Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции (на примере Республики Крым)'

Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции (на примере Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / АNTI-СORRUPTION / LEGAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Андрей Юрьевич

В статье проводится анализ организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти Республики Крым по противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевченко Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции (на примере Республики Крым)»

2. Виноградов В. А. Конституционно-правовая ответственность в механизме реализации Конституции Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2004. № 2. С. 22-24.

3. Мухачев И. В., Цапко М. И. Конституционно-правовой статус юридической науки в ситуации концептуальной неопределенности // Общество и право, 2012. № 5 (42). С. 66-71.

4. Алексеев И. А., Трофимов М. С., Белявский Д. С., Свистунов А. А., Цапко М. И. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М.: Проспект, 2014. 216 с.

5. Мухачёв И. В., Андрианова М. А. Правовые проблемы обеспечения равного доступа к средствам массовой информации во время избирательного процесса в Российской Федерации // Гуманитарные и юридические исследования, 2013. № 1. С. 16-20.

Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции (на примере Республики Крым)

Шевченко А. Ю.

Шевченко Андрей Юрьевич /Shevchenko Andrey Yuryevich - магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье проводится анализ организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти Республики Крым по противодействию коррупции.

Abstract: the article analyzes the organizational and legal framework for the activities of state authorities of the Republic of Crimea of anti-corruption.

Ключевые слова: противодействие коррупции, правовые основы. Keywords: аnti-сorruption, the legal framework.

При характеристике организационно-правовых основ деятельности органов государственной власти Республики Крым по противодействию коррупции, необходимо учитывать:

- во-первых, специфику правовых основ деятельности органов государственной власти Республики Крым по противодействию коррупции с учетом законодательства Республики Крым;

- во-вторых, степень и эффективность их непосредственной реализации соответствующими органами.

Раскрывая содержание первого пункта, необходимо отметить следующее. Правовые основы противодействия коррупции в данном случае выступают в виде двухуровневой системы, а именно федеральный уровень и уровень субъекта федерации. Если говорить о федеральном законодательстве, то к основным правовым актам, регулирующим деятельность органов государственной власти Республики Крым по противодействию коррупции необходимо отнести следующие федеральные законы (далее - ФЗ): ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ от 03 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», ФЗ от 07 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц

открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В структуре правовых основ довольно большое количество указов Президента Российской Федерации, среди них указы Президента: № 226 от 11 апреля 2014 г. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы», № 821 от 01 июля 2010 г. «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», № 558 от 18 мая 2009 г. «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», № 1065 от 21 сентября 2009 г. «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», № 309 от 02 апреля 2013 г. «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», № 310 от 02 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», № 613 от 08 июля 2013 г. № 613 « Вопросы противодействия коррупции», № 460 от 23 июня 2014 г. «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», № 120 от 08 марта 2015 г. «О некоторых вопросах противодействия коррупции», № 364 от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». К правовым основам также относятся и Постановление Правительства Российской Федерации, в частности № 10 от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (вместе с «Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации »), № 29 от 21 января 2015 г. «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» и некоторые другие акты. Если говорить о законодательстве Республики Крым, то это, прежде всего, Законы Республики Крым (далее - ЗРК): № 7-ЗРК от 29 мая 2 014 г. «О государственной гражданской службе Республики Крым», № 36 -ЗРК от 22 июля 2014 г. «О противодействии коррупции в Республике Крым». Указы Главы Республики Крым: № 174-у от 04 августа 2014 г. «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Крым и урегулированию конфликта интересов», № 209-у от 20 августа 2014 года «Об утверждении Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнения ими служебных (должностных обязанностей), сдаче и

18

оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации», № 222-у от 27 августа 2014 г. «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения каких-либо лиц с целью склонения государственного гражданского служащего Республики Крым к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений», № 549-у от 31 декабря 2014 г. № 549-у «О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», № 47-уот 20 февраля 2015 г. «Об утверждении Положения о порядке контроля за выполнением программ (планов) противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Республики Крым и Аппарате Совета министров Республики Крым», № 54-у от 27 февраля 2015 г. «О мерах по противодействию коррупции в Республике Крым», № 110-у от 21 апреля 2015 г. «О вопросах противодействия коррупции в Республике Крым», № 197-у от 28 июля 2015 года «О возложении осуществления функций органа Республики Крым по профилактике коррупционных и иных правонарушений», № 258-У от 22 сентября 2015 года «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Крым», № 269-У от 30 сентября 2015 года «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о проверке соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, Исполнения обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению». Постановления Государственного Совета Республики Крым также выступают правовыми основами противодействия коррупции, в частности, Постановление № 2343-6/14 от 09 июля 2014 г. «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Крым, должностей государственной гражданской службы Республики Крым, и лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей».

Именно, исходя из анализа данной нормативно-правовой базы, можно судить о том, какие организационные основы противодействия коррупции органами государственной власти Республики Крым существуют на сегодняшний день в Республике, каким образом они реализованы, а также о степени их непосредственной реализации.

Прежде всего, ЗРК № 36 «О противодействии коррупции в Республике Крым» в целях организационного обеспечения реализации антикоррупционной политики в Республике Крым, а также координации субъектов антикоррупционной деятельности предусматривает в ст. 15 образования Главой Республики коллегиального совещательного органа, которым до 5 марта 2015 года являлась Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции [1]. Указом Главы Республики № 258-у данный орган был ликвидирован и одновременно с этим образован новый орган, которым на сегодняшний день является Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Крым [2].

Далее, Указом Президента Российской Федерации № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» предусмотрена рекомендация по созданию в субъектах Российской Федерации органов профилактики коррупционных и иных правонарушений [3], а Указом Главы Республики Крым № 197-У данный орган был определен и на сегодняшний день данным органом выступает Комитет по противодействию коррупции Республики Крым [4].

Важной организационно-правовой основой является функционирование в органах государственной власти Республики Крым комиссий по соблюдению требований к

19

служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Образование и функционирование данных комиссий предусмотрено целым рядом нормативных правовых актов, а именно ФЗ №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5]. Указом Президента Российской Федерации № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» [6], ЗРК № 7 «О государственной гражданской службе Республики Крым» [7] и наконец Указом Главы Республики Крым № 174-у «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Крым и урегулированию конфликта интересов» [8]. В частности Указом Главы Республики Крым № 174-у установлена императивная норма, обязывающая органы исполнительной власти Республики образовать соответствующие комиссии в таких органах.

Не менее важной организационно-правовой основой является утверждения различного рода перечней должностных лиц, на которых в связи с осуществлением ими своих полномочий или в связи с занимаемой ими должностью возлагается обязанность претерпеть ограничения, предусмотренные законом, а также порядков преставления ими сведений, уведомлений и т.п.

В частности, Указ Главы Республики Крым от 21 апреля 2015 года № 110-У «О вопросах противодействия коррупции в Республике Крым» обязывает органы исполнительной власти республики утверждать перечни должностей государственной гражданской службы, в замещение которых влечет запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами [9]. Или, к примеру, Указ Главы Республики Крым от 31.12.2014 № 549-У «О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязывает органы исполнительной власти утвердить перечни должностей государственной гражданской службы, замещение которых предусматривает размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах и предоставление этих сведений общероссийским средствам массовой информации [10]. Одним из самых ярких примеров является Постановление Государственного Совета Республики Крым от 9 июля 2014 г. N 23436/14 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Крым, должностей государственной гражданской службы Республики Крым, и лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей», которое обязывает все органы государственной власти утвердить перечень должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые и при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга(и) и несовершеннолетних детей [11].

Наряду с различными перечнями, как было отмечено, существует обязанность по утверждению различных порядков по осуществлению государственными служащими тех или иных действий. В частности Указ Главы Республики Крым от 27.08.2014 № 222-У «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя о фактах

20

обращения каких-либо лиц в целях склонения государственных служащих Республики Крым к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений» обязывает органы исполнительной власти утвердить такой порядок [12]. Другой пример, Указ Главы Республики Крым от 20.08.2014 № 209-У «Об утверждении Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» обязывает утвердить в органах исполнительной власти такие положения [13].

Таким образом, на примере Республики Крым был проведен анализ организационно-правовых основ противодействия коррупции на уровне субъекта Российской Федерации. В результате проведенного анализа, следует отметить, что за довольно небольшой промежуток времени нахождения Республики Крым в составе Российской Федерации, был принят довольно большой массив антикоррупционного законодательства и на сегодняшний день можно утверждать, что организационно -правовые основы деятельности органов государственной власти Республики Крым по противодействию коррупции полностью приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, что наилучшим образом должно отразиться на состоянии законности в данной сфере.

Литература

1. [Электронный ресурс]: Закон Республики Крым № З6-ЗРК от 22 июля 2014 г. «О противодействии коррупции в Республике Крым». URL: http://rk.gov.ru/file/36-zrk.pdf/ (дата обращения: 06.10.2015).

2. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 258-У от 22 сентября 2015 года «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Крым». URL: http://rk.gov.ru/file/258-%D1%83.pdf/ (дата обращения: 06.10.2015).

3. [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № 364 от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0 001201507150011.pdf/ (дата обращения: 06.10.2015).

4. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым 197-у от 28 июля 2015 года «О возложении осуществления функций органа Республики Крым по профилактике коррупционных и иных правонарушений». URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_254748.pdf/ (дата обращения: 06.10.2015).

5. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 07.10.2015).

6. [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации № 821 от 01 июля 2010 г. «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102226/ (дата обращения: 07.10.2015).

7. [Электронный ресурс]: Закон Республики Крым № 7-ЗРК от 29 мая 2014 г. «О государственной гражданской службе Республики Крым». URL: http://rk.gov.ru/file/7-zrk.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).

8. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым №174-у от 04 августа 2014 г. «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению

21

государственных гражданских служащих Республики Крым и урегулированию конфликта интересов». URL: http://rk.gov.ru/file/174-%D1%83(2).pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).

9. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 110-У от 21 апреля 2015 года «О вопросах противодействия коррупции в Республике Крым». URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_243682.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).

10. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 549-У от 31.12.2014 «О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет». URL: http://rk.gov.ru/file/549-%D1%83.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).

11. [Электронный ресурс]: Постановление Государственного Совета Республики Крым № 2343-6/14 от 9 июля 2014 г. «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Крым, должностей государственной гражданской службы Республики Крым, и лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей». URL: http://rk.gov.ru/file/2343-6.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).

12. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 222-У от 27.08.2014 «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения государственных служащих Республики Крым к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений». URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/222-%D1%83.pdf/ (дата обращения: 07.10.2015).

13. [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Крым № 209-У от 20.08.2014 «Об утверждении Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности Республики Крым, государственными гражданскими служащими Республики Крым о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации». URL: http://rk.gov.ru/rus/iile/pub/pub_233057.pdf./ (дата обращения: 07.10.2015).

Некоторые вопросы правового регулирования проведения актикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым Шевченко А. Ю.

Шевченко Андрей Юрьевич /Shevchenko Andrey Yuryevich - магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены основы правового регулирования проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.