Научная статья на тему 'Оценка практики становления и развития интегрированных структур ОПК на рубеже XX-XXI веков'

Оценка практики становления и развития интегрированных структур ОПК на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / MILITARY ECONOMY / CORPORATE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева И. В., Сабинина А. Л.

Проведен анализ организационной структуры военной экономики России. Рассмотрены особенности формирования корпоративных структур в оборонно-промышленном комплексе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the organizational structure of the military economy of Russia was conducted The features of the formation of corporate structures in the military-industrial complex of Russia were analyzed.

Текст научной работы на тему «Оценка практики становления и развития интегрированных структур ОПК на рубеже XX-XXI веков»

УДК 623.483:338

И.В. Сычева, д-р экон. наук, проф., 89622701843 (Россия,Тула, ТулГУ) А.Л. Сабинина, канд.экон.наук, 89036595749, anna-sabinina@vandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ОЦЕНКА ПРАКТИКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР ОПК НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

Проведен анализ организационной структуры военной экономики России. Рассмотрены особенности формирования корпоративных структур в оборонно-промышленном комплексе РФ.

Ключевые слова: организационная структура, военная экономика, корпоративная структура

Военная экономика России как крупная экономическая система включает два основных хозяйствующих субъекта:

1) потребителя - вооруженные силы и силовые структуры данного государства и государств-импортеров ПВН;

2) производителя - оборонно-промышленные комплексы данного государства и государств-экспортеров ПВН.

Именно потребитель формирует заказ на продукцию военного назначения, оплачивает его исполнение и потребляет эту продукцию, выполняя цели, поставленные перед ним государством, и выступая в качестве управляющей подсистемы в системе военной экономики государства. Оборонно-промышленный комплекс реализует этот заказ, являясь, по сути, управляемой подсистемой в той же системе военной экономики государства.

В свою очередь, в системе вооруженных сил также выделяют две традиционные подсистемы. В качестве управляемой выступают собственно Вооруженные Силы Российской Федерации, внутренние войска МВД РФ, войска гражданской обороны, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, силовые структуры и создаваемые на военной время специальные подразделения. При этом функционирование вооруженных сил и указанных структур, направленное на обеспечение национальной безопасности государства, формирует первую часть военной экономики, называемую экономикой вооруженных сил. Ее основная задача - обеспечение экономических и технических потребностей армии, флота и силовых структур на основе рациональной системы военно-экономических отношений, регулируемых государством, с организациями ОПК.

Функционирование экономики вооруженных сил осуществляется на трех уровнях военно-хозяйственного механизма: центральном, окружном (флотском) и войсковом. На всех трех уровнях работает военно-

хозяйственная инфраструктура, которая и обеспечивает распределение, обмен и потребление конечной военной продукции в лице органов материально-технического обеспечения и хозяйственных служб вооруженных сил. Именно с этого уровня начинается определение потребности вооруженных сил в продукции военного назначения.

Управляющую подсистему вооруженных сил в России представляет система органов государственного управления национальной безопасностью страны. Эта система включает три уровня власти:

1) Президента Российской Федерации как Главнокомандующего Вооруженными Силами России. При нем функционируют и возглавляются им Совет безопасности (конституционно-совещательный орган, разрабатывающий важнейшие концептуальные документы и подготавливающий решения Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности) и Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;

2) законодательной власти в лице Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ по вопросам их компетенции, указанным в Конституции Российской Федерации;

3) исполнительной власти РФ в лице Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ и Министерства обороны РФ, включающего в свой состав:

- Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству;

- Федеральную службу по техническому и экспортному контролю;

- Федеральную службу по оборонному заказу;

- Федеральное агентство специального строительства;

- Федеральное агентство по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств.

Координацию деятельности всех органов государственного управления обороной страны осуществляет Президент Российской Федерации, но государственным заказчиком в области обороны и, в том числе, в вопросах производства продукции военного назначения является Министерство обороны РФ. Оно формирует и оплачивает государственный заказ, санкционирует новые разработки и финансирует НИОКР, дает разрешение на продажу на экспорт тех или иных вооружений. Поэтому именно от Министерства обороны РФ в условиях острой конкуренции организаций и предприятий ОПК практически по всей номенклатуре, производимой в России, ПВН зависит их финансовое состояние и возможности дальнейшего развития.

Вторую часть военной экономики России составляет экономика ОПК, которую формирует производитель ПВН - оборонно-промышленный комплекс страны. Сегодня это совокупность многофункциональных научно-производственных предприятий, способных разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной тех-

ники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Основным законом, регулирующим существование и функционирование ОПК, является Федеральный закон "Об обороне" №61-ФЗ от 31 мая 1996 г. [1]. В соответствии с ним основу ОПК составляют организации и предприятия различных организационно-правовых форм собственности, функционирующие в оборонной промышленности. В законе "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" дано более широкое понятие цели деятельности организации оборонной промышленности: независимо от организационно-правовой формы и формы собственности она осуществляет научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Но, на наш взгляд, это определение страдает серьезными недостатками: оно концентрируется на конечной оборонной продукции и услугах; игнорирует субподрядчиков; не учитывает экспорт вооружений и военной техники (ВиВТ) и соответствующих услуг; исключает работы по утилизации ВиВТ. Предприятие может вообще не иметь оборонного заказа (не потому, что его продукция не нужна отечественной армии, а по финансовым причинам), но активно работать на внешнем рынке ВиВТ, сохраняя тем самым производство продукции, которая в любой момент может потребоваться для укрепления обороноспособности страны. Работы же по утилизации ВиВТ самым непосредственным образом относятся к вопросам национальной безопасности. Кроме того, предприятия экспортирующие или утилизирующие ВиВТ, требуют такого же режимного статуса, как и предприятия с оборонным заказом.

Количество предприятий, относящихся к ОПК, определяется исходя из формулировки, приведенной в законе РФ «О конверсии оборонной промышленности Российской Федерации». Среди предприятий, подпадающих под это определение, лишь около 10 % осуществляют выпуск продукции военного назначения в размере, превышающем 50 % объема их товарной продукции. Большинство предприятий работают в режиме «двойных» технологий и доля военной продукции в их объемах выпуска не превышает 14-16 %.

Сложившийся подход к отнесению предприятий в разряд оборонных, значительно осложняет работу субподрядчиков. Формально они не являются оборонными организациями, следовательно, у Министерства обороны нет перед ними обязательств. Головные организации-подрядчики, в свою очередь, задерживают оплату произведенных субподрядчиками работ и услуг даже после того, как Министерство обороны оплачивает выполненный оборонный заказ.

Изучение литературных источников позволило сформулировать более полное определение организации ОПК, на которое будем опираться в дальнейшем: «Предприятия или организации независимо от организаци-

онно-правовой формы и формы собственности относятся к оборонной промышленности, если они осуществляют разработку и производство вооружения и военной техники (в том числе критических узлов и компонентов к ним), их ремонт и утилизацию как для поддержания обороноспособности и укрепления безопасности Российской Федерации, так и для поставок иностранным заказчикам».

В соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" [2] основу ОПК составляют:

- федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России;

- открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

Среди государственных предприятий крайне мало казенных (всего 3,7 %). Основная масса - федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы) - 85,7 %. Доля стратегических предприятий в них составляет 26,55 %. Основная масса их сосредоточена в ракетно-космической промышленности, в промышленности боеприпасов и спецхимии, в промышленности средств связи.

Доля стратегических предприятий в акционерных обществах еще меньше - 8,8 %. В основном, это предприятия электронной и судостроительной промышленности и промышленности обычных вооружений. Блокирующий и контрольный пакеты акций принадлежат государству в 192 акционерных обществах из 752, то есть в 25,53 % акционерных обществ.

В структуре организаций и предприятий ОПК практически половина их сосредоточена в промышленности (52,57 %) и вторая половина - в науке (41,2 %).

Современная организационная структура обоих секторов ОПК довольно проста. Каждое предприятие или организация имеет строгую отраслевую специализацию, которая формировалась на протяжении XX века. Д.Ловцов и М.Богданова в работе [3] подробно исследуют эволюцию системы управления советским ВПК. Она постепенно сформировала жесткую отраслевую структуру сердцевины ВПК - его промышленного сектора (рис. 1), включающего более 700 предприятий, расположенных в разных субъектах России. По данным ЗАО "Информационное агентство "Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса" большая часть

предприятий промышленного сектора ВПК расположена в Центральном (31,4 %) и Северо-Западном (23,2 %) федеральных округах.

Особенностью большей части из них является прямое участие государства в капитале и управлении (рис. 1 и рис. 2). Практически 2/3 промышленных предприятий О ПК в 2007-2008 гг. находились под контролем государства. При этом в 2008 г. произошел рост числа акционерных обществ со стопроцентной государственной собственностью (на 2,1 %) при одновременном снижении числа ГУПов и акционерных обществ с пакетом акций, принадлежащих государству, в размере от 25 до 50 % и более 50 %, что свидетельствует о продолжающейся приватизации предприятий промышленного сектора ОПК.

37,8

■ 2007 г. в 2008 г.

34,9

31,6 ]

12,8

Государственные АО со 100% гос. унитарные собственностью предприятия

АО с контрольным пакетом акций (более 50%)

АО с блокирующим пакетом акций (от 25% до 50%)

АО с пакетом акций меньше блокирующего (менее 25%)

АО без участия государства

Рис. 1. Участие государства в собственности промышленного сектора ОПК (%) в 2007-2008 гг.

В отраслевой структуре промышленного сектора ОПК (рис. 2) преобладают предприятия авиационной промышленности (19,15 %), промыш-

ленности обычных вооружений (18,18 %), судостроительной промышленности (14,05 %) и электронной промышленности (11,15 %).

Промышленные предприятия всего: 728

Мимпрсмторг Минобороны Р0С|(0ш0с ростом России России

Отрасли ВПК

139

30

132

циич—хотьСЙР Каикм-таммои

(у |ИЧ|МИ»С1У Промммйшиость «бычмм »мрумтй(ЛВ) Проиикямнпеи* вмяр*"

тоо« »11ЩМИ1 0>Гр Очотрмимим ярмшайммыь (СП)

««•(ПСС) •мичман |<

чммммяел. (ЭП)

72 -102

-57

АрМШММЮв» СА>П) Проммравм

18 -16

ФСБ России

Рис. 2. Отраслевая структура промышленного сектора ВПК [4]

Здесь же достаточно наглядно проиллюстрирована и ведомственная подчиненность рассматриваемых промышленных предприятий. Большая часть из них (546 из 726), то есть практически 75 %, в этот период находились в ведении Министерства промышленности и торговли РФ, 135 (18,6 %) - непосредственно в ведении Министерства обороны РФ, 26 - в ведении Федерального космического агентства, 18 - в ведении Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и 1 - Федеральной службы безопасности России.

Тем не менее, на предприятиях ОПК помимо военной производится и гражданская продукция, доля которой в разных отраслях непостоянна. При этом доля военной продукции резко возрастает в условиях подготовки к войне и в ходе войны. По данным информационного агентства "Телеинформационная сеть ВПК" [4] в докризисный период доля гражданской продукции в общем объеме выпуска предприятий ОПК составляла 45-46 %, в первой половине 2010 г. - 34,3 %. Нарушение сложившегося ранее баланса производства гражданской и военной продукции связано не только с ростом оборонного заказа, но и со снижением спроса на гражданскую продукцию предприятий ВПК. Последнее обусловлено физическим и

моральным износом оборудования и оттоком квалифицированных кадров, что привело к утрате способности военных предприятий производить конкурентоспособную гражданскую продукцию и соответственно к снижению финансовой устойчивости предприятий ОПК.

Следует отметить, что организационная структура управляющей подсистемы ОПК довольно непроста и на сегодняшний день до конца не сформирована, у нее выделены несколько вершин:

1) Министерство обороны РФ со своими структурными подразделениями: Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, Федеральной службой по оборонному заказу, Федеральным агентством специального строительства и Федеральным агентством по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств;

2) Министерство промышленности и торговли РФ;

3) Федеральное космическое агентство;

4) Федеральная служба безопасности;

5) Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

Однако в статистике состояния российского ОПК, опубликованной

ИА "Телеинформационные системы ВПК", нет информации о шестой вершине управляющей подсистемы ОПК - Государственной корпорации "Рос-технологии". Она была создана, как и Государственная корпорация "Роса-том", в 2007 г. Российской Федерацией в организационно-правовой форме "государственная корпорация". Поэтому является юридическим лицом со всеми вытекающими из этого по Гражданскому Кодексу РФ правами и обязанностями.

Понятие "государственная корпорация" дано в ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", введенного от 8.07.1999 г. № 140-ФЗ. "Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций". Однако следует отметить некоторую неполноту данной формулировки, поскольку в классическом понимании термин "корпорация" трактуется как "совокупность лиц, объединившихся своими капиталами и участием (членством) для достижения общих целей в рамках совместной деятельности, образуя самостоятельный субъект права - юридическое лицо" [5].

Сегодня это понятие несколько расширено, и под интегрированной кооперативной структурой принято понимать группу юридически или хозяйственно самостоятельных организаций, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных отношений для достижения общих целей.

В мировой практике сложились несколько видов корпоративных структур:

1) открытые акционерные общества;

2) холдинговые компании;

3) финансово-промышленные группы;

4) консорциумы;

5) транснациональные корпорации;

6) государственные корпорации.

Исходя из изложенного выше, для государственных корпораций можно указать четыре базисные условия их создания и функционирования:

1) цели деятельности;

2) структура имущества ее членов;

3) наличие договорных отношений и их особенности;

4) сферы и механизмы воздействия государства на ее деятельность.

Именно эти особенности должны формировать весь спектр отношений участников государственных корпораций между собой и с внешней средой.

В ОПК создание государственных корпораций (от лат. согрогайо -объединение) рассматривается как основа реформирования ОПК, конечной целью которого является формирование системообразующих диверсифицированных межотраслевых научно-производственных корпораций, включающих проектирование и производство конкурентоспособной на мировом рынке как военной, так и гражданской продукции.

Необходимость развития в России института корпоративного капитала возникла в 90-е годы XX века в связи с приватизацией и позитивной мировой практикой функционирования финансово-промышленных и промышленных корпоративных структур, отличающихся высокой устойчивостью к рыночным рискам.

В то же время в условиях резкого падения объемов промышленного производства возникла необходимость сохранения контроля государства за стратегическими сферами экономики. В результате трансформации организационно-правовых форм предприятий наряду с такими традиционно-корпоративными структурами, как акционерные общества или финансово-промышленные группы, появились и новые формы в лице госкорпораций.

История госкорпораций началась в 90-е годы прошлого века, но реальной точкой отсчета для них стал период 2003-2007 гг. Сегодня в Российской Федерации работает множество этих организаций. Но первой, и функционирующей до настоящего времени, была ГК "Агентство по страхованию вкладов" (2003г.). Затем в 2007 г. появились ГК "Российская корпорация нанотехнологии", ГК "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", ГК "По строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" и др. В настоящее время идут дискуссии о создании региональных госкорпораций. Все они имеют своей целью вмешательство государства в экономику с целью повысить ее эффективность и возникают, как правило, тогда, ко-

гда частный капитал не выдерживает давления кризисных экономических процессов.

В оборонно-промышленном комплексе создание корпоративных структур под эгидой государства с самого начала было направлено на обеспечение динамичного развития предприятий ОПК и реализацию государственной стратегии национальной безопасности. Поэтому в 2007 г. была образована и крупнейшая в России государственная корпорация "Ростехнологии", организации которой сегодня расположены на территории 54 субъектов Российской Федерации. Основополагающими документами для начала ее функционирования стали: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. №270 ФЗ " О государственной корпорации "Ростехнологии" и дополняющий его Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. №1052 "Вопросы государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". Именно эта государственная корпорация и ГК "Росатом" начинают играть заметную роль в реформировании ОПК России. Однако, если ГК в "Росатом" уже к концу 2008 г. был закончен основной этап консолидации отраслевых активов, то в ГК "Ростехнологии" этот процесс еще не был завершен в 2009 г.

Указами Президента РФ была предусмотрена передача ГК "Ростехнологии" в виде имущественного взноса Российской Федерации акций (долей) 443 организаций, в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- акций 252 акционерных обществ;

- акций 185 создаваемых в результате преобразования ФГУПов акционерных обществ;

- долей трех обществ с ограниченной ответственностью;

- акций одного предприятия и долей двух компаний с участием иностранного капитала, а также акций ОАО "Оборонпром".

По состоянию на 31.12.2009 г. в Сводный реестр организаций ОПК были включены 330 организаций корпорации, то есть 74,5 % от запланированных. Полностью завершены процедуры передачи ей пакетов акций только 237 организаций, в том числе: 229 ОАО, 6 ЗАО и 2-х совместных предприятий. Передача пакетов 8 акционерных обществ не завершена либо из-за имеющихся имущественных споров с другими акционерами, либо из-за введения процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве.

В состав ГК "Ростехнологии" включена особая организация - ФГУП "Рособоронэкспорт". Это государственный посредник по экспорту/импорту продукции военного назначения. С 2007 г. в соответствии с Указом Президента РФ ФГУП "Рособоронэкспорт" стал монопольным продавцом российского оружия за рубеж. При этом потеряли право на самостоятельный экспорт своей продукции такие организации, как НПО "Машиностроение", Коломенское КБ машиностроения, тульское предприятие ФГУП "КБП". С этого момента все российские организации и пред-

приятия ОПК могут самостоятельно продавать иностранным партнерам лишь запасные части и обслуживать технику своего производства. Поэтому сегодня государственный посредник ФГУП "Рособоронэкспорт" имеет системообразующее значение для военно-технического сотрудничества и наряду с федеральными органами исполнительной власти является одним из ключевых элементов управляющей подсистемы.

Упомянутыми выше нормативными документами, а также Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2008 г. №873 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 10 июля 2008 г. №1052" был сформирован Перечень холдинговых компаний (интегрированных структур), создаваемых ГК "Ростехнологии" на базе открытых акционерных обществ и преобразуемых в них федеральных государственных унитарных предприятий. На момент введения в действие указанного Перечня было названо 19 холдингов и среди них два, включающих в свой состав тульские предприятия ОПК:

1) холдинговая компания в области реактивных систем залпового огня, неуправляемых авиационных ракет и артиллерийских гильз с головной организацией - ФГУП "ГНПП "Сплав", г.Тула;

2) холдинговая компания в области высокоточного оружия, его запасных частей и комплектующих, с головной организацией - ФГУП "КБП", г.Тула.

Первая получила название "Холдинг ОАО "НПО "Сплав", вторая -"Холдинг "Высокоточные комплексы".

Организационная структура холдингов, входящих в ГК "Ростехнологии", различна и включает разное количество организаций с разной направленностью деятельности и разным размером пакета акций. Так, в холдинге "Высокоточные комплексы", образованного как объединение оборонных предприятий, с целью создания интегрированной структуры в области высокоточного оружия, входит девять дочерних предприятий: разработчиков ПВН и предприятий их серийного производства. Шесть из них работает в Тульской области.

На территории Тульской области из 28 организаций, относящихся к ОПК, в состав различных холдингов ГК "Ростехнологии" входит половина организаций и предприятий (таблица).

Основой объединения организаций ОПК в холдинги является их конструкторско-технологическая специализация в рамках определенной области производства вооружений. Что касается движения акций, то оно весьма разнолико и не свидетельствует о реализации главного принципа холдинговых компаний на Западе - о концентрации контрольного пакета акций дочерних предприятий в руках управляющей компании. Так, в холдинге ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» доля акций в федеральной собственности колеблется от 100 во ФГУП «КБП», г. Тула до 2,01 % в ОАО «Тулаточмаш».

Структуры ОПК, представленные в Тульской области

Наименование структуры Количество предприятий

(организации) Всего В Тульской области

1. ГК «Ростехнологии», в т.ч.: - Холдинг ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» 425 9 14 6

- Холдинг ОАО «НПО «Сплав» 11 2

- непосредственно ГК «Ростехнологии» - 6

2. ФГУП «ГНПП «Базальт» 4 подразделения 1 подразделение

3. Концерн ПВО «Алмаз-Антей» 57 2

На Западе формирование холдинга идет рыночным путем: компания скупает пакеты акций, и на этой основе создает свой уставной капитал. В России образование холдингов с участием государства происходит преимущественно «сверху» путем добровольно-принудительного объединения пакетов акций федеральной собственности подчиненных организаций. Тем не менее, в этих условиях процесс формирования холдинговых структур является довольно эффективным за счет снижения издержек управления в силу ряда причин.

Во-первых, появляется возможности создания замкнутых производственных цепочек производства товара и доведения его до потребителя. Во-вторых, при создании общих логистических центров появляется экономия на торговых, маркетинговых и иных услугах. В-третьих, и это сегодня реализуется в ГК «Ростехнологии», используется единая финансовая политика. В-четвертых, при использовании трансфертных цен между дочерними предприятиями холдинга появляется возможность выравнивать и улучшать финансовое состояние слабых дочерних предприятий и тем самым обеспечивать стабильное развитие холдинга в целом. Этому должна способствовать и общая экономическая заинтересованность всех организаций холдинга, поскольку каждая организация при вхождении в холдинг передает ему свой пакет акций в обмен на акции холдинга.

При этом также появляется и синергетический эффект от общей деятельности организаций в холдинге. Он формируется за счет монополизма

холдинга в определенной нише рынка и за счет использования трансфертных цен. Методология их формирования в холдингах ОПК остается открытой для разработки.

Созданные в ОПК России холдинги относятся к вертикально-интегрированным структурам, что нашло отражение в упомянутых ранее нормативных документах, и имеют различные виды организационного построения. Организационный тип холдинга ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» можно определить как договорной, смешанный и интегрированный.

При этом внутренняя производственная и технологическая структуры выстроены также по принципу вертикальной интеграции в пределах локального территориального образования - Тульской области.

Рассмотренная схема образования холдингов ОПК является типовой и не отвечает современным тенденциям формирования холдинговых структур в таких высокоэффективных отраслях, как нефтегазовая, энергетическая, химическая, автомобилестроение.

Процессы интеграции в них сопровождаются формированием маркетинговых и логистических центров, так называемых центров «субконтрактации», занимающихся выявлением спроса и предложения на производство комплектующих. Функционирование этих структур позволяет резко сократить снабженческо-сбытовые расходы путем укрупнения партий и сокращения сроков поставок.

Сегодня формирование интегрированных структур ОПК, изначально предписанное административно, оказалось под влиянием противоречия административных и рыночных условий функционирования. Источники возникающих при этом проблем можно разделить на три группы:

-связанные с особенностями военно-технического сотрудничества (ВТС) России;

- обусловленные системой государственного заказа на ПВН и государственной поддержкой предприятий ОПК;

- вызванные несовершенством самих интеграционных отношений.

Большая часть проблем в сфере ВТС в России на данный момент вызвана серьезными структурными диспропорциями в экономике страны. Одно из самых опасных из них - это высокая зависимость оборонной промышленности от экспорта - более 70 % продукции, произведенной в военно-технической отрасли, идет на экспорт.

Решать проблему повышения конкурентоспособности российского военно-технического экспорта необходимо комплексно. Таким образом вносить изменения следует в систему управления ВТС, в региональную политику, вносить реформы в оборонную промышленность и т.д.

Если в 90-е годы XX века основной проблемой ОПК был поиск заказов, то в начале XXI века встает проблема качественного и своевременного их выполнения. В известной степени, оборонная промышленность страны

столкнулась с кризисом перехода от выполнения эпизодических контрактов и неполной производственной загрузки к крупносерийному производству. С учетом того обстоятельства, что отрасль переживает острый кадровый дефицит и в большинстве случаев не обладает современными производственными фондами, это ведет к высокому напряжению при выполнении подписанных контрактов.

Такое позитивное на первый взгляд явление, как полная загрузка мощностей на несколько лет вперед, парадоксальным образом имеет и неприятные следствия. Одним из преимуществ России на рынке вооружений все прошедшие годы была возможность относительно быстрых поставок после заключения контракта, по крайней мере, в тех случаях, когда не требовалось проводить масштабные НИОКР. Если покупателям западных, особенно европейских, вооружений иногда приходится годами ожидать получения заказных изделий, то российский ОПК в большинстве случаев был в состоянии начать отгрузку продукции уже спустя несколько месяцев после подписания контракта. Теперь же потенциальные покупатели наиболее востребованных российских вооружений, прежде всего, систем ПВО, вынуждены считаться с необходимостью ожидания своей очереди в течение нескольких лет. Эта проблема еще более обострится, когда к крупносерийным закупкам новых систем вооружений перейдет российская армия. В этом случае со всей определенностью встанет вопрос о необходимости масштабных инвестиций в расширение производства.

В последние годы в связи с экономическим кризисом исполнители экспортных контрактов столкнулись с необходимостью бороться с еще одной тяжелой проблемой. Это нестабильный курс доллара, в которых номинировано большинство контрактов. В сочетании с быстрым ростом производственных издержек, заработной платы, цен на энергию и коммунальные услуги это ведет к резкому падению рентабельности экспорта. Более того, уже не исключением, а правилом становятся случаи отрицательной рентабельности контрактов, особенно заключенных в период до 2005 г. Уже известны случаи, когда российская сторона вынуждена была признавать невозможность выполнения некоторых контрактов или же вступать с покупателями в неприятные переговоры о пересмотре стоимости контрактов.

Все это еще раз свидетельствует о том, что сегодня возможности России по продвижению своих вооружений на рынок превышают способность промышленности выполнить имеющиеся и потенциально возможные контракты. Именно промышленный потенциал становится основным лимитирующим фактором дальнейшего роста военного экспорта. А это означает, что основной задачей следующих лет станет технологическая модернизация российской оборонной промышленности и значительное улучшение качества менеджмента в области ОПК.

Вторым внешним источником проблем, возникающих в интегрированных структурах ОПК, является нестабильность получения и финанси-

рования оборонного заказа. Как показывает опыт работы предприятий ОПК, в том числе и тульских, сложилась практика перечисления 60-70 % средств федерального бюджета, выделяемых на оплату того или иного заказа, в конце третьего-четвертого квартала года. Это ведет к увеличению кредиторской задолженности, задержкам выплаты заработной платы, к удорожанию продукции и коррупции.

Имеет также место и практика значительного запаздывания выделяемой государством финансовой помощи предприятиям ОПК. Так, широкую огласку получила ситуация, выявленная 30 ноября 2009 г. в ходе посещения Председателем Правительства РФ В.В.Путиным ОАО «НПО Энергомаш им. Академика В.П.Глушко». Предоставленная этой организации государственная помощь в сумме 2 млрд руб. в течение целого года застряла в Федеральном космическом агентстве.

Наконец, третьим источником проблем, возникающих в интегрированных структурах ОПК, является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы взаимодействия организаций внутри холдингов.

Как уже отмечалось ранее, действующие нормативные акты не содержат понятий интегрированной структуры ОПК или холдинга ОПК. Поэтому они не учитывают особенности организационно-экономических отношений в интеграции военных предприятий и влияние государственного регулирования деятельности ОПК на эти отношения.

Библиографический список

1. Об обороне: Федеральный закон №61-ФЗ от 31 мая 1996 г.

2. Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ: Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009.

3. Ловцов Д., Богданова М. О военно-экономической безопасности России// Некоммерческое партнерство «Научно-информационное агентство « Наследие Отечества». - Режим доступа: Ьйр/Лух^у.павксНе.ги.

4. Информационное агентство "Телеинформационная сеть военно-промышленного комплекса" http://www.vpk.ru/

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон № 140-ФЗ от 8.07.1999 г.

The analysis of the organizational structure of the military economy of Russia was conducted. The features of the formation of corporate structures in the military-industrial complex of Russia were analyzed.

Key words: organizational structure, military economy, corporate structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.