Научная статья на тему 'Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: объект, предмет, субъекты'

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: объект, предмет, субъекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5089
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудашкин А. В., Козлов Т. Л.

В статье рассмотрены проблемные вопросы относительно сущности, объекта, предмета и субъектов конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. На основе анализа правоприменительной практики сформулированы предложения по изменению антикоррупционного законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: объект, предмет, субъекты»

УДК 343.35:328.185

А.В. КУДАШКИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом,

Т.Л. КОЗЛОВ, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры РФ,

г. Москва

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, СУБЪЕКТЫ

В статье рассмотрены проблемные вопросы относительно сущности, объекта, предмета и субъектов конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. На основе анализа правоприменительной практики сформулированы предложения по изменению антикоррупционного законодательства.

Согласно опубликованному в ноябре 2009 г. исследованию, проведенному Центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл (ТИ), Россия заняла 146 место из 180 в исследовании Индекса восприятия коррупции. В прошлом году Россия получила 2,1 балла и заняла 147 место (в 2008 г. в России был зафиксирован самый высокий уровень коррумпированности госсектора за последние восемь лет).

Коррупцию в современный период можно обнаружить практически в любой стране мира, а также в любой международной организации1. Это не означает, что коррупция везде одинакова. Причины возникновения коррупции в зависимости от исторической эпохи и социально-экономического развития конкретного государства различны, в связи с чем попытки разработать универсальные административно-право-

Первого апреля 2010 г. судебные власти США объявили, что компания Daimler AG приговорена к многомиллионному штрафу за дачу взяток во многих странах мира, в том числе в России [1]. Также в настоящее время расследуется дело в отношении взяток на поставку компанией Hewlett-Packard (HP) в Россию современной компьютерной техники [2].

вые средства ее предупреждения и пресечения представляются практически нереализуемыми. Однако в процессе нормотворческой деятельности следует учитывать положительные примеры некоторых государств.

Зарубежная практика противодействия коррупции выработала ряд достаточно эффективных администативно-правовых средств противодействия коррупции, в частности:

- разрешение конфликта интересов;

- запреты или ограничения подарков;

- запреты определенных видов деятельности;

- раскрытие информации о доходах [3; 4].

Перечисленные средства направлены на

предупреждение коррупции, которая начинается с малого - получение выгоды, как правило материального характера, при исполнении служебных обязанностей.

Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 гг., действующий в редакции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, в качестве одной из приоритетных задач указывает принятие в 2010 г. мер по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к

служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

Первоначально задача законодательного развития механизма разрешения кофликта интересов на государственной и муниципальной службе была поставлена в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ в 2008 г., которая была в основном решена с принятием Федерального закона от 25.12.2008 №2 273-Ф3 "О противодействии коррупции". В то же время данный институт не является для российского законодательства новеллой, поскольку, применительно к служебным отношениям, урегулирован в федеральных законах от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Однако, как отметил Президент РФ на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры РФ 04.03.2010, работа прокуратуры на данном направлении должна быть активизирована. "Надо стимулировать чиновников к правомерному поведению. Тем более правовой инструмент у вас на эту тему есть. Надо вести работу", - отметил Д.А. Медведев2.

Разрешение конфликта интересов - это определенный алгоритм, процедуры, которые превентивно способствуют предотвращению коррупционных проявлений.

Однако прежде чем такие процедуры устанавливать необходимо определиться с самим явлением конфликта интересов, для чего обратимся к сущности понятий "интерес" и "конфликт".

Под интересом понимается осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность. Интересы являются побудитель-

2

URL: http://www.kremlin.ru/news/7039

ными мотивами, обусловливающими пути и способы удовлетворения потребностей, которые, удовлетворяя их, приобретают качество "ценности". В то же время интерес в удовлетворении потребностей реализуется через систему целей и деятельности определенных субъектов (например, функций государства [5]). Соотношение понятий "интерес", "потребность", "ценность", "цель" можно проиллюстрировать следующим алгоритмом: "потребность" может быть удовлетворена "ценностью" (наличием определенных благ, в том числе определенных способов реализации потребности); субъект ставит "цель" (пути) - овладеть "ценностью" (ее сохранить) и определяет в этом плане свои интересы в способах ее реализации, то есть конкретных действиях.

Некоторые авторы интерес определяют как "выражение социальной зависимости человека от его общественной среды", а потребность составляет "обусловленную всей системой общественных отношений, а также социальным положением конкретного субъекта... нуждаемость субъекта в таком вне его лежащем дополнении, которое необходимо для его нормального функционирования и развития". В работах ученых-правоведов прослеживается тесная связь и обусловленность интереса социальными благами [6].

Конфликт возникает при несовместимости интересов определенных субъектов, то есть возникновении такой ситуации, при которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

В самом общем плане под конфликтом интересов в деятельности государственного или муниципального служащего понимаются ситуации, в которых личный материальный или иной интерес служащего или зависимость его от других граждан или организаций могут помешать или мешают должным образом исполнять должностные обязанности.

Законодательство и ведомственные правила США, регулирующие вопросы "конфликта интересов", помогают различать должное и не должное поведение между явно ненадлежащим и явно надлежащим поведением должностного

лица. Подход состоит в том, чтобы определить конфликтность интересов через правила и положения, которые помогут избежать ненадлежащего поведения должностных лиц. Так, должностным лицам запрещено реализовывать свои финансовые интересы, участвуя в делах, на успех которых могут повлиять решения, принимаемые такими должностными лицами в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей, а также информация, которой эти лица располагают в силу своего служебного положения3.

Американским госслужащим запрещается участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использовать такого рода информацию в личных целях, в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие [7].

Традиционно ограничены возможности получения дополнительного дохода сверх основной ("карьерной") зарплаты. Заработок по совместительству не должен превышать 15% основной должностной оплаты (следует обратить внимание, что по российскому законодательству таких ограничений нет). Это ограничение распространяется на должностных лиц всех трех ветвей власти, за исключением членов сената США. Чиновники, назначаемые Президентом США, вообще не могут получать "какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей".

В США действуют Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США и Кодекс этического поведения членов Палаты Представителей Конгресса США 1977 г., действие которых распространяется как на членов Конгресса, так и на работников аппарата. В отношении иных категорий публичных служащих действуют Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата, утвержденные исполнительным приказом Президента США 1990 г. № 12731 [4, с. 25-27].

В законодательстве Финляндии термин "конфликт интересов" не употребляется, если речь идет о коррупции. Если имеет место ситуация, когда государственный служащий получает выгоду, но в то же время интересы его службы, интересы государства проигрывают, то в Финляндии принято говорить о неправомочности должностного лица в данной ситуации. Это означает, что в данной ситуации чиновник неправомочен исполнять свои должностные обязанности и ему это запрещено. Общее положение, содержащееся в ст. 15 Закона Финляндии о государственной службе, запрещает должностному лицу принимать хозяйственную или иную выгоду, если это может ослабить доверие к должностному лицу или органу власти. В том же законе регулируются вопросы, касающиеся ограничения на работу по совместительству. При этом закон исходит из того, что работа по совместительству не должна создавать ситуацию, когда должностное лицо становится неправомочным выполнять свои основные обязанности. Чтобы работать по совместительству, должностному лицу всегда необходимо получить разрешение органа власти - своего работодателя4.

Следует обратить внимание, что российское законодательство предусматривает лишь уведомительный порядок для начала иной (за пределами служебной) деятельности, что далеко не равнозначно разрешительному порядку5. Такой режим правового регулирования вполне соответствовал переходному периоду становления в России государственной и муниципальной службы 90-х гг. прошлого столетия и начала ХХ в., характерной чертой которого был неадекватно низкий уровень денежного содержания публич-

4

Выступление заместителя генерального прокурора Финляндии Йорма Калске 23 июня 2009 г. в Государственной Думе Российской Федерации на заседании "круглого стола" на тему: "Публично-правовые и частноправовые аспекты развития механизма разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе". - URL: http://www.jk.ru/jur-polesno.html#back

См. ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

ных служащих. Однако реализация подп. "с" п. 8 Национальной стратегии противодействий коррупции6, предусматривающего повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих, объективно требует изменения режима регулирования в данной области отношений с уведомительного на разрешительный. Вопрос только в том, чтобы изменение законодательство было осуществленно синхронно с изменением денежного содержания указанных лиц.

В 1985 г. в Канаде принят Ценностный этический кодекс государственной службы, содержащий правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами. Канадским государственным служащим не рекомендуется иметь частные интересы, за исключением разрешенных кодексом, которые могут прямо и существенно касаться ведомства, в котором они работают, при условии, что они лично участвуют в осуществлении соответствующих действий. При поступлении на государственную службу служащие обязаны так реорганизовать свои частные дела, чтобы исключить возможность возникновения "конфликта интересов". Если он все-таки возник, его следует разрешить в интересах общества. Государственные служащие не имеют права принимать различные подарки, подношения, стоимость которых может быть выражена в денежной сумме. Им не разрешается отклоняться от своих обязанностей для оказания помощи частным предприятиям или лицам в их делах с правительством, если в результате этого предприятие или лицо получат со стороны последнего предпочтительное отношение к себе по сравнению с другими. Государственные служащие не вправе сознательно извлекать материальную выгоду из информации, которая еще не обнародована и стала им известна в результате выполнения своих служебных обязанностей. Ни прямо,

6

Утверждена Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460.

ни косвенно государственные служащие не должны допускать использование государственной собственности для любых других целей, кроме тех, для которых она официально предназначена. После оставления государственной службы служащие не должны пытаться извлечь какие-либо преимущества из факта предыдущего их пребывания на должности [4, с. 31-35].

Государственную службу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению долга7.

Ситуации конфликта интересов уделяется особое внимание руководством государства. Проблема коррумпированности государственного аппарата настолько очевидна и огромна, что вынудила нашего Президента РФ Д.А. Медведева в своем открытом письме сравнить по уровню катастрофичности ее проявления и воздействия на нашего государство и общество с Великой Отечественной войной8.

Законодательное закрепление механизма урегулирования конфликта интересов, в числе прочего, направлено на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения служащими должностных обязанностей, исключение злоупотреблений на службе. Наличие конфликта интересов на государственной службе при реализации необходимых социально-экономических программ и мероприятий, особенно в условиях мирового финансового кризиса, последствия которого испытывает Россия, разрушает фундаментальные демократические процессы, подрывает политические и правовые устои государственной власти и ее авторитет.

Должностные обязанности возлагаются на публичных служащих исключительно для выполнения задач и функций государственных

Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата, утвержденные исполнительным приказом Президента США 1990 г. № 12731 [7, с. 89]. URL: http://www.kremlin.ru/news/5413

органов в общественно полезных целях. Объем и содержание должностных обязанностей конкретного государственного служащего вытекают из соответствующих нормативных правовых актов, должностного регламента и служебного контракта. Вся практическая деятельность государственного служащего должна быть направлена на добросовестное выполнение служебного долга, обеспечение интересов общества и государства.

Введение института урегулирования конфликта интересов на государственной службе предопределено наряду с прочими факторами и международными обязательствами России, вытекающими из Конвенции ООН против коррупции9. Согласно п. 4 ст. 7 "Публичный сектор" названной Конвенции ООН каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов.

В Международном кодексе поведения государственных должностных лиц10, к которому отсылает названная Конвенция ООН, механизмы предотвращения и урегулирования конфликта интересов регламентированы в положениях главы II "Коллизии интересов и отказ от права", в которой закреплено, что "государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных или финансовых выгод для своих семей. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением" (п. 4).

9 ~

Заключена в Нью-Йорке, 31.10.1993, ратифицирована Российской Федерацией - Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ, опубликована в Бюллетене международных договоров. - 2006. - № 10. - С. 7-54.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996 № 51/59 (82-е пленарное заседание 51-ой сессии).

Подробному описанию существа конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, его определению и признакам посвящены ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3, ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Перечисленные правовые акты составляют предметную область конфликта интересов.

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда указанным правам и законным интересам.

Как справедливо отмечает О.В. Казаченко-ва, "противоречие возникает не между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, а между ненадлежащим исполнением гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей и указанными законными интересами" [8]. К этому следует добавить, что ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, например, может проистекать из-за работы государственного служащего по совместительству в иной организации (в целях получения дополнительного заработка), что также относится к одной из форм проявления конфликта интересов. В таком случае личная заинтересованность государственного служащего может влиять на качественное исполнение должностных обязанностей.

Основным конфликтогенным признаком выступает наличие или возможность возникновения противоречия между личными интересами государственного (муниципального) служащего и законными интересами граждан, орга-

низаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта, что составляет объектную область конфликта интересов.

Следует отметить определенную узость в понимании личной заинтересованности, предлагаемой ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой под ней "понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды". Личная заинтересованность должна охватывать не только материальный аспект, но и интерес государственного служащего в приобретении нематериального блага (не легитимное получение награды, продвижение по службе в связи с родственными и иными "особыми" отношениями с лицами, к полномочиям которых относится принятие соответствующих решений) [9].

Практика прокурорского надзора позволяет выделить следующие наиболее часто встречающиеся ситуации, связанные с конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе:

1) владение государственным или муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к передаче принадлежащих ему указанных активов в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ в целях предотвращения конфликта интересов;

2) замещение должности государственной (муниципальной) службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным (муниципальным) служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

3) занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов.

Российское законодательство определяет правовые средства, направленные как на пре-

дотвращение возникновения конфликта интересов (например, информирование в письменной форме государственным служащим о личной заинтересованности представителя нанимателя и др.), так и на его урегулирование (процедуры разрешения конфликта интересов).

Общественная опасность, коррупциоген-ность ситуации конфликта интересов состоит в том, что личная заинтересованность государственного или муниципального служащего может повлиять на объективное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, может привести к возникновению противоречия с интересами государственной или муниципальной службы. Например, при выполнении иной оплачиваемой работы, если государственный служащий реализует функции государственного органа в части организации и проведения конкурсов на закупку материально-технических средств и, одновременно, преподает на платных курсах подготовки специалистов коммерческих организаций, обеспечивающих участие их организаций в конкурсах на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд. В этом случае имеет место потенциальный конфликт интересов, для предупреждения которого государственный служащий обязан проинформировать о своей личной заинтересованности представителя нанимателя в письменной форме.

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции на государственной и муниципальной службе выявила коррупциогенную ситуацию в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в части установления определенных обязанностей, ограничений и запретов антикоррупционного характера в отношении указанных лиц.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № Ш-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защит-

ника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Аналогичная норма предусмотрена в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Иных ограничений и запретов в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2008 №2 273-Ф3 "О противодействии коррупции" в отношении выборных должностных лиц органов местного самоуправления, включая главу муниципального образования, установлено не было.

Выборные должностные лица местного самоуправления, согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе, депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Частью 7 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 131-Ф3 предусмотрены некоторые запреты и ограничения только в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Понятие конфликта интересов, механизма его урегулирования Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не содержит.

Указанные пробелы правового регулирования породили типичную ситуацию, когда органами местного самоуправления создаются бюджетные муниципальные учреждения, в которые на постоянной основе трудоустраиваются депутаты выборных органов, осуществляющие свою деятельность в них не на постоянной основе. На содержание таких бюджетных учреждений расходуется значительная часть местного бюджета, подчас значительно превышающая бюджетные расходы на решение иных вопросов местного значения. Такому положению способствует реально существующий конфликт интересов, поскольку не единичны случаи, когда при утверждении бюджета на соответствующий финансовый год депутаты влияют на размер

финансирований учреждений, в которых они работают на постоянной основе.

Также имеют место заключение главами муниципальных образований и местных администраций с депутатами соответствующих муниципальных выборных органов гражданско-правовых договоров на выполнение работ, зачастую не относящихся к вопросам местного значения или дублирующих функции местных администраций.

Таким образом, анализ действующего законодательства, а также правоприменительной практики ставит вопрос о целесообразности установления специальной системы ограничений и запретов в отношении лиц, замещающих выборные муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе. В этой связи полагаем необходимым распространить требования ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ на рассматриваемую категорию лиц. При этом решение данной проблемы, на наш взгляд, должно носить комплексный характер.

Необходимо рассмотрение вопроса о расширении системы антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов в отношении лиц, замещающих выборные муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия как на постоянной, так и не на постоянной основе, например, за счет запрета на получение в связи со своим служебным положением денежного вознаграждения от физических и юридических лиц (не только подарков в соответствии со ст. 575 ГК РФ), за счет обязанности представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, предотвращать конфликт личных и муниципальных интересов и т.д.

Требует унификации запрет на участие в управлении коммерческими организациями в отношении государственных гражданских и муниципальных служащих. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации (за исключением определенных случаев).

В то же время нормативное регулирование, установленное пп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 №№ 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" запрещает государственному гражданскому служащему участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации (также за исключением установленных случаев). Тем самым, закон допускает возможность участия чиновников в управлении организацией на безвозмездной основе, что не исключает получения им "черной заплаты" и создание всевозможных преференций для этой организации, и, в свою очередь, приводит или может привести к коррупционным проявлениям.

В этой связи представляется необходимым ввести абсолютный запрет на участие в любой форме в управлении и деятельности коммерческой организации для государственных гражданских и муниципальных служащих за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве в порядке исключения.

Учитывая то обстоятельство, что некоммерческие организации также по действующему законодательству могут заниматься предпринимательской деятельностью для реализации своих уставных целей, полагаем возможным аналогичный режим правового регулирования ввести и в отношении некоммерческих организаций.

С учетом изложенного, представляется целесообразным рассмотрение вопроса о внесе-

нии изменений в действующее законодательство, которые бы предусматривали критерии отнесения ситуаций к реальному или предполагаемому конфликту интересов; признаки личной заинтересованности; примерный (открытый) перечень конфликтных ситуаций, исходя из действующего законодательства, расширение перечня субъектов конфликта интересов.

Список литературы

1. Маловерьян Ю. Российская стратегия борьбы с коррупцией от "А" до "Х". - URL: http://www.bbc.co.uk/russian/ russia/2010/04/100414_corruption_national_strategy.shtml

2. Газета "Коммерсантъ". - 2010. - 16 апреля. - № 67.

3. Куракин А.В. Государственая служба и коррупция. - М., 2009.

4. Антикоррупционная политика в системах государственной службы зарубежных государств. - М., 2010.

5. Кудашкин А.В. Защита национальных интересов России силами и средствами вооруженной борьбы: теория и практика правового обеспечения // Российский военно-правовой сборник № 12: мат-лы науч.-практ. конф., проведенной в Военном университете Минобороны России 26 ноября 2008 г. - М., 2009. - С. 384-408.

6. Карелина С.А. Категория интереса и институт несостоятельности (банкротства) как средство разрешения конфликта интересов // Законодательство. - 2007. - № 3.

7. Николайчик В.М. Правовое регулирование этики официальных лиц в США // США. Экономика. Политика. Идеология. - 1998. - № 6.

8. Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. - 2006. - № 3.

9. Павелкин А.В. Проблемы выявления (распознавания) коррупционных проявлений в воинских учреждениях // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2009. - № 11. - С. 7-15.

В редакцию материал поступил 17.05.10.

Ключевые слова: конфликт интересов, государственная и муниципальная служба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.