорта. Причем конкуренция реализуется на стадии продаж,
Рис. 2. Схемы распределения заказов в ОПК России
так как производителями в подавляющем большинстве случаев являются одни и те же предприятия. Подобная конкуренция в соответствии с законами рынка приводит к снижению цен на экспортируемую военную технику, уменьшая прибыль всех предприятий, участвующих в ее производстве, разработке и продаже. Соответственно снижаются налоги, собираемые государством с данного сектора экономики. Нельзя также упускать из виду, что международная торговля вооружением является фактически продолжением внешней политики государства, интересы которого могут не совпадать с интересами предприятий, имеющих лицензию на экспорт военной техники.
После формирования госзаказа или заключения экспортного контракта, т.е. определения потребности в военной технике, заказчиком (МО РФ, ФГУП «Рособоронэкспорт» или предприятием-экспортером) производится конкурсный отбор
претендентов на его выполнение. Принять участие в конкурсе могут только предприятия и организации, имеющие лицензию Комитета по военно-тех-ническому сотрудничеству (КВТС) на выпуск продукции военного назначения. Анализ нормативных документов, регулирующих процедуру конкурсного отбора, выявил отсутствие методик проведения конкурсов. В большинстве случаев распределение госзаказа или экспортных заказов по головным оборонным предприятиям не подкрепляется проведением систематизированной оценки производственного потенциала претендента в целях получения продукции наибольшей конкурентоспособности.
Головные предприятия, победившие в конкурсе на размещение заказа, начинают этап формирования группы субподрядчиков для создания основных узлов и комплектующих изделий. Договоры, заключаемые с предприятиями-смежниками, опираются на сметные расчеты затрат в производстве и предусматривают фиксированный объем прибыли для субподрядчика. При подборе участников создания военной техники возможны различные сочетания вероятных исполнителей заказа. Следовательно, конечный продукт в каждом варианте подбора исполнителей будет иметь различный уровень качества и уровень цены, т.е. различную ожидаемую конкурентоспособность.
Несмотря на то, что экспортеры военной техники сами готовят контракты и отбирают исполнителей, этот процесс находится под контролем Министерства обороны России. Заказчик после проведения конкурсного отбора претендентов на получение заказа обязан обосновать свое решение перед вышестоящими организациями. Там предлагаемый вариант оценивается с точки зрения общегосударственных задач развития регионов, создания и сохранения рабочих мест, поддержания тех или иных предприятий ОП К. В случае утверждения предложенной кандидатуры с предприятием заключается договор на изготовление военной техники. Срок договора ограничивается сроками исполнения контракта с иностранным заказчиком. Сумма договора зависит от результатов сметных расчетов, уровня внутренних цен на данный вид военной техники. В случае необходимости возможно дополнительное финансирование организаци-ей-заказчиком работ по техническому перевооружению производства. При расторжении экспортного контракта уже изготовленная продукция остается у производителя, который несет убытки в размере произведенных затрат.
Произведенной военной техникой распоряжается организация-экспортер, которая передает ее иностранному заказчику и получает выручку согласно контракту. Из суммы выручки оплачиваются работы и услуги смежников по договору. Оставшаяся часть валютной выручки является прибылью экспортирующей организации.
Естественным стремлением сторон при заключении договора является:
а) для головного предприятия — снижение стоимости узлов и комплектующих изделий в целях сокращения собственных издержек;
б) для субподрядчика — завышение стоимости своей продукции в целях увеличения суммы фактической прибыли.
На первый взгляд, складывается обычная рыночная ситуация, в которой цены на комплектующие изделия определяются как равновесные при существующем спросе и предложении. Такой подход вполне справедлив при изготовлении продукции гражданского назначения. Спецификой оборонных производств является наличие жесткой связи результатов работы каждого субподрядчика с реализацией контракта в целом. В случае срыва поставки готовой продукции остаются невостребованными и соответствующие промежуточные продукты, которые при этом невозможно реализовать на сторону в отличие от комплектующих изделий для товаров народного потребления. Тем не менее это обстоятельство не находит отражения в практике заключения договоров на разработку и изготовление военной техники. В них не предусматривается компенсация убытков при аннулировании заказа или предоставление альтернативной возможности реализовать продукцию. Структура организационно-экономических взаимоотношений имеет вид совокупности не связанных между собой договорных обязательств предприятий, задействованных по стадиям жизненного цикла продукции.
Анализ схем формирования организационно-экономических отношений предприятий, осуществляющих жизненный цикл продукции военного назначения, выявил следующие их недостатки:
1. Не учитывается инвестиционная составляющая в НИОКР, так как предприятия-разработчики в большинстве случаев не входят в производственную кооперацию, и, следовательно, не участвуют в распределении прибыли.
2. Предприятия, участвующие в кооперации, не имеют прямой заинтересованности в конечном результате производства.
3. Головное предприятие не имеет возможности управлять издержками на всех этапах производства и, следовательно, снижать себестоимость продукции, повышая ее конкурентоспособность.
4. Головное предприятие не имеет возможности гибко и своевременно реагировать на изменение конъюнктуры мирового рынка вооружений изменением номенклатуры выпускаемой продукции, ее модернизацией и т.д.
Для решения перечисленных выше задач Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена федеральная целевая программа реформы ОПК России «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002 - 2006 гг.». В соответствии с изложенной в программе новой концепцией ОПК предполагается распределять финансовые потоки от экспорта военной техники и выполнения государственного оборонного заказа следующим образом:
1. Определяется себестоимость комплектующих изделий, произведенных предприятиями-смежниками. Данная себестоимость предоставляется в Министерство экономики, анализируется и либо утверждается, либо отклоняется.
2. Устанавливается порог рентабельности, т.е. максимально возможный размер прибыли, который может заложить в цену предприятие, участвующее в создании военной техники. Указанный порог рентабельности определяется в зависимости от уровня рентабельности конечной продукции и может оперативно изменяться государством в сторону уменьшения.
3. После выполнения контракта управляющая компания производит взаиморасчеты с головным предприятием, которое в свою очередь рассчитывается с предприятиями, входящими в кооперацию по производству военной техники. Большая часть прибыли, сформировавшаяся за счет производства и продажи вооружений и военной техники, остается в распоряжении управляющей компании, т.е. фактически в распоряжении государства.
4. Управляющая компания производит финансирование НИОКР по созданию новых образцов военной техники за счет части прибыли, оставшейся в ее распоряжении.
По замыслу авторов федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002 - 2006 гг.» подобная организационная структура и схема распре-
деления финансовых потоков должна привести к следующим положительным изменениям:
1) устранение излишней конкуренции на стадии разработки военной техники;
2) повышение конкуренции на стадии производства военной техники;
3) увеличение инвестиционной составляющей в интеллектуальную собственность, т.е. в НИ-ОКР;
4) повышение «прозрачности» финансовых потоков в ОПК и, следовательно, эффективности контроля за использованием средств, выделяемых по линии государственного заказа;
5) расширение возможностей по управлению издержками производства, улучшение финансового состояния предприятий ОПК, повышение их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, что должно привести к увеличению финансовых вложений в ОПК со стороны частного российского капитала;
6) повышение эффективности послепродажного сервиса военной техники.
Однако, несмотря на декларируемые преимущества предполагаемой реформы, она имеет, с точки зрения автора, ряд существенных недостатков:
1. Система распределения финансовых потоков в ОПК, предлагаемая федеральной целевой программой, не стимулирует снижения затрат на производство вооружений и военной техники. Ограничение уровня прибыли фиксированным порогом рентабельности приведет к необоснованному увеличению предприятиями, входящими в холдинг, своих затрат на производство продукции. Предприятия будут пытаться получить наибольшую прибыль, продолжая завышать свои фактические производственные и внепроизводственные затраты. Проконтролировать и оценить обоснованность указанных выше затрат не представляется возможным. Еще большей «непрозрачности» себестоимости продукции в ОПК России способствует перекрестное владение предприятиями, т.е. тот случай, при котором головное предприятие является собственником предприятий-смежников и наоборот. Это дает возможность фактически бесконтрольно манипулировать себестоимостью.
2. Установление жестко лимитированной нормы прибыли приведет к снижению конкурентоспособности производства российской военной техники.
3. Не предложен механизм, четко регламентирующий размеры финансирования на НИОКР и предусматривающий финансовую заинтересованность разработчика в конечной продаже готового продукта.
4. Инвестиционный потенциал предприятий ОПК представляется сомнительным при предлагаемой структуре собственности и распределении финансовых потоков.
5. Не сформулированы критерии отбора предприятий для последующего объединения в оборонно-промышленные холдинги, что может привести к необоснованной принудительной смене производственной деятельности ряда предприятий как к элементу борьбы за передел собственности.
Для устранения указанных недостатков необходимо разработать метод оптимизации экономических взаимоотношений в ОПК Российской Федерации, имеющий целью повышение конкурентоспособности отечественной военной техники.
При решении задачи определения уровня конкурентоспособности военной техники, реализуемой на экспорт или потребляемой внутри страны, автор использует понятие потенциальной конкурентоспособности продукции. В работах современных экономистов понятие потенциальной конкурентоспособности применительно к товарам народного потребления рассматривается как показатель эффективности производства. Такой подход неприменим к продукции военного назначения в силу, во-первых, гиперконкурентности мирового рынка вооружений и, во-вторых, отсутствия свободного внутреннего рынка сбыта военной техники.
Поэтому способность продукции военного назначения выдерживать конкурентную борьбу предлагается определять как потенциальную конкурентоспособность, описываемую разработанной автором моделью экономико-организационного состояния потенциальной конкурентоспособности:
К - (хп , Хс 5 Хх у Х(), Хг Х^ у
где к* - структура экономико-организационно-го состояния потенциальной конкурентоспособности; хп9хс9хя9хо9хг9х19хк, - множество характеристик соответственно натуральных и стоимостных параметров продукции, состава участников формирования потенциальной конкурентоспособности, направления реализации потенциала конку-
рентоспособности, распределения элементов потенциальной конкурентоспособности по этапам жизненного цикла продукции, исторических и конъюнктурных предпосылок инициирования жизненного цикла продукции военного назначения.
Характеристики экономико-организационно-го состояния потенциальной конкурентоспособности играют разную роль в процессе формирования ее совокупной оценки. Одни позволяют судить о физическом представлении объекта конкурентоспособности и затратах на его создание. Другие формируют структуру организационно-экономических отношений между предприятиями и организациями, участвующими в осуществлении жизненного цикла продукции военного назначения. К ним относятся: назначение формируемой продукции, степень новизны продукции, интенсивность нарастания потенциалов конкурентоспособности по этапам жизненного цикла продукции.
Источник инициирования заказа определяет цель разработки и производства вооружений и военной техники. Разработка и производство военной техники в целях обеспечения обороноспособности страны и оснащения Вооруженных Сил России осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, исходящего от Министерства обороны РФ. Инициирование разработки и производства военной продукции в целях реализации ее на мировом рынке вооружений производится иностранным заказчиком или предприятием оборонного комплекса России, обладающим правом ведения самостоятельной внешнеэкономической деятельности.
В рамках инициированного заказа определяется степень новизны продукции как объекта заказа. Степень новизны продукции предопределяет перечень этапов жизненного цикла продукции, осуществляемых в процессе исполнения заказа. Можно выделить различные экономические ситуации, охватывающие все либо отдельные этапы жизненного цикла продукции военного назначения. Диапазон охвата этапов и, следовательно, состава участников осуществления жизненного цикла колеблется от полного жизненного цикла в случае разработки принципиально новой военной техники до сокращенного в случае модернизации и ремонта ранее произведенных вооружений и военной техники.
Состав участников осуществления жизненного цикла продукции военного назначения в свою очередь позволяет выявить моменты формирова-
ния и структурный состав потенциалов конкурентоспособности, возникающих в процессе выполнения работ.
Уровень потенциальной конкурентоспособности данного продукта определится как совокупность потенциалов конкурентоспособности промежуточных продуктов, формируемых исполнителями заказа на этапах жизненного цикла.
Исследование процесса формирования потенциальной конкурентоспособности показало, что последовательное простое накопление потенциалов конкурентоспособности сопряжено с возникновением более сложных процессов формирования организационно-экономических отношений между участниками разработки, производства, реализации, эксплуатации и утилизации военной техники. При осуществлении жизненного цикла продукции возникают отдельные экономические ситуации, требующие согласования интересов участников. Кроме того, необходимо согласование интересов всех участников разработки, производства, реализации и эксплуатации военной техники на протяжении всех этапов ее жизненного цикла в целях формирования наибольшей совокупной потенциальной конкурентоспособности.
Проведенные исследования показывают, что можно выделить этапы жизненного цикла продукции, на которых формируются наиболее значимые потенциалы конкурентоспособности, а также этапы, не оказывающие на них значительного влияния (см. таблицу).
В состав параметров, влияющих на оценку потенциала конкурентоспособности, должны быть включены свойства продукции, востребованные на этапах жизненного цикла, следующих за реализацией - этапы эксплуатации и утилизации (ремонтопригодность, возможность модернизации, технологичность утилизации и т.п.).
Очевидно, что веса потенциалов конкурентоспособности продукции по этапам жизненного цикла неравнозначны. Содержание работ по этапам жизненного цикла военной техники показывает, что наибольший потенциал создается на этапах разработки и производства продукции. Именно тогда закладываются и осуществляются параметры продукции, которые реализуются затем в процессе эксплуатации и имеют решающее влияние на исход конкурентной борьбы. Установление зависимости между вкладом в создание конкурентоспособной военной продукции и долей прибыл и от реализации экспортного контракта в целом позволяет стимулировать участие предприятий в произ-
Таблица
Влияние содержания и качества работ по этапам жизненного цикла на потенциальную конкурентоспособность ВиВТ
Этап жизненного цикла ВиВТ Параметры конкурентоспособности ВиВТ и виды работ Влияние на потенциал конкурентоспособности
Технические Экономические
Фундаментальные исследования Потенциальные значения параметров Стоимость исследований Определяется группа новизны ВиВТ и сектор рынка. Задаются пределы изменений оценки потенциальной конкурентоспособности
Разработка Проектные значения параметров в сравнении с аналогами Стоимость НИОКР Определяется потенциальный уровень продукта на рынке в сравнении с аналогами и потенциальная конкурентоспособность результата разработки. Определяется величина потенциала ¿ конкурентоспособности ВиВТ на этапе разработки
Опытное производство Отладка технологии для достижения расчетных параметров Стоимость опытного производства, реконструкции, оснащения производства Поддерживается накопленный уровень потенциальной конкурентоспособности. Определяется потенциальная конкурентоспособность технологии производства как промежуточного (побочного) продукта
Серийное производство Достижение и поддержание стабильности параметров Себестоимость продукции Определение потенциала конкурентоспособности на этапе производства
Реализация - Коммерческие расходы Определение потенциала конкурентоспособности на этапе реализации
Эксплуатация Обеспечение параметров эксплуатации Текущие расходы на обслуживание Определение потенциала конкурентоспособности на этапе эксплуатации
Ремонт Восстановление исходных параметров Стоимость ремонта Потенциал зависит от этапов разработки и производства
Модернизация Повышение исходных параметров Стоимость модернизации Потенциал зависит от этапов разработки и производства
Утилизация Уничтожение параметров Стоимость утилизации Потенциал зависит от этапов разработки и производства
водстве военной техники и повышении уровня ее лит сформировать интегрированные межотрасле-
качества. Подбор участников создания военной вые структуры, занятые разработкой, производ-
техники по критерию максимизации потенциаль- ством, реализацией, обслуживанием и утилизаци-
ной конкурентоспособности их продукции позво- ей вооружений и военной техники.