Научная статья на тему 'Ограничения, установленные для государственных гражданских служащих в целях противодействия коррупции'

Ограничения, установленные для государственных гражданских служащих в целях противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2379
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗАПРЕТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гацко Михаил Федорович

В статье рассматриваются ограничения и запреты, предусмотренные российским антикоррупционным законодательством для государственных гражданских служащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гацко Михаил Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничения, установленные для государственных гражданских служащих в целях противодействия коррупции»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 342

Гацко Михаил Федорович,

кандидат философских наук, Grand Doctor of Philosophy, заслуженный юрист Московской области, доцент Ногинского филиала РАНХиГС E-mail: [email protected]

ОГРАНИЧЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются ограничения и запреты, предусмотренные российским антикоррупционным законодательством для государственных гражданских служащих.

Ключевые слова

Запреты, ограничения, государственные служащие, противодействие коррупции.

Современные условия развития института государственной службы в России, усиление роли государственного управления увеличивает значимость государственного служащего и соответственно предъявляет к этой категории повышенные требования.

Ограничения для государственных служащих определены в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [5].

Так, государственные служащие призваны:

- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

- уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

- принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

Дополнительные ограничения касаются государственных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, которые, согласно Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885, также призваны:

- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

- принимать меры по предупреждению коррупции.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 18 устанавливает обязанности гражданских служащих [1].

В их числе и антикоррупционные:

- не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

- соблюдать ограничения, установленные федеральными законами для гражданских служащих;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Кроме указанных предписаний, которые обязан соблюдать гражданский служащий, он также должен не нарушать запреты, которые установлены в ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Государственному гражданскому служащему запрещается

1 замещать должность гражданской службы в случае:

А) избрания или назначения на государственную должность (за искл. случая, уст. ч. 2 ст. 6 N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюза, в т.ч. в выборном органе профорганизации, созданной в государственном органе;

2 заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3 приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

4 быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено законами;

5 получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

6 выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц (за искл. служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ);

7 использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

8 разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9 допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10 принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за искл. научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12 использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13 использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14 создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15 прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16 входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

17 заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 102-ФЗ перечень указанных выше запретов дополнен ещё одним [4]. Так, гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Кроме того, гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Для граждан, замещавших должности гражданской службы, включенные в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, установлено ещё одно ограничение - в течение двух лет после увольнения с гражданской службы они не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях несоблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, к гражданскому служащему применяются меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с государственной службы.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» была дополнена п.11, согласно которому служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае «утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции...».

Статья 59.2. Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определены основания, по которым гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия, это предусмотрено в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Таким образом, одним из приоритетов развития системы государственного управления в современной России является реализация требований по запретам и ограничениям, связанных с прохождением государственной гражданской службы в целях противодействия коррупции. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г., № 31, ст. 3215.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2008. - 30 декабря.

3. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»// Российская газета. - 2012. - 5 декабря.

4. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г., № 19, ст. 2329.

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 15 августа 2002 г., № 152.

© Гацко М. Ф., 2016

УДК 342

Гацко Михаил Федорович,

кандидат философских наук, Grand Doctor of Philosophy, заслуженный юрист Московской области, доцент Ногинского филиала РАНХиГС E-mail: [email protected]

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ

Аннотация

В статье рассматриваются международные стандарты и анализируются антикоррупционные требования к государственным служащим

Ключевые слова

Антикоррупционные требования, государственные служащие

Генеральная Ассамблея ООН, на своем 82-м пленарном заседании от 12 декабря 1996 года приняла Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, и рекомендовала его государствам-членам ООН в качестве инструмента, которым они могли бы руководствоваться в своих усилиях по борьбе с коррупцией [1].

Указанный Международный кодекс распространен среди всех государств и включен в руководство по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.