Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования социальной адаптации детей-сирот'

Проблемы правового регулирования социальной адаптации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
997
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волкова Елена Васильевна

Данная статья посвящена проблемам социальной адаптации детей-сирот, рассматривается современное состояние данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования социальной адаптации детей-сирот»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

следователями при назначении судебных экспертиз:

1. Постановка «шаблонных» вопросов перед экспертом без учета конкретной ситуации.

2. Представление на экспертизу избыточного количества объектов с постановкой вопросов по каждому из них вне зависимости от связи с делом. 3. Неправильная упаковка предметов.

4. Непредставление одновременно со смывами с рук (например, для определения наличия следов близкого выстрела) или со смывами крови с различных поверхностей контрольных смывов и контрольных образцов марли (бинта), на который производился смыв.

5. Неверное определение последовательности при назначении нескольких экспертиз, приводящей к невосполнимой утрате тех или иных признаков и невозможности дальнейших исследований одного и того же объекта экспертами других специальностей.

6. Имеет место ряд упущений следователей при назначении судебных экспертиз, непосредственно влияющих на увеличение сроков следствия: несвоевременность назначения экспертиз, несвоевременность доставки объектов в экспертное учреждение; несвоевременный ответ на запросы эксперта; волокита в получении выполненной экспертизы и объектов исследований; назначение спустя значительный срок судебно-психиатрической экспертизы (например, при совершении преступления в условиях очевидности) без прогнозирования возможного назначения стационарной экспертизы или, наоборот, назначение психиатрической экспертизы без получения и представления экспертам достаточного количества необходимых материалов; и др.

Отмеченные особенности назначения судебных экспертиз будет полезно проанализировать молодым следователям, не имеющим достаточного опыта работы, чтобы не повторять ошибок своих предшественников.

Список использованной литературы:

1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // СПС «Консультант Плюс».

2. Быков В.М. О назначении судебной экспертизы на стадии возбуждения уголовного дела // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 2.

© Башлыкина А. В., 2016

УДК 340

Волкова Елена Васильевна

магистр 2 курса

ЧОУ ВО «Южный университет» (ИУБиП), России, г. Ростов-на-Дону

E-mail: lena-shehireva@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация

Данная статья посвящена проблемам социальной адаптации детей-сирот, рассматривается современное состояние данной проблемы.

Ключевые слова

Дети-сироты, адаптация, социальная адаптация, социальная дезадаптация.

В современных условиях, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни становится одной из главных задач социальной защиты детей-сирот.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

К социальным условиям проживания и дальнейшей «взрослой» жизни в обществе является их успешная социализация и адаптация.

Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) - в широком смысле понимается как приспособление к окружающим условиям.

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты.

Социальная адаптация сирот - это успешное усвоение социальных ролей в системе общественных отношений. Причем ребенок-сирота является одновременно субъектом и объектом социальных отношений. В качестве объекта сирота выступает как пассивная сторона, на которую направлено воздействие социальных институтов и групп, формирующих его как личность. В качестве субъекта он, наоборот - активный участник общественных отношений.

Существует множество определений понятия «социальная адаптация». Кроме того, различные науки -философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация - это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация - один из ведущих механизмов социализации личности [3].

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ социальная адаптация ребенка определяется как процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической и моральной травмы [6].

Полная социальная адаптация человека включает управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Социальная адаптация детей-сирот является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

Как известно, выйдя из детских домов, дети-сироты, попадают в новые, незнакомые, зачастую пугающие условия самостоятельного существования и испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми. У воспитанников сиротских учреждений очень низкий уровень социального интеллекта, слабо развито чувство ответственности за свои поступки, что может привести к тяжелым последствиям.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является совершенствование системы работы этих учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.

Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный - с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;

2. Включение в социальную группу - он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского

дома;

3. Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;

4. Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация.

Социальная дезадаптация - это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. Социальная дезадаптация проявляется в ассоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге им не удается найти свое место в жизни [1].

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4].

Конвенция «ООН» о правах ребенка декларирует, что «ребенок или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [2].

В соответствии с международным актом и российским законодательством определен ряд форм устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Получили распространение следующие формы:

«Семейные формы устройства детей»

- Усыновление (удочерение);

- опека и попечительство.

«Государственно-общественные формы устройства детей»

- приемная семья;

- патронатная семья.

«Государственные формы устройства детей»

- детский дом;

- школа-интернат;

- приют.

Самым приоритетным и приемлемым способом социальной адаптации детей-сирот, конечно, является, усыновление (ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации) [5]. Дети очень сильно меняются, оказавшись в нормальной обстановке. Они догоняют в физическом и интеллектуальном плане своих ровесников и внешне ничем не отличаются от них.

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство- принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты прав и интересов.

Приемная семья - форма воспитания детей в семье у приемных родителей-воспитателей. Детей, живущих в приемной семье, со временем удается построить позитивные, объединить свой прошлый и текущий опыт и войти во взрослую жизнь с ощущением стабильности и причастности.

Ребенок, который воспитывается в приемной семье, не лишается статуса сироты, за ним остаются все льготы предусмотренные законодательством.

Патронатное воспитание - это новая форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между уполномоченной службой по патронатному воспитанию и патронатным воспитателем.

Таким образом, если сформировать у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «образ жизни, достойного Человека», то социальная адаптация будет иметь положительную динамику.

Список использованной литературы:

1. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Совремённые проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. - М., 1992

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

3. Одинцова Л.Н., Шамахова Н.н. Детский дом семейного типа. - 2000, Вологда: ВИРО

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. N 06-369 "О направлении рекомендаций".

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (ред. от 30.12.2015)

6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. 28.112015)

© Волкова Е.В., 2016

УДК 342

Гацко Михаил Федорович,

кандидат философских наук, Grand Doctor of Philosophy, заслуженный юрист Московской области, доцент Ногинского филиала РАНХиГС E-mail: gatsko_mf@mail.ru

О СДАЧЕ ПОДАРКОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАННОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация

В статье рассматривается порядок сдачи муниципальными служащими подарков, полученных в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием

Ключевые слова Подарки, запрет, муниципальные служащие.

В российском законодательстве установлены запреты на получение чиновниками подарков. Так, пунктом 7 части 3 статьи 12.1. Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" в числе ограничений и обязанностей, налагаемых на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности указывается запрет на получение в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей подарков от физических и юридических лиц [1].

Аналогичный запрет установлен пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Там же установлено, что подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации [2].

Гражданский кодекс не допускает дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 ГК РФ). Данная норма устанавливает ограничение размера принимаемого подарка для лица в общепринятых случаях (день рождения, памятные, знаменательные события), занимающего должность государственной и муниципальной службы. В этой же статье уточнено, что указанный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, стоимость которых превышает 3 000 рублей, признаются соответственно федеральной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.