Научная статья на тему 'Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой'

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8462
1197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГРАЖДАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширяева Анастасия Владимировна

В статье рассматриваются запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской государственной службы должностными лицами. Дана характеристика правового положения (статуса) государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой»

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ

Ширяева А.В.

Ширяева Анастасия Владимировна - студент, кафедра государственно-правовых дисциплин, юридический факультет, Московский гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской государственной службы должностными лицами. Дана характеристика правового положения (статуса) государственных служащих. Ключевые слова: государственный служащий, гражданская государственная служба, федеральное законодательство, запреты и ограничения.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По состоянию на 2017 год в государственных органах Российской Федерации замещали должности государственной гражданской службы 675,5 тыс. человек, что составляет 42,3% от общей численности всех служащих, занятых в этих органах [4].

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяя статус государственного гражданского служащего, накладывает ограничения, правовая природа которых связана с правами, а именно с правами, которых гражданский служащий не имеет, пока состоит на гражданской службе. Ограничения, установленные данным законом, установлены и действуют и при прохождении гражданской службы, и при поступлении на гражданскую службу, то есть относятся к гражданину, который еще не стал гражданским служащим.

Действующим законодательством, а именно п. 4 ст. 10 Федерального закона № 58, правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается этим федеральным законом [1].

Под государственным служащим понимается лицо, которое профессионально осуществляет свою служебную деятельность на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и её субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное вознаграждение за счет средств федерального либо регионального бюджета.

Правовое положение государственного служащего определяет условия при поступлении и прекращении госслужбы, а также её прохождение.

Рассматривая запреты и ограничения, которые регулируют прохождение государственной гражданской службы отметим следующие нюансы. Так, лицо, которое претендует на вакантную должность государственного гражданского служащего, не имеет права занимать её в случаях:

1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.

2. Осуждения его к отбыванию уголовного наказания, а также имеющейся не снятой или не погашенной судимости.

3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или служебную тайну [3].

4. Наличия заболевания, препятствующего исполнению своих должностных обязанностей.

5. Нахождения в родственных отношениях с гражданским служащим, которое связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

6. Прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.

7. Наличия гражданства другого государства.

8. Представления фиктивных документов или ложных сведений.

9. Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

10. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения возложенных служебных обязанностей.

11. Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Касательно запретов, которые налагаются на государственного гражданского служащего при замещении им должности, следует отметить:

- избрание или назначение на государственную должность, исключение составляют изданные указы Президента РФ о замещении федеральными министрами должностей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах;

- избрания государственного служащего на выборную должность в орган местного самоуправления;

- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, созданную в государственном органе.

В целях противодействия коррупции в органах государственной власти, должностным лицам государственной гражданской службы запрещено:

- заниматься предпринимательской деятельностью;

- участвовать в собраниях политических партий, общественных организаций и религиозных объединений, а также создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений;

- приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

- представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность;

- получать вознаграждение от физических и юридических лиц;

- выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

- разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, а также служебную информацию;

- допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей;

- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;

- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций [2];

73

- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Также следует отметить, что гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Законодательством также запрещено в течение двух лет после оставления государственной службы замещать должности либо выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Кроме вышеперечисленного с января 2017 года должностные лица обязаны предоставлять сведения об участии государственного служащего в социальных сетях, форумах. В соответствии со ст. 20.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 15.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», гражданский служащий обязан сообщать сведения обо всех адресах сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, на которых он размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Таким образом, под действие закона подпадает информация о созданных госслужащим страницах на сайтах знакомств, форумах, блогах, досках объявлений, социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Фэйсбук, Инстаграм, Твиттер., Вибер, Телеграмм), об аккаунтах (каналах) в Youtubу.com, Google.com, а также об иных страницах, позволяющих идентифицировать их содержание с личностью госслужащего.

Не подлежит сообщению работодателю информация о размещении соответствующих сведений на официальных сайтах государственных органов в связи с исполнением госслужащим профессиональной деятельности.

Несоблюдение запретов, установленных нормами Федерального закона № 79, предусматривает возможность привлечения гражданского служащего к ответственности, которая определяется как данным законом, так и другими федеральными законами.

Так, в статье 33 Федерального закона № 79 одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы указано нарушение запретов, связанных с гражданской службой.

Процедура установления факта нарушения определенных для гражданского служащего запретов (если это нарушение может повлечь за собой дисциплинарную ответственность) требует проведения служебной проверки по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

В заключение следует отметить, что предназначение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, это:

- установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями;

- создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления;

- обеспечить эффективную служебную деятельность.

Таким образом, существующие ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, имеют легитимный характер, то есть они оправданы и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов гражданина.

Список литературы

1. Федеральный закон № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003.

2. Федеральный законо № 273 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008.

3. Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004.

4. Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007.

5. Портал государственной службы РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/ (дата обращения: 29.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.