Научная статья на тему 'Управление уровнем потенциальной конкурентоспособности военной техники на основе согласования экономических интересов участников ее разработки, производства и реализации'

Управление уровнем потенциальной конкурентоспособности военной техники на основе согласования экономических интересов участников ее разработки, производства и реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабинина А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление уровнем потенциальной конкурентоспособности военной техники на основе согласования экономических интересов участников ее разработки, производства и реализации»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ УРОВНЕМ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ НА ОСНОВЕ СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ЕЕ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ

А.Л. САБИНИНА, кандидат технических наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета

Управление уровнем совокупной потенциальной конкурентоспособности военной техники возможно путем воздействия на показатели, характеризующие потенциалы конкурентоспособности, накопленные изделием в течение его жизненного цикла. Воздействие на параметры, характеризующие потенциал конкурентоспособности соответствующего этапа, в свою очередь, зависит от осуществляемой фазы процесса управления.

Содержание фазы планирования, в первую очередь, характеризуется типом экономической ситуации, инициируемой поступлением заказа на военную технику. Каждая из этих ситуаций предполагает дальнейшую конкретизацию структуры жизненного цикла объекта заказа, состава исполнителей работ по этапам жизненного цикла, определение базовых конъюнктурных условий исполнения заказа. Структура жизненного цикла определяется содержанием заказа и может быть реализована в полном (заказ на разработку и производство военной техники) или сокращенном объеме (заказ на производство партии изделий или запчастей к ним). Функциональный состав исполнителей работ напрямую зависит от структуры жизненного цикла: необходимость реализации этапа разработки изделия предполагает участие организации-разработчика и т.д. В процессе анализа экономической ситуации на основании полученного от заказчика технического задания производится: контрактация;

планирование разработки технической документации на изделие;

обоснование разработки технологического процесса производства; обоснование плана производства сметными расчетами.

По результатам расчетов и подготовительных работ принимаются решения, определяющие:

а) состав исполнителей работ по этапам жизненного цикла, обеспечивающих требуемые свойства изделия;

б) состав расчетной документации по изделию;

в) план производства изделия и запасных частей к нему.

Возможные управляющие воздействия в фазе планирования заключаются в отборе исполнителей работ по критерию максимизации ожидаемого потенциала конкурентоспособности продукта на рассматриваемом этапе жизненного цикла.

Фаза организации предполагает, в первую очередь, согласование интересов исполнителей работ по заказу, представленное определением взаимных прав и обязанностей участников жизненного цикла. Действующая система распределения и исполнения заказов на военную технику, как государственных, так и экспортных, не вызывает у исполнителей заинтересованности в конечном результате их совместной деятельности. Фаза организации представлена согласованием и заключением договоров на выполнение соответствующих работ с каждым из подрядчиков или субподрядчиков. В действующей практике определения договорных условий исполнители работ по заказу стремятся получить наибольшую прибыль от выполнения

своей части заказа, не принимая в расчет влияние качества его исполнения на конечный продукт. Исполнители не заинтересованы в постоянном повышении качества работ и снижении себестоимости продукции.

В результате согласованных на договорной основе действий участников осуществляются: разработка расчетно-конструкторской документации на изделие; подготовка и освоение производства; организация поставки военной техники заказчику;

организация гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Управляющие воздействия в фазе организации направлены на согласование интересов ранее отобранных исполнителей работ по заказу в целях фактического достижения потенциала конкурентоспособности, наиболее приближенного к расчетному значению.

В фазе контроля производится сбор и анализ информации:

о ресурсах, потребленных на каждом из этапов жизненного цикла изделия; о параметрах изделия, полученных на этапах разработки, производства и обеспечиваемых на этапе эксплуатации; об отказах изделия в процессе эксплуатации. Результатом сопоставления расчетного и фактического обеспеченного уровня себестоимости военной техники, оценки соответствия технических параметров изделия требованиям заказчика, отслеживания сроков исполнения заказа и сроков службы изделия является решение о необходимости управляющих воздействий.

Управляющие воздействия в фазе контроля заключаются в отслеживании вкладов каждого исполнителя работ и участника жизненного цикла военной техники в формирование потенциалов на этапах жизненного цикла и совокупной конкурентоспособности конечного продукта.

Фаза регулирования включает в себя разработку и осуществление управляющих воздействий, направленных на повышение эффективности работы объединения предприятий. Эффективность управляющих воздействий в большой мере зависит от степени мотивации исполнителей работ. Корректировка взаимодействий участников жизненного цикла военной техники, направленная на повышении уровня конкурентоспособности изделия, носит, как правило, административный характер, не затрагивая интересы участников экономи-

ческой ситуации. Принимая во внимание значительное количество исполнителей работ по этапам жизненного цикла, характерное для продукции военного назначения, можно отметить исключительное значение эффективного согласования действий каждого участника для достижения наибольшей конкурентоспособности конечного изделия.

Управляющие воздействия в фазе регулирования должны быть направлены на корректировку состава исполнителей работ, системы согласования их действий в целях дальнейшего повышения совокупной потенциальной конкурентоспособности конечного продукта.

При исполнении заказа на военную технику все рассмотренные фазы процесса управления протекают одновременно на двух уровнях:

1) на микроэкономическом уровне, отражающем интересы отдельного предприятия, входящего в состав исполнителей работ по заказу;

2) на мезоэкономическом уровне, охватывающем интересы объединения предприятий, занятых исполнением заказа.

На каждом уровне управления обеспечивается формирование соответствующих составляющих совокупной потенциальной конкурентоспособности - вкладов в потенциалы и потенциалов конкурентоспособности по этапам жизненного цикла. На микроэкономическом уровне формируются вклады каждого исполнителя в потенциал данного этапа жизненного цикла продукции. На мезоэкономическом уровне формируется совокупность полученных потенциалов, определяющая, в свою очередь, совокупную потенциальную конкурентоспособность конечного продукта.

Процессы управления на первом уровне обеспечиваются силами администрации предприятия. Эффективность управляющих воздействий на этом уровне достаточно высока, что обусловлено глубокой теоретической и практической проработкой вопросов оптимизации управления промышленным предприятием. Существует, однако, проблема несоответствия интересов, преследуемых администрацией отдельного предприятия, интересам объединения предприятий, задействованных в исполнении заказа на военную технику. Естественным стремлением сторон при заключении договора является:

а) для головного предприятия — снижение стоимости узлов и комплектующих изделий в целях сокращения собственных издержек;

б) для субподрядчика — завышение стоимости своей продукции в целях увеличения суммы фактической прибыли.

Следовательно, эффективное, с точки зрения отдельного предприятия, управление не является таковым при взгляде с позиции генерального подрядчика. Возникает необходимость изменения целеори-ентирования интересов отдельного предприятия и его менеджмента на достижение наибольшей конкурентоспособности не промежуточного, а конечного продукта. Подход к управляющим воздействиям выходит на уровень объединения предприятий.

Сложность осуществления управляющих воздействий на втором уровне обусловлена разнонап-равленностью интересов участников разработки, производства и реализации военной техники. Управление совместной деятельностью нескольких предприятий, сотрудничающих в процессе выполнения заказа на продукцию военного назначения, требует объединения их интересов в целях достижения наилучшего конечного результата — конкурентоспособной военной техники. Каждая фаза управления должна охватывать всех участников экономической ситуации исполнения заказа на военную технику. Следовательно, необходимо исследовать возможность формирования системы организационно-экономических взаимоотношений, охватывающей всех участников и позволяющей учитывать и стимулировать экономические интересы каждого из них.

Рассмотрим состав и структуру интересов каждого участника экономических ситуаций, связанных с разработкой, производством и реализацией военной техники, в целях поиска интереса, содержание которого едино для всех участников и позволит эффективно согласовать их действия.

Исследование процесса формирования потенциальной конкурентоспособности показало, что последовательное простое накопление потенциалов конкурентоспособности сопряжено с возникновением более сложных процессов формирования организационно-экономических отношений между участниками разработки, производства, реализации, эксплуатации и утилизации военной техники. Процесс организации экономических взаимоотношений и распределения финансовых потоков между участниками осуществления жизненного цикла военной техники значительно отличается от процесса построения технологических связей между ними. Рассматривая порядок формирования технологической цепочки предприятий при разработке, производстве и реализации продукции военного назначения, можно отметить ее последовательный характер и однонаправленность перемещения продукции по стадиям жизненного цикла.

Структура организационно-экономических взаимоотношений оборонных предприятий и организаций в рамках жизненного цикла военной техники не обладает такими характеристиками. При его осуществлении возникают отдельные экономические ситуации, требующие согласования интересов участников. Кроме того, необходимо согласование интересов всех участников разработки, производства, реализации и эксплуатации военной техники на протяжении всех этапов ее жизненного цикла в целях формирования наибольшей совокупной потенциальной конкурентоспособности.

Построение системы организационно-экономических отношений, позволяющей объединить действия отдельных исполнителей работ по этапам жизненного цикла военной техники, требует исследования состава и структуры интересов каждого участника. Для этого рассмотрим последовательно возможные экономические ситуации, возникающие при формировании и исполнении заказа на военную технику.

Экономическая ситуация возникает при инициировании заказа на военную технику. Инициатором начала жизненного цикла продукции военного назначения могут выступать:

а) Министерство обороны РФ (МО РФ);

б) иностранный заказчик;

в) генеральный подрядчик.

В случае поступления государственного оборонного заказа (ГОЗа) на военную технику (ВТ) от МО РФ в осуществлении жизненного цикла продукции оказываются задействованными:

1) Министерство обороны РФ — через распределение средств по Государственному оборонному заказу и получение конечного продукта;

2) генеральный подрядчик МО РФ - предприятие или организация оборонно-промышленного комплекса (ОПК), выполняющее часть работ по государственному заказу и координирующее выполнение остальной части работ субподрядчиками; . ■

3) предприятия — разработчики военной техники;

4) предприятия-производители военной техники и комплектующих изделий к ней;

5) предприятия, производящие утилизацию военной техники.

Поступление заказа на военную технику от иностранного заказчика обусловливает присутствие в числе участников ситуации организаций, призванных контролировать и регулировать военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами. Кроме того, в процессе

заключения контракта и выполнения обязательств по нему участвует государственный посредник или генеральный подрядчик, обладающий правом ведения самостоятельной внешнеэкономической деятельности.

Если же инициатором разработки и производства военной техники выступает генеральный подрядчик, то, в зависимости от дальнейшего направления сбыта данного продукта, на этапе реализации в число участников входят МО РФ или иностранный заказчик и государственные органы, регулирующие военно-техническое сотрудничество (ВТС).

Кроме перечисленных участников, в каждой ситуации возможно присутствие органов местного самоуправления, образовательных учреждений, финансовых организаций, общественных организаций.

Состав этапов жизненного цикла военной техники, а следовательно, и состав участников работ по этапам, вне зависимости от инициатора заказа, в свою очередь, определяется:

Анализ состава интересов участник

1) степенью новизны изделия;

2) объемом работ, предусмотренным техническим заданием заказчика. Разнообразные интересы, проявляемые участниками в рассмотренных ситуациях, можно классифицировать по трем основным группам:

1) экономические интересы;

2) политические интересы;

3) социально-значимые интересы. Рассматривая каждого участника экономической ситуации как носителя интересов определенной направленности, исследуем распределение интересов каждой группы по их носителям (табл. 1).

По результатам анализа можно сделать вывод о том, что группой интересов, объединяющей всех участников экономической ситуации, является группа экономических интересов. Для каждого из участников ситуации эти интересы приобретают свое выражение. Рассмотрим экономические интересы, действующие в ситуации исполнения за-

Таблица 1

жизненного цикла военной техники

Носитель интереса Группы интересов

Экономические Политические Социальные

1. Инициатор заказа:

1.1. МО РФ; + + +

(налоги, валютные посту- (обороноспособность (занятость населения)

пления, развитие про- страны, внутренние и

мышленности) внешние политические

интересы, ВТС)

1.2. Генеральный подряд- + - -

чик; (прибыль от реализации)

1.3. Инозаказчик + + _

(удовлетворение потреб- (внутренние и внешние

ности в ВТ) политические интере-

сы, ВТС)

2. Исполнитель работ по + _ _

заказу (прибыль от реализации)

3. Органы местного само- + - +

управления (налоги, развитие про- (занятость населения, соц.

мышленности региона) программы предприятий

ОПК)

4. Образовательные учреж- + - +

дения (доход от обучения по (трудоустройство выпускни-

договорам с предприя- ков)

тиями)

5. Кредитные организации + - -

(доход от кредитной дея-

тельности, обеспечения

расчетной деятельности

предприятий ОПК)

6. Общественные организа- + + +

ции (защита экономических (охрана окружающей (социальная защита работ-

интересов работников среды, антиглобализм) ников предприятий ОПК)

предприятий ОПК)

Примечание: + - интерес присутствует;

— интерес отсутствует.

каза на военную технику, в целях поиска путей их согласования. Для этого исследуем экономические интересы участников по следующим направлениям:

1) объект интереса;

2) содержание интереса;

3) механизм удовлетворения интереса;

4) период существования интереса. Результаты анализа экономических интересов

приведены в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ показал, что интересы, непосредственно связанные с исполнением контракта, возникают у участников жизненного цикла изделия и исполнителей работ по контракту: заказчика (государственного или иностранного), государства (Министерства обороны и органов, регулирующих военно-техническое сотрудничество) и исполнителей работ по этапам жизненного цикла изделия. Остальные участники ситуации заинтересованы, в

Анализ состава и содержания экономических интересов, де

первую очередь, в стабильной и экономически эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий ОПК, обеспечивающей удовлетворение их интересов. Следовательно, по отношению к предмету контракта — военной технике, можно выделить две группы экономических интересов:

1) прямые экономические интересы, степень удовлетворения которых зависит от качества исполнения конкретного заказа и определяется на стадии как первичного, так и вторичного распределения средств, полученных по контракту на разработку и производство военной техники;

2) косвенные экономические интересы, степень удовлетворения которых определяется на стадии вторичного распределения средств, полученных как результат производственно-хозяйственной деятельности предприятий ОПК.

Таблица 2

гвующих в ситуации исполнения заказа на военную технику

Носитель интереса Объект интереса Содержание интереса Механизм удовлетворения интереса Период действия интереса

1. Государство в лице МО РФ Средства для вторичного распределения (финансирование ГОЗа) 1) сбор налогов; 2) поступление валютной выручки 1) формирование налоговой политики; 2) регулирование ВТС 1) постоянно, не зависит от жизненного цикла конкретного изделия 2) период подготовки и исполнения контракта

2. Иностранный заказчик Средства, направляемые на закупку ВТ Снижение затрат на покупку ВТ Контрактация, направленная на минимизацию цены закупки Период подготовки контракта

3. Исполнители работ Средства для первичного распределения Повышение прибыли от реализации ВТ 1) контрактация, направленная на максимизацию цены реализации; 2) мероприятия по снижению себестоимости ВТ 1) период подготовки контракта; 2) постоянно в процессе исполнения контракта

4. Органы местного самоуправления Средства, поступающие в местный бюджет Сбор налогов регионального уровня Формирование системы налогообложения и налоговых льгот для предприятий региона Постоянно, не зависит от жизненного цикла конкретного изделия

5. Образовательные учреждения Дополнительное финансирование; трудоустройство выпускников Обучение на платной основе по договорам с предприятиями Формирование системы взаимодействия с предприятиями региона Постоянно, не зависит от жизненного цикла конкретного изделия

6. Кредитные организации Доход от кредитной деятельности Кредитование предприятий под залог контракта Формирование кредитной политики в отношении предприятий ОПК Период предоставления кредита

7. Общественные организации Соблюдение экономических интересов работни-ноэдцествление природоохранных мероприятий Выделение предприятием средств на защиту экономических интересов работников; финансирование программы защиты окружающей среды Разработка и внедрение социально-направленных и природоохранных мероприятий совместно с руководством предприятий Постоянно, не зависит от жизненного цикла конкретного изделия

Удовлетворение экономических интересов первой группы зависит в значительной степени от качества и конкурентоспособности произведенного конечного продукта, что обусловливает объем дохода по контракту в целом и гарантирует получение дохода каждым из участников. Следовательно, необходим механизм согласования прямых экономических интересов исполнителей работ по контракту, направленный:

а) на согласование действий многочисленных исполнителей работ по всем этапам жизненного цикла военной техники в целях повышения ее конкурентоспособности ;

б) на стимулирование каждого участника жизненного цикла военной техники для проведения мероприятий по повышению конкурентоспособности как промежуточных продуктов жизненного цикла ВТ, так и конечного продукта.

Сопутствующим результатом согласования прямых интересов и повышения конкурентоспособности военной техники является удовлетворение косвенных интересов, основанное на стабилизации и повышении эффективности деятельности предприятий ОПК и их объединений в целом.

Для достижения вышеуказанных целей, по .нашему мнению, необходимо использование ме-

ханизма оптимизации экономических взаимоотношений в оборонном комплексе Российской Федерации, согласующего экономические интересы участников жизненного цикла военной техники. Разработка механизма предполагает:

1) разработку моделей, позволяющих количественно оценить вклад каждого предприятия из кооперационной цепочки в создание конкурентоспособного товара;

2) разработку моделей, отражающих зависимость степени удовлетворения экономических интересов предприятия или организации от их вклада в повышение конкурентоспособности конечного продукта;

3) обоснование возможности применения предлагаемых моделей для оптимизации экономических взаимоотношений в ОПК;

4) выработку рекомендаций по распределению финансовых потоков в соответствии с предлагаемыми моделями экономических взаимоотношений в оборонно-промышленном комплексе России.

Построение механизма, отвечающего поставленным задачам, может быть основано на компенсационном подходе к удовлетворению экономических интересов участников взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.