МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Таким образом, одним из приоритетов развития системы государственного управления в современной России является реализация требований по запретам и ограничениям, связанных с прохождением государственной гражданской службы в целях противодействия коррупции. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г., № 31, ст. 3215.
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2008. - 30 декабря.
3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»// Российская газета. - 2012. - 5 декабря.
4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г., № 19, ст. 2329.
5. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 15 августа 2002 г., № 152.
© Гацко М. Ф., 2016
УДК 342
Гацко Михаил Федорович,
кандидат философских наук, Grand Doctor of Philosophy, заслуженный юрист Московской области, доцент Ногинского филиала РАНХиГС E-mail: [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ
Аннотация
В статье рассматриваются международные стандарты и анализируются антикоррупционные требования к государственным служащим
Ключевые слова
Антикоррупционные требования, государственные служащие
Генеральная Ассамблея ООН, на своем 82-м пленарном заседании от 12 декабря 1996 года приняла Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, и рекомендовала его государствам-членам ООН в качестве инструмента, которым они могли бы руководствоваться в своих усилиях по борьбе с коррупцией [1].
Указанный Международный кодекс распространен среди всех государств и включен в руководство по
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
практическим мерам по борьбе с коррупцией с целью предоставления консультативных услуг и технической помощи государствам-членам ООН в разработке или совершенствовании законодательных и нормативных мер, создании или укреплении национального потенциала в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц устанавливает общие принципы поведения государственных служащих. В указанном кодексе определено, что государственная должность - это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства.
Международный кодекс поведения государственных должностных лиц предписывает государственным должностные лицам необходимость выполнять свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами или административными положениями и со всей добросовестностью. Они должны постоянно стремиться к тому, чтобы обеспечить как можно более эффективное и умелое распоряжение государственными ресурсами, за которые они несут ответственность.
Также государственные должностные лица не вправе оказывать какое бы то ни было неправомерное предпочтение какой-либо группе лиц или отдельному лицу, не должны допускать дискриминации по отношению к какой-либо группе лиц или отдельному лицу, а также не злоупотреблять иным образом предоставленными им полномочиями и властью.
Согласно п. 8 Международного кодекса государственные должностные лица должны выполнять требования национального законодательства об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также, по возможности, сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и/или иждивенцев.
Кроме того государственные должностные лица не должны добиваться, прямо или косвенно, получения любых подарков или других знаков внимания, которые могут повлиять на выполнение ими своих функций, а также осуществление ими своих обязанностей или принятие ими решений.
Комитет министров Совета Европы в Рекомендации от 11 мая 2000 года № R (2000) 10 «О кодексах поведения для государственных служащих» рекомендует правительствам государств-членов СЕ при соблюдении национального законодательства и принципов, регулирующих деятельность государственной администрации, содействовать принятию национальных кодексов поведения для государственных служащих, руководствуясь Модельным кодексом поведения для государственных служащих [2].
Указанный кодекс распространяется на большинство государственных служащих. К государственным служащим согласно Рекомендации Комитета министров Совета Европы относится любое лицо, служащее в публичном органе. Согласно рекомендациям рассматриваемого Модельного кодекса государственный служащий должен быть честным, беспристрастным и выполнять свои обязанности в меру своих способностей, эффективно, компетентно, справедливо и с пониманием, принимая во внимание лишь общественную пользу и соответствующие обстоятельства дела.
Если же государственный служащий обнаружит, что от него требуют совершения незаконного, неправомерного или противоречащего этике поступка, который может быть отнесен к должностным преступлениям или каким-либо иным образом нарушить Модельный кодекс, то он обязан уведомить об этом, как это предусмотрено в законодательстве.
Также согласно Рекомендации Комитета министров Совета Европы государственный служащий должен информировать компетентные органы о любых известных ему нарушениях этого кодекса другими государственными служащими.
При этом государственный служащий обязан сообщать компетентным органам любые доказательства, утверждения или подозрения относительно незаконной или преступной деятельности в отношении государственной службы, о чем ему стало известно при исполнении служебных обязанностей или в связи с их исполнением.
В статье 13 Модельного кодекса содержится механизм предотвращения столкновения интересов (в российском законодательстве данное явление именуется «конфликтом интересов»).
Под столкновением интересов понимается ситуация, когда государственный служащий имеет личную
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей. Личная заинтересованность государственного служащего включает любую выгоду для него лично или для его семьи, родственников, друзей и близких, а также для лиц и организаций, с которыми он имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения. В это понятие входит также любое финансовое или гражданское обязательство, которое несет государственный служащий.
Государственный служащий обязан:
- внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;
- принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения интересов;
- доводить до сведения вышестоящего начальника о любой коллизии интересов, как только ему становится об этом известно;
- подчиниться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов.
Если государственный служащий занимает такую должность, при которой его служебные обязанности могут задеть его личные или частные интересы, то в соответствии с законом он обязан заявлять о характере и размерах этих интересов во время своего назначения, затем через определенные промежутки времени и при любом изменении ситуации.
Согласно ст. 15 Модельного кодекса государственный служащий не должен осуществлять деятельность или операции, занимать (возмездно или безвозмездно) пост или должность, несовместимые с надлежащим исполнением его служебных обязанностей или наносящие им вред. В случае если нет ясности относительно совместимости с государственной службой какой-либо деятельности, госслужащий должен спросить мнение своего непосредственного начальника.
Также государственный служащий обязан выполнять любые предусмотренные законом требования по декларированию своего членства или принадлежности организациям, которые могут повредить его должности или надлежащему исполнению им своих служебных обязанностей в качестве государственного служащего.
Модельный кодекс содержит требования, ограничивающие возможности получения государственными служащими подарков и иных выгод. Так, согласно ст. 18 кодекса, государственный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения и любые другие выгоды, предназначенные для него или для его семьи, родственников, близких друзей, а также для лиц или организаций, с которыми он имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на беспристрастность, с которой он или она исполняют свои служебные обязанности, или которые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям. Под эту категорию не подпадают обычное гостеприимство и мелкие подарки. В случае, когда государственный служащий не знает, может ли он принять подарок или воспользоваться гостеприимством, то он обязан спросить мнение у своего непосредственного начальника.
Если государственному служащему предлагается не должная выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он обязан принять следующие меры:
- отказаться от не должной выгоды; для ее использования в дальнейшем в качестве доказательства принимать ее нет необходимости;
- попытаться установить личность сделавшего такое предложение;
- избегать длительных контактов, хотя знание основания данного предложения может быть полезным при снятии показаний;
- в случае если подарок нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, он должен храниться по возможности с минимальным использованием;
- постараться иметь свидетелей, например в лице рядом работающих коллег;
- в кратчайший срок написать докладную об этой попытке, предпочтительно занеся ее в официальный журнал;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
- довести как можно скорее этот факт до сведения непосредственного начальника или прямо до компетентного правоохранительного органа;
- продолжать работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена не должная выгода.
В Модельном кодексе (ст. 26) содержатся ограничения для бывших госслужащих в трудоустройстве. Так, государственный служащий не должен использовать свою принадлежность к государственной службе для получения работы за ее пределами. Также он не должен допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному столкновению интересов или создавала видимость такого столкновения. Бывший государственный служащий не должен в течение определенного периода также действовать от имени какого бы то ни было лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал от имени государственной службы, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации.
Кроме того, бывший государственный служащий не должен использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им в качестве государственного служащего, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с законодательством.
Статья 27 Модельного кодекса ограничивает отношения с бывшими государственными служащими. Так, государственный служащий не должен оказывать особое внимание и предоставлять особый доступ в административные органы бывшим государственным служащим. Список использованной литературы:
1. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. № 51/59 «Борьба с коррупцией»). // http://www.un.org/ru/documents.
2. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих // Совет Европы и Россия, № 2, 2000.
© Гацко М. Ф., 2016
УДК 342
Гацко Михаил Федорович,
кандидат философских наук, Grand Doctor of Philosophy, заслуженный юрист Московской области, доцент Ногинского филиала РАНХиГС E-mail: [email protected]
ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются ограничения и запреты, предусмотренные российским антикоррупционным законодательством для муниципальных служащих.
Ключевые слова
Запреты, ограничения, муниципальные служащие, противодействие коррупции.
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в ст. 12 установлены обязанности муниципального служащего, в их числе и обязанности антикоррупционного характера:
- представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи;