Научная статья на тему 'Ограничения и запреты, предусмотренные для муниципальных служащих в целях противодействия коррупции'

Ограничения и запреты, предусмотренные для муниципальных служащих в целях противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3075
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗАПРЕТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гацко Михаил Федорович

В статье рассматриваются ограничения и запреты, предусмотренные российским антикоррупционным законодательством для муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гацко Михаил Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничения и запреты, предусмотренные для муниципальных служащих в целях противодействия коррупции»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

- довести как можно скорее этот факт до сведения непосредственного начальника или прямо до компетентного правоохранительного органа;

- продолжать работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена не должная выгода.

В Модельном кодексе (ст. 26) содержатся ограничения для бывших госслужащих в трудоустройстве. Так, государственный служащий не должен использовать свою принадлежность к государственной службе для получения работы за ее пределами. Также он не должен допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному столкновению интересов или создавала видимость такого столкновения. Бывший государственный служащий не должен в течение определенного периода также действовать от имени какого бы то ни было лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал от имени государственной службы, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации.

Кроме того, бывший государственный служащий не должен использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им в качестве государственного служащего, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с законодательством.

Статья 27 Модельного кодекса ограничивает отношения с бывшими государственными служащими. Так, государственный служащий не должен оказывать особое внимание и предоставлять особый доступ в административные органы бывшим государственным служащим. Список использованной литературы:

1. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. № 51/59 «Борьба с коррупцией»). // http://www.un.org/ru/documents.

2. Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих // Совет Европы и Россия, № 2, 2000.

© Гацко М. Ф., 2016

УДК 342

Гацко Михаил Федорович,

кандидат философских наук, Grand Doctor of Philosophy, заслуженный юрист Московской области, доцент Ногинского филиала РАНХиГС E-mail: gatsko_mf@mail.ru

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются ограничения и запреты, предусмотренные российским антикоррупционным законодательством для муниципальных служащих.

Ключевые слова

Запреты, ограничения, муниципальные служащие, противодействие коррупции.

Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в ст. 12 установлены обязанности муниципального служащего, в их числе и обязанности антикоррупционного характера:

- представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

- соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;

- уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта [2].

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» на муниципального служащего возлагается обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений [1].

Статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность муниципального служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Статья 12.5. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, что федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих должности муниципальной службы, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.

Так, муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, установленный муниципальным правовым актом, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ч. 2 ст. 9 Закона Московской области от 24 июля 2007 г. № 137/2007-ОЗ).

Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, установленный муниципальным правовым актом, представляет представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за 3 последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (ч. 3 ст. 9 Закона Московской области от 24 июля 2007 г. № 137/2007-ОЗ).

В случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Важной характеристикой правового статуса муниципального служащего являются накладываемые на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

него законом запреты, связанные с прохождением муниципальной службы. Действие запретов ограничено временем прохождения муниципальной службы, а в особых случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения с муниципальной службы.

Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение, которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с муниципальной службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между органами местного самоуправления и населением.

Муниципальный служащий должен не нарушать запреты, которые установлены в ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Муниципальному служащему запрещается

1 замещать должность муниципальной службы в случае:

А) избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы; б) избрания или назначения на муниципальную должность; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза

2 заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3 быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4 получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);2

5 выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

6 использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

7 разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

2 Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х

Продолжение

8 допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

9 принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

10 использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

11 использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

12 создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

13 прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

14 входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации;

15 заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, также не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Порядок представления муниципальными служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен ст. 14.2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Указанная выше обязанность распространяется не только на муниципальных служащих, но и на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень. Они также обязаны представлять представителю работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2008. - 30 декабря.

2. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г., № 10, ст. 1152.

© Гацко М. Ф., 2016

УДК 342.9

Герасимова Евгения Валериевна

преподаватель

кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России Жидконожкина Ольга Николаевна старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России Луговая Оксана Валерьевна начальник курса факультета переподготовки и повышения квалификации

Воронежский институт МВД России г. Воронеж, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ УЧАСТКОВЫМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ПОЛИЦИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел при рассмотрении обращений граждан.

Ключевые слова

Прием, регистрация, рассмотрение обращений граждан, нарушения законности, учетно-регистрационная дисциплина, доследственные проверки.

Одной из задач реформирования системы МВД России является восстановление утраченного доверия населения страны к органам внутренних дел. Их своевременное и результативное реагирование на поступившие обращения, способствует воспитанию граждан в духе уважения к закону, укрепляет авторитет всей полиции в целом.

Основной массив обращений, поступающих на рассмотрение в территориальные органы МВД России, приходится на участковых уполномоченных полиции. Так, из 30,7 млн. зарегистрированных в 2015 году заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, 12,9 млн. -рассмотрено участковыми уполномоченными [1]. Занимаясь своей ежедневной работой, участковый должен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.