КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
А.Л. САБИНИНА, кандидат технических наук, доцент кафедры "Финансы и менеджмент " Тульского государственного университета
Оценка эффективности деятельности предприятия характеризуется уровнем конкурентоспособности продукции. Проблема обеспечения конкурентоспособности продукции гражданского назначения хорошо изучена, существует целый набор подходов к ее решению. Вопросы определения и управления уровнем конкурентоспособности продукции военного назначения требуют особого подхода, обусловленного особенностями ее производства и использования.
Понятие конкурентоспособности применительно к оборонным предприятиям и военной продукции нуждается в детальном рассмотрении. В исследованиях большинства авторов понятие конкурентоспособность раскрывается, как способность субъекта экономических отношений выдерживать конкурентную борьбу и достигать в ней наибольших преимуществ [I]. В настоящее время это понятие рассматривается очень широко, включая в качестве субъектов не только товары и технологии, но и предприятия, и страны.
Классическая управленческая и экономическая литература рассматривает предприятие как коммерческую организацию, действующую в интересах собственников. Понятие конкуренции при этом подразумевает и способ хозяйствования, и способ существования капитала, при котором один капитал соперничаете другим. Конкурентоспособность предприятия означает способность достигать и поддерживать выгодную позицию в условиях меняющихся политического, технологического, экономического или социального окружения [2,3,4]. Выгодность данной позиции определяется по степени отражения интересов и достижения целей групп (лиц, организаций), контролирующих деятельность предприятия. Проявления конкурентоспособности предприятия выражаются в увели-
чении размеров, доли на рынке и уровня рентабельности фирмы. Обеспечение этих явлений опирается натри взаимосвязанные способности фирмы:
- конкурентоспособность на рынках товаров;
- конкурентоспособность на рынках труда;
- конкурентоспособность на рынке капитала.
Рассмотрим применимость данных положений к
предприятиям оборонного комплекса. Особенностью положения оборонного комплекса является то, что военная продукция этой отрасли не участвует в конкуренции товаров внутри страны. Она либо потребляется самим оборонным комплексом, либо удовлетворяет нужды Вооруженных Сил государства. Единственной возможностью участия военной продукции в конкурентной борьбе является ее реализация на мировом рынке вооружений. В этом случае она вступает в соперничество с продукцией оборонных комплексов других стран. Успешность этого соперничества отражает уровень конкурентоспособности не только самого продукта, но и оборонного комплекса страны, в которой он произведен. Следовательно, единственной возможностью оценить реальные преимущества военной техники в сравнении с изделиями конкурентов, является ее реализация на внешнем рынке. В настоящее время среда взаимодействия конкурирующих высокотехнологичных компаний содержит внеэкономические барьеры и проявляет черты гиперконкурентности. Это означает, что даже лучшие по уровню исполнения товары и услуги, демпинговые цены на них не гарантируют факта встречи спроса и предложения, т.е. заключения контракта на их поставку. Таким образом, реальный уровень конкурентоспособности военной продукции далеко не всегда отражается положением данного продукта на рынке вооружений. В действие вступают политические, военные, научно-технические, социальные факторы конъюнктуры мирового рынка вооружений [5].
С другой стороны, более 70 % вооружений и военной техники производится оборонным комплексом для удовлетворения нужд Вооруженных Сил страны, и сточки зрения обороноспособности страны, не менее важно объективное определение оценки конкурентоспособности данной части про-дукции.
Конкурентоспособность оборонных предприятий на рынке труда, понимаемая как способность привлекать и удерживать работников необходимой квалификации, может быть оценена как низкая. Исследования состояния кадрового потенциала ОПК РФ, проведенные в первой главе, показали, что в его возрастной структуре набольшую долю занимают работники в возрасте старше 45 лет. Притоку молодых специалистов препятствуют низкий уровень средней заработной платы в сочетании с высокими требованиями к квалификации работника. Предприятия испытывают нехватку оборотных средств и не располагают возможностью поддерживать уровень оплаты труда, привлекательный дл я молодых специалистов.
Проблема обеспечения кадрового потенциала на оборонных предприятиях вытекает из низкой их конкурентоспособности на рынках капитала. Особое положение предприятий оборонных отраслей промышленности на рынке капитала связано с принципами организации их финансирования. Средства, поступающие в рамках государственного оборонного заказа, не покрывают затраты предприятий по содержанию мобилизационных мощностей, объектов социальной сферы и т.п. Увеличение и использование собственного капитала возможно лишь в случае акционированных предпри-ятий, которые составляют 32 % от общего количества предприятий оборонного комплекса. Возможность использования кредитов осложнена состоянием залоговой базы оборонных предприятий: высокой степенью износа основных фондов, низкой ликвидностью активов. Средства от реализации экспортных контрактов распределяются крайне неравномерно и не оказывают заметного влияния на финансово-экономическое состояние предприятий-субподрядчиков.
Из вышесказанного следует, что специфика производимой продукции оказывает первоочередное влияние на конкурентоспособность оборонных предприятий на рынках товаров и капитала. Рынок товаров в данном случае представлен мировым рынком вооружений и военной техники при отсутствии внутреннего свободного рынка сбыта. Использование ресурсов рынка капитала ограничено
организационной формой части предприятий ОПК, состоянием их имущественной базы и несовершенством действующего механизма распределительных отношений.
Рассмотрим факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности продукции военного назначения.
В экономических исследованиях конкурентоспособности товаров народного потребления широко используется ряд факторов, характеризующих состояние конкурентоспособности данного продукта в сравнении с товарами-аналогами. Выделяют две основные группы факторов:
- факторы, обуславливающие технические характеристики продукта;
- факторы, связанные с экономическими характеристиками процессов разработки, производства и реализации продукта.
Анализ условий конкурентной среды продукции военного назначения показывает необходимость выделения еще одной группы факторов - международные конъюнктурообразующие факторы, как совокупность внешних условий, в рамках которых осуществляется мировая торговля оружием (рис. 1).
Среди факторов, влияющих на технические параметры продукции, традиционно выделяют уровень технологии, культуры производства, качество продукции.
Уровень технологии создания военной техники зависит от нескольких составляющих. Во-первых, требования к способу и условиям производства продукта закладываются при его проектировании и разработке расчетно-конструкторской документации.
Во-вторых, обеспечение уровня технологии производства военной техники зависит от состояния технологической базы предприятий: степени износа основных фондов, показателей их обновления, интенсивности использования, и т.д. В-третьих, общий уровень производства определяется в сравнении с мировыми показателями использования новых технологий и средств производства.
Применение высоких технологий в производстве военной технике обуславливает жесткие требования к персоналу оборонных предприятий в части уровня образования, практических навыков работы на сложном оборудовании, дисциплины, ответственности. Сочетание квалифицированного кадрового состава и современной технологической базы обеспечивает необходимую культуру производства на предприятиях оборонного комплекса.
Качество продукции рассматривается с экономи-ческихпозиций какрезультатпотребления или потре-
Наличие системы контроля качества
Уровень
РКД Технологическая база
Технические
Качество Уровень Культура
продук- техноло- производ-
ции гии ства
Квалифик
ация персонала Дисциплина Ответстве нность
Факторы формирования конкурентоспособности ВиВТ
Экономические
Уровень издержек
Состав затрат Объемы производства
Уровень
цен
Эффек-
тивность
марке-
тинга
Результа-
ты пред-
кон-
трактной
работы
Организация системы сбыта
Гос. регулирование
Конъюнктурообразующие
Циклические Нециклические
Спад Депрессия Оживление Подъем
Междун. конкуренция Монополизм Гос. регулирование
Милитаризация
нтп
Инфляция
Войны Катастрофы Полит, кризисы Сезонность
Рис. 1. Факторы формирования конкурентоспособности продукции военного назначения как объект анализа
бительской стоимости исследуемого объекта. ГОСТ 15469-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия и определения" устанавливает технико-экономическое определение качества продукции как "совокупности свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с предназначением". Оценка качества продукции предполагает выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство и качество изготовления оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с соответствующими показателями качества конкретных аналогов (или с прогнозируемыми значениями этих показателей), отражающих мировой уровень на определенный период. Оценка качества продукции проводится на этапе разработки продукции (оценивается технический уровень), на этапе приемки опытного образца и принятия решения о постановке продукции на производство (оценивается технический уровень) и на этапе производства продукции (оценивается и технический уровень и качество изготовления). Номенклатура показателей качества зависит от вида и назначения продукции.
В соответствии с ГОСТ 15467-79 показателем качества называют количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих качество, рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (потребления).
Номенклатура показателей качества промышленной продукции весьма многочисленна и устанавливается с учетом: назначения и условий использования продукции; требований потребителей; задач управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; состава и структуры характеризуемых свойств продукции.
В соответствии с ГОСТ 15467-79 имеется десять групп единичных показателей:
- показатели назначения;
- показатели надежности и долговечности;
- экономические показатели;
- эргономические показатели;
- эстетические показатели;
- показатели технологичности;
- показатели унификации;
- потенциально-правовые показатели;
- экологические показатели;
- показатели безопасности.
Все перечисленные показатели в равной степени могут применяться для оценки качества продукции военного назначения.
Кроме единичных показателей качества применяются еще и комплексные показатели, которые характеризуют несколько свойств продукции.
Заслуживает внимания интегральный показатель качества, который в соответствии с ГОСТ 15467-79 характеризует отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потреб-
ления продукции (в натуральном выражении) к суммарным затратам на ее создание (или цену реализации) и эксплуатацию (потребление). Под полезным эффектом продукции понимается выполняемая ею работа или отдача.
Оценка качества продукции по выбранной номенклатуре показателей позволяет сделать заключение об уровне качества продукции, как факторе ее конкурентоспособности. С точки зрения задач современного управления качеством и, соответственно, конкурентоспособностью продукции, выделяют типовые виды уровней качества: технический, экономический и обобщающий технико-экономический. Эти уровни определяются на каждом этапе жизненного цикла продукции и отражают специфику содержания этапов.
Очевидна необходимость рассмотрения специфики определения уровней качества военной продукции по этапам ее жизненного цикла с учетом степени интеграции этих уровней.
Факторы, влияющие на экономические характеристики продукции, представлены уровнем издержек производства, цен на продукцию, организацией системы сбыта, известностью торговой марки.
Определение уровня издержек производства военной техники требует особого подхода, обусловленного особенностями организации жизненного цикла продукции военного назначения, в частности, большим числом субподрядчиков и особым порядком распределения заказов и реализации готовой продукции.
Цена на продукцию военного назначения устанавливается по соглашению сторон в ходе подготовки и заключения контракта. Согласование контрактной стоимости, а также условий платежей и расчетов, вызывают в ходе переговоров наибольшие трудности политического характера. Чем выше цена, тем выше уровень политического участия должностных лиц страны-покупателя и страны-продавца в решении этих вопросов. При этом четко оговариваются объемы и сроки предоставления авансовых платежей (в ряде стран существуют ограничения национального законодательства на предоставление аванса продавцу в зависимости от контрактной стоимости, а также формулируются жесткие гарантии его возвратности), порядок открытия и использования аккредитивов, объемы встречных и компенсационных закупок, офсетных программ, если они предусматриваются, производится выбор уполномоченных сторонами банков для обслуживания контракта.
При установлении цены, прежде всего, определяется единица измерения, за которую устанав-
ливается цена. Цена в контракте, как правило, устанавливается за определенную количественную единицу или за определенное количество единиц, за весовую единицу (базисную или с учетом колебаний от стандартов), за единицу сделки, минимальное количество товара, необходимое и достаточное для совершения сделки.
Таким образом, "контрактная цена" представляет собой количество денежных единиц, которое покупатель должен заплатить продавцу в согласованной валюте за весь товар или единицу товара, доставленные продавцом на базисных условиях в указанный в контракте пункт.
Цены, по которым производится расчет между контрагентами, могут быть зафиксированы в контракте в момент подписания (так называемая "твердая цена", действует в течение срока действия контракта по контрактной оговорке "ценатвердая, изменению не подлежит") или определяться в течение срока его действия. Во втором случае определяется так называемая "цена с последующей фиксацией", в контракте оговаривается только момент фиксации (например, перед поставкой каждой партии или перед началом календарного года при долгосрочных поставках) и принцип определения уровня цены.
В практике торговли оружием применяются также и другие цены. Например, "подвижная цена" по контрактной "оговорке о повышении и понижении цены" используется, если к моменту поставки продукции военного назначения по зафиксированной в контракте (как правило, долгосрочном) цене его рыночная цена изменилась. При этом в контракте устанавливается допустимая (до 5-6 %) величина отклонения рыночной цены от контрактной, в пределах которой зафиксированная цена не пересматривается, а также источник, по которому следует судить об изменении рыночной цены. "Скользящая цена" устанавливается в результате пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения долгосрочного контракта, например, на поставку сложной продукции производственно-технического назначения или постройку судов. При этом в контракт могут быть внесены установленный в процентах к договорной цене предел (чаще всего 3-5%), в рамках которого цены не пересматриваются, а также предел или лимит скольжения (не свыше 12-15% от общей стоимости заказа) возможного изменения договорной цены.
Кроме того, в контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространяется лишь
на определенные элементы издержек производства (например, на металл при постройке судна) с формулированием их величины в процентах от общей стоимости заказа. Вместе с тем, в контракте скольжение цены может быть предусмотрено на какую-то часть его срока действия, например, на первые полгода от даты заключения контракта, в течение которого поставщик может закупить все необходимые для выполнения заказа материалы.
При определении контрактной цены могут также учитываться различные скидки:
общая или простая скидка (предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара в размере до 20-30, иногда до 30-40 %); скидка при покупке товара за наличный расчет или сконто (предоставляется в размере до 2-3 % в том случае, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен платить наличными); скидка за оборот или бонусная (предоставляется в размере до 15-30 % при достижении годового оборота);
скидка за количество или серийность / прогрессивная (предоставляется при условии покупки заранее определенного, увеличивающегося количества продукции военного назначения; специальная скидка (предоставляется при продаже пробной партии военной техники). Среди прочих факторов, влияющих на ценообразование военной техники, следует выделить: эффективность маркетинга на мировом рынке вооружений и военной техники; результаты деятельности по подготовке контрактов;
результаты контрактной деятельности. Маркетинг, предконтрактная деятельность и контрактная работа составляют наиболее значимую в стоимостном выражении (до 85-90 %) часть вне-производственных затрат в области торговли оружием. В рамках маркетинга осуществляются: содержание зарубежных представительств и зарубежное командирование сотрудников; сбор информации о ценовых параметрах по аналогам военной техники различного производства, в разное время купленного странами-импортерами; отслеживание в режиме постоянного мониторинга платежеспособности государств — потенциальных покупателей продукции военного назначения; участие в международных оружейных выставках, а также реализуются мероприятия (включая действия по нейтрализации усилий государств - конкурентов) по продвижению в страны -импортеры экспортной продукции военного назна-
чения. Информация изыскивается в материалах местной печати, рекламных проспектах и каталогах международных выставок оружия, биржевых котировках, официальных данных торгов и аукционов, справочных ценах, прейскурантах, индексах цен, а также добывается оперативным путем. Широко используются связи с политическим и военным руководством, промышленными и торговыми кругами, крупными бизнесменами, часть из которых, как правило, претендует на роль посредников при осуществлении внешнеторговых сделок с оружием. При этом наиболее влиятельные из них стараются получить для себя эксклюзивные, долгосрочные и другие особые условия посреднической деятельности. Необходимо также отметить, что в ряде стран оказание посреднических услуг в сфере торговли оружием запрещено национальным законодательством.
Использование института посредников (фирм, организаций и частных лиц) при совершении внешнеторговых сделок с вооружением и военной техникой экономически оправдано в следующих случаях:
законодательство страны или сложившиеся в ней торговые обычаи требуют при ведении внешнеторговых операций использования посреднических услуг национальных фирм; рынок страны - потенциального покупателя недостаточно изучен, но обстоятельства требуют продвижения на него конкурентной продукции военного назначения, или планируется выход на знакомый рынок, но с принципиально новым товаром;
в страну продвигается оружие с большим жизненным циклом, и требуется обеспечить в течение длительного времени его обслуживание, ремонт и модернизацию; по политическим соображениям невозможно осуществить прямой выход на рынки стран -потенциальных покупателей вооружений и военной техники.
Расходы на маркетинг (без учета деятельности посредников) могут достигать до 3-5 % (а в период прорыва на рынок платежеспособной страны-им-портерадо 10-12 %) валютных поступлений от заключаемых контрактов на экспортные поставки вооружений. Они классифицируются как обязательные, стратегические (перспектива возвратности иногда достигает трех и более лет) затраты и, как правило, относятся на себестоимость продукции военного назначения.
Затраты на оплату услуг иностранных посредников (в рамках одного контракта их может быть
несколько) рассматриваются как строго индивидуальные (в зависимости от объема контракта и в соответствии с личным вкладом в продвижение оружия на местный рынок) по конкретной стране и каждой внешнеторговой сделке с оружием. Исходя из мирового опыта, размеры агентского вознаграждения в среднем составляют от 5 до 15 %. Однако известны случаи, когда такие вознаграждения достигали 25-30 % от стоимости реализуемого контракта. Платежи иностранным посредникам являются неотъемлемой частью контрактной стоимости, но учитываются в особом порядке.
В рамках предконтрактной деятельности осуществляется подготовка коммерческих предложений (твердые или свободные оферты) на поставку вооружений и военной техники, условий их акцептования, проведение презентаций и демонстрационных показов техники в действии, в том числе с боевой стрельбой, определяется порядок интеграции закупленных вооружений в систему обороны страны-импортера и их взаимодействия с другими силами и средствами при ведении боевых действий.
Затраты на предконтрактную деятельность невелики. Они не превышают 2-3 % от контрактной стоимости и восполняются, как правило, из валютных поступлений по заключенному контракту.
Контрактная работа является важнейшей составной частью внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Контрактация специмущества охватывает: формулирование предмета внешнеторговой сделки, включая поставочную конфигурацию оружия, которая вследствие большого объема нередко прописывается в специальных приложениях; обязательства сторон, втом числе в части, касающейся послепродажного сервиса и обеспечения запасными частями; условия платежей, включая авансовые, и расчетов; определение форс-мажорных обстоятельств, а также штрафные и другие санкции за нарушение контрактных обязательств.
Контрактация осуществляется в ходе переговоров, которые проводятся главным образом в стране-покупателе (с целью оказания максимального давления на уполномоченную делегацию продавца) и могут длиться месяцами. Известны случаи, когда подобные переговоры длились по два года и более.
Технические трудности в ходе контрактации вызывают в основном вопросы, связанные с определением экспортного облика вооружения и его комплектования, обеспечивающего боевое применение, включая боеприпасы и горюче-смазочные материалы, а
также его послепродажного обслуживания в течение срока эксплуатации (обеспечения групповыми и индивидуальными комплектами ЗИП, глубина и периодичность проведения среднего и капитального ремонта вооружения и военной техники с целью поддержания его ресурса и боеготовности и т.д.). Иностранному заказчику также передается большой объем ремонтной документации и каталоги запасных частей и принадлежностей к вооружению и военной технике совместно с прейскурантами цен на них.
В контракте при необходимости могут прописываться положения, защищающие интеллектуальную собственность, вложенную разработчиком и производителем в поставленное на экспорт оружие (запрещение копировать и тиражировать поставленную продукцию военного назначения), делаются оговорки с целью не допустить реэкспорт оружия в "третьи" страны без согласования со страной-экспортером, формулируются подлежащие неукоснительному соблюдению в ходе реализации контракта нормы конфиденциальности в отношениях сторон.
Формирование и выполнение ценовой политики экспортерами военной техники на мировом рынке вооружений является одной из возможностей ведения конкурентной борьбы. Нормами международного торгового права оговариваются основные виды недобросовестной или нечестной конкуренции:
навязывание (поддержание) покупных или продажных цен или других несправедливых условий сделки для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов; ограничение производства или сбыта с целью необоснованного повышения цен, создания или поддержания дефицита на соответствующем рынке в ущерб потребителям; применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции; создание препятствий доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; иные действия, приводящие к злоупотреблениям.
Не допускаются также: дискредитация конкурента; имитация, состоящая в использовании репутации конкурента при создании сходства в оформлении своих товаров с товарами конкурента и привлечения его клиентуры; дезорганизация рынка данных товаров либо дезорганизация самого конкурента (раскрытие секретов производства, совершение действий
в отношении персонала предприятия конкурента и т.д.);
паразитирование, то есть использование репутации предприятия конкурента или затраченных им усилий (технических либо коммерческих) для переманивания клиентуры. Но такая конкуренция все-таки имеет место на мировом рынке вооружений. Из анализа динамики следует, что чаще всего предметом конкуренции во взаимоотношениях субъектов ВТС на внешнем рынке становилась поставка самолетов семейства "МиГ" и запасных частей к ним, вертолетов марки "Ми", включая их модернизацию, высокоточного оружия, в том числе комплексов управляемого оружия, систем и средств ПВО, включая "Top-Ml" и "С-ЗОО", технологий двойного назначения, а также выполнение ряда НИОКР [5].
В разрезе регионов и стран картина выглядит следующим образом: в Юго-Восточной Азии конфликты подобного рода чаще всего происходили в Индии, Китае, Вьетнаме и Республике Корее; на Ближнем Востоке и в Северной Африке - в Египте, Ливии, Сирии, Турции; в Африке - в Анголе, Замбии, Зимбабве, Конго, Намибии, Нигерии, Уганде; в Латинской Америке - в Колумбии, Эквадоре, Перу. Часть конфликтных ситуаций имела место в ходе проведения международных выставок вооружений и военной техники. Имеют место проявления конкуренции между российскими организациями, торгующими оружием на внешнем рынке.
Недобросовестная или нездоровая конкуренция как явление возникает между федеральными государственными унитарными предприятиями-государ-ственными посредниками (ныне это единственный посредник - ФГУП "Рособоронэкспорт") и субъектами военно-технического сотрудничества, опытно-конструкторскими бюро и заводами-производителя-ми серийной продукции военного назначения в процессе решения возложенных на них в сфере военно-технического сотрудничества задач. Она имеет экономические корни: экономическая стратегия на предприятиях выстраивается таким образом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Поэтому идет борьба за крупные контракты, а через них - за возможность доминировать на рынках платежеспособных стран, где есть перспектива профильной деятельности на несколько лет вперед (можно сформировать "портфель заказов"). Мелкие контракты "по умолчанию" приносятся в жертву, поскольку трудозатраты на их реализацию сопоставимы с крупными контрактами, а финансовая отдача намного ниже.
В конечном счете, при прочих равных условиях (одна и та же номенклатура оружия, одни и те же уровень его качества и степень послепродажного обслуживания и т.д.) материальные потери проистекают от последствий игры на ценах. Данный метод часто используется на переговорах с российскими субъектами военно-технического сотрудничества иностранными заказчиками в интересах снижения цен. Конкурентную борьбу в этих случаях чаще всего выигрывает та российская организация, которая применяет в своей практике демпинговые методы работы. Под демпингом принято понимать совокупность приемов и мер, направленных на снижение цен на экспортируемые товары, для того, чтобы они успешно конкурировали с другими аналогичными товарами на одном или многих иностранных рынках; в международной лексике используется как синоним нечестной конкуренции, предусматривающей воздействие на цены экспортируемых товаров. В результате снижаются достигнутые ранее уровни внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, что в свою очередь сказывается на общей стоимости контрактов и объемах экспорта оружия.
Международные конъюнктурообразующие факторы включают следующие группы:
циклические факторы, обусловленные циклами развития рыночной экономики; нециклические постоянные факторы, представленные действием международной конкуренции, влиянием монополизма, государственного регулирования, милитаризации, на-учно-технического процесса; нециклические непостоянные факторы, отражающие влияние политических кризисов, войн и военных конфликтов, социальных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф, аварий, сезонных воздействий. Политические факторы характеризуют стабильность и устойчивость национальных политических режимов и властных механизмов, при которых происходит торговля оружием. Их влияние на конъюнктуру может ощущаться в связи с введением в торговый оборот на национальном уровне каких-либо запретов, в том числе законодательного характера (например, на поставку оружия в страны, где "нарушаются права человека", или осуществляется поддержка международного терроризма); ограничений политического плана (например, соблюдение национальных доктрин и директив о поддержании военно-политического баланса сил глобального или регионального масштаба, выпол-
нение взятых на себя союзнических обязательств, в том числе в рамках военно-политических блоков и организаций, и в этой связи недопущение военного усиления отдельных стран за счет поставок им современных систем вооружений). Данные факторы наиболее проявляются в период внешне- и внутриполитических кризисов. Обладают сдерживающим воздействием на мировой рынок оружия.
Влияние военных факторов на мировую конъюнктуру торговли оружием может выражаться в ведении войн и боевых действий в рамках локальных конфликтов, поддержании напряженности в "горячихточках", осуществлении миротворческих операций и операций по поддержанию мира в отдельных странах и регионах, то есть в создании таких условий, при которых резко возрастают потребности в оружии и ослабляется контроль за его передвижением. Военные факторы провоцируют гонку вооружений, подталкивают к милитаризации экономики, а также стимулируют развитие рынка оружия.
Воздействие научно-технических факторов на конъюнктуру проявляется в уровне развития науки и техники, среднего, специального и высшего образования, создании специализированных предприятий научно-производственного плана, где непосредственно разрабатывается и производится самое совершенное оружие. Чем выше уровень подготовки ученых и уровень квалификации инженерно-технического состава, тем весомей национальные достижения в сфере развития оборонного производства и создания конкурентоспособных образцов вооружения и военной техники. Обладают стимулирующим воздействием на развитие мирового рынка оружия.
Влияние социальных факторов на конъюнктуру происходит через социальные конфликты (забастовки, бойкоты, акции протеста и гражданского неповиновения, народные волнения). Подобные действия на оборонных предприятиях могут привести к срыву экспортных заказов, невыполнению контрактных обязательств по поставке продукции военного назначения и, как следствие, подрыву международного престижа государства, например, России как надежного партнера в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Среди факторов, зависящих от конъюнктуры рынка военной техники, необходимо выделить ретроспективные предпосылки осуществления сделок. Существование исторически сложившихся
партнерских отношений России с рядом стран-импортеров вооружений позволяет оценивать конкурентоспособность определенных видов военной техники с точки зрения вероятности поступления заказов и реализации продукции определенным, традиционным заказчикам.
Все перечисленные конъюнктурные факторы необходимо учитывать при определении уровня конкурентоспособности военной техники.
Исследуя факторы конкурентоспособности применительно к продукции военного назначения, можно отметить, что в оборонной промышленности требования к уровню технологии, культуры производства и качеству продукции значительно выше, чем при производстве продукции гражданского назначения. Это обстоятельство, в свою очередь, негативно влияет на уровень издержек производства. Формирование технических параметров конкурентоспособности военной техники, равно как и экономических параметров происходит последовательно или параллельно-последовательно на этапах разработки, производства и реализации жизненного цикла продукции. Следовательно, для выявления параметров, влияющих на конкурентоспособность военной техники, необходимо проанализировать особенности осуществления ее жизненного цикла.
ЛИТЕРАТУРА
1. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с анг. / М. Портер; под ред. В.Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
2. Игольников Г., Патрушева Е. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства / Г. Игольников, Е. Патрушева // Российский экономический журнал. - 1995. -№ 11.-С. 108-111.
3. Мишин Ю.В. Слагаемые конкурентоспособности. Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур / Ю.В. Мишин // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 1999. - № 1. - С. 41-49.
4. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. - М.: ТЕИС, 2003. - 236 с.
5. Лященко В.П. Торговля оружием: мировая конъюнктура и конъюнктурный анализ. - М.: Новый Век, Институт микроэкономики, 2001. - 168 с.