Н. ИВАНОВА, аспирантка МГИМО (У) МИД России
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕНИЙ НА
МИРОВОМ РЫНКЕ
Россия занимает прочные позиции на мировом рынке вооружений и военной техники. Об этом свидетельствует стабильный портфель заказов и обширная география поставок. Тем не менее существует ряд проблем, снижающих привлекательность российских вооружений для потенциальных импортеров и осложняющих отношения с существующими контрагентами. Их решение будет способствовать повышению конкурентоспособности российских вооружений.
Ключевые слова: вооружения, конкурентоспособность, мировой рынок вооружений.
Россия занимает ведущее место на мировом рынке вооружений и военной техники. В 2010 г. объем поставок оружия из России составил 8,6 млрд. долл., что соответствует 22,9% от общего объема мирового рынка оружия1. Данный показатель продолжает тенденцию роста объемов российских поставок на рынок вооружений.
На мировом рынке вооружений и военной техники Россия, на первый взгляд, имеет довольно обширную географию сбыта. Сегодня Россия экспортирует продукцию военного назначения более чем в 60 государств. Основными импортерами этой продукции из России в 2010 г. являлись Афганистан, Алжир, Аргентина, Армения, Азербайджан, Бразилия, Чад, Китай, Кипр, Конго, Эквадор, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Эквадор, Казахстан, Кувейт, Вьетнам, Венесуэла, Таиланд, Сирия2. Традиционно Россия имеет стратегических партнеров в реализации военной техники, это - Индия и Китай. Одной из первоочередных задач, как с военно-политической, так и с экономической точки зрения, является расширение географии поставок и закрепление на новых рынках.
Достаточно обширна товарная номенклатура предлагаемой продукции военного назначения. Россия представлена и лидирует практически во всех сегментах мирового рынка оружия. Весьма конкурентоспособна российская авиатехника. Из истребителей Россия экспортирует Су-27, Су-30, МиГ-29, которые соперничают с американскими F-16, F-18, F-22, французским «Рафаль», шведским «Гринпеном», а в ценовом отношении значительно их превосходят. Среди вертолетов стоит отметить Ка-50, Ка-52, Ми-8, Ми-17. Эти машины на мировом рынке конкурируют с американскими и французскими аналогами.
Заметны российские вооружения и в бронетанковом сегменте. Популярностью на мировом рынке пользуются российские танки Т-72, Т-80, Т-90, бронетанковые машины БМП-2, БМП-3, БТР. Особое место занимает Россия в сегменте ПВО. Широкое признание на мировом рынке получили зенитно-ракетные комплексы С-200, С-125, С-75, С-300ПМУ, Тор-М1. Лидирующие позиции России и в экспорте военно-морской техники. Российская дизельная подводная лодка «Кило-636» в своем классе противостоит немецкой «Тайп-209», французской «Агоста-90». Конкурентными являются российские авианосцы («Адмирал Горшков»), а также корветы и катера.
Тем не менее, несмотря на обширную номенклатуру, высокую наукоемкую составляющую, ценовой уровень техники, России не всегда удается выигрывать тендеры и заключать новые контракты в интересующих ее странах. Для повышения
1 http://www.sipri.org/databases/armstransfers/recent_trends/Exporter-2010.pdf
2 http://www.sipri.org/databases/armstransfers/recent_trends/Exporter-2010.pdf
конкурентоспособности продукции России на мировом рынке необходимо решить ряд проблем.
Во-первых, речь идет о длительности процедуры поставок вооружений, запасных частей, а также оказания сервисных услуг и ремонта.
Дело в том, что большой объём продаж военной техники связан с высоким спросом на запчасти. Ежегодная потребность в них оценивается приблизительно в 800 млн. долл.3. В процесс обеспечения российских импортеров запасными частями вовлечены более 240 предприятий России и СНГ. Однако, в соответствии с национальным законодательством, предусмотрены достаточно длительные сроки оформления поставок (до 30 дней), которые не позволяют оперативно в течение 72 часов, как это принято в международное практике, обеспечить контрагента необходимыми запчастями. Зачастую это приводит к тому, что некоторые российские организации, не имеющие права экспорта продукции военного назначения, приобретают запасные части и поставляют их на экспорт без оформления соответствующих экспортных лицензий.
Несмотря на то, в ряде стран созданы ремонтные мастерские для обслуживания поставляемой нами военной техники, международные эксперты обращают внимание на неудовлетворительное сервисное обслуживание и ремонт поставляемой техники. Длительный временной отрезок с момента подписания контрактных документов до приема имущества в ремонт заставляет импортеров российского оружия искать альтернативные возможности ремонта. Сегодня Россия испытывает конкуренцию со стороны Украины и Белоруссии. Участие этих стран в ремонте российской продукции военного назначения объясняется отчасти и более низкой контрактной стоимостью ремонта. Между тем для российских предприятий крайне важно оставить за собой возможность ремонта поставляемой техники, поскольку это способствует сохранению ими инженерно-технического потенциала.
Во-вторых, необходимо реабилитировать российский ОПК. Жизнедеятельность предприятий ОПК зависит от ассигнований на национальную оборону путем закупок вооружения и военной техники, дотаций на проведение соответствующих НИОКР, а также от объемов заключенных экспортных контрактов. В настоящее время ОПК включает около 1700 предприятий и организаций. Технологическое оборудование предприятий ОПК в большинстве случаев старше 10 лет составляет около 85%, а старше 20 лет - 60% от общего количества оборудования. Доля оборудования, имеющего прямое отношение к исследованиям и разработкам, снизилась за последние шесть лет с 69,3% до 35%. Фондовооруженность (отношение общей стоимости основных фондов предприятий ОПК к суммарной среднесписочной численности) российского научного сотрудника в 25 раз ниже американского и в 15 раз - европейского. Уровень загрузки предприятий ОПК оборонным заказом в среднем составляет 15 - 20%, что во многих случаях значительно ниже минимально допустимого, при котором прибыль предприятия равна нулю. Уровень рентабельности предприятий оборонной промышленности также резко сократился. Тяжелое финансовое положение предприятий и организаций оборонной промышленности привели к существенному снижению численности специалистов ОПК4.
Следует отметить, что к началу 90-х годов Россия обладала мощным научнотехническим потенциалом. Однако после распада СССР произошел серьезный спад в сфере научно-технического развития. Сокращение отчислений на НИОКР привело к свертыванию ряда важнейших направлений, ослабило материально-техническую базу, резко понизило оплату труда научных и инженерных кадров.
3 .Кузык Б. Россия на мировом рынке оружия. Издательский дом «Военный парад». 2000. С. 246.
4 Бельянинов А.Ю. Военно-техническое сотрудничество. Москва, 2003
В настоящее время в России насчитывается около 4000 организаций, занятых в сфере НИОКР и обеспечивающих создание научно-технического задела для инноваций. В них занято около 900 тыс. чел.5 Удельный вес инновационно-активных предприятий в ОПК составляет более 30%. Среди них предприятия авиационной, электронной и радиопромышленности, внедряющие инновационную продукцию, направленную на расширение ассортимента, повышение качества продукции, применение более эффективных компонентов и материалов. В судостроительной промышленности внедряются в основном технологические инновации (новые производственные методы, обеспечивающие наряду с выпуском технологически новой продукции снижение материальных затрат в производстве).
Основным экономическим фактором, препятствующим внедрению инноваций, для большинства предприятий ОПК является недостаток собственных денежных средств. Кроме того, для каждого второго предприятия, занимающегося проведением НИОКР, основным фактором, замедляющим инновационный процесс, является отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений ограничивают инновационную деятельность предприятий. К производственным факторам, сдерживающих инновационную активность предприятий ОПК, следует отнести дефицит квалифицированного персонала, недостаток информации о новых требованиях рынка и о новых технологиях, а также о возможностях для кооперирования.
Развитию инновационной деятельности препятствует также низкий спрос со стороны государства на новую продукцию, недостаточность законодательных и нормативноправовых документов, регулирующих инновационную деятельность, неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднических, информационных, юридических, банковских и других услуг). По мнению экспертов, отечественный научно-технический комплекс и сейчас по своей эффективности превосходит США. Если оценивать научные результаты на единицу финансирования с точки зрения количества, то наша отечественная промышленность по этому показателю в 4 раза превосходит США. Поэтому основной задачей государственных структур, объединяющих обороннопромышленный комплекс и экспорт ПВН в единую систему военно-технического сотрудничества, является создание наиболее благоприятных условий для активизации инновационно-инвестиционной деятельности. Это позволит создать предпосылки для дальнейшего развития оборонно-промышленного комплекса, повышения экономической эффективности военно-технического сотрудничества и боевого потенциала вооруженных сил Российской Федерации.
Повышению конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке вооружений могли бы способствовать и более гибкие условия ее экспорта. Большой интерес в этой связи представляет получивший в последние годы довольно широкое распространение такой вид внешнеторговых сделок как оффсет. Этот вид сделок используется в настоящее время более чем в 130 странах, а более 75 стран активно используют оффсет при закупках вооружений и военной техники. Такие страны как Венгрия, Норвегия, Турция, Швейцария, Польша, Дания, Австрия, Эфиопия, Малайзия при импорте военной техники выставляют наличие офсетных программ в качестве обязательного пункта контракта. Существуют следующие виды оффсетных сделок.
1. Прямой офсет (компенсационные сделки, осуществляемые страной-экспортером посредством выполнения оффсетных проектов, непосредственно связанных с
5 Бельянинов А.Ю. Военно-техническое сотрудничество. Москва, 2003
поставляемой продукцией военного назначения). Прямые компенсационные сделки, согласно требованиям большинства стран, практикующих оффсет, могут включать инвестиции в оборонные отрасли промышленности стран-импортеров продукции военного назначения, в том числе с целью создания дочерних и совместных предприятий по сборке поставляемого изделия, производству его отдельных узлов, деталей и комплектующих и т.д.; организацию лицензионного и субподрядного производства; передачу технологий с целью проведения военных НИОКР и оказания технического содействия создаваемым дочерним или совместным предприятиям.
2. Косвенный офсет (компенсационные сделки, осуществляемые страной-экспортером в оборонных отраслях промышленности и/или других сферах экономики страны-импортера путем выполнения оффсетных проектов, непосредственно не связанных с поставляемой продукцией военного назначения).
3. Встречная торговля (сделки, связанные с приобретением экспортером продукции военного назначения товаров и услуг в качестве частичной или полной компенсации стоимости такой продукции, поставляемой по основному контракту). К встречной торговле также относятся обратные закупки, бартер, трехсторонняя торговля и др.
Для экспортеров основными целями оффсета являются борьба за покупателей в условиях обострения конкуренции и поиск эффективных путей сбыта продукции военного назначения. Импортеры путем офсета укрепляют свою экономику, развивают науку и национальные военно-промышленные комплексы.
Оффсетные программы, поддерживая и развивая военно-техническое сотрудничество, решают ряд основных политических и экономических проблем: обеспечивают занятость населения, приток твердой валюты, становятся специфическим инструментом расширения и усиления внешнеполитического влияния.
Определенное распространение в процессе сбыта продукции военного назначения получил также и договор аренда (финансового лизинга). Финансовая аренда (лизинг) представляет собой аренду имущества с полной выплатой его стоимости и характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. Финансовая аренда (лизинг), как правило, завершается куплей-продажей арендуемого имущества по остаточной стоимости или по символической выкупной цене. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель сначала должен приобрести в собственность указанное арендатором имущество и только затем предоставить его арендатору во временное владение и пользование6.
Экспортеры вооружений и военной техники рассматривают аренду продукции военного назначения как действенный инструмент военно-технического сотрудничества, который обеспечивает ряд важных бизнес интересов. Прежде всего, у импортера появляется возможность провести полноценные испытания образцов оружия перед принятием окончательного решения о закупках большой партии. Кроме того, аренда обеспечивает оперативность в реагировании на изменения военно-политической обстановки, в случае, если необходимо устранить внезапно возникшую угрозу национальной безопасности в том или ином регионе мира. Данный вид внешнеторговых сделок предусматривает также гибкость в отношениях с импортером. Например в случаях, если необходимо восполнить пробелы в боеспособной технике в связи выводом из эксплуатации вооружений, выслуживших установленные сроки, до начала поступления в войска (во флот) новой.
6 http://nvo.ng.ru/armament/2011-09-09/1_lizing.html
Аренда является, безусловно, одним из самых интересных видов экспортных сделок по ряду причин. Прежде всего, государство-экспортер сохраняет за собой технологии производства. В соответствии с договором аренды на счет экспортера поступают платежи, что отвечает экономическим интересам производителя. При этом экспортер сохраняет за собой присутствие в стране/регионе, что обеспечивает национальные геополитические интересы.